Научная статья на тему 'Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизнии и здоровый образ жизни'

Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизнии и здоровый образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTHY LIFESTYLE / HEALTHY IMAGE / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наймушина Алла Геннадьевна, Беккер Наталья Романовна, Бакиева Элина Максовна

В статье представлены принципиальные отличия двух терминов широко употребляемых в отечественных исследованиях феномена здоровья: «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни». Семантический анализ показал, что ряд авторов смешивают данные термины в пределах одного исследования. В медико-биологических исследованиях предпочтение отдано термину «здоровый образ жизни» в контексте коррекции факторов риска вреда здоровью. На наш взгляд, стиль жизни определяет тот способ существования, который позволяет наиболее полно реализовать личные цели индивидуума или приспособиться к той среде обитания, которая в данный момент времени определяет основной вид деятельности человека. Размышляя о стиле жизни, мы задали себе вопрос: «Как охарактеризовать здорового человека? И насколько правомочно ограничивать мотивацию к жизни во всём её многообразии рамками постулата «здоровый образ жизни»?». Как часто, физически здоровый человек с высоким индексом качества жизни ощущает бесконечную апатию, и напротив, мы наблюдаем высокий личный успех у того, кто от рождения лишён хорошего физического здоровья. На эти вопросы мы не найдём однозначных ответов, но можем посоветовать использовать понятие «здоровый стиль жизни» для психолого-педагогических исследований как более ёмкий, не требующий жесткой стандартизации конструктив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наймушина Алла Геннадьевна, Беккер Наталья Романовна, Бакиева Элина Максовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY AND FUNDAMENTAL DIFFERENCES BETWEEN THE TWO TERMS: HEALTHY LIFESTYLE AND HEALTHY LIFESTYLE

The article presents the fundamental differences between the two terms widely used in domestic studies of the phenomenon of health: “healthy lifestyle” and “healthy image”. Semantic analysis showed that a number of authors mix these terms within the same study. In biomedical research, the term “healthy lifestyle” is preferred in the context of the correction of risk factors for harm to health. In our opinion, the lifestyle determines the mode of existence that allows you to most fully realize the individual goals of the individual or adapt to the environment that at a given moment determines the main type of human activity. Reflecting on the lifestyle, we asked ourselves the question: “How to characterize a healthy person? And how legitimate is it to limit motivation for life in all its diversity to the framework of the postulate “healthy lifestyle”? How often, a physically healthy person with a high quality of life index feels endless apathy, and on the contrary, we observe high personal success in someone who is deprived of good physical health from birth. We cannot find unambiguous answers to these questions, but we can advise using the concept of a “healthy lifestyle” for psychological and pedagogical research as a more capacious construct that does not require strict standardization.

Текст научной работы на тему «Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизнии и здоровый образ жизни»

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

УДК 612.063+57.012

DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.20

Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизнии и здоровый образ жизни

Наймушина Алла Геннадьевна^™

Доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания Тюменский индустриальный университет, Россия, г. Тюмень, e-mail: alla_n_68@icloud.com

Orcid: https://orcid.org/0000-0001-9595-8462 Беккер Наталья Романовна BCD Руководитель физического воспитания многопрофильного колледжа ТИУ, Россия, г. Тюмень, e-mail: bekkernr@tyuiu.ru

Бакиева Элина Максовна™

Врач-стоматолог ООО «Жемчужная улыбка», Россия, Сургут, e-mail: bakiev-rashid@mail.ru

Phenomenology and fundamental differences between the two terms: healthy

lifestyle and healthy lifestyle

Naimushina Alla Gennadievna

Tyumen industrial University, professor of the department of physical education, doctor of medicine, Tyumen, Russia, e-mail: alla_n_68@icloud.com Orcid: https://orcid.org/0000-0001-9595-8462 Natalia Romanovna Becker Head of physical education at Tiu multidisciplinary College, Tyumen, Russia, e-mail:

bekkernr@tyuiu.ru

Bakiyev Elina Maxova Dentist LLC " Pearl smile», Surgut, Russia, e-mail: bakiev-rashid@mail.ru

