Научная статья на тему 'Фермерство в системе модернизации аграрного сектора Российской Федерации'

Фермерство в системе модернизации аграрного сектора Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФЕРМЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КООПЕРАЦИЯ / АГРАРНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутова Л. И., Счастливая Н. В.

В статье дан анализ достижений и недостатков в работе крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области, показаны их успехи в кооперации при переходе к прогрессивным инновационным технологиям в земледелии и животноводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутова Л. И., Счастливая Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фермерство в системе модернизации аграрного сектора Российской Федерации»

ФЕРМЕРСТВО В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Л. И. КРУТОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры

экономической теории и мировой экономики Е-таН: Шги№а. уа@уапиех. ги Пензенский государственный университет Н. В. СЧАСТЛИВАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры

социально-экономических и гуманитарных дисциплин Е-таН: На1а!у-8сМав1!1уау@уапиех. ги Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий -филиал Пензенского государственного университета

В настоящее время сельское хозяйство страны, как составная часть народнохозяйственного комплекса, находится перед выбором дальнейшей стратегии развития: придерживаться прежнего, инерционного пути или осуществлять трудный переход на новый, инвестиционно-инновационный путь, который предопределяет необходимость осуществления крупномасштабной индустриализации в агропромышленном комплексе (АПК). Именно второй путь позволит перейти к технотронному, высокотехнологическому укладу, обеспечивающему конкурентоспособность продукции в условиях вступления России в ВТО. Только этот путь способен обеспечить реализацию продовольственной доктрины страны (принята в 2010 г.), которая предполагает насыщение потребности населения страны в качественной продовольственной продукции в целях укрепления здорового образа жизни. Для

* Статья подготовлена по материалам журнала «Региональная экономика: теория и практика». 2013. № 10 (289).

реализации доктрины необходим новый подход к оценке современного состояния аграрного сектора Российской Федерации и разработке перспектив его развития с учетом появления новых типов и форм организации производства, в том числе в фермерском секторе.

Такой подход прослеживается в статьях известного экономиста-аграрника, академика Российской академии сельскохозяйственных наук, профессора И. Н. Буздалова, который своевременно поставил вопрос о присоединении АПК и его ведущих сфер производства к процессу модернизации, раскрыл системный подход к пониманию сущности социально-экономической модернизации агропромышленного комплекса. И. Н. Буздалов обосновал необходимость учета трех тенденций, сложившихся в процессе трансформации аграрного сектора в последние два десятилетия:

1) возрастание стратегического значения развития сельского хозяйства в условиях обострения продовольственной проблемы в мире и стране;

2) необходимость учета накопленного в прошлом положительного исторического опыта развития аграрного сектора с применением последних достижений НТП в мировом хозяйстве;

3) важность объективной оценки отрицательных тенденций, накопленных в развитии агарного сектора и требующих коренных изменений в агропродовольственной политике государства. «За два десятилетия рыночных преобразований сельское хозяйство, особенно социальная сфера села, - отмечает И. Н. Буздалов, - не вышли из состояния отсталости и деградации. Оно по-прежнему не способно обеспечивать нормальный уровень потребления продовольствием населения» [1, с. 117].

Одним из существенных направлений модернизации сельского хозяйства страны является создание перспективной модели конкурентоспособного аграрного сектора, формирование его рациональной социальной структуры, правильного соотношения организационных типов сельскохозяйственных организаций, включая агрофирмы, агрокомбинаты, сельскохозяйственные кооперативы. Включение в эту систему средних и мелких товарных фермерских хозяйств при условии оптимизации их размеров и осуществления деятельности на основе рыночных методов и принципов внутрихозяйственного расчета также будет способствовать решению задач модернизации АПК [1, с. 125].

Анализ развития сельскохозяйственного производства страны в 2002-2011 гг. выделил одну из эффективных форм агробизнеса - крестьянские (фермерские) хозяйства, вклад которых в общий объем производимой сельскохозяйственной продукции увеличился в 2,28 раза. За это же время доля хозяйств организаций выросла только на 12,77 %, а доля населения сократилась на 19,33 %. Так, располагая только 13 % сельскохозяйственных угодий страны, крестьянские (фермерские) хозяйства производят более 20 % зерна от его валового сбора, ежегодно прирастающего на 1-1,5 %. Поголовье крупного рогатого скота в К (Ф) Х за 2000-2011 гг. увеличилось в 2,5 раза, овец - в 4 раза, производство молока - в 2,5 раза. За этот период темпы роста производства в фермерском секторе оказались в 4,3 раза выше, чем в среднем по АПК [11].

