Научная статья на тему 'Феномен стартап-студийи их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования'

Феномен стартап-студийи их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТАРТАП-СТУДИЯ / START-UP STUDIO / БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротков А.В., Фонотов А.Г.

Целью данной статьи является описание недавно возникшего феномена стартап-студий, а также определение его возможного влияния на появление стандарта предпринимательской деятельности и на развитие предпринимательского образования. В конце статьи также обозначены направления дальнейшего исследования данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Start-up studio phenomenon and it''s potential impact on the development of entrepreneurship education

The article is aimed at complete description of the recently emerged phenomenon of start-up studios, as well as determination of its potential impact on the appearance of entrepreneurship standard and on the development of entrepreneurship education. At the end of the article areas for further study of this phenomenon were designated.

Текст научной работы на тему «Феномен стартап-студийи их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования»

Феномен стартап-студий и их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования

А. В. Коротков, А. Г. Фонотов,

аспирант д. э. н., профессор, заведующий кафедрой

anvikor@list.ru fonotov.ag@gmail.com

Кафедра управления наукой и инновациями, департамент государственного и муниципального управления, факультет социальных наук, НИУ ВШЭ

Целью данной статьи является описание недавно возникшего феномена стартап-студий, а также определение его возможного влияния на появление стандарта предпринимательской деятельности и на развитие предпринимательского образования. В конце статьи также обозначены направления дальнейшего исследования данного феномена.

Ключевые слова: стартап-студия, бизнес-акселератор, предпринимательское образование, предпринимательская деятельность.

Современное понимание инновационного развития России предполагает генерирование научно-исследовательским и образовательным комплексами страны новых знаний, научно-исследовательских результатов, современных образовательных программ, новых компетенций и их эффективное использование в системе общественного производства для достижения социально-экономических целей страны, включая рост благосостояния и социальной защищенности членов российского общества. Наблюдаемая в этой связи возрастающая роль системы образования обусловлена ростом потребности в специалистах, обладающих необходимым уровнем профессиональных компетенций, позволяющих им использовать новые знания и научно-исследовательские результаты для повышения производительности общественного производства и тем самым реализо-вывать процесс инновационного развития экономики страны.

В современном российском обществе постоянные изменения условий и факторов инновационной активности делают весьма подвижными содержание понятия «компетенции, необходимые для эффективной работы в инновационной сфере». Однако в российской системе высшего образования принято полагать, что определенный набор теоретических курсов, а также опыт нескольких месяцев работы в инновационной компании, приведет к формированию у студентов существующих бакалаврских и магистерских программ по предпринимательству компетенций, необходимых

и достаточных для создания собственного устойчивого инновационного бизнеса. На практике обнаруживается нехватка некоторых важных звеньев, необходимых для «доводки» делового и организационного потенциала бизнес-энтузиастов с высшим профильным образованием до уровня, позволяющего обеспечить выживаемость создаваемых выпускниками предприятий [1].

Один из возможных подходов к решению проблемы подготовки кадров, способных создавать новые биз-несы и обеспечивать их долгосрочную выживаемость, демонстрируют образовательные программы, реализованные стартап-студиями. Прежде чем рассматривать особенности образовательного процесса, реализованного в некоторых стартап-студиях, рассмотрим модель работы стартап-студий и проведем небольшой обзор тенденций развития данного феномена и его нынешнего состояния.

Модель работы стартап-студий

Цель функционирования стартап-студий заключается в создании на регулярной основе новых компаний. Отличительной особенностью данных организаций является роль со-основателя, занимаемая по отношению к проекту, в который вкладываются ресурсы стартап-студии в обмен на долю в создаваемой в рамках проекта компании. Роль со-основателя заключается в том, что сотрудники студии, в составе одного из опытных предпринимателей и нескольких профильных

со

о р

о

Г\1

<

со о

со о

CN

Р

о

CN

J <

со О

специалистов (юрист, бухгалтер, программист и др.), входят в команду проекта и работают над ним в режиме полной или частичной занятости, ведя работу параллельно над несколькими проектами. Роль основателя в данной модели играет привлеченный специалист или внешний по отношению к студии предприниматель, предложивший идею проекта для реализации внутри студии. Ключевым отличием студии от бизнес акселератора является то, что ее сотрудники, вошедшие в команду нового проекта, работают над ним не 3-6 месяцев, как принято в бизнес акселераторах, а до тех пор, пока проект не закроют по причине отсутствия положительных коммерческих перспектив или пока он не станет бизнесом, не требующим дальнейших инвестиций для полноценного функционирования и развития. В данном случае под бизнес акселератором понимается как само учреждение, так и организованные им программы длительностью от 3 до 6 месяцев интенсивного развития компаний, находящихся на ранней стадии, путем предоставления финансовой и экспертной поддержки, а также менторства и обучения в обмен на долю в развиваемой компании.

