Научная статья на тему 'ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА'

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фестиваль / событийный туризм / Татарстан / музей-заповедник / festival / event tourism / Tatarstan / museum-reserve

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Ахметова Альбина Робертовна, Галимзянова Лилия Рифхатовна

В настоящее время все больший интерес для путешественников представляют нестандартные, индивидуальные предложения на рынке туризма. Фестивальный туризм становится все более популярным. В статье анализируется опыт Татарстана в сфере фестивального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тимофеева Людмила Сергеевна, Ахметова Альбина Робертовна, Галимзянова Лилия Рифхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FESTIVAL TOURISM: TATARSTAN MODEL

Nowadays, non-standard, individual offers on the tourism market are of increasing interest to travelers. Festival tourism is becoming more and more popular. The article analyzes the experience of Tatarstan in the field of festival tourism.

Текст научной работы на тему «ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА»

Литература:

1. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. - 2020. - № 3. - С. 116-147.

2. Волкова Л.В. Использование информационных технологий в патриотическом воспитании молодежи // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. - 2022. - № 2. - C. 68-73.

3. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. - 2021. - № 23. - С. 153-184.

4. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. - 2022. - № 6. - С. 48-61.

5. Курилов С.Н., Родин А.Б., Рашитова Л.К. Роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - № 6. - С. 36-38.

6. Лабыгина А.В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие / / Проблемы современного образования. - 2022. - № 3. - С. 47-57.

7. Маздогова З.З., Макоева Е.Р. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Образование и право. - 2022. - № 3. - С. 195-197.

8. Малькевич А.А. Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики России // Вестн. Москов. ун-та. Серия 12. Политические науки. - 2020. - № 4. - С. 38-49.

9. Селезнева А.В., Яковлева А.Ф., Ибрагимов Э.С. Гражданское самосознание российской молодёжи и медиапространство: «нескладывающийся пазл» / / Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 4. -С. 109-138.

10. Тращеев С.В., Кочетова Н.Г. Веб-сайт «педагогическая коммуникация» как средство развития коммуникативных умений педагога в условиях цифровизации образовательных процессов // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - № 2. - С. 234-239.

References:

1. Andryuhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery // Obrazovanie i nauka. - 2020. - № 3. - S. 116-147.

2. Volkova L.V. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v patrioticheskom vospitanii molodezhi // Teologicheskij vestnik Smolenskoj Pravoslavnoj Duhovnoj Seminarii. - 2022. - № 2. - C. 68-73.

3. Zeer E.F., Cerkovnikova N.G., Tret'yakova V.S. Cifrovoe pokolenie v kontekste prognozirovaniya professional'nogo budushchego // Obrazovanie i nauka. - 2021. - № 23. - S. 153-184.

4. Korol' A. D., Vorotnickij YU. I. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i vyzovy XXI veka // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2022. - № 6. - S. 48-61.

5. Kurilov S.N., Rodin A.B., Rashitova L.K. Rol' vysshih uchebnyh zavedenij v patrioticheskom vospitanii studentov // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2022. - № 6. - S. 36-38.

6. Labygina A.V. Patriotizm i grazhdanstvennost' kak pedagogicheskie kategorii: edinstvo i razlichie // Prob-lemy sovremennogo obrazovaniya. - 2022. - № 3. - S. 47-57.

7. Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. K voprosu o grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 3. - S. 195-197.

8. Mal'kevich A.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya internet-tekhnologij v sisteme molodezhnoj politiki Rossii // Vestn. Moskov. un-ta. Seriya 12. Politicheskie nauki. - 2020. - № 4. - S. 38-49.

9. Selezneva A.V., YAkovleva A.F., Ibragimov E.S. Grazhdanskoe samosoznanie rossijskoj molodyozhi i me-diaprostranstvo: «neskladyvayushchijsya pazl» // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 4. - S. 109-138.

10. Trashcheev S.V., Kochetova N.G. Veb-sajt «pedagogicheskaya kommunikaciya» kak sredstvo razvitiya kommunikativnyh umenij pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'nyh processov // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. - 2022. - № 2. - S. 234-239.

