Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА И ПОНИМАНИЕ ЕГО ГРАНИЦ'

ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА И ПОНИМАНИЕ ЕГО ГРАНИЦ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1000
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / КИДАЛТЫ / ВЗРОСЛЕНИЕ / ГРАНИЦЫ ДЕТСТВА / МИР ДЕТСТВА / МИР ВЗРОСЛЫХ / CHILDHOOD / KIDALTY / GROWING UP / THE BOUNDARIES OF CHILDHOOD / WORLD OF CHILDHOOD / WORLD OF ADULTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Князева Наталья Николаевна

Отмечается неизменный интерес к феномену современного детства специалистов различных научных направлений. Многомерность и многоаспектность феномена детства ставит ряд вопросов, связанных с пониманием его особого статуса и границ, которые изменяются. Детство рассматривается как социально-историческая и культурно-историческая категория, как сложный феномен, имеющий свою ёмкость, структуру и продолжительность. Традиционно границы детства связывают с феноменом взросления; отмечено, что мир детства нацелен на взросление, в ходе которого происходит освоение, присвоение взрослости. По результатам проведённого анализа литературы выявлена тенденция к смещению границ детства. Сложившаяся социокультурная ситуация приводит к качественному изменению взросления и смещению границ, отделяющих мир детства и мир взрослых. В настоящее время границы детства начинают изменяться в сторону удлинения. Показано, что в современной действительности существует проблема стирания границ между миром детства и миром взрослости. Ведущей тенденцией развития взглядов на понимание детства становится изменение статуса детства, понимание необходимости пересмотра взрослым сообще- ством традиционного положения детства, что является свидетельством наступления новой социокультурной эпохи в жизни ребёнка, отличи- тельной чертой которой являются утрата детством самостоятельного статуса в мире взрослых, смещение границ, отделяющих мир детей от мира взрослых. Выделены функции границ, разделяющих мир детства и взрослый мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHILDHOOD PHENOMENON AND UNDERSTANDING OF ITS BOUNDARIES

There is a constant interest of specialists in various scientific fields in the phenomenon of modern childhood. The multidimensional nature of the childhood phenomenon raises a number of questions related to of its changing special status and boundaries understanding. Childhood is considered as a socio-historical and cultural-historical category, as a complex phenomenon that has a certain capacity, structure and duration. Traditionally, the boundaries of childhood are associated with the phenomenon of growing up, it is noted that the childhood world is aimed at growing up, during which there is a development, appropriation of adulthood. According to the results of the literature analysis it became possible to reveal a tendency of the childhood boundaries shift. The current socio- cultural situation leads to a qualitative change in growing up and shifting the boundaries separating the world of childhood and the world of adults. At present, the boundaries of childhood are beginning to change in the direction of their lengthening. It is shown that in modern reality there is a problem of blurring the boundaries between the world of childhood and the world of adulthood. There are several boundaries separating the world of childhood and the adult world. Understanding of the need for the adult community to revise the traditional position of childhood and the onset of a fundamentally new socio-cultural era of the child’s life in modern society.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА И ПОНИМАНИЕ ЕГО ГРАНИЦ»

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian_!зз'м551251в97!-9845з3х2('опРГп,!)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 37.01+159.99 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.10

Н. Н. Князева1

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Феномен современного детства и понимание его границ

