Научная статья на тему 'Коррупция как причина, условие и сопутствующий фактор российского терроризма'

Коррупция как причина, условие и сопутствующий фактор российского терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
641
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ГОСУДАРСТВО / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каратаев М. В.

В статье проведен анализ коррупции как системной угрозы национальной безопасности современной России. Придерживаясь системно-аналитической методологии исследования, последовательно рассматриваются вопросы влияния коррупции на процессы зарождения, распространения и развития терроризма в России. Особое внимание уделено рассмотрению коррупционных рисков как катализатора террористической активности в период подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция как причина, условие и сопутствующий фактор российского терроризма»

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ МЕСЯЦА

УДК 351.72

КОРРУПЦИЯ КАК ПРИЧИНА, УСЛОВИЕ И СОПУТСТВУЮЩИЙ ФАКТОР РОССИЙСКОГО ТЕРРОРИЗМА*

М. В. КАРАТАЕВ,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник научного центра

исследования проблем противодействия легализации

преступных доходов и финансированию терроризма

E-mail: karataev@vtb. ru

Институт региональных экономических исследований

Глобальные экономические и социальные изменения, произошедшие в России в конце XX в., имели неоднозначные последствия для развития общества. Следствием тектонических сдвигов в политике и экономике стало обострение многих социальных проблем, особое место среди которых заняли терроризм и коррупция. При этом данные явления в новейшей истории России прочно связывают между собой множество различных процессов, обусловливающих их развитие и взаимодействие. В статье проведен анализ коррупции с позиции ее влияния на процессы зарождения, распространения и развития терроризма в современной России.

Коррупция в России, безусловно, представляет собой большую социальную угрозу и является, пожалуй, одним из наиболее серьезных условий, препятствующих эффективному развитию российского государства. В то же время следует признать, что коррупция зародилась отнюдь не сегодня, и истоки ее живучести следует искать в особенностях исторического пути России. В этом смысле исторический анализ практики решения наиболее важных государственных задач позволяет более зримо определить пути развития государства, комплексно взглянуть на существующие проблемы и оценить

* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2012. № 21 (162).

их на фоне глубоких преобразований, увидеть как их истоки, так и перспективы решений.

Явление коррупции известно человечеству с глубокой древности. Представляется, что появление ее неразрывно связано с образованием государства и возникновением группы людей, выполняющих властные функции, т. е. чиновничьего аппарата. О существовании коррупции уже в древних цивилизациях говорят многочисленные письменные памятники минувших эпох. Например, Плутарх приписывал королю Македонии Филиппу II (правил в 359-336 гг. до н. э.), отцу Александра Македонского, крылатое выражение - «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом». Примечательно, что это одно из первых упоминаний о коррупции характеризует именно уязвимость системы безопасности государства перед коррупционными процессами. Безрезультатность военных походов в древности и неэффективность мер борьбы с терроризмом сегодня также могут быть следствием коррупции в определенных кругах. Так, согласно текстам Геродота, в 524 г. до н. э. все спартанское военное командование, возглавлявшее экспедицию на Самос, было подкуплено самосским тираном Поликратом, и именно поэтому поход оказался безрезультатным. Если принять во внимание, что Поликрат при этом расплатился со спартанцами фальшивыми золотыми

монетами, специально отчеканенными для такого случая, то сходство с ситуацией, имевшей место в Чеченской Республике в канун первой и второй антитеррористических кампаний, когда в качестве взяток российским офицерам боевики из международных террористических организаций давали фальшивые рубли и доллары США, становится пугающе очевидным.

История борьбы с коррупцией в России показывает, что ее существование как препятствие развитию страны впервые было осознано Петром I, который видел в недобросовестности чиновников чуть ли не главного врага своих реформ. Распространенность лихоимства или взяточничества в России была столь значительной, что по Указу Петра I от 25.08.1713 г. и позднейшим Узаконениям лихоимцам была определена в качестве наказания смертная казнь. Петр I со всей определенностью попытался запретить обмен дарами между чиновниками и просителями и окончательно объявить давнюю традицию отклонением от нормы, введя в 1715 г. регулярный оклад для служащих. В результате император добился лишь того, что взятки стали брать осторожнее и перешли на деньги. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и публично повешен сибирский губернатор князь Матвей Гагарин, а уже через 3 года четвертовали за взяточничество обер-фискала (главного прокурора) Нестерова, который ранее и изобличил М. Гагарина. После казни М. Гагарина разъяренный мздоимцами император намеревался даже издать указ, по которому каждый, «кто украдет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен». Остановило Петра только признание генерал-прокурора графа П. Ягужинского, что в России все воруют, только один больше и приметнее, чем другой, а потому новый указ может оставить императора без подданных. Генерал-прокурор был уверен, что скорее кончатся подданные, чем удастся искоренить казнокрадство и взяточничество. Эта уверенность подкреплялась традиционной двойственностью государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, когда одним прощалось то, за что безжалостно карали других. Схожая ситуация чуть позже была очень точно описана Т. Гоббсом в «Левиафане»: «люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения» [1].

