ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
В. В. Доронин
Кандидат философских наук, преподаватель, ассистент кафедры философии Тюменского государственного университета E-mail: [email protected]
Vladimir V. Doronin
PhD of philosophy, teacher, Assistant of the Department of Philosophy Tyumen State University,Tyumen, Russia
УДК 130.2
Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии
Статья посвящена феномену женщины в рок-культуре и интересу к нему со стороны эстетической антропологии как науки о красоте человеческой природы. Этот феномен несет в себе большую значимость ввиду многих причин и аспектов, напрямую связан с женским архетипом и со скрытым в нем сложным символизмом. Во введении автор акцентирует внимание на том, что сегодня понятие прекрасного используется в самых различных значениях и что существует прямая взаимосвязь эстетики и антропологии. Фигура женщины в рок-культуре противоречива, неоднозначна, и далеко не всеми признается эстетическое содержание этого явления. Цель работы состоит в том, чтобы показать эстетическую ценность рок-героини. Нами фигура женщины в рок-культуре рассматривается и анализируется с нескольких ключевых методологических позиций. Так, например, с позиции мифологии показаны вневременной характер этого явления и своеобразная связь времен, а с точки зрения постмодернизма можно увидеть, как это явление проявляет себя в контексте современности. С точки зрения эстетической антропологии в архетипическом образе рок-героини ярко раскрываются различные эстетические категории. В результате данного исследования доказано, что рок-героиня воплощает в себе широкий спектр разнообразных качеств, в большей мере свойственных женской природе, главные из которых, конечно, положительные — красота, любовь, доброта, вера, надежда, бескорыстие, жертвенность и т. д. Вывод работы состоит в том, что
Как цитировать статью: Доронин В. В. Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С.100-111.
эти качества эстетически отражаются непосредственно как в ее образе, так и в ее творчестве, а в целом представляют эстетическую ценность фигуры женщины в рок-культуре.
Ключевые слова: рок-культура, рок, рок-героиня, фигура женщины, женский образ, женский архетип, внутренний опыт, эстетика, эстетическая антропология.
«В женщине скрывается удивительная, великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот».
(Арне Гарборг)
Фигура женщины в рок-культуре не менее значима, чем фигура мужчины, а ввиду некоторых обстоятельств иногда даже более привлекательна. Она неоднозначна, символична, часто противоречива, содержит в себе широкий спектр различных дискурсов и точек бифуркации, таит множество загадок и скрытых подтекстов. Актуальность данной темы вызвана тем, что, представляя явный интерес с позиции эстетической антропологии, фигура рок-героини совсем не изучена в философском аспекте и в данной статье исследуется впервые. Кто-то подвергнет критике вышесказанное, указав на то, что образ представительниц рока сомнителен с точки зрения прекрасного. На что автор парирует — дело совсем не в жанровой принадлежности, все зависит от таланта и личности творца. В первую очередь, образ рок-героини привлекает тем, что объединяет в себе казалось бы несовместимые качества.
