Психология
УДК: 159.98
аспирант Котельникова Юлия Сергеевна
Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕНОРМАТИВНЫХ СУПРУЖЕСКИХ КРИЗИСОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ
Аннотация. В статье представлен анализ представлений о ненормативном супружеском кризисе. Обозначена актуальность исследования данной проблемы, связанная с повышением количества разводов в молодой семье. При этом разрушение семей возникает до прохождения нормативного кризиса, что может свидетельствовать о том, что распад супружеских отношений явился следствием возникновения ненормативного кризиса. В статье выделяются некоторые критерии, позволяющие различить нормативный и ненормативный кризис: специфика событий, вызвавших кризис; условия возникновения; специфика протекания; условия преодоления кризиса. Обозначен методический инструментарий, позволяющий выявить супружеский ненормативный кризис.
Ключевые слова: молодая семья, супружеский кризис, нормативный кризис, ненормативный кризис, методы исследования.
Annotation. The article presents an analysis of the notion of a non-normative conjugal crisis. The urgency of research of the given problem, connected with increase of quantity of divorces in a young family is designated. At the same time, the destruction of families occurs before the passage of the regulatory crisis, which may indicate that the disintegration of marital relations was the result of the emergence of an abnormal crisis. The article highlights some criteria that make it possible to distinguish between a normative and an abnormal crisis: the specifics of the events that caused the crisis, the conditions of occurrence, the specifics of the course, the conditions for overcoming the crisis. The methodical toolkit, allowing to reveal a conjugal abnormal crisis is designated.
Keywords: young family, conjugal crisis, normative crisis, abnormal crisis, research methods.
Введение. В настоящее время в процессе экономических и общественных перемен перед институтом брака актуализируется глобальная проблема изменения, начиная от формы брака и заканчивая содержательной стороной. Изменения социально-экономических условий вынуждают современную семью адаптироваться к появлению других потребностей людей, вступающих в брак, к смене системы ценностей и установок. Кризис, который переживает современный институт брака в российском обществе, касается в большей степени молодых семей. Разнообразие форм и содержания супружеских отношений, которые можно наблюдать в современной семье, с одной стороны, дает возможность выбора молодым людям тех вариантов, которые им подходят в наибольшей степени, с другой стороны, такое разнообразие, в некоторой степени, осложняет формирование молодой семьи. Статистические данные показывают, что четверть всех разводов (25%) происходит в молодых семьях, состоящих в браке не более трех лет. Особое внимание следует уделить тому факту, что разводы происходят до наступления нормативных семейных кризисов и семья распадается в период адаптации. Соответственно, можно говорить о том, что молодые супружеские пары переживают ненормативный супружеский кризис, который приводит к распаду семьи и прекращению супружеских отношений. Таким образом, исследование ненормативного супружеского кризиса является актуальным, а решение методологических вопросов, связанных с определением ненормативного супружеского кризиса, позволит своевременно решить его молодым супругам.
Цель статьи - проанализировать понятие «ненормативный супружеский кризис», выделить методологический инструментарий диагностики ненормативного супружеского кризиса. Полученные данные могут быть полезны студентам психолого-педагогического направления (бакалаврам, магистрам), а также аспирантам в освоении дисциплин психологического цикла.
Изложение основного материала статьи. По мнению ряда исследователей, кризис представляет собой любое острое изменение, которое делает неэффективным старые образцы поведения (В. Е. Емельянова [2], Н. Г. Осухова [6], Л. Г. Пергаменщик [7]). Другими словами, преодоление кризиса требует других паттернов поведения для эффективной адаптации человека или системы. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования по проблемам молодых супругов, супружеских кризисов и их преодолению, проблема кризисов в супружеских отношениях до сегодняшнего дня остается дискуссионным вопросом. Супружеский кризис как феномен психологических исследований длительное время не являлся отдельным предметом анализа, а изучался в рамах исследований жизнедеятельности семьи, циклов семейного развития. Проблематика супружеских кризисов в молодой семье стала интересовать ученых недавно, при этом темы исследований касаются в основном причин супружеского кризиса, а так же анализа кризиса в контексте супружеских конфликтов. Существуют различия во взглядах на факторы и причины возникновения супружеских кризисов, а также условия их преодоления.
