Рассмотренные нами примеры употребления диалектной лексики свидетельствуют о многогранности ее функций и особой роли в структуре обряда. Именуются конкретные реалии, которые при выполнении определенных действий указывают на переход в новое качество. В использовании территориально маркированного слова нашло отражение понимание жизненного цикла как постоянного изменения границ и пространств. Смысловая нагрузка диалектизмов говорит о глубинной внутренней связи языка и духовной культуры: семантика лексических единиц в определенном соответствии с сутью обряда предает единство мировосприятия и мироощущения народа.
Литература
1. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010. С. 17.
2. Фефилов А. И. Когитология - наука о языко-сознании и речемышлении. иЯЪ: http://staff.ulsu. ru/fefilovai/frame666.html
3. Гайсина Ю. В. Свадебный обряд в селе Стоя-ново // Тульская область. Одоевский край: Очерки прошлого и настоящего. М., 2007. С. 340.
4. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры ... С. 135.
5. Словарь русских народных говоров. Вып. 11. Л., 1976. С. 361.
N. A. KRAsovsKAYA. THE RoLE of THE DIALECT vocABuLARY
in designation of ritual actions
Dialects of Tula Region are considered in the article. Nomination of customs and components of a rite, place of the relevant vocabulary in the family and everyday rites are analyzed.
Key words: function of dialects, dialects in Tula region, rites, traditions.
Ф. Г. ГАДЖИЕВА
ФИГУРНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ХЛЕБА ЛАКЦЕВ
Автор характеризует особенности кавказской кухни, касающиеся приготовления домашней выпечки на праздники или по случаю каких-либо важных событий в жизни семьи.
Ключевые слова: обряды и традиции лакцев, фигурные хлеба.
Народы Кавказа в дни календарных и религиозных (Ураза-байрам, Курбан-байрам) праздников, при проведении семейно-бытовых обрядов (свадьба, укладывание ребенка в люльку, обрезание) и реже - в повседневной жизни готовили особые обрядовые хлеба в форме человека, животного или иной фигуры [2]).
Упоминание о нем, относящееся к 40-м годам ХХ века, встречается у Л. Б. Панек: «В начале весны и во время первого вывоза плуга в поле для детей пекут особые хлебцы барту, которые изображают человеческую фигуру или имеют крестообразную форму. Этот хлеб украшается воткнутыми в него орехами, сухими фруктами или яйцами» [3].
Барту огромных размеров, украшенная яйцами и орехами, служила призом для победителя скачек; об этом сообщает З. Б. Рамазанова [4]. Х. М. Халилов также указывает: у лакцев в первый день весны готовили специальный ритуальный хлеб фаллической или зооморфной формы с начинкой из орехов, фиников, изюма, яиц, мяса [5]. Наиболее полную и подробную информацию о таких изделиях дала А. Г. Булатова: «Лакцы пекли к этому дню барта и гьивх риршу ччат1ру (хлебцы с орехами), которые в другое время не готовились. Хлебы эти выпекались из сдобного теста, приготовленного на молоке и яйцах, украшались орехами, финиками, изюмом. Жители с. Кумух и близлежащих селений делали барта зооморфной формы: верхняя часть овальной лепешки из теста разрезалась посередине и наподобие бараньих рогов закручивалась в стороны; с помощью фиников,
изюма, кураги лицевой стороне хлеба, смазанной при выпечке яйцом, придавали сходство с мордой животного. Барта могли иметь и антропоморфные очертания: делались руки, ноги, голова, туловище, в область живота вставлялось яйцо. Пекли из сдобного теста хлебцы, изображавшие в профиль птиц (къахъну - “куропатка”), животных» [6].
Барта готовили и в виде длинного овального хлеба с вдавленным в центр яйцом; его дополняли по верхнему краю украшением из вареных, окрашенных в красный цвет яиц, яблок, которые укреплялись на специальных прутьях. Иногда на лицевой стороне выпечки делали отпечаток ладони, символизировавший, вероятно, трудолюбие человека, его производственную деятельность [7]. Барта были столь обязательной принадлежностью праздника, что в народе ночь весеннего равноденствия называлась бартрал хху (ночь барта); во многих случаях и костер, разжигавшийся в эту ночь, называли барта [8].
Во время праздника начала весны и при проведении некоторых семейно-бытовых обрядов для детей готовили цулкъри - хлебцы небольшого размера с запеченным в них яйцом, имевшие иногда форму птичьего силуэта [9]. Например, лакцы из с. Цовкра во время проведения обряда укладывания ребенка в люльку предварительно выпекали 20-30 цулкъри антропоморфной формы. Их клали в люльку, и каждый из детей, присутствовавших при этом обряде, по очереди брал для себя хлебец со словами: «Твой хлебец мне, мой сон тебе» [10]. Подобного рода обычай прослеживался и у дар-гинцев-цудахарцев: если ребенок не засыпал, то
для умилостивления духов его мать или близкая родственница пекла бусбуссе ('сонники') в виде двух небольших восьмерок, которые клали у головы малыша [11].
