Научная статья на тему 'ФЭЙ СЯОТУН И КИТАИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА'

ФЭЙ СЯОТУН И КИТАИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЭЙ СЯОТУН / У ВЭНЬЦЗАО / СУНЬ БЭНЬВЭНЬ / ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК / КИТАИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хаснулина Карина Артуровна, Чжоу Сяохун

Обращение к работам китайских антропологов и социологов начала XX в. является ключевым в понимании методов и подходов изучения китайского общества местными исследователями. В 1936 г. Фэй Сяотун, один из пионеров в этой области, провел исследование среди жителей деревни Кайсяньгун уезда Уцзян пров. Цзянсу, на основе которого была написана монография «Китайская деревня глазами этнографа». Работа Фэй Сяотуна совпала и в большей степени поспособствовала важному переходу в развитии антропологии от линейного эволюционизма к функциональному подходу, сторонники которого отказались от деления общества на «дикие» и «цивилизованные». Более того, исследование стало важной вехой в процессе адаптации западных социологических моделей к китайской действительности. В статье рассматривается процесс китаизации1 социальных наук в 1930-е гг. и роль работы Фэй Сяотуна в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEI XIAOTONG AND THE SINICIZATION OF SOCIAL SCIENCES IN THE EARLY 20TH CENTURY

The reflection on the early XX century anthropological and sociological work in China is the key to understanding the methods and approaches used by local researchers studying Chinese society in that era. In 1936, Fei Xiaotong, one of the pioneers in this field, who later has introduced Chinese sociology to the West, conducted a study of the Kaixiangong village of Wujiang county in Jiangsu province. Based on this study, he published a monograph "Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley". This work coincided and to great extent contributed to the transition of social anthropology from a linear evolutionism to functional approach, whose proponents refused to divide societies into «primitive» and «civilized» ones. Moreover, the study was an important milestone in the process of adapting Western sociological models to Chinese reality. The present article discusses the role of Fei Xiaotong's «Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley» in the Sinicization of social sciences in the 1930s.

Текст научной работы на тему «ФЭЙ СЯОТУН И КИТАИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

ORCID 1: 0000-0002-9089-8058 ORCID 2: 0000-0003-4571-8123 DOI: 10.31696/2227-3816-2020-50-1-752-768

К. А. Хаснулина*, Чжоу Сяохун"

Фэй Сяотун и китаизация социальных наук в первой половине XX века

АННОТАЦИЯ: Обращение к работам китайских антропологов и социологов начала XX в. является ключевым в понимании методов и подходов изучения китайского общества местными исследователями. В 1936 г. Фэй Сяотун, один из пионеров в этой области, провел исследование среди жителей деревни Кайсяньгун уезда Уцзян пров. Цзянсу, на основе которого была написана монография «Китайская деревня глазами этнографа». Работа Фэй Сяотуна совпала и в большей степени поспособствовала важному переходу в развитии антропологии от линейного эволюционизма к функциональному подходу, сторонники которого отказались от деления общества на «дикие» и «цивилизованные». Более того, исследование стало важной вехой в процессе адаптации западных социологических моделей к китайской действительности. В статье рассматривается процесс китаизации 1 социальных наук в 1930-е гг. и роль работы Фэй Сяотуна в этом процессе.

* Хаснулина Карина Артуровна, научный сотрудник факультета социальных и поведенческих наук Нанкинского университета (Нанкин, Китай); аспирант факультета истории Европейского университета (Санкт-Петербург), [email protected]

** Чжоу Сяохун, профессор факультета социальных и поведенческих наук Нанкинского университета (Нанкин, Китай); директор Института исследований современного Китая Нанкинского университета. [email protected]

© Хаснулина К. А., Чжоу Сяохун, 2020; © ФГБУН ИВ РАН, 2020

1 Под термином «китаизация социальных наук» авторы статьи понимают процесс локализации и адаптации западных социологических моделей к китайской действительности. Термин «китаизация социальных наук» (шэхуй кэсюэ чжунгохуа появился в 1930-х гг., а его рас-

пространение связано с работами ведущих китайских социологов У

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Фэй Сяотун; У Вэньцзао; Сунь Бэньвэнь; история социальных наук; китаизация социологии

Фэй Сяотун ЙФШ (02.11.1910-24.04.2005) — один из пионеров китайской социологии и антропологии2, его работы в этих областях сыграли важную роль в представлении социальных и культурных явлений Китая международному сообществу. В 1936 году Фэй Сяотун провел исследование среди жителей деревни Кайсяньгун ^^^ уезда Уцзян3 ^^ (пров. Цзянсу), на основе которого написал диссертацию «Крестьянская жизнь в Китае»4. Работа Фэй Сяотуна станет не только важной главой в истории становления социальных наук в Китае, но и, по словам Б. Мали-новского5, «важной вехой в развитии полевых исследований, рав-

Вэньцзао МХШ (1901-1985) и Сунь Бэньвэня (1892-1979), кото-

рые были направлены на то, чтобы адаптировать актуальные на тот момент в мире социологические знания к своеобразному и постоянно меняющемуся интеллектуально-политическому контексту Китая.

2 В Китае социология, антропология и этнология не имели очевидной границы, в особенности на этапе становления этих наук. Даже сегодня их объекты и методы исследования обычно пересекаются, так что в данной работе авторы руководствуются терминами, которые употреблял Фэй Сяотун в своей работе, в частности антропология (жэньлэйсюэ АШЩ и социология (шэхуйсюэ

3 С 2012 г. Уцзян имеет статус района городского подчинения городского округа Сучжоу провинции Цзянсу.