Кроме того, следует указать, что длительное время предметом исследования были именно нормативные семейные и супружеские кризисы.
Первые массовые исследования семейных кризисов были проведены в рамках теорий стресса и теорий семейного стресса (Э. Дюваль, Р. Хилл, П. Босс, Л. Лаукс, Г. Вебер, С. Хофбол). Исследователями были выделены события, являющиеся стрессорами, приводящими к возникновению кризиса, а также факторы, способствующие преодолению супружеского кризиса.
В рамках семейной психологии, кризис является нарушением жизнеспособности и гомеостаза семейной системы [1]. Соответственно, под преодолением кризиса подразумевается приведение семейной системы в адаптивное состояние, позволяющее ей эффективно функционировать.
Благодаря исследованиям семейных кризисов, проведенным в рамках теории стрессов, выделяются понятия «нормативный кризис» и «ненормативный кризис». На наш взгляд, ненормативный кризис отличается от нормативного по ряду критериев [9].
Первый критерий - это специфика событий, вызывающий кризис. Нормативный кризис возникает на определенном этапе развития супружеских отношений и тесно связан с задачами, которые выполняет семья на данном этапе. Молодая семья проходит три основных этапа в своем развитии: добрачный этап, этап диады и этап появления первого ребенка. В добрачный период важной задачей, стоящей перед супругами, является
формирование готовности к браку, основанной на конструктивных мотивах вступления в брак. Нормативный супружеский кризис возникает, если молодые супруги психологически не готовы к браку и их мотивы носили неконструктивный характер.
На этапе диады происходит создание супружеской семьи, и здесь решаются задачи отделения от родительской семьи, адаптация к новым ролям. Нормативный кризис на этом этапе развития супружеских отношений связан с тем, насколько молодые супруги взаимного приспособились друг к другу, насколько их обоих удовлетворяет брак, как решены вопросы семейной иерархии, границ, проблемы материального обеспечения семьи.
Нормативный кризис на этапе триады связан с решением таких задач, как освоение роли родителя, установление новой семейной иерархии, включение новых функции семейной системы и адаптация к изменившимся условиям. В целом, нормативный кризис - это, по сути, кризис адаптации семейной супружеской системы к меняющимся условиям, это кризис развития. Супружеские нормативные кризисы в молодой семье носят адаптационный характер и имеют трехслойную структуру, в которую входит кризис лидерства; кризис отношений между партнерами; кризис отношений между родительской семьей и молодой семьей [4].
В отличие от нормативных кризисов, ненормативные кризисы вызываются специфическими событиями, которые потенциально могут возникнуть на любом этапе развития семьи. Среди специфических событий, которые вызывают ненормативные кризисы, выделяют: развод; супружескую измену; усыновление детей; невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин; подростковая беременность; смерть одного из членов семьи (ребенка, родителя, супруга и т.д.); изменения в социальном статусе и материальном положении семьи и другие.
Уточняя виды ненормативных кризисов, выделяют следующие часто встречающиеся ненормативные кризисы [3]: кризис развода; кризис измены; кризис тяжелобольного члена семьи; кризис инцеста; кризис смерти одного из членов семьи (включая суицид).
Ненормативные кризисы не связаны с развитием супружеских отношений в частности и семьи в целом. Опасность ненормативных супружеских кризисов заключается в том, что их возникновение имеет незапланированный характер, по сути, они деструктивны и не приводят к изменению способов поведения и здоровой адаптации, с ними сложно справиться или практически невозможно справиться самостоятельно.
Второй критерий - это специфика условий возникновения ненормативного кризиса. Основной особенностью возникновения ненормативного кризиса, является его внезапность, незапланированность. Нормативный кризис развивается постепенно, медленно, плавно. Может затихать при благоприятных обстоятельствах, например, когда один из супругов решает пойти на компромиссное разрешение конфликта. Анализируя события, приводящие к ненормативному кризису, П. Босс выделила и описала следующие типы событий - ненормативный, неоднозначный (неясный) и неволевой [по: 4].
