Научная статья на тему 'Феномен цейтлин'

Феномен цейтлин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
661
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павловой Наталия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен цейтлин»

ФЕНОМЕН ЦЕЙТЛИН

(к юбилею Стеллы Наумовны Цейтлин, ученого, педагога, первой ласточки детской речи)

Официальные данные: из Википедии: Стелла Наумовна Цейтлин (род. 23 февраля 1938 г.) - советский и российский лингвист. Основоположник научной школы российской онтолингвистики.

Титулы и звания. Стелла Наумовна Цейтлин, доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка, почетный профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» и ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», ведущий научный сотрудник Отдела теории грамматики Института лингвистических исследований Российской академии наук (ИЛИ РАН).

Исследование детской речи и овладения языком имеет давнюю научную традицию, но в качестве научного направления оформилось сравнительно недавно - в последней четверти ХХ века. В России и за ее пределами онтолингвистика ассоциируется с именем Стеллы Наумовны Цейтлин и кафедрой детской речи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (сейчас - кафедра языкового и литературного образования ребенка). Именно доктор наук, профессор С.Н. Цейтлин ввела в отечественную науку прочно закрепившийся термин «онто-лингвистика».

С.Н. Цейтлин - основатель и вдохновитель научной школы российской онтолин-гвистики - нового направления в лингвистике. Начав как классический традиционный синтаксист (в 1972 году Стелла Наумова защитила кандидатскую диссертацию «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика», научный руководитель - А.В. Бондарко, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАН), постепенно расширяя сферу научных интересов, она занялась изучением проблем освоения языка ребенком, в первую очередь - лингвистических причин распространенности в речи детей многочисленных отступлений от языковой нормы. В 1989 году С.Н. Цейтлин защитила докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)».

С 1991 года С.Н. Цейтлин - заведующий первой в России кафедрой детской речи на факультете дошкольного воспитания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, просуществовавшей 20 лет (1991-2011). В работе кафедры объединялись новейшие научные исследования в области лингвистики детской речи с практикой ее преподавания. Сотрудники кафедры представляли собой единый научно-исследовательский коллектив; спектр изучаемых явлений был разнообразен: речь ребенка на ранних этапах, освоение детьми письма и чтения, фонетика, лексика, грамматика детской речи, языковая рефлексия детей, модификация детьми стихотворных текстов, речевая диагностика, освоение русского языка как второго (иностранного), восприятие книги ребенком и др.

В течение 6 лет С.Н. Цейтлин исполняла обязанности представителя России в бюро международной ассоциации исследователей детской речи (1А8СЬ), являясь координатором исследований от России. Принимала участие в двух международных научных проектах, посвященных усвоению детьми грамматики родного языка.

Стелла Наумовна руководит Всероссийским постоянно действующим семинаром по детской речи (онтолингвистике), объединившим специалистов разных областей и направлений, изучающих детскую речь: лингвистов, логопедов, психологов, психолингвистов, связывающим ученых России с научно-исследовательскими центрами за рубежом и являющимся секцией Петербургского лингвистического общества.

Она является заведующим Лабораторией детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, при которой создан обширный Фонд данных детской речи (собрание записей спонтанной речи, родительских дневников, видео- и аудиозаписей).

С.Н. Цейтлин - член редакционной коллегии журнала «Русский язык в школе», который входит в Перечень журналов, рекомендованных ВАК для опубликования результатов научных исследований. Она входит в состав и активно работает в 3 диссертационных советах.

В течение многих лет С.Н. Цейтлин читает базовые лекционные курсы по онтолингвистике и серию спецкурсов в РГПУ им. А.И. Герцена. В течение семи лет читала также спецкурс по онтолингвистике на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Под руководством С.Н. Цейтлин

разработана программа курса детской речи, которая используется в настоящее время во многих университетах России; создана серия учебных пособий по данному курсу.