Рок-культура — давно эстетически сформировавшееся явление, хотя и далекое от классических канонов, а фигуры рок-героинь подчеркивают и дополняют ее эстетические идеалы. По словам Ганса Георга Гадамера: «Сегодня понятие прекрасного используется в самых различных значениях, хотя в нем и сохраняется нечто от старого, изначального смысла греческого слова calon. В определенной ситуации с понятием прекрасного мы связываем то, что освящено традицией, признано в обществе или же нечто в этом роде. Другими словами, то, чем можно любоваться, и что на это было рассчитано» [4, с. 278]. В целом эстетика — как учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, учение об искусстве как особой форме общественного сознания — в настоящее время выходит на новый качественный уровень. Связано это с динамикой развития
современного творчества и прогрессом общества в целом. И еще один фактор, который нельзя списывать со счетов,— никто еще не отменил чувственную сторону многих явлений, в том числе в важных областях жизни человека. Чувственное восприятие по-прежнему остается, может, не доминирующим, но весьма существенным методом в познании человека. По А. Ф. Лосеву, ключевой стороной эстетики является выразительная форма, достигаемая при помощи определенных выразительных средств в той или иной области. Он также полагал, что практически каждая область общественной жизни человека может быть рассмотрена с эстетической позиции. Как ни парадоксально, в областях, на первый взгляд далеких от нее, есть своя эстетика. Некая форма антиэстетики — это тоже эстетика, и стремление к красоте может быть заложено и проявить себя там, где, казалось, ей вообще не может быть места. Любая эстетика развивается в определенной среде, в данном случае в культурной среде, окружающей человека. Отсюда взаимосвязь эстетики и антропологии как науки о развитии человека в культуре. Таким образом, появление эстетической антропологии как учения о развитии чувственных сфер и о перспективе возможного преображения и развития человека в этой области выглядит вполне естественным при современной интеграции наук. В связи с этим мы будем полностью отвергать мнение, что рок-культура лишена эстетики, красоты и устремления к прекрасному. И сегодня мы остановимся только на той стороне рока, где эстетическое содержание практически неоспоримо, наиболее ярко выражено и разнообразно представлено фигурой женщины в рок-культуре. Рассматривать и анализировать этот вопрос мы будем с разных точек зрения. С позиции архетипа героя, считая рок-культуру современным воплощением героической традиции, с точки зрения эстетической антропологии, так как хотелось бы увидеть и проследить некую динамику в развитии фигур рок-героинь. Художественную завершенность их образов помогут раскрыть исследования в области мифологии, так как рок-культура непосредственно связана с традицией, выражающейся в современном мифотворчестве.
Говоря об архетипе рок-героя и вообще об образе героя, автор статьи неоднократно подчеркивал в других работах его дуальный характер. Это выражается в непримиримом антагонизме, постоянном присутствии противоположностей, разнополярностей и т.д. Часто они вступают друг с другом в закономерный конфликт, подтверж-
дая собой закон борьбы и единства противоположностей. Рок-герой и рок-культура — идеальное этому подтверждение. Столкновение добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, рая и ада и т.д.—это и есть детерминирующее основание, то, что заставляет героя двигаться вперед и развиваться. Многие и абсолютно разные качественные характеристики собраны одновременно в рок-герое и в рождаемых им художественных образах. Противоречия, в том числе и в нем самом, определяют его действия и поступки. У героя есть только два пути — действовать (биться, сражаться), не сдаваться и двигаться вперед, даже если и придется погибнуть. Или отступить и уцелеть, но перестать быть самим собой, утратив свою природу, перестать быть героем. Эта дуальность по-иному, но так или иначе проявляется и в фигуре рок-героини, причем еще и с акцентировкой присущих ей женских качеств. Это древний символизм, связанный с образом женщины, женского начала и женской природы вообще. В первую очередь, женщина дает жизнь. Хотя в мировой культуре известен и менее распространенный образ женщины, приносящий и гибель, но на нем мы сейчас останавливаться не будем. Дарить жизнь — это главная, основная, первичная и фундаментальная функция женской природы в своем высшем, сакральном проявлении. Женщина уже одним своим присутствием способна приносит радость, комфорт, ощущение тепла, благополучия и счастья. Это тоже проявление эстетической стороны. Потому что «Прекрасное является своего рода самоопределением, излучающим радость самовыражения, не связанным ни с пользой, ни с целесообразностью» [4, с. 278]. В высоком смысле женщина несет множество положительных качеств, воплощенных именно в вечных ценностях: любовь, добро, верность, красота, надежда... Она воплощает собой трансцендентный идеал, который так необходим герою.
