Научная статья на тему 'Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии'

Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
320
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок-культура / рок / рок-героиня / фигура женщины / женский образ / женский архетип / внутренний опыт / эстетика / эстетическая антропология / rock culture / rock / rock heroine / the figure of a woman / the female image / archetypal image / internal experience / aesthetics / aesthetic anthropology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В В. Доронин

Статья посвящена феномену женщины в рок-культуре и интересу к нему со стороны эстетической антропологии как науки о красоте человеческой природы. Этот феномен несет в себе большую значимость ввиду многих причин и аспектов, напрямую связан с женским архетипом и со скрытым в нем сложным символизмом. Во введении автор акцентирует внимание на том, что сегодня понятие прекрасного используется в самых различных значениях и что существует прямая взаимосвязь эстетики и антропологии. Фигура женщины в рок-культуре противоречива, неоднозначна, и далеко не всеми признается эстетическое содержание этого явления. Цель работы состоит в том, чтобы показать эстетическую ценность рок-героини. Нами фигура женщины в рок-культуре рассматривается и анализируется с нескольких ключевых методологических позиций. Так, например, с позиции мифологии показаны вневременной характер этого явления и своеобразная связь времен, а с точки зрения постмодернизма можно увидеть, как это явление проявляет себя в контексте современности. С точки зрения эстетической антропологии в архетипическом образе рок-героини ярко раскрываются различные эстетические категории. В результате данного исследования доказано, что рок-героиня воплощает в себе широкий спектр разнообразных качеств, в большей мере свойственных женской природе, главные из которых, конечно, положительные — красота, любовь, доброта, вера, надежда, бескорыстие, жертвенность и т. д. Вывод работы состоит в том, что эти качества эстетически отражаются непосредственно как в ее образе, так и в ее творчестве, а в целом представляют эстетическую ценность фигуры женщины в рок-культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGURE OF THE ROCK HEROINE IN THE CONTEXT OF AESTHETIC ANTHROPOLOGY

The article is devoted to the phenomenon of a woman in rock culture and interest to him from the point of view of aesthetic anthropology as a science of the beauty of human nature. This phenomenon is of great importance in view of many causes and aspects; it is directly connected with the female archetype and with the complex symbolism hidden in it. In the introduction, the author focuses on the fact that today the concept of beauty is used in a variety of meanings and that there is a direct relationship between aesthetics and anthropology. The problem of the research is that, with all the advantages, the figure of a woman in a rock culture, at the same time, is contradictory, ambiguous, and not all recognize its aesthetic content. The aim of the work is to demonstrate the aesthetic value of the figure of the rock heroine. Proceeding from this, the figure of a woman in rock culture is examined and analyzed from several key methodological positions. So, for example, from the point of view of mythology, the timeless character of this phenomenon and the unique connection of times are shown, and from the point of view of postmodernism one can see how it manifests itself in the context of modernity. And from the point of view of aesthetic anthropology, it is demonstrated that in the archetypal image of the rock heroine, various aesthetic categories are clearly revealed. As a result of this study, it was demonstrated that the rock heroine embodies a wide range of diverse qualities, mostly those of the female nature, the main ones of which are certainly positive beauty, love, kindness, faith, hope, disinterestedness, sacrifice, etc. Conclusion: these qualities are aesthetically reflected directly in her image and in her work.

Текст научной работы на тему «Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

В. В. Доронин

Кандидат философских наук, преподаватель, ассистент кафедры философии Тюменского государственного университета E-mail: [email protected]

Vladimir V. Doronin

PhD of philosophy, teacher, Assistant of the Department of Philosophy Tyumen State University,Tyumen, Russia