4 Далее в статье авторы используют оригинальное название работы, под которым она была впервые выпущена на английском языке: «Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley» (Крестьянская жизнь в Китае: полевое исследование жизни деревни в долине р. Янцзы») [10]. Работа на родном для автора китайском языке была выпущена лишь полвека спустя после «реабилитации» социологии в КНР под названием «Экономика деревни [в долине] реки [Янцзы]» (Цзян цунь цзинцзи [20], а в 1989 г. вышел перевод книги с китайского на русский язык, выполненный М. В. Крюковым [4].

5 Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942) — антрополог, профессор Лондонской школы экономики, Йельского университета. Работы Б. Малиновского по этнографии, социальной теории и полевым исследованиям оказали огромное влияние на развитие этих направлений, в частности, на разработку социальной (культурной) антропологии и функционального подхода в социологии. Придавал большое значение проблеме единства антропологии и утверждал, что действительной основой для единения всех отраслей антропологии является научное исследование культуры. Автор книг «Аргонавты западной части Тихого

но как и антропологической теории» [4]. Исследование деревни, проведенное Фэй Сяотуном, совпало и в большой степени способствовало важному переходу в развитии антропологии от линейного эволюционизма к функциональному подходу и уходу от господствовавшего тогда деления обществ на «примитивные» и «цивилизованные» [17].

Первые 10 лет своей жизни Фэй Сяотун провел в местечке Уцзян и несмотря на то, что деревня Кайсяньгун находилась всего в 30 км от места, где вырос Фэй, до 1936 он никогда не бывал в этой деревне. Отец Фэй Сяотуна Фэй Пуань ШШ^ (1879-1969) получил образование в Японии, основал среднюю школу в Уцзяне, активно занимался вопросами образования в провинции Цзянсу. Мать Фэй Сяотуна Ян Жэньлань ШШ^ (1880-1927) была преподавательницей китайского языка в школе у своего отца, исповедовала христианскую религию, которую приняла под влиянием своих сестер и благодаря общению с американским миссионером Дж. Р. Уилкинсоном. Следует отметить, что, несмотря на вероисповедание Ян Жэньлань, ни отец Фэй Сяотуна, ни он сам не были христианами.

Фэй окончил среднюю школу при университете Сучжоу в 1928 г., а в 1930 г. поступил в Яньцзинский университет (Яньцзин дасюэ в Пекине на факультет социологии, где под ру-

ководством У Вэньцзао М^Ш6 написал выпускную работу, посвященную исследованию церемонии циньин для получения степени бакалавра [6, с. 7-10]. В данной работе Фэй Сяотун, опираясь на теорию эволюционизма и универсального прогресса от матрилинейных к патрилинейным семейным системам, введе-

океана» (1922), «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927), «Научная теория культуры» (1944), «Динамика культуры» (1945), «Магия, наука и религия» (1948) и др.

6 У Вэньцзао М^Ш (1901-1985) — социолог и антрополог, внесший большой вклад в развитие социологии в Китае. После получения докторской степени в Колумбийском университете занимал должность профессора социологии в Яньцзинском университете, Юньнаньском университете, Центральном университете национальностей. Супруг писательницы и поэтессы Се Ваньин ШШШ (1900-1999), известной под псевдонимом Се Бинсинь

7 Букв. «породнительная встреча», встреча жениха и невесты, происходившая в доме невесты, один из этапов брачного ритуала.

ную Э. Тэйлором8 и Л. Морганом9, предположил, что церемония циньин относится к пережиткам матрилокального брака [6, т. 1, с. 162]. Следует отметить, что уже тогда Фэй Сяотун выразил сожаление о том, что работа сделана исключительно путем анализа «ненаучных» официальных документов, с использованием традиционного для Китая метода каоцзюй10, без проведения самостоятельного социологического опроса по всей стране, так как уже тогда молодой ученый считал, что исследование должно быть выполнено на основе археологических и антропологических материалов [6, с. 35].

С 1933 г. Фэй Сяотун учился в университете Цинхуа по магистерской программе, где его научным руководителем был выдающийся востоковед С. М. Широкогоров11. В Цинхуа студенческие работы Фэй Сяотуна включали в себя переводы статей англоязычных социологов, самостоятельные сравнительные исследования-эссе [13, с. 273], а также полевые исследования, среди которых был сбор антропометрических данных заключенных в тюрьмах Пекина с целью анализа их криминальных наклонностей [6, с. 38].

В 1936 г. Фэй Сяотун, уже будучи выпускником университета, получает так называемую «стипендию Контрибуции [Года] гэн-

8 Эдвард Бёрнетт Тэйлор (1832-1917) — английский этнолог, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Считается отцом эволюционной теории культуры.

9 Льюис Генри Морган (1818-1881) — американский этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках.

10 Каоцзюй ЩЩ (букв. «изыскание свидетельств») - метод исследования, основная задача которого - сортировать, сопоставлять, комментировать и составлять древние книги.