Ненормативные события характеризуются непредсказуемостью и неожиданностью. Примерами ненормативных стрессовых событий могут быть потеря работы, внезапная смерть члена семьи, терроризм [4]. Неоднозначные события - это события, которые семья не в состоянии четко понять и описать, что случилось, с кем и как надолго. Неволевые события - это внешние события, которые в принципе не поддаются контролю со стороны семьи, например, стихийное бедствие. Именно эти перечисленные типы событий приводят к увеличению уровня стресса в семье и делают ее более доступной и уязвимой для кризиса.
Важно, что события, которые приводят к ненормативному кризису, имеют затяжной или хронический характер. Хронический характер события приобретает благодаря тому, что ситуация является устойчивой или не способной измениться. Хронические события, действуя длительное время, истощают внутренние возможности семьи для преодоления кризиса.
Таким образом, возникновение ненормативного кризиса происходит под воздействием ряда условий: внешние затруднения, внезапность событий, приведших к переживанию стресса у супругов, невозможность справиться с кризисом вследствие отсутствия опыта, информации и т.д. [9].
Третий критерий - специфика протекания. При нормативном кризисе супруги могут определить источник его возникновения и обозначить круг проблем, который затрагивает кризис. Супруги могут четко обозначить те проблемные вопросы, которые возникают в супружеских взаимоотношениях: недовольство распределением обязанностей, недовольство частым присутствием родителей другого супруга в семье, или их активное вмешательство в дела молодой семьи. Нормативный кризис затрагивает только одну из семейных подсистем и не распространяется на расширенную семью, касается одного аспекта функционирования молодой семьи.
Ненормативный кризис имеет тотальный характер и затрагивает все сферы супружеских отношений. В ходе ненормативного кризиса изменения затрагивают всю структуру семьи, оказывают влияние на сохранность и эффективное использование семейных ресурсов. Влияют на характер внутрисемейных отношений, на распределение системы обязанностей и ответственности между членами семьи, на уровень активности членов семьи и их способность выполнять определенные функций и задачи, а так же на выполнение функций и задач, которые необходимы на определенном этапе жизненного цикла семьи.
Изменения, происходящие в семье под воздействием ненормативного кризиса, имеют системный характер: влияют на семью как систему в целом и ее функционирование, внутреннюю жизнедеятельность. Ненормативный кризис требует от семьи мобилизации всех возможных внутренних ресурсов, а также влияет на внутрисемейный климат, на эмоциональное и психологическое состояние членов семьи, влияет на атмосферу взаимоотношений.
Четвертый критерий - условия преодоления. Нормативный кризис возможно преодолеть супругам самостоятельно, без психологической помощи, так как он затрагивает какой-то один аспект семейного функционирования. Поэтому у супругов имеются личностные ресурсы, опираясь на которые они могут разрешить ситуацию. Ненормативный кризис - это кризис, который по силе и воздействию является сверхнормативным, у супругов отсутствуют внутренние ресурсы для его разрешения еще и в силу его воздействия на все сферы и функции семьи. Таким образом, супруги не могу справиться без внешней помощи. Для преодоления ненормативных супружеских кризисов требуется ряд внутренних ресурсов всей семьи и каждого супруга в отдельности, которые активизируются в процессе целенаправленной психологической помощи.
Исследования условий преодоления ненормативных супружеских кризисов позволяют выделить внутренние условия (ресурсы), в качестве которых выступают как особенности межличностных отношений, коммуникативная компетентность, так и инициативность, юмор, автономия, близкие отношения, творческий потенциал, нравственность (Дж. Вильямс М. Савин К. Тривет С. Волин). В отечественной психологии выделяют такие ресурсы как семейная поддержка, физическое здоровье, решение проблем, семейные роли и правила, эмоциональная связь в семье, финансовая свобода, семейная коммуникация (А.В. Махнач и Ю.В. Постылякова С. Минухин и др.).
