Научная статья на тему 'ФЕЙК-НЬЮС" КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХПРИБЫЛИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ФЕЙК-НЬЮС" КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХПРИБЫЛИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ДЕЗИНФОРМАЦИЯ / СВЕРХПРИБЫЛЬ / РЕКЛАМА / СМИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шастина Анжелика Размиковна, Орлова Дарина Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы влияния фейковых новостей в современном медиапространстве на экономическую жизнь общества. Технический прогресс, сделавший доступными множество средств коммуникации, позволяет продавцам эффективно использовать различные информационные инструменты для создания спроса, в том числе, ажиотажного. Создавая ажиотажный спрос, продавцы руководствуются изученными свойствами человеческой психики, но не всегда их действия остаются в рамках правового поля РФ, особенно, в случае намеренного публичного распространения недостоверной информации. Авторами рассмотрены типичные примеры использования фейковых новостей в российском информационном пространстве с целью получения компаниями сверхприбылей. На основе анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих использование недостоверной информации в СМИ, выявлен ряд проблем. Авторами сформирован ряд предложений, направленных на устранение существующих пробелов в законодательстве РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKE NEWS" AS A TOOL FOR OBTAINING SUPERPROFITS: LEGAL ASPECT

The article deals with the influence of fake news in the modern media space on the economic life of society. Technological progress, which has made many means of communication available, allows sellers to effectively use various information tools to create demand, including hype. Creating a rush demand, sellers are guided by the studied properties of the human psyche, but their actions do not always remain within the legal field of the Russian Federation, especially in the case of deliberate public dissemination of false information. The authors consider typical examples of the use of fake news in the Russian information space in order to obtain super profits for companies. Based on the analysis of the current legal acts regulating the use of unreliable information in the media, a number of problems have been identified. The authors have formed a number of proposals aimed at eliminating existing gaps in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФЕЙК-НЬЮС" КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХПРИБЫЛИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _70 УДК 34.03

«ФЕЙК-НЬЮС» КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕРХПРИБЫЛИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

"FAKE NEWS" AS A TOOL FOR MAKING SUPER PROFITS: LEGAL ASPECT ШАСТИНА Анжелика Размиковна,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения национальной безопасности

Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

664004, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E-mail:shastina.ar@gmail.com;

ОРЛОВА Дарина Сергеевна,

студентка Института государственного права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». 664004, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11. E-mail: orlovadarina2001@mail.ru;

SHASTINA Angelika Razmikovna,

Senior Lecturer of the Department of Legal Support of National Security Institute of State Law and National Security Baikal State University. 664004, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail:shastina.ar@gmail.com;

ORLOVA Darina Sergeevna,

student of the Institute of State Law and National Security Baikal State University. 11 Lenin Street, Irkutsk, Irkutsk region, 664004, Russia. E-mail: orlovadarina2001@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния фейковых новостей в современном медиапространстве на экономическую жизнь общества. Технический прогресс, сделавший доступными множество средств коммуникации, позволяет продавцам эффективно использовать различные информационные инструменты для создания спроса, в том числе, ажиотажного. Создавая ажиотажный спрос, продавцы руководствуются изученными свойствами человеческой психики, но не всегда их действия остаются в рамках правового поля РФ, особенно, в случае намеренного публичного распространения недостоверной информации. Авторами рассмотрены типичные примеры использования фейковых новостей в российском информационном пространстве с целью получения компаниями сверхприбылей. На основе анализа действующих нормативно-правовых актов, регулирующих использование недостоверной информации в СМИ, выявлен ряд проблем. Авторами сформирован ряд предложений, направленных на устранение существующих пробелов в законодательстве РФ.

