Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1999.
2. Гребёнкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе педагогического образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Л. К. Гребенкина. -М., 2000.
3. Деркач, А. А., Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, практика / А. А. Деркач, О. В. Москаленко. - М.: РАГС, 1999.
4. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. - М., 2000.
5. Климов Е. А. Психология профессионализма / Е. А. Климов. - Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1993.
6. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (опыт, критерии изложения, прогнозирования) / Н. В. Кухарев,
В. С. Решетько. - Минск: Адукация 1 выхование, 1996. - Ч. I, II.
7. Маркова, А. К. Психология труда учителя: книга для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993.
8. Рогов, Е. И. Личность в педагогической деятельности / Е. И. Рогов. -Ростов-н/Д: Феникс. 1996.
9. Равкин, 3. И. Образование: идеалы и ценности. Историко-педагогический аспект / 3. И. Равкин. - М.: ИТПИО РАО, 1995.
10. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1994.
УДК 378
Л. И. Лурье
ФЕНОМЕН ВЫДВИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ В РЕГИОНЕ
Во все исторические эпохи появлялись личности, авторитет которых, основанный на признании широкими слоями общества, существенно способствовал не только пониманию действительности, но и ее преобразованию. Их относили к особому слою общества - элите. Элита может быть самой разнообразной - социальной, интеллектуальной, политической, экономической и даже преступной. Ее представляют личности, наделенные огромной энергией, направленной на достижение результата, возможно, далекого и трудного. Это их и отличает от большинства людей, чаще ограничивающихся лишь участием в процессе. Представитель элиты - прежде всего, влиятельный для некоторого социума человек. Он может даже не иметь высокой должности. К сожалению, в России элитарность обычно связана с сохранением влияния, благодаря высокому положению в государстве и наличию денег, но далеко не всегда является актом общественного признания. Но благополучие той части элиты, которая заинтересована в развитии об-
щества, является предпосылкой для благополучия всей страны. Профессиональная элита и есть новый нарождающийся социум, который при всей своей противоречивости призван продвинуть Россию по пути модернизации. Именно через образование возможна ротация элит, отражающая возникновение принципиально новых подходов в развитии общества.
О. Крыштановская указывает, «что элита суть социальная группа, насквозь пронизанная неформальными отношениями, которой присущи такие черты, как групповое сознание, замкнутость, сплоченность и автономия от других страт общества. Принадлежность к элите больше похожа на членство в эксклюзивном клубе, чем на формальную идентификацию себя с абстрактным классом. Каждый в элите знает каждого, степень его лояльности и интересы. Элита объединена сговором и тайной “круговой порукой”. Элита -самосохраняющийся (а иногда и самовоспроизводящийся), эксклюзивный, замкнутый сегмент общества. Власть в ней репрезентируется богатством и престижем. Определяющей чертой элиты, выражением ее внутренней природы становится охрана неравенства, что и делает ее группой, отгороженной от масс» [5]. Несмотря на сложность и противоречивость элиты, ее сущностное стремление к неравенству и потребность в дистанцировании от окружающих, демократическое общество во многом заинтересовано в ее существовании. Потребляя многие блага от общества, элита много и дает обществу, обеспечивая в конечном счете справедливость как основу социальных отношений. Если в советское время средства массовой информации были сосредоточены на успехах трудящихся масс, то в современной России основное внимание уделяется элитам - вершителям успеха многих региональных начинаний.
Система непрерывного образования «школа - вуз» для региона - основа формирования общественно важного слоя профессиональных и социальных лидеров. Отсутствие ясной позиции официальных властей по отношению к профессиональной элите не означает отсутствия проблем, связанных с ее формированием. На смену партийной номенклатуре в настоящее время все более активно приходит новое поколение лидеров, управленцев, включающее в себя лучших представителей той или иной специальности. До настоящего времени задача выдвижения лидеров - профессиональных и социальных - не ставилась самостоятельно. Хотя именно они способны стимулировать конкуренцию на рынке труда, а значит, положительно влиять на рост производства. В этом состоит существенный вклад системы образования в развитие рыночных отношений. Актуальным становится вопрос: «Должна ли система образования пестовать элитарность или же “не видеть ее”, стремясь во что бы то ни стало обеспечить равные образовательные возможности?» Анализируя современное положение страны, Ю. Афанасьев приходит к выводу, что кризис России связан с кризисом политической элиты: «Политическая средняя школа, специальное высшее образование, комсомольская, партийная и профсоюзная школа вкупе с практикой коридоров власти сформировали ту политическую элиту, которая не выдержала противостояния с политической элитой Запада. ... Возросшая скорость перемен сделала социально опасной неизменную личность с фиксированными обязанностями, которая в предшествующие времена была находкой для общества» [ 1 ].
