Научная статья на тему 'Февральская революция как продукт реализации левоэкстремистской идеологии построения нового типа гражданской и религиозной общности'

Февральская революция как продукт реализации левоэкстремистской идеологии построения нового типа гражданской и религиозной общности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИСТОРИЯ / РОССИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ЛЕВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / ЛЕВЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЛИБЕРАЛИЗМ / FEBRUARY REVOLUTION / HISTORY / RUSSIA / IDEOLOGY / LEFT-WING RADICALISM / EXTREME-LEFT POLITICS / LIBERALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асонов Николай Васильевич

Данная статья раскрывает леворадикальную сущность политической идеологии либерализма, проявлявшей себя в левоэкстремистской форме захвата власти и спровоцировавшей Первую мировую войну и революционные события 1917 г. в России, ибо только подавление монархии в России могло открыть путь к установлению нового типа гражданской и религиозной общности в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEBRUARY REVOLUTION AS A PRODUCT OF REALIZATION OF THE EXTREME-LEFT IDEOLOGY OF BUILDING A NEW TYPE OF CIVIL AND RELIGIOUS COMMUNITY

The present article discloses the left-wing nature of the political ideology of liberalism, which manifested itself in the extreme-left form of take-over. It provoked the First World War and the revolutionary events of 1917 in Russia, for only the suppression of the monarchy in Russia could open the way for the establishment of a new type of civil and religious community in other countries.

Текст научной работы на тему «Февральская революция как продукт реализации левоэкстремистской идеологии построения нового типа гражданской и религиозной общности»

VORZHETSOV Aleksandr Grigor'evich, Dr.Sci. (Philos.), Professor of the Chair of State, Municipal Administration and Sociology, Kazan National Research Technological University (68 Karla Marksa St, Kazan, Republic of Tatarstan, Russia, 420015; vag41@list.ru)

RUSSIAN SOCIO-POLITICAL FORKS IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

Abstract. The article considers social and political forks in Russia in the period from 1905 to 1917. The author pays a special attention to the analysis of events in 1917, when the country was at the fork in two ways of socio-political development -liberal-reformist and proletarian-revolutionary ones and reveals peculiarities and consequences of the February and October revolutions of 1917 in Russia. The author tries to answer the discussion question: «Are the February and October Revolutions of 1917 in Russia two types of revolution or two stages of one revolution?»

Keywords: socio-political forks, revolution, reform, liberal and socialist parties, Provisional Government, Constituent Assembly

АСОНОВ Николай Васильевич — доктор политических наук, академик АПН, профессор кафедры политологии и социологии Московского педагогического государственного университета (119991, Россия, г. Москва, ул. М. Пироговская, 1, стр. 1; nbassonov@yandex.ru)

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК ПРОДУКТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕВОЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО ТИПА ГРАЖДАНСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩНОСТИ

Аннотация. Данная статья раскрывает леворадикальную сущность политической идеологии либерализма, проявлявшей себя в левоэкстремистской форме захвата власти и спровоцировавшей Первую мировую войну и революционные события 1917 г. в России, ибо только подавление монархии в России могло открыть путь к установлению нового типа гражданской и религиозной общности в других странах. Ключевые слова: Февральская революция, история, Россия, идеология, левый радикализм, левый экстремизм, либерализм

Политическая наука знает два противоположных типа радикализма. В зависимости от выбранного идеала они подразделяются на правый и левый. Если правый радикализм борется за сохранение или реставрацию традиционной модели управления, то идеология левых преследует иную цель. Она доказывает, что совершенное социально-политическое устройство ждет нас впереди, вызревая в недрах старой формации. Именно к такому типу левого радикализма относится мысль о строительстве «морального сообщества», способного «выковать для всех наций новый мировой порядок, намного более прочный и безопасный, чем любой, какой нам до сих пор известен» [Киссинджер 2015: 409-410].