После смерти Петра I масштабы коррупции только расширялись и достигли своеобразного апогея при Екатерине Великой. Именно в ее царствова-

ние Н. М. Карамзиным была произнесена вошедшая в историю характеристика России: «Воруют». Стоит отметить, что первоначально Екатерина Великая пыталась искоренить коррупцию и найти «справедливейшее и ближайшее средство» для борьбы с ней, которое должно было заключаться в заполнении вакантных должностей «достойными в знании и честными людьми», а также назначении им «к безбедному пропитанию по мере каждого довольного жалованья», при этом «еси бы же кто отважился коснуться лихоимству, взяткам и подаркам, такой нечестивый и неблагодарный и яко заразительный член обществу, ни только из числа честных, но всякого роду чиновничьего истреблен будет». Однако вскоре Екатерина вынуждена была констатировать, что «к чрезмерному нашему сожалению, открылось, что и теперь нашлись такие, которые мздоимствовали и в повреждение нашего интереса в утеснение многих, а что паче всего, будучи сами начальствующие и одолженные собою представлять образ хранения законов подчиненным своим, те самые преступниками учинилися и их в то же зло завели» [2].

В советском государстве отношение к коррупции было двойственным. С одной стороны, злоупотребление служебным положением рассматривалось как одно из наиболее тяжких преступлений, за которое предусматривались суровые меры наказания вплоть до расстрела, с другой - при отсутствии независимой судебной власти чиновничество превратилось в не подвластный контролю общества класс. Если умолчать об этих явлениях не представлялось возможным, то они преподносились как некие издержки функционирования органов власти либо как отдельные факты, не вытекавшие напрямую из существовавшей системы, что создавало благоприятную почву для дальнейшего внедрения коррупции в общественные отношения при либерализации экономических и политических отношений в стране на рубеже 1990-х гг.

Таким образом, анализ показывает, что коррупция в той или иной форме присутствовала на всем протяжении истории государства Российского. Отчасти это связано с тем, что в обширной, относительно малонаселенной и холодной стране государство традиционно играло исключительно важную роль для выживания народа. Во все века государство брало на себя осуществление разнообразных национальных проектов, объединявших население на конкретном историческом этапе. В Киевской Руси государство являлось организатором жизненно важной торговли с Византией, обеспечивая безопасность пути «из варяг в греки», в ХГУ-ХУ! вв. Московское государство объединило земли для борьбы с татаро-монгольским

игом и расширения пределов России на восток, в XVII в. - противодействие польскому, шведскому и турецкому вторжениям, в XVIII в. - петровско-екатерининский национальный проект модернизации экономики, создания и расширения империи, в XIX в. - отражение наполеоновской агрессии и проект создания единой славянской империи в Восточной Европе, в XX в. - беспрецедентный коммунистический проект, смертельно опасная борьба с фашистской Германией и построение советской сверхдержавы. Однако мощное государство неизбежно порождало огромный и всесильный класс чиновников, интересы которых далеко не всегда совпадали не только с интересами общества, но и с интересами самого государства. Именно готовность чиновников, отвечающих в современной России за организацию и реализацию контртеррористической деятельности, поставить собственные материальные интересы выше интересов общества является наиболее уязвимым местом российской национальной системы противодействия угрозам терроризма. В этом смысле коррупция в органах безопасности и правопорядка представляет собой перенесение рыночных механизмов в сферу государственного управления, где они недопустимы, по сути, и закону. Если права отдельных чиновников (военных, депутатов или судей) на принятие определенных решений покупаются и продаются как обычный товар, то даже идеально организованная система безопасности не обеспечит эффективной защиты от угроз террористического характера.

Олимпийский проект Сочи-2014 является частью экономической системы России, поэтому, вероятно, он не свободен от недостатков, присущих самой системе, главным из которых является запредельно высокий уровень коррупции. Как отметил Д. А. Медведев на встрече с членами Общественной палаты РФ, «пренебрежение законом является одной из характерных черт современной России» [6]. При этом стоит учитывать, что коррупция имеет место не только в государственных органах власти, но и в корпорациях. В этой связи представляется абсолютно обоснованным повышенное внимание, которое Счетная палата Российской Федерации уделяет мониторингу эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых для организации подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.

Анализ истории коррупции в России наглядно показывает, что распространение терроризма может быть одним из прямых следствий катастрофически высокого уровня коррупции в стране. Используя коррупционные механизмы, террористы легко приобретают оружие, перемещаются по стране, из-

бегают правосудия, пересекают границы государств и обеспечивают себе информационную поддержку. Без тотального распространения коррупции в России, возможно, не было бы страшных терактов в Буденновске и Кизляре, взрывов домов в Москве и Волгодонске, захвата театра на Дубровке или школы в г. Беслане. В этой связи вполне обоснованной представляется позиция заместителя Председателя Совета Федерации РФ и Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане А. Торшина, который отмечал, что победа над коррупцией в России постепенно приведет к победе над терроризмом: «Победим коррупцию - и терроризм сам потихоньку сойдет на нет» [9].

