Научная статья на тему 'Февральская революция 1917 г. В Российской провинции'

Февральская революция 1917 г. В Российской провинции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1071
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Innova
Область наук
Ключевые слова
Февральская революция 1917 г. / российская провинция / Курская губерния / February revolution of 1917 / Russian province / Kursk state

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харланова Алина Сергеевна

В данной статье дается анализ типичного и особенного Февральской революции 1917 г. в российской провинции со сравнительной ее характеристикой от регионов Поволжья до Дальнего Востока. Особенно подробно ее события освещены в Курской губернии, где она началась в губернском центре и наиболее крупных уездных городах, вроде Суджи и особенно в Белгороде, позднее перекинувшись в сельскую местность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEBRUARY REVOLUTION OF 1917 IN THE RUSSIAN PROVINCE

This article analyses the typical and special features of the February revolution of 1917 in the Russian province including its comparative characteristics of the regions of the Volga region to the Far East. Especially its events covered in detail in the Kursk county, where it began in the provincial centre and in the largest county towns, like Sudzha and particularly Belgorod, later spread to the countryside.

Текст научной работы на тему «Февральская революция 1917 г. В Российской провинции»

innova-journaL.ru

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

THE FEBRUARY REVOLUTION OF 1917 IN THE RUSSIAN PROVINCE

Щ Харланова Алина Сергеевна1 Щ Kharlanova Alina Sergeevna1

Резюме

В данной статье дается анализ типичного и особенного Февральской революции 1917 г в российской провинции со сравнительной ее характеристикой от регионов Поволжья до Дальнего Востока. Особенно подробно ее события освещены в Курской губернии, где она началась в губернском центре и наиболее крупных уездных городах, вроде Суджи и особенно в Белгороде, позднее перекинувшись в сельскую местность.

Ключевые слова: Февральская революция 1917 г., российская провинция, Курская губерния Summary

This article analyses the typical and special features of the February revolution of 1917 in the Russian province including its comparative characteristics of the regions of the Volga region to the Far East. Especially its events covered in detail in the Kursk county, where it began in the provincial centre and in the largest county towns, like Sudzha and particularly Belgorod, later spread to the countryside. Key words: February revolution of 1917, Russian province, Kursk state

Февральская революция 1917 г. имела огромное значение для всей России. Победоносное восстание в Петрограде, поддержанное Москвой, определило успех политического переворота и свержения императорской власти. Революция в течение первых дней марта перекинулась в провинцию, охватив не только крупные промышленные центры, но и такие регионы страны, как Урал, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. Это говорит о готовности страны поддержать восставшую столицу. Революционные события на местах имели ряд особенностей, обусловленных своеобразием политических, экономических, социальных, культурных и национальных отношений, так или иначе характерных для этих регионов огромной царской империи. Результаты и обсуждение

Уже 28 февраля по железнодорожному телеграфу было передано сообщение от имени М. В. Родзянко, председателя Государственной Думы, адресованное царским властям на местах. Из этой телеграммы стало ясно о свержении старого правительства в Петрограде, и что теперь Временное Правительство приступает к созданию новой власти [1]. Провинциальная царская администрация не имела возможности выступить в поддержку самодержавия, но и отдать без борьбы власть не собиралась. Во многих губерниях, особенно отдаленных от центра, местная власть пыталась задержать любые известия о произошедших в Петрограде и Москве событиях, надеясь дождаться исхода революции в центре. «Губернаторы и градоначальники, командующие военными округами и начальники гарнизонов рассчитывали, что... все дело ограничится небольшими изменениями в центральном правительстве или, "на худой конец", произойдет смена царя» [1].

Губернаторы установили жесткую цензуру над периодической печатью, запретив местным издательствам печатать любые сообщения о произошедших в столице революционных выступлениях. Также было запрещено передавать с телеграфа в редакции любые телеграммы, содержащие какую-либо информацию из центра. Проверке подвергались даже личные телеграммы, ведь в них могли содержаться сведения, неугодные провинциальной администрации. Такие телеграммы попросту уничтожались, не доходя до адресатов. Но наличие телеграфа и распространение слухов сделало невозможным скрывать правду от населения [1]. По полулегальным и нелегальным каналам, так или иначе, в провинцию стали поступать сообщения с призывом поддержать революционный почин Петрограда и Москвы.

