Научная статья на тему 'Фигуративный аспект в социальности музейного сервиса'

Фигуративный аспект в социальности музейного сервиса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИГУРАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УЧАСТНИКИ / ВОЛОНТЕРЫ / ХОСТЕЛ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЛЕКС МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОБОЛЬСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЗАМОК / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щербинин Михаил Николаевич, Сидорова Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены фигуративные аспекты социального эксперимента в рамках реализации форс-проекта «Хостел «Узник» на базе Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Автор определяет фигуративность как основной прием социокультурного производства. В статье представлен специфический характер организации музейного пространства. Весьма детально автор раскрывает аспект правового просвещения, статья снабжена достаточным количеством примеров. В конце статьи автор приходит к выводу о том, что проявления фигуративности представляют собой лишь часть аспектов социально-правового просвещения в системе комплекса музейных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фигуративный аспект в социальности музейного сервиса»

УДК 001

Щербинин Михаил Николаевич

доктор философских наук, профессор. Тюменский государственный университет sez-lana@yandex.ru

Сидорова Светлана Юрьевна

директор государственного автономного

учреждения культуры Тюменской области

«Тобольский историко-архитектурный

музей-заповедник»,

доктор музейного дела (МАААК)

sez-lana@yandex.ru

Фигуративный аспект

в СОЦИАЛЬНОСТИ

музейного сервиса

Mikhail N. Shcherbinin

doctor of Philosophy, professor Tyumen State University sez-lana@yandex.ru

Svetlana Y. Sidorova

director of the state autonomous cultural institution of the Tyumen region «The Tobolsk historical and architectural memorial estate», doctor of museum business (MAAAK) sez-lana@yandex.ru

Figurative aspect in

A SOCIALITY OF MUSEUM SERVICE

Аннотация. В статье рассмотрены фигуративные аспекты социального эксперимента в рамках реализации форс-проекта «Хостел «Узник» на базе Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Автор определяет фигуративность как основной прием социокультурного производства. В статье представлен специфический характер организации музейного пространства. Весьма детально автор раскрывает аспект правового просвещения, статья снабжена достаточным количеством примеров. В конце статьи автор приходит к выводу о том, что проявления фигуративности представляют собой лишь часть аспектов социально-правового просвещения в системе комплекса музейных услуг.

Ключевые слова: фигуративность, социальный эксперимент, участники, волонтеры, хостел, правовое просвещение, воспитание, музейное пространство, комплекс музейных услуг, социокультурное пространство, Тобольский Тюремный замок, историко-культурное наследие.

Annotation. In the article figurative aspects of social experiment within realization a force-project «Uznik» Hostel on the basis of the Tobolsk historical and architectural Memorial Estate are considered. The author defines fig-urativity as the main technique of sociocultural production. Specific character of the organization of museum space is presented in the article. The author in great detail reveals the aspect of legal education; the article is supplied with examples. At the end of article the author comes to a conclusion that manifestations of figurativity represent just a part of aspects of social and legal education in the system of museum services complex.

Keywords: figurativity, social experiment, participants, volunteers, hostel, legal education, education, museum space, complex of museum services, sociocultural space, the Tobolsk Prison, historical and cultural heritage.

При постижении исторического опыта цивилизации филистеру необходимо иметь возможность, проникнув в гуманитарную среду, идентифицироваться в ней. Здесь фигуратив-ность выступает основным приемом социокультурного производства, поскольку музей, как сложная форма социальной организации, концентрирует в себе эпохальное умножение объемов общественного познания и бытования человечества, а музеи-заповедники, как ансамблевые явления, соединяют противоречия интегрирующего социума в образы - символы, образуя фигуративное поле историко-культурного наследия.

Рассмотрим организацию социальных форм пространства, времени и движения, как средства

осуществления фигуративного социального бытия на примере одной из самых противоречивых пенициарных фигур исправительного круга -исторического мемориального архитектурного комплекса Тобольского Тюремного замка, размещенного на территории Тобольского кремля -Тобольской пересыльно-каторжной тюрьмы (19 век), Тобольского централа (20 век). Еще тридцать лет назад это была одна из самых ужасающих тюрем на территории нашей страны. Здесь содержались ссыльные и пересыльные, заключённые на сроки по судебным приговорам, срочные и бессрочные. Стены тюрьмы хранят не только память о сотнях заключенных, против воли оказавшихся в далекой Сибири, но и оберегают останки сотен невинно убиенных и рас-