Социальный или профессиональный лидер - это не акт самоидентификации. Этот термин не может быть самооценкой. По словам В. О. Ключевского, «талант прекрасен, когда себя не сознает». Однако если его не сознает общество, то наступает забвение важного ресурса его развития. Острая, критическая оценка действительности, доступная интеллектуалам, всегда опасна для власти. Но лишь современное образование и культура способны не укрощать и подавлять буйство умственной энергии, а придать ей синергетическую направленность в познании мира и разумно использовать результаты этого познания. В составе множества элит интеллектуальная элита не всегда точно идентифицируется. Обладая мессианским началом, она способна стать вдохновителем тех демократических перемен, которые вызревают в общественном сознании. Более того, в каждом конкретном регионе именно интеллектуальная элита обладает чутьем понимания времени, пространства, ситуации, уклада жизни, чутьем понимания, в котором нуждается власть для того, чтобы, следуя формальной логике управленческих решений, добиться значимых результатов в их реализации по развитию регионов. Р. Г. Резаков считает: «Интеллектуальная элита представляет собой некий “заповедник” общечеловеческих духовных ценностей, то самое горнило, в котором выплавляется культурный и цивилизационный прогресс. Если политическая элита ответственна за успехи и неудачи в социально-политической сфере, то интеллектуальная элита отвечает за то, каким будет человечество через 50, 100 или более лет» [8, с. 40]. Общество обязано бережно относиться к воспитанию интеллектуальной элиты. Развитый интеллект способен противостоять авторитарности и стать важнейшим ресурсом демократии - свободного и обоснованного оппонирования власти. Вместе с тем скачкообразный рост социального неравенства, свойственный современной России, приводит и к дестабилизации системы образования. Возникает опасность появления замкнутых, закрытых элит, усиливающих конфронтацию в обществе.
Лидер первоначально заявляет о себе в ограниченных социокультурных пространствах деятельности, обращает на себя внимание региональных сообществ. Региональные лидеры могут формировать региональные элиты. Чаще всего лидеры самостоятельны и самодостаточны. Они фиксируют сегменты социально-экономической активности. Их корпоративная общность в регионах значима и в то же время может оказаться опасна спонтанным экономическим и политическим влиянием, пренебрежением к общественному мнению и государственным интересам. Лидерство может выступать как монополия, диктат, механизм подавления слабых. В этом смысле важной проблемой региональных сообществ является стимулирование активной созидательной деятельности региональных элит. Система «школа - вуз» не просто связывает различные уровни образования, это культурное пространство для взращивания особого типа личностей, способных взять на себя инициативу и ответственность за продвижение социально-экономических преобразований в стране.
Особые, значительные результаты в образовании способствуют формированию интеллектуальных лидеров, способных вырабатывать стратегию, формировать политику в реальных областях научно-технической деятельности. Их широкий кругозор, способность понимать национальные интере-
сы и следовать им в своей работе необходимы сейчас России и ее регионам. Современный высококлассный специалист - это новый тип личности, действующей в напряженных условиях деловой активности при стремительно меняющихся и неопределенных факторах социально-экономической жизни, способный находить нестандартные решения стоящих перед ним задач. Например, профессиональный менеджер по персоналу может выделить более ста параметров, таких как организаторские способности, корпоративность, межличностная совместимость и др., скрупулезно оценивающих подготовленность специалиста. Ему необходимо учитывать в работе также многие другие факторы, которые заявляют о себе весьма неожиданно (проявление коррупции, гендерные и возрастные особенности различных социальных групп и т. д.). Однако все нюансы личностных качеств специалиста невозможно педагогически проектировать. Композиция профессиональных и деловых качеств личности всегда присутствует в единственном «экземпляре» - конкретном результате личностно-ориентированного образования. Поэтому путь подготовки интеллектуальных лидеров заключается в формировании личности и социума, создающих эту композицию. Взаимодействие лицеев и других специализированных учебных заведений с вузами должно быть основано на формировании единого образовательного пространства, соединяющего два вида углубленной подготовки - довузовскую и вузовскую. При этом «углубленность» следует рассматривать шире предметно-деятельной активности, включать в нее социокультурные факторы педагогического воздействия на развитие личности.
Социальные и профессиональные лидеры - это наиболее активная и критически настроенная часть интеллектуального сообщества. Она не нуждается в организационной оформленности. Каждое поколение оставляет матрицу социокультурных воззрений своей эпохи. Пушкинская Арина Родионовна, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтц - знаковые фигуры своего времени. Никому из них не было присвоено право быть символом нации. Но с ними идентифицируется матрица кулыуры соответствующей эпохи. Узнаваемость матрицы отождествляется с духовными символами эпохи и общества. Если эти символы многократно меняются и не приобретают знаковость, то общество приходит в депрессивное состояние.