Abstract. The article deals with the influence of fake news in the modern media space on the economic life of society. Technological progress, which has made many means of communication available, allows sellers to effectively use various information tools to create demand, including hype. Creating a rush demand, sellers are guided by the studied properties of the human psyche, but their actions do not always remain within the legal field of the Russian Federation, especially in the case of deliberate public dissemination of false information. The authors consider typical examples of the use of fake news in the Russian information space in order to obtain super profits for companies. Based on the analysis of the current legal acts regulating the use of unreliable information in the media, a number of problems have been identified. The authors have formed a number of proposals aimed at eliminating existing gaps in the legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: фейковые новости, дезинформация, сверхприбыль, реклама, СМИ, социальные сети.

Keywords: fake news, disinformation, windfall, advertising, media, social networks.

Для цитирования: Шастина А.Р., Орлова Д.С. Фейк-ньюс» как инструмент получения сверхприбыли: правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 70-72. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_70.

For citation: Shastina A.R., Orlova D.S. Fake news" as a tool for making super profits: legal aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 70-72. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_70.

Статья поступила в редакцию: 30.11.2022

Популяризированы президентом США Дональдом Трампом, фейковые новости (или «ложная информация») больше не смешит людей.1 Способные дестабилизировать режим, поставить под угрозу профессиональную карьеру человека или повлиять на выборы, они вызывают все большую озабоченность органов государственной власти. Ранее равнодушные к этой теме, последние теперь относятся к проблеме более серьезно и планируют законодательно урегулировать потоки ложной информации, циркулирующие в социальных сетях. Социальный ущерб, который могут нанести фейковые новости, априори очевиден или, по крайней мере, поддается определению. Под влиянием неполной или ошибочной информации гнев пользователей социальных сетей может выйти за пределы интернет-вселенной и найти продолжение в реальной жизни. Распространение фейковых новостей может, например, привести к забастовкам, демонстрациям или спровоцировать конфликты и тем самым нарушить общественный порядок.2

Существенное увеличение фейковых новостей за последнее десятилетие привело к принятию в РФ законодательных мер, направленных на борьбу с данным явлением. 7 марта 2019 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях,3 направленные на противодействие так называемым фейковым новостям - недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности, в последствие в него вносились поправки, например, о фейковых новостях о коронавирусе.

Еще один законопроект, получивший неофициальное название «Закон о фейках» был внесен в Государственную думу РФ в 2018 г., прошел первое чтение, но принят он был только 4 марта 2022 г.4, ответственность за распространение ложных сведений военного характера была введена в Уголовный кодекс РФ5. На этом фоне, менее очевидно рассматривать фейковые новости как проблему в рыночной сфере. Однако связь

1 Названо слово года. Lenta.ru. - https://lenta.ru/news/2017/11/02/fakenews/ (дата обращения: 16.10.2022).

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СЗ РФ. 2002. № 1, ч. 1 .Ст. 1.

3 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). ст. 3448.

4 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ // СЗ РФ. 07.03.2022. № 10. ст. 1389.

5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

между фейковыми новостями и рынком не так абсурдна, как кажется [5, с. 18]. Случаи, когда с помощью недостоверной информации, распространяемой в СМИ, подогревался ажиотажный спрос для получения коммерческой выгоды, известны с 19 в. (например, Панамский скандал), а в настоящее время «фейк ньюс» это отдельное явление в экономике, чье отрицательное значение в вопросе получения финансовой выгоды трудно переоценить.

По мнению аналитиков Университета Балтимора, ежегодно из-за ложных новостей в мировом масштабе акционеры теряют $39 млрд, тогда как ущерб мировой экономике составляет $78 млрд в год [4, с. 398]. При данных обстоятельствах неудивительным является повышенное внимание к таким новостям как к фактору, порождающему активные продажи в относительно короткий промежуток времени. Например, информационные инструменты активно применяют в социальных сетях, СМИ, для того, чтобы в сознании потребителя сформировалось мнение об эксклюзивности товара (например, сообщают об ограниченном тираже товара, сообщают о необходимости ожидания и очереди на товар, и т.д.), невозможности его приобретения в будущем по той же цене или вообще (сообщение о дефиците как самого товара, так и средств его производства), необходимости обладания им, потому что он должен быть у всех, или им владеют «лидеры мнений» (публикации в социальных сетях популярных блоггеров различных вещей, аксессуаров, которые им предоставляют производители для продвижения товара, или публикации в стиле «устарело - актуально»).

