Научная статья на тему 'Фея розы'

Фея розы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фея розы»

Фея розы

Виктория Загадочная французская душа

КостоЕВА Флоранс д'Альден родилась под Парижем, в городке Мо.

Когда девочке было 11 лет, ее привезли в Шербур на экскурсию. Там, у оживленного городского порта, маленькая Флоранс увидела русский пароход. Любопытная девочка пыталась познакомиться с гостями, но не удалось: был разгар холодной войны, советские моряки выглядели сурово, недружелюбно и настороженно. Однако вечером все изменилось. В рамках международного движения за дружбу народов советские моряки давали спектакль. Звучали русские заливистые, берущие за душу песни, кружились в танце тельняшки, взлетали моряцкие сапоги, уносилось в теплый вечер гулкое эхо. «Это был внезапный, совершенно разительный контраст между теми людьми, которых мы видели днем на корабле, и теми, кто выступал на сцене, — широко распахнув глаза, вспоминает г-жа д'Альден. — Загадочная русская душа меня глубоко потрясла».

Все, что было известно маленькой Флоранс о Советском Союзе, — то, что он находится за «железным занавесом». На вопрос девочки о том, как живут в СССР, все вокруг твердили одно: там плохо, очень плохо! Больше никто ничего не знал. Флоранс решила учить русский язык, а в 1983 году, еще школьницей, впервые приехала в СССР. «После этой поездки я поняла, что обязательно вернусь», — говорит Флоранс.

Прошли годы. Флоранс получила в Сорбонне экономическое образование и начала работать в Париже. Выяснилось, что ее фирма работает и с Россией. «Я упрашивала отправить меня работать в Россию, пока окончательно не замучила своими просьбами руководство». Так, 20 лет назад, с дипломом экономиста, она уехала из благополучной Франции сначала в Москву, где проработала год, а затем, по личной инициативе, на Дальний Восток. За тысячи километров от всех европейских столиц Флоранс много лет работала в трейдинговой компании, торгующей сахаром. Спустя годы переехала в Москву, вышла замуж за музыканта-француза, родила двух детей, дочь Леа и сына Энзо, и — вновь устроила

себе испытание. В Калужской глубинке пять лет назад она стала выращивать уникальные сорта роз.

Миллион алых роз

В 200 км от Москвы, за калужской деревней Светлицы, что в Бабынинском районе, раскинулось тепличное хозяйство. На гектаре земли, в теплице под плотной пленкой, растет 90 тыс. розовых кустов.

Стебли многих из них дважды в неделю пригибают к земле — это укрепляет ножки цветков. «Либо аромат, либо стойкость — это всегда выбор», — говорит г-жа д'Альден про свои розы. Действительно, розы, растущие в условиях дикой природы, обладают стойким ароматом, но при этом мало живут. В результате многолетней селекции садовая роза лишилась своего душистого запаха, приобретя взамен больший срок жизни после срезки. У роз, которые выращивает Флоранс, срок жизни очень короткий, буквально несколько дней. Это плата за чудесный аромат, который исходит из глубины бархатистого бутона: оттенки аниса, вербены, цитрусовых и других природных благовоний. В бутонах некоторых сортов — до сотни, а иногда и больше, нежнейших, тончайших лепестков.

Решение о строительстве розового хозяйства г-жа д'Альден приняла в 2006 году, а сами теплицы появились лишь в августе 2008-го. Источник инвестиций — частный капитал ее и финансовых партнеров, общий объем инвестиций в проект составил 6 млн евро. Два года заняли подготовительные работы: сначала выровняли землю под будущую теплицу, а затем заказали в Голландии гигантский газовый котел, набрали в соседней деревне персонал и обучили его.

На всех этапах Флоранс сталкивалась с характерными для России сложностями. Так, выяснилось, что нидерландская фирма, способная смонтировать газовый котел, не имеет надлежащей лицензии на монтаж в России, а у российской компании, у которой лицензия есть, отсутствуют необходимые компетенции. Платить пришлось и той и другой. Однажды ночью случилась проблема с работой котла, но в России помочь не смогли. Пришлось звонить

Парижанка Флоранс Жерве д'Альден выращивает в Калужской области уникальные душистые сорта роз. Теплица ее фирмы «Фея розы» — единственное место в России и одно из четырех в мире, где царица цветов растет и благоухает круглый год.

в Голландию. Зажав плечом телефонную трубку, Флоранс слушала инструкции голландских специалистов и переставляла электроды с точностью до 2 мм — как и было велено... С тех пор котел работает безотказно, голубой огонек приветливо мерцает, машина мерно гудит, и летом над ней порхают ласточки.

