Клинический опыт
__________________ V
Фенотропил в терапии когнитивных расстройств у подростков с астеническим синдромом
Е.В. Звонарева
В современном обществе многие из наиболее распространенных заболеваний начинаются в детстве и уже в этом возрасте приобретают хроническое течение в силу целого ряда субъективных и объективных причин, одной из которых является хронический стресс. Известно, что стресс нередко служит пусковым моментом в развитии расстройств настроения и повышенной утомляемости - астении. Астения по утрам при пробуждении, сменяемая периодами переутомления, характерна для функциональной патологии в подростковый период жизни. Среди значительного количества лекарственных препаратов, имеющихся в арсенале детского невролога для лечения астенических синдромов у подростков, особое место занимает Фенотропил. Препарат обладает дозозависимым ноотропным, нейропро-тективным и психоактивирующим эффектами.
Целью настоящей работы явилось изучение влияния Фенотропила на когнитивные функции и показатели церебрального кровотока у подростков с астеническим синдромом.
Материал и методы исследования
Обследовано 39 подростков (22 девочки, 17 мальчиков) с жалобами на утомляемость, раздражительность, подавленность настроения, эмоциональную лабильность, снижение внимания, трудности запоминания, головные боли диффузного ха-
рактера, тяжесть в голове. Среди локальных неврологических симптомов наблюдались нистагмоид, легкая слабость нижней порции лицевой мускулатуры, оживление сухожильных рефлексов.
Возраст обследованных пациентов варьировал от 14 до 17 лет, средний возраст составил 15 ± 1,5 года.
Все пациенты прошли общее клиническое обследование, психологическое тестирование и функциональнодинамическое исследование церебрального кровотока методом реоэн-цефалографии (РЭГ).
Для исследования памяти использовали методики запоминания 10 и 16 слов и 16 картинок. Внимание и умственная работоспособность изучались при помощи методики расстановки арифметических знаков. Контроль за мыслительными функциями осуществлялся с помощью методики решения арифметических задач, методики включения четвертого лишнего и простых аналогий.
Обследованные подростки были разделены на две группы: первая (группа сравнения) - 19 больных, получавших симптоматическое лечение, в состав которого входил ноотропил, и вторая - 20 больных, получавших монотерапию Фенотропилом. Группы больных формировались методом случайной выборки и были сопоставимы по полу, возрасту и форме заболевания.
Первая группа больных получала симптоматическую терапию в следующем составе: ноотропил (400 мг), кратность приема 2 раза в день, время приема - 7 ч и 20 ч (после еды), курс 30 дней; макровит, кратность приема 2 раза в день, время приема -
10 ч, 16 ч; электрофорез с бромистым натрием на шейный отдел позвоночника, курс 10 процедур, в 19 ч. Вторая группа получала монотерапию Фено-тропилом (100 мг) в суточной дозе 50 мг однократно, утром, после еды, в течение 30 дней.
Оценку клинической эффективности терапии проводили на 30-й день от момента начала лечения с оценкой когнитивных функций, психологического статуса и основных показателей РЭГ Результаты проводимой терапии оценивали путем сопоставления общего состояния каждого больного до и после лечения, по изменению клинической симптоматики и данных функционального обследования. Хороший результат лечения соответствовал полному регрессу клинической симптоматики астении, восстановлению психологического статуса и основных показателей РЭГ, удовлетворительный - уменьшению выраженности ее проявлений с улучшением психологического статуса и тенденцией к нормализации показателей РЭГ, неудовлетворительный - отсутствию положительной динамики в клинике, психологическом статусе и показателях РЭГ
Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета программы “81айзйк-1999”.
Результаты и обсуждение
В первой группе результат лечения как хороший был оценен у 9 больных, удовлетворительный - у 7 и неудовлетворительный - у 3 пациентов. У больных второй группы хороший результат терапии отмечался у 15 больных и удовлетворительный - у 5.
Елена Васильевна Звонарева -
канд. мед. наук, детский невролог, клиническая поликлиника № 28, ММУ, г. Волгоград.