К сожалению, недобросовестные участники рынка не останавливаются ни перед чем, если речь идет о получении сверхприбыли. Отметим, что получение сверхприбыли путем создания ажиотажного спроса - сложная, требующая отдельных материальных вложений и грамотных маркетинговых ходов задача, которую не всегда возможно осуществить в рамках правового поля. Специалисты указывают, что, распространяя ложные сведения о товаре, участники рынка нарушают Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе»1, антимонопольное и административное законодательство. Однако фейковые новости такого характера продолжают появляться, а анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что количество предпринимателей, привлеченных к ответственности, невелико.

Один из редких примеров привлечения к ответственности является история о фейковом «уходе с рынка» широкой сети магазинов ювелирной продукции «SUNLIGHT» (ООО «Солнечный свет»). Несмотря на обещанный уход, похожие кричащие заголовки из раза в раз стали появляться в новостных рассылках компании. По данному факту заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (далее -ФАС) России отметила, что «данная сеть систематически вводит потребителей в заблуждение, пытаясь спровоцировать ажиотажный спрос недостоверной рекламой о предстоящем закрытии магазинов, уходе с рынка и прочим»2. Сеть «SUNLIGHT» была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и оштрафована на 400 тысяч рублей

Еще одним примером стала фармацевтическая компания АО «Отисифарм» и резкое повышение продаж противовирусного препарата «Арбидол». По оценке DSM Group с 27 января по 2 февраля 2020 г. продажи препарата выросли на 14% по сравнению с началом января, в первую неделю февраля - на 15%, во вторую - на 24%3. Ажиотажный спрос вокруг лекарства был вызван рекламой в эфире радиостанций, в которой говорилось: «... Исследования доказали: Арбидол активен даже против коронавируса...»4. ФАС по этому поводу в феврале 2020 г. возбудила дело в отношении АО «Отисифарм» по факту распространения фейковых новостей, т.к. на тот момент «не имелось результатов исследований, которые бы в установленном порядке доказывали возможность применения лекарственного препарата «Арбидол» для лечения и профилактики инфекционного заболевания, вызываемого коронавирусом 2019-nCoV.»5. Итогом дела стало признание уполномоченным органом нарушения положений закона, которое выразилось в выходе за пределы показаний, указанных в инструкции по применению. После этого компании было выдано предписание о прекращении нарушения, а материалы разбирательства были переданы для возбуждения дела об административном нарушении6.

Более сложной для привлечения к ответственности виновных является ситуация, когда, пользуясь определенными объективными обстоятельствами, связанными с дестабилизацией общественной жизни в государстве и руководствуясь изученными свойствами человеческой психики: желание обладать чем-то редким, вера в конечность материальных ресурсов, способность подпадать под «психологию толпы», предприниматели создают ажиотажный спрос на свой товар, рассчитывая на сверхприбыль.

По словам представителей ФАС, в марте 20222 г. было выдано 25 предостережений и предупреждений, в том числе по фактам публичных заявлений, направленных на создание ажиотажного спроса. В частности, ФАС проверила группу компаний «Детский мир», запросив сведения о динамике отпускных и закупочных цен на детское питание и подгузники в 2022 г. Расследовала ФАС и причины перебоев с сахаром и гречкой, придя к выводу, что отсутствие этих товаров на полках магазинов в ряде регионов связано с ажиотажным спросом, который подогревается недобросовестными организациями». По мнению экспертов, ажиотаж был вызван искусственно, с помощью распространения не соответствующей действительности информации об ограниченности запасов сахара и гречки в России, причём зачастую даже крупные игроки рынка своими заявлениями об ограничениях отпуска «в одни руки» социально значимых товаров только провоцировали панику.