Автор более 300 публикаций, среди которых монографии «Язык и ребенок: лингвистика детской речи», «Речевые ошибки и их предупреждение», «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи», «Лингвистические этюды», «Словарь детских словообразовательных инноваций», главы в коллективных монографиях по функциональной грамматике (серии «Теория функциональной грамматики», «Проблемы функциональной грамматики», издаваемых в ИЛИ РАН), а также многочисленные статьи на русском и английском языках, председатель оргкомитета ежегодной международной научной конференции «Проблемы онто-лингвистики» (проводится с 1994 г.).

Под руководством С.Н. Цейтлин защищено 16 кандидатских и 25 магистерских диссертаций.

Являлась научным руководителем в 12 научно-исследовательских проектах, получивших финансовую поддержку Минобразования и науки РФ, РГНФ и РФФИ: «Словари детской речи» (1993), «Фонд данных детской речи» (1995); «Исследование процесса усвоения детьми русского письма в норме и при патологии» (1999); «Онтогенез диалогической речи» (1999); «Освоение ребенком родного (русского) языка: ранние этапы» (2006); «Исследование стратегий освоения языка детьми дошкольного и младшего школьного возраста» (государственное задание Минобрнауки РФ); «Инофон в совре-

менном русскоязычном обществе: становление грамматической системы» (20122014) ОИФН РАН», а также участником многих грантов (например, грант РНФ «Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка» (2015). Руководитель проекта «Инофон в современном русскоязычном обществе: становление грамматической системы» (2012-2014) ОИФН РАН.

Неоднократно выступала на симпозиумах, конгрессах и конференциях, проводимых за рубежом (1990 - Будапешт, 1993 и 1994 - Краков, 1996 - Стамбул, 1997 -Вена, 2000 - Кан, 2000 - Турку, 2001 - Ольденбург, 2001 - Берлин, 2003 - Нью-Йорк, 2005 - Берлин). Несколько раз в качестве приглашенного лектора принимала участие в работе зарубежных университетов (Ольденбург, Нью-Йорк, Берлин, Тарту).

С педагогическим коллективом «Череповецкого государственного университета» Стеллу Наумовну Цейтлин связывают давние и прочные отношения. В 1994 году между кафедрой детской речи Института детства РГПУ им. А. И Герцена и кафедрой русского языка и общего языкознания Гуманитарного института ЧГУ был заключен Договор о научном сотрудничестве. В рамках данного Договора в университете начал активную работу филиал постоянно действующего семинара по проблемам детской речи, на заседаниях которого и происходила та научная работа, которая позволила 5 преподавателям ЧГУ, научным руководителем которых стала С.Н. Цейтлин, защитить диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по различным направлениям он-толингвистики. И сейчас Стелла Наумовна - член редколлегия научного журнала «Вестник Череповецкого государственного униветситета».

Одновременно с началом работы семинара в Институте педагогики и психологии, Гуманитарном институте Стелла Наумовна читала лекции по лингвистике детской речи, которые впоследствии стали читать ее ученики -преподаватели ЧГУ.

Кафедра детской речи, руководимая С.Н. Цейтлин, на протяжении всех лет сотрудничества делилась с коллективом преподавателей, аспирантов и студентов нашего университета материалами Фонда данных детской речи, который является крупнейшим в России хранилищем данного материала. Коллеги активно помогали нам и в создании собственной научной библиотеки по детской речи.

В 1998 году кафедрой русского языка и общего языкознания была организована и проведена Всероссийская научная конференция «Проблемы детской речи - 1998» с изданием сборника материалов. Стелла Наумовна стала одним из членов оргкомитета данной конференции и активно способствовала ее проведению.

С 2001 года и по настоящее время в университете проводится школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи», которая объединяет ученых из разных регионов России. Одно из направлений данного семинара - проблемы онтолингвистики, руководит которым С. Н. Цейтлин. Атмосфера доброжелательности, заинте-

ресованности, терпимости к различным точкам зрения отличают заседания секции по онтолингвистике.