В роли основателей и руководителей стартап-студий чаще всего выступают опытные предприниматели. Знакомство с новейшими практиками создания и последующей продажи новых компаний позволяет им генерировать идеи новых бизнесов, вероятность успешной реализации которых в среднем заметно выше, чем у идей, предложенных начинающими предпринимателями извне. Для большинства стартап-студий реализация идей, выдвинутых их сотрудниками, осуществляется в дополнение или в конкуренции с идеями внешних предпринимателей. Однако, существуют исключения. Например, немецкая стартап-студия Rocket Internet [2] не привлекает сторонних предпринимателей со своими идеями проектов и не реализует свои собственные идеи. Она специализируется на копировании успешных бизнес моделей с американского и азиатского рынков на европейский. Большая часть стартап-студий реализует по несколько проектов параллельно и лишь 4 из 43 рассмотренных студий реализуют проекты последовательно, при этом каждая из них занимается исключительно реализацией идей своих руководителей, например, американская студия Cursivelabs [3].

Обзор тенденций развития и нынешнего состояния феномена стартап-студий

В настоящее время в мире действует примерно от 50 до 100 стартап-студий. На данный момент модель стартап-студий менее популярна в мире, чем модель бизнес акселераторов, количество которых колеблется от 300 до 400 [4]. Тем не менее, накопленный опыт работы стартап-студий дает достаточное количество материала для обобщений.

Для проведения предварительного анализа был проведен поиск стартап-студий по открытой информации в сети Интернет по следующим критериям: 1) создание самостоятельных компаний является

единственным или одним из основных видов деятельности организации;

Рис. 1. Распределение стартап-студий по годам основания

По вертикальной оси отложено количество стартап-студий, по горизонтальной оси отложены года основания. Каждый столбец отражает количество стартап-студий созданных в году, указанном под ним на горизонтальной оси

2) на официальном сайте организации перечислены созданные ею компании (в рамках исследования не рассматривались организации, созданные в 2015 г.).

В результате было найдено 43 организации, подпадающие под данные критерии. Данные организации причисляют себя к самым различным организационным формам. Наиболее популярными являются «startup studio» (10 из 43), «company builder» (8 из 43), «venture studio» (2 из 43), «startup builder» (2 из 43) и еще около 10 названий форм, каждое из которых использует всего одна организация из списка найденных, среди которых «startup laboratory», «professional co-founder», «institutional co-founder», «creator of new businesses», «startup factory», «company factory» и др. Еще 11 организаций из числа найденных не причисляют себя ни к одному из видов или организационных форм. В рамках данного исследования все найденные организации будут именоваться с помощь самого распространенного названия организационной формы — «startup studio» или стартап-студия или студия.

Анализ данных, представленных на сайтах найденных стартап-студий, показал, что организации подобного типа начали активно появляться около 10 лет назад (рис. 1) и за это время возникли во многих развитых и развивающихся странах мира (некоторые

Рис. 2. Распределение стартап-студий по странам мира По вертикальной оси отложено количество стартап-студий, по горизонтальной оси расположены страны, в которых находятся офисы стартап-студий. Каждый столбец отражает количество стартап-студий, офис которых расположен в стране, обозначенной под столбцом

Рис. 3. Распределение стартап-студий по среднегодовой скорости создания новых компаний

По вертикальной оси отложено количество стартап-студий. По горизонтальной оси отложены диапазоны значений среднегодовой скорости создания новых компаний в стартап-студии. Каждый столбец обозначает количество стартап-студий, ежегодно в среднем создающих такое количество новых компаний, которое лежит в диапазоне, указанном под столбцом

стартап-студии имеют до 3 офисов в различных странах) (рис. 2).