11 Сергей Михайлович Широкогоров (кит. Ши Луго ^ШН,) (18871939) — русский востоковед, антрополог, этнограф, тунгусовед, составитель тунгусско-русского словаря, создатель самостоятельной теории этноса и автор термина «этнос» в его современном значении. Сотрудник музея антропологии и этнографии Российской академии наук, участник и организатор многочисленных экспедиций по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, в 1922 г. Широкогоров эмигрировал в Китай, где продолжил заниматься преподаванием и исследованиями. Будучи научным руководителем Фэй Сяотуна, Широкогоров оказал значительное влияние на его подход в исследованиях [2]. Фэй Сяотун написал статью о том, как работал с учителем «Вспоминая учителя Ши Луго» [см. 19].

цзы» (гэн цзы пэйкуань цзянсюэцзинь Ш^Ш^^^^)12. Он должен был уехать за границу во время летних каникул того же года, но по совету С. М. Широкогорова отправился в финансируемую департаментом образования правительства провинции Гуанси антропологическую экспедицию по изучению народности яо. Цель экспедиции состояла в сборе материалов о социальной структуре и культуре народности яо в провинции Гуанси, которые бы помогли в разработке образовательной программы для национальных меньшинств. Фэй вместе со своей женой Ван Тунхуй Т^Щ (1910-1935), студенткой социологического факультета Яньцзин-ского университета, отправился в отдаленные горные районы провинции Гуанси. Во время экспедиции произошел несчастный случай: Фэй Сяотун попал в ловушку для тигра и сильно повредил левую ногу, вследствие чего не смог продолжать путь. Ван Тунхуй отправилась в деревню за помощью, Фэй Сяотун с трудом добрался до ближайшего поселения, где получил помощь местных жителей. Через неделю Ван Тунхуй была найдена мертвой. Несколько операций, месяцы, проведенные в больнице и смерть жены оказали сильное влияние на внутренний мир молодого Фэй Сяотуна. Впоследствии он напишет: «Я не умер, и это сделало мою жизнь тяжелым бременем. Чувствую, что в моей

12 В 1908 г. Конгресс США принял законопроект о возврате Китаю избыточно выплаченных репараций по Боксерскому протоколу. Одной из главных причин продвижения законопроекта была деятельность посла Цинской империи в США Лян Чэна ШШ (1864-1918), который указал США на то, что они в 1905 г. получили сумму, превышающую первоначально оговоренную в Боксерском протоколе, и инициировал кампанию по оказанию давления на США с целью вернуть разницу в Китай [4]. Несмотря на ожесточенные разногласия по поводу того, каким образом будет произведен возврат избыточного платежа, администрация президента Теодора Рузвельта (1901-1909) решила учредить стипендиальную программу для китайских студентов. Рузвельт рассматривал эту программу как шанс осуществления «американской реформы в Китае», целью которой служило улучшение отношений между США и Китаем, продвижение международного имиджа США и воспитание молодого поколения проамерикански настроенных интеллектуалов в Китае [14]. Возврат долга не отменял выплату оставшейся части контрибуции, однако правительство США предложило осуществлять выплату путем финансирования правительством Китая обучения китайских студентов за рубежом. Примеру успешного академического обмена последовала и Великобритания, которая также открыла программу приема китайских студентов в вузы страны.

жизни кроме работы не будет иного удовольствия. Никогда не забуду, что Тунхуй умерла из-за меня... я смогу искупить свой грех работой, поэтому, если мы встретимся снова, я смогу рассказать ей о том, что произошло с тех пор, как мы расстались» [6, т. 1, с. 369-371].

По возвращении в Пекин Фэй Сяотун стал готовиться к учебе за границей. Поскольку с конца июня 1936 г. до начала сентября Фэй Дашэн ЛЙ^ (1902-2005), сестра Фэй Сяотуна, работала при кооперативе по переработке шелка-сырца в деревне Кайсянь-гун, она пригласила брата отдохнуть перед поездкой и помогла организовать там второе полевое исследование. Фэй Дашэн обратила внимание Фэй Сяотуна на проблемы китайской деревни, и отчасти под ее влиянием он перешел от изучения неханьских народностей к исследованию проблем китайского крестьянства [13, с. 274]. В своих дневниковых записях Фэй Сяотун так вспоминает о том периоде: «Я в деревне... Так или иначе, у меня нет другого занятия, я начал подробно расспрашивать [местных жителей], так началось «исследование сообщества» [6, т. 7, с. 106107]. Из вышеприведенного повествования и первоначального намерения Фэй Сяотуна могло показаться, что работа «"Крестьянская жизнь в Китае", в какой-то мере, родилась случайно» [6, т. 14, с. 186], так как молодой ученый не продумывал данное исследование заранее, и, оказавшись в деревне, благодаря сложившимся обстоятельствам, начал проводить опросы местных жителей и собирать материал. Судя по воспоминаниям ученого, поездка в деревню имела также и личное значение: подавленный смертью жены Фэй Сяотун решил сконцентрироваться на работе, даже во время двух месяцев «свободного времени» перед поездкой за границу. «Бог дал мне возможность для исследования, которое не имеет никакой другой цели, кроме приобретения знаний» [6, т. 1, с. 369-371]. Стоит отметить, что прибыв в Лондон осенью 1936 г., Фэй Сяотун не знал, какая будет тема его диссертационного исследования. В Лондонской школе экономики Фэй Сяотун предоставил Р. Фёрсу13 два отчета, данные первого отчета были собраны Фэем во время опросов местного населения в пров. Гуанси14, а второго — в Кайсяньгун. Вторая тема привлекла внимание Фёрса,

13 Рэймонд Фёрс (1901-2002) — социальный антрополог, известен своим вкладов в теорию культуры и полевыми исследованиями в Н. Зеландии, Океании, Юго-Восточной Азии, вместе с Б. Малиновским сыграл большую роль в развитии функционального подхода.