УДК 130.2

Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии

Статья посвящена феномену женщины в рок-культуре и интересу к нему со стороны эстетической антропологии как науки о красоте человеческой природы. Этот феномен несет в себе большую значимость ввиду многих причин и аспектов, напрямую связан с женским архетипом и со скрытым в нем сложным символизмом. Во введении автор акцентирует внимание на том, что сегодня понятие прекрасного используется в самых различных значениях и что существует прямая взаимосвязь эстетики и антропологии. Фигура женщины в рок-культуре противоречива, неоднозначна, и далеко не всеми признается эстетическое содержание этого явления. Цель работы состоит в том, чтобы показать эстетическую ценность рок-героини. Нами фигура женщины в рок-культуре рассматривается и анализируется с нескольких ключевых методологических позиций. Так, например, с позиции мифологии показаны вневременной характер этого явления и своеобразная связь времен, а с точки зрения постмодернизма можно увидеть, как это явление проявляет себя в контексте современности. С точки зрения эстетической антропологии в архетипическом образе рок-героини ярко раскрываются различные эстетические категории. В результате данного исследования доказано, что рок-героиня воплощает в себе широкий спектр разнообразных качеств, в большей мере свойственных женской природе, главные из которых, конечно, положительные — красота, любовь, доброта, вера, надежда, бескорыстие, жертвенность и т. д. Вывод работы состоит в том, что

Как цитировать статью: Доронин В. В. Фигура рок-героини в контексте эстетической антропологии // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С.100-111.

эти качества эстетически отражаются непосредственно как в ее образе, так и в ее творчестве, а в целом представляют эстетическую ценность фигуры женщины в рок-культуре.

Ключевые слова: рок-культура, рок, рок-героиня, фигура женщины, женский образ, женский архетип, внутренний опыт, эстетика, эстетическая антропология.

«В женщине скрывается удивительная, великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот».

(Арне Гарборг)

Фигура женщины в рок-культуре не менее значима, чем фигура мужчины, а ввиду некоторых обстоятельств иногда даже более привлекательна. Она неоднозначна, символична, часто противоречива, содержит в себе широкий спектр различных дискурсов и точек бифуркации, таит множество загадок и скрытых подтекстов. Актуальность данной темы вызвана тем, что, представляя явный интерес с позиции эстетической антропологии, фигура рок-героини совсем не изучена в философском аспекте и в данной статье исследуется впервые. Кто-то подвергнет критике вышесказанное, указав на то, что образ представительниц рока сомнителен с точки зрения прекрасного. На что автор парирует — дело совсем не в жанровой принадлежности, все зависит от таланта и личности творца. В первую очередь, образ рок-героини привлекает тем, что объединяет в себе казалось бы несовместимые качества.

Рок-культура — давно эстетически сформировавшееся явление, хотя и далекое от классических канонов, а фигуры рок-героинь подчеркивают и дополняют ее эстетические идеалы. По словам Ганса Георга Гадамера: «Сегодня понятие прекрасного используется в самых различных значениях, хотя в нем и сохраняется нечто от старого, изначального смысла греческого слова calon. В определенной ситуации с понятием прекрасного мы связываем то, что освящено традицией, признано в обществе или же нечто в этом роде. Другими словами, то, чем можно любоваться, и что на это было рассчитано» [4, с. 278]. В целом эстетика — как учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, учение об искусстве как особой форме общественного сознания — в настоящее время выходит на новый качественный уровень. Связано это с динамикой развития

современного творчества и прогрессом общества в целом. И еще один фактор, который нельзя списывать со счетов,— никто еще не отменил чувственную сторону многих явлений, в том числе в важных областях жизни человека. Чувственное восприятие по-прежнему остается, может, не доминирующим, но весьма существенным методом в познании человека. По А. Ф. Лосеву, ключевой стороной эстетики является выразительная форма, достигаемая при помощи определенных выразительных средств в той или иной области. Он также полагал, что практически каждая область общественной жизни человека может быть рассмотрена с эстетической позиции. Как ни парадоксально, в областях, на первый взгляд далеких от нее, есть своя эстетика. Некая форма антиэстетики — это тоже эстетика, и стремление к красоте может быть заложено и проявить себя там, где, казалось, ей вообще не может быть места. Любая эстетика развивается в определенной среде, в данном случае в культурной среде, окружающей человека. Отсюда взаимосвязь эстетики и антропологии как науки о развитии человека в культуре. Таким образом, появление эстетической антропологии как учения о развитии чувственных сфер и о перспективе возможного преображения и развития человека в этой области выглядит вполне естественным при современной интеграции наук. В связи с этим мы будем полностью отвергать мнение, что рок-культура лишена эстетики, красоты и устремления к прекрасному. И сегодня мы остановимся только на той стороне рока, где эстетическое содержание практически неоспоримо, наиболее ярко выражено и разнообразно представлено фигурой женщины в рок-культуре. Рассматривать и анализировать этот вопрос мы будем с разных точек зрения. С позиции архетипа героя, считая рок-культуру современным воплощением героической традиции, с точки зрения эстетической антропологии, так как хотелось бы увидеть и проследить некую динамику в развитии фигур рок-героинь. Художественную завершенность их образов помогут раскрыть исследования в области мифологии, так как рок-культура непосредственно связана с традицией, выражающейся в современном мифотворчестве.