Теперь обратимся к знаковой символике, которая весьма точно демонстрирует разницу между женской и мужской архетипической функциональностью. Сделаем это на примере рун. Руна — знак, символ, закодированный источник информации, которую можно расшифровать и интерпретировать определенным образом на разных уровнях. Женский образ весьма точно охарактеризован в первую очередь руной Альгиз, или «птичья лапка», которая символизирует женское начало, дарующее жизнь человеку. Эту руна связана с другими архетипически-ми образами. Женская руна Альгиз похожа на человека с поднятыми
руками, который тянет их к солнцу, дарующему тепло и жизненный свет, в том числе и сакральный. Женская руна еще похожа на дерево с кроной и ветвями, тянущимися опять же вверх, к солнцу и свету. Еще Альгиз символически напоминает женские половые органы, женское лоно, дающее жизнь. В натурфилософии — это аллегорическая связь с лоном природы, которая была воспета в творчестве поэтов-романтиков Колриджа, Блейка, Байрона, Шелли и др. В наше время эту тему подхватили современные поэты и музыканты направления дарк-фолк, в том числе и в России. В перевернутом виде эта руна, «лапками» направленная вниз, меняет все до наоборот. Это мужская руна — того, кто отнимает жизнь. Корни символического древа уходят в землю, в темное царство смерти, а не как в женской, в светлое царство жизни. Поэтому воины рисовали на щитах, мечах эту перевернутую руну и шли в бой с кличем «На смерть!». А женщины вышивали руну Альгиз на вещах, изображали на домашней утвари, детских игрушках, делали обереги с ее изображением, взывая к жизни, к чему стремится всегда женская природа. Таким образом, с архаичных времен во всех культурах женщина сакральна, а ее природа подвижна и пластична, а не статична. Женская природа нередко изменчива и непостоянна. И в этом и ее плюс, и ее минус. Мужчина и символизирующая его мужская руна, наоборот, воплощает качества противоположные. Его природа статична, постоянна, груба и агрессивна. Если женщина дает жизнь, то мужчина—это воин, который жизнь отнимает, пусть даже у врага. Этот примордиальный символизм проявился в различных областях в религии, эзотерики и т.д. Становится понятным, что даже в символическом смысле женщине и мужчине изначально присущи разные качества и разные функции. Поэтому и рок-героиня воплощает качества, свойственные в большинстве случаев непосредственно женской природе. В первую очередь, конечно же, положительные — красота, любовь, женственность, доброта, чувственность, эмоциональность, страстность, сексуальность, даже в утрированном виде, часто доведенном до крайности и эпатажа. «Уникальность, особенность, через которую приходит к нам эстетический опыт, вызывает потрясение, шок» [4, с. 301]. Именно на это часто рассчитано вызывающее творчество и поведение рок-исполнителя или рок-исполнительницы. Это проявляется как во внешности, в имидже, макияже, так и в поведении на сцене и в жизни. В этом видится особая форма эстетического
содержания, пусть в гипертрофированном и менее привычном виде. Эротизм, сексуальность или даже внешняя распущенность также могут являться частью сценического образа и эпатажа, а в более глубоком значении попыткой выйти за рамки ограничений. Это своеобразный способ трансцендирования, а также возможность управления и манипулирования публикой, через только кажущуюся внешнюю доступность. Сексуальность, ритм и звук во много раз усиливают влияние на слушателей. Тем более большинство рок-героинь действительно красивые женщины, а то, что они часто наделены и положительными человеческими качествами, делает их еще более привлекательными. Например, помимо выдающегося таланта отметим незаурядные умственные способности рок-дивы Диаманды Галас, обладающей ученой степенью. Вообще, изощренный женский ум — также весьма эстетическая категория, которая гармонично вписывается в образ рок-героини. Когда лидером группы является девушка, воздействие на коллег, на публику усиливается, добавляет эмоционального накала и пропитывается новой силой, энергией и колоритом. Действительно, нужно быть незаурядной личностью, чтобы обладать умом, характером, харизмой, умением влиять на других, убеждать и отстаивать свою точку зрения, при этом внешне оставаясь хрупким прелестным созданием. Таким образом, рок-героини воплощают разные, но вполне определенные качества через создаваемые ими художественные образы. Условно говоря, их можно систематизировать и провести аналогии с женскими именами. Основных их три — Вера, Надежда, Любовь. Конечно, таких вариаций и аналогий может быть гораздо больше. По этому принципу королева панка и шок-рока Уэнди Орлин Уильямс, конечно же, воплощает Любовь, причем в радикальном своем проявлении, как неудержимую, неуправляемую страсть. Свои пьедесталы в такой классификации бесспорно бы заняли и Эми Уайнхаус, и Нина Хаген, и Блонди, и Кадаверия, и Патти Смит, и многие другие, в том числе и отечественные представительницы рок-культуры — Яна Дягилева, Жанна Агузарова, Ольга Арефьева. Присутствие женщин в роке эстетически преобразило его, сделав ярче и разнообразнее, а главное, принесло в него красоту и гармонию.