Анализ судебной практики показывает, что уголовные дела, связанные с коррупцией, как правило, возбуждаются по ст. 290 «Получение взятки» и ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» Уголовного кодекса РФ. При этом можно выделить следующие основные результаты коррупционных процессов, которые могут быть рассмотрены в числе главных причин и условий существования терроризма в России:

1) противозаконный лоббизм в законодательных, исполнительных и судебных органах, следствием которого является непринятие необходимых нормативных правовых актов или необязательность, неопределенность их применения;

2) сращивание правоохранительных органов с экономической преступностью, участие представителей правоохранительных органов в организованных (в том числе в террористических) преступных группировках;

3) неэффективность государственного контроля при реализации принятых законов и нормативных актов в сфере противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности;

4) нарушение порядка и процедур исполнения законодательства РФ.

Анализ истории террористических актов на территории России дает возможность рассмотреть особенности реализации указанных процессов в практической плоскости.

Первым и, возможно, самым серьезным следствием коррупционных процессов с позиции их влияния на обеспечение контртеррористической безопасности является возможность проникновения доверенных лиц террористов практически в любую государственную структуру от Государственной Думы до совета сельского поселения. По некоторым данным, цена одного депутатского места в Государственной Думе составляет несколько миллионов долларов [10], а генеральская должность стоит 1 млн

долл. [11]. Более того, история развития российского терроризма знала случаи, когда представители власти являлись непосредственными участниками террористической организации. Так, 01.06.2011 следственными органами Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении 26-летнего депутата совета Ачхой-Мартановского сельского поселения Шерипа Гайсаева, который обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие и пособничество в вооруженном формировании). По версии следствия, с июля 2009 по февраль 2011 г. Ш. Гайсаев добровольно оказывал пособничество участникам незаконного вооруженного формирования, действовавшим на территории Ачхой-Мартановского района, приобретал для них продукты питания и предоставлял свою автомашину для передвижения [12].

Сохраняющийся высокий уровень коррупции в органах власти и силовых структурах является одним из детерминирующих факторов современного терроризма на Северном Кавказе. Подтверждением данной гипотезы служит тесная корреляция данных о террористической активности в регионе с показателями коррупциогенности. Например, по результатам серии экспресс-опросов, которые были проведены информационным агентством Caucasus Times в столицах 6 республик Северного Кавказа и посвящались анализу ситуации с коррупцией в регионе и отношения населения к этой проблеме, установлено, что более 80 % респондентов лично сталкивались с коррупционной практикой. При этом результаты опросов в столицах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии и Ингушетии показали, что наиболее коррумпированными структурами в своих республиках население Северо-Кавказского региона считает местные правоохранительные органы (53 % респондентов) [13]. Принимая во внимание тот факт, что Северный Кавказ на протяжении последних 20 лет традиционно остается эпицентром российского терроризма, указанные факты говорят о тесной связи терроризма с распространением коррупционных процессов в регионе. Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция в органах государственной власти и силовых структурах является питательной средой развития терроризма, выступая, с одной стороны, как необходимая причина его возникновения, а с другой, - как неотъемлемое условие существования. Не победив коррупцию в регионе, невозможно ожидать сколько-нибудь серьезных успехов в деле борьбы с терроризмом.

Исключительная опасность коррупции в среде высшего руководства страны или отдельного региона заключается в том, что за вознаграждение практически любой вопрос от уровня законодательного регулирования, до правоприменительной практики в области борьбы с терроризмом может быть решен в пользу террористической организации. При этом для осуществления своих планов боевики готовы платить, поскольку взятка должностному лицу рассматривается ими, с одной стороны, как способ решения конкретных прикладных задач обеспечения текущей террористической активности, а с другой, -как инвестиции, необходимые для дальнейшего существования, получения заказов и соответствующего финансирования от внешних спонсоров, а также, возможно, как способ оказывать в будущем давление на данное должностное лицо, шантажируя его имеющейся компрометирующей информацией о коррупциогенности и связях с боевиками.