Аннотация. Отмечается неизменный интерес к феномену современного детства специалистов различных научных направлений. Многомерность и многоаспектность феномена детства ставит ряд вопросов, связанных с пониманием его особого статуса и границ, которые изменяются. Детство рассматривается как социально-историческая и культурно-историческая категория, как сложный феномен, имеющий свою ёмкость, структуру и продолжительность. Традиционно границы детства связывают с феноменом взросления; отмечено, что мир детства нацелен на взросление, в ходе которого происходит освоение, присвоение взрослости. По результатам проведённого анализа литературы выявлена тенденция к смещению границ детства. Сложившаяся социокультурная ситуация приводит к качественному изменению взросления и смещению границ, отделяющих мир детства и мир взрослых. В настоящее время границы детства начинают изменяться в сторону удлинения. Показано, что в современной действительности существует проблема стирания границ между миром детства и миром взрослости. Ведущей тенденцией развития взглядов на понимание детства становится изменение статуса детства, понимание необходимости пересмотра взрослым сообществом традиционного положения детства, что является свидетельством наступления новой социокультурной эпохи в жизни ребёнка, отличительной чертой которой являются утрата детством самостоятельного статуса в мире взрослых, смещение границ, отделяющих мир детей от мира взрослых. Выделены функции границ, разделяющих мир детства и взрослый мир. Ключевые слова: детство, кидалты, взросление, границы детства, мир детства, мир взрослых. Дата поступления статьи: 13 ноября 2019 г.

Для цитирования: Князева Н. Н. (2020). Феномен современного детства и понимание его границ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 2. С. 63-66. ЭО!: 10.17238^п1998-5320.2020.14.2.10

Проблема и цель. Появление этнографии, истории и экологии детства, экологической и социально-генетической психологии детства, виртуальной педагогики и психологии детства свидетельствует о неизменном интересе к данной проблематике специалистов различных научных направлений и значимости феномена детства. При всей многомерности и многоаспектно-сти феномена детства перед исследователями встаёт ряд непростых вопросов, связанных с пониманием детства как особого явления. Детство имеет определённый статус, направлено на освоение социального мира, освоение исторически заданных форм обращения мира детей с миром взрослых, в то же время современные изменения общества приводят к переосмыслению как самого детства, так и его границ, которые могут заметно изменяться, что и определило наш интерес к данной проблеме.

Результаты. Детство можно рассматривать как сложное явление. В науках медико-биологического цикла ребёнка рассматривают как представителя Homo sapiens, не завершившего свое морфологическое и физиологическое развитие, период детства понимается как период активного роста, созревания человека. В большом психологическом словаре находим: «детство (англ. childhood) - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода...» [1, с. 132]. И всё же достижение зрелости, перехода к взрослому состоянию в нашей культуре связано с сочетанием биологического, социального и психического созревания.

Более того, детство можно рассматривать как социально-историческую и культурно-историческую категорию. В разные

эпохи в разных культурах понятие детства наполнялась разным содержанием. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Всё, что должно появиться у ребёнка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции» [2, с. 496]. В данном случае в индивидуальном развитии ребенка, в процессе социализации, в различные периоды его становления как представителя культуры прослеживаются понимаемые, осмысленные, а зачастую просто скопированные бессознательно различные аспекты поведения, деятельности, которые присущи данной культуре, данному этапу развития общества.

В своих работах Д. Б. Эльконин также указывает, что детство исключает возможность овладения подрастающим поколением орудиями труда, в силу их сложности, и возможность включения ребёнка в систему общественного производства.

Анализируя развитие в период детства, Д. И. Фельдштейн отмечает, что детство функционально и его следует рассматривать «как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества» [3, с. 28]. И далее: «.. .сущностно - детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во всё большей степени регулирующему и определяющему действию закономерностей социальных» [3, с. 29].

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

Детство, как социальное явление, имеет определённое временное протяжение. Принято считать, что «возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий» [1, с. 132]. В соответствии с вышеуказанными представлениями встаёт принципиальный вопрос о границах, отделяющих мир детства от мира взрослых.

Традиционно в психологии взросление понималось как некая граница, которая отделяет детство от взрослости. Взросление происходит постоянно, на каждом этапе развития личности ребёнка, оно связано с интенсивным развитием самосознания, появлением новых мотивационно-потребностных аспектов деятельности и открывающихся возможностей. Проводимые исследования убеждают, что благодаря взрослению осуществляется присвоение и освоение взрослости, и тем самым, реализуется главная внутренняя цель детства [4]. Мир детства постоянно нацелен на будущее, такую нацеленность инициируют и взрослый, и сам ребёнок, стремясь преодолеть настоящее.