Однако эти показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств были бы еще выше, если бы для них были созданы адекватные технико-технологические, экономические и финансовые условия для расширенного воспроизводства, которое, к сожалению, в большинстве хозяйств

осуществляется в масштабах простого, а иногда и ссуженного воспроизводства.

Наиболее сложное положение - с обеспеченностью фермерских хозяйств основными производственными фондами. У большинства из них наблюдается острая нехватка собственной техники. В основном технику берут в аренду или используют по договору. Кроме того, фермерские хозяйства вынуждены отказываться от отдельных видов техники, если ее нельзя задействовать на полную мощность. На основе опроса руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области было установлено, что только 42,14 % из них имеют трактора, 25,71 % - комбайны, 17,86 % -плуги, 7,86 % - культиваторы, 57,86 % - грузовые автомобили. Эта проблема обостряется еще и тем, что в стране произошло разрушение тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Одной из важных проблем фермерства является ограниченность собственных капиталовложений для осуществления расширенного воспроизводства, дальнейшей интенсификации и перехода к инновационному пути развития. По данным опроса руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств области, в мелких хозяйствах 75 % от дохода идет в фонд потребления и только 25 % - на расширение и улучшение производства. По существу собственными силами осуществить расширенное воспроизводство в значительной части фермерских хозяйств без помощи государства и субъектов крупного бизнеса невозможно, что ограничивает их переход на инвестиционно-инновационный путь развития. И только в крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах 40-45 % доходов расходуется на расширенное воспроизводство

Существенно снижают возможности фермерства для перехода к инновационному пути развития растущие размеры процентных кредитных ставок: действующие 14-15 % слишком высоки для крестьян. Например, в Европейском Союзе ставки составляют всего 3-5 %, что позволяет снижать цены на реализуемую продукцию и тем самым повышать конкурентоспособность западных фермеров. А в России для этого необходимо либо снижать процентную ставку, либо ее субсидировать государством. Иначе сложится такая же ситуация, как в 2010 г., когда более 2/3 всех денежных средств, выделенных на поддержку сельского хозяйства, ушли на субсидирование процентных ставок по кредиту. И таким образом, на новые инвестиционные кредиты финансовых ресурсов оказалось недостаточно [10].

Препятствием на пути модернизации и инновационного развития фермерства, по данным

опроса руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств, проведенного в 2011 г., является также недостаточный уровень капитальных вложений в развитие человеческого капитала. Так, специальное сельскохозяйственное образование имели только 25,7 % руководителей К (Ф) Х, что обусловливает необходимость создания стационарных форм повышения квалификации.

Иностранные фермеры считают, что применяемые у нас в стране методы и технологии производства, качество менеджмента и квалификации работников отстают от развитых стран на 30 лет. Основания для такого утверждения у фермеров есть: показатели их деятельности в растениеводстве и животноводстве в 2-3 раза превышают наши средние показатели. По данным Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, в России работают несколько десятков иностранных фермеров [2]. Например, в Пензенской области в Нижнеломовском районе работает крестьянское (фермерское) хозяйство Ю. Цоя, применяющее инновации в форме капельного орошения, которое является наиболее эффективной системой питания растений, обеспечивает более высокую урожайность при значительной (до 5 раз) экономии воды и удобрений, а в конечном итоге - экономии денежных средств.

Большим сдерживающим фактором осуществления модернизации сельского хозяйства является незавершенность земельной реформы, отражающей только начальный этап процесса формирования земельного капитала и ее эффективного функционирования. Требуются кардинальные изменения земельных отношений в целом по стране, в том числе в фермерском секторе, связанные с трудностями в оформлении земельных участков при передаче их в собственность или в аренду, с наличием высокой стоимости землеустроительных работ, с осуществлением лоббирования крупным бизнесом вопросов земельного законодательства в ущерб фермерству, с неразработанностью системы страхования имущества и посевов и т. д.