Коррупция является во многих случаях необходимым условием совершения террористических актов, т. е. призвана способствовать не стратегическому развитию террористической организации в долгосрочной перспективе, а достижению прикладной цели по совершению конкретного террористического акта. Коррумпированные сотрудники правоохранительных органов, вместо того чтобы бороться с терроризмом, за взятку в лучшем случае просто не мешают террористам делать свои черные дела, а в худшем - становятся пособниками террористов. Наглядным примером в данном случае могут служить результаты расследования терактов 24.08.2004. Аэропорты Домодедово и Шереметьево являются крупнейшими аэропортами страны и обслужили в 2010 г. более 40 % всех пассажиров Российской Федерации. Кроме того, эти аэропорты входят в Перечень критически важных для национальной безопасности объектов федерального уровня. Однако многие специалисты считают, что именно коррумпированность сотрудников службы безопасности аэропорта Домодедово явилась важнейшим условием совершения нескольких крупных терактов. 24 августа 2004 г. из Домодедово вылетели два самолета - Ту-154 и Ту-134, которые взорвались в воздухе почти одновременно. По данным, озвученным Генеральным прокурором России Ю. Чайкой, следствие по делу о гибели самолетов Ту-154 и Ту-134 установило, что сотрудник авиакомпании «Сибирь», в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров, за взятку посадил в самолет террористку в нарушение всех правил. За 2 мин до окончания регистрации некий Арутюнов, промышлявший спекуляцией на авиабилетах, передал этому сотруднику билет на имя Джебирхановой, купле нный

ею на рейс, вылетавший утром следующего дня, и тысячу рублей. Чиновник написал на билете: «Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004», и террористка спокойно прошла в самолет. Возможность предотвратить трагедию имелась и ранее, но тоже в результате коррупции была упущена. Смертницы Нагаева и Джебирханова прибыли в столичный аэропорт Домодедово рейсом из Махачкалы в 19.45 вместе с еще двумя сопровождающими. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом, капитану милиции, для досмотра их вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам. За взятку капитан отпустил их без всякой проверки и досмотра, после чего они стали спешно добывать билеты в том же здании. Помог им Арутюнов, взяв за услуги 2 000 руб. с одной и 3 000 руб. с другой. Одну из этих тысяч он впоследствии и заплатил сотруднику авиакомпании «Сибирь» [14]. Таким образом, две взятки позволили террористкам пройти на два самолета и взорвать их, результат - 90 погибших.

Другим печально известным терактом, неотъемлемым условием совершения которого стала коррупция, является захват заложников в школе в г. Беслане 1-3 сентября 2004 г. В рамках расследования теракта было возбуждено несколько уголовных дела по фактам злоупотреблений, получения взяток и халатности представителей силовых структур. По словам заместителя Председателя Совета Федерации РФ и Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств теракта в Беслане А. Торшина, «сто рублей, данные на дороге, превратились в пулю, которая полетела в ребенка» [15].

Отдельного внимания заслуживает вопрос коррупции в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время масштабы коррупции в силовых структурах достигли таких размеров, что счет украденных денег идет на миллиарды, а коррупционеры ставят под угрозу жизни солдат, воюющих с террористами на Северном Кавказе. Например, за первые 9 мес. 2008 г. в силовых структурах было выявлено больше 1 400 преступлений, а общий материальный ущерб составил 2,2 млрд руб. Этих денег хватило бы для того, чтобы купить более тридцати современных танков Т-90, т. е. фактически укомплектовать танковый полк [8].

По данным Главной военной прокуратуры, общая сумма коррупционных потерь Минобороны России в 2010 г. составила 2 196 млн руб. [16]. При этом характерно, что больше 76 % коррупционеров в погонах - это офицеры. Обобщенные данные военной прокуратуры свидетельствуют, что за последние

десять лет к уголовной ответственности привлечено около 150 генералов и адмиралов [3]. Если учесть, что в Российской армии служат около 1 500 высших офицеров, то получается, что каждый десятый представитель высшего командного руководства не в полной мере чист перед законом. По признанию Президента РФ Д. А. Медведева, «коррупция в правоохранительных органах - это особенно печальная и опасная вещь. Это показывает, что система правоохранительных органов поражена коррупцией не меньше, чем государственная гражданская служба. А это, в общем, очевидно, самым существенным образом сказывается на эффективности ее работы» [7]. При этом в Российской армии сложилась уникальная ситуация, когда призывников, имеющих судимость, в армию не призывают, а офицер, имеющий судимость, продолжает военную службу, поскольку в законодательстве о военной службе отсутствует такое основание увольнения, как судимость.

В результате коррупции в рядах высшего офицерского состава, обеспечивающего снабжение вооруженных сил боевой техникой и средствами индивидуальной защиты, жизнь и безопасность сотрудников, участвующих в осуществлении контртеррористических операций, ставится под серьезную угрозу, что вполне закономерно снижает эффективность проводимых операций ввиду высоких потерь среди личного состава. Например, среди средств индивидуальной защиты личного состава Министерство обороны РФ использует так называемые «мягкие» бронежилеты, изготовленные по специальной технологии из бронеткани. В соответствии с нормативами они должны обеспечивать защиту человека от поражения пистолетной пулей и осколками. В рамках уголовного дела в отношении бывшего начальника одного из управлений Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России, а также заместителя директора коммерческой фирмы, действовавшего заодно с ним, было установлено, что офицер «забыл» включить в состав конкурсной комиссии, принимавшей решение о закупке бронежилетов, специалистов и единолично принял решение подвергать полигонным испытаниям не каждую партию бронежилетов, а лишь каждую пятую. Офицер также проигнорировал приказ вышестоящего командования о прекращении этих закупок. В результате с 1999 по 2005 г. Вооруженные Силы РФ закупили по завышенной цене свыше 14 000 бронежилетов на сумму более 200 млн руб., из которых бывший начальник управления и коммерсант похитили более 93 млн руб., обналичив их через подставные фирмы. Проведенные по делу экспертизы показали, что в ходе изготовления броне-