Автор в других работах уже не раз утверждал, что рок-культура является современным воплощением героической традиции. Героика, в свою очередь, непосредственно связана с мифологией. Поэтому взгля-
нем на фигуру рок-героини с этой позиции, которая поможет раскрыть другие, более древние стороны женской природы. Е. А. Савицкая в работе «Мифосознание и мифотворчество в рок-музыке...» писала, что ни в одном из видов творческой деятельности современного человека следы мифологического сознания не проявляются столь явственно, как в роке. Отсюда следует, что рок-культура является интереснейшим воплощением стремления «интерпретировать современность посредством мифа». Таким образом она проявляет свой вневременной характер, реализует себя в современности, устанавливая связь времен и мост между культурами. «Что такое миф в наше время? ... миф — это слово, высказывание», но нужно уточнить: «миф — это не любое высказывание; только в особых условиях речевое произведение может стать мифом» [2, с. 72]. Фигура рок-героини именно и создает эти «особые» условия и реализует в них свой эстетический и героический потенциал через свое творчество. «.Миф — это коммуникативная система, сообщение. Следовательно, миф не может быть вещью, концептом или идеей; он представляет собой один из способов означивания; миф — это форма» [2, с. 72]. Рок воплощается в конкретной и непосредственной форме, и одной из его функций является именно передача особого рода информации, в частности, ее выполняют в качестве посредников и медиаторов рок-герои и рок-героини. «.Поскольку миф — это слово, то им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет» [2, с. 72]. В нашем случае рок-героиня на основе своего трансцендентного опыта, подобно норнам — богиням судьбы, сплетает нить своей истории, и через свои творения создает и наполняет современную мифологию. Являясь субъектом рок-культуры, она, ведя свой рассказ, далее разворачивает и разматывает нить повествования, вписывая таким образом современную мифологию в эстетику культурного ландшафта современности. И в этом не последнюю роль играет ее характерный посыл (message). «Мифическое слово есть сообщение. Оно необязательно должно быть устным. Сущность мифа не определяется ни тем, о чем он повествует, ни его материальным носителем, так как любой предмет может быть произвольно наделен значением.» [2, с. 73-74]. В контексте нашего рассуждения о фигуре рок-героини и архетипическом символизме женской
природы уместен следующий пример из мифологии: «.появляется движимый любовью героический Тесей и убивает минотавра. Правда, не без решающей помощи Ариадны, давшей ему спасительный клубок, Тесею удается стать спасителем людей в прямом смысле этого слова. Тонкая, слабая нить Ариадны оказывается мощнейшим средством спасения и освобождения. Именно на ней повисает судьба героя, и, следовательно, от нее зависит судьба защищаемого этим героем народа. Мифологическая роль нити Ариадны в итоге становится чуть ли не главной. Мы можем, отчасти еще и поэтому, ее символическое и смысловое содержание в качестве противообраза материнской пуповины, долго питавшей младенца-человечество в материнском лоне и продолжающего связывать только родившегося с его дородовой формой бытия, с жизнью незрелого плода, с той жизнью, которая была абсолютно не самостоятельной, несвободной и, судя по этапам девятимесячной эволюции, действительно, буквально и фигурально животной жизнью в «животе» матери. И Ариадна — это тоже женщина, но это уже другая женщина, а не женщина-мать. Это женщина, влекущая человека к новой, другой любви, и через эту любовь влекущая к новой жизни, к надродовой, надплеменной свободе, к вне-рабской свободе тела и духа» [11, с. 57]. Насколько точные слова, очерчивающие круг смыс-лоорганизующих эстетических аспектов, которые включает в себя образ женщины. Это и образ матери, связанный с чудесным подарком жизни, это и образ прекрасной возлюбленной, но это еще и образ женщины-проводника — как в реальный, так и в другие, тонкие миры и измерения, которые до определенного момента недоступны мужчине. И он становится мужчиной в какой-то степени именно благодаря этому проводнику. Вообще образ женщины как посредника между мирами чрезвычайно важен. Женщина является не только воплощением красоты, но и различных запредельных сфер, недоступных мужчине в силу его грубой и разрушительной природы. Женщина же благодаря своей силе созидания становится воротами и пропуском в эти новые миры. Поэтому говорят, что мужчина знает, а женщина чувствует. То есть ей доступны другие способы познания и коммуникации с миром, внешним, внутренним и потусторонним. Отсюда аллегорическая глубина и символизм путеводной нити, не дающей герою заблудиться и пропасть в лабиринте, в череде испытаний, фигур, лиц, теней, часто фальшивых, опасных и грозящих гибелью. Нить становится входом
и выходом, шансом избежать роковой встречи с чудовищем. А главное, становится возможностью его победить.
