Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ "КРИЗИС" В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ "КРИЗИС" В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
495
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT / ПОНЯТИЕ "КРИЗИС" ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ / CONCEPT "CRISIS" OF AGE DEVELOPMENT / ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ / AGE CRISES / ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / MENTAL NEW GROWTHS / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никольская Светлана Сергеевна

Рассматривается понятие «кризис» с точки зрения отечественной и зарубежной психологии. Приводятся сравнительные характеристики психических новообразований, возникающих на определенных этапах психического развития человека. Показаны роль возрастных фаз и кризисов в становлении психической сферы человека, а также особенности происходящей социализации личности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF THE CONCEPT "CRISIS" OF MENTAL DEVELOPMENT OF THE PERSON

The concept “crisis” from the point of view of domestic and foreign psychology is considered. Comparative characteristics of the mental new growths arising at certain stages of mental development of the person are provided. The role of age phases and crises in formation of the mental sphere of the person, and also feature of the happening socialization of the personality in society are shown.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ "КРИЗИС" В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922.6

С. С. Никольская

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КРИЗИС» В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА1

В настоящий момент в жизни каждого человека, а также во многих важных сферах таких наук, как психология, медицина, философия, политология и др. большой интерес вызывает область, которая обозначается понятием «кризис». Наша жизнь пронизана антропогенными катастрофами, природными катаклизмами, уносящими жизни тысячи людей. По всему земному шару осуществляются военные действия, проводятся террористические акты, ежедневно человечество сталкивается с насилием и жестокостью. Также существует ряд специфических факторов, увеличивающих риск кризисных состояний. Это и резкое увеличение темпа жизни, и формирование информационного общества с принципиально новыми устоями, условиями существования. Постоянно меняющиеся условия выживания приводят к ломке устоявшиеся стереоти-

1 Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор В. А. Худик.

пов, традиций и уклад жизни, что способствует трансформации или «стиранию» ранее усвоенных ценностей и установок, а также приводит к серьёзным изменениям в рамках одной жизни, общества и человечества в целом. Мы можем наблюдать повышение уровня общей тревожности, сопровождающееся чувством беспомощности, бессмысленности своего существования, страхом перед будущим и т. д.

Именно поэтому изучение психологического аспекта кризисных ситуаций является актуальной исследовательской проблемой. Изучение кризисных состояний отдельной личности, социальных институтов, общества в целом позволит вскрыть факторы, их обусловливающие; предусмотреть профилактические меры по сохранению здоровья, определить смысло-ценностные ориентиры и установки человека на протяжении всего жизненного пути.

Анализ жизненных ситуаций свидетельствует, что жизнь чело-

века переполнена переломными моментами, острыми критическими ситуациями, требующими своевременного принятия решения. В эти периоды жизни проявляются ситуации или события, когда человек ощущает внутренний дискомфорт, разлад, смятение и беспокойство. Это состояние может сопровождаться напряжённым ожиданием перемен или, наоборот, дистанцированием, и выбором привычного пути и знакомых действий. Неожиданные изменения перспектив, вследствие выбора, побуждают человека более внимательно и критично относиться к своим действиям. В эти периоды постепенно происходит обновление устоявшихся стереотипов, смена привычных паттернов поведения и замена ранее усвоенных ценностей на принципиально новые.

В век информационных технологий, где информация устаревает, чуть ли не на следующий день (а то и раньше), человек не может оставаться неизменным на протяжении всего жизненного пути, то есть обойтись без влияния внешних и внутренних факторов. Следствием этого влияния являются изменения в ментальной, эмоциональной, поведенческой и других сферах. Эти важные для каждой личности перемены и несут в себе кризисы.

Кто подвержен кризисному состоянию? Можно ли застраховать себя от кризиса возрастом, полом

или богатством? Кризисное состояние испытывают люди разных возрастов, профессий, вероисповедания. Люди с разным уровнем достатка и места жительства, одинокие и живущие в браке, успешные и терпящие неудачи. Нет человека или общества, жизнь которых протекала бы вне кризиса. Это неизбежный период социально-психологического становления личности и группы, и от того какой путь выбирается, зависит дальнейшая жизнь.

