Научная статья на тему 'Феномен социального одиночества подростков в условиях малого города России (региональный аспект)'

Феномен социального одиночества подростков в условиях малого города России (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1102
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОКИНУТОСТЬ / SOCIAL SOLITUDE OF THE TEENAGER / SOCIALIZATION / ABANDONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филипенко Надежда Анатольевна

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема социального одиночества подростка, его причины и последствия в условиях малого города России на базе исследований, проведенных среди студентов колледжей Республики Марий Эл, а также возможные пути решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Social Solitude of Teenagers in Russian Towns (Regional Aspect)

The paper deals with the problem of social solitude of teenagers, topical for modern Russian society. The author analyzes its reasons, consequences and ways of solution in the context of Russian town based on research conducted among students of Mari El colleges.

Текст научной работы на тему «Феномен социального одиночества подростков в условиях малого города России (региональный аспект)»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Социология

УДК 159.923.2:316

Феномен социального одиночества подростков в условиях малого города России

(региональный аспект)

Филипенко Н.А.

Аспирант кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета

В статье рассматривается актуальная для современного российского общества проблема социального одиночества подростка, его причины и последствия в условиях малого города России на базе исследований, проведенных среди студентов колледжей Республики Марий Эл, а также возможные пути решения проблемы.

Ключевые слова: социальное одиночество подростка, социализация, покинутость.

Социальное одиночество - это состояние, когда человек думает, что его оттолкнули, покинули, исключили, не допустили или же не оценили. Сам себя он видит посторонним, одиночкой, лишним человеком [1].

В России сегодня, к сожалению, наблюдается динамика роста числа подростков, испытывающих чувство социального одиночества, что нередко приводит к депрессиям, различным видам девиаций (алкоголизм, наркомания, игромания и др.) и даже аномии.

Особый интерес для изучения феномена социального подросткового одиночества в условиях трансформации российского общества представляют малые города, поскольку здесь вскрываются все основные проблемы адаптации российской провинции к новым социальным условиям жизнедеятельности людей.

Сегодня в Российской Федерации малые города -это самый распространённый тип городского поселения (около 70 % от общего числа городов). И если по уровню развития мегаполиса можно оценить скорость экономического роста, то малый город является индикатором социального и нравственного здоровья местного сообщества.

В современном российском обществе происходит движение ценностной структуры. Наблюдается снижение значимости таких ценностей, как дружба, уважение, взаимопонимание. Рост на этом фоне важности материального благополучия, физической безопасности, сохранения здоровья следует рассматривать как признак значительной трансформации

мировоззренческих и социальных установок людей, самого менталитета жителей малых городов в сторону индивидуализации. Возрастает степень са-моиндетерминированности провинциального населения, формирование установки полагаться только на собственные силы. Эта тенденция имеет достаточно противоречивый характер. С одной стороны, изживаются инфантилизм и социальное иждивенчество, возрастает чувство собственного достоинства, с другой - растёт отчуждение между людьми, снижается моральная и социальная вовлеченность в жизнь друг друга, свойственная малым городам [2].

С целью изучения феномена одиночества в подростковой среде в период за 2007 - 2010 гг. нами проведено исследование среди студентов трех колледжей г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл. В исследовании принимало участие 347 человек, из них 123 юноши и 224 девушки. 28 % респондентов оказались представителями неполных семей, а 4 % - сироты. 58 % опрошенных - городские жители, 32 % - сельские жители и 10 % - деревенские ребята. 44 % опрошенных подростков проживает дома, 38 % - в общежитии, 10 % - на съемной квартире и 8 % - у родственников.

Для исследования использовалась следующая методика: подросткам было предложено оценить тридцать высказываний, по каждому из которых возможны несколько варианта ответов. Респонденты должны были выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает их мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от

283

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3

Социология

их мнения или же наименее соответствует реальности. Баллы, набранные по всем 30 пунктам, суммировались для каждого высказывания отдельно.

В результате проведенного исследования были выявлены значимые связи между близостью с родителями, с одной стороны, и степенью указанного респондентом одиночества - с другой. Подростки, у которых существуют теплые взаимоотношения с родителями, как правило, менее предрасположены к одиночеству, чем те, у которых сложились неприязненные и безучастные отношения в семье. В то же время, оказалось, что отсутствие кого-либо одного из родителей приводит к самому глубокому чувству одиночества подростка.

Для одиночества в подростковом возрасте потеря одного из родителей в результате развода более ощутима, нежели потеря его в результате смерти. Подростки, чьи родители развелись, когда им не было и 18 лет, более глубоко испытывают одиночество. Разведенный родитель воспринимается ребенком как «выбравший разлуку», то есть осознанно отказавшийся от ребенка. Таким образом, можно говорить о так называемом «страхе разлуки», который делает подростка более уязвимым, что в результате вполне может стать причиной одиночества.

Важным моментом, на наш взгляд, является проявление низкой самооценки одиноких подростков. Выявлено, что чем положительнее подросток оценивает самого себя, тем менее одиноким он себя чувствует. У людей с низкой самооценкой, как правило, мало друзей.