14 До 1958 г. автономный район Гуанси имел статус провинции.

которую впоследствии и утвердили в качестве темы докторской диссертации, несмотря на то, что первая тема больше соответствовала традиционной методологии антропологического исследования [24, с. 4].

Интерес к исследованию деревни у Фэй Сяотуна был продиктован и актуальностью изучения места крестьянства в политических и социальных процессах, происходивших в стране, а также вопросом улучшения положения крестьянства. Этот интерес в широком плане был тесно связан с вниманием молодых китайских интеллектуалов к жизни людей в сельской местности в 1930-х годах, что было сопряжено с активизацией крестьянского движения и стремлением изучать его роль в возможном преобразовании страны [24,с. 2]. Примером такого интереса служит тот факт, что число статей про сельскую местность в популярном тогда журнале «Восток» Дунфан цзачжи ^^^^ в течение 1920-х гг. выросло с одной до 80-ти в год, а фокус внимания многих интеллектуалов нового культурного движения 4 мая15 в 1920-е гг. сосредоточен на дискуссии о приоритете сельского хозяйства в развитии Китая. Крестьянским вопросом занимались аграрные реформаторы и просветители, такие как Лян Шумин16, Янь Янчу17, Тао Синчжи18. По

15 «Движение 4 мая» (у сы юньдун — массовое национальное культурное и политическое движение в Китае в мае-июне 1919 г., начавшееся с активного выступления молодежи по всей стране. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун. В культурном плане движение 4 мая связано с «движением за Новую культуру» (синь вэньхуа юньдун Ш^^Ш^), основной направленностью которого было становление новой словесности, борьба с традиционализмом в идеологии, использование западного опыта в науке и культуре, распространение массового просвещения.

16 Лян Шумин ШЖМ (1893-1988) — китайский философ, представитель нового конфуцианства. Лян осмысливал духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии. В политическом плане Лян Шумин являлся одним из лидеров возникшего в 1920-е гг. движения «аграрного строительства», в котором осуществлял на практике идеи по реформированию деревни в экспериментальном уезде Цзоупин ^^ (пров. Шаньдун). Лян Шумин рассматривал крестьянство как движущую силу индустриализации и развития страны, за что, будучи членом ВК НПКСК, пострадал, вступая в конфронтацию с Мао Цзэдуном.

17 Янь Янчу (1890-1990) — выдающийся просветитель, известный своей работой в области организации массового просвещения в сельских районах, как в Китае, так и в других странах. После окончания

всей стране в 1920-30-е гг. возникали группы активистов, ратующих за реформирование деревни [4]. Сам Фэй Сяотун участвовал19 в движении «аграрного строительства» (сянцунь цзяньшэ ^МШШ) [6, с. 36], деятельность которого заключалась в создании экспериментальных площадок в разных уголках страны для изучения и реформирования китайской деревни. Активисты движения под руководством Лян Шумина, Янь Янчу и Тао Синчжи полагали, что решение экономических и политических проблем в Китае необходимо начинать с развития деревни, и в частности, с массового просвещения. Большинство социологов того времени, профессора университетов и их студенты, посещали экспериментальные районы для проведения общественных исследований [7, с. 17].

Что касается академического подхода Фэй Сяотуна к исследованию Кайсяньгуна, то он неразрывно связан с призывом к «китаи-зации социальных наук». Впервые такой призыв встречается в начале 1930-х гг. на фоне движения народного образования в экспериментальном уезде Дин20, где под китаизацией понимали использование материалов социальных исследований местного населения с целью проведения последующих социальных реформ под эгидой Китайской ассоциации продвижения образования для простого народа Китая (чжунхуа пинминь цзяоюй цуцзинь хуй

добровольной группой, возглавляемой лидерами Янь Янчу и Лян Шумином [12, с. 101].

обучения в Йельском университете возвратился в Китай, где в 1921 г. вместе с Лян Цичао, Ху Ши и Тао Синчжи создал Китайскую ассоциацию продвижения всеобщего образования . Под эгидой движения «аграрного строительства» руководил экспериментальным уездом Дин ЙЙ.

18 Тао Синчжи ЙТЙ (1891-1946) — педагог, просветитель и либеральный реформатор, в 1917 г. вместе с Цай Юаньпэем ШжМ (19681940) основал Китайскую ассоциацию улучшения образования (Чжунхуа цзяоюй гайцзинь хуй Ф^ШЖШШ^). В 1927 г. в пригороде Нанкина создал первый в Китае специализированный педагогический колледж для подготовки преподавателей сельских школ.

19 В 1933 г. после окончания Яньцзинского университета Фэй Сяотун посещал экспериментальный район Цзоупин.

20 «Динсяньский эксперимент» (Динсянь шиянь — программа внедрения массового образования в уезде Дин (пров. Хэбэй), проводимая в 1926-1937 гг. в рамках проекта по реконструкции сельских районов. В уезде Дин разрабатывались и демонстрировались способы повышения уровня жизни, здоровья, политической ответственности и культуры китайской деревни.

