Научная статья на тему 'Феномен территориальной границы'

Феномен территориальной границы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
956
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен территориальной границы»

Теория и методология географической науки

УДК 910.1

Феномен территориальной границы Е.Г. Анимица, М. Д. Шарыгин

Уральский государственный экономический университет, Пермский государственный университет

Одной из важных категорий географии является «граница». Она также входит в структуру новой науки о границах - лимологии. Граница вообще, т.е. в самом общем значении слова, - это «рубеж, межа, край, стык, черта раздела» (по В.И. Далю). С общефилософских позиций граница - это результат дискретности мира или следствие нашего дискретного представления о реальности. Г. Гегель писал: «Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию, она, наоборот, проникает все наличное бытие» [2, с. 230].

Общегеографическое понимание границы

С общегеографических позиций границы - это линии (проекции на линии) или переходные полосы, разделяющие смежные пространственные (географические) образования, которые различаются между собой хотя бы одним существенным признаком. По содержанию границы характеризуются сущностью тех образований, которые они разделяют, что находит отражение в их конкретном наименовании (ландшафтные, политико-административные и др.). По форме они могут быть резкими (например, государственные границы) и не резкими (часто между ландшафтами, экономическими районами; обычно представляют собой переходную полосу) [4].

Территориальные границы появляются в процессе реализации континуальнодискретных свойств географического пространства. При этом возникает парадоксальная ситуация, т.к. дискретность предполагает существование границ и дает возможность их обнаружения, а континуальность отрицает их объективное существование. В то же время сама проблема территориальных границ возникает именно при реализации концепции континуальности.

Территориальные границы географических образований (в частности, интегральных геосистем) формируются в процессе бескомпромиссной борьбы между организацией и дезорганизацией географического пространства. С одной стороны, в процессе развития геосистем (территориальных природных, общественных и природно-общественных систем) возрастает их иерархический уровень, совершенствуется их структурная организация. С другой стороны, потоки вещества, энергии и информации стремятся к выравниванию различных потенциалов, к разрушению структурной организации. Эти противоречивые особенности развития геосистем заметно проявляются в характере их положения в географическом пространстве и взаимоотношения с окружающими системами. Четко организованные геосистемы также четко выделяются в пространстве, имеют определенно и строго выраженные границы. Во всех остальных случаях проявляется «размытость» территориальных границ и географического пространства в целом.

Таким образом, степень выраженности территориальной границы - понятие функциональное, содержательное, а процесс их выделения - это процесс упорядочения, т.е. управления организацией географического пространства.

Обобщая взгляды исследователей на содержательный аспект феномена «территориальная граница» в общегеографическом понимании, можно выделить два вида границ:

© Е.Г. Анимица, М.Д. Шарыгин, 2007

- разделительная линия (полоса) между двумя геосистемами;

- оконтуривающая геосистему линия (полоса) и отделяющая ее от всех других систем.

Территориальные границы отличаются сложностью своего строения. По степени комплексности и сложности различаются следующие виды границ:

- простые, неразложимые на более элементарные границы;

- составные, в разных частях своего простирания составленные из границ разного

рода;

- совмещенные, когда разнотипные границы совпадают на всем протяжении рассматриваемого участка граничной линии;

- поглощенные границами более высокого ранга из той же районизации;

- вытесненные такими объектами, на которых эти границы не изображаются или точно не проводятся, например, реками, морями [5].

Территориальные границы выполняют множество функций. Наиболее важными среди них являются следующие:

- разделительная или барьерная;

- контактная;

- транзитная;

- ограничительная и др.

Все функции тесно связаны между собою и, несмотря на противоречивый характер проявления, усиливают значимость феномена «территориальная граница».

Размытые и резкие границы

В географическим пространстве редко можно встретить реальную территориальную границу, выраженную четкой линией. Это следствие «размытой» обстановки пространства. Однако при некоторых видах районирования возникает необходимость в обязательном установлении не размытых, а конкретных границ. Резкие границы обычно проявляются в политическом пространстве в виде государственных, национально-территориальных и административно-территориальных границ. В географическом же пространстве граница, как правило, размытая и конкретное ее проведение зависит от методологического и методического аппарата исследователя.

