Научная статья на тему 'Фермерский сектор Вологодской области: состояние, проблемы и возможности развития'

Фермерский сектор Вологодской области: состояние, проблемы и возможности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРМЕРСКИЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ / КООПЕРАЦИЯ / FARMER SECTOR / STATE SUPPORT / ACTIVITY OF CONTROL-AND-SUPERVISORY AUTHORITIES / USE OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACHIEVEMENTS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекавинский Александр Николаевич

В статье отражены результаты экономико-статистического анализа основных производственных показателей развития крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) Вологодской области за 2000-2015 годы. Доказано, что роль данного уклада в агросекторе многократно увеличилась. Представлена группировка районов региона по доле малых форм хозяйствования в производстве сельхозпродукции. Выполненные расчеты свидетельствуют, что в 7 муниципальных образованиях из 26 она составляет более 70%. На основе анализа правоприменительной практики российского законодательства доказана проблема в получении фермерами земельного участка для ведения хозяйственной деятельности. Обосновано избыточное давление контрольно-надзорных органов на работу крестьян, которое приводит к росту непроизводственных затрат и срыву сроков выполнения полевых работ. На основе данных анкетных опросов сельхозтоваропроизводителей Вологодской области, полученных в 2012-2015 годы, сделан вывод о низкой степени их инновационной активности и вовлеченности в процесс создания и апробации новшеств. Показана необходимость развития кооперации как эффективного института, позволяющего решить проблемы сбыта сельхозпродукции и снабжения малых форм хозяйствования материально-техническими ресурсами. Определен перечень первоочередных мер, реализация которых будет способствовать наращиванию темпов роста производства продукции в КФХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Farmer sector of the Vologda region: state, problems and possibilities of their development

The article presents results of the economical and statistical analysis of the main operational performance of development of country farms (peasant ones) of the Vologda region for 2000-2015. It is proved that the role of this way of living in agrosector has repeatedly increased. The group of region areas according to the share of small farms in the agricultural products production is presented. The made calculations demonstrate that out of 26 municipalities 7 it makes more than 70%. According to the basis of the analysis of law-enforcement practice of the Russian legislation the problem in receiving the land plot for performing economic activity by farmers is proved. Excessive pressure of control-and-supervisory authorities on farmers work is proved which leads to the growth of non-productive expenses and failure to meet schedule terms for field works. On the basis of these questionnaires of the agricultural producers in the Vologda region received in 2012-2015 the conclusion on low degree of their innovative activity and their involvement into the creation and innovations approbation process is drawn. The need of the cooperation development as an effective institute allowing solve problems of agricultural products sale and small farms with material resources supply is shown. The list of prime measures which realization will promote the accumulation of production growth rates in peasant farm is determined.

Текст научной работы на тему «Фермерский сектор Вологодской области: состояние, проблемы и возможности развития»

УДК 338.43(470.12)

Фермерский сектор Вологодской области: состояние, проблемы и возможности развития

Чекавинский Александр Николаевич, кандидат экономических наук, заместитель заведующего отделом

e-mail: Chan@bk.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация: В статье отражены результаты экономико-статистического анализа основных производственных показателей развития крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) Вологодской области за 2000-2015 годы. Доказано, что роль данного уклада в агросекторе многократно увеличилась. Представлена группировка районов региона по доле малых форм хозяйствования в производстве сельхозпродукции. Выполненные расчеты свидетельствуют, что в 7 муниципальных образованиях из 26 она составляет более 70%. На основе анализа правоприменительной практики российского законодательства доказана проблема в получении фермерами земельного участка для ведения хозяйственной деятельности. Обосновано избыточное давление контрольно-надзорных органов на работу крестьян, которое приводит к росту непроизводственных затрат и срыву сроков выполнения полевых работ. На основе данных анкетных опросов сельхозтоваропроизводителей Вологодской области, полученных в 2012-2015 годы, сделан вывод о низкой степени их инновационной активности и вовлеченности в процесс создания и апробации новшеств. Показана необходимость развития кооперации как эффективного института, позволяющего решить проблемы сбыта сельхозпродукции и снабжения малых форм хозяйствования материально-техническими ресурсами. Определен перечень первоочередных мер, реализация которых будет способствовать наращиванию темпов роста производства продукции в КФХ.