УДК 911.3

Л.С. Тимофеева, А.Р. Ахметова, Л.Р. Галимзянова ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА

В настоящее время все больший интерес для путешественников представляют нестандартные, индивидуальные предложения на рынке туризма. Фестивальный туризм становится все более популярным. В статье анализируется опыт Татарстана в сфере фестивального туризма.

Ключевые слова: фестиваль, событийный туризм, Татарстан, музей-заповедник Lyudmila S. Timofeeva, Albina R. Akhmetova, Liliya R. Galimzyanova FESTIVAL TOURISM: TATARSTAN MODEL

Nowadays, non-standard, individual offers on the tourism market are of increasing interest to travelers. Fes-

tival tourism is becoming more and more popular. The article analyzes the experience of Tatarstan in the field of festival tourism.

Key words: festival, event tourism, Tatarstan, museum-reserve

Введение

Все большую популярность на туристическом рынке Российской Федерации приобретает событийный фестивальный туризм. Эта тенденция проявляется даже в ситуации пандемии, когда туристическая отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших сфер экономики. Событийный туризм ориентирован на посещение конкретной местности в специально определенное время, целенаправленно организованное и связанное с каким-либо общественно значимым событием, мероприятием [1]. События встраиваются в уже существующий социокультурный контекст и являются источниками интеграции, популяризации идеи общности, важным инструментом взаимопонимания и сотрудничества, обогащения культуры различных народов. Фестивали, как яркие события, укрепляют имидж территории, создают новые бренды, способствуют активному развитию целевых туристических поездок.

Материалы и методы

Статья основана на изучении данных, приведенных на официальных сайтах Ростуриз-ма, Госкомитета Республики Татарстан по туризму, отчетов музеев-заповедников Республики Татарстан, сайтов фестивалей, а также публикаций в СМИ. Для изучения проблем теоретического осмысления роли и места фестивалей в туристической деятельности привлечены специальные монографические и диссертационные исследования и [5, 6], а также научные статьи, исследующие различные стороны развития фестивального туризма [2,3,7].

Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа и синтеза, формализации и обобщения, а также аксиоматический метод. Главными эмпирическими методами стали методы измерения и сравнения.

Литературный обзор

Сложность дефиниции «фестивальный туризм» начинается уже на стадии определения, что же такое фестиваль. А.А.Евтюгина выделяет важную характеристику фестиваля, который может объединять самые разные по масштабу, жанрам и форматам события, но главной чертой его является проведение в жизнь определенных социокультурных идей [8]. М.А.Дедова отмечает, что фестивали - это

площадки для взаимопроникновения культур, предназначенные для взаимодействия между различными акторами культурной деятельности, расширения спектра культурных услуг. [6]. Другими значимыми чертами фестиваля можно назвать состязательность и аналитичность, праздничность и просветительство [5, с. 11].

Интересное определение фестиваля дают австралийские исследователи С.Гибсон и А.Стюарт Они отмечают, что для того, чтобы некое мероприятие могло называться фестивалем, оно должно отвечать, по крайней мере, одному (а предпочтительно, нескольким) критериям:

- использование слова «фестиваль» в названии мероприятия;

- регулярность проведения;

- тематика мероприятия должна быть связана с празднованием или продвижением какого-либо аспекта местной культуры;

- мероприятие может быть местом встречи людей, объединенных определенной культурной деятельностью или обладающих специфической субкультурной идентификацией [13, с. 6].

Использование этого определения помогает выделить события, которые могут относиться к категории фестивалей. Действительно, определить разницу между фестивалем и праздником или ярмаркой достаточно сложно. Анализ предложений на туристическом рынке свидетельствует о том, что многие организаторы мероприятия используют в названии слово «фестиваль» не особо задумываясь о его наполнении.

В основе праздника лежит реальное событие, поэтому он привязан к конкретной дате. Для фестиваля главное - сама идея праздника, определяющая его специфику, особенности организации. Он включает в себя ряд действий, объединенных общим названием, единой программой и проходящих в особо торжественной обстановке [10]. Сроки проведения фестиваля могут варьироваться он ежегодных до проходящих раз в два или три года.