Говоря об архетипе рок-героя и вообще об образе героя, автор статьи неоднократно подчеркивал в других работах его дуальный характер. Это выражается в непримиримом антагонизме, постоянном присутствии противоположностей, разнополярностей и т.д. Часто они вступают друг с другом в закономерный конфликт, подтверж-

дая собой закон борьбы и единства противоположностей. Рок-герой и рок-культура — идеальное этому подтверждение. Столкновение добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, рая и ада и т.д.—это и есть детерминирующее основание, то, что заставляет героя двигаться вперед и развиваться. Многие и абсолютно разные качественные характеристики собраны одновременно в рок-герое и в рождаемых им художественных образах. Противоречия, в том числе и в нем самом, определяют его действия и поступки. У героя есть только два пути — действовать (биться, сражаться), не сдаваться и двигаться вперед, даже если и придется погибнуть. Или отступить и уцелеть, но перестать быть самим собой, утратив свою природу, перестать быть героем. Эта дуальность по-иному, но так или иначе проявляется и в фигуре рок-героини, причем еще и с акцентировкой присущих ей женских качеств. Это древний символизм, связанный с образом женщины, женского начала и женской природы вообще. В первую очередь, женщина дает жизнь. Хотя в мировой культуре известен и менее распространенный образ женщины, приносящий и гибель, но на нем мы сейчас останавливаться не будем. Дарить жизнь — это главная, основная, первичная и фундаментальная функция женской природы в своем высшем, сакральном проявлении. Женщина уже одним своим присутствием способна приносит радость, комфорт, ощущение тепла, благополучия и счастья. Это тоже проявление эстетической стороны. Потому что «Прекрасное является своего рода самоопределением, излучающим радость самовыражения, не связанным ни с пользой, ни с целесообразностью» [4, с. 278]. В высоком смысле женщина несет множество положительных качеств, воплощенных именно в вечных ценностях: любовь, добро, верность, красота, надежда... Она воплощает собой трансцендентный идеал, который так необходим герою.

Теперь обратимся к знаковой символике, которая весьма точно демонстрирует разницу между женской и мужской архетипической функциональностью. Сделаем это на примере рун. Руна — знак, символ, закодированный источник информации, которую можно расшифровать и интерпретировать определенным образом на разных уровнях. Женский образ весьма точно охарактеризован в первую очередь руной Альгиз, или «птичья лапка», которая символизирует женское начало, дарующее жизнь человеку. Эту руна связана с другими архетипически-ми образами. Женская руна Альгиз похожа на человека с поднятыми