Ключевые слова: фермерский сектор, государственная поддержка, деятельность контрольно-надзорных органов, использование научно-технических достижений, кооперация.

За последние несколько лет государство сделало реальные шаги по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) как в России в целом, так и Вологодской области. В 2012 году обеспечена возможность приобретения сельхозтехники со складов ОАО «Росагролизинг» с 50-процентной скидкой. Тогда же принято решение о компенсации части затрат на оформление в собственность крестьян земельных участков. Законодательно установлена нулевая ставка налога на прибыль сельхозтоваропроизводителей. Снижена до 10% ставка налога на добавленную стоимость при реализации племенных животных.

В 2016 году Законодательным собранием Вологодской области одобрены поправки в закон области от 17 февраля 2011 года № 2466-ОЗ, согласно которым почти в 2 раза (со 120 до 230 тыс. рублей) увеличен размер единовременной выплаты молодым специалистам, работающих в организациях АПК.

Оперативно и своевременно внесены поправки в закон области об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которыми находящиеся до 1 января 2013 года в государственной или муниципальной собственности земли могут быть переданы в аренду или приобретены в собственность сельхозтоваропроизводителями по цене, равной пяти процентам от кадастровой стоимости этого участка.

Правительством региона сохранены льготы по транспортному налогу и налогу на имущество субъектов агросектора. А с 2013 года впервые стали выделяться гранты на компенсацию части затрат на развитие КФХ в рамках программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Семейные животноводческие фермы».

Таким образом, сделано немало. И повышение внимания к сельскому хозяйству неслучайно. Во-первых, у высшего руководства страны есть понимание стратегической необходимости развития села. Ведь оно для России, по мнению В.В. Путина, - это «не только производство продуктов питания. Это свой, традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны» [1]. Во-вторых, в условиях действия секторальных санкций, ограничения доступа российских компаний и банков к иностранному капиталу, а также введения Правительством России ответных торгово-экономических мер все более обостряется проблема замещения импортного продовольствия отечественным. Значительную роль в ее решении могут сыграть и фермеры Вологодской области.

Малые формы хозяйствования в отдельных районах региона являются осно-

V/ и и и

вой экономической и социальной жизни, обеспечения продовольственной безопасности. Так, в Сямженском, Бабушкинском, Вытегорском, Бабаевском, Никольском, Вожегодском, Вашкинском районах КФХ и ЛПХ производится более 70% сельхозпродукции (рис. 1). Еще в 5 муниципальных образованиях на их долю приходится от 50 до 70% продукции. В этих территориях фермеры вместе с органами власти занимаются расчисткой и содержанием дорог, оказывают посильную финансовую помощь детсадам, школам и другим учреждениям социальной сферы.

Рисунок 1. Группировка районов Вологодской области по доле КФХ и ЛПХ в производстве сельхозпродукции

в 2014 г.

Источник: Производство продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении во всех категориях товаропроизводителей Вологодской области: стат сб. - Вологда: Вологдастат, 2015. - 45 с. Расчеты автора.

Данные статистики свидетельствуют, что за 2000-2015 гг. объем произведенной КФХ продукции увеличился в 4 раза. В этом секторе стали получать больше льна в 5,2 раза, картофеля - в 4,4 раза, зерна - в 7,5 раз. Производство яиц выросло в 14 раз, молока - в 3,7 раза, мяса - в 2,2 раза (табл. 1). В фермерских хозяйствах расширяется и производственная база. По сравнению с 2000 годом в 2015 году содержалось больше птицы в 7,7 раза, овец и коз - в 5,1 раза, коров - в 2,9 раза. В результате за исследуемый период доля фермеров в производстве основных видов сельхозпродукции существенно выросла. Это позволяет утверждать о том, что данный уклад агросектора набирает силу и доказывает эффективность своей работы, решая на деле задачу импортозамещения.