Многие подростки считают, что одиночество - это когда очень пусто на душе (68 %), 62 % респондентов считают, что одиночество - это когда ты никому не нужен, те же 62 % опрошенных с одиночеством связывают отсутствие общения. Одиночество как отсутствие близких людей выделяет 60 % подростков, 44 % уверенны, что одиночество, это когда тебя не понимают, а 37 % - когда человек борется со своими проблемами один. Но 15 % из опрошенных решили, что одиночество, это - достаточно положительный фактор, когда ты один можешь заниматься чем угодно, при этом тебе никто не мешает. И лишь один человек из всех опрошенных заявил, что одиночество - это вполне нормальное состояние.

73 % опрошенных студентов пришли к выводу, что одиноким может быть любой человек, 62 % -считают, что к одиночеству приводит замкнутость, 39 % назвали одиноким человека, у которого нет друзей, 35 % признали одиноким человека эгоистичного, а 29 % опрошенных решили, что одиноким становится человек с низкой самооценкой, 16 % утверждают, что таким может стать человек со слабым характером, 16 % называют одиноким человека с низким уровнем культуры, а 13 % - малообразованного человека. Нельзя не сказать и о том, что 53 % респондентов считают одиноким того, кто сам хочет

284

быть одиноким, 17 % утверждают, что одиночками становятся неординарные личности, а 4 % даже могут назвать одиноким высококультурного человека.

91 % опрошенных подростков утверждает, что очень много времени проводят среди людей, из них 68 % намеренно стремятся избежать одиночества.

Главными причинами своего одиночества подростки называют следующие: отсутствие близких друзей (40 %), пребывание вдали от семьи и друзей (40 %), безделье и скука (35 %), отсутствие любимого человека (20 %), отсутствие понимания со стороны окружающих (15 %).

Степень своего социального одиночества опрошенные подростки отражают следующим образом: я всегда буду одиноким человеком (60 %), я всегда был одиноким человеком (55 %), другие считают меня одиноким человеком (45 %).

С целью решения проблемы одиночества подростки предпринимают следующие действия: слушают музыку (80 %), звонят друзьям (65 %), занимаются домашними делами (40 %), гуляют (35 %), смотрят телевизор (35 %), занимаются любимым делом (30 %), навещают кого-нибудь (30 %), тратят деньги на себя (25 %), спят (20 %), плачут (20 %), читают (15 %), делают покупки (15 %), идут в кино, театр и т.п. (15 %), сидят и думают (15 %).

Формальный подход современного общества к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один со своим одиночеством и не могут в полной мере понять и осознать эту проблему, а тем более успешно решить ее, что отражается на их дальнейшем социальном развитии. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы самостоятельно, в частности, через Интернет как заменитель прямого общения. А поскольку сегодня для всеобщего доступа в сети Интернет представлено безграничное количество информации, то источником познания для подростка может оказаться любая информация как позитивного, так и негативного содержания, способная оказать отрицательное влияние на становление сознания формирующейся личности.

В итоге можно сделать вывод, что подростковое одиночество - это сложное социальное явление, по-разному воспринимаемое самими подростками. В одном случае - это отсутствие социальных связей и близких друзей, в другом случае - чувство скуки, в третьем случае оно может представлять собой чувство покинутости и никчемности. Хотя неоспоримым фактом остается то, что одиночество обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и социальных факторов.

Интерес к подростковому социальному одиночеству в нашей стране сегодня вряд ли пойдет на убыль, поскольку проблема только возрастает, можно предположить, учитывая объективные трудности взросления подростков, что назрела необходимость разработки эффективных методологических под-

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3

Социология

ходов к изучению социального подросткового одиночества, способных стать научной основой для эффективного решения этой проблемы. А в связи с тем, что причины социального одиночества весьма разнообразны, не может быть и одного-единствен-ного средства для его преодоления. Поиском путей и форм решения проблемы социального одиночества подростков и должна заниматься социальная наука.

Подростковое одиночество в современном российском обществе является острой социальной проблемой, требующей своего решения, которое во многом зависит от грамотного социального воспитания личности и, в частности, помощи подросткам, испытывающим чувство одиночества. Необходима работа педагогов в образовательных учреждениях, направленная на снижение уровня одиночества подростков, стимулирование подростков к участию в культурных и спортивных мероприятий для того, чтобы эффективно использовать свободное время. Немаловажными факторами является дух сотрудничества среди студентов и преподавателей. Совместная деятельность приводит к возникновению чувства общности интересов и дел, которое возникает обычно у подростка при общении с друзьями, сокурсниками, соседями по общежитию, педагогами.

Кроме того, также в семье необходима комфортная обстановка и включенность подростков в дела взрослых. Желательно повышение коммуникативной компетентности подростков, стремление изменить свое поведение и отношение к себе и людям,

развитие рефлексии и навыков общения. Возможно присоединение к интернет-сообществу, где можно найти собеседника по интересам, но сильно увлекаться виртуальным общением нет необходимости, т.к. это может привести к еще более печальным последствиям (отрыву от реальности).

Безусловно, необходимо развитие системы государственных мер по решению вопроса социального одиночества подростков с целью оптимизации социального развития общества в целом.

Литература:

1. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

2. Ефремова Ж.Д. Формирование и функционирование менталитета населения малого провинциального города: Дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006. - 248 с.

The Phenomenon of Social Solitude of Teenagers in Russian Towns (Regional Aspect)

N. Filipenko

Volga State University of Technology

The paper deals with the problem of social solitude of teenagers, topical for modern Russian society. The author analyzes its reasons, consequences and ways of solution in the context of Russian town based on research conducted among students of Mari El colleges.

Key words: social solitude of the teenager, socialization, abandonment.

285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.