Лишь после отречения 2 марта Николая II и его брата Михаила

3 марта царской администрации на местах не оставалось ничего другого, как обнародовать в периодической печати, ранее полученные сообщения из Петрограда. В провинции повсеместно - от центра страны до Дальнего Востока - доминировали типичные проявления Февральской революции, начиная с мирного перехода власти к демократическим органам: первоначально Общественным комитетам из представителей различных категорий населения, дополняемых Советами рабочих и солдатских депутатов. Административным управлением занимались губернские и уездные комиссары Временного Правительства, которые с помощью Комитетов и Советов организовали отстранение царской власти, политической жандармерии и местной полиции.

Революция на периферии начиналась с губернских городов, затем охватывала уездные, а позднее их сельскую округу. Именно в первых события проходили наиболее активно, что объяснялось развитостью их коренного населения и огромной поддержкой Февраля со стороны воинских гарнизонов. Например, в Нижнем Новгороде известия о революции в Петрограде были получены 28 февраля 1917 г [2], а 1 марта была получена телеграмма на имя городского головы Сироткина, подтвердившая падение самодержавия. Тогда же приступили к избранию Городского исполнительного комитета, а в городе на демонстрацию вышли рабочие и через некоторое время к ним присоединились солдаты. В тот же день был организован Совет рабочих депутатов от Канавинского и Сормовского заводов, а выборы в единый Совет начались 3 марта 1917 г Несколько позднее, 4 марта, свой Совет создали солдаты местного 183-го пехотного запасного полка [3]. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других губернских центрах.

Региональная специфика была представлена частностями. В промышленно развитых городах и поселках большую роль в организации новой власти сыграли рабочие, как наиболее многочисленная масса населения. Например, в г Златоусте Оренбургской губернии 4 марта был образован Совет рабочих депутатов, и лишь при его участии позднее был создан Комитет общественной безопасности, который занимался административными делами города. Однако в большинстве

УДК: 34

URL: http://innova-journal.ru/issues/2017-2-7/files/00.pdf

DOI: https://doi.Org/10.21626/innova/2017.2/00

Для корреспонденции: А.С. Харланова

1 МОКУ «Любачанская средняя общеобразовательная школа»

innova-journaL.ru

случаев такие Советы обладали лишь номинальными функциями из-за отсутствия у них управленческого опыта [1]. Наличие больших контингентов политзаключенных на Дальнем Востоке, особенно в Сибири, способствовало быстрому формированию новой администрации в отдаленных регионах страны. В большинстве случаев именно по инициативе этих лиц организовывались выборы в новые органы власти, и именно эти люди становились во главе их. Например, в Иркутске часть членов избранного 3 марта Совета рабочих депутатов поддерживала большевистскую партию, что отразилось на выборе заместителя председателя Совета, которым стал большевик Вельман. В Красноярске был организован Совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов, который находился под влиянием большевистской партии: из семи членов Президиума Совета четверо были большевиками, председатель Совета - Я. Дубровинский, хотя и не являлся членом партии большевиков, но был близок к ним по своим политическим взглядам [4].

В курской губернии революцию первыми и активнее подхватили губернский город Курск и крупнейший уездный центр Белгород. Так, уже 2 марта 1917 г, по получении сообщения о царском отречении, в Курске было созвано экстренное совещание Курской городской думы, которое избрало из своего состава Временный исполнительный комитет, председателем которого был назначен Н.Н. Лоскутов [5], позднее ставший губернским комиссаром Временного Правительства [6].