Характер используемых способов, ведущих к достижению поставленного идеала, делит радикализм на умеренный, стремящийся мирным путем получить вотум доверия от власти и общества, и крайний, идущий к намеченной цели через революции и войны. Это и есть экстремизм (ех^етш - крайний). Он также делится на правый и левый. Однако левый экстремизм умело сочетает вооруженную борьбу с принципом двойных стандартов, до поры пряча свои реальные

ценности и цели под маской патриотизма. Понимая, что любая власть не может носить идеальный характер, левая оппозиция видит свою ближайшую цель в том, чтобы тайно вредить неугодному режиму и подавать обществу его ошибки как закономерное явление. Здесь трудно надеяться на победу в борьбе со скрытым врагом, наносящим удары в спину. Поэтому разговор о том, что самодержавие в России к 1917 г. себя изжило и не могло устоять «даже при фантастически благоприятных условиях» [Ковалев 2008: 173], надо считать идеологическим выпадом его противников.

Разобраться в этом попробуем, обратившись к логике исторических событий. Пока в Европе держалась христианская система организации власти и общества, представители всех видов бизнеса занимали самую низшую ступень в иерархии социальных статусов. Христианство считало сребролюбие корнем всех зол, призывая иметь «нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть»1. По этой причине вместо денег главным универсальным товаром стала земля (феод) и система натурального хозяйства. Люди освобождались от разъедающих нравственность рыночных отношений, а все управление находилось в руках светских и духовных феодалов. Сопротивление им считалось восстанием против «Божия установления», и буржуа были поставлены в двойную зависимость, будучи вынуждены отдавать до половины своих доходов в пользу сеньора и церкви.

Благоприятная обстановка для них стала складываться на западе Европы в VIII в., когда Каролинги в союзе с папами решили освободить себя от политической и религиозно-культурной опеки Византии. Альтернатива ей была найдена в обращении к прошлому Первого, а не Второго Рима. Сначала это привело к появлению Священной Римской империи, а затем спровоцировало раскол церкви в 1054 г. и создание на западе своих университетов. В их стенах неприязнь к православию стимулировала интерес к римской культуре, что в свою очередь с конца XIII в. ввело католический мир в эпоху Ренессанса. Его отличие от византийского Возрождения заключалось в частичной реанимации ценностей и целей античного мира в римской трактовке. Вбирая в себя его культуру, Запад все больше «привязывался» к материальным благам, а вместе с ними все больше попадал в финансовую зависимость от тех, кто выступал посредником между производителем и потребителем благ. Став кредиторами светской и духовной власти, торгово-ростовщические круги заметно богатели, их социальная значимость росла, но социальный статус все еще был низок. Они по-прежнему входили в третье податное сословие и не имели прямой власти, что лишало их возможности получать сверхприбыль.

Радикально положение в пользу буржуазии изменилось в XVI в., когда в ходе Реформации духовные феодалы Северной Европы вслед за властью потеряли богатства и земли, значительная доля которых перешла в руки бизнесменов. Подрыв авторитета церкви помог снять «клеймо проклятия» с буржуазии. Но в борьбе дворян с духовенством третье сословие, играя вспомогательную роль, не могло надеяться на политическое господство. Чтобы его получить, его надо было сначала теоретически обосновать. Такое обоснование в XVП-XVIП вв. дал либерализм. Осудив государственное устройство христианства, он отрекся от фундаментальных понятий греховности и святости, мешавших накоплению капитала. Индивид был признан высшей ценностью. Социально-политические свободы также стали рассматриваться как высшая ценность, данная индивиду с рождения. Признание формального (юридического) равенства отринуло сословность как явное зло, подавляющее свободу индивида и лишающее его неких естественных прав. Вместо учения о деградации человечества, ведущей в царство Антихриста,

1 Послание к Евреям Святого Апостола Павла: 13; 5.

утверждалась вера во всеобщий прогресс и построение нравственного общества. Успех прогресса ставился в зависимость от морально-религиозной терпимости, антитрадиционализма, рационализма и антиэтатизма, требующего ослабить контроль государства над бизнесом, сведя его отношения с индивидом до уровня договорных. Церковное право должно уступить место светскому, признав справедливость правового государства и гражданского общества, либеральной схемы разделения властей, включающей в себя принципы многопартийности, конституционализма и парламентаризма, дающих простор свободной конкуренции во всех сферах общественной жизни.