101

стрелянных россиян, ставших жертвами политических репрессий. Аскетическая эстетика архитектурного пространства, специфическая атмосфера блока усиленного режима изоляции политических узников и криминальных элементов общества понуждают приходящего задуматься об основных моральных принципах человека и его гражданских ценностях. Это ли не фигуры властно-подчиненной системности и гражданской нетривиальности? Первоначально первопоселенцы в деревянном остроге содержали нарушителей, мздоимцев и злоумышленников, так у острога родился образ темницы, казематов, страшного узилища. Фигурально выряжаясь, сам Тюремный замок вобрал в себя все особенности системы социальной оптики (надзора), формируя зловещий имидж и знаковой фигуры арестантских корпусов Тобольской невольницы. Персонификация казематных сидельцев дополнила уникальный объект мистификацией личностей (фигур), отбывающих здесь установленный срок пребывания в изоляции от общества. «Фигуры сначала крайне монструозных, а затем все более и более очеловеченных сил становились «мерилом» всей человеческой деятельности, ограничивая или, наоборот, побуждая в тех или иных действиях. При этом их символическое начало поддерживало, стимулировало активность человеческого рода, как деятельность сознательную, соединяя «материальное» и идеальное, мертвое и живое, телесное и духовное. Наконец ... с помощью фигур и фигурок осуществлялись идентификация и самоидентификация человека» [1]. Совмещение в едином идейном решении социальных институций контроля на ограничение свободы индивидуума и духовного самоопределения здесь же, на этой территории, привело к маргинальности фактора фигуративности. Время и пространство сформировали из специализированных сооружений фигуру комплекса, притягивающего внимание публики, туристов, посетителей и зрителей. Тюремный замок-это часть грандиозного музейного ансамбля Тобольского кремля, в противовес к сложившимся качествам общественнокультурного центра края, дополнивший его возведениями специфической (пенитенциарной) государственной деятельности. А так как Кремль вобрал в себя идеологические составляющие многовековой жизнедеятельности города, как социального субъекта, то и вполне естественным будет сравнение его ипостасей с человеческими заповедями: «от тюрьмы да от сумы не зарекайся». Тобольский Кремль, не зарекаясь и не отрекаясь, как есть соединил в себе, казалось бы, абсолютно кардинальные стороны государственности, отразившиеся в провинциальной столичности. Тюремный замок (тюрьма), Гостиный двор (сума), здесь же рядом Воеводский (административный) двор, Софийский (духовный) двор, Красная и Соборная площади (общественное поле исторического центра в мегаполисе) и т.д. Здесь сформированная пространственная социальная фигуратвность являет собой социальную субстанцию присутствия государства в провинции и присутствие человека у властной паперти. Нынешний день придает Кремлю иной характер, теперь это не только культурный ландшафт, это пространство соци-

альной презентативности. Открытость территории Кремля образует фигуральную доступность и дает индивиду возможность получить целый комплекс гуманитарного просвещения и приобщения. А ему для полноценного и содержательного отдыха необходимо ощущение и сопричастности, и приватности. И здесь предоставление комплекса музейных услуг - просветительных, образовательных, экскурсионных, досуговых и сервисных - становится важнейшей задачей музея на современном этапе развития общества и удовлетворения потребительских интересов заинтересованной публики. Поскольку именно учреждения культуры музейного типа дают человеку возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям, осознать сопричастность с процессами развития общества и испытать на себе активно или пассивно все стороны взаимодействия человека и социума в воссозданной атмосфере. Для продуктивной и успешной реализации современного комплекса услуг, предоставляемого учреждениями культуры музейного типа, необходимы определенные условия, одним из которых является возможность в доступной форме предоставить обывателю максимально полный комплект запрашиваемой «продукции». И если музей, кроме уникальных фондов, имеет еще и мемориальные архитектурные постройки, отражающие определенные функции государственной системы, это становится дополнительным ресурсом учреждения. Так, например, посетители Тюремного замка, объекта Тобольского музея-заповедника, особенно любители экстремального отдыха, систематически запрашивали что-то незаурядное, желая задержать здесь свое пребывание. Вследствие этого стремление музейных служителей привлечь внимание публики к «особому объекту показа» и использовать возможность не только поражать, но и просвещать, привели к созданию форс-проекта «Хостел «Узник». А использование имиджа (фигуры) уникального мемориального комплекса для жилья и организации содержательного отдыха в необычных условиях дали стимул к настоящему открытию, и в прямом и переносном смысле, данной дефиниции. Открытый хостел стал дополнительной возможностью туристического Тобольска по размещению гостей в самом центре Кремля, представляя некий симбиоз европейской общежитийной системы и русских доходных домов, предлагающих непривередливым путешественникам недорогое место для ночевки. Безусловно, новый проект - отнюдь не традиционная форма сервисных услуг, поскольку расположенные в отремонтированных и восстановленных карцерах Тобольского Тюремного замка - настоящие номера-камеры, с массивными двухъярусными кроватями-нарами и грубыми деревянными табуретами - не столько колоритное место ночевки, сколько необычная воспитательная среда для кратковременного пребывания «трудных» категорий населения. Хостел «Узник» - не просто места для ночлега, а прежде всего пространство, наделенное особой историей, часть которой все еще можно испытать, остановившись в одном из его номеров. Открывая новую практику, устроители ставили перед собой сразу несколько общественно-важных задач, но все же прио-