«Архитекторы» ныне живущего поколения - социальные и профессиональные лидеры - утверждаются в процессе образования, поэтому образование становится барометром эпохи. Региональная система образования является живительной средой для формирования профессиональных и социальных лидеров, способных увидеть в противоречиях и конфликтах настоящего образ нарождающегося будущего. Одним из приоритетов образовательной политики является подготовка региональных лидеров в различных видах профессиональной деятельности и управления социально-экономическими процессами в регионе. Элитарность образования состоит в том, что оно выступает как исполнитель социального заказа на специалиста будущего. Она обозначает уникальность и исключительность результата, который должен быть достигнут в процессе реализации образовательной политики. В дальнейшем такой результат образования должен стать явлением массовым, обязательным для всех обучающихся. Консолидация образовательного сообщества, возникающая в процессе реализации высо-
котехнологичных педагогических задач региональной стратегии образования, способна обнаружить духовное единение граждан региона, увлеченных общей созидательной целью - способствовать зарождению новых культурных традиций, определяющих смысл социально-экономических преобразований в стране. Элитарность выступает как общественная оценка процесса или явления; в то же самое время она обозначает исключительность результата, который должен быть достигнут. И. Болотин и С. Попов отмечают: «В понятие научно-технологической элиты мы включаем специалистов высшей квалификации - ученых, разработчиков, конструкторов, технологов, организаторов производства, обеспечивающих приращение знаний, выдвигающих перспективные научные и технологические идеи, воплощающие их в жизнь», - и приходят к выводу: «Вместе с тем, элита не возникает как результат волевого решения. В своем развитии она проходит самостоятельный путь, в известном смысле даже замкнутый. Свои границы и иерархию она определяет сама, вынося собственные оценки ученым и специалистам, устанавливая неформальные связи между исследованиями, которые прошли аттестацию внутри самого сообщества. Не обладая непосредственной властью, представители элиты, тем не менее, занимают прочные лидирующие позиции в своей отрасли знаний, оказывают значительное влияние на принятие решений в научно-технологической сфере» [3].
В образовании сложившаяся за последнее время жесткая административная вертикаль не позволяет педагогической элите заявить о себе. Становясь негативно настроенными неформальными лидерами, такая категория интеллектуалов способна создать условия для социальных взрывов. Региональные лидеры - динамичная социальная группа, особенно в современном российском обществе, когда происходит частая смена политического курса. Лидерство сопряжено с личной позицией специалистов по ключевым проблемам в профессиональной деятельности и общественной жизни. Для каждого политического курса возможен только свой круг лидеров. Частая смена курса в границах от советского образа жизни до западных стандартов для многих лидеров оказывается неприемлема и в конечном счете инициирует застой. Рассматривая развитие личности средствами психологической практики, Е. Н. Шиянов и С. В. Недбаева подчеркивают: «Образовавшийся в годы застоя дефицит духовности привел к возникновению особого феномена - “игры в личность”. А. Г. Асмолов отмечает, что ценность “быть личностью” только тогда способствует появлению у человека подлинных мотивов, когда происходит смещение мотивации с потребления, в том числе и интеллектуального, на не знающее границ творчество, а его жизнь сливается с жизнью других людей» [13].
Образовательное пространство способно выдвигать социальных и профессиональных лидеров, и потому образовательный процесс должен быть направлен не только на достижение высоких личностно-ориентированных результатов, но и на воспитание сообщества честных и порядочных людей, трудолюбивых, открытых к диалогу специалистов, которые способны в целом формировать уклад профессиональных и общественных отношений, задавать современный стиль жизни. К этой же когорте следует отнести высоконравственного учителя, альтруиста, постоянно жертвующего собой ради юного поколения. Обнаружить и создать такой ресурс в народе - задача об-
разования. Как отметил В. Шендерович: «Уровень демократии - это уровень выживания слабейших» [12]. В конечном счете, именно это проявление демократии должны обеспечить социальные и профессиональные лидеры.
Проблема выдвижения лидеров в современной России осложнена тем, что действующая система управления в самых различных сферах по своей сути не настроена улавливать таланты, нечувствительна к таким качествам управленческих кадров, как честность и образованность. Опасны лжелидеры, возникающие в прокомсомольских молодежных движениях. Не имея ясных духовных ценностей, увлеченные образованщи-ной ради явного карьерного роста, иногда прикрашенные националистическим душком, они создают касту «выдвиженцев» для вертикали власти, крайне опасную для общества.
Острейший кризис промышленного производства связан не просто с резким снижением его объемных показателей, но и с непригодностью прежних механизмов функционирования, отсутствием новых подходов, стимулирующих развитие. Этот кризис усугубляется острыми общественно-социальными проблемами, возникающими перед всей цивилизацией на пороге нового тысячелетия. Несомненно, образование должно стать, прежде всего, силой, консолидирующей общество, способной объединить усилия в различных социально-экономических областях жизни государства, найти оригинальные, нестандартные решения многих проблем, адекватные остроте сложившейся внутренней ситуации. При всей напряженности кризиса возрастает актуальность проблемы обеспечения импульсивного роста промышленного производства. Эта проблема не может быть решена сама по себе, исходя из ресурсов этой системы. Достижение такого роста - результат интеграции усилий различных слоев общества. Образование приобретает общественно значимый смысл, когда возникает понимание его важности в решении судьбоносных проблем, стоящих перед страной. В обществе формируется феномен образовательного сознания, как и правового, экономического и любого другого, жизненно важного для всех. Образовательное сознание приводит нас к пониманию того, что, выходя со своей продукцией на мировой рынок, претендуя на ее высокую конкурентоспособность, следует добиться несомненного лидерства в области профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающего и мировой уровень производства.