Таблица 1. Место фермеров в производстве сельхозпродукции Вологодской области

Наименование продукции 2000 г. 2005 г. 2015 г. 2015 г. к 2000 г.

Тыс. тонн В % к общему объему Тыс. тонн В % к общему объему Тыс. тонн В % к общему объему Раз П.п., +/-

Льноволокно 0,20 5,1 0,50 11,1 1,04 24,5 5,2 + 19,4

Картофель 5,8 1,2 12,7 5,0 25,7 11,0 4,4 +9,8

Зерно 2,4 1,1 4,6 2,4 18,0 7,1 7,5 + 6,0

Яйцо* 0,3 0,1 5,2 0,8 4,3 0,9 14,0 + 0,8

Молоко 3,9 0,8 6,5 1,4 14,5 3,4 3,7 + 2,6

Мясо 0,5 0,6 0,7 0,9 1,1 2,1 2,2 + 1,5

* Млн. штук

Источник: Сельское хозяйство Вологодской области в 2014 г. / Стат. сборник. - Вологдастат. - 2015. - 73 с. Расчеты автора.

Могут ли показатели производственно-хозяйственной деятельности фермеров

быть выше? Безусловно, да. Однако для этого органам власти всех уровней необходимо улучшить условия ведения бизнеса в отрасли.

Одной из важных проблем, сдерживающих развитие производства в этом секторе, является трудности в получении земельного участка. Несмотря на то что в регионе за 25 лет выведено из оборота 425 тыс. га угодий, в Кичм.-Городецком районе не используется 60% пашни, в Бабушкинском - 50%, в Междуреченском, Нюксенском - 48%, приобрести в собственность или получить в аренду земли сельхозназначения для создания семейной фермы или расширения мощности действующего хозяйства фермеры не могут в течение длительного времени. Значительная часть земельных долей, полученных в ходе приватизации, не состоят на кадастровом учете. Те из них, которые не используются, в соответствии с действующим законодательством переходят в собственность муниципалитета. Однако в местных бюджетах недостаточно средств для оплаты услуг по межеванию и государственной регистрации участков, в результате чего эти процессы тормозятся. А как следствие, фермер, обрабатывающий заброшенные земли, фактически является их «захватчиком» и вынужден вести «борьбу» с представителями прокуратуры. Кроме того, в данной ситуации он не может использовать их в качестве залога при оформлении банковского кредита.

Существенно осложняют работу крестьян действия контрольно-надзорных органов. Например, в соответствии с приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 г. № 36 в целях регулирования режима труда и отдыха водителей транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельхозтоваропроизводителями, требуется устанавливать тахографы. И хотя с 28 января т.г. действие данного документа не распространяется на транспортные средства, перевозящие грузы в пределах границ муниципального района на территории его регистрации и граничащих с ним районах, для многих фермеров из удаленных от рынков снабжения территорий это является дополнительным обременением. Стоимость тахографа составляет около 50 тыс. рублей. За его отсутствие сотрудники ГИБДД с водителей взимают штраф в размере 10 тыс. рублей. Все это дополнительные издержки, которые отражаются на себестоимости продукции.

Положения Федерального закона № 248 от 13.07.2015 г. требуют от сельхозтоваропроизводителей оформления специального разрешения на передвижение негабаритной техники по дорогам областного и федерального значения. Выдается оно на 10 поездок вне зависимости от времени года на срок до 3 месяцев. Стоимость такого разрешения составляет 1,5 тыс. рублей. При этом требуется согласовать с сотрудниками ГИБДД маршрут движения. В случае отсутствия данного документа юридическое лицо получает административное наказание в виде штрафа до 500 тыс. рублей. Введение этой нормы существенно затрудняет передвижение сельхозтехники, что непосредственно негативно отражается на сроках выполнения посевных, кормозаготовительных и уборочных работ.

