Научная статья на тему 'Фетвотворчество в ханафитском мазхабе'

Фетвотворчество в ханафитском мазхабе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фетва / фетвотворчество / ханафитский мазхаб / мусульманские правоведы / Абу Ханифа / современная Россия / метод / fatwa / issuing fatwas / Hanafi mazhab / Muslim jurists / Abu Hanifa / modern Russia / method

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шахрудинов Магомед Исрапилович

В статье кратко затрагиваются четыре правовые школы и важность фетвотворческой деятельности на сегодняшний день. Приводятся качества, которыми должны обладать муфтии. Говорится о том, как Коран призывает обычных граждан к тому, чтобы они искали ответы, касающиеся любой сферы их жизнедеятельности; этим занимались и сподвижники Пророка Мухаммада. На основе анализа классических трудов: «Захир ар-ривайа» Мухаммада ибн аль-Хасана, «Хуласат аль-фатава» Тахира ибн Ахмада, «Фатава ас-сиражийа» Сираджуддина, «Фатава Казы Хан» Хусейна ибн Мансура, «Аль-Фатава ат-татарханиййа» ‘Алима ибн аль-‘Алла’, «Аль-Фатава аль-Хиндийа» группы индийских богословов — приводится анализ последовательного развития фетвотворческой деятельности, правил, установленных мусульманскими правоведами при вынесении фетв, причин предпочтения одного мнения другому, обстоятельств, которые необходимо учитывать при вынесении фетв, а также обстоятельств, которые могут послужить причиной изменения фетв. В статье приводятся фетвы, принятые улемами современной России, и методы их вынесения. Выявлено, что принимать решение имеет право человек, обладающий всеми качествами муфтия и являющийся компетентным в этой области, что говорит о необходимости в организациях, которые будут готовить данных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issuing fatwas in the Hanafi mazhab

The article briefly touches upon four legal schools and the importance of legitimacy today. The qualities that a mufti should possess are given. It talks about how the Koran calls on ordinary citizens to look for answers regarding any area of their life; Companions of the Prophet Muhammad also did this. Based on the analysis of classical works: Zahir ar-riwaya by Muhammad ibn al-Hasan, Khulasat al-fatawa by Tahir ibn Ahmad, Fatawa as-sirazhiyya by Sirajuddin, Fatawa Qazi Khan by Hussein ibn Mansur, Al-Fatawa at -Tatarkhaniyya by ‘Alima ibn al-‘Allah’, Al-Fatawa al-Hindiyya by a group of Indian theologians, analyzes the consistent development of fatwa-creating activities, the rules established by Muslim jurists when issuing fatwas, the reasons for preferring one opinion over another, the circumstances that must be taken into account when issuing fatwas, as well as circumstances that may cause a change in fatwas. The article presents the fatwas adopted by the ulema of modern Russia and the methods for issuing them. It was revealed that a person who has all the qualities of a mufti and is competent in this area has the right to make a decision, which indicates the need for organizations that will train these specialists.

Текст научной работы на тему «Фетвотворчество в ханафитском мазхабе»

№4 УДК 297.1

Фетвотворчество в ханафитском мазхабе

М. И. Шахрудинов

том 5

2023

О

о

с

о м

Болгарская исламская академия,

Российская Федерация, 422840, Болгар, ул. Кул Гали, 1а

Для цитирования: Шахрудинов М. И. Фетвотворчество в ханафитском мазхабе // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 4. С. 656-668. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.408

К

£

О «

О

В статье кратко затрагиваются четыре правовые школы и важность фет-вотворческой деятельности на сегодняшний день. Приводятся качества, которыми должны обладать муфтии. Говорится о том, как Коран призывает обычных граждан к тому, чтобы они искали ответы, касающиеся любой сферы их жизнедеятельности; этим занимались и сподвижники Пророка Мухам-мада. На основе анализа классических трудов: «Захир ар-ривайа» Мухаммада ибн аль-Хасана, «Хуласат аль-фатава» Тахира ибн Ахмада, «Фатава ас-сира-р жийа» Сираджуддина, «Фатава Казы Хан» Хусейна ибн Мансура, «Аль-Фата-

ва ат-татарханиййа» 'Алима ибн аль-'Алла', «Аль-Фатава аль-Хиндийа» группы индийских богословов — приводится анализ последовательного развития фетвотворческой деятельности, правил, установленных мусульманскими правоведами при вынесении фетв, причин предпочтения одного мнения другому, обстоятельств, которые необходимо учитывать при вынесении фетв, а также обстоятельств, которые могут послужить причиной изменения фетв. В статье приводятся фетвы, принятые улемами современной России, и методы их вынесения. Выявлено, что принимать решение имеет право человек, обладающий всеми качествами муфтия и являющийся компетентным в этой области, что говорит о необходимости в организациях, которые будут готовить данных специалистов.

Ключевые слова: фетва, фетвотворчество, ханафитский мазхаб, мусульманские правоведы, Абу Ханифа, современная Россия, метод.

Введение

В настоящее время среди суннитов, которые составляют явное большинство мусульман в мире, распространение получили четыре правовые школы: ханафитская (имам Абу Ханифа1), маликитская (имам Малик2),

1 Основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит родился в 697 (80) г. в городе Куфа. Умер в 767 (150) г. в Багдаде, там же находится и его могила.

2 Малик ибн Анас ибн Амир аль Асбахи родился в Медине в 717 (93) г. Умер в 795 (179) г. Похоронен на кладбище «Баки» в Медине.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2023

656 https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.408

шафи'итская (имам аш-Шафи'и3) и ханбалитская (имам Ахмад ибн Хан-бал4). Каждая из этих школ имеет большое количество последователей, которые составили немало трудов по различным направлениям, в частности по фетвам, уделяя значительное внимание как методологическим, так и практическим вопросам.