Социально-экономический кризис, возникший в стране, усилил процесс обособления территорий. Фактический отказ от отраслевого принципа управления производством и его переход на региональный уровень отражает реалии происходящих изменений. Регионы все больше и больше берут на себя ответственность за решение ключевых проблем развития производств, находящихся на их территории и имеющих общегосударственное значение. Не умаляя значимости регионализации образования, следует признать, что масштабные образовательные задачи, а формирование профессиональной элиты является таковой, нуждаются в активном межрегиональном сотрудничестве и действенной политике центра. Региональные элиты способны формировать вокруг себя сообщества высокой научно-производственной и социальной активности, различные неформальные школы и объединения,
задающие особый культурный фон. Благодаря высокому уровню коммуникации и организации, элиты сублимируют энергию ярких индивидуальностей, задавая обществу стиль социальной активности. Во многих регионах со стремительной быстротой происходит смена социальных и профессиональных лидеров, неоправданный переход многих преуспевающих ученых и специалистов в разряд менеджеров, вызванный стремлением утвердить себя в различных эшелонах властных структур. Это свидетельствует о том, что глубинные процессы, задающие механизмы выдвижения лидеров, еще не заработали. Их запуск следует начинать с системы образования, обеспечения ее вариативности, достижения многообразия личностноориентированных подходов к развитию личности.
Система образования, однако, не может стать отраслью «тяжелой индустрии советского периода». Современный период ее развития - это осознание уникальности каждого человека с точки зрения интересов общества, развития его творческих способностей. Не «массовый порыв трудящихся масс», как в былые времена, а интеллект профессионалов, энергия и страсть мышления способны кардинально изменить производство, обеспечить в нем системные изменения. В образовании профессиональной элиты важны академические свободы. Н. Бердяев утверждал: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы... Детерминирована только эволюция; творчество не вытекает ни из чего предшествующего. Творчество - необъяснимо. Творчество - тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы - бездонна и неизъяснима, она - бездна» [2]. Формирование творческого начала в образовании - важная сторона в пестовании социальной элиты. Такая элита сама по себе источник демократических преобразований в обществе. Н. Бердяев приходит к выводу: «Свобода -безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия. Свобода - колодезь бездонно глубокий, дно его - последняя тайна».
Признание эквивалентности российских документов об образовании и документов об образовании западных стран должно открыть новые перспективы в российском образовании. Это является характеристикой свободного общества и позволит на равных условиях с зарубежными партнерами вести совместную научно-техническую деятельность. Ближайшие десять лет, определяющие период вхождения России в Болонский процесс, - это период осмысления системы образования в контексте подготовки элит, поиска баланса между массовым образованием и элитарным, понимания того, что пиковые достижения в образовании определяют максимальные проявления человека, его духа, что влечет за собой прогресс всего общества в целом.
Среди профессиональных элит в регионах все-таки не сформировались профессиональные лидеры образования, влияющие в значительной мере на региональное сообщество. Интересы образования как системы слабо лоббируются во властных кругах. Это приводит к недооценке роли образования в жизни регионов и всей страны. Важно, чтобы сама система образования способствовала выдвижению профессиональных и социальных лидеров, однако нельзя ставить задачу подготовки элитных специалистов и чисто технологично решать ее. Нужен более широкий, масштабный взгляд на
образовательное пространство. Цели образования не могут быть гарантированы дидактикой образовательной деятельности.
Педагогическая элита - часть интеллектуальной, она сосредоточена на решении множества, казалось бы, прозаических и повседневных проблем образовательной жизни. Но именно эта элита в отдаленных уголках российской глубинки составляет духовную основу жизни местного социума. В российских деревнях школа становится и клубом, и местом организованного досуга различных слоев населения. К школьному' учителю продолжают идти за советом, осознавая при этом его крайне ограниченные возможности в решении многих житейских задач. Система непрерывного образования «школа - вуз» эффективна для формирования династий, вовлеченных в научно-педагогическую деятельность. Трудовые династии, в основном в сфере неквалифицированного труда, были весьма почетны в советское время. Но и тогда, и сегодня в обществе, к сожалению, не стало знаковым пестование интеллектуалов, специалистов высокого уровня, которые ориентированы на достижения интеллектуально-творческой деятельности в направлении социально-экономических преобразований регионов. Во многих странах Запада весьма престижно следовать семейным традициям получения университетского образования в известных университетах. Высокий образовательный уровень там задает статусность элит. Р. Г. Резаков в этой связи выделяет три группы отечественной интеллектуальной элиты: «Первая, куда входят люди настолько талантливые, что смогли преодолеть все трудности формально-бюрократического и партийно-идеологического характера (при этом не исключается роль случая); вторая, к которой относятся люди, достаточно талантливые и чрезвычайно работоспособные, выбившиеся за счет колоссальных перегрузок, возникающих вследствие необходимости работать для продвижения за себя и за “того парня”; третья включает “околонаучных лиц”, претендующих на статус интеллектуальной элиты либо по административной линии, либо имеющих весьма обширные научные связи» [8, с. 40 - 41].