Сотрудники Россельхознадзора на основании ч. 2 ст. 8.7 Кодекса об административных нарушениях РФ имеют право взимать с фермеров штраф (до 50 тыс. рублей) за невнесение в почву минеральных удобрений (невыполнение требований по улучшению, защите земель и охране почв). При этом никто не принимает во внимание то, что у субъектов агросектора просто не хватает средств на приобретение химикатов, проведение работ по исследованию агрохимического состава почв, составлению соответствующего паспорта, а также технологических карт и проектов внутрихозяйственного землеустройства.

Успешное развитие фермерства в регионе в значительной мере зависит и от финансовой поддержки представителей этого сектора. Согласно данным Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области с 2012 г. по 2015 г. только в виде грантов фермеры получили почти 195 млн. рублей. И стоит отметить, что эти средства дают большую отдачу. Например, на ферме В.Н. Замятина (Верховажский район), рассчитанной на 120 голов КРС, стоимость скотоместа составляет всего 5,5 тыс. рублей, тогда как на современных животноводческих комплексах (мегафермах) затраты на строительство 1 скотоместа в 10 и более раз выше.

Гранты фермеры получают на реализацию мероприятий, предусмотренных программами «Поддержка начинающих фермеров» и «Семейные животноводческие фермы». Они доказали свою востребованность и целесообразность. Только за последние три года желающими получить средства по программе «Поддержка начинающих фермеров» было подано 117 заявок, 40% из которых одобрено (рис. 2). Это значит, что 46 глав КФХ смогли реально развить свой агробизнес, создать минимум 138 рабочих мест, а как следствие дать новый импульс для экономики муниципалитета.

80 60 40 20 О

2013г. 2014г. 2015г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Рисунок 2. Количество поданных и поддержанных заявок на участие в конкурсном отборе по программам поддержки фермеров в Вологодской области, ед.

Источник: Данные Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области.,

Вместе с тем некоторые фермеры-участники программ ввиду отсутствия опыта и необходимой информации оказались в непростой ситуации, когда не смогли полностью отчитаться за расходы по строительству животноводческих помещений, т.к. работы выполнялись хозяйственным способом.

Еще одним фактором, определяющим возможность увеличения объемов производства конкурентоспособной сельхозпродукции, является масштабное использование научно-технических достижений, инноваций. Вместе с тем пока, по данным В.В. Козлова, в России только 12-16% сельхозтоваропроизводителей относятся к новаторам и ранним последователям [2]. Согласно оценок ИСЭРТ РАН, их доля в Вологодской области еще меньше [3]. Так, в 2014 г. имели устойчивые связи с научными институтами и были заняты в экспериментах и апробации нового только 2% субъектов агросектора, приобретали апробированные рынком инновационные продукты - 4% (рис. 3). При этом по сравнению с результатами опросов, полученных в 2011 г., доля инновационно активных сельхозтоваропроизводителей снижается. По данным причинам они не реализуют конкурентные преимущества, которые выражаются в возможности своевременно иметь доступ к новым разработкам в сфере производства, управления и маркетинга.

Организация приобретает апробированные рынком и нн ов а ци онн ы е п ро дукты

Организация участвуете о к спё ри м ентах напр оба ци и но в о го п ро Qf П"а

У организации имеются тесные регулярные контакты с научными институтами и ВУЗам и

| 3,8

| 1.0

8JS

| 1.9

8JS

I

14,3

12014 г. ' 2011 г.

10 15 20

Рисунок 3. Способы участия сельхозтоваропроизводителей Вологодской области в процессе создания и внедрения инноваций, % от числа ответивших руководителей

Источник: Данные анкетных опросов руководителей сельхозорганизаций Вологодской области, проведенных

ИСЭРТ РАН в 2012-2015 гг.

Возможности технического перевооружения производства зависят от многих факторов. Но главные из них - дефицит финансовых средств, а также высокая стоимость приобретаемых ресурсов [4]. Немаловажную роль в этом вопросе играет и государственное регулирование цен на рынке сельскохозяйственной техники. В связи с этим стоит особо отметить, что введение с этого года утилизационного сбора на приобретаемую сельхозтехнику в ближайшей перспективе может привести к падению темпов модернизации производства в агросекторе. В соответствии с утвержденным Правительством РФ постановлением № 81 от 6 февраля 2016 года стоимость колесного трактора мощностью от 130 до 180 л.с., с момента выпуска которого прошло более 3 лет, увеличивается на 1,5 млн. рублей. А если его мощность составляет более 380 л.с. - на 6 млн. рублей. Аналогичные расценки по зерно и кормоуборочным комбайнам. В результате принятых мер сельхозтехника станет просто недоступна для крестьян.