Основателем ханафитского мазхаба5 является имам Абу Ханифа, которого также называют аль-Имам аль-А'зам. Имам аш-Шафи'и по поводу него сказал: «...все люди зависят от Абу Ханифы в исламском праве»6. Согласно известным информационным данным, ханафитский мазхаб является самым распространенным по числу приверженцев среди всех мазхабов. Люди, придерживающиеся ханафитского мазхаба, проживают в Средней и Центральной Азии, Казахстане, Узбекистане, Турции, на Балканах, Ближнем Востоке, в России и других странах.

Фетвотворческая деятельность в ханафитском мазхабе еще со времен имама Абу Ханифы с каждым днем увеличивалась, поскольку возникали вопросы по разным направлениям, и ученые-богословы были вынуждены находить ответы на вопросы, руководствуясь правилами, установленными Абу Ханифой, дабы сохранить общество от впадения в грех.

Актуальность фетвотворческой деятельности заключается в том, что с каждым днем во всем мире развивается разного рода техническое оборудование, медицина, которые в свою очередь требуют найти обоснованное богословское решение, а для этого необходимо знать методику, позволяющую правильно приводить аргументы.

1. Кто имеет право заниматься фетвотворчеством

К

5

О

С точки зрения исламского миропонимания каждый человек в этом |—] мире создан отличающимся от другого во всех качествах, будь то поступ- ^^ ки, взгляды, понимание, и большую роль играют знания, которые Созда- рг^ тель всего сущего возвеличил, сообщив через пророка Мухаммада7, что ^ | Он дарует благо своему рабу соразмерно его стремлению в изучении Его

__О

с

о

PQ

3 Мухаммад бин Идрис аш-Шафии родился в 150 г. по мусульманскому календарю в Газе (Палестина). Умер в 820 (204) г. Его могила находится в Египте.

4 Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал — основатель ханбалитского мазхаба (правовой школы) — родился в Багдаде, в 778 (164) г. Умер в 855 (241) г. в Багдаде.

5 Мазхаб (араб. — широко распространенный исламский термин, которым в богословской литературе обозначают учение, доктрину, толк, школу. Наиболее устоявшееся значение — богословско-правовая школа.

6 »Xiill f^el jj^ .^jAill ¿jjJI ^»и [Шамс ад-дин аз-Захаби. Сияр а'лям ан-нубаля']. Т. 3.

Бейрут: Муассасат ар-рисаля, 1993. С. 154. (На араб. яз.) том 5

7 Салават (араб. fl" j -Ц^ Л — «мир ему и благословение Аллаха») — фраза, до- 2023 бавляемая как знак уважения после имени пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям). №4

№ 4 религии. Посланник Аллаха сказал: «Кому Аллах желает блага, тому Он дает понимание религии»8.

По этой причине обязательно задавать вопросы компетентным специалистам. Создатель в Коране говорит: «Спросите у людей знающих, если сами не знаете»9. Ответ знающих10 людей на вопрос спрашивающего является фетвотворчеством. Сподвижники пророка Мухаммада спрашивали его о том, что им было не ясно, и просили решение (фетву), тогда Создатель \ Г ниспослал аят: «Они спрашивают тебя [о Мухаммад, о наследстве того, кто ^^ умер и не оставил после себя родителей или детей] Скажи: "Аллах даст вам ответ относительно наследования того, у кого не осталось ни предков, ни потомков"»11. Его спросили о совершении омовения морской водой, на что он ответил: «Морская вода является пригодной для омовения, а то, что находится в море, является разрешенным для употребления»12.

Фетвотворчество является очень ответственным делом. Согласно авторитетным мусульманским богословам, не имея квалификации в данном направлении, человек не имеет права заниматься данной деятельностью подобно тому, как математику не разрешается делать хирургическую опе-^^ рацию. Всевышний Аллах в Коране говорит: «И не произносите языком Р I ложь, утверждая [в отношении животных, которых вы называете бахира и саиба]: это — дозволено, а то — запретно. Не клевещите на Аллаха! Поистине, придумывающие ложь про Аллаха не преуспеют!) Немного же они [эти лжецы] выиграют [из земных благ]! (А после) им — болезненное наказание [в вечности]»13.

К вопросу фетвотворчества необходимо подходить с полной серьезностью и ответственностью, не пренебрегая данной деятельностью, как об этом сказал Ибн Фархун14:

Знай, что муфтию не дозволяется пренебрежительное отношение в вынесении фетвы, а также не разрешается спрашивать у того, кто выносит фетву подобным образом15.

том 5

2023

К

к

о

е

нч

с

о м

8 .Цр^! о1 ^^^ [Мухаммад ибн Исмаил. Сахих аль-Бухари]. Т. 1. Мекка: Мактаб ан-нахзат аль-хадисат, 1984. С. 24. (На араб. яз.)

9 Калям Шариф. Перевод смыслов. Казань: Хузур, 2019. С. 305.

10 Знающий — это специалист в области Корана, Сунны, иджма', кыяс, исламского права, методологии сламского права, корановедения, хадисоведения, арабского языка и т. д.

11 Калям Шариф. С. 133.

12 .^31 ¿Ни о:! [Ибн Анас Малик. аль-Муватта]. Т. 2. ОАЭ: Муассасат Сайд ибн Султан, 2004. С. 29. (На араб. яз.)

13 Там же. С. 314, 315.

14 Ибрагим ибн Али ибн Мухаммада ибн Фархуна, богослов. Родился, жил и умер в Медине. В 792 г. отправился в Египет, Иерусалим и Сирию. Занимался судейством в 793 г. в Медине, после чего с ним случился паралич левой стороны и он умер в возрасте 70 лет. Является последователем маликитского мазхаба.

15 о:! ^л! о^Л [Ибн Фархун Ибрагим ибн 'Али. Табсырат аль-хук-кам]. Т. 1. Мактаб аль-куллийат аль-азхарийа, 1986. С. 74. (На араб. яз.)