Доктора наук, профессора Стеллу Наумовну Цейтлин мы знаем как неординарного талантливого ученого, профессионала, сочетающего ни с чем неизмеримое личное обаяние, душевную и интеллектуальную щедрость и плодотворную научно-исследовательскую работу, отвечающую не только требованиям современной отечественной науки, но и лучшим мировым традициям науки о языке ребенка.

Личные впечатления. Г.Н. Чиршева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой германской филологии и межкультурной коммуникации. Статьи Стеллы Наумовны я прочитала в начале 1990-х годов, когда занялась изучением проблем детской речи и детского билингвизма. Мне хотелось познакомиться с автором этих работ, задать вопросы и обсудить интересующие меня проблемы, поэтому я очень обрадовалась, когда в 1996 году узнала, что Стелла Наумовна приехала в наш вуз (тогда это был еще Череповецкий государственный педагогический институт) читать лекции. Встретившись с ней, я поняла, как мне повезло: она проявила живой интерес к тем проблемам, которые я начала исследовать, дала очень ценные советы, пригласила на конференцию, проводившуюся на ее кафедре в РГПУ им. А.И. Герцена. С тех пор я почти каждый год приезжаю на эти конференции и получаю огромное удовольствие от того научного и человеческого общения, которое царит на этих конференциях, во многом благодаря Стелле Наумовне. Несколько студентов и аспирантов кафедры английской филологии проводили свои исследования под руководством Стеллы Наумовны, участвовали в конференциях, которые она проводила, публиковали свои статьи в сборниках трудов, издававшихся на ее кафедре. Стелла Наумовна поддержала меня в ходе защиты моей докторской диссертации, по которой она была одним из оппонентов и высказала чрезвычайно значимые для моей работы замечания. Каждая встреча со Стеллой Наумовной - огромная удача, стимул для дальнейших исследований. В ней есть то доброжелательное и искреннее внимание к каждому человеку, которое согревает, заряжает радостью и желанием заниматься проблемами детской речи. Вся моя семья очень любит Стеллу Наумовну, благодарна ей за поддержку и желает ей крепкого здоровья и долгих лет творческой жизни.

Е.В. Грудева, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной филологии и прикладных коммуникаций. Со Стеллой Наумовной Цейтлин я познакомилась во время своей учебы в аспирантуре на кафедре русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Стелла Наумовна привлекла мое внимание своими интересными докладами на научных конференциях. Затем, когда в 1997 году Стелла Наумовна стала активно сотрудничать с кафедрой русского языка и общего языкознания ЧГУ, где я работала, многие из наших преподавателей стали посещать семинары, которые проводила Стелла Наумовна. Стелла Наумовна была действующим членом диссертационного совета, который работал в Череповецком государственном университете до 2008 года. Заседания диссовета всегда воспринимались мной как интеллектуальный праздник, здесь царила атмосфера научной дискуссии высокого уровня.

В те же 1990-е годы Стелла Наумовна предложила мне создать англо-русский словарь по детской речи, так как литературы на английском языке по онтолингви-стике было уже много, а русских терминологических словарей в этой области не было. Так родился небольшой учебный словарь «Детская речь: Материалы к учебному англо-русскому словарю по онтолингвистике» (Череповец: ЧГУ, 1998), одним из рецензентов которого выступила Стелла Наумовна. Позже, в «нулевые» годы, наша кафедра решила открыть новую специализацию - «Психолингвистика», в рамках

которой важное место занимал курс «Онтолингвистика»; в разработке программы специализации Стелла Наумовна принимала самое активное участие. Данная специализация, несмотря на ее сложный теоретический характер, пользовалась большой популярностью у студентов-филологов, последний выпуск специализации состоялся в 2015 году.

