Научная статья на тему 'Феноменологическая арт-терапия в психологической подготовке супружеских пар к рождению ребенка'

Феноменологическая арт-терапия в психологической подготовке супружеских пар к рождению ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феноменологическая арт-терапия в психологической подготовке супружеских пар к рождению ребенка»

УДК 618.2:615.851

Д.Г. Трунов

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР К РОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА

Арт-терапевтические занятия являются частью комплексного курса, предназначенного для подготовки супружеских пар к рождению ребенка, которые проводятся с 2001 г. в школе «Радуйся жизни», организованной при содействии Союза женщин г. Перми и горздравотдела. В школе работают самые разные специалисты: акушеры-ги-некологи, педиатры, психологи, психотерапевты, андролог. Кроме этого в программу школы включены музыкальные занятия и лечебная физкультура. Вместе с другими занятиями школы арт-терапевтические занятия предназначены для информационной и психологической подготовки беременных женщин и их супругов к процессу родов и знакомства с новыми для них ролями матери и отца [5, 9)

Арт-терапия - то метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства [1]. В более узком смысле под арт-терапией чаще всего понимают использование визуальных изобразительных средств и соответствующих материалов [4]. Здесь важно отметить, что арт-терапия - это не самостоятельная психотерапевтическая парадигма, а лишь инструментарий, набор эффективных техник, которые могут использоваться представителями различных школ и направлений психотерапии. В связи с этим возникает вопрос: какая психотерапевти-

ческая парадигма должна быть положена в основу арт-терапевтических занятий как наиболее адекватная тем целям и задачам, которые ставит перед собой программа подготовки супружеских пар к рождению ребенка.

Сравним здесь два психотерапевтических подхода (парадигмы), в рамках которых могут быть использованы арт-те-рапевтические техники. Первый подход -аналитический - концептуально опирается на схемы, выработанные в рамках психодинамического направления (теории 3. Фрейда, К. Юнга и других последователей психоанализа). Второй подход - феноменологический - объединяет представителей экзистенциально-гуманистического направления (гуманистическая психология А. Мас-лоу, психотерапия К. Роджерса).

Аналитический и феноменологический подходы

На наш взгляд, существуют некоторые принципиальные различия между этими двумя подходами, которые влияют на профессиональную позицию арт-терапевта.

1. Аналитик - представитель психодинамической парадигмы - рассматривает («анализирует») предоставляемый человеком материал с точки зрения какой-либо «внешней» концепции, которая считается «объективной» но отношению к этому материалу. Что касается феноменолога - представите-

ля экзистенциально-гуманистической парадигмы, - то он воспринимает проблемную ситуацию человека исключительно через «внутреннюю», субъективную и уникальную («феноменальную») точку зрения самого человека. Индивидуальный мир человека, его Я-концепция - это единственная система отсчета, на которую опирается феноменолог в своей работе. Отсюда различное отношение аналитика и феноменолога к процессу арт-терании и его результатам.

2. Для аналитика арт-терапевтиче-ская экспрессия - это дополнительный материал для психоаналитических интерпретаций. Например, в элементах и образах арт-терапевтического продукта он видит символическое проявление бессознательного. Для феноменолога арт-терапевтический процесс - это еще одна возможность для самовыражения, для актуализации личностного потенциала человека, возможность проявить себя, ощутить свое существование (экзистенцию).

3. Если аналитик ищет в арт-тера-певтическом продукте знакомые ему символы и структуры, с помощью которых он пытается уложить человека в ту или иную известную ему концептуальную схему («комплекс», «архетип», «матрицу» и т.д.), то феноменолог всегда встречается с чем-то особым и новым, поскольку он видит в арт-терапевтическом продукте проявление уникальности человека, его принципиальной неповторимости.

4. По сути дела, интерпретация аналитика есть не что иное, как психодиагностический процесс со своими заранее

определенными представлениями о норме, о «правильном» развитии психики, об «отклонениях» от него, «задержках» и пр. Для феноменолога же понятие нормы перестает иметь практическое значение, поскольку оно растворяется в многообразии человеческого (психологического, социального, культурного и пр.) опыта.