жилетов отечественную ткань заменяли импортной, более дешевой и не отвечающей предъявляемым требованиям. Кроме того, вместо заявленных в конкурсной документации 25-30 слоев бронеткани бронежилеты изготавливали из 22. В результате в войска, дислоцированные на территории Северного Кавказа, были поставлены бронежилеты, не соответствующие требованиям по противопульной и противоосколочной стойкости, что способствовало увеличению потерь среди личного состава сил, участвующих в контреррористической операции на территории Чеченской Республики в 2000 г. [17]. В этой связи очень точными представляются заголовки некоторых западных СМИ, констатирующих, что «Россия может платить жизнями за взятки».

Коррупция играет важную роль и в процессе обеспечения террористических организаций финансовыми ресурсами. В большинстве случаев, отмечаемых в ходе международных расследований, коррупция выделяется в качестве способствующего фактора или основной причины финансирования терроризма [5]. Существующие условия российского финансового рынка, когда цена банковской лицензии в РФ составляет около 1 млн долл. США [4], также способствуют сохранению высокого уровня активности террористических организаций.

Таким образом, коррупция в ее современных масштабах играет важную роль в обеспечении функционирования террористических организаций на территории России. Представляя собой одну из системных угроз национальной безопасности, коррупция оказывает тлетворное влияние на основные элементы и механизмы системы антитеррористической защищенности Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи. Анализ общих закономерностей развития коррупционных практик с позиции возможного их использования террористами позволяет выделить следующие основные направления террористических угроз проведению Олимпийских игр 2014 г., обусловленных коррупционной составляющей:

1) нарушение технологий строительства объектов олимпийской инфраструктуры;

2) нарушение режима антитеррористической безопасности олимпийских объектов;

3) нарушение режима антитеррористической безопасности объектов транспортной инфраструктуры;

4) установление террористами прямого или опосредованного контроля за деятельностью органов местной власти и силовых структур;

5) сохранение правовых и социально-экономических условий развития и распространения терроризма в обществе.

Рассмотрим сущность и особенности реализации данных угроз в практической плоскости.

Опосредованное влияние коррупционной составляющей на обеспечение антитеррористической безопасности олимпийских объектов в первую очередь связано со стадией их проектирования и строительства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №° 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства» был разработан перечень олимпийских объектов, обеспечение безопасности которых требует установления особого режима их охраны, включающего, в том числе, необходимость контроля используемых материалов, оборудования и конструкций на предмет антитеррористической защищенности. Однако, по оценкам строителей олимпийских объектов, непосредственно на строительные работы идут лишь около 10 % выделяемых из бюджета средств, а остальные разворовываются чиновниками различного уровня [18]. Например, только в 2010 г. в сфере госзакупок, по которой, в том числе, проходит и большая часть финансирования строительства олимпийских объектов, пресечено более 26 000 правонарушений, хотя в 2009 г. их было меньше -16 500 [7]. В результате выбора более дешевых материалов и технологий строительства многие из возводимых конструкций олимпийских объектов могут не в полной мере отвечать заявленным нормативам и стандартам антитеррористической защищенности, что создает риск для участников и гостей Олимпийских игр. Дополнительные условия для различного рода злоупотреблений и проявления коррупционных механизмов создают разночтения относительно планируемых объемов финансирования олимпийского проекта Сочи-2014. Так, по данным Минфина России, объем бюджетного финансирования строительства объектов к Олимпи-аде-2014 в Сочи в 2011-2013 гг. составит 524 млрд руб. (17,6 млрд долл.), что почти в 6,5 раза выше цифры, озвученной 23.07.2010 вице-премьером Д. Козаком, но в 2 раза ниже суммы, названной 04.06.2010 Минрегионразвития России [19].

Уникальность данного фактора террористической угрозы в том, что непосредственного участия самих террористических организаций в процессе возведения олимпийских объектов с нарушениями стандартов антитеррористической защищенности не требуется. Коррупционеры, действуя при проектировании и строительстве объектов олимпийской инфра-

структуры исключительно в собственных интересах, создают условия, способные при определенных обстоятельствах превратиться в инструмент, используемый террористами для достижения максимального поражающего эффекта от террористического акта. Для планирования теракта необходимо обладать информацией о том, какие объекты были построены с нарушениями стандартов антитеррористической защищенности и применением дешевых материалов. В итоге даже небольшое внешнее воздействие в виде взрыва несущей стены, опоры или колонны способно вызвать цепную реакцию разрушений и привести к большим человеческим жертвам.