Размытые границы проявляются при площадной дискретизации (районирование, зонирование, ареалирование) географического пространства, осуществляемой исследователями. В процессе проведения границ предполагается первичность выделяемых геосистем и вторичность территориальных границ. Опираясь на это положение, возможны два варианта рассмотрения границ [6].

Первый вариант предполагает, что границы соседних районов представляют собой совокупность периферийных зон. Граница в этом случае выступает в качестве типологического понятия, поскольку разделяет пространство на типы. Территориальная граница выражается в форме полосы (коридора) с разной степенью ширины и размытости.

Между смежными районами проявляются три вида контактов:

1) взаимное вклинивание (граница может быть выражена линией).

2) взаимное перекрытие (граница принадлежит обоим районам сразу).

3) комплексное взаимодействие (граница становится самостоятельным образованием).

Второй вариант рассмотрения территориальных границ предполагает, что граница

между соседними районами является переходной полосой, в которой происходит смешивание признаков этих районов. В этом случае граница выступает в виде индивидуального понятия, т.к. выражает предел распределения того или иного явления или признака. Формой выражения границ является линия.

Кроме этих вариантов различают границы специальной ориентации. Например, ареалов тех или иных явлений и процессов. В данном случае территориальная граница проводится по местам «затухания» явлений и признаков.

Особо важную роль территориальная граница играет в процессах секторального

(отраслевого) и интегрального районирования. Секторальное районирование основывается на признаковых характеристиках, пространственно дискретных и внутренне однородных. Оно реализуется в совокупности разнообразных видов районирования (лесохозяйственного, горнопромышленного, водохозяйственного и др.). Граница в этом случае имеет функции разграничения того или иного признака.

Интегральное (социально-экологическое, природно-общественное и т.д.) районирование означает членение целого на целостные же части, в которых внутренняя неоднородность синтезируется разнообразными видами связей. Границы в этом случае проводятся по местам с наименьшими связями и наименьшего потенциала тяготения к ядрам - центрам районов.

Основными особенностями территориальных границ интегрального районирования являются следующие:

- расплывчатость пограничных полос;

- отсутствие резких линейных границ административного характера;

- повышенная подвижность, обусловленная быстрым реагированием на размещение и перемещение экономических, экистических, инфраструктурных и иных явлений и процессов;

- объективность существования пограничных полос и субъективность конкретной границы в этих полосах.

Наиболее важной особенностью границ интегральных районов является то, что они не только разделяют смежные районы, но и служат местом их контакта. Соответственно при интегральном районировании отчетливо проявляются противоположные функции территориальных границ: барьерная и контактная. Разделительная, или барьерная, функция обусловлена замыканием в том или ином месте районообразующих процессов. Более того, граница сама способствует этому замыканию, усиливая интеграционные процессы в пределах районов и создавая одновременно барьер для взаимопроникновения территориально смежных процессов.

Объединительная, или контактная, функция появляется при создании на границе контакта, который служит предпосылкой для возникновения различного рода обменных процессов через линию раздела. Обе функции взаимосвязаны: барьерная усиливает, а контактная смягчает остроту проявления контраста на территориальной границе.

Наряду с размытыми границами существуют резкие границы, выраженные конкретной линией. Чаще всего это государственные и административно-территориальные границы.

Государственные границы - это линии, определяющие пределы того или иного государства. Они устанавливаются по соглашению между сопредельными государствами. На основе договоров проводятся делимитация и демаркация с установлением пограничных знаков,

Государственные границы отличаются неприкосновенностью и одновременно являются предметом конфликтов. Примерами взаимных притязаний могут быть не только молодые африканские государства, но и исторически сложившиеся страны. В результате возникают даже тираничные стены между Израилем и Палестиной. США и Мексикой, Китаем и Северной Кореей. На фоне всеобщей глобализации роль государственных границ заметно меняется, но их значение не уменьшается.