Важнейшей внутренней причиной (психологическим условием) преодоления ненормативных кризисов является устойчивость супружеской структуры. Поскольку решение кризиса предполагает существенные изменения в структуре семьи, переход на новый уровень функционирования и требует существенных изменений, которые при низкой устойчивости могут привести к распаду семьи (П. Кауан, Ф. Уолш). Существуют так же условия, при которых наиболее эффективно реализуются внутренние ресурсы, среди которых выделяют оценку кризисной ситуации и отсутствие латентных нарушений (В. Юстицкис, Э. Эйдемиллер [8]). Отдельную группу условий преодоления ненормативного супружеского кризиса составляют внешние условия - организация психологической помощи и самопомощи.
Таким образом, анализ условий преодоления ненормативного супружеского кризиса показывает, что для его преодоления требуются определенные психологические условия. Необходимые психологические условия можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние психологические условия, в свою очередь, подразделяются на две группы: первая группа - это совокупность внутренних причин преодоления ненормативных кризисов, или семейные ресурсы, в качестве которых могут выступать различные семейные характеристики и возможности; вторая группа - это условия процесса, необходимые для активизации внутрисемейных ресурсов и адаптивных семейных копинг-стратегий. Поскоку особенностью ненормативных кризисов является сложность их преодоления без внешней помощи, то семье необходимы внешние условия, в качестве которых вступают методы и приемы психологической самопомощи; методы совместной семейной помощи; методы профессиональной психологической помощи.
Исследование проблемы ненормативного супружеского кризиса показывает важность его диагностики и выявления, в связи с этим возникает задача определения диагностического инструментария. Анализ имеющихся диагностических методов показывает отсутствие специальных диагностических методик на выявление ненормативного супружеского кризиса. Наличие кризиса в супружеских отношениях позволит выявить методика «Опросник удовлетворенности браком» (В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова). Специфические особенности ненормативного кризиса, связанного с его тотальным влиянием на все сферы супружеских отношений, позволят выявить следующие методики: опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова), который может быть использован для выявления качества кризиса в плане ненормативности. На наш взгляд, при ненормативном кризисе опросник покажет значительную рассогласованность в шкале ценностей и рассогласованность по большей части шкал, отражающих функции семьи, а особенно проблемной в плане согласованности будет являться эмоционально-психотерапевтическая шкала.
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман) позволит выявить ненормативный кризис по высокому показателю уровня конфликтности между супругами в целом, а так же конфликтность будет просматриваться по большинству блоков, поскольку ненормативный кризис затрагивает все сферы функционирования семьи и имеет тотальный характер воздействия.
Кроме того, целесообразно использовать дополнительный метод исследования в виде структурированной беседы на тему имеющегося супружеского кризиса. Данная беседа даст дополнительную информацию по характеру кризиса. Далее приводятся возможные вопросы для беседы.
1. Считаете ли вы, что ваши супружеские отношения переживают кризис?
а) да; б) нет.
2. Можете ли вы определить, как давно отношения стали переживаться как кризисные?
а) давно; б) совсем недавно; в) сложно определить.
3. Можете ли вы точно определить, какие события послужили точкой возникновения разногласий и семейных конфликтов?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
4. Можно ли сказать, что конфликтные ситуации в семье проявляются иногда?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, в каких семейных вопросах у вас возникают разногласия?
а) отдельные вопросы; б) несколько вопросов являются темой для разногласия; в) по большинству вопросов не можем достичь согласия.
6. Какие способы выхода из кризиса вы считаете возможным в вашей ситуации?
а) вопрос решится сам со временем; б) буду стараться прилагать усилия для его разрешения самостоятельно; в) требуется профессиональная помощь;
г) помощь друзей или родственников.