Другой характерной особенностью такого фактора террористической угрозы, как нарушение технологий и стандартов проектирования и строительства в результате коррупции, является наличие существенного временного лага между моментом совершения коррупционного преступления и использования его итогов террористами. К настоящему времени проектирование всех объектов олимпийской инфраструктуры уже завершено, и идет активная фаза строительства. Однако закладываемые сейчас коррупционные риски как факторы террористической угрозы могут проявиться непосредственно в момент проведения спортивных состязаний в 2014 г. В этой связи в качестве одной из мер антитеррористической безопасности объектов инфраструктуры абсолютно обоснованным является обязательное антикоррупционное сопровождение больших спортивных проектов, к которым помимо Олимпийских игр относятся Чемпионат мира по футболу в 2018 г., Гран-при Формулы-1, Всемирная летняя универсиада в Казани и др.

Коррупционный фактор способен оказывать значительное влияние на нарушения режима антитеррористической безопасности олимпийских объектов. При этом в данном случае антитеррористическую безопасность стоит рассматривать не только в узком понимании, ограничиваясь непосредственно спортивными сооружениями, но и учитывать места размещения участников и гостей соревнований с точки зрения регионального зонирования. Принимая во внимание географическое расположение Красной Поляны как места проведения Олимпийских состязаний и города Сочи как места размещения спортсменов и болельщиков, особое значение приобретает порядок обеспечения безопасности государственной границы Российской Федерации.

Коррупция в рядах сотрудников таможенных органов уже послужила возникновению и прочному закреплению в лексиконе соответствующих кругов такого неологизма, как «окно на таможне»

или «право на метр государственной границы». До настоящего времени данное выражение в большей степени использовалось для целей описания процессов контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин, что, однако, не исключает возможности использования подобных механизмов представителями террористических организаций для обеспечения пересечения государственной границы участниками незаконных вооруженных формирований и/или провозу без соответствующего досмотра и проверки запрещенных предметов и средств (в том числе оружия, взрывчатых и отравляющих веществ).

Уникальность природного ландшафта местности в районе города Сочи дает возможность боевикам также использовать для передвижения недостаточно контролируемые труднопроходимые участки гористой местности границы России и Грузии. Ввиду сохраняющейся напряженности в отношениях с Грузией и ранее уже имевших место беспрепятственных марш-бросков боевиков из Чечни и Дагестана по территории данного государства (например перемещение крупного незаконного вооруженного формирования под руководством полевого командира Руслана Гелаева в 2001г.), отсутствие должного взаимодействие с органами антитеррористической безопасности Грузии должно быть компенсировано усилением контрольных мер и процедур в приграничных районах со стороны Российской Федерации и совершенствованием порядков и процедур взаимодействия по данному направлению с силовыми структурами Абхазии.

В связи с действием комплекса общесистемных факторов, связанных в том числе и с коррупционной составляющей, по-прежнему уязвимой перед террористической угрозой остается транспортная инфраструктура России и Сочи как столицы Олимпийских игр 2014 г. Так, согласно данным доклада Счетной палаты РФ о результатах проверки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры в рамках действующей системы безопасности на транспорте, который был опубликован 29.04.2011, работа по оснащению объектов транспортной инфраструктуры России средствами антитеррористической защищенности не носит системного характера. Проверкой установлено, что в 2010 г. Минтрансу России и подведомственным ему Росавиации, Росжелдору и Ространснадзору было выделено из федерального бюджета на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте 6,2 млрд руб., при этом получателями

средств использовано менее 3 % указанной суммы. Результаты анализа Счетной палаты показали, что перечни средств, которыми должны быть оборудованы объекты транспортной инфраструктуры, и их технические характеристики до настоящего времени не утверждены. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые органами безопасности и правопорядка, зачастую дублируют друг друга, а внедрение инновационных разработок неоправданно затягивается, что снижает эффективность использования средств федерального бюджета. Отмечалось также, что отсутствие единых требований к используемым техническим средствам досмотра, контроля и связи позволяет собственникам объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств использовать устаревшее оборудование и аппаратуру, а на отдельных объектах транспорта отсутствует должный контроль со стороны Ространснадзора за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих их безопасное функционирование [20].

В последние годы коррупция в России вообще и в Краснодарском крае в частности стала почти образом жизни, чему способствовали многие факторы, в том числе массовый переход бывших государственных служащих в коммерческие и криминальные структуры и приход представителей оргпреступ-ности в органы власти. Закономерным результатом указанных «интеграционных» процессов является усиление позиций представителей организованной преступности в экономической сфере и откровенное нарушение ими действующего законодательства РФ, которое происходит при полном попустительстве местных силовых структур.