Еще одной значимой характеристикой фестиваля является его привлекательность для квазитуристов и резидентов, что способствует расширению туристического сегмента аудитории.

Точного определения, что же такое фести-

вальный туризм, не существует. Исследователи подчеркивают глубинную связь событийного и фестивального туризма, выделяя последний как подвид событийного. По мнению М.Мика, туризм, где основным мотивом является участие в культурных мероприятиях, таких как кино, театр, музыка, уличные фестивали или другие мероприятия, связанные с развлечениями и спортом, следует рассматривать отдельно и называть фестивальным туризмом [14, с. 216-217].

А.Б.Воронина определяет фестивальный туризм как вид туризма, связанный с посещением национальных и международных фестивалей и конкурсов, зрелищно-костюмированных празднеств, спортивных соревнований и др. [2, С.165]. Ряд специалистов определяет фестивальный туризм как организацию краткосрочных познавательных путешествий с целью посещения определенных событий [11, с.51].

Многие исследователи справедливо отмечают сложность определения фестивального туризма. Отмечено, что он выступает важнейшей составляющей событийного туризма, единого определения которого также нет. Широко распространена традиционная классификация событийного туризма, включающего ряд подвидов (направлений), определяемых тематикой событий. Это фестивали, праздники, театрализованные шоу, карнавалы, ярмарки, модные показы, народные праздники, спортивные события, экономические форумы и др.

Другие исследователи рассматривают событийный туризм как блок, т.е. определенную группу видов туризма, объединенную какой-либо формой деятельности [7, с. 61]. Г.А.Гомилевская относит событийный туризм к культурному туризму, рассматривая последний как новационный вид туризма. Внутри вида она выделяет несколько групп мероприятий, в три из которых включены фестивали. Это - национальные фестивали и праздники; культурные выставки; события театра, кино и музыки [3]. Польский исследователь В. Кадни отмечает, что фестиваль - это организованный социально-пространственный феномен, проводящийся в определенное время, выходящий за рамки ежедневной рутины, формирующий социальный капитал и посвященный выбранным элементам материальной и нематериальной культуры человечества [12, с.18].

Изучение тематики фестивалей, привле-

кающих туристов, позволяет сделать вывод о том, что основой фестиваля могут быть самые разные сюжеты - события в области культуры, спорта, религии, торговли, профессиональных интересов. Традиционно фестиваль рассматривается как массовая общественная встреча праздничного характера, включающая музыкальные выступления, показ достижений эстрадного, театрального, кино- и циркового искусства. В последние десятилетия тематика фестивалей невероятно расширилась. Сегодня можно встретить фестивали исторические и военно-исторические (реконструктивные), этнокультурные, спортивные, религиозные, торговые, цветочные, ландшафтных объектов и пр. Среди отдельных подвидов фестивального туризма, в частности, выделяется гастрономический. Число гастрономических фестивалей, включая фестивали продуктов и напитков, быстро растет. Многообразие продуктов и блюд, определяющих специфику фестиваля, уже привело к созданию разных моделей организации таких событий [4].

Отдельную позицию занимают парафесты, число которых увеличивается в последние годы. Известно, что художественные и культурные практики являются наиболее успешными в решении многих социальных и психологических проблем. Проблема равного доступа ко всем социальным благам, включая культурные сервисы, а также инклюзивное образование, является как никогда актуальной и востребованной. Это и породило проведение парафестов - фестивалей культуры, главными героями которых стали люди с ограниченными возможностями. Подобные фестивали проводятся во многих странах, способствуя формированию доступной среды. Самым крупным и представительным смотром достижений инвалидов России и стран ближнего зарубежья в области творчества и спорта является Общероссийский фестиваль творчества и спорта людей с ограниченными возможностями здоровья «Весна в Сокольниках. Парафест».

Резюмируя итоги обсуждения понятия «фестивальный туризм», можно отметить, что большинство авторов выделяет его как отдельный подвид событийного туризма, который характеризуется посещением туристами фестивалей и праздников разного уровня и тематики. При этом авторы определяют фестиваль преимущественно как художественную форму, связанную с демонстрацией куль-

турных достижений [9, с.139].