Следует цитировать / Citation:

Наймушина, А.Г., Беккер, Н.Р.. Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизнии и здоровый образ жизни // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. 2 (18), С. 200-208. URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/ archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.20

Naimushina A.G., Becker N.R. (2020). Phenomenology and fundamental differences between the two terms: healthy lifestyle and healthy lifestyle. Health, Physical Culture and Sports, 2 (18), 200-208. (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/ zosh(2020)2.20

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

Поступило в редакцию / Submitted 30.03.2020 Принято к публикации / Accepted 4.05.2020

Аннотация. В статье представлены принципиальные отличия двух терминов широко употребляемых в отечественных исследованиях феномена здоровья: «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни». Цель нашего небольшого обзора заключалась в представлении точек зрения российских исследователей, опирающихся на известное определение стиля жизни, данное А. Адлером. Материалы и методы исследования. Семантический анализ двух терминов актуален только для отечественной науки, так как в зарубежных публикациях встречается термин «healthy lifestyle». В аннотации мы предложили термин «здоровый образ жизни» обозначить как «healthy image», а «здоровый стиль жизни» как «healthy lifestyle». Семантический анализ показал, что ряд авторов смешивают данные термины в пределах одного исследования. В медико-биологических исследованиях предпочтение отдано термину «здоровый образ жизни» в контексте коррекции факторов риска вреда здоровью. На наш взгляд, стиль жизни определяет тот способ существования, который позволяет наиболее полно реализовать личные цели индивидуума или приспособиться к той среде обитания, которая в данный момент времени определяет основной вид деятельности человека. Размышляя о стиле жизни, мы задали себе вопрос: «Как охарактеризовать здорового человека? И насколько правомочно ограничивать мотивацию к жизни во всём её многообразии рамками постулата «здоровый образ жизни»?». Как часто, физически здоровый человек с высоким индексом качества жизни ощущает бесконечную апатию, и напротив, мы наблюдаем высокий личный успех у того, кто от рождения лишён хорошего физического здоровья. На эти вопросы мы не найдём однозначных ответов, но можем посоветовать использовать понятие «здоровый стиль жизни» для психолого-педагогических исследований как более ёмкий, не требующий жесткой стандартизации конструктив.

Ключевые слова: здоровый стиль жизни, здоровый образ жизни.

Abstract. The article presents the fundamental differences between the two terms widely used in domestic studies of the phenomenon of health: "healthy lifestyle" and "healthy lifestyle". The purpose of our short review was to present the points of view of Russian researchers based on the well-known definition of lifestyle given by A. Adler. Materials and research methods. The semantic analysis of the two terms is relevant only for domestic science, as the term "healthy lifestyle" is used in foreign publications. In the annotation, we proposed the term "healthy lifestyle" to be designated as "healthy image", and "healthy lifestyle" as "healthy lifestyle". Semantic analysis showed that a number of authors mix these terms within the same study. In biomedical research, the term "healthy lifestyle" is preferred in the context of the correction of risk factors for harm to health. In our opinion, the lifestyle determines the mode of existence that allows you to most fully realize the individual goals of the individual or adapt to the environment that at a given moment

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

determines the main type of human activity. Thinking about the lifestyle, we asked ourselves the question: "How to characterize a healthy person? And how legitimate is it to limit motivation for life in all its diversity to the framework of the postulate "healthy lifestyle"? " How often, a physically healthy person with a high quality of life index feels endless apathy, and on the contrary, we observe high personal success in someone who is deprived of good physical health from birth. We cannot find unambiguous answers to these questions, but we can advise using the concept of a "healthy lifestyle" for psychological and pedagogical research as a more capacious construct that does not require strict standardization.