Однако подход к исследованию в уезде Дин, проведенному под руководством социолога Ли Цзинханя21, базировался на сборе огромного массива «сухих» данных, с неполным анализом культурных, экономических и политических условий жизни местного населения. Этот подход был особенно популярен при проведении социологических исследований на Западе, однако не позволял всесторонне описать китайскую действительность, что было необходимо для выбора оптимальной стратегии преобразований в обществе [12, с. 101; 30, 17-18]. Следует отметить, что большая часть ведущих социологов и антропологов в Китае первой трети XX в. получила образование за границей, главным образом в США и Японии, и стремилась имплицировать приобретенные за рубежом знания к китайской действительности. Декан социологического факультета Яньцзинского университета Ян Кайдао Ш (1899-1981) так охарактеризовал происходившие процессы: «Болезнь американской социологии — использование лишь своих собственных материалов и отрицание зарубежных источников; болезнь китайской социологии — это использование лишь зарубежных материалов и пренебрежение своими» [22, с. 1].

Так, интеллектуалы начала XX в., столкнувшись с тенденцией к вестернизации исследований и отрывом от ситуации в Китае, сформулировали для себя требование к локализации социальных наук, при этом сохраняя «сплетение» местных исследований с западным академическим знанием. Сунь Бэньвэнь22 стал одним из пионеров этого «нового этапа», этапа локализации. Заслуга Сунь Бэньвэня состоит в том, что он первый осуществил синтез западного и китайского социологического знания, основал «китаеведче-скую школу» (чжунго сюэпай ФД^Ш), академическую группу социологов, которые стремились создать адаптированную к китайской реальности социологическую теорию [23], так как калька методов американской социологии не давала полной картины со-

21 Ли Цзинхань ^ЙЖ (1895-1986) — социолог, после окончания Колумбийского университета с 1926 г. Работал в Яньцзинском университете на факультете социологии, в 1928 г., будучи руководителем исследовательского комитета Китайской ассоциации продвижения всеобщего образования, организовывал социальные опросы и сбор данных в уезде Дин.

22 Сунь Бэньвэнь (1892-1979) — социолог, социальный психолог, который создал свою социологическую школу в Китае. Сунь Бэньвэнь получил докторскую степень в Университете Нью-Йорка в 1925 г., с 1926 г. работал в Китае (в Фуданьском, Центральном, а затем в Нанкинском университете) основатель и главный редактор журнала «Социология» (Шэхуйсюэ кань

циальных процессов, происходивших в китайском обществе. Одновременно с этим представители расположенной в крупнейшем на тот момент Яньцзинском университете «китайской школы со-циолокальных исследователей» (шэцюй яньцзю сюэпай ^Ш) во главе с У Вэньцзао активное внимание уделяли новой задаче социальной науки «служить реформированию и строительству китайского общества», при этом количественный метод применяемый Ли Цзинханем не позволял дать тех материалов, которые помогали в решении этой этой задачи [6, т. 13, с. 7]. Тогда У Вэньцзао ищет пути синтеза полевых исследований и социологической теории, которые подходили бы под описание истории процессов, происходящих внутри китайского общества.

Ключевую роль в процессе китаизации сыграли иностранные ученые, приглашенные У Вэньцзао для работы в Яньцзинский университет. Для молодых студентов У Вэньцзао, среди которых были Фэй Сяотун, Линь Яохуа23 и Ян Цинкунь24, тем, кто открыл дверь в академические исследования китайского общества, стал глава знаменитой Чикагской школы Роберт Парк25. В 1932 г. У Вэньцзао пригласил Парка читать лекции в Яньцзинский университет, где он в течение нескольких месяцев провел два курса: «Коллективное поведение» и «Методы исследований в социологии». Результатом работы Парка в Китае стала популяризация американского метода практических исследований, в частности наблюдения. Фэй Сяотун вспоминал, что главным уроком, который он вынес из лекций Парка и других иностранных преподавателей26, стала методика практического исследования: «истину можно найти лишь

23 Линь Яохуа (1910-2000) — социолог и антрополог, известен своими исследованиями китайских семейных структур, а также этнических меньшинствам Китая, особенно народностью и.

24 Ян Цинкунь Ш^Ш (1911-1999) — выдающаяся фигура в области социологии как в Китае, так и в США. Он наиболее известен своим новаторским изучением религии в Китае с применением социологического анализа.

25 Роберт Эзра Парк (1864-1944) — американский социолог, одна из самых влиятельных фигур в ранней социологии США. Благодаря Парку социология, будучи ранее скорее пассивной философской дисциплиной стала активной, занимающейся изучением поведения человека. Парк внес значительный вклад в изучение городских сообществ, расовых отношений и разработку эмпирически обоснованных методов исследования, в первую очередь наблюдения участников.

26 Помимо Р. Парка в Яньцзинском университете давали лекции Ч. Н. Селигман (1873-1940), Р. Г. Тоуни (1880—1962), А. Рэдклифф-Браун (1881-1955), В. Шмидт (1868-1954).