Стелла Наумовна сыграла очень важную в моей жизни роль - роль «крестной матери» (как она сама себя назвала), когда решался вопрос о моей докторантуре на кафедре общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета: именно Стелла Наумовна рекомендовала мне в качестве научного консультанта по теории языка известного ученого-востоковеда Вадима Борисовича Касевича, и на одном из заседаний Петербургского лингвистического общества в Санкт-Петербурге Стелла Наумовна представила меня Вадиму Борисовичу. Позже Стелла Наумовна была одним из рецензентов моей докторской диссертации по теории языка.

В настоящее время нас связывают общие профессиональные интересы, Стелла Наумовна принимает активное участие, в том числе в формате скайп-конференций, в работе нашей, ставшей уже традиционной, школы-семинара «Порождение и восприятие речи», а мы приезжаем на традиционные международные конференции по детской речи в Санкт-Петербург. Я считаю, что Стелла Наумовна Цейтлин внесла очень значительный вклад в подготовку научно-педагогических кадров в Череповецком государственном университете, в установление прочных научных и дружеских связей между Череповцом и Санкт-Петербургом.

Я сердечно поздравляю Стеллу Наумовну с юбилеем и желаю ей крепкого здоровья, новых профессиональных успехов, в том числе выхода ее новых книг, читать которые доставляет истинное удовольствие, талантливых учеников и заинтересованных коллег.

Н.П. Павлова, кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования, общей и социальной педагогики, защитила диссертацию под руководством С.Н. Цейтлин. Мое знакомство со Стеллой Наумовной Цейтлин состоялось задолго до личной встречи, и оно началось со встречи с книгой, автор которой Стелла Наумовна. Это было первое издание книги «Речевые ошибки и их предупреждение». До сих пор учителя, преподаватели вузов, студенты продолжают пользоваться этой книгой как справочным пособием, так как в ней представлен полный перечень ошибок, допускаемых детьми в устной и письменной речи. Помню, что читая книгу, постоянно удивлялась, как автор сумела не только собрать все приводимые примеры (а их великое множество!), но и совершенно иному, непривычному подходу к анализируемому материалу: ошибки в речи детей Стелла Наумовна объясняла различием между системой и нормой в языке. В то время еще не существовало термина «онто-лингвистика», мы практически не знали о науке «детская речь». А книга А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» была библиографической редкостью.

Позже я стала аспиранткой Стеллы Наумовны. Заведующая кафедрой русского языка и общего языкознания Раиса Леонидовна Смулаковская всегда заботилась о том, чтобы аспирантура при кафедре развивалась в разных направлениях лингвистики. Именно она «отправила» нас на встречу со С.Н. Цейтлин на кафедру детской речи в РГПУ им. А.И. Герцена. Сложно сказать, как мы переживали, какой представляли тогда уже известного ученого. Все оказалось совершенно просто: Стелла Наумовна, обладая уникальным даром просто говорить о сложном, делиться знаниями, общаться «на равных», в течение недели читала нам необычные по форме и содержанию лекции о детской речи. А к концу недели мы определили темы будущих диссертаций. Это стало естественным итогом наших встреч. Уже тогда мы в полной мере почувствовали всю безбрежность ее души, глубину профессиональных знаний и

размышлений, неординарность мышления, интеллектуальную щедрость Стеллы Наумовны. Я и сейчас продолжаю учиться у нее высокой порядочности, принципиальности во взглядах, ответственности, скромности и доступности в общении.

А потом были многочисленные конференции, семинар по детской речи, новые аспиранты Стеллы Наумовны, защиты диссертаций. И самое главное - доктор филологических наук, профессор С.Н. Цейтлин всегда заставляла размышлять, увидеть новое в привычном. Как пишет сама Стелла Наумовна: «У меня есть всего одна способность: поднимать то, что валяется под ногами, но оказывается впоследствии нужным...».