Атмосфер А. Нервные болезни 27
www.atmosphere-ph.ru
Клинический опыт
у ___________________
Таблица 1. Динамика результатов психологического контроля у подростков с астеническим синдромом (п = 39; в скобках указаны %)
Первая группа (п = 19) Вторая группа (п = 20)
Тесты до лечения после лечения до лечения после лечения
Исследование памяти
первая попытка 2 (10,5) 3 (15,8) 2 (10,0) 5(25,0)
вторая попытка 3 (15,8) 5 (26,3) 2 (10,0) 8 (40,0)
три попытки и более 14 (73,7) 11 (57,9) 16 (80,0) 7 (35,0)
Внимание
первая попытка 2 (10,5) 3 (15,8) 2 (10,0) 4(20,0)
вторая попытка 2 (10,5) 5 (26,31) 3 (15,0) 8 (40,0)
три попытки и более 15 (78,9) 11 (57,89) 15 (75,0) 8 (40,0)
Мыслительные функции
первая попытка 2 (10,5) 4 (21,05) 3 (15,0) 5(25,0)
вторая попытка 4(21,05) 6 (31,57) 4 (20,0) 8 (40,0)
три попытки и более 13 (68,42) 9 (47,36) 13 (65,0) 7 (35,0)
Таблица 2. Динамика основных показателей (М ± т) церебрального кровотока у подростков с астеническим синдромом (п = 39)
Показатели Должные значения* До лечения (п = 39) Терапия ноотропилом (п = 19) Терапия Фенотропилом** (п = 20)
РИ, Ом 0,11 ± 0,01 3,42 ± 0,61 83,04 ± 0,12 1,35 ± 0,02
ДКИ, % 62,72 ± 3,52 89 ± 0,65 85 ± 1,23 74 ± 1,73
ДАИ, % 36,62 ± 2,09 91 ± 0,28 89 ± 0,31 72 ± 2,32
* По Ф.Г. Хайбуллиной (1984).
** р < 0,05.
Обозначения: РИ - реографический индекс, ДКИ - дикротический индекс, ДАИ - диастолический индекс.
вторили 8 (40,0%) пациентов уже по-
У обследованных больных в обеих группах после проведенного лечения отмечалось субъективное улучшение психологического самочувствия (табл. 1).
Как видно из таблицы, до лечения уровень психологического состояния большинства обследованных пациентов был одинаково низким. После проведенного лечения в первой группе у
11 (57,9%) обследованных отмечалось улучшение запоминания после третьей попытки, тогда как во второй группе у 8 (40,0%) подростков эта функция улучшалась на второй попытке повторения теста.
Тест на расстановку арифметических знаков выявил повышение внимания и умственной работоспособности у 11 (57,89%) пациентов первой группы после третьей попытки повторения, тогда как во второй группе его по-
сле второй попытки.
Тест на мышление лучше был выполнен 8 (40,0%) подростками второй группы со второй попытки, тогда как для выполнения теста 9 (47,36%) пациентам первой группы потребовалось три попытки и более. Ограничения когнитивных функций у обследованных больных первой группы определялись недостаточной выраженностью зрительно-пространственных навыков, нарушением понимания, абстрагирования, суждения, трудностями программирования и контроля. Эти менее лабильные аспекты мозговой деятельности не претерпевали существенных изменений после проведенной комплексной терапии. В то же время у больных, получавших Фенотропил, психологический статус на фоне лечения существенно улучшился.
Изменения основных показателей церебрального кровотока на фоне лечения в группах в динамике по результатам РЭГ представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы, у больных первой группы основные, качественные показатели церебрального кровотока после проведенного лечения достоверно не изменялись. Во второй группе больных после проведенной терапии Фенотропилом выявлено достоверное снижение исходно повышенных показателей реографическо-го, дикротического и диастолического индексов, что свидетельствует о нормализации указанных показателей.
Выводы
1. Астенический синдром в подростковом возрасте сопровождается снижением когнитивных функций, изменением качественных показателей церебрального кровотока, что требует соответствующей медикаментозной коррекции.
2. Монотерапия Фенотропилом сопровождалась хорошим и удовлетворительным эффектом и удовлетворительно переносилась всеми больными.
3. Психометрические тесты выявили более значимое восстановление когнитивных функций у подростков с астеническим синдромом на фоне терапии Фенотропилом по сравнению с аналогичной динамикой при проведении симптоматической терапии ноо-тропилом.
4. На фоне лечения Фенотропилом выявлена статистически значимая положительная динамика изменений качественных показателей церебрального кровотока.
5. Фенотропил может быть использован как препарат выбора при лечении астенического синдрома у подростков.
С рекомендуемой литературой вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru
28 АтмлсферА. Нервные болезни 2*2006 www.atmosphere-ph.ru