выйдя из библиотеки к обществу» [6, с. 35]. И сам Парк был практиком, который в определенной степени произвел американизацию европейской, и, в особенности, немецкой социологии, а его научная позиция состояла в важности практических исследований, служащих интересам общества27. Вдохновившись идеями Парка, ученики социологического факультета Яньцзинского университета «вышли» в пекинские кварталы, в «восемь больших хутунов»28, к весельчакам-артистам на ярмарочных выступлениях цзашуа (букв. «разнородные игрища») в районе Тяньцяо ^Ш, и даже в тюрьмы [8, с. 52, 54]. Таким образом, влияние Парка на китайскую социологию 1930-х гг. в целом и на работу Фэй Сяотуна в частности состоит в продвижении исследования сообществ («community studies»), в котором У Вэньцзао и увидел возможный конкретный путь китаизации социальных наук. Помимо Р. Парка в Яньцзин-ский университет также был приглашен этнограф и социальный антрополог А. Рэдклифф-Браун29, которые вместе с У Вэньцзао в обсуждении проблем исследования китайского общества пришли к выводу о необходимости проведения восходящего исследования от маленького сообщества ко всей нации: «Чтобы провести глубокое изучение жизни народа, необходимо ограничиться исследованием небольшой группы людей» [4]. Идеальным объектом со-циолокального исследования представлялась деревня.

Сказанное заставляет полагать, что в 1930-е гг. в китайских социальных науках растет взаимодействие с передовыми исследовате-

27 C 20-х гг. прошлого века Парк начал применять полевые методы исследования, центральным из которых было наблюдение. Он также начал активно привлекать антропологов для исследования вопросов урбанистики в г. Чикаго, возникших в связи со стремительной индустриализацией. Парк выступал с инициативой о том, чтобы исследователи рассматривали город как «социальную лабораторию» [8].

28 «Восемь больших хутунов» да ба хутун А^йЯ|н| — обобщающее традиционное название для пекинских кварталов, расположенных к югу от площади Тяньаньмэнь за ул. Цяньмэнь дацзе ЙП^^Т, ранее известных своими публичными домами. К «восьми большим хутунам» территориально относили хутуны Байшунь Н®, Яньчжи ЩШ, Ханьцзя ШШ, Шитоу Чжуцзя Лишамао переулок Шаньси сян

^ и боковую улицу Вангуанфу сецзе Т^ЫШШ.

29 Альфрэд Рэдклифф-Браун (1881-1955) — этнограф и социальный антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социально-культурной антропологии. Автор книг «Ан-даманцы» (1922), «Структура и функции в примитивном обществе» (1952), «Метод в социальной антропологии» (1958).

лями и направлениями Запада, одновременно в академической среде идет активный поиск стратегии применения западного социологического знания в китайской действительности. Вместе с этим многие ранние китайские антропологи и социологи (во многом благодаря работам Янь Фу30) тяготели к устаревшей к 1930-м гг. теории эволюционизма, разработанной Г. Спенсером 31 , Э. Тэйлором, Г. Л. Морганом. А молодой Фэй Сяотун, относившийся к новому поколению ученых, в своей работе не только бросил вызов традиционной антропологии, но и поставил жирную точку в намечавшемся разрыве со старой школой во время работы над своей докторской диссертацией.

Докторская диссертация под названием «Экономическая жизнь китайской деревни», принятая к защите в Лондоне в 1938 г., «представляет собой книгу, описывающую системы потребления, производства, распределения и торговли у китайских крестьян», в которой, по словам Б. Малиновского, освещены две главные темы — «эксплуатация земли и процессы воспроизводства в рамках двора и семьи» [4]. При написании работы Фэй следовал особому направлению «китаизации социологии», на которое указал Р. Парк и У Вэньцзао [6, т. 13, с. 80]. В предисловии к серии «Социология», выпущенной в 1940 г., У Вэньцзао описал этот процесс следующим образом: «Наша позиция: начать с пробной гипотезы и закончить проверкой на местах. Следует объединить теорию и факты для получения нового синтеза, и тогда подлинная социология сможет пустить корни на китайской земле. Также необходимо с этой точки зрения воспитать самостоятельные научные кадры для проведения независимых научных исследований. Только так социология будет полностью китаизированной» [16, с. 4]. Данный подход к китаизации отличался от идей «полного сбора и сопоставления социологических данных по стране, создания полностью

30 Янь Фу ^Ж (1854-1921) — философ, общественный деятель, идеолог реформаторского движения в имперском Китае. Благодаря работам Янь Фу Китай ознакомился с передовыми достижениями западных общественных наук. Переводчик на китайский язык произведений Г. Спенсера, Ш. Монтескьё, А. Смита, Д. Милля, Т. Гексли.

31 Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы социологии. Стоит отметить, что знакомство с западной социологией в Китае началось с популяризации теорий Г. Спенсера благодаря статье выдающегося философа, переводчика и общественного деятеля Янь Фу, опубликованной в 1985 г. под названием «Источники силы» (Юаньцян Ш^) [5].

китайской социологической системы, основанной на обстоятельной теории европейских и американских социологов», теоретические основы которой представлены в работах Сунь Бэньвэня [15, с. 369]. Несмотря на то, что Сунь Бэньвэнь внес большой вклад в развитие китайской социологии, отмечается, что большинство статей в журнале «Социология», главным редактором которого был Сунь Бэньвэнь было посвящено теоретическим проблемам, а не описанию практических исследований, методологические вопросы рассматривались весьма кратко [7, с. 20].

Подход У Вэньцзао отличался особым вниманием к методологии и проведению практических исследований, а также к анализу культурного контекста (чем пренебрегали многие китайские социологи того времени), поэтому путь китаизации яньцзинской школы социолокальных исследований, представленной У Вэньцзао, шел быстрее, и ,в большей степени, благодаря результатам работ «авангарда, реализующего его планы» [6, т. 14, с. 18], состоящего из его учеников: Фэй Сяотуна, Линь Яохуа, Ли Ань-чжая ^^^ (1900-1985), Хуан Хуацзе Й^Т (1901-?), Цюй Тунцзу (1910-2008).