Фигурные обрядовые хлеба выпекались и балхарцами - этнической группой лакцев, проживающей в этноконтактной зоне с даргинцами-акушинцами. Балхарки для угощения готовили цухьри (ед. ч. цуша - 'медведь') - колобки из пшеничной муки, нашпигованные орехами и изюмом и зажаренные в жиру или в масле. Можно предположить, что первоначально они имели именно зооморфный вид, утраченный после принятия ислама. Для детей выпекались антропоморфные и зооморфные коржи из пресного теста, украшенные очищенными орехами, изюмом, кусочками сахара. Специально к празднику первой борозды делали большие баранки с орехами, сахаром и вареными яйцами - къун-барта, которые навешивались на рога быков при ритуальной вспашке, а также служили призами для победителей в соревнованиях, в скачках, беге, борьбе, метании камней и др. [12].
Итак, обрядовая выпечка лакцев отличается разнообразием. Основной ритуальный хлеб - барта - функционирует как подарок детям или приз победителям в спортивных состязаниях на празднике первой борозды.
Популярные у аварцев и даргинцев баранки готовились лишь у балхарцев, живших в иноэтни-ческом окружении даргинцев-акушинцев. Учитывая присущий подобного рода этническим группам консерватизм бытовой культуры [13], можно предположить, что обычай печь баранки къун-барта в прошлом был распространен у всех лакцев.
Примечателен лакский обряд укладывания ребенка в люльку, который сопровождается дарением обрядовых хлебов и не имеет, насколько нам известно, аналогов в Дагестане [14].
Литература
1. Чурсин Г. Ф. Фигурные обрядовые печенья у кавказских народов // Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. Л., 1930. № 6. С. 34.
2. Булатова А. Г. Лакцы: историко-этнографическое исследование (XIX - начало ХХ в.). Махачкала, 2000. С. 327.
3. ПанекЛ. Б., Шиллинг Е. М. Лаки: сб. очерков по этнографии Дагестана. Махачкала, 1996. С. 14.
4. Рамазанова З. Б. Пища народов Нагорного Дагестана в XIX - начале ХХ в. Махачкала, 2003. С. 63, 119.
5. Халилов Х. М. Устное народное творчество лакцев / под ред. Г. Г. Гамзатова. Махачкала, 2004. С.15-16.
6. Булатова А. Г. Лакцы ... С. 303.
7. Там же. С. 305.
8. Булатова А. Г. Пища в традиционных праздниках и обрядах народов горного Дагестана (XIX -нач. ХХ в.) // Система питания народов Дагестана ^ГС-ХХ вв.). Махачкала, 1990. С. 70.
9. Там же.
10. Рамазанова С. К. Цовкра 1. Вторая половина XIX - XX век: ист.-этногр. очерки. Махачкала. 1998. С. 155.
11. Омаров Ш. И. Быт и духовная культура дар-гинцев-цудахарцев в XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2008. С. 164.
12. Лугуев С. А. Балхарцы. XIX - начало ХХ в.: этногр. исслед. Махачкала, 2008. С. 98.
13. Смирнова Т. Б. Обычай венчания покойников у немцев Сибири // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 142.
14. Сефербеков Р. И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009. С. 325-328.
f. g. gadzhiyeva. laks' figured ritual bread
The author of the article characterizes the peculiarities of the Caucasian cuisine that apply to the preparation of homemade pastries on the occasion of a holiday or other important events in family's life.
Key words: Laks' rites and traditions, figured bread.
З. З. АБДУЛКЕРИМОВА
РАЦИОН ТРАДИЦИОННОГО ПИТАНИЯ ДАРГИНЦЕВ: ЗАГОТОВКА МЯСА ВПРОК (По полевым этнографическим материалам даргинских сел)
На основе полевого этнографического материала обобщено современное бытование традиционных приемов заготовки впрок мясных продуктов у одного из этносов Дагестана - даргинцев.
Ключевые слова: консервирование продуктов, способы обработки и сохранения мяса.
Один из наименее изменчивых элементов материальной культуры этноса - пища. По составу продуктов (в частности - мясных) и способам их приготовления рацион питания даргинцев не отличается от традиционной кухни других народов
Кавказа. Это обусловлено типом хозяйства, природно-географическими условиями, общностью этнических корней и взаимовлиянием культур [1].
Свежее мясо даргинцы, как и другие этносы Дагестана [2], употребляли главным образом