Научная статья на тему 'Феномология буллинга как психологического явления'

Феномология буллинга как психологического явления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
340
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Миронова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномология буллинга как психологического явления»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФЕНОМОЛОГИЯ БУЛЛИНГА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЯВЛЕНИЯ Миронова М.Ю.

Миронова Мария Юрьевна - магистрант, Институт права и управления Тульский государственный университет, г. Тула

В настоящее время понятие «буллинг» получило широкое распространение и изучение в рамках виктимологии, хотя само явление существовало ещё с древних времен. Первыми занялись изучением проблемы травли несколько скандинавских исследователей (Нешетапп,1973; ОЫ'еш, 1984; Pikas, 1975; 1976; 1989До1аМ, 1983; 1988; 1989)[1,с.8]. Подходы к решению этой проблемы, которые были ими выработаны, постепенно получают признание в Великобритании.

Так, если систематизировать и обобщить информацию из научных трудов, то буллинг - это агрессивное поведение сопряжённое насилием и издевательствами, которые могут выражаться как в психологической, физической, вербальной и кибернетической формах.

В научной литературе понятие буллинг рассматривается как узко-эмпирическое явление, к примеру, фотографирование или видеосъёмка травли/драки, так и в контексте масштабного насилия или экстремизма.

Буллинг - это результат неравной силовой динамики, когда сильные атакуют слабых. При этом жертва на подсознательном уровне позволяет это делать. Однако лонгитюдные исследования указывают на динамику смены ролей, когда после длительного издевательства жертва обозлится и происходит смена мест: хулиганы становятся жертвами, а жертвы в свою очередь, начинают совершать преступления с мотивами мести [2, с. 137].

Буллинг - разновидность насилия, распространенная: в школах, на рабочих местах, в военной службе ( так называемая «дедовщина»), кибербуллинг и т.д.

В демократическом обществе свобода должна быть единой для всего общества. Покушение на свободу других граждан будет иметь непосредственную физическую форму - буллинг действие. При этом насилие выражается не только в физическом преобладаний над жертвой, но и в форме эмоционального насилия, которое следует относить к вербальному буллингу.

Эмоциональное насилие тесно связано с воздействием на психическое состояние жертвы при помощи словесных оскорблений, унижений, сплетен и слухов. К вербальному буллингу также относят и изоляцию - бойкот. Так, сама изоляция приводит жертву к состоянию беспомощности и отсутствию контроля над жизнью и обстоятельствами, приводящими к стойким психологическим расстройствам в будущем.

В СМИ и сети Интернет вербальный боулинг также приобретает все большую угрожающую форму. В связи с тем, что если непосредственный контакт жертвы и преступника можно хоть как-то отследить, то кибербуллинг контролировать практически невозможно. Этому способствует огромное количеством «фейковых страниц» и спамов. Киберхулиганов достаточно сложно идентифицировать, так как они безнаказанно пользуется режимом анононимности, в связи с этим появляется возможность «затеряться на просторах Интернета» и остаться безнаказанным.

По нашему мнению, борьбу с буллингом следует начинать ещё в школе, чтоб данное явление в дальнейшем не проявлялось в будущем. Профилактика и вмешательство педагогов поможет стабилизировать данное явление ещё на этапе становления и формирования личности. Однако на сегодняшний момент времени

педагоги исполняют не всегда свою номинальную функцию, а заняты бумажной волокитой, что не позволяет им в полной мере контролировать своих учеников. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становится управление конфликтом. Психологическое просвещение в рамках школы, обучающее детей и взрослых разрешать конфликты без насилия, станет одним из методов борьбы с буллингом. К сожалению, идея развития у детей навыков неагрессивного существования в России встречает слабую поддержку, хотя мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют изменению мировоззрения детей и школьного микроклимата.

Список литературы

1. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. Москва. АНО «ЦНПРО», 2015.

2. Рылеева М.А. Гражданский медиа-активизм как потенциал дисбаланса общественного порядка / Материалы V междисциплинарной межвузовской конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук - 2016». Барнаул, 2016. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.