Также для каждой найденной студии была рассчитана средняя скорость создания компаний в год, путем деления количества созданных компаний на количество полных лет существования организации (рис. 3). Данный показатель не позволяет напрямую сравнивать скорость работы стартап-студий с другими организациями, но он позволяет понять характерные для них параметры работы. Из диаграммы (рис. 3) видно, что в большинстве случаев найденные стартап-студии создают от 0,4 до 4 компаний в год. Важно понимать, что подавляющее большинство студий работает не над одним, а над несколькими проектами параллельно. По сфере деятельности, подавляющее большинство студий создают компании исключительно в сфере интернет-сервисов. Лишь небольшое число найденных стартап-студий создают компании в сфере потребительских товаров, энергетики, робототехники и других сферах, однако приоритетным направлением для них остаются интернет-сервисы.

Представленная выше модель работы стартап-студий предполагает наличие постоянной потребности в новых предпринимательских кадрах способных сначала в паре с опытным предпринимателем из студии создать новую компанию, довести ее до состояния самоокупаемости, и в итоге взять на себя руководство ею целиком. Подавляющее большинство студий занимаются поиском подобных специалистов, однако существуют студии, реализующие их целенаправленную подготовку.

Предпринимательское образование в стартап-студиях

Рассмотрим подробнее стартап-студии, реализующие не только поиск, но и целенаправленную подготовку предпринимательских кадров: Holland Startup [5], Hanse Ventures [6], SeedStars [7]. Каждая из студий реализует достаточно уникальную образовательную программу, поэтому они будут рассмо-

трены по отдельности, начиная с программы студии Holland Startup.

В течение 5 месяцев с апреля по август Holland sturtup дает возможность студентам последнего курса, пожелавшим пройти учебную программу, закончить обучение в университете, познакомится друг с другом, прослушать несколько вводных лекций о предпринимательстве, найти партнера для ведения бизнеса, обсудить идею проекта с ним и с предпринимателями из студии, и прийти к концу августа к решению о том, какую именно идею оба недавних выпускника хотят реализовывать вместе. С сентября по ноябрь включительно студенты должны посвящать проекту все свое время, и для этого им ежемесячно выплачивается стипендия в размере 1000 евро, а также предоставляется руководитель в лице опытного предпринимателя из студии. Каждую среду в течение трех месяцев все участники программы встречаются друг с другом за бесплатным обедом, организованным студией, и рассказывают о своих достижениях. С декабря по февраль включительно участники программы работают над улучшением ключевых метрик своего стартапа, также за это время они должны получить обратную связь от потенциальных покупателей и подтвердить наличие спроса. В течение этих трех месяцев студенты не получают денежное вознаграждение, но имеют возможность претендовать на инвестиции от студии в размере 10000 евро. После завершения 6 месяцев интенсивной работы над проектом основатели стартапа становятся его совладельцами вместе со студией. Стартап к этому моменту уже должен выйти на самоокупаемость, в противном случае его основатели либо пытаются привлечь инвестиции, либо подают свой проект для участия в одном из бизнес акселераторов.

Второй пример реализован швейцарской стартап-студией SeedStars. Она имеет несколько подразделений, одно из которых носит название Seedstars Academy и занимается реализаций образовательной программы. Данная программа длится 3 месяца, ее стоимость начинается от $3000 и в эту стоимость входит все, что необходимо иностранцу для проживания в стране, включая затраты на разработку прототипа продукта. Большую часть времени (90%) студенты работают над своим стартапом при постоянной поддержке и руководстве опытных предпринимателей, а оставшееся время тратят на получение теоретических знаний с помощью общения с менторами и предпринимателями, работающими в самой студии. Работа над стартапом состоит из 3 частей: сбор обратной связи от потенциальных потребителей для уточнения спроса, разработка программной части продукта, а также выстраивание и руководство бизнес-процессами внутри стартапа. После окончания обучения студенты могут продолжить развивать свой проект самостоятельно или присоединиться к сообществу проектов, реализуемых внутри стартап-студии SeedStars. Стартап студия не претендует на роль совладельца старта-па, созданного в ходе образовательной программы, однако большинство ее выпускников, продолжают работу над проектом в студии, в обмен на долю в своем проекте.

со о

CN

Р

о

CN

J <

со О

Стартап-студяи Hanse Ventures реализует образовательную программу под названием «start-up trainee programme», которая фактически является стажировкой. Данная программа предназначена для тех, кому интересно предпринимательство, но кто не имеет опыта работы в этой сфере и хочет с ней познакомиться. В течение 6 месяцев стажер имеет возможность работать за зарплату в различных департаментах самой студии, а также портфельных компаний. За каждым стажером закреплены два ментора: один из более опытных стажеров, или сотрудник студии уже завершивший стажировку, а также один из двух основателей студии. По истечении 6 месяцев студия и стажер принимают решение о том, насколько они заинтересованы продолжать сотрудничество, и если интерес взаимный, то стажер имеет возможность как продолжить работать в роли сотрудника студии, так и начать создавать собственный стартап внутри студии.