Key words: healthy lifestyle, healthy image.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

Актуальность. При всём многообразии определений и терминов: «здоровье»; «здоровьесбережение и здоровьесозидание»; «здоровый образ жизни», «здоровый стиль жизни» мы всегда будем обращаться к определению Всемирной организации здравоохранения, постулирующему тот факт, что: здоровье -это состояния полного физического, духовного (душевного) и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. При этом, в своей научно-педагогической деятельности мы всегда будем сталкиваться с отсутствием единых методов изучения состояния психического и социального благополучия человека, но, не испытаем сложностей в динамическом наблюдении за параметрами жизнедеятельности организма в зависимости от пола и возраста индивида. Следует отметить и тот факт, что каждый исследователь будет рассматривать парадигму здоровья сквозь призму личных представлений и в соответствие с особенностями развития маргинальной научной школы.

Цель нашего небольшого обзора

заключалась в представлении точек зрения российских исследователей, опирающихся на известное определение стиля жизни, данное А. Адлером.

Материалы и методы исследования. Семантический анализ двух терминов актуален только для отечественной науки, так как в зарубежных публикациях встречается термин «healthy lifestyle». В аннотации мы предложили термин « здоровый обр аз жиз ни» обозначить как «healthy image», а

«здоровый стиль жизни» как «healthy lifestyle».

A. Адлер называл стиль жизни уникальным для индивидуума способом адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. По мнению автора, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума в нахождении тех свойств интегральной и н д и в и д у а л ь н о с т и , ко то р ы е б ы содержательно характеризовали тот или иной стиль жизни на основе проявлений определяющих его личностных свойств. В случае нахождения таких свойств личности считать, что соответствующий им стиль жизни отражает непосредственно его интегральную индивидуальность.

B. А. Ядов даёт определение стиля жизни личности как «проявление индивидуальности в социально-типических структурах деятельности, т.е. в а р и а ц и я х и н т е н с и в н о с т и , продуктивности, самопроизвольности (или вынужденности), ритмики, целеполагания (индивидуализации цели жизни или жизненных концепций) деятельности».

Д. Л. Беленов и др. рассуждают о том, что: «Здоровый стиль жизни представляет собой активную реализацию системы навыков жизнедеятельности и приемов поведения для укрепления здоровья и оптимальной социализации индивида в окружающих его контактных группах».

Ю. И. Евсеев рассматривает здоровый стиль жизни как мотивированный или неосознанный выбор

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

поведения в зависимости от природной среды, социально-экономических условий, пола, возраста, образования, уровня интеллектуального и физического р а з в и т и я , л и ч н о с тн ы х к ач е с тв индивидуума, ведущего здоровый образ жизни.

Виленский М. Я. постулирует понятие «здорового стиля жизни» и трактует его следующим образом: «... Выяснение сущности понятия «здоровый стиль жизни» возможно осуществить через его соотнесение со «здоровым образом жизни», рассмотрев их общий атрибут «здоровье». Здоровье проявляется в способности противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство, улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания, создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности; во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей».

В исследованиях В. И. Бондина мы встречаем пересечение двух понятий «ЗОЖ» и «здоровый стиль жизни». Ученый предлагает здоровьесберегающую педагогическую модель формирования

3 О Ж н а о с н о в а н и и с и с т е м о -деятельностного подхода: п р о е ктир о в оч н ая д ея те ль но с ть, направленная на проектирование здорового образа жизни и организацию деятельности служб здоровья; исполнительская деятельность, которая с учетом анализа образа жизни и состояния здоровья студентов формирует установки на здоровый образ жизни. В. И. Бондин и др., настаивают на том, что: «Анализ современных исследований указывает на то, что, несмотря на достаточно обширный перечень проведённых исследований, который свидетельствует о наличии разных направлений, связанных с формированием здорового образа жизни, вне поля внимания остаётся здоровый стиль жизни, как наиболее обоснованный и эффективный путь к укреплению здоровья». Подразумевая под здоровым стилем жизни «совокупность способов, приемов и средств, посредством которых

4 е л о в е к с п о с о б е н с о з н ате л ь н о самосовершенствоваться для достижения и н д и в и д у а л ь н ы х ц е н н о с т е й п о укреплению здоровья». По мнению авторов монографии «Здоровый стиль жи з н и » , п р а ктич е с ки й и н те р е с представляют спро ектир ованные и нд ив ид у ал ь ные пр о гр амм ы п о формированию здорового стиля жизни, включающие:

1) диагностику функционального состояния и отношение студентов к здоровому стилю жизни;

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

2) разработку образовательных разделов по изучению основных психофизиологических механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья человека и направленных на мотивацию здорового стиля жизни;

3) паспортизацию энергетических возможностей, при выполнении ф и з и ч е с к и х у п р а ж н е н и й , составление индивидуальных физкультур но - оздоровительных комплексов;

4) определение энергетических затрат и расчет сбалансированного индивидуального питания;

5) коррекция функционального состояния и здоровья.

На наш взгляд, стиль жизни определяет тот способ существования, который позволяет наиболее полно реализовать личные цели индивидуума или приспособиться к той среде обитания, которая в данный момент времени определяет основной вид деятельности человека. В течение всей своей жизни человек, осваивающий, прежде всего общую и профессиональную культуру, вольно или невольно принимает сложившиеся стереотипы о ценностях, и только на определённом этапе личностного развития приступает к созидательной деятельности. И, на наш взгляд ценностно-лично стная ор иентация в лю бой социальной системе должна способствовать преображению человека -внешнему и внутреннему, а следовательно гармонизации личности. Безусловно, концепция у стойчивого раз вития подразумевает не только прохождение сквозь «образовательную трубу»

обучающихся, но и обретение профессии как способа реализации личности. Размышляя о стиле жизни, мы задали себе вопрос: «Как охарактеризовать здорового человека? И насколько правомочно ограничивать мотивацию к жизни во всём её многообразии рамками постулата «ЗОЖ»?». Как часто, физически здоровый человек с высоким индексом качества жизни ощущает бесконечную апатию, и напротив, мы наблюдаем высокий личный успех у того, кто от рождения лишён хорошего физического здоровья. На эти вопросы мы не найдём однозначных ответов , но можем по советовать использовать понятие «здоровый стиль жизни» для психолого-педагогических исследований как более ёмкий, не требующий жесткой стандартизации конструктив.

Ещё более сложные взаимодействия возникают при рассмотрении соотношения двух конструктивов:

1) здоровый образ жизни;

2) здоровый стиль жизни.

Цитируя Г. А. Мысину, выделяющую рациональное как целеполагание и нравственное в духовности сохранения и укрепления здоровья, Е. А. Югова предлагает структурировать понятие «здоровый образ жизни» в конструктивах:

• парадигмы;

• компетенции;

• предметнообразующей;

• методической.

По мнению Б. Н. Чумакова, ЗОЖ - это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

функций, независимо от политической, э к о н о м и ч е с к о й , с о ц и а л ь н о -психологической ситуации. С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко формирование компетентности здор ов ье сбережения опр еделяют комплексом мероприятий направленных на в е д е н и е З О Ж в к л а с с и ч е с ко м представлении отказа от вредных привычек; вырабатывание системы знаний об особенностях работы организма и п р и н ц и п а х с а м од и а гн о с ти к и и профилактики заболеваемости и травматизма; соблюдение обручающимися на практике санитарно-гигиенических норм и правил; формирование отношения обучающихся к своему здоровью как к величайшей ценности; развитие у обучающихся умений определять состояние своего здоровья, сознательное обращение к врачу, саморегуляции своего психоэмоционального и функционального состояния в стрессовых ситуациях. Ф. А. Селиванов, понимает под ЗОЖ процесс выполнения определенных норм, правил, требований, обеспечивающих комфортное самочувствие обучающихся. Ф а кто р ы с о ц и а л ь н о й с р е д ы , в совокупности с особенностями климата о п р е д е л я ю т ф о р м и р о в а н и е приверженности к здоровому образу жизни, который, так или иначе отражает уровень удовлетворённости физиологических потребностей в каждом возрастном периоде.