Резкие границы также характерны для административно-территориальных единиц. Их важность определяется многими факторами, в том числе управленческой деятельностью, общественными и межбюджетными отношениями, сложившимися территориальными общностями людей, социальной защищенностью и др. В пределах административнотерриториальных единиц (например, регионов-субъектов РФ) обычно находятся наиболее важные компоненты, которые способны обеспечить их жизнедеятельность.

Территориальные границы и муниципальные образования (на примере города)

Понятие «граница» широко используется в географических, политических, градостроительных и иных науках, а также на практике [3]. На общем фоне возросшего

интереса к границам разного типа особое место занимает проблема территориальных границ муниципальных образований. Особенно остро стоит вопрос о территориальных границах городов (городских поселений и городских округов) и других муниципальных образований. Рассмотрим более подробно феномен территориальной границы города. Понятие «город» в нашей стране и за рубежом имеет реальный и юридический смысл [1]. Территория реального города и территория юридического города могут совпадать. Но гораздо чаще размеры территории (площадь) юридического города (особенно в российской действительности) существенно больше площади реального города. Именно это соотношение наиболее типично для крупнейших городов страны. Попытки совмещения границ реального и юридического города не только в нашей стране, но и во всем мире вызывают множество проблем.

Так как пространственно-временные циклы жизнедеятельности населения отличаются относительным постоянством, то и границы городской территориальной общности населения характеризуются стабильностью, инерционностью, устойчивостью. Мировой, да и российский опыт показывает, что изменение границ городов, районов, всех административно-территориальных образований происходит редко, медленно и болезненно. Стабильность границ позволяет: 1) создать материально-техническую базу для

интенсификации градостроительной деятельности; 2) обеспечить ресурсосберегающие направления развития города; 3) усилить социальную ориентацию развития экономики города; 4) осуществлять стратегическое управление (в том числе прогнозирование, проектирование) различными социально-экономическими процессами и др.

В пределах реального (иначе - физического, истинного, естественного, фактического) города замыкаются преимущественно три основные подсистемы города: деловая

(предпринимательская) среда, жилой фонд и население, а также внутригородские коммуникации. Территорию реального города образуют в основном земли жилой и общественной застройки, земли промышленной и коммунально-складской застройки (так называемые сооружения из «кирпича, цемента, стали и стекла»), а также земли общего пользования. Именно в пределах этого исторически сложившегося городского пространства протекает повседневная жизнь горожан, осуществляется социально-демографическое воспроизводство населения, формируется определенный стереотип поведения и устремлений, происходит реализация потребностей индивида в труде, общественной деятельности, получении образования, усвоении культуры, отдыхе и т.д. Как раз отсюда берут свое начало и здесь взаимодействуют, координируются, связываются, переплетаются и нередко заканчиваются (обрываются) все нити бесконечных потребностей человека.

Г ород в его сложившихся границах представляет собой определенную целостность как среда жизнедеятельности, саморегулирования, управления и контроля, способная обеспечивать ежесуточный (и отчасти еженедельный) социально-воспроизводственный цикл человека «жилье - работа - услуга - отдых» с минимальными потерями времени в соответствии со сложившимися условиями производства, транспорта, этнодемографическими традициями, культурными ценностями и т.п.

Территорию данного действительно целостного городского ареала (сплошная замкнутая застройка, единство инфраструктуры и функциональная взаимосвязанность, транспортная связность застроенной территории, способность в пределах городского пространства обеспечить жизнедеятельность населения и др.) как раз более или менее точно оконтуривает городская черта.

Граница города (городская черта) - условная линия ограничения всех земель (территорий) города независимо от форм собственности и целевого назначения, обеспечивающих жизнедеятельность горожан, комплексное развитие данного поселения.

В городах России городская черта устанавливается (изменяется, корректируется) согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ на основе утвержденной градостроительной документации (генерального плана города, схемы и проекта районной планировки) соответствующими местными органами архитектуры и градостроительства, а также комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Порядок установления,

изменения и утверждения городской черты определяется специальным положением, принимаемым органом законодательной власти субъекта РФ. Особо выделим то обстоятельство, что включение населенного пункта в состав городской черты автоматически влечет за собой потерю правового статуса городского или сельского поселения, он становится частью (микрорайоном) расширяющегося города.