В работе «Крестьянская жизнь в Китае» Фэй Сяотуну удалось соединить в систему материалы практического исследования, проведенного в Китае, с достижениями социологической теории Запада. Книга содержит значительное количество статистической информации, скрупулезно собранной Фэй Сяотуном благодаря опыту, приобретенному в Китае, однако обработка и интерпретация этой информации определяется влиянием нового опыта, приобретенного в Лондоне. Эта работа стала одной из первых удачных попыток дать определение ситуации в сельской местности Китая, выполненных в рамках функционального подхода, то есть посредством анализа общества как системы, а в ней — функций социальных институтов в их связи с потребностями этих институтов, а также с другими ин-статутами, а не простого отдельных аспектов жизни общества.

Говоря об актуальности подхода, применяемого в диссертационном исследовании, стоит подчеркнуть следующие его особенности: во-первых, Фэй стремился доказать несостоятельность теории эволюционизма и разделения обществ на «дикие» и «цивилизованные» (вэнье чжибе Для мировой антропологии это ознаменовало переход от изучения «диких» племен к изучению общества, с одной стороны, с более сложной структурой и тысячелетней историей развития; с другой — общества, которое не имело прямого отношения к индустриальной цивилизации. Для антропологии и социологии внутри Китая это позволило на

практике реализовать провозглашенное «китайской школой со-циолокальных исследователей» изменение отношения к объекту изучения, что означало изучение закономерностей развития социальной формации, конституизирующей Китай как нацию [12, с. 102]. Во-вторых, Фэй справедливо считал, что эволюционизм нарушает принцип объективности, согласно которому исследователи «могли бы иметь объективное отношение к изучению культуры, в которой они растут» [6, т. 1, с. 37]. Он отошел от бытовавшего тогда в академической среде правила, по которому антропологу следовало изучать лишь другие культуры: объектом наблюдения теперь стала не чуждая исследователю культура, а своя собственная. В-третьих, работу Фэй Сяотуна отличало то, что он, в отличие от большинства ранних китайских антропологов, объектом исследований которых были малые народности, изучал ханьцев. В западной антропологии главным объектом исследований были почти исключительно малочисленные племена, поэтому можно заключить, что он один из первых применил современный тогда функциональный подход к изучению крупнейшего народа Земли.

В поздние годы своей жизни Фэй Сяотун сформулирует концепцию «культурного самосознания» (вэньхуа цзыцзюэ ^^ Й^) и исследует вопросы глобализации [9]. Концепция культурного самосознания интерпретируется как глубокое понимание народом происхождения, становления и особенностей своей уникальной культурной традиции. Культурное самосознание народов, по мнению Фэй Сяотуна, — предпосылка сосуществования и расцвета различных культур в мире в эпоху глобализации [2003а, 2016]. Фэй Сяотун справедливо считал, что для оптимального развития китайского общества в этом неизбежном процессе следует сохранять «культурное самосознание» и следовать простой формуле «сначала локализация, а затем глобализация», зарождение которой произошло в самых первых его исследованиях в Цзянсу [21, с. 54].

Анализ процесса становления социальных наук в первой половине XX в. в Китае заслуживает внимания и помогает сделать соответствующие выводы о концепциях китайской социологии, которые необходимо рассматривать в контексте социальных, политических и научных институтов, а также научных дискуссий, в которых они развивались. Китайские социологи и антропологи не просто выступали в качестве представителей соответствующих научных школ за рубежом, где они получали знания, они стремились отделить эти знания от их первоначального контекста и включить в их собственную систему координат.

Интерпретация китайской социальной реальности путем разработки стратегий социальной реконструкции была и остается характерной чертой китайской социологии. Оценку рассмотренных нами происходящих изменений в социологических кругах Китая описал Маурик Фридман: «Можно считать, что до Второй мировой войны за пределами Северной Америки и Западной Европы Китай был местом самой процветающей социологии в мире, по крайней мере, в отношении ее интеллектуального качества» [11, с. 113].

Источники и литература

1. Борох О. Н. Споры о перспективах развития Китая в 19201940-е годы // Новая и Новейшая история, 2019. № 2. С. 22-37.

2. Бромлей Ю. В., Штробах Г. (ред.) Свод этнографических понятий и терминов. Выпуск 2. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988.

3. Веселова Л. С., Дерюгин П. П., Лебединцева Л. А. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, исследование традиции // Социологические исследования, 2018. № 7. С. 124-134.

4. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа/ Пер. и вступ. М. В. Крюкова, предисловие Б. Малиновского. М.: Наука, 1989.

5. Янь Фу. Источники силы. Опровержение Хань Юя // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей Нового времени (1840-1898) / Пер. с кит. М.: АН СССР, 1961. С. 170-213.

6. Arkush R. David. Fei Xiaotong and Sociology in Revolutionary China. Massachusetts: Harvard University Press, 1987.

7. Chen Hon Fai. Chinese Sociology. State-Building and the Institutionalization of Globally Circulated Knowledge. L.: Palgrave Mac-millan UK, 2018.

8. Faris R. Chicago Sociology: 1920-1932. San Francisco: Chandler Publishing Co., 1967.

9. Fei Xiaotong. Globalization and cultural self-awareness. Berlin: Springer-Verlag, 2015.

10. Fei Xiaotong. Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley. Preface by Bronislaw Malinowski. London: G. Routledge, 1939.