Курский губернатор А.К. Багговут узнал о свершившейся революции и о смене власти в Курске, по всей видимости, через несколько дней, что видно из следующей телеграммы, полученной в городе 7 марта в 4 часа дня: «Курск полицмейстеру - срочно из Мелитополя ж.д. Сейчас выезжаю Курск шестым номером. Баговут» [7].

По получении данной телеграммы Н.Н. Лоскутов принимает решение о предотвращении приезда в город губернатора. Для этого была послана телеграмма коменданту станции Курск: « Поездом № 6 направляется в Курск бывший курский губернатор А.К.Багговут.

В интересах общественного порядка признавая приезд г. Багговута невозможным, имею честь просить В.В. приказать встретить его на вокзале и предложить не заезжать в г. Курск под угрозою ареста, не препятствуя следованию ему дальше» [7].

В результате новой властью Багговут был отстранен от должности курского губернатора.

Вскоре состав Временного исполнительного комитета был расширен за счет представителей от местного военного гарнизона, рабочих, а также различных учреждений и организаций.

Газета «Правда» сообщала о том, что в Курске 5 марта «... на Красной площади при громадном стечении народа оглашены акты об отречении. Состоялся грандиозный парад войск» [8]. Однако первый в Курской губернии Совет рабочих и солдатских депутатов возник в Белгороде по причине активности местных большевиков, тогда как в

Курске он начал работу только с 9 апреля 1917 г. [9] Позже всех Февральская революция пришла в село, охватив минимальное число населенных пунктов, причем на уровне только поддержки победы революции без создания новых органов власти.

О свержении самодержавия в Судже стало известно 3 марта 1917 г. На следующий день был образован Исполнительный комитет, возглавленный предводителем уездного дворянства с либеральными взглядами В.А. Евреиновым. На первом же заседании Комитету было поручено «немедленно выпустить к населению воззвание для поддержания порядка, сформировать милицию, которая должна действовать под руководством Комитета». На втором заседании, состоявшемся на следующий день, было принято постановление «поставить население деревни в известность о текущих событиях через отпечатание и рассылку телеграммы» [10].

Уже 9 марта этот Исполнительный комитет обсудил вопрос о пополнении своего состава и принял решение допустить до участия в выборах представителей от различных сословий, учреждений и организаций. Кроме того, на заседание обсуждался вопрос в связи с требованием местного населения об отстранении должностных лиц города. В результате было решено «устранить от службы суджанского исправника А.А. Спасского, его помощника Волнистого и пристава 3 стана Ханова, подвергнув их домашнему аресту впредь до особого распоряжения Комитета» [10].

А 11 марта 1917 г. Соломатиным, гласным Суджанской городской думы, была получена телеграмма, содержащая приглашение принять участие «13 сего марта в 5 час. вечера в здание Суджанской земской управы... для избрания членов

Временного исполнительного комитета» [11]. Из телеграммы, полученной в Курске 30 апреля 1917 г., видно, что уездные комиссары Временного Правительства в губернии часто менялись, что вызывало недовольство вышеупомянутого органа: «Министерство внутренних дел считает необходимым обратить Ваше внимание на нежелательность наблюдающееся на местах частой смены Комиссаров, особенно уездных, имея в виду, что частая смена представителей власти Временного Правительства неизбежно колеблет авторитет Комиссаров и самой власти, к поддержанию и укреплению которого переживаемое переходное время надлежит принять все меры». Тут же были предложены меры по устранению данной проблемы: «Министерство внутренних дел просит Вас представлять к назначению на должности Комиссаров лиц пользующихся авторитетом широких кругов местного населения могущих вследствие этого также по личным качествам, прежней деятельности взять в руки ответ за вверенную роль представителей власти Временного Правительства, внося успокоение и порядок населения, содействуя организации последнего. При представлениях надлежит сообщать имя, отчество и фамилию, род занятий, данные прежней и настоящей служебной, общественной деятельности представляемого лица.» [12]. Деревню Февральская революция охватила значительно позже. Раньше всего о падении самодержавия узнавали жители тех сел и деревень, которые были расположены вблизи городов или железной дороги.