Кульминацией сращивания власти с преступностью в Краснодарском крае стало убийство 12 чел. в станице Кущевская, которое произошло 5 ноября 2010 г. и вызвало широкий общественный резонанс. Следователи из Москвы задержали по подозрению в организации этого преступления депутата районного собрания Сергея Цапка. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что С. Цапок является лидером местной организованной преступной группировки, которая держала в страхе всю станицу, а прикрывали бандитов люди из руководства местной милиции, за взятки укрывавшие от учета и закрывавшие уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Президент России Д. А. Медведев в интервью главам трех федеральных телеканалов 24.12.2010 однозначно охарактеризовал бездействие правоохранительных органов и представителей власти Кущевского района Краснодарского края как коррупцию: «Необходимо

разобраться с правоохранительными структурами, которые там работали. Очевидно, что это не просто близорукость, это коррупция. И эта коррупция носила там системный характер» [21]. Разгул криминала в станице Кущевская Краснодарского края, по мнению премьер-министра В. В. Путина, озвученному во время прямой линии с россиянами 16.12.2010, показал несостоятельность местных органов власти и провал всей системы правоохраны: «Что касается той ужасной ситуации в Кущевской, то здесь дело не только в органах внутренних дел, здесь дело совсем в другом. В том, что все органы власти оказались несостоятельными» [22].

В этом контексте необходимо отметить справедливое утверждение доктора исторических наук В. Попова, что отношения между боевиками и бизнесменами на Кавказе ничем не отличаются от отношений, которые складываются между властью, силовыми структурами, предпринимателями и криминалитетом в других регионах России: «Сплошная Кущевка. Товарно-денежные отношения между банд-подпольем и предпринимателями в Северо-Кавказском федеральном округе - это сколок российского общества, погрязшего в коррупции» [23]. Обращает также на себя внимание, что Россия по уровню коррупции заметно опережает такие страны, как Тунис, Египет или Ливию, где недавно произошли революции. По мнению В. Попова, предпосылки североафриканских революций, к числу которых в том числе относятся коррупция, высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни, разрыв в доходах между бедными и богатыми и т. д., в настоящее время присутствуют и на Северном Кавказе России, только «все эти противоречия у нас выражаются не в форме революций, а в форме терроризма» [23].

Доходы 10 % наиболее обеспеченного населения Северного Кавказа превышают доходы 10 % наименее обеспеченного населения в 20-25 раз, а в Чеченской Республике - в сотни раз. Этим и объясняется инфантильность общественной активности населения, люди не верят, что политическими методами можно избавиться от насаженной в их регионах федеральным центром преступной власти. Коррумпированная власть, структуры которой в отсутствии подлинной демократии формировались в регионе по клановому принципу, преследует часть общества под предлогом борьбы с терроризмом, не из-за целесообразности государственной безопасности, а как политических и бизнес-конкурентов, выдавливая их за рамки законов РФ. И как результат, из-за преступных действий чиновников растет влияние и динамично развиваются сети радикальных исламистов, влияние которых все больше усили-

вается не только в северокавказских республиках, но и по всей России. Это стало возможным в силу того, что все большее количество людей устремляют свои взоры к ним в поиске справедливости. В сознании части населения сложилась простая, доступная для восприятия рядовых мусульман парадигма исламских ценностей, некая матрица, на которую наложены представления о справедливом процветающем обществе, в котором они могут обрести личное благополучие и общую социальную справедливость. Как следствие, возникает симпатия и откровенная поддержка приверженцев радикальной исламской идеологии, якобы противостоящей коррупционной федеральной стороне. По некоторым данным, до 30 % населения Северного Кавказа видят единственную силу, которая избавит населения от погрязшей в коррупции власти, именно в исламских радикалистах [24].

Президент РФ Д. А. Медведев во время поездки по Северо-Кавказскому федеральному округу заявил, что коррупция является тем злом, которое поразило все Российское государство, но на Северном Кавказе и масштабы коррупции, и, самое главное, ее интегрированность во все властные институты превосходят другие регионы очень существенно. Более конкретно выразился начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в СКФО А. Мельников. Анализ оперативной обстановки, по его словам, показывает, что характерной особенностью округа является широкое развитие клановых отношений, а руководство определенными властными структурами и объектами экономики очень часто ведется по национальному или клановому признаку, что приводит к образованию так называемой «системной коррупции» [25].

Аппетиты местных чиновников растут с такой скоростью, что коррупция и казнокрадство уже стали основой экономики региона, а не побочным явлением экономического развития. Все это происходит на глазах у народов Северного Кавказа, которые по центральным каналам видят передачи, в которых рассказывается, насколько важен Северный Кавказ для России, а местные чиновники день за днем увеличивают личное благосостояние за счет федеральных дотаций и берут взятки от имени Российской Федерации. Этот процесс ведет не просто к потере уважения к властям, а постепенной легитимизации экстремистского подполья, чьи лидеры ведут активную пропагандистскую работу среди населения, наглядно доказывая, что Россия и ее ставленники целенаправленно обманывают и обворовывают северокавказские народы. Таким образом, именно коррупция во многом позволила

сформироваться так называемому экстремистскому подполью и обеспечивает идейную основу его существования. Если федеральная власть не вмешается и не пересмотрит свои взаимоотношения с местными элитами, то регион имеет все шансы очень быстро скатиться к хаосу, поскольку принцип взаимоотношений, основанный на невмешательстве федерального центра в административно-хозяйственную деятельность местных элит в обмен на гарантии лояльности и обещания нейтрализовать сепаратистов и религиозных фанатиков, перестает работать, а террористы, спекулируя на пороках местной власти, получают поддержку и встречают понимание среди местного населения.