Обычно граница города (городская черта) жестко фиксируется, описывается ее прохождение и графически изображается на карте (так называемая делимитация границы).

Город - нечто большее, чем представление, основанное на численности населения, занимаемой площади и выполняемых функциях. Г ород - понятие и юридическое не только в силу того, что он получает статус городского поселения в соответствии с нормативноправовыми актами, но и в силу того, что он - единица административно-территориального устройства. Поэтому административные (управленческие) функции города -административного центра - распространяются на всю подведомственную территорию муниципального образования, в пределах которой может размещаться несколько городских и сельских поселений, административно и экономически связанных с реальным городом.

Административная граница города - установленная в законодательном порядке внешняя граница территории муниципального образования, в пределах которой распространяется юрисдикция (полномочия) органов городского самоуправления.

Административная граница как раз и оконтуривает территорию юридического города, внешние границы пространства муниципального образования, состоящего из территорий в пределах городской черты (реального города) и территорий всех административно связанных с городом административно-территориальных единиц.

В административных границах юридического города действуют правовые, организационные полномочия органов городского самоуправления и осуществляется организационно-политическая власть (юрисдикция).

Административная граница города как административно-территориальной единицы устанавливается (изменяется) по представлению представительных и исполнительных органов муниципального образования, а также органов государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Уставом субъекта РФ и законом субъекта РФ «Об административно-территориальном устройстве...».

Конституция РФ. Федеральный закон «Об общих принципах и организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законодательные акты субъектов РФ гарантируют учет мнения населения при решении вопросов об изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

При обязательном увеличении или, по крайней мере, повышении жизненных стандартов населения дальнейшее территориальное расширение города оказывается практически неосуществимым. Однако это необязательно исключает всякий дальнейший рост города. Он лишь указывает на необходимость смены тактики градостроительства: экстенсивный рост территории города в целом должен уступить место интенсивному развитию его отдельных частей.

Границы пригородной зоны. Город в своих фактических и юридических границах не является закрытой системой. Он все активней взаимодействует с окружающей его средой, соседними городскими и сельскими поселениями (муниципальными образованиями) и интенсивно формирует пригородную зону.

Пригородная зона - не административное образование. Она представляет собой специфическую эколого-социально-экономическую зону, своеобразный территориальнопланировочный район с особым режимом хозяйствования, землепользования и градостроительства. Пригородная зона призвана защитить реальный город от «расползания», «разбухания», обеспечить благоприятную качественную экологическую среду обитания для населения города-центра, сдержать срастание соседствующих поселений. В пригородной зоне размещаются зеленые зоны, резервные земли для территориального роста города, последующего развития селитебных, производственных и ландшафтно-рекреационных зон, а также земли для активного (интенсивного) развития

пригородного сельского хозяйства. Использование земель пригородной зоны регламентируется специальными законами, в том числе Земельным кодексом.

Проект границы пригородной зоны составляется на основе генерального плана развития города, проекта планировки пригородной зоны и соответствующей землеустроительной документации. Границы пригородной зоны, как порядок и режим использования земель, включенных в зону, устанавливается в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ но представлению городского органа местного самоуправления и местных органов самоуправления других муниципальных образований, на которых находятся эти зоны.

В заключение следует отметить, что феномен территориальной границы приобретает особую значимость в переломные моменты развития страны и всего мирового сообщества. Географическое представление границы не только обогащает теорию лимологии, но и служит базисом пространственной дискретизации и территориальной делимитации России и ее регионов.

Библиографический список

1. АнимицаЕ.Г. Градоведение / Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова. Екатеринбург, 1998.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель. М., 1974.

3. Географические границы. М., 1982.

4. Географический энциклопедический словарь. М., 1988.

5. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети / Б.Б. Родоман. Смоленск, 1999.

6. Шувалов В.Е. К понятию географической границы / В.Е. Шувалов // Материалы III Всесоюзного семинара по теоретическим вопросам географии. Киев, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.