ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
Заключение. У глубоко недоношенных детей отмечено достоверное снижение количества эритроцитов, MCH, MCV с рождения до ПКВ 38-40 недель в отличие от доношенных новорожденных, что свидетельствует о депрессии эритропоэза. У детей 1-й группы регистрировалось увеличение уровня ферритина и снижение эритропоэтина по сравнению с показателями при рождении, однако, так и не достигшими показателей детей большего срока гестации.
ФЕТОПЛАЦЕНТАРНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС У ДЕТЕЙ
Черных Н.Ю., Жаркин Н.А., Морозов С.Л., Землянская З.К
НИКИ педиатрии ГБОУ ВПО РНИМУ
им. Н.И.Пирогова Минздрава России, г. Москва
Введение. Ведущее место среди болезней у детей раннего возраста занимают перинатальные поражения центральной нервной системы(ЦНС).Актуальность проблемы обусловлена высокой распространенностью поражений ЦНС среди детского населения, которые, по мнению Володина Н.Н., в 20,6% приводит к инвалидизации этих детей. Частота глубоких задержек нервно-психического развития в стране, по данным разных авторов, составляет от 2-3 до 4-7 новорожденных на 1000 человек.
Цель исследования.Выявить наиболее частые причины развития церебральной ишемии у недоношенных детей и ее влияние на возникновение неврологической патологии.
Материалы и методы.Проведен ретроспективный анализ 84 истории болезни недоношенных детей родившихся в срок гестации от 28 до 37недель,56% мальчиков, 44% девочек. Оценивалось особенности анамнеза матери,течение настоящей беременности и родов, социально-бытовые условия в семьях новорожденных, состояние ребенка.
Результаты. В ходе анализа вышеуказанных факторов было выявлено, что у 82% недоношенных детей с церебральной ишемией различной степени тяжести отмечалась на УЗИ с доплером патология плацентарного кровотока(фето—плацентарная недостаточность) у их матерей. Также был проанализирован исход ишемии: у недоношенных детей с церебральной ишемией I-II степени, родившихся от матерей, имевших плацентарную недостаточность в сочетании с другими причинно-значимыми факторами, отмечалась у всех патология центральной нервной системы разной степени тяжести; при отсутствии фето—плацентарной недостаточности, на фоне тех же факторов, у недоношенных детейисход церебральной ишемии детей III степени отмечался благополучным.
Заключение. Таким образом проведенный анализ показал, что ведущее значение в развитие поражения ЦНС у недоношенных детей среди причинно-значимых факторов имеет фето—плацентарная недостаточность рожениц. В связи с этим, выявление на ранних
сроках беременности плацентарной недостаточности является показанием для назначения ранней нейро-метаболической терапии с целью улучшения плацентарного кровотокаи как мера профилактики в дальнейшем патологии ЦНС у детей.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТ МАТЕРЕЙ С ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГЕСТАЦИОННОЙ ПРИБАВКОЙ МАССЫ ТЕЛА
Шалкина Л.А., Алимова И.Л., Покусаева В.Н. ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России, г. Смоленск
Введение. Гестационное увеличение массы тела — физиологическое явление, происходящее в результате изменения метаболических процессов в организме беременной женщины. Адекватность этих изменений является гарантом физиологического роста и развития плода. Вопросы физического развития и метаболических изменений у новорожденных от матерей с патологической гестационной прибавкой массы тела являются мало изученными.
Цель исследования: изучить влияние гестационного увеличения массы тела на антропометрические показатели новорожденных детей.
Материалы и методы. Обследовано 336 беременных женщин и их детей при рождении. Все женщины были соматически и гинекологически здоровы, вступили в беременность с нормальным индексом массы тела. Все дети родились в срок и были распределены на 3 группы: 1-я группа (п= 107) — от матерей с гестационным увеличением веса больше 16 кг, 2-я группа (п=126) — от матерей с гестационным увеличением веса 11,5-16 кг, 3-я группа (п=103) — от матерей с гестационным увеличением веса меньше 11,5 кг.
Результаты. Длина тела у новорожденных 1-й группы составила 53,6±1,9 см и превышала показатели детей 2-й (52,8±2,1 см; р<0,001) и 3-й (51,9±2,1 см; р <0,001) групп. При индивидуальном анализе длина тела у 62,7% новорожденных 1-й группы находилась в диапазоне высоких значений (SD>+2) и превышала частоту встречаемости данного признака у детей 2-й (46,4%, р=0,01) и 3-й (33,0%, р<0,001) групп. При этом длина тела новорожденных 3-й группы была статистически значимо ниже показателей детей 1-й и 2-й групп. Масса тела у новорожденных 1-й группы составила 3602±359,9 г и превышала показатели детей 2-й (3376±336,4 г; р<0,001) и 3-й (3230±306 г; р<0,001) групп. При этом масса тела новорожденных 3-й группы была статистически значимо ниже показателей детей 1-й и 2-й групп. Соответственно индекс массы тела детей 1-й группы (12,5±0,86) оказался выше, чем у детей 2-й (12,1±0,78, р<0,001) и 3-й (11,9±0,79, р<0,001) групп. При индивидуальном анализе масса тела и индекс массы тела в диапазоне высоких значений (SD>+2) встречались только у новорожденных 1-й группы (4 ребенка), а низкие показатели (SD>-2) индекса массы тела чаще отмечались у детей 3-й группы (14,5% ; р=0,03 по отношению к 1-й группе). При
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015