Еще один фундаментальный женский аспект — тесная связь с природой. С глубокой древности женщина олицетворяла красоту, таким образом указывая на наличие эстетического в самой природе. «...Эстетический опыт приобретается на основе не только искусства, но и природы. Это проблема „прекрасного в природе". Даже Кант, тщательно разработавший проблему автономности эстетического, ориентировался прежде всего на прекрасное в природе. И в том, что мы находим природу прекрасной, есть свой смысл. В том, что созидательная мощь природы оборачивается для нас красотой, как будто природа ее раскрывает перед нами, заключен граничащий с чудом нравственный опыт человека» [4, с. 296].
Вообще, более пристально взглянув на фигуру рок-героини и обобщая качественные характеристики ее архетипической природы, становится вполне очевидным, что мы имеем дело с тем, что Жоржем Батаем было названо «внутренним опытом» — существенно важное понятие, на которое опирались в своих работах Р. Барт и М. Фуко. «Под внутренним опытом я понимаю то, что обыкновенно называют мистическим опытом: состояния экстаза, восхищения, по меньшей мере, мысленного волнения» [3, с. 17]. «Полностью мы обнажаемся лишь тогда, когда без малейшего лукавства идем навстречу неизвестности. Именно доля неизвестного придает опыту Божественного — и поэтического — огромный авторитет» [3, с. 21]. Мы можем провести аналогию с фигурой рок-героини, которая раскрывается через творчество, обнажая в себе все сокровенное и глубинное перед аудиторией, своеобразным образом презентует себя и репрезентует свой художественный образ в современном медийном и в общем культурном пространстве. В результате этого внутреннего экстатического порыва и откровения она и получает внутренний трансцендентный опыт, утверждающий ее в статусе рок-героини. «Я называю опытом путешествие на край возможности человека. Всякий может отказаться от такого путешествия, но если кто-то решится на него, он должен отринуть существующие авторитеты и ценности, которыми ограничивается возможное. И поскольку опыт выступает как отрицание других ценностей и авторитетов, сам он, обретая позитивное существование, становится ценностью и авторитетом» [3, с. 23]. Эти внутреннее обнажение и внутреннюю са-
кральную сексуальность, рассматривая их в контексте концепции истории сексуальности Р. Барта, можно считать еще одной эстетической категорией, присущей женской фигуре в роке. Таким образом, с одной стороны, она проявляет архетипическую женскую сущность, но с другой, вооружившись «духом решимости» (терм. Батая), по-своему реализует часть своего героического потенциала, именно его женский вариант. Нередко трагическая судьба рок-героини во многом объясняется тем, что «подступить» к внутреннему опыту весьма нелегко. Более того, зачастую получить его удается дорогой ценой: «Лишь изнутри, когда опыт переживается вплоть до исступления, можно соединить то, что рассуждающая мысль разделяет. Но опыт соединяет не только эти формы — эстетические, умственные, моральные,— он сплавляет воедино различные содержания прежних опытов.» [3, с. 26-27].