Результаты

Отправной точкой развития массового событийного туризма в Казани можно считать празднование 1000-летия города в 2005 г. Однако, и до этого момента в жизни Казани происходили события, привлекающие сюда туристов. В 1982 г. возник международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, ставший в последующие годы одним из значимых событий театральной жизни не только России, но и Европы. Несколько позже, в 1987 г., был организован фестиваль классического балета им. Р. Нуриева, также имеющий международный статус и широкую популярность. Кроме того, для татарского этноса важное значение имеет ежегодный праздник Сабантуй, проходящий сначала по всем районам Татарстана, а затем в столице республики.

Начиная с 2013 г. в России на федеральном уровне принимается Национальный календарь событий. С этого же времени проводится презентация событийных мероприятий субъ-

Представленная в диаграмме картина свидетельствует о достаточном видовом разнообразии фестивалей. Остановимся на некоторых из них.

Этнокультурные фестивали представляют не только традиции и культурные достижения преобладающих этносов республики -татар и русских. Проводятся фестивали мордовской культуры, чувашей Закамья, один из наиболее посещаемых - фестиваль кряшен-ской культуры «Питрау».

Группа гастрономических фестивалей также весьма разнообразна по внутренней тематике. Наиболее масштабный фестиваль

ектов Российской Федерации на Всероссийской открытой ярмарке событийного туризма «Russian Open Event Expo».

В Татарстане туристский событийный календарь стал формироваться с 2014 г. Уже тогда в него вошел ряд фестивалей, в том числе Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», Национальный праздник Сабантуй, Всероссийская Спасская ярмарка, Казанский международный фестиваль мусульманского кино, Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, Всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон», Международный фестиваль «Kremlin Live», Свияжская масленица, Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева.

В настоящее время в Татарстане проводится около 50 фестивалей, представляющих интерес для туристов. Тематическая палитра фестивалей представлена в диаграмме ниже (Рис. 1).

«Вкусная Казань» представляет многообразие национальной кухни, локального фастфуда, авторских блюд и мастер-классов. В Болгарах на фестивале «Чак-чай» можно окунуться в традиции татарского чаепития и приготовления национального медового лакомства - чак-чака. Фестиваль ИВАН-ЧАЯ в с. Анзирка познакомит с древнерусскими вариантами чая из кипрея, эко-продукцией и изделиями народных промыслов. Большинство туристов воспринимают Всероссийский молодежный фестиваль «Скорлупино» как гастрономический. Но организаторы позиционируют его как фестиваль агро- и сельского туризма.

Рис.1 Распределение фестивалей по тематике

Присутствие разных составляющих в программе фестиваля позволяют логично отнести его в таблице к группе «Смешанные».

Музыкальные фестивали ориентированы на представителей разных музыкальных вкусов. Это один из крупнейших в России Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани», фестивали «Белая сирень» и «Рахлинские сезоны», рассчитанные на поклонников классической музыки в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, фестиваль джаза, два фестиваля колокольного звона. Они привлекают разную по размерам и составу аудиторию, обеспечивают профессиональное общение.

В группе исторической тематики преобладают фестивали исторической реконструкции, имеющие важное воспитательное и патриотическое значение. Наиболее популярен

Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». Это неоднократный победитель национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», входивший в топ-5 главных событий Российской Федерации. Национальный музей Республики Татарстан и действующий при нём военно-исторический клуб «Ви-

тязь» ежегодно устраивают на разных площадках фестивали реконструкции, оживляя события Средневековья и Отечественных войн России. Республиканский фестиваль исторической реконструкции «Военные игры «Элбэдэн» посвящен памяти о Великой Отечественной войне и воссоздает различные эпизоды ее сражений.

Масштабы фестивалей и их аудитория весьма разнообразны. В таблице 1 представлена картина посещаемости фестивалей, аудитория которых превышает 5000 человек.