Нетипичные ситуации происходили и при обучении персонала, работа которого связана с вредными химикатами и требует обязательного применения защитных средств. Вновь набранные из местных деревенских жителей сотрудники знали об этом, однако на работу явились в сланцах и шортах. Г-жа д'Альден пришла в ужас и не пустила никого на производство: химикаты способны вызывать ожоги кожи и даже спустя долгие годы — привести к раку. Но на работников подобные далекие перспективы не произвели никакого впечатления: на следующий день они вновь пришли в шортах. «Пришлось повысить голос и обязать использовать средства защиты», — Флоранс и сегодня не скрывает удивления от легкомысленного отношения наших соотечественников к собственному здоровью.

Со временем все процессы удалось отладить. Теплица разделена на квадраты, внутри которых проложено 42 км труб: по ним циркулирует горячая вода для обогрева и растапливания снега на кровле. В общей сложности в тепличном хозяйстве работает около 50 человек, из которых 25 — цветочницы и сортировщицы. Все обязанности по технологии выращивания роз четко распределены и строго соблюдаются — в этом и заключается залог

успеха производства. Каждый сотрудник отвечает лишь за выполнение своей задачи: обработку растений для защиты от клещей, полив и срезку цветов, доставку баков с чистой водой для свежесрезанных роз, сортировку и упаковку. Правильная срезка цветка — один из самых ключевых моментов во всей технологии производства душистых роз. Для срезки необходимо найти подходящее место: один стебель нужно срезать повыше, другой — пониже. В розовых хозяйствах для упаковки цветов зачастую используют роботов. У Флоранс это невозможно: тончайшие живые лепестки за минуты превратятся в безжизненные тряпочки. Поэтому весь труд в теплице — ручной.

Однако без высоких технологий не обошлось. Необходимую 70%-ную влажность и микроклимат (дневная температура должна быть не выше 29°, а ночная — 15°) обеспечивает специальная программа, за работой которой следит сотрудник в офисе. Постоянно контролирует этот процесс и сама Флоранс.

Поначалу всем премудростям учились исключительно на собственных ошибках. Но сегодня работу теплицы координирует специалист высокого уровня — без его знаний и контроля производство роз уже немыслимо. Этот контроль заодно дисциплинирует и сельских тружеников фирмы. «Можно обеспечить прекрасный климат, но не получить ни одной розы, — объясняет Флоранс. — Каждый этап производства критически важен для получения розы высокого качества». Таких получается примерно 50%, еще у 40% роз качество не столь высокое, но в целом неплохое. Сравнительно низкое качество оказывается лишь у 10% роз.

Жизнь в розовом цвете

Объем производства — в среднем 3,5 тыс. роз (до 5 тыс. летом) в день. Себестоимость цветка — около 60 руб., в салоне его цена начинается от 350-400 руб. Высокая себестоимость и короткий срок жизни поначалу препятствовали выстраиванию отношений с покупателями.

«Все шло очень сложно: цветочные студии брали по 50 роз в неделю, а когда в день срезается 2 тыс. роз — это смертельнодля нашегобизнеса, — вспоминаетФлоранс. —

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (136) 2013 49

/ и

Из-за очень высокой наценки розы не продавались и быстро погибали». Пришлось пойти знакомым путем: подарить букеты нужным оптовым компаниям. И дело пошло — флористы сами стали заказывать душистые цветы от «Феи розы» (так называется фирма Флоранс). Сегодня их можно купить в десятках В хозяйстве цветочных салонов Москвы. «Всегда нужно искать вы-

Флоранс — ход и находить его!» — убеждена г-жа д'Альден.

13 сортов роз, В хозяйстве Флоранс — 13 сортов роз, среди которых

среди которых есть душистые розы, розы с необычной окраской и розы есть душистые романтической группы. Лепестки такой розы при откры-розы,розы тии бутона ложатся, завинчиваясь как бы по спирали.

с необычной Сиреневая или бледно-лавандовая с металлическим от-

окраской и розы тенком роза сорта «Авангард» завораживает своей рас-романтической цветкой, как и «Фиеста», которую называют «розой юно-группы. сти». У нее нежно-розовый цвет карамельных леденцов

«вприкуску» с молочным или солнечно-желтым цветом. Мягкий и сливочный, нежный и фруктовый — таков аромат роскошной белоснежной «Нормы Джин» с запахами мирабели и ванили. Пионовидная роза «Ив Пьяже» пленяет ароматом знаменитой грасской розы с финальной анисовой нотой. Неудивительно, что такие розы выращивают всего несколько хозяйств в Европе. Да и то — лишь отдельные сорта и с трехмесячным зимним перерывом. Круглый год такие цветы растут лишь в четырех теплицах мира: в солнечной Кении, Южной Европе, США и — в Калужской области, где в теплицах Флоранс выращивают рекордное количество сортов душистых роз. А казалось, это вряд ли осуществимо в нашем климате.