102

ритетно выделили: расширение сферы социально-направленных услуг ГАУК ТО «ТИАМЗ»; привлечение внимания общественности к последствиям девиантного поведения молодежи, как социально-нравственной проблеме в современных реалиях; показательное моделирование негативной среды, как результата девиантного поведения молодежи (изоляция, заключение под стражу), в качестве профилактической меры воспитания, установление у подрастающего поколения понимания таких этических понятий, как: «норма», «мораль», «честь», «долг» в системе формирования социально-витальных ценностей гражданина, увеличение туристического интереса к нетривиальности гражданской культуры Западной Сибири.

Учредители проекта уверены, что сочетание таких факторов, как познавательность и интерактивность, правовое просвещение, средовое воспитание сформируют особое внимание посетителей. Организовать конкурентную базу будет крайне сложно, т.к. Кремль, как фигуративный фактор социокультурного пространства, и в Тюменской области и в Сибири - единственный, а расположенный на туристическом маршруте Тюремный замок, несомненно, сформирует интерес туристов и даст возможность задействовать горожан в содержательном и продуктивном отдыхе на мемориальной территории историко-культурного Тобольского музейного комплекса. Главным критерием эффективности должны стать: увеличение охвата культурнопросветительской деятельностью широких слоев населения, динамика роста посещаемости социально-культурного объекта, расширение спектра комплексных туристских услуг.

Особую важность это музейное новшество приобрело с введением в него социального эксперимента «Узник». На презентации хостела волонтеры-студенты и преподаватели филиала Тюменского Государственного университета в городе Тобольске согласились освоить, уже как участники экстрим-тура, «дорожную карту» экстремального ночного маршрута. Для подготовки к теме в начале «исправительной линии» в фондах научной библиотеки музея-заповедника «узники» полистали печатные источники 19-20 веков судебной системы Имперской России. Затем, пройдя экскурсионным маршрутом по ночным коридорам и подземным ходам арестантских корпусов, вдоль прогулочных двориков, они остановились у «расстрельной стены», где почтили память невинных жертв политических репрессий, чьи останки до сих пор покоятся здесь. Далее по «выкрику начальника» респонденты вошли в блок «Карцеров», где и организован хостел, и, оставшись без современных вербальных средств связи с внешним миром, остались на ночлег. Освободившись от современных уз коммуникации, они стали узниками замкнутого пространства и получили возможность в неординарных условиях оказаться в ограниченном кругу малознакомых людей. Все впечатления были зафиксированы ими в специальных дневниках и социальных анкетах. «Узники» дважды за ночной период смогли выйти в социальные сети и поделиться своими «живыми» впечатлениями.

Данная образность (фигуральность) Тюремного замка определилась в особой ауре места и в процессе приобщения волонтеров к ценностям неординарной культуры, и безусловно отразилась в ситуации их интерактивного участия по средствам анкетирования. Например: А.: «Я ожидал, что нас поселят в такие номера, где будет свет лишь от керосиновой лампы, более серые ободранные стены. Хотел бы провести ночь на настоящей «шконке»! Хотелось бы больше экстрима! Но я увидел хороший ремонт с довольно интересным интерьером, очень комфортным и немного напоминающим «тюрьму», Б.: «Мы пытались поставить себя на их место, что оказалось довольно просто, ведь все эти стены пропитаны напрочь многовековой историей людей с интересными судьбами ... эта ночь в тюрьме запомнится мне надолго!!!»