Богословы во все времена с большой ответственностью подходили к вопросу фетвотворчества. Имам аш-Шатыби16 сказал: «Муфтий является заместителем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: "Богословы являются наследниками пророков"»17.

Людям необходимо спрашивать у знающих людей, а богословы обязаны отвечать, если они являются компетентными в том или ином вопросе, и не разрешается скрывать знания, поскольку Всевышний Аллах повелел им спрашивать у знающих, как мы сказали об этом ранее.

Богослов, который скрывал свои знания, будет находиться в тяжелом положении в день Суда, поскольку на такого человека наденут огненную уздечку, как об этом сказано в хадисе пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «В Судный день Аллах наденет огненную уздечку на того, кто скрыл знания, когда у него спрашивали»18.

Что касается лексического значения аль-фатва, то это — пояснение19. В Коране сказано: «Они спрашивают тебя [о Мухаммад] о женщинах. Скажи [им]: Аллах Сам даст ответ вам о них»20. Если говорить о терминологическом значении аль-фатва, то это: 1) ответ на возникающие шариатские вопросы21; 2) рассказывание о решении Создателя, основанного на шариатских аргументах спрашивающему о произошедшей ситуации22; 3) пояснение решения Всевышнего Аллаха по поводу произошедшей ситуации23.

2. Труды по фетвам и причины их изменений ^н

в ханафитском мазхабе ^н

В ханафитском мазхабе, как и в других мазхабах, происходят изме- ^ч

нения в фетвах по разным причинам касательно похожих вопросов. Есть ^^

такие фетвы, решение которых не поменяется ни при каких обстоятель- |~Н

ствах (изменении времени, места и т. д.), как совершение обязательного ^^

Ы

16 Аль-Касим ибн Фируха ибн Халяфа ибн Ахмада, Абу Мухаммад аш-Шатыби. Ро- ^^ дился в Андалусии в 1144 (538) г. Богослов, специалист в науках хадисоведения, экзегетики, языке. Ибн Халкан сказал о нем: «Когда перед ним читали Сахих аль-Бухари, Муслим и Муватта, то он исправлял по памяти». Умер в 1194 (590) г. в Египте.

17 сЪ^,! < о^ г^Ы [Аш-Шатыби Ибрагим ибн Муса. Аль-Му-вафакат фи усуль аль-фикх]. Т. 4. Бейрут: Дар аль-ма'рифа, 1997. С. 24. (На араб. яз.)

18 .Цр^! 01 [Аль-Бухари Мухаммад ибн Исма'иль. Сахих аль-Бухари]. Т. 1. Дар тавк ан-нажа, 2002. С. 321. (На араб. яз.)

19 0^ 01 011 [Ибн Манзур Мухаммад ибн Макрам. Лисан аль- ^н 'араб]. Т. 15. Бейрут: Дар садир, 2004. С. 148. (На араб. яз.)

20 Калям Шариф. С. 125.

21 .щш^. ^ [Са'ди Абу Хабиб. Аль-Камус аль-фикхи]. Дамаск: Дар аль-фикр, 1988. С. 281. (На араб. яз.)

22 ^аИх <5 1ш)1 [Мухаммад Сулейман аль-Ашкар. Аль-футйа уа ма- том 5 нахидж аль-ифта]. Т. 3. Кувейи: Мактаб аль-маннар аль-ислямийа, 2008. С. 13. (На араб. яз.) 2023

23 пыыЧ [Абу Хамид аль-Газали. Аль-Мустасфа]. Т. 1. Дар аль-кутуб аль-'ильмийа, 1993. С. 326. (На араб. яз.)

№ 4 и сохранность от запретного. К причинам изменения хукма относятся изменение времени и смена 'адата (принятого по обычаю).

Об изменении времени24 Ибн Камал-баша25 говорит: «Опираться при разногласиях необходимо на аргументы, а порой и на время»26.

Пример этому можно привести следующий. Тот, кто дал клятву, что не съест голову, но после съел коровью голову, считается нарушившим клятву, по мнению Абу Ханифы, как и тот, кто съел баранью голову, поскольку во \ Г время Абу Ханифы употребляли все головы. Абу Юсуф27 и Мухаммад ибн ^^ аль-Хасан28 склоняются к мнению, что клятва не нарушается, пока он не съест баранью голову, поскольку в их время ели только баранью голову29.

Что касается смены 'адата (принятого по обычаю)30, то Абу Ханифа не разрешил продавать пчел и тутовых шелкопрядов, сравнивая их с остальными насекомыми, по причине того, что они не оценивались. Мухаммад ибн аль-Хасан дозволил их продавать, поскольку в его время они стали иметь цену31.

том 5

2023

К

к

о

с

о

3. Труды ханафитского мазхаба по фетвам

О

о

р Р Ханафитский мазхаб отличается от других правовых школ многочис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленными трудами по фетвам. Богословы мазхаба уделили большое внимание сбору трудов по фетвам и упорядочили их по разделам исламского права. Впоследствии все предания и труды Абу Ханифы, Мухаммада и Абу Юсуфа собрали, что привело к разногласию между преданиями и сомнениям в их достоверности. Самыми достоверными преданиями, по мнению

24 ^¡з-Л л^ .0>' о>' [Ибн Абидин Мухаммад Амин. Шарх 'укуд расм аль-муфти]. Т. 1. Бейрут: Ихйа ат-турас аль-'араби, 2009. С. 25. (На араб. яз.)

25 Ахмад ибн Сулайман ар-Руми, известный как Ибн Камал-баша, — муфтий Константинополя и войсковой шариатский судья. Умер в 1534 г.

26 1Д1« .иь 011 [Ахмад ибн Камал Баша. Манша' аль-ихтиляф байна аль-аимма]. Дар ал-любаб, 2008. С. 231. (На араб. яз.)