Игнатова В. А., Прокопьев Н. Я. считают, что ЗОЖ - непрерывно трансформирующийся, сознательный способ жизнедеятельности индивида, направленный на оптимальное функционирование в среде обитания:

учебной, производственной, культурной, общественной. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых человеком. В этом смысле человек - субъект и результат своей собственной деятельности. В. Н. Куликов выделяет два компонента ЗОЖ:

1. Мотивационно-ценностный -убеждение в необходимости здоровой жизнедеятельности для самосовершенствования, самоутверждения личности для реализации ее жизненных целей.

2. Содержательный - преодоление негативных факторов, влияющих на здоровье возможно лишь тогда, когда человек осознает, что лично отвечает за свое здоровье. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья образа жизни. Для всякого выбора как действия нужен мотив -о с о з н а н н о е п о б у ж д е н и е , обуславливающее действие для удовлетвор ения какой-либо потребности человека.

К основным компонентам «здорового образа жизни» О. В. Петрова относит: ко г н и ти в н ы й , и н ф о р м а ц и о н н о -коммуникативный, поведенческий и аксиологический.

Б.В. Сергеева, Д.А. Игнатова, обращают внимание на сложность трактовки и понимание «ЗОЖ» цитируют Н. Н. Куинджи: «здоровый образ жизни - это образ жизнедеятельности, подходящий наследственным отличительным чертам организма, обстоятельствам жизни человека, направленный на культуру

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

с о х р а н е н и я , п о д д е р ж а н и я и восстановления здоровья, требуемого для исполнения личностно и социально важных функций».

Обоснованность здорового образа жизни, на наш взгляд можно свести к следующим положениям:

1. В системе субъект-объектных отношений и формировании компетенции здоровьесбережения, человек является актив ным организатором здорового образа жизни и объектом социально-педагогического воздействия. При реализации и рационализации здорового образа жизни человек в ы с т у п а е т в т р и е д и н с т в е

3.

биологического, психологического и социального континуума. Личностно-мотивационные установки на совершенствование с в о и х с п о с о б н о с т е й

(интеллектуальных, физических, п с и х и ч е с к и х , с о ц и а л ь н ы х ) являются главными при выборе траектории жизненного пути. Здоровый образ жизни - это прежде всего эффективный способ у д о в л е т в о р е н и я б а з о в ы х потребностей, индивидуализированных в каждом возрастном периоде (рис. 1).

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

времени

цшцённость и безопасность

Рисунок 1. Потребности и компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ)

Важно отметить, что соблюдение основ здорового образа жизни, дает человеку ряд преимуществ: снижение или устранение воздействия поведенческих факторов риска, сокращение времени на лечение; обеспечение здоровой

психоэмоциональной среды в коллективе (семья, трудовой коллектив); формирование высокой социальной активности, мотивации к самореализации; о б е с п е ч е н и е в ы с о ко го у р о в н я работоспособности.

Для оценки ЗОЖ разработан ряд социально-биологических критериев, к о т о р ы е в к л ю ч а ю т : о ц е н к у морфологических и функциональных показателей здоровья; оценку динамики развития хронических неинфекционных заболеваний; оценку адаптация к социально-экономическим условиям, отражающим эффективность выполнения профессиональных задач, семейных функций, уровень проявления социально-личностных интересов; оценку навыков самооценки функционального состояния и составления индивидуальной программы

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

по укреплению здоровья - трекер здоровья.

Выводы. При сравнении двух феноменов «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» мы обратили внимание на смешивание этих понятий в пределах одного исследования и отсутствия чётких границ в определениях. В медико-биологических исследованиях предпочтение отдано термину «здоровый образ жизни» в контексте коррекции факторов риска вреда здоровью. На наш взгляд, стиль жизни определяет тот способ существования, который позволяет наиболее полно реализовать личные цели индивидуума или приспособиться к той среде обитания, которая в данный момент времени определяет основной вид деятельности человека. Размышляя о стиле жизни, мы задали себе вопрос: «Как

охарактеризовать здорового человека? И насколько правомочно ограничивать м оти вац ию к жиз ни в о в с ё м е ё многообразии рамками постулата «здоровый образ жизни»?». Как часто, физически здоровый человек с высоким индексом качества жизни ощущает бесконечную апатию, и напротив, мы наблюдаем высокий личный успех у того, кто от рождения лишён хорошего физического здоровья. На эти вопросы мы не найдём однозначных ответов, но можем посоветовать использовать понятие «здоровый стиль жизни» для психолого-педагогических исследований как более ё м к и й , н е т р е б у ю щ и й же с т ко й стандартизации конструктив и методов оценки состояния здоровья.

