Вестник института мировых цивилизаций №8 повсеместное разрушение надгробий на могилах исламских святых и сожжение книг богословов, несогласных с их учением.
Литература:
1. Джюстоцци А. Афганистан: права человека и ситуация в области безопасности. // Центр по информации о странах происхождения (Landinfo), Осло, 2011.С. 17.
2. Паничкин Ю.Н. Пакистано-Афганские отношения формирование и развитие (1974-2013)гт. монография. Рязань.2014.
3. Шах М. Политический ислам и пуштунский национализм в Афганистане. Москва. ИВВ РАН, научный сборник 2014.
4. , Мухаммед ион Абд аль-Ваххаб (1703-1787), автор книги «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия»).
5. Manfred N. Human rights: I Iandbook for Parliamentarians. No 8, 2005.
6. Susan Muaddi Darraj. The Universal Declaration of Human Rights. — (Milestones in modem world history). Chelsea House, Infobase Publishing, 2010.
7.
1358 : Ahmad, Qazi Mukhtar, X Ibrahim Lodi 2 s Responsibility for the Downfall of the Lodi Empire n , Islamic Culture, 1954.
8. ( что такое политический ислам?) -Кабул 2014.
Аксёнова С. В.
Феномен терроризма в современных условиях и пути обеспечения
национальной безопасности
г
Оценивая эффективность борьбы с терроризмом наиболее значимые
результаты могут быть достигнуты при проведении социологического
Вестник института мировых цивилизации
исследования респондентов. Это обусловлено тем, что социологический опрос дает объективную оценку причин проявления терроризма в РФ и политике противодействия государственных структур этому феномену. В ходе исследования, которое проводилось в 2013 году были выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества: первая позиция - государственный аппарат, система силовых структур не способны эффективно действовать как в отношении предупреждения, так и контроля ситуации при террористических актах; вторая позиция - недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия.
Данная позиция является понятной и поэтому власть предпринимает все шаги для устранения недостатков. Так, Президент РФ В. Путин в своем обращении к народу отметил: «...самое главное - это мобилизация нации перед общей опасностью. Наиболее эффективный отпор террористы получают там, где сталкиваются не только с мощыо государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом» [3]. Подобное сплочение требует правильного понимания ситуации и готовности к адекватным действиям.
Перспективы борьбы с терроризмом нельзя рассматривать в отрыве от перспектив страны в целом, т.к. «наиболее опасный социально-экономический результат реформ - это поляризация доходов населения и социальный разлом общества, который привел к возникновению «двух России». В этих «двух Россиях» социальные процессы имеют противоположные вектора развития. В результате чего происходит дезинформация общества, растет социальное недовольство и напряженность, активизируются асоциальные и часто криминальные формы самоорганизации [2].
Сегодня можно предположить, что Россия сумеет решить насущные социально-политические и экономические проблемы, что явится одной из предпосылок успешной борьбы с терроризмом. Оптимальной для нашей страны может стать «стратегия социальной солидарности» [1], когда государство будет
14
Вестник института мировых цивилизаций №8 проводить курс иа социально-политическую интеграцию общества путем снижения социальной поляризации и преодоления критического имущественного расслоения и бедности, рождающих социальное недовольство и протест. Отношения в обществе выстраиваются на основе национального партнерства государства, наемного труда и работодателей. Социальная политика государства регулирует перераспределение общественного продукта в пользу менее трудоспособных и нуждающихся. Стратегия социальной солидарности означает реализацию установок на традиционные гуманистические ценности, на социально-экономическое развитие б интересах большинства членов общества. Эта стратегия лишает социальных предпосылок экстремистские проявления в любой форме и создаст необходимые предпосылки для демократического управления и утверждения гуманистических ценностей [1].
Сейчас для борьбы с экстремизмом и терроризмом необходимо объединение всего общества со всем имеющимся у него арсеналом общественных институтов управления и неформальных организаций. Президентом В. Путиным неоднократно ставилась задача повышения роли гражданского общества и гражданской инициативы при обсуждении и проведении в жизнь ключевых государственных решений и законопроектов, касающихся перспектив развития всей страны, и в частности, укрепления безопасности державы.
Актуальность проблемы национальной безопасности в условиях нарастающего терроризма не вызывает сомнения. В г. Иововоронеже в 2013 было проведено исследование: «Отношение нововоронежцев к проблемам борьбы с терроризмом»1.