5. Понимание человека (проблемы) для аналитика состоит в постановке объясняющего диагноза. В связи с этим задача аналитика — отстраниться от «объекта» и не мешать ему «проецировать» свое бессознательное на внешний материал. Напротив, для феноменолога понимание состоит, прежде всего, в описании (воспроизведении) внутреннего мира человека с помощью внешних знаков. Поэтому феноменолог эмпатически проникает в жизненную ситуацию человека и активно помогает ему найти язык, с помощью которого эта ситуация (проблема) может быть воспроизведена.

6. Объяснение (интерпретация) аналитиком материала, предоставляемого клиентом, не может существовать без особого, присущего той или иной аналитической концепции терминологического аппарата. Даже если аналитик старается «фильтровать» свою речь, он тем не менее продолжает думать на соответствующем концептуальном языке. Этот специализированный и стандартизированный язык (как и породившая его концепция) является привнесенным извне, чуждым и часто не совсем адекватным тому материалу, который он описывает. Другая ситуация

складывается в случае феноменологического описания, которое принципиально использует лишь общедоступную лексику, которая понятна носителю языка без дополнительных толкований. И на этом родном языке феноменолог помогает человеку составить индивидуальное описание личностного материала.

Значение авторского комментария в арт-терапии

Вероятно, любой арт-терапевт (будь он аналитик или феноменолог) придает большое значение описанию рисунка, сделанному самим автором (мы здесь не говорим о «специалистах», которые ставят «диагнозы» заочно - только глядя на рисунок). В то же время даже к этому описанию отношение может быть различным в зависимости от исповедуемой арт-терапев-том парадигмы. Для аналитика, например, описание рисунка, данное автором, - есть еще один шаг к интерпретации (постановке диагноза): аналитик мысленно «переводит» слова, используемые автором в его описании, на язык своей аналитической концепции.

Как уже говорилось, для феноменолога принципиально важно, чтобы арт-те-рапевтический продукт не был предметом для внешней интерпретации, здесь акцент полностью переносится на авторскую интерпретацию. Описание работы, сделанное самим автором, имеет значение для феноменолога само по себе - без дополнительных толкований и диагностических процедур. Авторская интерпретация в том виде, в каком она есть, является, по сути, целью

феноменологического подхода. Дело в том, что очень трудно совместить продуктивное действие (творческий акт) и действие рефлективное (описание и осмысление продуктов творчества), поскольку рефлексия (как самонаблюдение) часто нарушает спонтанность, а значит, естественность экспрессивного творческого процесса. Поэтому, выразив себя сначала во внешних знаках (арт-терапевтическом материале), человек затем осуществляет рефлексию, то есть комментирует продукты своего творчества. С помощью этого описания достигаются следующие эффекты:

а) дополнительная вербальная экспрессия приводит к катарсическому эффекту - «выговыриванию» и освобождению от эмоционального груза;

б) практически любая попытка выразить в словах свой психический опыт приводит к его прояснению и упорядочиванию;

в) это означает, что самоописание есть основа для самопонимания и самоосоз-навания;

г) самоописание без завершающего комментария специалиста утверждает право человека как на самовыражение, так и на собственное мнение по поводу этого самовыражения;

д) такое самоописание укрепляет ощущение своего собственного основания, или «субъектности»(от лат. subject - «подлежащее», или «лежащее в основании»), в отличие от аналитической ситуации, где окончательное слово имеет диагност-анали-тик, а клиент является лишь объектом его исследования.

Таким образом, для аналитика арт-терапевтический продукт (вместе с его последующим описанием) является посредником между автором и его диагнозом, а для феноменолога - посредником между автором и его собственным пониманием себя.

Цели и задачи

арт-терапевтических занятий

В основе арт-терапевтических занятий в школе «Радуйся жизни» лежит феноменологический подход, выбор которого обусловлен следующим:

I. Клиенты школы не являются «пациентами» (то есть «больными») с точки зрения психотерапевта, а целью арт-тера-певтических занятий не являются «диагностика» и «лечение».

II. Феноменологический подход обеспечивает непринужденную атмосферу занятий и спонтанную арт-терапевтическую экспрессию, поскольку исключает тревогу, связанную с ожиданием оценки или интерпретации работ (рисунков). Мы считаем, что аналитический подход, направленный на интерпретацию (психодиагностику), напротив, вызывает у участников арт-те-рапевтической группы психологическое напряжение, мешающее спонтанному самовыражению.

III. Феноменологический подход, утверждая ценность авторского описания, способствует развитию самосознания участников, их уверенности в себе.