Противоречивая роль элит и неадекватное отношение к ним общества позволяют говорить о необходимости определенной региональной политики по формированию этого чувствительного к социальным изменениям слоя, способного позитивно влиять на деятельность территориальных образований. В этой связи профессиональная элита нужна во всех регионах вне зависимости от их социально-экономической инфраструктуры. Специалисты по наукоемким направлениям - важная составляющая профессиональной элиты. Они формируют основу экономического роста любого региона, которая должна привести к появлению нового типа лидерства в обществе, основанном на высоком профессиональном мастерстве. Несомненную ценность представляет позиция В. Д. Шадрикова о проявлении способностей человека, которые «выражаются в уровне мастерства, искусстве, искусности человека» [10, с. 4]. Это заставляет нас подойти к проблеме подготовки специалиста, не только формируя научную картину мира, но и способность понимать художественные образы, мыслить ассоциативно, строить метафорический ряд в изучаемых явлениях. Межсферное сотрудничество в регионе выступает поэтому не только с точки зрения консолидации интересов различных ведомств в подготовке специалистов, но и фактором,
влияющим на содержание образовательной деятельности, в фокусе которого необходимо сосредоточить многообразие подходов к познанию действительности. Совершенствование духовных способностей раскрывает «назначение человека в мире», что в итоге позволяет ему сделать профессиональный выбор, руководствуясь не только материальными стимулами, но и духовными потребностями своего развития [11].
Отказавшись от признания конечной цели развития общества в виде завершенного состояния, мы делаем выбор в пользу постоянного его обновления. Этот социально-экономический процесс требует объединения большого числа индивидуальностей, определяющих потенциал саморазвития. Становится востребован круг людей, нацеленных на аккумуляцию интеллектуальной энергии общества для решения ключевых проблем его развития. Ценности создания системы подготовки специалистов в субъектах Федерации приобретают общественное признание и значимость для личностной самоидентификации. Системный подход в организации подготовки специалистов позволяет этот процесс сделать до определенной степени педагогически технологичным, целостным, адаптивным к меняющимся условиям российской жизни.
Тенденции развития системы подготовки специалистов определяются ее перспективной концептуально-теоретической проработанностью, позволяющей полученные принципы деятельности адаптировать к условиям перемен, происходящих в мире. Способствуя системным изменениям социально-экономической жизни через наиболее ответственные синергетические области «прорыва», система подготовки специалистов стимулирует упорядоченность состояний и этапов проведения образовательных реформ, утверждение новой роли образования как инициатора многих позитивных процессов в развитии регионов.
М. Кругов выдвинул весьма решительное утверждение: «Источник всех проблем социальной деятельности - внедрение в нее принципа свободы. Введение элементов справедливости в интеллектуальную деятельность автоматически снижает ее эффективность. Если все ресурсы делить между людьми поровну, что подразумевает справедливость, тогда большинство интеллектуалов не получат средств, необходимых им для реализации их созидательного потенциала. Особенно если он гораздо выше обычного» [4]. Образование по углубленным программам, необходимым для подготовки интеллектуалов, - это не элитарная привилегия и не дополнительная платная образовательная услуга. Это напряженный труд, который следует стимулировать и использовать на благо государства. Нормативное финансирование школы при его убогом размере, одинаковом для всех, - это угроза возможности взращивать профессиональных и социальных лидеров, формирующих элиты. В системе высшего образования вообще не выделено на фоне его стандартизации возможностей индивидуального дополнительного фундаментального образования, имеющего вариативные формы и доступные всем студентам.
Система подготовки специалистов способна влиять на социальную организацию общества. Лидеры-профессионалы активно воздействуют на формирование среднего класса, который включает в себя различные слои интеллигенции, осваивающей в условиях рынка новые социальные роли и
меняющей социальный статус. Система подготовки специалистов, имея собственную культурологическую основу, в процессе своей эволюции способна вырабатывать новые культурные традиции общества, способствовать формированию его новой ментальности.
Новая парадигма становления лидерства в науке связана с ведущим положением ученых различных стран, объединенных общими интересами. На смену приоритету отдельного региона или страны в решении каких-либо проблем приходит приоритет научных школ. Оставаясь региональной по характеру социально-экономических отношений, система подготовки специалистов направлена на сотрудничество с другими регионами и мировым сообществом.