Таблица 1

Посещаемость фестивалей

Фестиваль Кол-во посетителей Продолжительность (дней)

Сабантуй 210 000 1

Фестиваль «Кыш Да Кар-фест» более 200 000 13-14

Всероссийская Спасская ярмарка 195 000 3

Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани» Более 90 000 4

Фестиваль «Вкусная Казань» более 65 000 2

Республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау» 60 000 7

Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» 47000 2

Международный фестиваль в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» более 46 000 4-5

Международный фестиваль новой татарской культуры «Tat Cult Fest» (2017-2021) 38 600 1

Всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон» 20000 1

Казанский международный фестиваль мусульманского кино 20000 6

Свияжская масленица 19 000 1

Международный оперный фестиваль им. Федора Шаляпина 15000 27

Республиканский фестиваль исторической реконструкции «Военные игры «Элбэдэн» 14 000 2

Всероссийский молодежный фестиваль «Скорлупино» 8 000 1

Фестиваль моды, дизайна и уличного перфоманса «ОКНО» более 6000 3

Фестиваль креативных санок <^иЫОТФЕСТ» более 6000 1

Международный этнический фестиваль «Крутушка» 5000 3

Ночной велофест 5000 1

Гастрономический фестиваль «Чак-чай» («Бал-Май») (Великий Болгар, Болгарский музей-заповедник) 5000 1

Приведенные данные позволяют выявить ристической аудитории проводятся на терри-еще одну важную закономерность. Пять фе- тории и при активной участии музеев-стивалей из числа наиболее популярных у ту- заповедников республики. Это Всероссийская

Спасская ярмарка, Международный фестиваль духовых оркестров «Фанфары Казани», Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», Международный фестиваль в формате open-air «Летние вечера в Елабуге» и «Свияжская масленица». Их совокупная аудитория насчитывает около 400 000 человек. И это без учета иных организуемых музеями республики фестивалей, имеющих пока меньшую популярность.

В таблице представлены только те фестивали, аудитория которых составляет 5000 и более гостей. При этом надо понимать, что проведение местных небольших фестивалей обладает значительным социокультурным

потенциалом. Пример - Открытый фестиваль чувашей Закамья «Учук». Его аудитория пока невелика. В 2021 г. он собрал более 2000 человек. В основном, это квазитуристы и резиденты. Проведение фестиваля является частью социокультурной политики Татарстана как полиэтничного региона. Кроме того, фестивали служат основой для формирования стабильного туристического события либо специального туристического маршрута. Так, фестиваль «Кирменжыены» (Мамадыш), получивший премию Russian Event Awards -2019, стал одним из аргументов для включения Мамадыша в брендовый туристический маршрут «1000 и одно удовольствие».

Рис 2. Фестивальный туризм в Татарстане

Картина развития фестивального туризма в Татарстане и его территориальной структуры наглядно представлена на карте. Она свидетельствует о серьезных проблемах в социокультурной сфере. В восточной части Татарстана, практически, не проводится ни одного крупного фестиваля. Между тем это один из густонаселенных регионов республики, где проживает около трети населения республики. Здесь расположены 11 городов, в том числе - Набережные Челны с полумиллионным населением. Единственным центром активного развития туризма является Елабуга, второй после Казани центр фестивальной ак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивности. Географическое расположение Ела-буги делает доступным посещение фестивалей и иных мероприятий для жителей Набережных Челнов и Нижнекамска. Но этого явно недостаточно.

Следует отметить, что восток Татарстана в туристическом отношении развит пока достаточно слабо. Причин этому несколько. Новые города не обладают важнейшим туристическим ресурсом - объектами материального историко-культурного наследия. Массовое промышленное строительство, проходившее здесь в 1970-1989-е гг., привело к значительному росту населения. Молодежь и специали-

сты приезжали на строительство КАМАЗа и других промышленных объектов из разных регионов СССР и утрачивали многие национальные традиции. Таким образом, сформировалось интернациональное, «молодое» по возрасту общество. В нем практически не было места сохранению и актуализации комплекса нематериального культурного наследия, носителем которого является старшее поколение. Кроме того, представленные выше материалы убедительно свидетельствуют о важности музейных центров, способных стать «локомотивом» развития разных видов туризма, в том числе фестивального. А таких центров здесь тоже мало.