Поэтому, на наш взгляд, именно феноменологический подход более всего соответствует тем целям и задачам, которые ставит арт-терапевт на своих занятиях в

школе В. 8]. В частности, наши арт-тера-певтические занятия преследует три главные цели.

1. Экспрессивную - обучение участников группы навыкам выражения своего внутреннего опыта (чувств, ощущений, желаний, мыслей и т.д.) с помощью изобразительных средств. Такая экспрессия способствует снятию психического напряжения и самопониманию.

2. Психокоррекционную - аутогенное психотерапевтическое воздействие участников на свое психическое состояние. Главные особенности такого воздействия - опосредованность (использование изобразительных средств), недирективность (добровольность), экологичность (соответствие индивидуальным психическим особенностям участников).

3. Идентификационную - помощь участникам группы в принятии ролей матери и отца, в прояснении своих супружеских задач, в том числе в период беременности и послеродовой период [7]. Безусловно, достижение последней цели может осуществиться лишь в комплексе с другими занятиями школы.

Основные задачи арт-терапевтического курса сводятся к обретению участниками группы следующих навыков:

1) обучение простейшим изобразительным техникам;

2) умение адекватно выражать свой внутренний опыт через внешние средства (аутентичная изобразительная экспрессия);

3) развитие способности самопонимания (рефлексии);

4) обретение опыта психологической саморегуляции.

Структура и содержание apt-терапевтических занятий

Арт-терапевтические занятия проводятся в группе, состоящей из 10 человек (5 супружеских пар). В начале занятий участники знакомятся с целями, задачами и принципами феноменологической арт-терапии. Каждая встреча (1-1,5 часа) включает в себя разминочные и тематические упражнения.

А. Разминочные упражнения весьма многочисленны; чаще всего они направлены на развитие изобразительных навыков, на знакомство с разнообразными арт-те-рапевтическими средствами и техниками, на вхождение в творческое состояние. Для примера приведем инструкции некоторых разминочных упражнений.

1. Намочите водой лист бумаги. Наберите на кисть краску, которая вам больше всего нравится в данный момент, и положите ее на лист бумаги. Посмотрите, что получилось. Поводите кистью по бумаге, понаблюдайте, как это отражается на вашем состоянии. Попробуйте разные краски: приятные и те, которые вам кажутся неприятными. А теперь назовите выбранные вами краски словами, которыми вы обычно обозначаете чувства или настроение.

2. Возьмите какую-нибудь краску, которая вам нравится в данный момент, и нарисуйте любую линию в любом месте вашего листа. Остановитесь на некоторое время и ощутите впечатление, которое производит на вас эта линия. Теперь про-

ведите еще одну линию. Пусть она чем-нибудь отличается от предыдущей. Затем проведите третью, четвертую и т.д. Выберите линии, которые вам нравятся и которые не нравятся. Прокомментируйте ваш выбор.

Б. Тематические упражнения представляют собой задания, которые содержательно связаны с основной тематикой школы и направлены на арт-терапевтиче-скую экспрессию и самоисследование. Ниже представлены краткие инструкции для упражнений, включенных в тематическую часть арт-терапевтических занятий школы «Радуйся жизни».

Первая тема - «Беременность». Представьте в центральной части листа овальную область. Заполните этот овал, любыми красками и образами, которые соответствуют тому, как вы ощущаете своего ребенка, который живет сейчас внутри вас. Пусть область, расположенная вне овала, — это мир, который окружает вашего ребенка. Заполните это пространство.

Вторая тема - «Рождение». Представьте те чувства и ощущения, которые наполняют процесс рождения ребенка: до, во время и после родов. Попробуйте найти краски, образы или символы, которые выразят их, которые ассоциируются у вас с этим процессом.

Третья тема - «Будущее моего ребенка». Нарисуйте в центре своего ребенка в любом возрасте. А вокруг нарисуйте предметы, занятия, людей и пр. — все то, что вы связываете с будущим вашего ребенка в этом возрасте.

Четвертая тема - «Наша семья». Это задание можно выполнять в паре. Ваша задача - нарисовать свою семью. Вы можете выбрать любую манеру для рисования: более или менее реалистическую, «детскую» или абстрактную Это может быть некий символический образ вашей семьи.