Владелица салона «Фиджи» Людмила Пятницкая, торгующая калужскими розами около трех лет, замечает, что клиенты, однажды купившие эти цветы, становятся их преданными поклонниками: «Сочетание необычно развитого бутона с тончайшими лепестками, нестандартного цвета и чрезвычайно душистого запаха привлекает даже любителей стойких роз. Каждому новому покупателю мы предлагаем эти душистые розы, подробно о них рассказываем. Когда клиент уходит с букетом, переживаем — как себя поведут розы дальше. И чаще всего клиенты возвращаются за новыми букетами».

Риск потерять деньги, не продав розы со столь коротким сроком жизни, не пугает и владелицу небольшой цветочной палатки софию Абдуллину: «С одной стороны, для нас это премиум-сегмент, наши покупатели не готовы платить выше 300 руб. за цветок, а с другой стороны, эти розы стойко ведут себя в букете с другими цветами и, как правило, становятся центром притяжения всей композиции. Поэтому мы успеваем реализовать все розы, хотя объем закупок увеличивать пока не планируем».

Нетепличные условия

Количество клиентов г-жу д'Альден вполне устраивает, теперь появилась другая проблема: роз не хватает, нужно развивать производство. Флоранс рассчитывает расширить территорию теплицы с одного гектара до трех.

Главная проблема — дорогая электроэнергия. Так, 1 января 2010 года тарифы выросли на 47%. «Мы бы не выжили, если бы тарифы не снизили», — рассказывает г-жа д'Альден. Именно высокая цена на энергию и не дает строить планы на будущее — гектару теплиц требуется примерно 1 МВт энергии (без учета газа для отопления), а это миллионы рублей в месяц.

«При этом мы не можем уходить от пиковых часов нагрузок, растения расходуют больше энергии именно днем. Тарифная политика России должна быть более стабильной, это позволило бы малому и среднему бизнесу свободней развиваться», — убеждена Флоранс.

О специальных программах поддержки малому и среднему бизнесу Флоранс услышала совсем недавно: «Мне сказали, что деньги на эти программы выделены и уже направлены в регионы, но реально их очень сложно получить. В ближайшее время мы будем работать в этом направлении, хотя перед этим стоит ответить на главный вопрос: а нужно ли это? Нам необходимы большие инвестиции, а их придется возвращать, работая в условиях непрозрачного инвестиционного климата». Теплице необходимы дополнительные мощности, а за подключение 1 МВт нужно платить более 10 млн руб. авансом. Деньги — огромные. Рассчитана ли на такие задачи программа поддержки малого и среднего бизнеса?

Остальные условия для ведения бизнеса Флоранс также не считает дружелюбными. Как-то раз ей пришлось побывать в налоговой инспекции, где требовали заплатить налог на прибыль, в то время как производство находилось на стадии выхода на рынок. «Таким компаниям, как наша, необходимы налоговые каникулы, — говорит Флоранс. — Налоговое законодательство России должно более гибко подходить к условиям развития малого бизнеса. В первые годы нам приходилось выживать, испытывая помимо собственных проблем внешнее давление налоговиков и энергетиков». Говорить о рентабельности пока рано: после четырех лет ошибок и почти полного краха в самом начале только сегодня пришли к стабильности и возможности дальнейшего планирования. Сегодня Флоранс честно признается: пять лет назад она была излишне легкомысленной, задумывая свой розовый проект. Если бы знала, с какими проблемами предстоит столкнуться, вряд ли решилась бы. Но теперь нужно двигаться дальше. «Мы достигли хорошего уровня производства, самое время сосредоточиться на более эффективном управлении», — говорит г-жа д'Альден. Получится ли? Скорее всего, бунтарская натура Флоранс, которой скучно жить как все, найдет выход.

«Пять лет назад я была излишне легкомысленной, задумывая свой розовый проект. Если бы знала, с какими проблемами предстоит столкнуться, вряд ли решилась бы. Но теперь нужно двигать-с я да льш е».

ФОТО ОЛЕГА ВЛАСОВА

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (136) 2013 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.