Эмпирическая база исследованных - 750 человек.
Метод сбора информации - анкетирование, интервьюирование и личная беседа.
В основу исследования положена методика, разработанная коллективом авторов: Ивановым В. Н., Козиным А. В., Кублицкой Е. А., Чернаковой Н. Е., Яковлевым - С. Д. Исследования проводились в Москве, в Неверной Осетии (Владикавказ, Бсслан, Моздок, сельские районы).
15
Вестник института мировых цивилизации .\Ь8
Эмпирическим объектом исследования стали представления, мнения и оценки населения и работников Нововоронежской АЭС.
Анализ данных, полученных в результате опроса населения города, выявил наличие в массовом сознании представлений, указывающих на высокую степень «ненадежности», слабости всех структур власти, которые призваны противостоять террористическим атакам. Так на вопрос: «Почему мы в большинстве случаев не можем предотвратить террористические акты?», -ответы распределились следующим образом - 38,8 % - указали на коррумпированность силовых структур; 34,1 % отметили, что власть неспособна действовать эффективно в кризисных ситуациях; третья причина -15,1% отсутствие обустроенных границ. Четвертое и пятое места занимают по значимости следующие позиции:
- недостаточная сплоченность нации - 13,9%;
- недостаточная материальная база силовых структур - 12,5%.
56,2% респондентов указали на все причины вместе взятые.
46,5% респондентов считает, что препятствием для мобилизации россиян перед опасностью терроризма выступает падение доверия общества к власти и силовым структурам. Во вторую очередь безразличие части российского общества к судьбе своей страны - так ответили 22,3%. На третьем месте -отсутствие четкой и последовательной национальной политики - 16,9% и отсутствие единой идеологии - 11,5%.
Таким образом, выявлены две позиции населения в отношении государства и гражданского общества:
- государственный аппарат и силовые структуры коррумпированы и неспособны эффективно действовать в кризисных ситуациях (в том числе и предотвратить теракты);
- общество не доверяет проводимой государством социальной, экономической и национальной политике, вследствие чего части гражданам становится безразлична судьба своей страны.
Вестник института мировых цивилизаций Хя8
Следует отметить, что наиболее критично к функционированию гражданского общества относятся женщины. Именно они в большей степени определяют недостаточную сплоченность российской нации 47,6% и 39.1% -мужчины.
Теракты в России в конце 2013 года, по мнению нововоронежцев, вызваны в первую очередь религиозным противоречием мусульман и православных в России - 58,4%. 39,5% респондентов отметили психологическую причину террористических провокаций - боевики стремятся запугать народ.
Как показывает анализ данных с этой задачей (посеять страх, усилить чувство незащищенности и т.п.) террористы справляются. 51% респондентов ответили, что они и их близкие испытывают страх, находясь в многолюдных местах. Наиболее психологически неустойчивыми оказались женщины - 64,3%. Чувствуют себя психологически стабильно 24,6% опрошенных жителей.
48,4%опрошенных не сомневаются, что террористические акты против России, разрабатываются в США и Европе, 34,2% уверены, что на Северном Кавказе, 27,5% - в Москве, 7,5% - в других регионах государства.
К предложенным президентом стратегическим направлениям борьбы с терроризмом - укрепление вертикали государственной власти, усиление контрольных функций государства, активизация функций гражданского общества и усиление гражданского контроля - население отнеслось с пониманием. Позицию, которая характеризует укрепление вертикали власти выбрали 57,8% респондентов. На второе место - 45,1% поставили усиление контрольных функций государства; третье и четвертое место разделили -эффективная национальная политика 28,7%..
Можно зафиксировать, что меры, предложенные В. Путиным, имеют поддержку жителей города, но это не означает, что респонденты смотрят в будущее с оптимизмом. На вопрос: « В ближайшее будущее теракты будут совершаться чаще или реже?» 53,3% опрошенных ответили, что ничего не изменится, 22,1% считают, что чаще, и только 16,5% нововоронежцев
17
Вестник института мировых цивилизации j\s8
оптимистично смотрят в будущее, считая, что террористические акты будут совершаться реже.