При невысокой рентабельности производства одним из источников пополнения оборотных средств и инвестиционных затрат является кредит. Главным финансовым институтом развития сельского хозяйства выступает ОАО «Россельхоз-банк». Однако он не всегда предоставляет займы для молодых фермеров, которые не имеют достаточного опыта работы, реального производства, нужного объема залоговой базы, но в то же время являются участниками программы «Поддержка начинающих фермеров».

Еще одна важная проблема крестьян - это сбыт произведенной продукции. Результаты опросов ИСЭРТ РАН свидетельствуют, что около половины сельхозтоваропроизводителей региона ежегодно испытывают трудности с реализацией своей продукции [3]. Действуя самостоятельно (каждый за себя), малые формы хозяйствования остаются неэффективными, т.к. их не пускают на рынок различные посреднические структуры. Мировой опыт позволяет утверждать, что ключом к решению данной проблемы является кооперация, интеграция семейных ферм и инфраструктурных компонентов (переработки, снабжения, торговли, сервиса). Как справедливо отмечает академик РАН В.В. Милосердов «если бы в США исчезли снабженческо-сбытовые кооперативы, сельское хозяйство там развалилось бы через полгода» [5, С. 16]. Известным является и успех концерна Valio, тринадцать заводов которого перерабатывают 85% молока Финляндии. Его поставляют 17 молочных кооперативов, объединяющих 7,3 тыс. фермеров страны.

Таким образом, развитие фермерского сектора в Вологодской области за по-

следние 15 лет идет высокими темпами. Однако для сохранения данных тенденций, повышения конкурентоспособности этого уклада агроэкономики, на наш взгляд, необходимо принять ряд системных мер.

Правительству РФ целесообразно пересмотреть значения коэффициентов, используемых для определения размера утилизационного сбора на приобретаемую сельхозтехнику, либо приостановить действие Постановления РФ от 06.02.2016 № 81.

Отменить требование Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 по установке тахографов на транспортные средства категории N 2 и N 3, используемые сельхозтоваропроизводителями при осуществлении перевозок в пределах границ региона.

Предусмотреть увеличение ресурсного обеспечения реализации мероприятий программ по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, «Поддержка начинающих фермеров» и «Семейные животноводческие фермы».

Установить мораторий на проведение проверок фермеров надзорными и контролирующими органами в период посевной и уборочной кампаний с целью уменьшения административного давления.

На базе бюджетного учреждения агропромышленного комплекса Вологодской области «Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» организовать совещание с главами крестьянских (фермерских) хозяйств области по разъяснению особенностей учета и отчетности по расходам на использование средств гранта.

Проработать вопрос предоставлении специальных кредитных продуктов для молодых фермеров, получивших грант на развитие производства (без требований залога).

Кроме того, считаем важным и своевременным поддержать предложения И.Г. Ушачева, А.В. Голубева об увеличении объемов государственных средств, направляемых на развитие в стране семеноводческих и селекционно-генетических центров, заводов по производству сельскохозяйственной техники и оборудования, химических средств и препаратов [6, 7]. Особое внимание органам власти целесообразно также уделить деятельности информационно-консультационных служб, созданию комфортных условий для сбыта продукции, экономической доступности финансов.

Все вышеперечисленные меры в значительной степени будут способствовать наращиванию темпов роста производства в фермерском секторе, переводу отрасли на инновационную модель развития. Следовательно, появится реальная возможность обеспечения внутреннего рынка страны к 2020 году собственными качественными продуктами питания.

Список литературных источников:

1. Стенограмма совместного заседания Государственного совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 21.04.2014 г. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/20839

2. Козлов, В.В. Без технологических и институциональных инноваций импорто-замещение вряд ли осуществимо / В.В. Козлов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 2. - С. 37-40.