Организацией фестивальных туров занимаются в настоящее время лишь отдельные представители турбизнеса. Тем не менее фестивальные туры в Татарстан предлагают туристические кампании из разных городов. Это турагентства «Посети Тур» (Самара) и «Караван ТУР», компания STARTOUR (Москва), туроператор «Премьера». Наиболее часто встречаются предложения посетить фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», Спасскую ярмарку и Каравон. Туристическая компания «Персона грата» организует фестивальные туры на такие разные события, как Кыш Да Карфест, музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей», Международный фестиваль современной музыки им. Софии Губайдулиной «CONCORDIA».

Пандемия внесла свои коррективы в проведение фестивалей. Развитие информационных технологий в музеях-заповедниках позволило многие акции проводить в онлайн-формате. И после снятия ограничений информационные технологии используются, расширяя фестивальную аудиторию. Так, на фестивале «Народная лодка» (август 2021 г.) в течение двух дней была организована прямая трансляция с фестивальных площадок.

Обсуждение

Развитие фестивального туризма в Татарстане является одним из значимых драйверов развития отрасли туризма. Прежде всего он помогает преодолеть влияние сезонности. В Татарстане сезон фестивалей открывается в феврале, когда проводятся «Свияжская масленица» и фестиваль спортивного исторического многоборья «Кыш Батыр» (Болгары). В конце апреля-начале мая туристы приезжают на гастрономический фестиваль «Чак-Чай» (Болгары). Пиковым месяцев является август, когда друг за другом проходят Спасская ярмарка, международный фестиваль средневе-

кового боя «Великий Болгар», «Фанфары Казани» и фестиваль импровизационной музыки «JAZZ в усадьбе Сандецкого», фестиваль дебютного документального кино «Рудник» и «Театральный сезон в Свияжске». Завершается сезон в сентябре проведением в Свияжске гастрономического фестиваля «Свияжская уха» и военно-исторического фестиваля со сменной тематикой.

Заключение

Фестивали способны объединять вокруг центральной темы дополнительные акции и новые события, органично вписывающиеся в канву фестиваля. Примером может служить Спасская ярмарка. Выступая в качестве главного события, она включает в свой состав Фестиваль колокольного звона, в котором принимают участие представители разных регионов России, мастера-звонари, вокалисты и исполнители музыки на древнерусских инструментах. Республиканский фестиваль исторической реконструкции «Военные игры «Элбэдэн» открывается проведением республиканского фестиваля патриотической песни «Голос Победы» - «Жину авазы». Таким образом, фестивализация события способствует формированию вокруг него серии сопутствующих мероприятий, расширению зрительской аудитории, привлечению партнеров и спонсоров и получению инвестиционной поддержки, возникновению постоянной многоцелевой площадки [15].

Следует особо выделить роль музеев-заповедников Татарстана в сфере фестивального туризма. Они обладают значительными ресурсами для проведения фестивалей самой разной тематики. Это объекты историко-культурного наследия, кадровый потенциал, налаженная коммуникация с партнерами -органами муниципальной и региональной власти, туристическими фирмами, спонсорами. В результате растет поток гостей, в том числе туристов, в музеи-заповедники. Средняя продолжительность фестивалей составляет 3-5 дней, что увеличивает экономический эффект от их проведения. Фестивальный туризм отражает интересы разных целевых аудиторий, и это привлекает в музеи новые группы посетителей. Кроме того, во многих городах уже сегодня возникают сложности с нахождением площадки для проведения того или иного крупного фестиваля. Возможности, которыми располагают в этой сфере музеи-заповедники, позволяют им укрепить свои позиции на туристическом рынке.

Проведение фестивалей способствует

формированию на территории республики тивизации социокультурной жизни в регионе. новых туристических дестинаций и центров. Форма фестиваля позволяет реализовы-К числу уже действующих дестинаций можно ваться мероприятиям разного масштаба, отнести Елабугу. Фестивальные мероприятия формата и содержания, объединяющим раз-способствуют вовлечению в туристическую ные целевые аудитории. Возникающий эф-деятельность Пестрецов, Болгара, Лаишева и фект синергии многократно увеличивает ин-Мамадыша. формационное, эмоциональное и иные воз-

Высокая доля квазитуристов и резидентов действия на аудиторию. в фестивальной аудитории способствует ак-

Литература:

1.Биржаков М.Б. Введение в туризм.- Москва; СПб.: ГЕРДА : Невский Фонд», 2014. - 544 с.