Взросление, по мнению Д. И. Фельдштейна, есть «процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определённых качеств и свойств, составляющих взрослость, посредством формирования тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире» [5, с. 218]. «Осмысление процесса взросления подразумевает и понимание того, что у ребёнка есть некая перспектива (в силу своего местоположения визави к остальным), не вполне доступная взрослым, -перспектива, в которой заключено знание не только о различии в органике, но и о позиционировании в социальном мире с его властными отношениями, и в природной среде» [5, с. 225].

В данном контексте мы можем говорить о противопоставлении детей взрослым. Общество предстаёт как два взаимосвязанных мира: мир взрослых и мир детей. Два мира, дополняя друг друга, не могут существовать изолированно, они обеспечивают своим существованием и взаимодействием процесс передачи социокультурного опыта, опираясь на который, общество способно развиваться как целостная структура.

Социокультурные границы детства, которые могут быть зримыми или символичными, воплощаются в основных видах деятельности, которые осваивает ребёнок, и которые, в свою очередь, имеют культурно-исторический контекст; находят они своё воплощение и в возрастной субкультуре детства, проявляющейся в особом способе поведения, играх, специфическом «детском» языке, «детской» моде и т. п. Во многом границы детства определяются основным вектором развития, содержанием того или иного периода развития, основными задачами, которые необходимо ребёнку решить. В свою очередь, особенности психического и психосоциального развития опираются на особенности психофизиологического развития.

Вместе с тем мир взрослых, прививая ребенку систему социокультурных норм, не принимает во внимание меньшую ва-

риативность жизненных целей, необходимость творческого осмысления правил, а не просто слепого следования им в детстве. Социокультурная среда мира детствав реальности оказывается миром скорее взрослых, нежели детей.

В свое время Д. Б. Эльконин говорил о существовании подобных парадоксов в развитии детей и о необходимости исторического подхода к их пониманию. Современные исследователи, продолжая развивать идеи учёного, утверждают, что в настоящее время можно говорить о таких парадоксах, как:

1) пролонгация периода детства в связи с нарушением механизмов и форм социализации детей в современном обществе;

2) возрастание требований к социализации; 3) установка на гармоничное развитие ребенка; 4) идеи унификации, стандартизации и технологизации мира детства [6].

Кроме этого, традиционно в педагогике границы детства и периоды детского развития принято разделять в соответствии с теми образовательными учреждениями, в которые поступает или переходит ребёнок. Детство - это такой период в жизни человека, когда активно осуществляются процессы обучения и воспитания. Такие границы детства, где рубежом, отделяющим один период от другого, служат сроки воспитания в дошкольных учреждениях, начало обучения в школе, переход из начального образовательного звена в среднее, диктуются практикой обучения. Однако в этом случае возникает вопрос, связанный с тем, какое же образовательное звено является границей, знаменующей переход от детства к взрослости? Получение среднего образования? Или же можно говорить о других границах мира детства?

Н. Постман в книге «Исчезновение детства» утверждает, что ключевой фактор, определяющий различия между детьми и взрослыми, - грамотность, которая распространялась в связи с книгопечатанием. Соответственно, вытесняются непосредственные, «детские» и возникают новые, более сложные, аналитически-рефлексивные, способы понимания мира. Соответственно, детство возникает «с появлением грамотности, а сегодня мы вынуждены признать его исчезновение». Далее исследователь рассматривает детство как культурно-исторический феномен и предполагает, что «идея детства» появилась на одном этапе развития человечества, но она может исчезнуть или сменить свою форму в будущем [7].

Ч. Ноксон рассматривает такое явление американской и европейской культуры, как кидалты, или «взрослые, которые заботятся о своем внутреннем ребенке», - это молодые люди, 20-30 лет, которые построению карьеры, созданию семьи предпочитают компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. п. [8]. Данное явление свидетельствует о том, что часть молодых людей не желает взрослеть, брать ответственность на себя за собственное поведение и свою судьбу, сохраняя «детские» интересы и формы поведения.