Анализ примеров предпринимательского образования в стартап-студиях

ресован в успехе своих подопечных, так как является совладельцем проекта или имеет большие шансы стать таковым. В результате, он помогает участникам программы максимально быстро, полноценно и без больших ошибок овладеть новым для них видом деятельности.

Образовательные программы по предпринимательству, реализуемые в российских университетах, практически не обладают ни первой, ни второй из представленных выше характеристик, что, вероятно, и является причиной их столь низкой эффективности. Также можно с уверенностью сказать, что выпускники подобных образовательных программ обладают самыми современными знаниями и навыками работы в сфере инновационного предпринимательства. А наличие большого социального капитала, накопленного в процессе учебы в стартап-студии, вероятно, позволяет начинающим предпринимателям гораздо быстрее и легче находить необходимую поддержку, опыт и ресурсы, что дополнительно повышает выживаемость созданных ими компаний.

со о

CN

Р

о

CN

J <

со О

К сожалению, количество примеров подобных образовательных программ сильно ограничено. Однако они имеют несколько ярко выраженных общих характеристик. Первая заключается в том, что львиную долю времени участники данных программ тратят на работу и лишь небольшую часть на общение с менторами и посещение мероприятий, проводимых самой студией. В связи с этим данные программы гораздо больше похожи на стажировки, чем на образовательные программы. Третья из рассмотренных программ фактически и является стажировкой, так как не связана с реализацией собственного проекта участника программы. Второй характерной особенностью данной программы является то, что у каждого участника данных программ обязательно есть руководитель или наставник или ментор в лице опытного предпринимателя. К сожалению, ни один из сайтов данных трех стартап-студий не содержит подробную информацию о характере и содержании взаимодействия участников программы с опытными предпринимателями, которые являются их руководителями или менторами, поэтому сложно что-либо сказать о том, насколько эти программы похожи с точки зрения содержания.

Рассмотрение первых двух образовательных программ позволяет предположить, на чем основан столь сильный образовательный эффект, который дает возможность выпускать специалистов, владеющих предпринимательской компетенцией в высокой степени. Во-первых, в обеих программах недавних выпускников университетов погружают в соответствующую плотную среду, а также за счет собственного проекта создают у них высокую заинтересованность в получении знаний и навыков, носителями которых является большинство окружающих их специалистов, в результате чего, вчерашние студенты самостоятельно «впитывают» все, что необходимо для создания собственной компании. Во-вторых, опытный предприниматель, выполняющий роль руководителя проекта, но не желающий оставаться в этой роли после окончания программы, также серьезно заинте-

Потенциальные сферы применения опыта и модели работы стартап-студий

Феномен стартап-студий, создающих новые компании на регулярной основе, а также их образовательные программы, реализующие предпринимательское образование для выпускников университетов также на регулярной основе, свидетельствуют о развитии тренда по стандартизации предпринимательской деятельности. Результаты работы стартап-студий, а также само наличие краткосрочных образовательных программ, свидетельствуют о том, что в данной деятельности, появляется все больше и больше стандартных и эффективно работающих механизмов и инструментов, работе с которыми можно обучить почти любого выпускника университета примерно за один семестр. Рассмотренная выше модель работы стартап-студий и их образовательных программ могут стать дополнительным ориентиром в процессе разработки ФГОС по направлению «Предпринимательство», работа над которым ведется в России уже более года [8], а также при выборе пути дальнейшего развития предпринимательского образования в России в целом.

Еще одним способом применения модели стартап-студий в рамках развития инновационной экономики России может стать запуск стартап-студий на базе университетов, с целью создания внутри них источника предпринимательских компетенций. Как показывает анализ распределения государственных средств на развитие инновационного предпринимательства на примере ведущих университетов, приоритетным направлением является исследовательское, а не предпринимательское [9]. В связи с этим подавляющее число научных сотрудников университетов остаются учеными и преподавателями, не имеющими необходимых знаний и навыков для коммерциализации накопленного научного потенциала. Запуск стартап-студий на базе университетов может восполнить недостаток предпринимательских компетенций у научных

сотрудников, за счет привлечения к их организации опытных предпринимателей, и тем самым позволит серьезно повысить результативность хозяйственных обществ, создаваемых на основании 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. Успешный опыт подобного сотрудничества демонстрирует стартап-студия, работающая на базе инженерной школы Университета Техаса в Остине (США) [10]. Работающие в данной студии опытные технологические предприниматели реализуют по модели стартап-студии проекты совместно с профессорами университета по коммерциализации их разработок и изобретений.