По словам Министра внутренних дел России Р. Нургалиева, «несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, острота проблемы коррупции не снижается» [7]. Принимая во внимание диалектическую взаимосвязь коррупционных процессов с развитием терроризма в России, стоит отметить, что существующие риски атак террористов на объекты инфраструктуры, участников и гостей Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, которые являются следствием коррупции в рядах сотрудников силовых структур, обеспечивающих безопасность проведения мероприятия, по-прежнему остаются высокими. В этой связи одной из главных задач обеспечения антитеррористической защиты проведения Игр 2014 г. является построение эффективной национальной системы противодействия коррупции.

Проведенный анализ показывает, что коррупционные процессы оказывают самое непосредственное влияние на все аспекты развития терроризма в России, начиная с нормативно-правового регулирования вопросов борьбы с этим социальным злом и заканчивая материально-техническим обеспечением участников незаконных вооруженных формирований и идейным обоснованием их действий, способствуя его развитию и распространению. Таким образом, снижение уровня коррупции является не только важным условием перехода к инновационному пути развития и повышению эффективности российской экономики, но и необходимым элементом системы обеспечения национальной безопасности, в том числе от угроз международного терроризма. И без радикального снижения уровня российской коррупции все предлагаемые экспертами меры противодействия терроризму будут оставаться неэффективными.

Список литературы

1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936.

13. URL: http://www. nisse. ru/business/article/ article_8б0.html?effort=2.

14. URL:_http://www. flb. ru/info/31200.html.

15. URL: http://ria.ru/politics/20041005/б99582. html.

16. URL: http://vz. ru/politics/2010/11/19/44850б. html.

17. URL: http://www. rg. ru/2008/12/02/korrupcia.

htm.

18. URL: http://www.speclettercom/corruption/ 2010-0б-02/olimpstroi-goskorporatsij a-korruptsii .html.

19. URL: http://vz.ru/economy/2010/8/5/423402. html.

20. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/news/03052011-1/.

21. URL: http://ria. ru/politics/20101224/31289 7798.html.

22. URL: http://ria. ru/video/2010121б/309421342. html.

23. URL: http://www. ng. ru/regions/2011-04-15/1_sviazi. html.

24. URL: http://www. anti-corruption. su/doklady/ korruptsija-kak-osnovnoj-faktor-determinatsii-terrorizma-na-servernom-kavkaze. html.

25. URL: http://www. anti-corruption. su/doklady/ ekstremizm-blagoslovljaet-korruptsiju. html.

0б/01/854бб7.html.

ДЕСЯТАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ ЕЖЕГОДНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТКРЫТЫХ КЛЮЧЕЙ И ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

РК1-Форум Россия 2012

ОРГАНИЗАТОР: Минкомсвязь России

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: ФСБ России, ФСТЭК России

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА: АВАНГАРД ЦЕНТР, МОО «АЗИ»

PKI-FORUM РОССИЯ 2012 — ключевое мероприятие года, где подводятся итоги развития направления, связанного с применением технологий инфраструктуры открытых ключей (Public Key Infrastructure, PKI), намечаются планы отрасли на предстоящий год, происходит насыщенный обмен мнениями, опытом.

2. Константинов А. Д. Коррупционный Петербург: документальные очерки. OCR Палек, 1998. С. 5.

3. Куликов В. Генералы подсудной карьеры // Российская газета. 2004. 19 мая.

4. Мельников В. Н., Мовсесян А. Г. Противодействие легализации незаконных доходов. Серия: Приложение к журналу «Налоговые споры». М.: МЦФЭР, 2007.

5. Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003-2004 гг.: письмо Банка России от 17.08.2004 № 100-Т // Вестник Банка России. № 51. 25.08.2004.

6. Стенограмма выступления Д. А. Медведева на встрече с членами общественной палаты РФ 23.03.2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стенографический отчет о заседании Совета по противодействию коррупции (13 января 2011 г.). URL: http://www. kremlin. ru/transcripts/10067.

8. Шаров А. Коррупционеры украли танковый полк. Продажный генерал оставил армию без бронежилетов // Российская газета. Федеральный выпуск № 4803. 02.12.2008.

9. URL: http://iia.ru/politics/20041005/699582.html.

10. URL: http://www.nr2.ru/moskow/100947.html.

11. URL: http://www. izvestia. ru/news/348742.

12. URL: http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.