В данном случае катализатором высокого спроса является иллюзия нехватки продукта, которая заставляет огромное количество людей под влиянием страха буквально скупать все запасы товара в магазинах, что в социологии называется «эффект дефицитного мышления». Эффект дефицитного мышления часто используется маркетологами в рекламе, которые, зная особенности человеческого мышления, активно используют факторы формирования спроса для его активации, не учитывая риски такого воздействия [1, с. 337; 2, 3]

1 О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. 20.03.2006. № 12. ст. 1232.

2 Сеть магазинов «Sunlight» наказана штрафом в 400 тысяч рублей за фейковый «уход с рынка». Официальный сайт Управления Федерал ьной антимонопольной службы по Волгоградской области. -https://volgograd.fas.gov.ru/news/12858 (дата обращения: 20.10.2022).

3 Продажи арбидола взлетели из-за рекламы и коронавируса/ Ведомости. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/28/824041 -prodazhi-arbidola (дата обращения: 20.10.2022).

4 ФАС проверит «Арбидол» после рекламы о лечении коронавируса. РБК. - https://www.rbc.ru/society/25/02/2020/5e5548169a79472fa36080de (дата обращения: 20.10.2022).

5 Определение №АК/13753/20; Определение о возбуждении дела № 08/05/24-10/2020 от 25 февраля 2020 г. - https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-reklamy-i-nedobrosovestnoy-konkurentsii/252432b3-8290-4588-9789-dt06de91fl 58/ (дата обращения: 22.10.2022).

6 ФАС оштрафовала производителя «Арбидола» из-за рекламы о коронавирусе. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. -https://fas.gov.ru/publications/21518 (дата обращения: 22.10.2022).

Однако оперативно противостоять с распространением фейковых новостей с целью получения сверхприбыли в настоящий момент ФАС непросто, поэтому в августе 2022 г. ФАС сократила срок выдачи предостережений до одного дня для должностных лиц (ранее - 10 дней), в том числе, за публичные необоснованные прогнозы о росте цен, так как публичные прогнозы могут влиять не только на действия бизнеса, но и на поведение потребителей, формируя ажиотажный спрос, который может привести к дефициту товаров и, как следствие, к росту цен1. Эта мера реагирования применяется за публичные заявления, которые могут повлечь за собой нарушение антимонопольного законодательства, например, согласованные действия. Действующее законодательство предусматривает наказание за соглашение между хозяйствующими субъектами на том или ином рынке, направленное на получение сверхприбыли и ущемляющее интересы потребителей (так называемый картельный сговор). Однако расследование и, самое главное, доказывание факта подобных договоренностей между компаниями занимают гораздо больше времени. В июле 2022 г. ФАС предложила ввести иной порядок реагирования на рассматриваемые явления: для реагирования достаточно будет поручения Правительства РФ, которое будет выдаваться после заключения Минэкономразвития. Законопроект, разработанный ФАС предполагает расширение антимонопольных запретов на «согласованные действия хозяйствующих субъектов», которые приводят к установлению экономически необоснованной цены товара. Законопроект предусматривает инструменты «мягкого регулирования» экономических отношений, которые дают возможность предполагаемому нарушителю добровольно прекратить недобросовестные действия без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.2

Итак, ответственность за распространение недостоверных сведений регулируется КоАП РФ в соответствии с ч. 9 ст. 13.15 которого распространение в средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет заведомо недостоверной общественно (максимальное наказание для юридических лиц штраф до 500 тыс. руб.). Также ответственность за распространение ложных фактов закреплена в ч.10 и ч. 10.1 указанной статьи. Как уже было указано, закреплена и уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия, а именно в ст. 207.2 УК РФ, и публичное распространение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан в ст. 207.1 УК РФ.

Из анализа упомянутых статей усматривается обязательное закрепление в законе такого признака состава правонарушения как наличие общественно опасных последствий, которые могут выражаться в угрозе причинения вреда, нарушения общественного порядка и безопасности, а также иных более тяжких последствий. Для квалификации распространения ложных фактов в СМИ, не повлекшее никаких опасных последствий, может быть применена ч. 1 ст. 14.3 КоАП, закрепляющая ответственность за нарушение субъектом рынка законодательства о рекламе, а само нарушение выражается в несоблюдении общих требований Федерального закона «О рекламе» (так, «SUNLIGHT» была привлечена к ответственности за нарушение п. 3 ч. 3 ст. ст. 5 данного закона, из-за распространения недостоверных сведений относительно возможности приобретения товара в определенные сроки).