3. Чекавинский, А.Н. Проблемы использования научно-технических достижений в сельском хозяйстве [Текст] : монография / А.Н. Чекавинский, П.М. Советов; под

науч. руководством д.э.н., проф. П.М. Советова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. -164 с.

4. Ускова, Т.В. Агропромышленный комплекс региона: состояние, тенденции, перспективы [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Р.Ю. Селименков, А.Н. Чекавинский. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 136 с.

5. Милосердов, В.В. Этапы развития российской кооперации: взлеты и падения / В.В. Милосердов, К.В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 4. - С. 10-16.

6. Голубев, А.В. Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности / А.В. Голубев // Вопросы экономики. - 2016. - № 3. - С. 46-62.

7. Ушачев, И.Г. Импортозамещение в агропромышленном комплексе России: тенденции, проблемы, пути развития / И.Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 1. - С. 2-10.

References:

1. Stenogramma sovmestnogo zasedanija Gosudarstvennogo soveta i Soveta pri Prezidente po realizacii prioritetnyh nacional'nyh proektov i demograficheskoj politike ot 21.04.2014 (Transcript of combined State Council and Council under the President meeting on the priority national projects realization and demography policy from 21.04.2014) Available: http://kremlin.ru/events/president/news/20839

2. Kozlov, V.V. Without technological and institutional innovations the import-changing is hardly possible. Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij [Economics of Agricultural and Processing Enterprises], 2016, no. 2, pp. 37-40. (in Russian)

3. Chekavinskij, A.N. Problemy ispol'zovanija nauchno-tehnicheskih dostizhe-nij v sel'skom hozjajstve [Problems of scientific-technical achievements in agriculture]. Vologda, 2015. 164 p.

4. Uskova, T.V. Agropromyshlennyj kompleks regiona: sostojanie, tendencii, perspektivy [Agro-industrial complex of the region: state, tendency, prospects]. Vologda, 2013. 136 p.

5. Miloserdov, V.V. Stages of the Russian cooperation development: progresses and failures. Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij [Economics of Agricultural and Processing Enterprises], 2012, no. 4, pp. 10-16. (in Russian)

6. Golubev, A.V. Import-changing in the agronomical-products Russian market: intentions and possibilities. Voprosy jekonomiki [Economics matters], 2016, no. 3, pp. 46-62. (in Russian)

7. Ushachev, I.G. Import-changing in the agro-manufacturing complex of Russia: tendencies, problems, ways of development. Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij [Economics of Agricultural and Processing Enterprises], 2016, no. 1, pp. 2-10. (in Russian)

Farmer sector of the Vologda region: state, problems and

possibilities of their development

Chekavinsky Aleksandr Nikolaevich, Candidate of Sciences (Economics), Department manager assistant

e-mail: Chan@bk.ru

the Federal State Budgetary Institution of Science the Institute of Social-and-Economic Development of Russian Academy of Sciences' Territories

Abstract: The article presents results of the economical and statistical analysis of the main operational performance of development of country farms (peasant ones) of the Vologda region for 2000-2015. It is proved that the role of this way of living in agro-sector has repeatedly increased. The group of region areas according to the share of small farms in the agricultural products production is presented. The made calculations demonstrate that out of 26 municipalities 7 it makes more than 70%. According to the basis of the analysis of law-enforcement practice of the Russian legislation the problem in receiving the land plot for performing economic activity by farmers is proved. Excessive pressure of control-and-supervisory authorities on farmers work is proved which leads to the growth of non-productive expenses and failure to meet schedule terms for field works. On the basis of these questionnaires of the agricultural producers in the Vologda region received in 2012-2015 the conclusion on low degree of their innovative activity and their involvement into the creation and innovations approbation process is drawn. The need of the cooperation development as an effective institute allowing solve problems of agricultural products sale and small farms with material resources supply is shown. The list of prime measures which realization will promote the accumulation of production growth rates in peasant farm is determined.

Keywords: farmer sector, state support, activity of control-and-supervisory authorities, use of scientific and technical achievements, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.