Данная проблема (disappearing of childhood) в зарубежной психологии, социологии, философии за последние два десятилетия стала предметом научных дискуссий. Затронутые в книге «Исчезновение детства» аспекты развития общества указывают на происходящие в культуре перемены. В частности,

Vol. 14 No. 2 2020 The Science of Person: Humanitarian

Раrt 2. Pedagogical Science

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

отмечается, что уровень материального развития человечества напрямую взаимосвязан с возможностью разграничения понятий «ребёнок» и «взрослый». Тем не менее предполагается, что детство имеет свои определённые идентификационные характеристики, которые в теории присущи всем детям.

«Сам по себе термин «исчезновение» указывает на происходящие в культуре перемены и на реакцию самой культуры на них. Прежде всего, предполагается наличие некого нормативного феномена под названием «детство», имеющего определённые идентификационные характеристики, по крайней мере, потенциально присущие всем детям. Предполагается также, что сам феномен носит культурно-исторический характер, который может как исчезнуть вовсе, так и непредсказуемо поменять форму. Таким образом, если детство есть временное и исчезающее состояние, значит, оно присуще и «взрослости». Следовательно, перемена в любом из этих состояний неизбежно означает возможность изменения и в другом, поскольку их возникновение и культурно, и исторически неразрывно связано» [9, с. 172].

Выводы. Таким образом, детство предстаёт в многообразии культурных, исторических, социальных, психолого-педагогических подходов. Ведущей тенденцией развития современного общества стало изменение социального и культурно-историче-

ского статуса детства во взаимоотношениях двух миров: мира детства и мира взрослых. Взрослое сообщество пересматривает традиционное положение детства в сферах воспитания, обучения, экономических отношений и т. п. Очевидно, можно говорить о наступлении принципиально новой социокультурной эпохи жизни ребёнка в современном обществе, отличительной чертой которой являются наличие новых, неклассических институтов социализации, утрата детством самостоятельного статуса в мире взрослых, смещение границ, отделяющих мир детей от мира взрослых.

В настоящее время существуют нечёткие границы, отделяющие мир взрослых и мир детей. Между тем необходимо определить ряд важнейших функций, которые выполняют границы, разделяющие детский и взрослый мир: 1) выделение ребёнка как представителя отдельного поколения, существующего в системе социокультурного обмена с другими поколениями; 2) возможность проявления ребёнка в качестве субъекта культуры; 3) поддержание иерархии отношений между поколениями; 4) обеспечение психологической и социальной безопасности детства. Кроме того, устойчивость и адекватность данных границ зависит от уровня развития человеческой культуры, её стабильности и постоянства.

Источники

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.

2. Эльконин Д. Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб. пособие / ред. Г. В. Бурменская. 2-е изд., расшир. М.: МПСИ, 2005. С. 323-335.

3. Фельдштейн Д. И. Современное детство: проблемы и пути взросления // Вестник практической психологии образования. М.: МГППУ, 2009. № 2 (19). С. 28-32.

4. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] / Современная зарубежная психология: электронный журнал. 2016. Том 5. № 2. С. 5-10. URL:http://psyjournals.ru/files/82357/jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (дата обращения: 29.10.2019).

5. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса взросления личности : избр. труды. М.: МПСИ ; Флинта, 1999. 672 с.

6. Поливанова К. Н. Периодизация психического развития как проблема // Другое детство : сб. науч. статей. М.: МГППУ, 2009. С. 326-339.

7. Postman N. The Disappearance Of Childhood. Vintage Books, A Division of Random Houses, inc. N.Y, 1994. P. 69.

8. Noxon Ch. Rejuvenile: Kickball, Cartoons, Cupcakes, and Reinvention of the American Grown-ap. N.Y., 2006. 296 p.

9. Юлина Н. С. О статье Д. Кеннеди «Воссоздавая детство» // История философии. М.: Инст-т философии РАН, 2005. № 12. С. 170-172.