Следовательно, несмотря па поддержку деятельности Президента в борьбе с терроризмом, веры в то, что террор прекратится, практически нет. Без активных действий государственных структур власти н силовых органов, ведущих к реальному результату предотвращения терактов, в массовом сознании не появится устойчивых положительных установок на общественную и национальную безопасность в российском государстве.
По мнению политиков, активное функционирование гражданского общества, его взаимодействие со структурами исполнительной государственной власти сможет помочь в эффективном разрешении проблем национальной безопасности.
Рядовые жители Нововоронежа считают, что предотвратить теракты могут граждане, если они будут более бдительными. Так ответили 57,1% респондентов. Некоторые объекты Воронежской области необходимо более тщательно охранять (Нововоронежская АЭС).
Нововоронсжцы активно включились в обсуждение необходимости охраны объектов от разного рода экстремальных ситуаций. Ответы респондентов распределились следующим образом:
1-е место - промышленные объекты техногенной опасности (48,3%);
2-е место - общественный транспорт (22,2%);
3-е место - места проведения культурно - массовых мероприятий (19,8%);
3-е место - медицинские, учебные и воспитательные учреждения (7,4%);
4-е место - магазины и торговые точки (2%);
5-е место - дороги, мосты, разъезды и т.д.
Несмотря на то, что указанные объекты, считают, нововоронсжцы, должны охранять государственные и силовые ведомства, что они и делают, респонденты не исключают возможности вовлечения граждан в следующие формы общественной деятельности:
Вестник института мировых цивилизаций №8
- участие в работе общественных пунктов правопорядка (35,1% от всех
опрошенных);
- участие в народных дружинах (9,8%);
- дежурство в детских садах и школах (7,6%);
22,8% считают бессмысленной затею формирования органов общественного правопорядка. «Если государство ничего не может сделать для того, чтобы прекратить насилие, то разве мы сами можем что-то сделать?».
Это еще раз доказывает, что основным источником роста гражданского индифферентизма, апатии и нигилизма является, серьезное недоверие к силовым структурам и правоохранительным органам, которые, но мнению респондентов коррумпированы и не способны к каким-либо эффективным действиям.
Высокий уровень гражданской ответственности нововоронежцев выявлен при ответах на вопрос: «Чем вы согласны поступиться ради прекращения терроризма?». Большинство респондентов готовы терпеть неудобства, связанные с более жесткими проверками документов (67,3%); 17,2 % согласны поступиться частью своих нрав и свобод; 14,8% считают, что для прекращения терроризма в России можно поступиться потерей части территории России.
Анализ данных полученных в результате проведенного в 2013 году исследования позволяет сделать следующие выводы:
Выявлены две социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества:
- государственный аппарат, система силовых структур коррумпирована и неспособна эффективно действовать в кризисных ситуациях, в предотвращении террора;
- недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия части граждан российского общества к судьбе своей страны,
2. На фоне высокой степени недоверия граждан к государственным органам власти в отношении способности ее ведомств в кризисной обстановке
19
Вестник института мировых цивилизации Х°8 урегулировать политические и др. конфликты, к предложенной Президентом В Путиным стратегической программе борьбы с терроризмом - укрепление вертикали государственной власти, активизация функций гражданской: общества и усиление гражданского контроля за работой всех государственных властных структур - население Нововоронежа относится с пониманием р, поддержкой.
3. Гражданская позиция нововоронежцев проявилась не только е готовности участвовать в различных формах социальных действий (участие в работе пунктов правопорядка, бдительность и т.д.), но и в готовности поступиться своими интересами и потребностями для обеспечения безопасности общества. 67,3% респондентов готовы терпеть неудобства с более жесткими проверками документов.
4. Результатом более активной государственной политики в борьбе с терроризмом стала усовершенствованная правовая основа, дающая более четкие понятия терроризма, экстремизма, национализма и радикализма. При этом важной особенностью явилось то, что законы дают более широкие полномочия государственным силовым структурам по борьбе с данными явлениями не только в стране, но и за рубежом, что очень важно для пресечения террористических угроз извне.
Литература:
1. Иванов В. Н. Современный терроризм. - М., 2013. - С. 26.
2. Римашевская Н. М. Две России - социальная поляризация постсоветского общества // Справедливые и несправедливые неравенства в современной России. М., 2010. - С. 43 -44.
3. «Российская газета». 30 декабря 2013.