В настоящее время возникла опасность разрушения интеллектуальной среды ученого. Возник застой в научно-производственной деятельности, который более всего опасен для тех, кто работает на передних рубежах научно-технической мысли. Такой застой грозит дисквалификацией. На взращивание ученого уходит достаточно много времени. Научно-исследовательская работа по своей природе одновременно глубоко элитарна и демократична. Результаты научной работы практически невозможно планировать, можно говорить о тематике поиска, и совершенно непредсказуемы догадки, к которым могут прийти как молодые, так и маститые ученые, поэтому элитарные формы организации науки сами по себе не будут совершенными.
Понимание социального и профессионального лидерства требует проникновения в сущностные мотивы развития человека, способного к само-изменению и воздействию на окружающий социум. Важнейшая задача образования - воспитание лидера как целостной личности. А. Штейн-зальц размышляет: «Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее “Я”. Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и ... маски. Истинного “Я”, скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное, понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, - лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?» [14, с. 168].
Народ выдвигает героев иногда вопреки идеологии, поэтому лидерство, профессиональное или же социальное, - это ответственность перед собственным народом. Оппонируя власти, общество приходит к осознанию национальной идеи, объединяющей интересы людей для созидательной деятельности. Проводники этой идеи, консолидирующей нацию, - интеллигенция, житейская мудрость, образованность которой способны открыть для общества новые горизонты технического прогресса. Осмысление опыта социалистических утопий не вылилось в образцы творческой самоотверженности, фиксирующей вершины духа в освоении либеральных ценностей. Именно интеллигенция способна преодолеть духовные и нравственные испытания, обозначить точки роста в общественном развитии. В демократическом обществе власть заинтересована в оппозиции. Интеллигенция защищает не себя, а интересы народа. Само понятие интеллигенции к
настоящему времени совершенно размыто. Совестливость и глубокое проникновение в сущностные стороны жизни общества к настоящему времени часто вырождаются в групповые формы проявления лжепатриотизма, основанные на образе врага и комплексе жертвы. Диктат чиновничества, стремящегося утвердить идеологию власти, не всегда совместим с общественными устремлениями. Отстаивая приоритеты интеллектуальной свободы,
С. Куликова определяет интеллигенцию как «социальный феномен, проявляющийся в том, что ее представители объединены высокими духовно-этическими ценностями, гуманистическим мировоззрением, постановкой во главу угла проблем человека и нравственности. Чтобы быть интеллигентом, надо обладать не только умением, но и способностью - теоретической (понятийной) или духовно-практической (художественно-образной, религиозной): действительно знать больше и мыслить лучше, чем другие; иметь личное, общественно значимое отношение к проблемам своего времени; обладать повышенной чувствительностью и умением откликаться на нужды людей» [6, с. 53]. Она подчеркивает: «Интеллигенция - это такая социокультурная общность, представители которой являются субъектами духовного производства, обладающими развитой интеллектуальной и нравственной рефлексией, генетически присущими или развитыми культурно-личностными характеристиками, представленными в единстве».
Исследуя «эффект маски», А. Штейнзальц замечает: «У маски очень много функций, и снимать ее опасно ... совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию»? [14, с. 159 -166]. Французский философ М. Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешения по нескольку раз на дню. Социальный и профессиональный лидер подвержен соблазну проявить через свои властные полномочия дурную человеческую природу, если его жизненный опыт не привел к пониманию того, что всякий человек - бесценное богатство, и миссия лидера -раскрыть это богатство для других людей и перед самим человеком, убедив его в собственных силах. В этом и состоит талант лидера. Доверие к нему возникает из-за способностей видеть в человеке лучшее и использовать его во благо общества. Но это требует от лидера умения заглянуть под маску, определить, что требует коррекции в самом человеке и его маске.
В настоящее время система образования не располагает устойчивой связью с рынком труда. Имеет место избыток дипломированных специалистов, при этом сохраняется дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять обновление производства. Особенно остро этот кризис ощущается в промышленности, наукоемких производствах. Длительная депрессия сферы производства разорвала нить преемственности в воспитании высококвалифицированных кадров. Более того, вхождение России в глобальную систему мировой экономики выявило глубокую неэффективность прежних методов их подготовки. Возникла потребность в глубоком и принципиальном обновлении профессионального образования, при котором могли бы появиться специалисты нового типа, обладающие:
- масштабностью видения проблем мировой экономики и осознанием российского уровня развития соответствующих производств;
- высоким уровнем профессионализма, обеспечивающим конкурентоспособность страны на международном рынке труда;
- глубоким пониманием региональной специфики российского производства, позволяющим с наименьшими затратами преодолевать отставание в ряде областей и сохранять лидерство там, где оно было достигнуто на предыдущих этапах развития;
- способностью организовать коллектив, различные социальные группы, развивая эффективную профессиональную и социокультурную деятельность, формирующую новый уклад жизни в регионах;
- самоорганизованностью в повседневной деятельности, обеспечивающей здоровый образ жизни.