После выполнения рисунка каждый участник комментирует его и таким образом делится с другими участниками эмоционально значимой информацией. Так создается единое терапевтическое пространство, в котором участники обмениваются своим психологическим опытом, учатся друг у друга или, напротив, еще больше убеждаются в своих собственных представлениях.

Результаты

В целом оценка результатов программы школы «Радуйся жизни» проводится на основании наблюдения за успешностью прохождения родов и послеродового периода, за тем, насколько родители справляются со своими функциями, и за тем, насколько ребенок соответствует нормативам развития. В рамках настоящего сообщения нас интересует избирательная оценка результатов арт-терапевтических занятий. Основная информация об эффективности этих занятий, то есть о том, насколько достигнуты поставленные арт-терапевтом цели, может быть получена главным образом на основании опроса участников [2] В результате полученных от участников впечатлений по поводу занятий выявлены следующие группы эффектов арт-терапии, которые мы свя-

зываем с выбранным нами феноменологическим ПОДХОДОМ:

1. Снижение психического напряжения (об этом свидетельствуют такие высказывания участников: «Хорошо отдохнули», «Отвлеклась от забот», «Можно расслабиться», «Никогда не думал, что можно получать удовольствие от рисования», «Была возможность просто поговорить о том, что думаешь»).

2. Рефлексия и самопонимание (примеры высказываний: «Лучше стала понимать себя», «Когда рисуешь, есть возможность подумать и разобраться», «Хорошо, что можно не просто порисовать, но и поговорить об этом», «Как будто смотришь на свою жизнь со стороны»),

3. Обогащение новым опытом и новыми моделями поведения (примеры высказываний: «Узнала, как об этом думают другие», «Интересно было послушать других», «Не знала, что об этом можно так думать», «Не думал, что можно рисовать на такие темы»).

4. Улучшение взаимодействия и взаимопонимания в супружеской паре (примеры высказываний: «Обнаружила новые грани своего мужа», «Мне было любопытно, что нарисует по этому поводу муж», «Никогда не думала, что мой муж будет говорить на такие темы», «Было очень интересно рисовать вместе с женой свою семью»).

5. Утверждение позитивного отношения к родам, материнству и отцовству. Последний эффект, безусловно, является результатом комплексного воздействия всех занятий школы «Радуйся жизни»

Таким образом, мы считаем оправданным и полезным включение арт-те-рапевтических занятий в комплексную информационную и психологическую подготовку супружеских пар к рождению ребенка. При этом мы рекомендуем строить арт-терапевтические занятия на основе феноменологического подхода как наиболее адекватного целям и задачам, которые ставят перед собой подобные комплексные курсы.

Библиографический список

1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А И Копытжа. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с,

2. Брутман, ВН. Методики изучения психологического состояния женщин во времени беременности и родов / В.И. Брутман, Г.Г Филиппова, И.Ю Хамитова // Вопросы психологии. - 2002. - N03. - С. 110-118.

3. Васильева, ОС. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект / О.С. Васильева, Е.В. Моги-левская II Психологический журнал. - 2001. -Т. 22. - N01. - С. 82-89-

4. Копытин, АИ. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Лань, 1999

5. Мещерякова, СМ. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова Ц Вопросы психологии. - 2000. - N05. -С. 18-27.

6. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И Копытта. - СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

1 .Филиппова, ГГ. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова И Вопросы психологии. - 2001.

- No2. - С. 22-36.

8.Хоган С. Самоидентичность, сексуальность и материнство / С. Хоган И Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии.

- 2001. - Т. 4. - No2. - С. 16-38.

9 Хозиева, М.В. Психологические проблемы подготовки к материнству / М.В. Хозиева, О.А. Черияйкина // Журнал практического психолога. - 2000. - N&8-9. - С. 88-104.

D.6. Trunov

PHENOMENO LOGICAL ART-THERAPY IN PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF MARRIED COUPLES FOR CHILD BIRTH

Role of art-therapeutic studies in complex program of information and psychological preparation of married couples for child birth has been considered in the paper. Two principally new approaches to art-therapy - analytical and pheno-menological - were compared. Application of phe-nomenological approach to art-therapeutic studies as the most adequate one to aims and targets of psychological preparation for delivery is grounded. Structure and content of art-therapeutic studies, examples of exercises and their results are described.

Keywords: phenomenological approach, art-therapeutic studies, psychological preparation, child birth.

Пермский государственный университет Материал поступил в редакцию 15.04.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.