руками, который тянет их к солнцу, дарующему тепло и жизненный свет, в том числе и сакральный. Женская руна еще похожа на дерево с кроной и ветвями, тянущимися опять же вверх, к солнцу и свету. Еще Альгиз символически напоминает женские половые органы, женское лоно, дающее жизнь. В натурфилософии — это аллегорическая связь с лоном природы, которая была воспета в творчестве поэтов-романтиков Колриджа, Блейка, Байрона, Шелли и др. В наше время эту тему подхватили современные поэты и музыканты направления дарк-фолк, в том числе и в России. В перевернутом виде эта руна, «лапками» направленная вниз, меняет все до наоборот. Это мужская руна — того, кто отнимает жизнь. Корни символического древа уходят в землю, в темное царство смерти, а не как в женской, в светлое царство жизни. Поэтому воины рисовали на щитах, мечах эту перевернутую руну и шли в бой с кличем «На смерть!». А женщины вышивали руну Альгиз на вещах, изображали на домашней утвари, детских игрушках, делали обереги с ее изображением, взывая к жизни, к чему стремится всегда женская природа. Таким образом, с архаичных времен во всех культурах женщина сакральна, а ее природа подвижна и пластична, а не статична. Женская природа нередко изменчива и непостоянна. И в этом и ее плюс, и ее минус. Мужчина и символизирующая его мужская руна, наоборот, воплощает качества противоположные. Его природа статична, постоянна, груба и агрессивна. Если женщина дает жизнь, то мужчина—это воин, который жизнь отнимает, пусть даже у врага. Этот примордиальный символизм проявился в различных областях в религии, эзотерики и т.д. Становится понятным, что даже в символическом смысле женщине и мужчине изначально присущи разные качества и разные функции. Поэтому и рок-героиня воплощает качества, свойственные в большинстве случаев непосредственно женской природе. В первую очередь, конечно же, положительные — красота, любовь, женственность, доброта, чувственность, эмоциональность, страстность, сексуальность, даже в утрированном виде, часто доведенном до крайности и эпатажа. «Уникальность, особенность, через которую приходит к нам эстетический опыт, вызывает потрясение, шок» [4, с. 301]. Именно на это часто рассчитано вызывающее творчество и поведение рок-исполнителя или рок-исполнительницы. Это проявляется как во внешности, в имидже, макияже, так и в поведении на сцене и в жизни. В этом видится особая форма эстетического

содержания, пусть в гипертрофированном и менее привычном виде. Эротизм, сексуальность или даже внешняя распущенность также могут являться частью сценического образа и эпатажа, а в более глубоком значении попыткой выйти за рамки ограничений. Это своеобразный способ трансцендирования, а также возможность управления и манипулирования публикой, через только кажущуюся внешнюю доступность. Сексуальность, ритм и звук во много раз усиливают влияние на слушателей. Тем более большинство рок-героинь действительно красивые женщины, а то, что они часто наделены и положительными человеческими качествами, делает их еще более привлекательными. Например, помимо выдающегося таланта отметим незаурядные умственные способности рок-дивы Диаманды Галас, обладающей ученой степенью. Вообще, изощренный женский ум — также весьма эстетическая категория, которая гармонично вписывается в образ рок-героини. Когда лидером группы является девушка, воздействие на коллег, на публику усиливается, добавляет эмоционального накала и пропитывается новой силой, энергией и колоритом. Действительно, нужно быть незаурядной личностью, чтобы обладать умом, характером, харизмой, умением влиять на других, убеждать и отстаивать свою точку зрения, при этом внешне оставаясь хрупким прелестным созданием. Таким образом, рок-героини воплощают разные, но вполне определенные качества через создаваемые ими художественные образы. Условно говоря, их можно систематизировать и провести аналогии с женскими именами. Основных их три — Вера, Надежда, Любовь. Конечно, таких вариаций и аналогий может быть гораздо больше. По этому принципу королева панка и шок-рока Уэнди Орлин Уильямс, конечно же, воплощает Любовь, причем в радикальном своем проявлении, как неудержимую, неуправляемую страсть. Свои пьедесталы в такой классификации бесспорно бы заняли и Эми Уайнхаус, и Нина Хаген, и Блонди, и Кадаверия, и Патти Смит, и многие другие, в том числе и отечественные представительницы рок-культуры — Яна Дягилева, Жанна Агузарова, Ольга Арефьева. Присутствие женщин в роке эстетически преобразило его, сделав ярче и разнообразнее, а главное, принесло в него красоту и гармонию.