27 Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари родился в Куфе (Ирак) в 113 (731) г., умер в Багдаде в 182 (798) г. Один из великих представителей суннитской школы юриспруденции (фикха). Самый известный факих мазхаба Абу Ханафы, после имама А'зама, и один из главных учеников великого имама Ну'мана ибн Сабита (Абу Ханифы).

28 Имам, муджтахид и факих Абу 'Абдуллах Мухаммад ибн ал-Хасан ибн Фаркад аш-Шайбани был родом из Дамаска. Мухаммад родился в сирийском Васате, позже его отец перебрался с семьей жить в Ирак. Поскольку годы его зрелости прошли в Куфе, он получил от Абу Ханифы много ценных знаний, распространителем которых в Сирии он впоследствии и стал. Во время правления халифа Харуна ар-Рашида он был назначен судьей Ракки, но вскоре он ушел с занимаемой должности и перебрался жить в Багдад. Умер Мухаммад ибн ал-Хасан аш-Шайбани в 187 (803) г.

29 ¿ЗЦ^Л 0^1 ^ [Абу Бакр ибн Мас'уд аль-касани. Бадаи' ас-санаи']. Т. 3. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-'ильмийа, 2003. С. 59. (На араб. яз.)

30 л^л о^" .оЦД" л^л [Абу Давуд Сулейман. Сунан аби Давуд]. Т. 3. Бейрут: аль-Мактаба аль-'асрийа, 2009. С. 321

31 ^^ ^а олЫ^ ил»]| .З-ш ^ [Ахмад Фахми Абу Сунна. Аль-'Урф уа аль-'а-да фи ра'йи аль-фукаха']. Египет: матба'а аль-азхар, 1992. С. 130. (На араб. яз.)

'Абд аль-Маджида ибн 'Абд ар-Рахмана ад-Дарвиша считаются те, которые привел Мухаммад ибн аль-Хасан, который в дальнейшем собрал их в книги под названием «Захир ар-Ривайа»32.

Книги «Захир ар-Ривайа» являются приоритетным источником при вынесении богословского решения в ханафитском мазхабе, как на это указывает слово ибн 'Абидина33: «Если одно из мнений имеется в книге "Захир ар-Ривайа", а другое мнение — в другой книге, то ученые не оставляют мнение "Захир ар-Ривайа" и это мнение предпочитаемо, и не оставляют это мнение, кроме как с присутствием явного противоположного преобладающего мнения»34.

Богословы в дальнейшем писали труды по фетвам, в которых приводили предания, имеющиеся в разных источниках, не ограничиваясь преданиями «Захир ар-Ривайа». Таким образом, появились новые труды («аль-Фатва фи аль-мас'ляти», «аль-Фатава», «'Уйун аль-масаиль», «Хула-сат аль-фатва», «ан-Навазиль», «аль-Ахкам», «аль-Ваки'ат»). Если по какой-либо причине оставляется решение, имеющееся в «Захир ар-Ривайа», то необходимо привести основание, например: из-за общей беды или по необходимости. Особенностью книги «Захир ар-Ривайа» является то, что она содержит в себе решения основателя мазхаба Абу Ханифы.

4. Разряды (табакат) богословов в ханафитском мазхабе

Начиная с VII в. по хиджре и по сегодняшний день имеется большое количество разрядов ханафитских богословов, которые всю жизнь посвя- | \ ] тили изучению различных наук и, в частности, исламскому праву. Знание разрядов играет важную роль, поскольку это дает понять, какому реше- ^^ нию необходимо отдать предпочтение при разногласии35.

Предлагаемую классификацию заложил ибн Камаль Баша, после чего автор книги «ат-Табакат ас-саниййа» Такий ад-Дин ибн 'Абд аль-Кадир36 восхвалил его словами: «Это разделение очень хорошее»37.

К первому разряду относятся те, кто жил в VIII-IX вв., а именно муджтахиды в шариате, как четыре основателя мазхаба (школы) (Абу Ха-

О

32 лЬ ^-аЛИ Ь5а)1 [Аль-футйа ва кава'ид ат-тарджих 'инда аль-ханафийа-ти. 'Абд аль-маджид ибн 'Абд ар-рахман ад-дарвиш]. Аль-бахс, 2016. С. 34. (На араб. яз.)

33 Родился в 1198 г.х. в Дамаске. Его отец Умар Абидин не был ученым, но был праведным человеком и занимался торговлей. Еще в раннем детстве Мухаммад-Амин выучил Коран и занимался тем, что помогал отцу в его торговых делах. Умер имам в среду 21 раби'

ас-сани 1252 г.х. Молитву Джаназа прочитали в соборной мечети им. Синана Баша. ^н

34 1^—1' .^ил' 01' <51—11 [Аль-Карафи Ахмад ибн Идрис. Аль-Фарук]. Т. 1. 'Алям аль-кутуб, 2015. С. 176. (На араб. яз.)

35 JJiЛ JJ ^с. JJaJ ^ Ял^и. орМ 01' [Ибн 'Абидин Мухаммад Амин. Хашийат рад аль-мухтар 'аля ад-дур аль-мухтар]. Т. 1. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-'ильмийа, 2003.

С. 11. (На араб. яз.) том 5

36 Такий ад-Дин ибн 'Абд аль-Кадир — богослов-правовед. Умер в 1601 (1010) г. 2023

37 < Я_ш)1 сЛщ! .<>>¡11 лс 01' [Ибн 'Абдулькадир ат-Тамими. Ат-Табакат ас-санийа фи таражим аль-ханафийа]. Т. 1. Рияд: Дар ар-рифа'и, 1989. С. 24. (На араб. яз.)

нифа, имам Малик, имам аш-Шафи'и, Ахмад ибн Ханбал), и те, кто достиг этой степени, основав правила для исламского права, и извлекал решения на основе четырех аргументов: Коран, хадис, иджма', кыйас, — не следуя ни за кем в основных и второстепенных вопросах.