В.М. Швец, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии и межкультурной коммуникации, защитила диссертацию под руководством С. Н. Цейтлин. Мне необыкновенно повезло: судьба подарила мне возможность вести исследования под руководством незаурядного ученого, одного из основателей онтолингвистики в нашей стране, талантливого педагога и прекрасного человека -Стеллы Наумовны Цейтлин. Я думаю, что именно научное пространство Стеллы Наумовны - детская речь - смогло меня увлечь и вдохновить заняться исследованиями, а потом и глубоко погрузиться в особую область науки о языке. Наша совместная работа началась еще во время моей учебы на 4 курсе (тогда еще Череповецкого государственного педагогического института), когда мне предложили написать курсовую работу под руководством Стеллы Наумовны о первых словах ребенка в английском языке. Меня сразу поразило ее внимательное, вдумчивое и глубокое проникновение в мир семантики языка ребенка. Это было мне очень близко. Курсовая работа выросла в дипломный проект. Но когда я его защищала, будучи уже сама мамой новорожденного малыша, я и представить не могла, во что дальше может перерасти наше сотрудничество. Особое отношение к языку ребенка, переданное мне Стеллой Наумовной, в значительной мере повлияло на мое отношение к усвоению языка моим собственным сыном, и я наблюдала за ним не только как мать, но и как лингвист. Нужно сказать, что такое отношение во многом способствует пониманию своего ребенка, поскольку мы гораздо внимательнее к детям и учимся их слушать. Стелла Наумовна почувствовала мой интерес, предложила выступить на конференции и написать статью на тему метаязыковой деятельности ребенка. И когда Стелла Наумовна предложила продолжить наше сотрудничество и написать кандидатскую диссертацию, я поняла, что в пространстве детской речи есть область, которая меня очень интересует - усвоение ребенком модальных значений, и, что не менее важно, у меня будет научный руководитель, чья поддержка поможет мне успешно завершить исследование. Нужно сказать, что тема работы была очень непростой, я сталкивалась с большим количеством трудностей, но опыт и знания Стеллы Наумовны как ученого, ее внимательное отношение как педагога, а также постоянная забота, понимание и мудрость как человека, помогли мне преодолеть эти сложности и успешно защитить научную работу. Наше сотрудничество продолжилось и после защиты диссертации. Мне даже не верится, что Стелла Наумовна приближается к своему 80-летию - это невероятно молодой человек по восприятию жизни и отношению к ней. Думаю, что те, кто много и внимательно общается с детьми, всегда будут оставаться молодыми в душе. Я бесконечно благодарна Стелле Наумовне за вдохновение, увлечение, руководство, помощь и поддержку, а также возможность вместе осваивать одно из интереснейших пространств в современной лингвистике - язык ребенка.

В качестве заключения. Р.Л. Смулаковская, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций: «Дорогая Стелла Наумовна! Мы рады поздравить Вас, Почетного профессора Череповецкого

государственного университета, с юбилеем и пожелать Вам оптимизма, бодрости, научной плодотворности. Пусть не покидает Вас влюбленность в жизнь, онтолин-гвистику, учеников!

Вам принадлежит огромная заслуга в развитии онтолингвистики в России. Результат Вашей многолетней подвижнической деятельности - возглавляемая Вами Научная школа, признанная и авторитетная не только в России, но и за ее пределами. Фундаментальная проблематика детской речи успешно разрабатывается под Вашим руководством в диссертациях, монографиях, учебниках и словарях. Без Вас невозможно представить современную онтолингвистику.

Мы гордимся, что среди преподавателей нашего университета есть Ваши ученики, которые активно продолжают традиции Научной школы профессора Стеллы Наумовны Цейтлин. Спасибо Вам за многолетнюю дружбу, душевную и интеллектуальную щедрость, за то, что Вы с нами».

Материал к публикации подготовлен Н.П. Павловой, канд. филол. наук, доцентом, бывшей аспиранткой С.Н. Цейтлин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.