Автор в других работах уже не раз утверждал, что рок-культура является современным воплощением героической традиции. Героика, в свою очередь, непосредственно связана с мифологией. Поэтому взгля-

нем на фигуру рок-героини с этой позиции, которая поможет раскрыть другие, более древние стороны женской природы. Е. А. Савицкая в работе «Мифосознание и мифотворчество в рок-музыке...» писала, что ни в одном из видов творческой деятельности современного человека следы мифологического сознания не проявляются столь явственно, как в роке. Отсюда следует, что рок-культура является интереснейшим воплощением стремления «интерпретировать современность посредством мифа». Таким образом она проявляет свой вневременной характер, реализует себя в современности, устанавливая связь времен и мост между культурами. «Что такое миф в наше время? ... миф — это слово, высказывание», но нужно уточнить: «миф — это не любое высказывание; только в особых условиях речевое произведение может стать мифом» [2, с. 72]. Фигура рок-героини именно и создает эти «особые» условия и реализует в них свой эстетический и героический потенциал через свое творчество. «.Миф — это коммуникативная система, сообщение. Следовательно, миф не может быть вещью, концептом или идеей; он представляет собой один из способов означивания; миф — это форма» [2, с. 72]. Рок воплощается в конкретной и непосредственной форме, и одной из его функций является именно передача особого рода информации, в частности, ее выполняют в качестве посредников и медиаторов рок-герои и рок-героини. «.Поскольку миф — это слово, то им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет» [2, с. 72]. В нашем случае рок-героиня на основе своего трансцендентного опыта, подобно норнам — богиням судьбы, сплетает нить своей истории, и через свои творения создает и наполняет современную мифологию. Являясь субъектом рок-культуры, она, ведя свой рассказ, далее разворачивает и разматывает нить повествования, вписывая таким образом современную мифологию в эстетику культурного ландшафта современности. И в этом не последнюю роль играет ее характерный посыл (message). «Мифическое слово есть сообщение. Оно необязательно должно быть устным. Сущность мифа не определяется ни тем, о чем он повествует, ни его материальным носителем, так как любой предмет может быть произвольно наделен значением.» [2, с. 73-74]. В контексте нашего рассуждения о фигуре рок-героини и архетипическом символизме женской

природы уместен следующий пример из мифологии: «.появляется движимый любовью героический Тесей и убивает минотавра. Правда, не без решающей помощи Ариадны, давшей ему спасительный клубок, Тесею удается стать спасителем людей в прямом смысле этого слова. Тонкая, слабая нить Ариадны оказывается мощнейшим средством спасения и освобождения. Именно на ней повисает судьба героя, и, следовательно, от нее зависит судьба защищаемого этим героем народа. Мифологическая роль нити Ариадны в итоге становится чуть ли не главной. Мы можем, отчасти еще и поэтому, ее символическое и смысловое содержание в качестве противообраза материнской пуповины, долго питавшей младенца-человечество в материнском лоне и продолжающего связывать только родившегося с его дородовой формой бытия, с жизнью незрелого плода, с той жизнью, которая была абсолютно не самостоятельной, несвободной и, судя по этапам девятимесячной эволюции, действительно, буквально и фигурально животной жизнью в «животе» матери. И Ариадна — это тоже женщина, но это уже другая женщина, а не женщина-мать. Это женщина, влекущая человека к новой, другой любви, и через эту любовь влекущая к новой жизни, к надродовой, надплеменной свободе, к вне-рабской свободе тела и духа» [11, с. 57]. Насколько точные слова, очерчивающие круг смыс-лоорганизующих эстетических аспектов, которые включает в себя образ женщины. Это и образ матери, связанный с чудесным подарком жизни, это и образ прекрасной возлюбленной, но это еще и образ женщины-проводника — как в реальный, так и в другие, тонкие миры и измерения, которые до определенного момента недоступны мужчине. И он становится мужчиной в какой-то степени именно благодаря этому проводнику. Вообще образ женщины как посредника между мирами чрезвычайно важен. Женщина является не только воплощением красоты, но и различных запредельных сфер, недоступных мужчине в силу его грубой и разрушительной природы. Женщина же благодаря своей силе созидания становится воротами и пропуском в эти новые миры. Поэтому говорят, что мужчина знает, а женщина чувствует. То есть ей доступны другие способы познания и коммуникации с миром, внешним, внутренним и потусторонним. Отсюда аллегорическая глубина и символизм путеводной нити, не дающей герою заблудиться и пропасть в лабиринте, в череде испытаний, фигур, лиц, теней, часто фальшивых, опасных и грозящих гибелью. Нить становится входом

и выходом, шансом избежать роковой встречи с чудовищем. А главное, становится возможностью его победить.