2. Воронина А.Б. Фестивальный туризм как значимая составляющая событийного туризма // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «География».- 2011. - Т. 24 (63). - №1. - С.161-172.

3. Гомилевская Г.А. Теоретические и практические аспекты фестивального туризма в контексте военно-исторических событий [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. Вестн. ВГУЭС.-2018. - № 4. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-festivalnogo-turizma-v-kontekste-voenno-istoricheskih-sobytiy/viewer (дата обращения : 29.11.2022).

4. Гомилевская Г.А., Ден В.Г. Модели организации гастрономических фестивалей [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: экономика и управление.- 2018.-Т.7,№ 2. - Режим доступа: www: https://cyberleninka.ru/artide/n/modeli-organizatsii-gastronomicheskih-festivaley (дата обращения : 29.11.2022).

5. Даровский В. П. Кинофестивали: рождение, становление, современное состояние. - СПб.: СПбГУКИ, 2005. - 172 с.

6. Дедова М. А. Формирование целевой системы услуг фестивалей культуры: дис... канд. экон. наук / НИУ «Высшая школа экономики».- СПб., 2015.

7. Долженко Г. Опыт разработки классификации современного российского туризма / / Труды Международной туристской академии. Вып. 5: Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке. - Москва, 2010. - С. 59-69.

8. Евтюгина А.А. Социокультурная значимость фестиваля в межкультурной коммуникации и социализации иностранных студентов в вузе [Электронный ресурс] // Cross-Cultural Studies: Education and Science.- 2018.- Т.3, вып. 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-znachimost-festivalya-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-i-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze (дата обращения : 29.11.2022).

9. Козловская Н. В. Культура для каждого. «Парафест» в Йоэнсуу. Нужен ли нам опыт приграничных территорий? // Музей и проблемы культурного туризма: материалы XVIII круглого стола. - СПб.: изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. - С.138-141.

10. Мысливцева Ю.В. Фестиваль в системе современной праздничной культуры [Электронный ресурс] // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств.- 2008. - № 1. - Режим доступа: www:https://cyberleninka.ru/article/n/festival-v-sisteme-sovremennoy-prazdnichnoy-kultury (дата обращения : 29.11.2022).

11. Страчкова Н. В., Хазова М. В. Особенности развития фестивального туризма в Крыму // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология.- 2016. - Т. 2 (68), №1.- С. 50-62.

12. Cudny W. Festivalisationof Urban Spaces Factors. - Basel: Springer Geography, 2016. - P.89.

13. Gibson C., Stewart A. Reinventing rural places. The extent and impact of festivals in rural and regional Australia, Research Report. - Wollongong, 2009. - 132 p.

14. Mika M. Formy turystyki poznawczej / W. Kurek, R. Faracik, М. Mika, W. Pawlusinski, E. Pitrus, D. Ptaszycka-Jackowska; eds. Turystyka. - Warszawa, 2007. - P. 198-231.

15. Richards G. The Festivalization of Society or the Socialization of Festivals? The Case of Catalunya / ed. G. Richards / / Cultural Tourism: Global and Local. - New York: Haworth Press, 2007. - P. 257- 280.

References:

1.Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm.- Moskva; SPb.: GERDA : Nevskij Fond», 2014. - 544 s.

2. Voronina A.B. Festival'nyj turizm kak znachimaya sostavlyayushchaya sobytijnogo turizma // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Geografiya».- 2011. - T. 24 (63). - №1. - S.161-172.

3. Gomilevskaya G.A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty festival'nogo turizma v kontekste voenno-istoricheskih sobytij [Elektronnyj resurs] // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestn. VGUES.- 2018. - № 4. -Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-festivalnogo-turizma-v-kontekste-voenno-istoricheskih-sobytiy/viewer (data obrashcheniya : 29.11.2022).

4. Gomilevskaya G.A., Den V.G. Modeli organizacii gastronomicheskih festivalej [Elektronnyj resurs] // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie.- 2018.-T.7,№ 2. - Rezhim dostupa: www: https://cyberleninka.rU/article/n/modeli-organizatsii-gastronomicheskih-festivaley (data obrashcheniya : 29.11.2022).