Сдерживает модернизацию фермерства слабая господдержка сельского хозяйства, отсутствие должного государственного регулирования негативных последствий стихийного рыночного механизма, особенно при наличии углубляющегося диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства. В странах ЕС, например, господдержка составляет около 40 % от себестоимости продукции фермеров, в то время как в России - менее 10 %, что усугубляется наличием высоких наценок на продукты питания, достигающих 25-30, а в некоторых случаях и 40 %. Такого нет ни в одной стране мира.

Например, в Канаде, Китае, Белоруссии, Казахстане предельная наценка составляет 12 %, а на социально значимые продукты - 8 % [4].

Одной из форм поддержки фермерства со стороны государства является совершенствование общественной формы его организации в сторону перехода к более высокой ступени организации производства и труда - к уровню среднего и крупного предпринимательства. Это отражается в повышении уровня обобществления производства, выраженного в процессе растущей концентрации с увеличением площади обрабатываемых земель, улучшением переработки полученной продукции при росте ее ассортимента и улучшении качества, а также завоеванием новых рынков внутри страны и за рубежом.

В рамках действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. все большее количество фермерских хозяйств участвует в реализации различных федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на поддержку малых форм и их преобразование в новый тип организации бизнеса. Минсельхоз России, например, реализовал отраслевую целевую программу «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». В 2009 г. в РФ были введены в строй 52 семейные молочные фермы на 4,6 тыс. голов крупного рогатого скота, создано 247 дополнительных рабочих мест. В настоящее время в стране построено уже 470 таких ферм. Особенно можно отметить такие регионы, как Мордовия, Кабардино-Балкария, Ленинградская и Липецкая области, где созданы семейные животноводческие фермы по разным направлениям. В среднем в год в России планируется открытие 150 таких ферм. Так, например, в Кузнецком районе Пензенской области ООО «Махалино» завершена реконструкция 8 семейных животноводческих ферм. К концу 2012 г. поголовье крупного рогатого скота абердин-ангусской породы составило 500 голов. В настоящее время ведутся отделочные работы в производственном здании, где будет организована переработка мяса, разрабатывается технологическая линия, подбирается необходимое оборудование. Предполагаемый объем инвестиций - 40 млн руб. в год.

Важно, что целевая программа по развитию семейных животноводческих ферм уже пролонгирована до 2020 г., к концу которого планируется создание около 2 тысяч фермерских хозяйств по принципу семейных животноводческих ферм. Эту

программу намечено дополнить мероприятиями по обеспечению владельцев таких ферм комфортным жильем.

С 2012 г. начала действовать государственная программа «Начинающий фермер», в соответствии с которой молодые российские фермеры смогут получить в среднем не менее 1,5 млн руб. на приобретение новых пород животных, высокопроизводительного оборудования и т. д. С учетом финансирования из региональных бюджетов сумма может превысить 2 млн руб. для каждого из них. Кроме этого, половина расходов крестьянских (фермерских) хозяйств на оформление земли в собственность будет компенсирована. На эти цели в 2012 г. выделено 1,4 млрд руб. по программе поддержки малого агробизнеса. Это позволит оформить в собственность 3 млн га для фермерских хозяйств. Более того, фермерам возместят 30 % расходов на строительство новых животноводческих ферм. Для этого выделено около 1,5 млрд руб., что позволит создать 150 новых ферм.

В целом для модернизации фермерского сектора страны при усилении государственной поддержки необходимо более интенсивное создание на селе активных инвестиционно-инновационных зон. Эти зоны отражают дальнейшую трансформацию аграрного сектора экономики на основе использования мирового опыта по технологическому перевороту в сельском хозяйстве и дальнейшего обобществления производства, которое в российских условиях сопровождается выделением территории хозяйствующей единицы в экономическом пространстве района и области, применяющей инновации во всех сферах деятельности и поднимающей на более высокую ступень процессы, отраженные в категориях -«интенсификация» (удовлетворение потребностей не только в простом увеличении капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, а применении их для коренных улучшений земли и использования инноваций во всех отраслях); «индустриализация» (удовлетворение потребностей хозяйств в технике, отвечающей более высоким технологическим укладам); «эффективность» (удовлетворение потребностей не только исходя из соотношения «доходы - затраты», но и исходя из потребления натуральной, экологически чистой продукции с учетом показателя роста производства на душу населения в целом по стране и регионам), символизирующих переход к новому уровню и качеству жизни сельского населения. Утверждение институционального статуса таких зон отражает формирование новых организационно-экономических и социально-экономических отношений, тесно