Еще один фундаментальный женский аспект — тесная связь с природой. С глубокой древности женщина олицетворяла красоту, таким образом указывая на наличие эстетического в самой природе. «...Эстетический опыт приобретается на основе не только искусства, но и природы. Это проблема „прекрасного в природе". Даже Кант, тщательно разработавший проблему автономности эстетического, ориентировался прежде всего на прекрасное в природе. И в том, что мы находим природу прекрасной, есть свой смысл. В том, что созидательная мощь природы оборачивается для нас красотой, как будто природа ее раскрывает перед нами, заключен граничащий с чудом нравственный опыт человека» [4, с. 296].

Вообще, более пристально взглянув на фигуру рок-героини и обобщая качественные характеристики ее архетипической природы, становится вполне очевидным, что мы имеем дело с тем, что Жоржем Батаем было названо «внутренним опытом» — существенно важное понятие, на которое опирались в своих работах Р. Барт и М. Фуко. «Под внутренним опытом я понимаю то, что обыкновенно называют мистическим опытом: состояния экстаза, восхищения, по меньшей мере, мысленного волнения» [3, с. 17]. «Полностью мы обнажаемся лишь тогда, когда без малейшего лукавства идем навстречу неизвестности. Именно доля неизвестного придает опыту Божественного — и поэтического — огромный авторитет» [3, с. 21]. Мы можем провести аналогию с фигурой рок-героини, которая раскрывается через творчество, обнажая в себе все сокровенное и глубинное перед аудиторией, своеобразным образом презентует себя и репрезентует свой художественный образ в современном медийном и в общем культурном пространстве. В результате этого внутреннего экстатического порыва и откровения она и получает внутренний трансцендентный опыт, утверждающий ее в статусе рок-героини. «Я называю опытом путешествие на край возможности человека. Всякий может отказаться от такого путешествия, но если кто-то решится на него, он должен отринуть существующие авторитеты и ценности, которыми ограничивается возможное. И поскольку опыт выступает как отрицание других ценностей и авторитетов, сам он, обретая позитивное существование, становится ценностью и авторитетом» [3, с. 23]. Эти внутреннее обнажение и внутреннюю са-

кральную сексуальность, рассматривая их в контексте концепции истории сексуальности Р. Барта, можно считать еще одной эстетической категорией, присущей женской фигуре в роке. Таким образом, с одной стороны, она проявляет архетипическую женскую сущность, но с другой, вооружившись «духом решимости» (терм. Батая), по-своему реализует часть своего героического потенциала, именно его женский вариант. Нередко трагическая судьба рок-героини во многом объясняется тем, что «подступить» к внутреннему опыту весьма нелегко. Более того, зачастую получить его удается дорогой ценой: «Лишь изнутри, когда опыт переживается вплоть до исступления, можно соединить то, что рассуждающая мысль разделяет. Но опыт соединяет не только эти формы — эстетические, умственные, моральные,— он сплавляет воедино различные содержания прежних опытов.» [3, с. 26-27].

Подводя итог данной работе, сделаем следующие выводы. Великий символизм женской природы состоит в способности не только защитить, спасти и вдохновить. Способная провести на различные новые уровни, умеющая дать возможность осознать герою самого себя героем, женщина — это энергия, стимулирующая его на подвиг, дающая силы его совершить. А герой, в свою очередь, через познание внутреннего опыта, становясь им, развивается и становится достойным совершаемого им подвига. Фигура женщины, являясь универсумом рождения, жизни, символизирующая свободу духа героя, является его проводником на пути преображения и детерминирует к новой жизни. В аллегорическом смысле женская пуповина — это действительно и есть нить, тонкая нить с жизнью, а связь с женщиной становится связью не только с миром на физическом уровне, но и на более высоком ментальном уровне связью с Силой Большой, Великой, Вечной и Свободной. Это и связь между матерью и сыном, между любящими женщиной и мужчиной, между сестрой и братом и т.д., в основе которой ключевые детерминирующие основания, порой необъяснимые, часто невыразимые, необъяснимые обычными словами, неподдающиеся логике и понятные на интуитивных подсознательных уровнях. Это очень тонкие, интимные вещи, идущие именно из архаичных мифологических глубин Великих эпох, которые объединяют фигуры рок-героини и рок-героя. Но при этом женские подвиг и героизм принципиально отличаются от мужского. Мужской — в порыве внешнем, в действии, в обладании, в подавлении и властвовании. А женский,