Среди профессиональной элиты существенна потребность в индивидуальных формах самовыражения. Индивидуализм относится к репрезентативным характеристикам данного социума. У профессиональной элиты с присущим ей творческим началом осознание культуры детерминировано иррациональными факторами. Личность, обладающая высоким интеллектуальным потенциалом, не всегда стремится идентифицировать себя с тем социально-экономическим классом, из которого вышла, с той культурной средой, в которой находится, даже с тем укладом и традициями семейной жизни, которые сложились в обществе исторически. Обостренное восприятие действительности, предчувствие нового в результате критического взгляда на происходящее и утверждение оригинальных идей у представителей данной социальной группы может, тем не менее, выражать нереализуемые чаяния общества и государства. Для профессиональной элиты наиболее значимы морфологические черты, не позволяющие сравнивать между собой отдельных людей. Поэтому развитие личности, способной взять на себя лидирующие функции, существенно отличается по своим принципам от развития целого коллектива.
Подготовка профессиональных и социальных лидеров престижна в любом государстве. В. Филиппов, например, утверждает: «США не могли бы стать (и долгое время быть) великой страной, если бы у них не было действительно высокого уровня образовательных учреждений. Другое дело, что, как правило, эти прекрасные школы, колледжи, университеты в США являются элитарными, и их немного. Но, благодаря им, взращивается та необходимая элита, которая и делает погоду в бизнесе и политике во всем мире» [9]. Долгие годы советского периода, опасаясь коварного слова «элита», советская власть не допускала формирования групп социальных и профессиональных лидеров. И тем не менее они вносили решающий вклад в развитие науки, производства, культуры. Именно благодаря их достижениям российское образование считалось «лучшим в мире». Дореволюционная Россия имела богатый опыт обучения людей талантливых, ищущих. Вспоминая гимназические годы, А. Н. Колмогоров отмечал следующее: «Думаю, что очень большое значение имела общая атмосфера в частной гимназии Е. А. Репман. Эта гимназия была организована кружком демократической интеллигенции (из частных гимназий она была одной из самых дешевых по размерам платы за учение). Классы были маленькие (15-20 человек). Значительная часть учителей сама увлекалась наукой (иногда это были преподаватели университета, наша преподавательница географии сама участвовала в интересных экспедициях и т. д.). Многие школьники состязались между собой в самостоятельном изучении дополнительного материала, иногда
даже с коварными замыслами посрамить своими знаниями менее опытных учителей. Делался опыт ввести в традицию публичную защиту кончающими учащимися выпускных сочинений (типа вузовской дипломной работы)». И, конечно же, особое место в истории мирового образования занимает Царскосельский лицей, который сумел создать непревзойденные образцы гениальных педагогических достижений, способствовавших выдвижению социальных и профессиональных лидеров в те далекие времена.
Интеллектуальная элита нуждается в пестовании - заботливом, любовном выращивании, при котором истинный талант способен понять и оценить, насколько трудно в условиях нынешнего кризиса обеспечить высокий уровень образования. Воспитание профессиональной элиты в системе непрерывного образования «школа - вуз» выступает еще и как фактор осознания общности судеб тех, кто достиг высокого профессионального мастерства, с судьбой России.
Сознание уверенных в себе, преуспевающих специалистов с некоторого момента устойчивого карьерного роста обедняется явной экстраполируемой предсказуемостью будущего. Она основывается на умиротворяющей дух повседневности. Становление профессионального лидера и содержательно, и эмоционально сопровождается глубинными вулканическими процессами внутренних переживаний, страстей, порывов, обретения ценностей, достижимость которых всегда находится под вопросом. Формирование воли в достижении трудных целей требует активного вовлечения физической культуры человека, подсознательно усиливающей защитные силы человека в преодолении жизненных стихий в самом широком смысле. Однако первые жизненные успехи далеко не всегда приводят к пониманию физического развития как основы жизненного успеха. Соблазн успокоенности достигнутым, комфортность бытоустройства создают иллюзию «вечной идиллии». Парадокс состоит в том, что современный человек критерием успеха считает достигаемое в явных и конкретных формах, а не устойчивый темп в продвижении вперед. Физическое здоровье человека, проходя яркий этап расцвета молодости, подчиняет в последующем жизнь человека преодолению тенденций старения. Чем активнее человек устремлен к достижению формальных рубежей роста, тем глубже опасность разрыва его интеллектуального потенциала и физического здоровья. Физическая культура придает смысл всем другим достижениям человека, выявляя их иерархическую значимость. Она позволяет обнаружить аксиологические символы жизнедеятельности человека, ее обоснованности в наиболее общих предпосылках бытия и необходимости следования нормам добра, красоты, справедливости.