Ко второму разряду (табакат) относятся ученики имама Абу Хани-фы, а именно Абу Юсуф, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани и др., которые являлись муджтахидами в мазхабе и были способны извлечь реше-\ Г ния, основываясь на вышеупомянутых аргументах, а также на правилах, которые установил Абу Ханифа. В некоторых второстепенных вопросах ученики могли не соглашаться со своим учителем, но не в основных вопросах исламского права.

К третьему разряду (табакат) относятся муджтахиды, которые выносят правовое решение по вопросам, не рассмотренным Абу Ханифой. К таким богословам относятся: Абу Джа'фар ат-Тахави38, Абу аль-Хасан аль-Кархи39, Шамс аль-Аимма аль-Хальвани40, Шамс аль-Аимма ас-Сарах-си41, Фахр аль-Ислам аль-Баздави42, Фахруддин Казыхан43 и т. д. Эти богаче словы не могут противоречить Абу Ханифе ни по основным, ни по второстепенным вопросам. Они принимают решения по вопросам, на которые Р I нет явного текста от Абу Ханифы, полагась на основу исламского права (аль-усуль) и правила, которые установил Абу Ханифа.

Знание разрядов мусульманских правоведов является необходимым для муфтия при определении приоритетного мнения. В книге «ан-Нафи' г^Ч аль-кабир» сказано: «Многие ученые во все времена опережали мусульманских правоведов с низкой степенью над теми, кто имел высшую сте-

Я

5

о «

о

е

нн

с

о

44

пень»44.

Кроме разделения богословов на разряды в мазхабе, существуют разделения вопросов.

38 Ахмад ибн Мухаммада ибн Саламата ат-Тахави Абу Джагфар родился в местности Таха (Египет) в 853 (239) г. В начале своего пути изучал шафиитский мазхаб, а вскоре перешел на ханафитский. В 268 г. отправился в Сирию, находился рядом с Ахмадом ибн Талуном. Умер в Каире в 933 (321) г.

39 'Убайдулла ибн аль-Хусейн аль-Кархи, Абу аль-Хасан родился в 874 (260) г. в Кар-хе, предводитель ханафитов в Ираке. Умер в 952 (340) г. в Багдаде.

40 'Абд аль-'Азиз ибн Ахмад ибн Наср ибн Салих аль-Халавани аль-Бухари Шам аль-Аимма умер в 1056 (448) г. в городе Куш, похоронен в Бухаре.

41 Мухаммад ибн Ахмад ибн Аби Сахл Абу Бакр ас-Сарахси — персидский юрист и исламский богослов ханафитской школы. Он был традиционно известен как Шамс аль-Аимма. Умер в 1090 (483) или в 1096 (490) г.

42 'Али ибн Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн 'Абд аль-Карим Фахр аль-Ислам аль-Баз-дави родился 1010 (400) г. Знаток исламского права и его основ, один из выдающихся богословов ханафитского мазхаба, живший в Самарканде. Умер в 1089 (482) г.

43 Хасан ибн Мансур ибн Абу аль-Касим Фахруддин, известен как Казыхан. Великий богослов ханафитского мазхаба. Умер в 1196 (592) г.

44 лм^! ¿аиИ .^»Л ле л-^х сАЗшаЛ [Абу аль-хасанат Мухаммад Абд аль-хай. Ан-Нафи' аль-кабир]. Бейрут: 'Алям аль-кутуб, 1990. С. 7. (На араб. яз.)

Богословы разделили правовые вопросы ханафитского мазхаба на разряды по степени однозначности и достоверности, облегчая муфтию выбор правильного решения45.

К первому разряду относятся вопросы высшего уровня однозначности и достоверности, поскольку их авторами являются Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан. Все эти предания также называют «Захир ар-ривайа», но под книгами «Захир ар-ривайа» подразумеваются труды Мухаммада ибн аль-Хасана46.

Первостепенным источником также являются труды под названиями «аль-Мунтака» и «аль-Кафи», которые по степени достоверности стоят на втором месте после книг Мухаммада ибн аль-Хасана47. Это следующая степень достоверности и однозначности, поскольку это слова не самого Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана, а слова авторов следующих трудов: «аль-Кисанийат», «аль-Харуниййат» и «аль-Джурджанийат, аль-Муджаррад». Их еще называют «масаиль гайр аз-Захир ар-ривайа», поскольку они дошли не по достоверной цепочке.

К третьей степени достоверности и однозначности относятся вопросы, которые поздние муджтахиды извлекли из достоверных источников, не найдя предания касательно данных вопросов от предшественников (Абу Юсуфа, Мухаммада ибн аль-Хасана, Абу Юсуфа и др.). Первой книгой, содержавшей в себе фетвы этих ученых богословов, является «ан-Навазиль», автором которой является Абу Лейс ас-Самарканди48. После появились такие труды, как «Маджму' ан-навазиль» ан-Натыки49 и «аль-Вакы'ат» ас-Садр Шахида50. В дальнейшем поздние ученые богословы стали смешивать эти вопросы в таких трудах, как «Фатава Казы Хан», «аль-Хуласа» | \ ] и т. д. Некоторые из этих богословов расположили эти вопросы в следую- ^н щем порядке: в начале записали первостепенные вопросы, затем редкие ^^ и после этого фетвы и ситуационные вопросы, как в книге «аль-Мухит», |-Н автором которой является ас-Сарахси. ^^

ы

5. Выражения, указывающие на предпочтение мнения

Важно то, с помощью какого выражения богослов высказывает свое мнение, например:

S

аль-муфти]. Т. 1. С. 16-17. (На араб. яз.)