11. Freedman, M. Sociology in China // The British Journal of Sociology, 1962. Vol. 13. № 2. P. 106-116.

12. Gransow B. Chinese sociology: sinicization and globalization // International Sociology, 1993. 8(1). P. 101-112.

13. Veselova L. S., Liu N. Life and scientific work of outstanding Chinese sociologist Fei Xiaotong // Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2018. Vol. 10. Issue 2. P. 269-284.

14. Ye Weili. Seeking Modernity in China's Name: Chinese Students in the United States, 1900-1927. Stanford: Stanford University Press, 2001.

15. «Сунь Бэньвэнь вэньцзи» ди сань цзюань «ЙФ^^Л» Щ 3 Щ («Собрание работ Сунь Бэньвэня», т. 3) / Ред.: Чжоу Сяохун ^BBfe. Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ

Ш±, 2012. _

16. У Вэньцзао ^^Щ. Лунь шэхуйсюэ чжунгохуа iitt^^ ФШ^ (О китаизации социологии). Пекин: Шанъу иньшугуань

2010.

17. Фан Сюйдун ^ШШ. Фэй Сяотун ди и цы сюэшу сысян дэ чжуаньбянь: цун гуннэнчжуи дао цзегоунэнчжуи ШФШШ—

^мт^хт^тмт^х («первый поворот

научных идей Фэй Сяотуна: От функционализма к структурному функционализму») // Цзяннань дасюэ сюэбао tt Ш А ^ ^ ft (Вестник Цзяннаньского университета), 2009. №6. С. 58-62.

18. «Фэй Сяотун вэньцзи» ди 1-14 цзюань «^^Ш^^» Щ 114 Щ («Собрание сочинений Фэй Сяотуна» тт. 1-14). Пекин: Цюнь-янь чубаньшэ 1999.

19. Фэй Сяотун ШФШ. Жэнь бучжи эр бу юнь: Мяньхуай Ши Луго лаоши М'^^ШИ^Ш («Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды: вспоминая учителя Ши Луго») // Душу Щ^ (Чтение), 1994. №4. С. 41-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Фэй Сяотун Л^Ш. Цзян цунь цзинцзи - чжунго нунминь дэ шэнхо tt^ttS^ — ФШ^ЙЙ^М («Экономика деревни [в долине] реки [Янцзы] — жизнь китайского крестьянства»). Нанкин Ш^: Цзянсу жэньминь чубаньшэ tt^A^^^tt, 1986.

21. Фэй Сяотун Цюаньцюхуа юй вэньхуа цзыцзюэ: Фэй Сяотун ваньнянь вэньсюань ^.Mi^^Xi^U^: Ш^ШШ^ХШ. («Глобализация и культурное самосознание: избранные произведения Фэй Сяотуна поздних лет [его жизни]») / Ред.: Фан Лили Пекин: Вайюй цзяосюэ юй яньцзю чубаньшэ

tt, 2013. (

22. Цюй Тунцзу ШШШ. Чжунго фэнцзянь шэхуй

^ («Феодальное общество Китая»). Шанхай: Шанъу иньшугуань 1937.

23. Чжоу Сяохун ^Bfe. Сунь Бэньвэнь юй эрши шицзи шанъе дэ чжунго шэхуйсюэ

^ («Сунь Бэньвэнь и китайская социология в первой половине

XX в.») // Шэхуй яньцзю (Социологические исследова-

ния), 2012. №3. С. 43-68.

24. Чжоу Сяохун ^ВВЙ. Цзян цунь дяоча: вэньхуа цзыцзюэ юй шэхуй кэсюэ дэ чжунгохуа

^ («Исследования деревни [в долине] реки [Янцзы]: культурное самосознание и китаизация социальных наук») // Шэхуйсюэ яньцзю (Социологические исследования), 2017. № 1. С. 1-23.

Karina A. Hasnulina, Zhou Xiaohong

Fei Xiaotong and the Sinicization of Social Sciences in the Early 20th Century

ABSTRACT: The reflection on the early XX century anthropological and sociological work in China is the key to understanding the methods and approaches used by local researchers studying Chinese society in that era. In 1936, Fei Xiaotong, one of the pioneers in this field, who later has introduced Chinese sociology to the West, conducted a study of the Kaixiangong village of Wujiang county in Jiangsu province. Based on this study, he published a monograph "Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley". This work coincided and to great extent contributed to the transition of social anthropology from a linear evolutionism to functional approach, whose proponents refused to divide societies into «primitive» and «civilized» ones. Moreover, the study was an important milestone in the process of adapting Western sociological models to Chinese reality. The present article discusses the role of Fei Xiaotong's «Peasant Life in China: A Field Study of Country Life in the Yangtze Valley» in the Sinicization of social sciences in the 1930s.

KEYWORDS: Fei Xiaotong; Wu Wenzao; Sun Benwen; the history of social sciences; Sinicization of sociology

* Hasnulina Karina Arturovna, Research Fellow, School of Social and Behavioral Sciences, Nanjing University (Nanjing, China); Ph. D. Student, Faculty of History, European University (Saint-Petersburg), [email protected]

** Zhou Xiaohong, Professor, School of Social and Behavioral Sciences, Nanjing University (Nanjing, China); Head of Institute of Contemporary China Studies, Nanjing University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.