По утверждению американского психолога Г. Олпорт [1], феноменология кризиса отражает «...ситуацию эмоционального и умственного стресса», что требует значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. В то же время, на протяжении всего жизненного пути, в процессе развития и становления личности, человеку приходится преодолевать кризисные состояния, связанные не только с его физическим и психическим созреванием, но и в связи с адаптацией к среде обитания, проявлением своей личностной позиции по отношению к происходящему и формирующему внутреннему смысло-жизненно-му опыту. Поэтому вполне закономерно то, что процесс развития личности тесно связан с жизненными кризисами, так как именно в эти кризисные периоды происходит рождение чего-то нового,

личность заново проживает тайну смысла жизни, приобретая духовный инструментарий общения с миром.

С термином «кризис»1 связывают неотъемлемый и важный элемент жизни. То есть, кризис выступает как «феномен», «явление», которое побуждает к активности, движению личности к переменам. Точно так же это относится и к обществу, когда преодоление кризисных явлений побуждает социальные институты к преобразованиям, принятию важных и адекватных решений. И в этом суть развития. В противном случае, наблюдается регресс, ухудшение состояния общества, людей и конкретного человека, принадлежащего данному обществу.

Переход на новую ступень развития личности, осуществляется через разрушение действующей защитной системы, состоящей из установок, традиций, иерархии ценностей, правил, привычек. Таким образом, кризис пронизывает все аспекты человеческой жизни, внешние (социум, семья, работа, друзья), и внутренние, глубинные

1 Кризис (от греч. др.-греч. хрьоьд — решение; поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации [2].

(ощущение и восприятие себя как уникальной личности и т. д.).

В процессе проживания кризисного периода происходят неизбежные изменения во временных характеристиках (времени либо не хватает, либо оно замирает), обнаруживается психологическое ощущение себя в несколько искаженном виде с чувством безопасности (повышается уровень тревоги), что приводит к различным психофизиологическим реакциям.

Продолжительность и интенсивность проживания кризисной ситуации зависят от множества факторов. Например, уровня личностного развития (осознанности), социально-психологических и характерологических особенностей, присущих данной индивиду, социокультурных установок, морально-нравственных норм социума, который окружал данного человека, вида кризисного состояния. По мнению Э. Эриксона [3], в течение всей жизни человеку присуще пережить около восьми кризисов, которые связаны с конкретным возрастным этапом его развития. Каждой возрастной категории соответствует свой, особенный кризис, исход которого обуславливает последующее развитие личности. Кризис может развиваться на стыке возросших физических и духовных возможностей, уже сложившихся видов деятельности и различных форм взаимоотношений.

Опишем вкратце особенности возрастных кризисов.

На первый год жизни ребёнка приходится начало первого кризиса. Он отмечается противоречием между глубоким чувством доверия и недоверия к окружающему его миру.

Второй год жизни связан со вторым кризисом, когда у ребёнка развивается чувство стыда и сомнения или приобретается автономное поведение, в зависимости от поведения родителей в данный период.

Третий кризис характеризуется доминированием у ребёнка инициативности или чувства вины, протекает в возрасте от трёх до шести лет.

Четвёртый кризис приходится на ранний школьный возраст и проявляется в виде конфликта между творчеством и собственной неполноценностью.

Подростковый возраст отвечает за идентификацию личности, в противном случае это может привести к путанице ролей во время пятого кризиса.

Шестой кризис проживается в раннем взрослом периоде, где приобретается опыт близости, отсутствие такого опыта приводит к изоляции и одиночеству.

Седьмой кризис наступает в возрасте сорока лет, проявляется в виде генеративности, то есть заинтересованности в создании следующего поколения, на котором сосредоточена вся родительная ответственность. Если созидание не происходит, имеет место регрессия (застой).

Восьмой кризис обозначает завершение всего жизненного пути, в зависимости от того как были прожиты предшествующие годы и соответствующие им кризисы. Завершением может служить ощущение целостности личности или безнадёжность и отчаяние от невозможности прожить жизнь заново.

Условно выделенные границы кризисов могут отличаться своей временной неоднородностью — проявляться иногда значительно раньше или с опозданием, свидетельствуя либо об акселерации, либо об инфантильности личности.

Причем, особенности проявления кризиса, как правило, связанны с новообразованиями в психической сфере человека, свидетельствующие о его социализации в обществе. Так, в частности, по мнению Д. Б. Эльконина [4], детский возраст отличает то, что ребёнок находится во власти желаний, заключающихся в стремлении ребёнка действовать самому, подражая взрослым. В свое время еще Ж.-Ж. Руссо [цит. по 5] предполагал, что в «раннем возрасте ребёнок должен хотеть то, что хочет взрослый».