46 Jj^i <à CilâàljJl .^j- ùll г^Ы [Аш-Шатыби Ибрагим ибн Муса. Аль-Му-

45 <i«1l Jjäc .¿jJ ùl' [Ибн Абидин Мухаммад Амин. Шарх 'укуд расм

Рч

с

о

PQ

вафакат фи усуль аль-фикх]. Т. 4. С. 25. (На араб. яз.)

47 jjijäil .<aJl jjc. cLW=Jl jjl [Абу аль-хасанат Мухаммад Абд аль-хай. Аль-Фа-ваид аль-бахийа]. 1906. С. 185. (На араб. яз.)

48 Наср ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрагим ас-Самарканди Абу Лайс — один из имамов ханафитского мазхаба. Умер в 983 (373) г.

49 Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Умар Абу аль-'Аббас ан-Натыфи — богослов, правовед ханафитского мазхаба. Умер в 1054 (446) г. 2023

50 'Умар ибн 'Абд аль-'Азиз Садр аш-Шахид родился в 1090 (483) г. Один из великих богословов ханафитского мазхаба, житель Хорасана. Умер в 1141 (536) г. №4

51

— выражение «Ва бихи йуфта» или «'аляйхи аль-фатва» указывает на то, что данным мнением дается фетва (богословское решение);

— «Ва бихи на'хузу» — данным мнением необходимо руководствоваться;

— «Ва 'аляйхи аль-и'тимад» — на данное мнение необходимо опи-нЧ раться;

— «Ва 'аляйхи 'амаль аль-йавм» — данному мнению необходимо сле-\ Г довать на сегодняшний день;

— «Ва 'аляйхи 'амаль аль-аимма» — этому мнению следовали имамы

^^ 6. Правила вынесения фетвы

Богослов, муфтий не имеет права выносить фетву, основываясь на ^^ своих внутренних чувствах, желаниях. Мусульманские богословы считают, что правовед (факих) и муфтий имеют право выносить фетву, основы-Н-Р ваясь на достоверных доводах и будучи компетентными в знании преоб-

О

ладающего мнения.

^^ Не разрешается выносить фетву, основываясь на страсти. Мусуль-

р Р манские богословы считают, что муфтий имеет право выносить решение, только полагаясь на аргументы, зная преобладающее мнение. Касим ибн Кутлубуга52 сказал: «Запрещено следовать своим страстям, а также давать предпочтение одного мнения над другим безосновательно»53.

По этой причине мы находим ученых-богословов, которые пояснили преобладающее мнение, а также признаки преобладания, установили правила, с помощью которых узнается достоверное мнение для вынесения фетвы, и это то, что называется «расм аль-муфти» (признак, который указывает муфтию на то, чем он будет выносить фетву).

Ниже приведем несколько правил, связанных с фетвотворчеством:

— когда решение вопроса имеется в книге «Захир ар-ривайа» и богословы единогласно сошлись на этом решении, то принимается данное решение;

— когда в каком-либо вопросе имеются разногласия среди трех имамов (Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада) и мнение одного из учеников Абу Ханифы (Абу Юсуф или Мухаммад) совпадает с мнением Абу Хани-фы, то принимается мнение их обоих;

— если у Абу Ханифы нет явного высказывания касательно какого-либо вопроса, то опережают мнения Абу Юсуфа, затем Мухаммада, затем Зу-фара;

51 —¡¿-Л .ор)1 »^е ^п^Ч [Аль-Хаскафи 'Аля ад-дин. ад-Дур аль-мухтар]. Дар аль-кутуб аль-'ильмийа, 2002. С. 14-16. (На араб. яз.)

52 Касим ибн Кутлубуга Зайнуддин родился в 1399 (802) г. Богослов ханафитского мазхаба, историк, исследователь. Умер в 1474 (879) г. в Каире.

53 ^-^ЛаН л ^е е^л^ е-о^зИ .liJJlLa 011 0^л11 оО [Зайнуддин Касим ибн Кутлубуга. ат-Тасхих уа ат-тарджих 'аля мухтасар аль-Кудури]. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-'иль-мийа, 2002. С. 121. (На араб. яз.)

— если в книгах «Захир ар-ривайа» отсутствует решение, но оно имеется в другой книге, то принимается решение, имеющееся не в «Захир ар-ривайа»54;

— когда приводятся три мнения касательно какого-либо вопроса, то первое мнение считается достоверным, затем второе и третье55.

s

7. Фетвотворчество в современной России

Раньше практиковался индивидуальный метод принятия решения. На сегодняшний день используется коллегиальный метод, на котором совет улемов при муфтиятах принимает решение. Например, существует совет улемов духовного управления мусульман Республики Дагестан, Республики Татарстан, г. Москвы и т. д. Для наглядного примера можно привести работу муфтията Республики Татарстан, который дает ответы на вопросы разного характера.

Отвечая на вопрос о проведении конкурсов в Instagram* взамен на лайки и комментарии с упоминанием друзей, муфтият ссылается на решение, которое вынесла Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI), в котором говорится: «Распространенный формат розыгрыша маркетинговых призов в Instagram*, когда для участия в розыгрыше не требуется покупать товары или услуги, разрешен с точки зрения Шариата, при условии, что приз относится к дозволенному имуществу»56. В данном примере используется не метод собственного выведения, а выбор уже имеющейся фетвы.

Вопрос о дезинфекции рук перед намазом в период пандемии возник по ¡ \ j причине того, что дезинфицирующая жидкость содержит этиловый спирт, ^^ а это наджас, и намаз после такой дезинфекции не будет действителен. От- ^^ вечая на вопрос, муфтият опирается на хадис пророка Мухаммада: <Хамр запретен сам по себе, а остальные (алкогольные) напитки — из-за опьянения» («Сунан аль-кубра» Байхакы, 8/516-518). Согласно словам Пророка, Хамр — это то, что произведено из винограда и фиников: <Хамр — это то, что получено из двух растений: финиковой пальмы и виноградной лозы» («Сахих» Муслима). Что касается пищевого этилового спирта, то в промышленных условиях его получают из зерна свеклосахарной малассы (отходов сахарного производства), сахарной свеклы и картофеля. Технический же этиловый спирт получают из древесины и нефти. Таким образом, нет ^^

Рч

54 úP^I úlJ fá^j ú1' .jJ^I CJ" JJJ J^I [Ибн Нуджайм Зайнуддин. Аль-Бахр ар-раик ^Н шарх канз ад-дакаик]. Т. 2. Бейрут: Дар ихьйа ат-тураси аль-'араби, 1997. С. 89. (На араб. яз.)