возможно, внешне менее заметен, но, возможно, он также и важнее, возвышеннее, тоньше и — что говорить — действительно эстетичнее. Он проявляется во внутреннем порыве — вдохнуть жизнь, силу, энергию и дух в героя, чтоб он выдержал все испытания. Женский подвиг в созидании, в умении отпустить, чтобы, несмотря ни на что, суметь дождаться. Женщина дает жизнь и ее воплощает, она может ее возродить и приумножить, а еще благодаря внутреннему беспокойству неравнодушной женской природы в ней скрыто еще что-то большее, какая-то правдивая сила, способная на преображение, как свое собственное, так и другого. И в этом еще одна грань красоты женской природы — дарить и отдавать, не требуя ничего взамен. Это способность на самопожертвование, инстинктивно, бессознательно или сознательно, так или иначе через преодоление ограничений и способность забыть о своих интересах, пожертвовать собой ради другого. И даже трагизм и жертвенность проявляются в ней как эстетические категории, раскрывая свою эстетическую ценность.

Литература

1. Банфи А. Философия искусства / предисл. К. М. Долгова; пер. с итал. Г. П. Смирнова. М.: Искусство, 1989. 384 с.

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

3. Батай Ж. Внутренний опыт / пер. с фр., послесл. и коммент. С. Л. Фокина. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1997. 336 с. (Критическая библиотека).

4. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

5. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1969. 626 с.

6. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: Правда, 1990. 576 с.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики (Ранняя классика). М.: Искусство, 1963. 583 с.

8. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. 320 с.

9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.

10. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1996. 496 с.

11. Щербинин М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии): монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. 311 с.

References

• Banfi A. Filosofija iskusstva / predisl. K. M. Dolgova; per. s ital. G. P. Smirnova. M.: Iskusstvo, 1989. 384 s. [In Rus].

• Bart R. Izbrannye raboty. Semiotika. Pojetika / per. s fr.; sost., obshh. red. i vstup. st. G. K. Kosikova. M.: Progress, 1989. 616 s. [In Rus].

• Bataj Zh. Vnutrennij opyt / per. s fr., poslesl. i komment. S. L. Fokina. SPb.: Aksioma: Mifril, 1997. 336 s. (Kriticheskaja biblioteka). [In Rus].

• Fuko M. Volja k istine: po tu storonu znanija, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznyh let / per. s fr. M.: Kastal', 1996. 448 s. [In Rus].

• Gadamer H.-G. Aktual'nost' prekrasnogo. M.: Iskusstvo, 1991. 367 s. [In Rus].

• Gegel' G. V. F. Jestetika: v 4-h t. T. 2. M.: Iskusstvo, 1969. 626 s. [In Rus].

• Legendy i skazanija Drevnej Grecii i Drevnego Rima. M.: Pravda, 1990. 576 s. [In Rus].

• Losev A. F. Istorija antichnoj jestetiki (Rannjaja klassika). M.: Iskusstvo, 1963. 583 s. [In Rus].

• Losev A. F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. 2-e izd., ispr. M.: Iskusstvo, 1995. 320 s. [In Rus].

• ShellingF. V. J. Filosofija iskusstva. M.: Mysl', 1996. 496 s. [In Rus].

• Shherbinin M. N. Iskusstvo i filosofija v genezise smysloobrazovanija (opyt jeste-ticheskoj antropologii): monografija. Tjumen': Izd-vo Tjumenskogo gos. un-ta, 2005. 311 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.