связанных с необходимой концентрацией капитала, осуществлением специализации производства и формированием новых кооперационных связей с научно-исследовательскими учреждениями, благодаря чему развивается предпринимательская активность в применении инноваций во всех формах хозяйствования. Эти зоны служат формой преодоления имеющихся в аграрном секторе инерционных настроений в процессе внедрения научно-технических разработок, оказывающих существенное влияние на развитие фермерских хозяйств и повышение их потенциальных возможностей.

Следует отметить, что процесс модернизации фермерского сектора РФ неразрывно связан с прогрессивными изменениями в организационно-экономических отношениях и развитии кооперации, которая является главным условием для перевода мелкотоварного производства на инновационную модель хозяйствования и повышения его конкурентоспособности. Недаром развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов рассматривается в мире в качестве новых институциональных форм управления устойчивым развитием малого предпринимательства.

В Пензенской области начало формированию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации положила реализация ряда государственных и муниципальных программ: «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области на 2007-2010 годы», которая входит в раздел областной программы «Инновационное развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Пензенской области на период 2007-2010 годы», «Развитие и поддержка малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств» и т. д. Развитие сельской кооперации в области осуществляется в направлении формирования комплексной региональной системы сельскохозяйственной потребительской кооперации с участием институтов государственной поддержки.

Из 1 800 зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов Пензенской области по состоянию на 01.01.2012 деятельность осуществляли только 85 %. В среднем по области на один кооператив - в основном это крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства - приходится 7 членов.

Если рассматривать долю продукции, реализованной кооперативами, в общем объеме продукции, реализованной малыми формами хозяйствования, то становится очевидным недостаточный уровень развития сбытовой кооперации. По зерну этот показа-

тель составил в 2010 г. всего 18,2 %, по картофелю -1,5 %, по овощам - 1,1 %, по молоку - 0,8 %. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей по-прежнему остаются за пределами системы потребительской кооперации.

Аналогичная ситуация сложилась с развитием сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации (СКПК). По данным министерства сельского хозяйства Пензенской области, из всех зарегистрированных 70 СКПК действуют только 72 %, а привлекают кредиты в банках для финансирования своих членов всего 38 % [8].

С развитием кооперации тесно связан процесс создания аграрных кластеров, которые свидетельствуют о формировании новой институциональной среды с возрастанием роли государства в объединении усилий функционирующих на селе различных типов предприятий.

По мнению А. А. Настина, под аграрным кластером следует понимать систему географически сосредоточенных, взаимосвязанных, взаимодополняющих субъектов рынка, принадлежащих разным владельцам - семейным фермам, кооперативным предприятиям фермеров, общественным и научным организациям, образовательным учреждениям, консультационным службам - интегрированных в целях одновременного и взаимосвязанного решения задач производства и защиты окружающей среды [6].

Аграрный кластер - это не только использование высокотехнологичных мини-ферм, объединение производства, переработки и реализации сельхозпродукции в единую цепочку, но и создание социальной инфраструктуры (домов фермеров, детских учреждений, спорткомплексов и т. д.), повышение экологичности производства в перспективе. Примером создания такого эффективного агрокластера является Ульяновская область. Так, главным ноу-хау агрокомплекса «Новая деревня» считаются мини-фермы, на которых используются современные технологии западных компаний. Каждая ферма обслуживается одной семьей. Самое главное заключается в том, что мини-фермы обеспечивают низкую себестоимость сельхозпродукции. Например, на производство 1 л молока здесь затрачивается 4,24 руб., а на производство 1 кг свинины - 29 руб. Мини-фермы будут охватывать почти все направления животноводства: разведение крупного рогатого скота, свиней, птиц, коз, овец, рыбы. На растениеводческих фермах будут выращиваться кормовые культуры.