55 JH^II Já^I CJ^ л*" [Шамс аль-Аимма ас-Сарахси. Шарх ас-сияр аль-кабир]. Аш-шарикат аш-шаркыят ли аль-и'лянат, 1971. С. 37. (На араб. яз.)

* Здесь и далее: деятельность компании Meta по реализации социальной сети Instagram признана экстремистской и запрещена на территории РФ. том 5

56 Дозволено ли проводить розыгрыш приза после покупки товара? // Духовное 2023 управление мусульман Республики Татарстан. 11 февраля 2020 г. URL: http://dumrt.ru/ru/ help-info/fatwas/fatwas_23653.html (дата обращения: 20.03.2023). №4

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

F

нч

о и

№4 никаких проблем в использовании дезинфицирующих средств, содержащих этиловый спирт, для санитарной обработки мечетей и рук, в том числе и перед самим намазом57. В данном случае используется классический метод фетвотворчества, а именно приводится хадис, в котором говорится о сути вопроса, и дальше уже дается пояснение термина, что играет важную роль. нЧ К вопросу совершения пятничной молитвы в период пандемии отно-

Д \ ] сится правило, согласно которому остережение от вреда предпочтительнее \ Г получения пользы. По этой причине при возможном выборе между остав-^^ лением плохого и совершением хорошего следует опережать оставление плохого, поскольку ислам уделяет внимание порицаемым вещам больше. Аргументом данному правилу служит хадис пророка Мухаммада, в котором говорится: «Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я велел вам, делайте то, что сможете»58.

Таким образом, при возникновении тяжелой ситуации, как в случае с пандемией, решение берется во внимание, а когда оно исходит от муфтия, то тем более. И если в связи с этим нет возможности остеречься от данной проблемы, кроме как с соблюдением мер безопасности, то следует ^^ выполнять поручения муфтия до тех пор, пока не решится проблема. Все Р I люди обязаны последовать решению муфтия, если он приведет шариат-ский аргумент, поскольку он является ответственным за мусульман.

Великий богослов ханафитского мазхаба имам ас-Сарахси сказал: «Если муфтий велит совершать то, польза или вред чего неизвестны, то г^Ч мусульмане должны слушаться его, поскольку повиновение муфтию узаконено достоверным аргументом»59. В данной фетве используется классический метод, а именно, о приводится хадис, который аргументирует и отвечает на вопрос.

Заключение

Подведем итоги.

Актуальность темы, затронутой в статье, очень высока, поскольку на сегодняшний день все развивается с большой скоростью и необходимо принимать правильную фетву, основанную на достоверных доводах.

Изучен вопрос совершения пятничной молитвы в период пандемии. Ислам всячески остерегает людей от нанесения вреда организму и окружающим.

Выяснено, по каким причинам может меняться фетва в ханафитском мазхабе и какую роль играет знание не только исламских наук, но и свет-

57 Портит ли намаз дезинфицирующая жидкость, содержащая этиловый спирт? // Духовное управление мусульман Республики Татарстан. 31 марта 2020 г. URL: http:// dumrt.ru/ru/help-info/fatwas/fatwas_23974.html (дата обращения: 25.03.2023).

58 Cw' о1" jjc jj! üj' [Ибн МаджахАбуАбдулла. Сунан ибн Маджах]. Т. 1. Дар аль-ихья аль-кутуб аль-арабий, 2014. С. 3. (На араб. яз.)

59 JA^' J^' CJ^ .^^J^' [Шамс аль-Аимма ас-Сарахси. Шарх ас-сияр аль-кабир]. С. 165. (На араб. яз.)

ских. Необходимо быть осведомленным о происходящем в мире и, в частности, в своем городе.

Определены основные труды, на которые следует опираться при вынесении фетвы в ханафитском мазхабе. Книги «Захир ар-ривайа» занимают первую степень однозначности и достоверности.

Изучены разряды богословов ханафитского мазхаба: каких богословов относят к муджтахидам в шариате, а каких — к муджтахидам в мазха-бе и т. д. Разрядов в вопросах насчитывается три: первостепенные, редкие и ситуационные.

В ханафитском мазхабе имеются выражения, которые указывают на определенное значение.

Изучены правила, которые необходимо соблюдать муфтию при вынесении фетвы, а также некоторые фетвы современной России.

Статья поступила в редакцию 6 июня 2022 г.; рекомендована к печати 22 августа 2023 г.

Контактная информация:

Шахрудинов Магомед Исрапилович — докторант; shahrudinov1993@mail.ru

For citation: Shakhrudinov M. I. Issuing fatwas in the Hanafi mazhab. Issues of Theology, 2023, vol. 5, no. 4, pp. 656-668. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.408 (In Russian)

Issuing fatwas in the Hanafi mazhab

M. I. Shakhrudinov Bolgar Islamic Academy,

1a, ul. Kul Gali, Bolgar, 422840, Russian Federation

E

o

The article briefly touches upon four legal schools and the importance of legitimacy today. The qualities that a mufti should possess are given. It talks about how the Koran calls on ordinary citizens to look for answers regarding any area ^^ of their life; Companions of the Prophet Muhammad also did this. Based on the analysis of classical works: Zahir ar-riwaya by Muhammad ibn al-Hasan, Khulasat al-fatawa by Tahir ibn Ahmad, Fatawa as-sirazhiyya by Sirajuddin, Fatawa Qazi ^ ^ Khan by Hussein ibn Mansur, Al-Fatawa at-Tatarkhaniyya by 'Alima ibn al-'Allah', Al-Fatawa al-Hindiyya by a group of Indian theologians, analyzes the consistent development of fatwa-creating activities, the rules established by Muslim jurists when issuing fatwas, the reasons for preferring one opinion over another, the ^^ circumstances that must be taken into account when issuing fatwas, as well as p circumstances that may cause a change in fatwas. The article presents the fatwas adopted by the ulema of modern Russia and the methods for issuing them. It was ^H revealed that a person who has all the qualities of a mufti and is competent in this ^^ area has the right to make a decision, which indicates the need for organizations that will train these specialists.