В.: « Идея замечательная, но кое-кому кажется, что это веселая тусовка, им просто весело как в общаге!» Б.: «Нужно было дать людям время и возможность побыть наедине с собой, тогда, может быть, цель, которую хотели достичь, имела бы место, а так это был детский пионерский лагерь. а я хотела бы побыть здесь наедине с собой. Иначе нет смысла ни в чем ...». Е.: «Атмосфера тюрьмы никак не влияет на мое эмоциональное состояние», Г.: «Меня начинают беспокоить мысли о прошлом, заключенных, которые сидели здесь в тюрьме. Наверное, они размышляли о своем совершенном поступке, или ошибке. Все-таки, одиночество в этих помещениях навевает на размышления о жизни в целом», Л.: «Просидев в карцере определенное время, даже читая книгу, мысли все равно о том, что тут было раньше. Стены карцера давят не столько на психику, сколько на сознание. Вооб-ще-то я узнала очень много интересного за этот вечер! А из-за камеры ощущение, как будь то это какое-то реалити-шоу!» [2]. Фигура зловещей тюрьмы даже в обустроенных сервисных, но все же мемориальных помещениях, приносит человеку определенные установочные эмоции, формирует образность его ощущений и дает возможность ему в полной мере погрузиться в предложенные обстоятельства. Спустя две недели состоялась пресс-конференция участников эксперимента, которые высказали свои впечатления, сформулировали предложения по дальнейшему процессу реализации проекта. Между тем, они отметили свое подавленное состояние и плохое физическое самочувствие на следующий день после экстремальной ночи.

Отзывы участников эксперимента спустя несколько дней свидетельствуют о сложившихся впечатлениях: Светлана Гарифуллина: «Мои впечатления от ночи в тюрьме незабываемые. Вспоминая, осознаешь то, что не все живут хорошо. Люди, которые оказались в неволе, должны иметь стальной характер, чтобы это вынести. Просидев ночь в карцере, понимаешь, что долго оставаться там никто не пожелает». Наталия Яптик: «Ночь, которую я провела в тюремном замке, я не забуду никогда. Мне и остальным участникам проекта посчастливилось стать первыми, кто испытает на себе все «прелести» тюремного быта. Экскурсия по бывшим местам за-

103

ключения свободы заставляет почувствовать дух ушедших времен. Обстановка в тюремном замке, несмотря на ремонт, угнетающая. Тяжело осознавать, что испытывали люди, находящиеся там. Особое впечатление произвела расстрельная стена, печально осознавать, что она связана с насилием и смертью. В проекте есть элемент правого образования, ведь, несомненно, эта экскурсия позволяет задуматься, а действительно ли мы хотим попасть в тюрьму, но не в качестве туриста, а в реальные условия, после которых тяжело стать полноценным членом общества» [3].

Итак, сигнальный вариант экстрим-тура стал своеобразным социально-правовым сталкером для 16 добровольцев (10 девушек и 6 юношей), которые в качестве его первых «ночных постояльцев», хоть и не в полной мере, но все же познали на себе особенности пеницитарной системы Российского Зауралья. А объективная фигура

Литература:

1. Щербинин М.Н. Фигуративность социальности: эстетико-антропологический поиск // Вестник Тюменского государственного университета. 2011, № 10. С. 8

2. Дневники участников социального проекта «Хостел «Узник». Н.А. ГАУК ТО «ТИАмЗ» декабрь 2015год.

3. Светлана Гарифуллина. Наталия Яптик. Отзывы о проекте «Узник». В книге отзывов объекта «Тюремный замок Тобольского кремля» за 2014 год. записи 15.12.2014 г.

социального объекта, соединившись с субъективным фактором обывателя, и образовала фи-гуративность системного воздействия учреждения культуры музейного типа на региональную культуру населения.

Рассмотренные нами проявления фигуративно-сти лишь точечно затрагивали особенности аспектов социально-правового просвещения в системе комплекса музейных услуг, а также касались характеристики мемориальных обстоятельствах наиболее действенных в культурнопросветительном пространстве. Следует полагать, что этим не исчерпывается применение фигуративного подхода к осмыслению общественного бытия человека и его идентификация в социокультурном пространстве. Несомненно, дальнейшее развитие этой области философских исследований расширит имеющиеся представления о человеке в гуманитарной среде.

Literature:

1. Shcherbinin M.N. Figurativity of a sociality: aesthetic-anthropological search // Bulletin of the Tyu-m e n State University. 2011, № 10. P. 8.

2. Diaries of participants of the social project «Uz-nik» Hostel». SaIC Tr «TIAMZ», December, 2015.

3. Svetlana Garifullina. Nataliya Yaptik. Reviews of the «Uznik» project. Visitors' book of object «Tobolsk Kremlin Prison». 2014. Notes of December 15, 2014.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.