Подводя итог данной работе, сделаем следующие выводы. Великий символизм женской природы состоит в способности не только защитить, спасти и вдохновить. Способная провести на различные новые уровни, умеющая дать возможность осознать герою самого себя героем, женщина — это энергия, стимулирующая его на подвиг, дающая силы его совершить. А герой, в свою очередь, через познание внутреннего опыта, становясь им, развивается и становится достойным совершаемого им подвига. Фигура женщины, являясь универсумом рождения, жизни, символизирующая свободу духа героя, является его проводником на пути преображения и детерминирует к новой жизни. В аллегорическом смысле женская пуповина — это действительно и есть нить, тонкая нить с жизнью, а связь с женщиной становится связью не только с миром на физическом уровне, но и на более высоком ментальном уровне связью с Силой Большой, Великой, Вечной и Свободной. Это и связь между матерью и сыном, между любящими женщиной и мужчиной, между сестрой и братом и т.д., в основе которой ключевые детерминирующие основания, порой необъяснимые, часто невыразимые, необъяснимые обычными словами, неподдающиеся логике и понятные на интуитивных подсознательных уровнях. Это очень тонкие, интимные вещи, идущие именно из архаичных мифологических глубин Великих эпох, которые объединяют фигуры рок-героини и рок-героя. Но при этом женские подвиг и героизм принципиально отличаются от мужского. Мужской — в порыве внешнем, в действии, в обладании, в подавлении и властвовании. А женский,
возможно, внешне менее заметен, но, возможно, он также и важнее, возвышеннее, тоньше и — что говорить — действительно эстетичнее. Он проявляется во внутреннем порыве — вдохнуть жизнь, силу, энергию и дух в героя, чтоб он выдержал все испытания. Женский подвиг в созидании, в умении отпустить, чтобы, несмотря ни на что, суметь дождаться. Женщина дает жизнь и ее воплощает, она может ее возродить и приумножить, а еще благодаря внутреннему беспокойству неравнодушной женской природы в ней скрыто еще что-то большее, какая-то правдивая сила, способная на преображение, как свое собственное, так и другого. И в этом еще одна грань красоты женской природы — дарить и отдавать, не требуя ничего взамен. Это способность на самопожертвование, инстинктивно, бессознательно или сознательно, так или иначе через преодоление ограничений и способность забыть о своих интересах, пожертвовать собой ради другого. И даже трагизм и жертвенность проявляются в ней как эстетические категории, раскрывая свою эстетическую ценность.
Литература
1. Банфи А. Философия искусства / предисл. К. М. Долгова; пер. с итал. Г. П. Смирнова. М.: Искусство, 1989. 384 с.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
3. Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997. 336 с. (Критическая библиотека).
4. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
5. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1969. 626 с.
6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: Правда, 1990. 576 с.
7. Лосев А. Ф. История античной эстетики (Ранняя классика). М.: Искусство, 1963. 583 с.
8. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. 320 с.
9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.
10. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1996. 496 с.
11. Щербинин М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии): монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. 311 с.
References
• Banfi A. Filosofija iskusstva / predisl. K. M. Dolgova; per. s ital. G. P. Smirnova. M.: Iskusstvo, 1989. 384 s. [In Rus].
• Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Pojetika / per. s fr.; sost., obshh. red. i vstup. st. G. K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 s. [In Rus].
• Bataj Zh. Vnutrennij opyt / per. s fr., poslesl. i komment. S. L. Fokina. SPb.: Aksioma: Mifril, 1997. 336 s. (Kriticheskaja biblioteka). [In Rus].
• Fuko M. Volja k istine: po tu storonu znanija, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznyh let / per. s fr. M.: Kastal', 1996. 448 s. [In Rus].
• Gadamer H.-G. Aktual'nost' prekrasnogo. M.: Iskusstvo, 1991. 367 s. [In Rus].
• Gegel' G. V. F. Jestetika: v 4-h t. T. 2. M.: Iskusstvo, 1969. 626 s. [In Rus].
• Legendy i skazanija Drevnej Grecii i Drevnego Rima. M.: Pravda, 1990. 576 s. [In Rus].
• Losev A. F. Istorija antichnoj jestetiki (Rannjaja klassika). M.: Iskusstvo, 1963. 583 s. [In Rus].
• Losev A. F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. 2-e izd., ispr. M.: Iskusstvo, 1995. 320 s. [In Rus].
• ShellingF. V. J. Filosofija iskusstva. M.: Mysl', 1996. 496 s. [In Rus].
• Shherbinin M. N. Iskusstvo i filosofija v genezise smysloobrazovanija (opyt jeste-ticheskoj antropologii): monografija. Tjumen': Izd-vo Tjumenskogo gos. un-ta, 2005. 311 s. [In Rus].