Принять к реализации подобный «сатанинский проект» христианская власть европейских государств не могла и встала на путь укрепления абсолютизма. В этих условиях мирный переход всей власти в руки крупного капитала был невозможен. Оставался только один путь - путь левого экстремизма. Добиться данной цели буржуазия могла, опираясь на экономическую группу ресурсов, которыми она почти целиком завладела в ходе Реформации и последующего обнищания дворянства. К этому времени уже не земля, а деньги стали универсальным товаром. Они открывали доступ к другим ресурсам власти и к бюрократическому аппарату. Используя эти преимущества, крупная буржуазия в период Нового времени, развязав революции и войны, сумела победить в ряде западных государств.

Но эти успехи к концу XIX в. носили половинчатый характер. Ведь на другом политическом полюсе ей противостоял мощный блок имперских стран, размеры которых и общий военно-экономический потенциал обеспечивали им внутреннюю стабильность и успешное движение вперед, что перечеркивало мечты либеральной буржуазии о господстве над миром. Из этой ситуации у нее было два выхода. Во-первых, развить в имперских странах деятельность всех оппозиционных сил, способных расшатать внутренний мир, и навязывать им через доверенных лиц свою схему поведения. Во-вторых, предотвратить появление нового Священного союза, созданного в сентябре 1815 г. Россией, Австрией и Пруссией для защиты христианских монархий и подавления «мятежного революционного духа».

К 1830 г., разыграв «русскую карту», этот Союз удалось развалить. Страх перед «русской угрозой» пересилил у монархов Европы страх перед собственной либеральной буржуазией и укрепил ее политические позиции как союзника власти. Это обстоятельство в 1887 г. привело к распаду и «Союз трех императоров», созданный «в интересах мира» в 1873 г. Отныне главный интерес военных коалиций свелся к личным геоэкономическим выгодам. Отставка Бисмарка в 1890 г. похоронила также надежду и на сохранение русско-германского союза. Антигерманские настроения русских правых во главе с Катковым были использованы русскими левыми для сближения с Францией, а затем и с Англией, за которой стояли корыстные интересы США.

Быстрый рост влияния их капитала и ценностно-целевых установок на общественное сознание и российскую власть привел к реализации двух левоэкстре-мистских проектов. С одной стороны, либеральные страны, объединившись в Антанту, втянули в свой союз Россию и, получив с ее помощью решающий перевес над Четверным союзом, столкнули в 1914 г. великие монархии друг с другом. С другой стороны, политизация российского общества шла одновременно с активным размыванием православно-монархических устоев. Революционная ситуация 1905 г. вынудила власть действовать с оглядкой на своих новых союзников и отринуть православное понимание государства, власти и общества, закрепленное в Афинской синтагме.

Николай II встал на путь уступок левой оппозиции и перестал быть самодержцем. Глава I указа об утверждении Основных государственных законов

давала понять, что с 1906 г. «император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою». А в главе IV прямо говорилось: «...законопроекты, не принятые Государственным советом и Государственною думою, признаются отклоненными»1. Значение этого документа оказалось так велико, что в научных кругах он стал трактоваться как акт конституционного значения.

Царь уже не мог создать ни одного политического органа, работающего на укрепление православной монархии. Более того, он отказался от союза с «черносотенцами», готовыми положить на алтарь православия, самодержавия и народности свою жизнь. Не случайно в споре П.А. Столыпина и Н.Е. Маркова, представлявшего «Союз Михаила Архангела», победила позиция П.А. Столыпина, призвавшего строить не Святую Русь, как того требовал Марков Второй, а Великую Россию. Этот призыв был весьма выгоден левой оппозиции, составлявшей на тот момент думское большинство. Ведь левые строительство Великой России увязывали не с духовным, а материальным обогащением, вписанным в идейный контекст западных либералов и марксистов, в прогнозах которых важное место уделялось созданию Соединенных Штатов Европы, а не союзу христианских монархий. Уверенность в своих силах позволила левым экстремистам устами лидера кадетской фракции П.Н. Милюкова обвинить 1 ноября 1916 г. правых в измене и фактически потребовать отстранения царя от власти.