Д. Б. Эльконин [6] считал, что к каждому периоду своего развития у ребёнка растёт расхождение между знаниями, которые он усвоил из системы отношений «человек — человек» и опытом — из системы «человек — предмет». Кризис наступает тогда, когда расхождение наиболее велико. После кризиса закономерно идёт развитие стороны, которая отставала в развитии. Важным, по мнению ученого, является то, что каждая из сторон подготавливает развитие другой.

В трудах видного отечественного психолога и дефектолога Л. С. Выготского [7] отмечена ди-

намика переходов от одного возраста к другому. Изменения в детской психике, как отмечает Л. С. Выготский, на разных этапах развития могут быть быстрыми и резкими или происходить медленно и постепенно, что было положено им в основу создания закона о психическом развитии человека — о чередовании стабильных и кризисных стадий. Так, временная фаза стабильного периода более продолжительная, а процесс развития более плавный, без существенных перемен в личности ребёнка. Но к концу данной временной фазы изменения постепенно накапливаются, что приводит к скачку, то есть к развитию, проявлению тех новообразований, которые только намечались в период стабильного проявления поведения личности. Следствием этого — возникновение устойчивых возрастных новообразований в структуре личности.

Кризис может протекать от нескольких месяцев до года или двух лет при неблагоприятном стечении обстоятельств. Кризисный период не имеет чётких границ, начинается и завершается незаметно. В процессе проживания многие черты ребёнка резко меняются, обострение наступает в середине развития. Поведение ребёнка выходит из под контроля взрослых, отмечается наличие аффективного поведения, конфликтов с окружением. В младшем подростковом

возрасте снижается интерес к знаниям, может наблюдаться снижение успеваемости. На фоне внутренних конфликтов возникают аффективные переживания, уровень общей работоспособности падает [8].

Кризис подросткового возраста ряд авторов связывают с особенностями физиологии полового созревания [9]. Но не менее важным является то, как проявляет себя «пробуждающееся» самосознание [10—11] или «второй период индивидуализации». По мнению К. Левина [13], потребностно-мо-тивационная сферы подростка обусловлена его статусом, когда он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Кризис пробуждает стремление к самостоятельности, через преодоление своих детских эмоциональных отношений и форм поведения. Дж. Колмен [цит. по 14] объясняет возникновение кризиса на основе теории нерешённых возрастных задач. Другой исследователь — Дж. Эльдер [15] указывает на трудности, связанные с усвоением социальных ролей у подростков.

В целом для подросткового периода характерны несовпадение уровней развития и созревания половых, обще-органических и социально-психологических сфер, а также отмирание старых интересов и замена их на новые; актуализация и расширение сферы жизнедеятельности.

Представления о кризисе западных психологов основываются на

теории формирования самостоятельности и стремления к независимости. По мнению Г. Шихи [16], основные задачи этого возрастного периода: гендерная ориентация, установление ценностей, мировоззрения и освоение своей роли в жизни и в кругу сверстников.

Б. Ливехуд [17] кризис юности рассматривает в диапазоне от 16—17 лет до 21—24 лет. По мнению автора, именно в этот период «личность человека пробуждается». Д. Левинсон [18], говоря о возрастном периоде 25—33 лет, указывал на ощутимые изменения в ценностной и мотивационной сферах личности, мировоззрении и т. д. Такого же мнения придерживалась и Г. Шихи [19], подчёркивая важность профессионального роста и стремление к переменам в личной жизни.

Кризис середины жизни, по утверждению К. Юнга [20], несёт в себе глубинные изменения характера, смену прежних интересов и предпочтений. У Э. Эриксона [21] этот период обозначен как кризис генеративности или стагнации. Д. Левинсон [22] отмечает, что в это время происходит начало переосмысления пройденного пути, планирование будущего и т. д.

Кризис позднего возраста, по мнению Э. Эриксона [23], наступает около 60 лет. С этим периодом связывают одиночество, потерю целеустремлённости, фик-сированность на прошлом, частые депрессии. Исследователи соотносят кризис к 55—65 годам, периоду поздней зрелости, временем окончания трудовой деятельности, изменениями в социальном статусе и здоровье [24—25].