5. Darovskij V. P. Kinofestivali: rozhdenie, stanovlenie, sovremennoe sostoyanie. - SPb.: SPbGUKI, 2005. - 172

s.

6. Dedova M. A. Formirovanie celevoj sistemy uslug festivalej kul'tury: dis... kand. ekon. nauk / NIU «Vysshaya shkola ekonomiki».- SPb., 2015.

7. Dolzhenko G. Opyt razrabotki klassifikacii sovremennogo rossijskogo turizma / / Trudy Mezhdunarodnoj turistskoj akademii. Vyp. 5: Prioritety i perspektivy nauchnyh issledovanij mezhdunarodnogo turizma v XXI veke. - Moskva, 2010. - S. 59-69.

8. Evtyugina A.A. Sociokul'turnaya znachimost' festivalya v mezhkul'turnoj kommunikacii i socializacii in-ostrannyh studentov v vuze [Elektronnyj resurs] // Cross-Cultural Studies: Education and Science.- 2018.- T.3, vyp. 3. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-znachimost-festivalya-v-mezhkulturnoy-kommunikatsii-i-sotsializatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze (data obrashcheniya : 29.11.2022).

9. Kozlovskaya N. V. Kul'tura dlya kazhdogo. «Parafest» v Joensuu. Nuzhen li nam opyt prigranichnyh terri-torij? // Muzej i problemy kul'turnogo turizma: materialy XVIII kruglogo stola. - SPb.: izd-vo Gos. Ermitazha, 2020. - S.138-141.

10. Myslivceva YU.V. Festival' v sisteme sovremennoj prazdnichnoj kul'tury [Elektronnyj resurs] // Vestn. Moskov. gos. un-ta kul'tury i iskusstv.- 2008. - № 1. - Rezhim dostupa: www:https://cyberleninka.ru/article/n/festival-v-sisteme-sovremennoy-prazdnichnoy-kultury (data obrash-cheniya : 29.11.2022).

11. Strachkova N. V., Hazova M. V. Osobennosti razvitiya festival'nogo turizma v Krymu // Uchyonye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. - 2016. - T. 2 (68), №1.- S. 50-62.

12. Cudny W. Festivalisationof Urban Spaces Factors. - Basel: Springer Geography, 2016. - P.89.

13. Gibson C., Stewart A. Reinventing rural places. The extent and impact of festivals in rural and regional Australia, Research Report. - Wollongong, 2009. - 132 p.

14. Mika M. Formy turystyki poznawczej / W. Kurek, R. Faracik, M. Mika, W. Pawlusinski, E. Pitrus, D. Ptaszycka-Jackowska; eds. Turystyka. - Warszawa, 2007. - P. 198-231.

15. Richards G. The Festivalization of Society or the Socialization of Festivals? The Case of Catalunya / ed. G. Richards / / Cultural Tourism: Global and Local. - New York: Haworth Press, 2007. - P. 257- 280.

УДК: 615.85

А.И. Копытин

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются теоретические и методические вопросы, связанные с задачами сохранения психического здоровья участников образовательного процесса в условиях активного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обсуждаются темы использования ИКТ с целью развития, воспитания и адаптации участников образовательного процесса. Значительное внимание уделяется рассмотрению возможностей использования цифровых технологий в сочетании с методами и технологиями арт-терапии и арт-педагогики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, арт-терапия, арт-педагогика, образовательный процесс, дистантная психологическая помощь, цифровая арт-терапия, цифровое искусство

Alexander I. Kopytin INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF PRESERVING THE MENTAL HEALTH OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with theoretical and methodological issues related to the tasks of maintaining the mental health of participants in the educational process in the context of the active introduction of information and communication technologies (ICT). The topics of using ICT for the purpose of development, education and adaptation of participants in the educational process are discussed. Considerable attention is paid to the consideration of the possibilities of using digital technologies in combination with the methods and technologies of art therapy and art pedagogy.

Key words: Information and communication technologies, art therapy, art pedagogy, educational process, remote psychological assistance, digital art therapy, digital art

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.