К примеру, 11 марта в поселке при железнодорожной станции Солнцево Тимского уезда состоялся митинг, в котором принимало участие около 3000 крестьян. На вопрос о том, нужен народу царь или нет, « весь митинг ответил единодушными возгласами: "не нужен","долой"!» [8]. Революционное движение в сельской местности развивалось крайне медленно, особенно вдали от железных дорог и уездных городов, в частности, в селе Вишнево Беловской волости, тогда Грайворонского уезда, по свидетельству местного крестьянина П.С. Бабичева: «Про революцию 1917 года у нас узнали месяца через полтора, потому что это скрывалось нашими властями. Но уже через день-два крестьяне почуяли, что эта революция ничего не принесла. Бывшие кругом помещики: Саламатин, Рулев, Юшкин, Чагин и другие - как были помещиками, так и остались. Помещичьи имения не трогали, потому что боялись, да и всякий крестьянин понимал, что этот переворот не тот, какой нужен» [13]. Выводы

В общем итоге Курские особенности носили второстепенный характер. Во-первых, монархизм поместного дворянства и соответственно их представителей в Курском земстве обусловили череду переназначений губернского и нескольких уездных комиссаров Временного Правительства, причем первый губернский комиссар из земских деятелей был заменен выдвиженцем из неземских горожан.

Во-вторых, из-за малочисленности рабочих и курских большевиков они минимально участвовали в мартовских событиях, а многие десятки ссыльных эсеров, в основном из крестьян, не успели вернуться из Сибири на родину и включиться в революционизирование деревни.

Список литературы

1. Бурджалов Э. Н. Вторая русская революция: Москва. Фронт. Периферия. - М.: Наука, 1971. - С.160, 193-196, 314-317.

2. Королев-Батышев И.Г 1917 год в Нижнем Новгороде // Победа Великой Октябрьской социалистической революции: сборник

innova-journaL.ru

воспоминаний участников революции в промышленных центрах и национальных районах России - М.: Политиздат, 1958. - С.18-22.

3. Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий. Т 1. 27 февраля - 6 мая 1917 г - М.: АН СССР, 1957. - С. 33.

4. Сидоренко С.А. Победа буржуазно-демократической революции в Сибири // Свержение самодержавия: сборник статей. - М.: Наука, 1970. - С. 216-217.

5. Из истории Курского края: Сборник документов и материалов. - Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд., 1965. - С. 402.

6. Комаров А.А. 1917 год в Курской губернии // Известия Курск. губ. общ-ва краевед. № 3. Май - июнь. - Курск: Обл. кн. изд.,1927. - С. 33.

7. Государственный архив Курской области. Ф. 1. Канцелярия Курского губернатора. - Оп.1. - Д.9103 «Личное дело Г Губернатора А.К. Багговута. 31 декабря - 7 марта 1917 г». Л.79-80.

8. Борьба за установление и упрочение советской власти в Курской губернии. Сборник документов и материалов. - Курск: Курск. кн. изд., 1957. - С. 5, 14.

9. Лютенко А.К. Под знаменем Советов // За власть Совет - Курск: Курск. кн. изд.,1957. - С. 32.

10. Государственный архив общественно-политической истории Курской области. Ф.5. Суджанский уездный комитет РКП(б) Курской губернии. - Оп.1. - Д.1 «Протоколы уездного исполнительно комитета. 4 марта - 25 ноября 1917 г.». Л.2, 3об., 12об.

11. Государственный архив Курской области. Ф.377. Суджанская городская дума и управа. - Оп.1. - Д.34 «Документы о подготовке и проведении собраний и контроля за постановлениями Суджанской городской думы (журналы собраний, программы рассматриваемых на них вопросов, списки гласных, доклады городской управы, представления, отношения, заявления и др. Постановление Временного Правительства и циркуляры его министерств. 3 февраля - 22 декабря 1917 г». Л.36.