Об угрозе подобного переворота в 1915 г. докладывал царю ненавидимый Милюковым министр МВД Н.А. Маклаков. В своем докладе он подчеркивал: «.то направление, которое принимает Ваше правительство, скоро приведет нашу родину к тяжким испытаниям. Государь. Сила, власть и влияние сейчас в руках людей частью до изумления равнодушных к судьбам России, частью политически изменчивых». Но Николай II предпочитал назначать на ведущие посты лиц, умеющих «договариваться» с думским большинством, и отстранил от дел этого недипломатичного генерала. В начале декабря 1916 г. Н.А. Маклаков в последний раз умолял царя разогнать Государственную думу и совершить переворот, поставив у руля правления верных православной монархии лиц. Об этом же писал царю накануне 1917 г. и великий князь Александр Михайлович, утверждая, что «правительство есть сегодня тот орган, который подготовляет революцию. и вполне в этом успевает. Мы присутствуем при небывалом зрелище революции сверху, а не снизу»2. Но все эти призывы остались без последствий.

Сконцентрировав в своих руках решающую долю ресурсов власти, включая поддержку международной буржуазии, левоэкстремистская оппозиция перешла в конце февраля 1917 г. в наступление, и самодержавие легко рухнуло. В России на короткий срок победил либеральный тип гражданской и религиозной общности. Вслед за ней схожий тип общности утвердится в странах Четверного союза, обреченных на поражение в Первой мировой войне. Таким образом, мы можем предположить, что успех данной революции зависел не от наличия революционной ситуации, а от умения оппозиционных сил легализовать свои действия и овладеть ресурсами власти, направив их на реализацию своих политических интересов.

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ, проект

№ 17-03-00644 «Гражданский и религиозный типы общности в

современном политическом процессе».

1 Российское законодательство Х—ХХвеков. В 9 т. М.: Юридическая литература. Т. 9. 1994. С. 45, 51.

2 Письмо вел. кн. Александра Михайловича к Николаю II от 25 декабря 1916 г. - Архив русской революции. В 22 т. М.: Терра; Политиздат. Т. 5-6. 1991. С. 336.

Список литературы

Киссинджер Г. 2015. Мировой порядок. М.: АСТ. 512 с.

Ковалев В.А. 2008. Новации в российской политике и попытки их освоения силами отечественной фантастики. - Полис.Политические исследования. № 3. С.166-173.

ASONOV Nikolai Vasil'evich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Full member of the Academy of Political Science, Professor of the Chair of Political Science and Sociology, Moscow State Pedagogical University (bld. 1, 1 M. Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991; nbassonov@yandex.ru)

FEBRUARY REVOLUTION AS A PRODUCT OF REALIZATION OF THE EXTREME-LEFT IDEOLOGY OF BUILDING A NEW TYPE OF CIVIL AND RELIGIOUS COMMUNITY

Abstract. The present article discloses the left-wing nature of the political ideology of liberalism, which manifested itself in the extreme-left form of take-over. It provoked the First World War and the revolutionary events of 1917 in Russia, for only the suppression of the monarchy in Russia could open the way for the establishment of a new type of civil and religious community in other countries.

Keywords: February revolution, history, Russia, ideology, left-wing radicalism, extreme-left politics, liberalism

ВАСИЛЕНКО Ирина Алексеевна — доктор политических наук, профессор кафедры российской политики факультета политологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, корп. «Шуваловский»; vasilenko.irina@mail.ru)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности русской революции 1917 г. как отражение кризиса русской культуры. Автор считает, что духовные и культурные причины, которые привели к революции 1917 г. в России, были уникальными и чисто русскими. Русская революция как коренной слом традиционного уклада жизни и культурной традиции стала возможной только потому, что из повседневной жизни людей ушли традиционные устои, которые расшатал нигилизм, охвативший вначале интеллигенцию, а потом и народ. В статье обосновывается вывод, что трагический опыт русской революции 1917 г. показал необходимость глубокого осознания всеми политическими, общественными и культурными силами страны уроков этих исторических событий. И главный из этих уроков в том, чтобы бережно хранить национальную историческую память, ценить духовную культуру народа, укреплять нравственные основы жизни общества, не допуская духовных расколов и катастроф.

Ключевые слова: русская революция, историческая память, духовная культура, духовный раскол, нравственные устои общества.

В этом году мы отмечаем столетие русской революции 1917 г., и эта знаменательная дата вновь вызвала оживленные политические дискуссии о ее роли и значении в мировой и российской истории. С самого начала важно подчеркнуть, что онтологический и социокультур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.