Анализ результатов беседы: ответ «да» на первый вопрос показывает наличие или отсутствие кризиса и позволяет убедиться, что субъективно отношения переживаются как кризисные. Ответ «давно» и «сложно определить» на второй вопрос свидетельствует о ненормативности кризиса, поскольку ненормативный кризис носит затяжной характер и невозможно определить время его возникновения. Ответ ответы «б» и «в» в третьем вопросе покажут, что кризис ненормативный. Возможно, что респондент точно будет знать причины развития кризисной ситуации, и тогда уместным будет вопрос об уровне стресса. Например, «Насколько причина кризиса является для вас тяжелой?». Ответы «б» и «в» в четвертом вопросе характеризуют протекающий между супругами кризис как ненормативный. Показателем ненормативности кризиса в пятом вопросе будет ответ «в», а в шестом - на ненормативность кризиса будут указывать ответы «в» и «г».
Таким образом, использование предлагаемой батареи диагностических методик позволяет не только выявить наличие или отсутствие кризиса как такового в супружеских отношениях, но и определить его характер в плане нормативности или ненормативности.
Выводы. Выделение критериев, разделяющих ненормативный и нормативный кризис, а также проведенный анализ ненормативного кризиса супружеских отношений в молодой семье позволил сформулировать следующее определение. Ненормативный кризис - это кризис, который возникает внезапно под воздействием неконтролируемых событий, носит затяжной характер и не связан с решением задач развития супружеских отношений или семьи, а также влияет на все аспекты функционирования семьи, разрешение которого невозможно без системной психологической помощи.
Литература:
1. Варга И. Я. Введение в семейную системную психотерапию. - М.: Когито-Центр, 2011. - 184 с.
2. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. -СПб.: Речь, 2004. - 368 с.
3. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2008. - 360 с.
4. Осипова Н.А. Психологические особенности супружеских отношений в период кризиса молодой семьи: автореф.дис. кандидата психологических наук. - М., 2006. - 22 с.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: .ВЛАД ОС-ПРЕСС, 2004 - 328 с.
6. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования. - М.: Варсон, 2008. - 400 с.
7. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 288 с.
8. Юстицкис В., Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семби. - СПБ.: Питер, 2008. - 672 с.
9. Hill R Families under Stress.- New-Yoik, 1949. - P. 40-62.
Психология
УДК: 316.776.3
кандидат психологических наук, доцент Лобанова Анна Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Лазаренко Лариса Анатольевна АНОО ВО Кубанский социально-экономический институт (г. Краснодар); кандидат филологических наук, доцент Кульбит Юлия Станиславовна ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ КАК ПРЕДИКТОР ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНОГО ПОИСКА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматриваются коммуникативные барьеры, возникающие в процессе межличностного взаимодействия и анализируются подходы к коррекции данного феномена в контексте интегративного запроса таких областей знания как социальная психология и филология.
Ключевые слова: барьеры в общении, коммуникативные барьеры, психологические барьеры, микробарьеры, фасцинация, фонетические барьеры, семантические барьеры, стилистические барьеры.
Annotation. The article considers communicative barriers that arise in the process of interpersonal interaction and analyzes approaches to the correction of this phenomenon in the context of the integrative request of such areas of knowledge as social psychology and Philo logy.
Keywords: communication barriers, communication barriers, psychological barriers, microsurgery, fascinate, phonetic barriers, semantic barriers, style barriers.
Введение. Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.
Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда. По мнению Е.Г.Архиповой, динамика преодоления коммуникативных барьеров может быть различной в зависимости от индивидуально-типологических особенностей собеседников и среды микросоциума [1].
Формулировка цели статьи. Интеграция подходов социальной психологии и филологии к анализу генезиса и подходов к коррекции коммуникативных барьеров в общении является лейтмотивом поиска таких приемов и способов устранения барьеров в межличностном общении, которые позволят оптимизировать эти процессы. Сам по себе барьер в общении часто называют «невидимой стеной», которая возникает между партнёрами и мешает им понимать друг друга, «видеть» другого таким, какой он есть, а порой и себя. Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные. В качестве основных концептов можно выделить следующие: следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры); постараться создать комфортную атмосферу во время общения; активно использовать чувство юмора, которое всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу; слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию; и, конечно же, посещать социально-психологические тренинги [2].