Заключение

Молодость тренда стартап-студий не позволяет уверенно говорить о его будущем заметном влиянии на национальную экономику. Однако, пример немецкой стартап-студии Rocket Internet, которая за 8 лет работы создала 36 компаний, в которых работает более 30 тыс. человек в более чем 100 странах мира, дает повод для дальнейшего и более пристального изучения данного феномена. Точно также рано говорить о заметном влиянии образовательных программ, реализуемых стартап-студиями, на предпринимательское образование в мире и в России, в частности. Однако, данный феномен можно считать устойчиво развивающимся и очень перспективным с точки зрения распространения по миру и влияния на развитие инновационных экономик в различных регионах. На данный момент в нашей стране существует несколько студий, в том числе фабрика стартапов Ingenius Systems [11], которая работает по модели очень близкой к модели стартап-студии и доказывает возможность реализации данной модели с учетом всех особенностей национальной экономики. Однако, возможности тиражирования и широкого распространения данной модели в нашей стране, потенциал сотрудничества с российскими университетами, перспективы влияния данного феномена

на формирование стандарта предпринимательской деятельности и предпринимательского образования, а также ряд других важных аспектов требуют дальнейшего глубокого изучения работы этих организаций и их образовательных программ.

Список использованных источников

1. О. Р. Верховская, М. В. Дорохина. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012. Национальный отчет. СПб., 2013.

2. Rocket internet. https://www.rocket-internet.com.

3. Cursive labs. http://www.cursivelabs.com.

4. Startup accelerators — the history and definition. https:// worldbusinessincubation.wordpress.com/2014/03/12/startup-accelerators-the-history-and-definition.

5. Holland Startup. http://hollandstartup.com.

6. Hanse Ventures. http://www.hanseventures.com/en.

7. SeedStars. http://www.seedstars.com.

8. ФГОС «Предпринимательство». http://ruaee.ru/projects/ Standard.

9. Н. П. Иващенко, А. А. Енговатова. Современные инструменты инновационной политики государства в отношении российских вузов//Модернизация. Инновации. Развитие. № 12. 2012. С. 46-53.

10. The University of Texas at Austin. Startup studio. http://www.engr.utexas.edu/innovation.

11. Ingenius Systems http://igsystems.ru.

Start-up studio phenomenon and it's potential impact on the development of entrepreneurship education A. V. Korotkov, PhD student, Department of Science and Innovation Management, the Department of State and Municipal Administration, Faculty of Social Sciences, Higher School of Economics.

A. G. Fonotov, Doctor of Economics, professor, Head of department, Higher School of Economics, Faculty of Social Sciences, the Department of State and Municipal Administration, Department of Science and Innovation Management.

The article is aimed at complete description of the recently emerged phenomenon of start-up studios, as well as determination of its potential impact on the appearance of entrepreneurship standard and on the development of entrepreneurship education. At the end of the article areas for further study of this phenomenon were designated.

Keywords: start-up studio, entrepreneur, entrepreneur-ship education.

III международный технологический форум «Инновации. Технологии. Производство»

Тематика III Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство» будет посвящена решению технологических проблем и задач Национальной технологической инициативы (НТИ) на промышленных предприятиях. НТИ ключевая инициатива государственной власти России - переформатировать отечественную промышленную политику на работу с рынками, которые будут наиболее значительными в мировой экономике через 20 лет.

Группы, работающие по НТИ, разрабатывают серию дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям, из которых вытекают — постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований, приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний, и направления международной технологической кооперации. НТИ становится важным элементом научно-исследовательской и инновационной деятельности и новым инструментом промышленной политики государства.

Ключевая роль отводится работе по формированию условий для предпринимательских инициатив и инновационной деятельности, появлению новых идей, вовлечению множества технологических предпринимателей, проектных и творческих команд, ведущих университетов и исследовательских центров, институтов развития, представителей экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.

Заданный НТИ вектор, должен пройти широкое обсуждение и форум станет одной из дискуссионных < площадок акселерирующих широкое коалиционное взаимодействие по направлению «Передовые производственные технологии».

Подробнее: http://www.itp-forum.ru/conf2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.