Резюмируя, стоит выделить то, что нуждаемость населения выступает основным фактором покупки определенного товара или услуги за установленную цену. Основная задача фейковых новостей и других инструментов заключается в том, чтобы намеренно сконцентрировать внимание большого количества людей на чем-то, что потенциально сможет привести к ажиотажному спросу и как следствие к огромной финансовой выгоде для компании. Для постоянного контроля и своевременного пресечения данных противоправных действий предлагаем следующее:

- для полноценного понимания значения ключевого понятия в данной сфере необходимо закрепить легальное определение «фейко-вые новости», для чего в качестве основы может быть использовано определение, предложенное комиссией Общественной палаты РФ в 2018 г.3: «фейковые новости - это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду». Представляется возможным указанное определение закрепить в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- на законодательном уровне ответственность за распространение фейковых новостей, не влекущее опасных последствий. Для достижения этой цели предлагается дополнить КоАП РФ соответствующей статьей, устанавливающей санкцию за такое правонарушение;

- рассмотреть вопрос о принятии поправок расширении полномочий ФАС, в случае установления признаков нарушения состава ст. 153 «Закона о защите конкуренции», которые могут выражаться, в том числе, в оперативном блокировании недостоверных сообщений от недобросовестных лиц.

В заключение отметим, что для предотвращения негативных последствий от распространения фейковых новостей нельзя полагаться только на государственные меры, граждане должны сами повышать свое правосознание и ориентироваться в информационной среде, не позволяя ей завладеть своим сознанием и сформировать «психологию толпы».

Библиогра фия:

1. Бурбыка М.М., Кулиш А.Н., Резник О.Н., Солонарь А.В. Особенности противодействия скрытой рекламе наркотических средств // Криминологический журнал

Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 2. С. 334-342.

2. Кыштымова Е.С. Формирование психологической медиакомпетентности специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью // Baikal Research

Journal. 2021. Т. 12. № 4.

3. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутриигровая реклама: восприятие потребителями и эффективность // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13. - № 2.

4. Enguerrand Marique, Alain Strowel La régulation des fake news et avis factices sur les plateformes // Dans Revue internationale de droit économique. 2019/3 (t. XXXIII) p. 383-398.

5. Walid Chaiehloudj Fake news et droit de la concurrence: réflexions au prisme des cas Facebook et Google // Revue internationale de droit économique. 2018/1 (t. XXXII). p. 17-40.

References:

1. Burbyka M.M., Kulish A.N., Reznik O.N., Solonar A.V. Features of countering hidden advertising of narcotic drugs // Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2015. Vol. 9. No. 2. pp. 334-342.

2. Kyshtymova E.S. Formation of psychological media competence of specialists in the field of advertising and public relations // Baikal Research Journal. 2021. Vol. 12. No. 4.

3. Rubtsova N.V., Solodukhin K.S. In-game advertising: consumer perception and effectiveness // Baikal Research Journal. - 2022. - Vol. 13. - No. 2.

4. Enguerrand Marique, Alan Strowel La régulation des fake news et avis factices sur les plateformes // Dance Revue internationale de droit économique. 2019/3 (t. XXXIII). p.383-398

5. Walid Chaiehloudj Fake news et droit de la concurrence: réflexions au prisme de cas Facebook et Google // Revue internationale de droit économique. 2018/1 (t. xXxII). p. 17-40.

1 ФАС ужесточит борьбу с ложными прогнозами по ценам. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. - Ы^:/Л^.да/.ш/риЫюа^^3757 (дата обращения: 22.10.2022).

2 ФАС подготовила законопроект для пресечения необоснованного роста. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России.

https://fas.gov.ru/publications/23741 (дата обращения: 22.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.