В условиях свободного общества задача подготовки профессиональной элиты педагогически гораздо сложнее. Если действовавшая в доперестроечные времена «целевая интенсивная система подготовки специалистов» менее всего интересовалась образовательными интересами человека, то формирование специалистов высочайшей квалификации сегодня есть результирующий вектор усилий общества, государства и личности в решении сложнейших социально-экономических проблем, поэтому образовательная задача подготовки профессиональных кадров такого уровня носит и прогностический характер. Еще не ясны особенности нарождающегося социу-
ма - профессиональной элиты, его ментальности, социальной роли, но уже требуется отразить в подготовке специалистов свойства нового социального явления, важного для жизни государства.
Становление профессиональной элиты выступает как комплексная проблема реформирования образования. Сегодня нужна программа решения глобальных задач, стоящих пред российским обществом, средствами образования. Формирование профессиональной элиты - меж-сферная, межотраслевая форма деятельности, консолидирующая общество. Заинтересованные в ее существовании стороны способны совместными усилиями обеспечить финансовую поддержку этому процессу Подготовка профессиональной элиты - длительный процесс. Он требует обозначения таких приоритетов, при которых становление нового социума в обществе максимально служило бы его развитию. Духовность и реальная жизнь должны быть совместимы и взаимозаменяемы. Это особенно важно для будущих лидеров, способных возглавить демократические преобразования в стране. Систематическое отслеживание социальных факторов формирования профессиональной элиты, уровень ее профессиональной зрелости - предмет глубокого анализа промежуточных итогов очередной реформы образования и социокультурных процессов в обществе, с ней связанных. Образование профессиональной элиты - новая педагогическая проблема. Она заставляет нас задумываться о жизненных доминантах нового поколения. Какое оно? В какой момент заявит о себе, где эта точка отсчета? Сделает ли оно вызов прошлому? Как утвердит себя в меняющемся мире? Мы смотрим в будущее, пытаемся угадать его звуки, цвета, запахи... Заглядываем в духовный мир человека нового времени, открываем его культурное пространство.
Библиографический список
1. Афанасьев, Ю. Знать, чтобы стать элитой / Ю. Афанасьев // Новая газета. - 2005. - № 10. - 10 янв.
2. Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М.: Фолио, 2004.
3. Болотин, И., Судьба научной элиты / И. Болотин, С. Попов // Социология и культурология. - 1994. — № 4.
4. Кругов, М. Свобода - это несправедливость / М. Кругов // Новая газета. - 2005. - № 4.
5. Крыштановская, О. Общество с безграничной ответственностью / О. Крыштановская // Новая газета. — 2005. - № 5.
6. Куликова, С. Интеллигенция как феномен национального российского образования / С. Куликова // Aima Mater. Вестник высшей школы. - 2004. - № 4.
7. Тихомиров, М. Как сделаться великим человеком / М. Тихомиров, А. М. Абрамов// Первое сентября. - 2003. - № 30 - 26 апр.
8. Резаков, Р. Г. Интеллектульная элита и ее роль в современном мире / Р. Г. Резаков // Педагогика. - 2003. - № 2.
9. Филиппов, В. М. //Известия. - 2003. - 12 июля.
10. Шадриков, В. Д. Деятельность и ее способы / В. Д. Шадриков. - М., 1994.-С. 4.
11. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. - М., 1996.
12. Шендерович, В. У нас даже преступников назначают / В. Шендерович// Новая газета. - 2003. - 25-31 авг.
13. Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева // Педагогика. - 2003. - № 4.
14. Штейнзальц, А. Простые слова / А. Штейнзальц; Ин-т изучения иудаис-тики в СНГ. - М., 2001.
УДК 371
Л. И. Духова, Л. С. Подымова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы описать любое субкультурное образование и оценить его роль и значение, необходимо четко осознать тенденции развития современного общества. Так, одной из основных его особенностей является всемирная глобализация, стремление к единому экономическому, политическому, информационному пространству, следствием чего является стирание многих существующих границ, в том числе национальных, сословных. Традиционное разделение общества по этим признакам становится все менее заметным, играет все менее значимую роль в процессе развития как общества, так и отдельных людей. В повседневной жизни все сложнее удается сохранять национально-культурные традиции, все менее заметной является этническая и сословная принадлежность людей.
Другой важнейшей тенденцией современных условий является культурная дифференциация общества, возникшая в связи с усложнением общественных отношений и проявляющаяся в социокультурных различиях внутри господствующей культуры. Прежде всего, стали заметны межпоколенные различия.
Введение во второй половине 80-х гг. XX в. в терминологический аппарат общественных наук понятия «субкультура» было связано с необходимостью дифференцировать различные культурные образования внутри господствующей культуры общества. Так появились исследования специфических особенностей молодежной, национальной, девиантной и криминальной субкультур.
На сегодняшний день единой установившейся системы взглядов на явление субкультуры нет. Каждая наука (философия, социология, этнология, педагогика) описывает субкультуру с позиций своего предмета и методологии.
Субкультура - это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее в себя трансформированную систему ее ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей (возрастной группы, социального или профессионального слоя и т. д.) [9, с. 66].