Информация об авторе

Князева Наталья Николаевна

Кандидат биологических наук, доцент. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Наб. Тухачевского,14). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2433-7399. E-mail: natalia_kn_2010@mail.ru

N. N. Knyazeva1

1Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Modern childhood phenomenon and understanding of its boundaries

Abstract. There is a constant interest of specialists in various scientific fields in the phenomenon of modern childhood. The multidimensional nature of the childhood phenomenon raises a number of questions related to of its changing special status and boundaries understanding.

Childhood is considered as a socio-historical and cultural-historical category, as a complex phenomenon that has a certain capacity, structure and duration. Traditionally, the boundaries of childhood are associated with the phenomenon of growing up, it is noted that the childhood world is aimed at growing up, during which there is a development, appropriation of adulthood.

According to the results of the literature analysis it became possible to reveal a tendency of the childhood boundaries shift. The current socio-cultural situation leads to a qualitative change in growing up and shifting the boundaries separating the world of childhood and the world of adults. At present, the boundaries of childhood are beginning to change in the direction of their lengthening. It is shown that in modern reality there is a problem of blurring the boundaries between the world of childhood and the world of adulthood.

There are several boundaries separating the world of childhood and the adult world. Understanding of the need for the adult community to revise the traditional position of childhood and the onset of a fundamentally new socio-cultural era of the child's life in modern society.

Keywords: childhood, kidalty, growing up, the boundaries of childhood, the world of childhood, the world of adults.

Paper submitted: November 13, 2019

For citation: Knyazeva N. N. (2020). Modern childhood phenomenon and understanding of its boundaries. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 2, pp. 63-66. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.10

И1Й12587-94зхРоп нпе) Наука о человеке: гуманитарны е исследования Т. 14 № 2 2020

Раздел 2. Педагогические науки

References

1. Large psychological dictionary / compiled and edited by B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. SPb.: PRIME-EUROZNAK, 2003. 672 р.

2. Elkonin D. B. Adulthood, its content and forms of manifestation in adolescents-fifth graders. D. B. Elkonin. Textbook on child psychology: from baby to teenager: textbook. Edited by G. V. Burmenskaya. 2nd edition, expanded. Moscow: MPSI, 2005. Р. 323-335.

3. Feldstein D. I. Modern childhood: problems and ways of growing up. Bulletin of practical psychology of education. Moscow: Moscow State Pedagogical University. No. 2 (19) April-June 2009. P. 28-32.

4. Polivanova K. N. Childhood in a changing world. Electronic journal Modern foreign psychology. 2016. Volume 5.No. 2. P. 5-10. doi: 10.17759/ jmfp.2016050201 ISSN: 2304-4977 (online) URL: http://psyjournals.ru/files / 82357 / jmfp_2016_n_2Polivanova.pdf (accessed 29.10.2019).

5. Feldstein D. I. Psychology of growing up: structural and content characteristics of the process of personal maturation: Elected. proceedings. Moscow: MPSI; Flinta, 1999. 672р.

6. Polivanova K. N. Periodization of mental development as a problem. Other childhood. Collection of scientific articles. Moscow: MGPPU, 2009. P. 326-339.

7. Postman, N. The Disappearance Of Childhood. Vintage Books, A Division of Random Houses, inc. N. Y, 1994. P. 69.

8. Noxon Ch. Rejuvenile: Kickball, Cartoons, Cupcakes, and the Reinvention of the American Grown-ap. N. Y., 2006. 296 p.

9. Yulina N. S. About D. Kennedy's article "Recreating childhood". History of philosophy. Moscow. Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 2005. No. 12. P. 170-172.

Information about the author

Natal'ya N. Knyazeva

Cand. Sc. (Biology), Associate Professor. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). E-mail: natalia_kn_2010@mail.ru

© Н. Н. Князева, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.