Keywords: fatwa, issuing fatwas, Hanafi mazhab, Muslim jurists, Abu Hanifa, modern Russia, method. 2023

№4 667

№ 4 References

Abu al-khasanat Mukhammad 'Abd al-khay (1906) Al-favaid al-bahiya. (In Arabic) Abu al-khasanat Mukhammad Abd al-khay (1990) Al-Nafi' al-kabir. Beirut, 'Alam al-kutub Publ. (In Arabic)

Abu bakr ibn Mas'ud al-kasani (2003) Badai' as-sanai'. Vol. 3. Beirut, Dar al-kutub al-'ilmiya Publ. (In Arabic)

Abu Davud Sulayman (2009) Sunan Abi Davud. Vol. 3. Beirut, al-maktaba al-'asriya Publ. (In Arabic)

Abu Khamid al-Gazali (1993) Al-Mustasfa. Vol. 1. Dar al-kutub al-'ilmiya Publ. (In Arabic) Akhmad Fakhmi Abu Sunna (1992) Al-'Urf va al-'adafi ra'yi al-fukakha'. Egypt, Matba'a al-azhar Publ. (In Arabic)

O Akhmad ibn Kamal basha (2008) Mansha' al-ikhtilaf bayna al-aimma. Dar lubab Publ.

In Arabic)

Al-bukhari Muhammad ibn Isma'il (2002) Sakhikh al-bukhari. Vol. 1. Dar tavk an-naja Publ. ^^ (In Arabic)

Al-futya ya kava'id al-tarjih 'inda al-khanafiyati (2016) Abd al-majid ibn 'abd Rakhman darvish.

Al-bakhs Publ. (In Arabic) Al-Karafi Akhmad ibn Idris (2015) Al-Faruk. Vol. 1. Alam al-kutub Publ. (In Arabic) Al-khaskafi Ala al-din (2002) Ad-dur al-mukhtar. Dar al-kutub al-'ilmiya. (In Arabic)

s

u

o

h-Q

o

Al-Shatibi Ibrahim ibn Musa (1997) Al-Muvafakatfi usul al-fikkh. Vol. 4. Beirut, Dar al-ma'rifa

e

QQ

Publ. (In Arabic)

Ibn Abdulkadir al-tamimi (1989) Al-tabakat al-saniya fi tarajim al-khanafiya. Vol. 1. Riyad, Dar al-rifa'I Publ. (In Arabic)

^^ Ibn 'Abidin Muhammad Amin (2003) Khashiyat rad al-mukhtar 'ala al-dur al-mukhtar. Vol. 1.

Beirut, Dar al-kutub al-'ilmiya Publ. (In Arabic) Ibn Abidin Muhammad Amin (2009) Sharkh 'ukud rasm al-mufti. Vol. 1. Beirut, Ihia at-turas

al-'arabi Publ. (In Arabic) Ibn Anas Malik (2004) Al-Muvatta. Vol. 2. UAE, Muassasat Sayd ibn Sultan Publ. (In Arabic) Ibn Farkhun Ibrahim ibn 'Ali (1986) Tabsirat al-khukkam. Vol. 1. Maktab al-kulliyat al-azhariya Publ. (In Arabic)

Ibn Majah Abu Abdulla (2014) Sunan ibn Madjah. Vol. 1. Dar al-kutub al-ilmiya Publ. (In Arabic) Ibn Manzur Mukhammad ibn Makram (1994) Lisan al-arab. Vol. 15. Beyrut, Dar sadir Publ. (In Arabic)

Ibn Nujaym Zaynuddin (1997) Al-bakhr raik kanz sharkh dakaik. Vol. 2. Beyrut, Dar ikhya turas

al-'arabi Publ. (In Arabic) Kalam Sharif. Translation of meanings. Kazan, Khuzur-Spokoistvie Publ., 2019. (In Russian) Muhammad ibn Isma'il (1984) Sakhikh al-bukhari. Vol. 1. Mekka, Maktab nakhzat al-khadisat Publ. (In Arabic)

Mukhammad Sulayman al-Ashkhar (2008) Al-futya va manahij al-ifta. Vol. 3. Kuvayt, Maktab

al-mannar al-islamiya Publ. (In Arabic) Sa'id Abu Khabib (1988) Al-Kamus al-fikhi. Damask, dar al-fikr Publ. (In Arabic) Shams al-aimma as-sarakhsi (1971) Sharkh as-siyar al-kabir. Al-sharicat al-sharkiyat li al-iglanat Publ. (In Arabic)

Shams al-Din al-Zahabi (1993) Siyar aglam an-nubala'. Vol. 3. Beirut, Muassasat al-risala Publ. (In Arabic)

Zaynuddin Kasim ibn Kutlubuga (2002) Taskhikh va tarjikh 'ala mukhtasar al-kuduri. Beyrut, Dar al-kutub al-'ilmiya Publ. (In Arabic)

Received: June 6, 2022 Accepted: August 22, 2023

Author's information:

Magomed I. Shakhrudinov — Doctoral Student; shahrudinov1993@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.