12. Государственный архив Курской области. Ф.Р - 322 (объединенный). Курский губернский и уездные комиссары Временного Правительства. - Оп.1. - Д.17 «Переписка с Белгородским, Корочанским, Щигровским уездными комиссарами о назначении и увольнении должностных лиц». Л.3.

13. Корреспонденция крестьянина П.С. Бабичева // 1917 год в деревне (воспоминания крестьян). - М.: Политиздат, 1967. - С.35.

References

1. Burdzhaíov Je. N. Vtoraja russkaja revoíjucija: Moskva. Front. Periferija. - M.: Nauka, 1971. - S.160, 193-196, 314-317.

2. Koroíev-Batyshev I.G. 1917 god v Nizhnem Novgorode // Pobeda Veíikoj Oktjabr'skoj sociaíisticheskoj revoíjucii: sbornik vospominanij uchastnikov revoíjucii v promyshíennyh centrah i nacionaí'nyh rajonah Rossii - M.: Poíitizdat, 1958. - S.18-22.

3. Veíikaja Oktjabr'skaja sociaíisticheskaja revoíjucija. Hronika sobytij. T 1. 27 fevraíja - 6 maja 1917 g. - M.: AN SSSR, 1957. - S. 33.

4. Sidorenko S.A. Pobeda burzhuazno-demokraticheskoj revoíjucii v Sibiri // Sverzhenie samoderzhavija: sbornik statej. - M.: Nauka, 1970. -

5. 216-217.

5. Iz istorii Kurskogo kraja: Sbornik dokumentov i materiaíov. - Voronezh: Centraí'no-Chernozem. kn. izd., 1965. - S. 402.

6. Komarov A.A. 1917 god v Kurskoj gubernii // Izvestija Kursk. gub. obshh-va kraeved. № 3. Maj - ijun'. - Kursk: Obí. kn. izd.,1927. - S.33.

7. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj obíasti. F. 1. Kanceíjarija Kurskogo gubernatora. - Op.1. - D.9103 «Lichnoe deío G. Gubernatora A.K. Baggovuta. 31 dekabrja - 7 marta 1917 g.». L.79-80.

8. Bor'ba za ustanovíenie i uprochenie sovetskoj víasti v Kurskoj gubernii. Sbornik dokumentov i materiaíov. - Kursk: Kursk. kn. izd., 1957. -S. 5, 14.

9. Ljutenko A.K. Pod znamenem Sovetov // Za víast' Sovet - Kursk: Kursk. kn. izd.,1957. - S. 32.

10. Gosudarstvennyj arhiv obshhestvenno-poíiticheskoj istorii Kurskoj obíasti. F.5. Sudzhanskij uezdnyj komitet RKP(b) Kurskoj gubernii. -Op.1. - D.1 «Protokoíy uezdnogo ispoíniteí'no komiteta. 4 marta - 25 nojabrja 1917 g.». L.2, 3ob., 12ob.

11. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj obíasti. F.377. Sudzhanskaja gorodskaja duma i uprava. - Op.1. - D.34 «Dokumenty o podgotovke i provedenii sobranij i kontroíja za postanovíenijami Sudzhanskoj gorodskoj dumy (zhurnaíy sobranij, programmy rassmatrivaemyh na nih voprosov, spiski gíasnyh, dokíady gorodskoj upravy, predstavíenija, otnoshenija, zajavíenija i dr. Postanovíenie Vremennogo Praviteí'stva i cirkuíjary ego ministerstv. 3 fevraíja - 22 dekabrja 1917 g.». L.36.

12. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj obíasti. F.R - 322 (ob#edinennyj). Kurskij gubernskij i uezdnye komissary Vremennogo Praviteí'stva. - Op.1. - D.17 «Perepiska s Beígorodskim, Korochanskim, Shhigrovskim uezdnymi komissarami o naznachenii i uvoí'nenii doízhnostnyh íic». L.3.

13. Korrespondencija krest'janina P.S. Babicheva // 1917 god v derevne (vospominanija krest'jan). - M.: Poíitizdat, 1967. - S.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.