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. Москва, 1995. 435 с.

2. Беленов, Д. Л. Индивидуальный подход к формированию здорового стиля жизни // Теория и практика физической культуры. 2006. №1. С. 50-52.

3. Бондин, В. И. Здоровый стиль жизни: монография. Москва: Мир науки, 2018.

4. Виленский, М. Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ // Педагогическое образование и наука. 2009. № 3. С. 15-18.

5. Евсеев, Ю. И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 387 с.

6. Здоровьеформирующий потенциал естественнонаучного образования младших школьников: пути и средства его актуализации // Школьная педагогика. 2015. №1 (1). - С. 13-21.

7. Игнатова, В. А. Если хочешь быть здоров. Тюмень: Экспресс, 2005. 200 с.

8. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для ВУЗов. Москва: ВЛАДОС, 2000. 192 с.

9. Сергеева, С. В. Формирование социальных компетенций обучающихся в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе // Интеграция образования. 2016. Том 20. №4. С. 484-492.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

10. Сергеева, Б. В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. №2 (9). С. 50-62.

11. Югова, Е. А. Разработка структуры и содержания смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов // Педагогическое образование в России. 2016. №1. С. 110-115.

12. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: «Самарский университет», 1995. 332 с.

REFERENCES

1. Adler, A. (1995) Practice and theory of individual psychology. Moscow, 1995. Р. 435

2. Belenov, D. L. (2006). Individual approach to the formation of a healthy lifestyle. Theory and practice of physical culture. 2006. no. 1. Pp. 50-52.

3. Bondin, V. I. (2018). Healthy lifestyle. Moscow: The world of science, 2018.

4. Vilensky, M. Ya. (2009). Healthy lifestyle of a student: methodological analysis. Pedagogical education and science. 2009. no. 3. Pp. 15-18.

5. Evseev, Yu. I. (2007). Physical culture. Rostov-on-don: Phoenix, 2007. Р. 387

6. Health-Forming potential of natural science education of Junior schoolchildren: ways and means of its actualization. School pedagogy. 2015, 1 (1). Рр. 13-21.

7. Ignatova, V. A. (2005). If you want to be healthy. Tyumen: Express, 2005. Р. 200

8. Kazin, E. M. (2005). Fundamentals of individual human health: introduction to General and applied valeology: textbook for Universities. Moscow: VLADOS, 2000. Р. 192

9. Sergeeva, S. V. (2016). Formation of social competencies of students in a technical University as a multi-level educational complex. Integration of education. 2016. 4(20). Pp. 484-492.

10. Sergeeva, B. V. Ways of forming a healthy lifestyle of younger schoolchildren in extracurricular activities. Human health, theory and methodology of physical culture and sport, 2 (9). Pp. 50-62.

11. Yugova, E. A. (2016). Development of structure and content of meaning-forming constructs of healthy lifestyle of students. Pedagogical education in Russia. 2016. No. 1. P. 110-115.

12. Yadov, V. A. (1995) Sociological research: methodology, programs, methods. Samara: Samara University, 1995. Р. 332

Вклад авторов:

A — Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей, изучение проблемы B — Применение статистических, математических, вычислительных или других исследований

C — Проведение исследований, в частности — проведение экспериментов или сбор данных D — Подготовка, создание и оформление рукописи Author's Contribution:

A — Concept development or design methodology; creating models, studying the problem

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел IV. Научные статьи по итогам Международной конференции Section IV. Scientific Articles Following the International Conference

B — Application of statistical, mathematical, computational or other studies C — Research, in particular experimentation or data collection D — Preparation, creation and design of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.