Предполагается, что на мини-фермах будут работать специально отобранные и обученные

фермеры. На работу в «Новую деревню» в качестве фермеров принимаются молодые (моложе 35 лет) люди, с образованием не ниже среднего, не судимые, желательно с опытом работы в сельском хозяйстве. Фермеров принимают на работу с испытательным сроком 6 мес. и с заработной платой 15 тыс. руб. Общая стоимость фермы и дома составляет 10-12 млн руб. После заключения контракта ежемесячный доход фермера с одной мини-фермы составит около 100 тыс. руб. Заработная плата фермера составляет 25 тыс. руб., остальная часть дохода уходит в управляющую компанию, которая распределяет полученную сумму между инвесторами [5].

Таким образом, широкое применение крестьянскими (фермерскими) хозяйствами инновационных мероприятий в области совершенствования материально-технической базы и технологии производства, а также в организации оплаты труда способствует укреплению их экономической самостоятельности и улучшает социальный климат в сельской местности. Фермерство способно образовать в структуре сельского населения новую социальную группу, которая по своим признакам может быть отнесена к рождающемуся в сельской местности среднему классу, оказывающему значительное влияние на инновационные преобразования в условиях рыночной экономики.

Список литературы

1. Буздалов И. Н. О народохозяйственном подходе к системной модернизации сельского хозяйства России // Общество и экономика. 2012. № 3-4.

2. Волков А., Мешков В., Щербаков А. Проблемы обеспечения устойчивого развития // Экономист. 2012. № 3.

3. Лубков А. Н. Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.: цели, задачи, механизмы, инструменты // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 12.

4. Милосердов А. В. Продовольственный кризис: причины и последствия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 8.

5. Настин А. А. Аграрный кластер «Новая деревня» Ульяновской области: практика опережает теорию? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 10.

6. Настин А. А. Сельскохозяйственный кластер Дании // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 4.

7. Никитина А. А. Классификация фермерских хозяйств с учетом зарубежного опыта ведения

фермерства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 28.

8. Палаткин И. В., Кудрявцев А. А., Афанасьева М. С. Формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 11.

9. Палаткин И.В., Салмина А. С. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 11.

10. Плотников В. Н. Господдержка малых форм хозяйствования в АПК должна быть эффективной // АПК: экономика, управление. 2011. № 2.

11. Плотников В. Н. Доклад на XXII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, прошедшем 01-02.03.2011 в г. Тамбове // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 4.

12. Сушенцова С. С., КозловМ. П., ПронченкоП. Л. Приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7.

Арбитражным суд города Москвы РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» (ОГРН 1027739646472, 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д. 8. кв. (офис) 1) прекратить распространение статей: «Рейтинг самых полезных и самых вредных для бизнеса законов» (автор Роман Терехин), «Какие законы помогут в борьбе с коррупцией, а какие только помешают» (автор Роман Терехин), «10 необычных московских такси» (автор Анастасия Новикова), «25 вещей, которые запрещены с января 2012 года» (автор Антон Трофимов) в журнале «Дайджест Финансы» (номер за январь 2012 года 1(205)-2012) - печатной и в электронной версии (http://www.fm-izdat.ru/upload/uf/934/df0112-01.pdf).

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» (ОГРН 1027739646472, 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д.8, кв. (офис) 1) в пользу Закрытого акционерного общества «Аксель Шпрингер Раша» (ОГРН 1037716027777, 129226, г. Москва, ул. Докукина, д.16, стр. 1) 100000 (Сто тысяч) руб. компенсации, а также 9732 (Девять тысяч семьсот тридцать два) руб. 66 коп. расходов по оплате госпошлины.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» (ОГРН 1027739646472, 111141 г. Москва, Зеленый проспект, д.8, кв. (офис) 1) опубликовать решение суда по делу № А40-45216/12-51-367 в журнале «Дайджест-Финансы» в течение одного месяца с момента вступления его в законную силу шрифтом TimesNewRoman размером не менее 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.