Таким образом, психологические кризисы и развитие личности — это тесно связанные между собой процессы. Жизненные кризисы являются неотъемлемым фактором социально-психологического становления и развития личности и общества. Каждый психолог, исследовавший эту тему, отмечает в своей работе особую психологическую значимость кризисов и неизбежность этого процесса. Кризис не только предъявляет к личности повышенные требования, проявляясь в острых, критических ситуациях, но и побуждает человека искать дополнительные ресурсы, принимать ответственность за свой выбор. Кризис, при конструктивном пути проживания, способствует переходу личности на качественно новый уровень развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Оллпорт Г. Личность в психоло- 2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кри-гии. М.-СПб., 1998. 345 с. зис.

3. Erikson Е. Childhood and Society. 2-nd ed. N. Y., 1963.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.

5. Асмус В. Ф. Жан Жак Руссо. М.: Знание, 1962.

6. Эльконин Д. Б. Указ. соч.

7. Выготский Л. С. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

8. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

9. Buhler С., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective. N. Y., 1968.

10. Выготский Л. С. Указ. соч.

11. Холл С. Очерки по изучению ребёнка. Б. м., 1925.

12. Blos P. The second individuation process of adolescence // Psychoanalytic Study of the Child. N. Y., 1967. Р. 162-186.

13. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ.

ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяе-вой. М.: Смысл, 2001.

14. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006.

15. Там же.

16. Шихи Г. Возрастные кризисы. М.: Ювента, 1999. 301 с.

17. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994. С. 41—87.

18. Левинсон Д. http://psyvision. ru/help/psikhologiya/33-psyvosr/623-levinson (дата обращения 10.04.2015).

19. Шихи Г. Указ. соч.

20. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994. С. 143—157.

21. Erikson E. N. Identity: Youth and crisis. N. Y.: Norton, 1968. P. 11—23.

22. Левинсон Д. Указ. соч.

23. Erikson E. N. Указ. соч.

24. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 184 с.

25. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. М., 2005. 327 с.

REFERENCES

1. Ollport G. Lichnost in psychology. M.-SPb., 1998. 345 p. (In Russ.).

2. https://ra.wikipedia.org/wiki/KpH-

3HC.

3. Erikson E. Childhood and Society. 2-nd ed. N. Y., 1963.

4. Elkonin D. B. Children's psychology. M.: Academy, 2007. (In Russ.).

5. Asmous V. F. Jean Jacques Rousseau. M.: Knowledge, 1962. (In Russ.).

6. Elkonin D. B. Index of the composition.

7. Vygotsky L. S. Children's psychology / Under the editorship of D. B. Elkonin. M.: Pedagogics, 1984. 432 p. (In Russ.).

8. Vasilyuk F. E. Psikhologiya of experience (analysis of overcoming of critical situations). M.: Publishing house of MSU, 1984. 200 p. (In Russ.).

9. Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective. N. Y., 1968.

10. Vygotsky L. S. Index of the composition.

11. Hall S. Sketches on studying of the child. B. m, 1925. (In Russ.).

12. Blos P. The second individuation process of adolescence // Psychoanalytic Study of the Child. N. Y., 1967. P. 62-186.

13. Levin K. Dinamicheskaya psychology: The chosen works / Under a general edition of D. A. Leontyev and E. Yu. Patyaeva. M.: Sense, 2001. (In Russ.).

14. Hell L, Zigler D. Theories of the personality. SPb.: St. Petersburg, 2006. (In Russ.).

15. In the same place.

16. Shikhi G. Age crises. M.: Yuventa, 1999. 301 p. (In Russ.).

17. Livekhud B. Crises of life — chances of life. Kaluga, 1994. P. 41-87. (In Russ.).

18. Levinsond D. http://psyvision .ru/help/psikhologiya/33-psyvosr/623-levinson (date of the address 10.04.2015).

19. Shikhi G. Index ofthe composition.

20. Jung K. G. Problems of soul of our time. M.: Progress, 1994. P. 143-157. (In Russ.).

21. Erikson E. N. Identity: Youth and crisis. N. Y.: Norton, 1968. P. 11-23.

22. Levinsond D. Index of the composition.

23. Erikson E. N. Index of the composition.

24. Polivanova K. N. Psikhologiya of age crises. M.: Publishing center «Akademiya», 2000. 184 p. (In Russ.).

25. Malkin-Pykh I. G. Age crises of a maturity. M, 2005. 327 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 16.05.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.