Научная статья на тему 'Феномен состязательности игры в процессе социализации личности'

Феномен состязательности игры в процессе социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / COMPETITION / PLAY / PERSONALITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Эльвира Рифкатьевна

Феномен состязательности характерен для всех видов человеческой активности, как духовной, так и физической. Особое значение в процессе социализации личности имеет игра, ее состязательный характер с точки зрения усвоения личностью социальных норм взаимоотношений между людьми через систему правил игры, выполнения ролевых обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF PLAY COMPETITION IN THE PROCESS OF PERSONALITY'S SOCIALIZATION

Phenomenon of competition is characteristic for all types of human activity both spiritual and physical. Play, its competing nature, has a special meaning in the process of personality's socialization from the point of view of accepting social norms of interpersonal relations through the system of game's rules and roles' duties

Текст научной работы на тему «Феномен состязательности игры в процессе социализации личности»

Э.Р. МИХАЙЛОВА

ФЕНОМЕН СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: состязательность, игра, личность, социализация.

Феномен состязательности характерен для всех видов человеческой активности, как духовной, так и физической. Особое значение в процессе социализации личности имеет игра, ее состязательный характер с точки зрения усвоения личностью социальных норм взаимоотношений между людьми через систему правил игры, выполнения ролевых обязанностей.

E.R. MIKHAILOVA

PHENOMENON OF PLAY COMPETITION IN THE PROCESS OF PERSONALITY’S SOCIALIZATION Key words: competition, play, personality, socialization.

Phenomenon of competition is characteristic for all types of human activity both spiritual and physical. Play, its competing nature, has a special meaning in the process of personality’s socialization from the point of view of accepting social norms of interpersonal relations through the system of game’s rules and roles’ duties.

Феномен состязательности присутствует в человеческой жизни во всех ее проявлениях. С самого рождения человек вынужден состязаться как с подобными себе, так и с самим собой, находить баланс между должным и сущим. Проблема состязательности актуализируется во всех сферах человеческой деятельности, будь то состязательность в ходе судебного процесса или спортивная состязательность, состязательность в мире нравственных ценностей человека или борьба за выживание в экстремальной ситуации. Во все времена идея состязательности затрагивает весьма разнообразные проблемы на уровне социума: экологические как результат состязательности человека и природы, цивилизации и культуры, техники и ручного труда; демографические проблемы как вариант состязательности между социальными слоями за лучшие условия своего существования.

Несомненным является тот факт, что состязательность как форма социального бытия человека должна исследоваться как социальный феномен. Только с таких позиций можно сделать достаточно четкие выводы о месте и роли данного феномена в повседневности человеческого существования.

Ряд ученых рассматривали феномен состязательности в социальных дисциплинах, таких как социальная философия, социальная экология, экология человека. В рамках социального направления проблема исследуется через социальный конфликт, который представлен не только как борьба человека за условия своего существования с себе подобными, но и со своим жизненным пространством. Состязательность это одновременно и диалектическая борьба, и конфликт между техногенной цивилизацией и духовными ценностями культуры.

Социальный уровень проявления состязательности предполагает не только борьбу индивидов за лучшие условия своего существования, но и борьбу человека с природой. Соответственно, здесь мы сталкиваемся с биосоциальными факторами состязательности. На данном уровне они наиболее ярко представлены естественным и социальным отбором. Социальная состязательность - соперничество индивидов и социальных общностей, целью которого является получение от общества (или социально значимой в контексте соперничества группы) одной из противоборствующих сторон формальных и неформальных позитивных санкций.

Феномен социальной состязательности наиболее полно представлен в социальном бытии понятием «игра», которое охватывает по своему объему

все формы его проявления в материальной и духовной социальных практиках. Институционализация состязательности начала оформляться в античности в виде гимнастики, риторики и софистики - разнообразных формах соперничества человека с другим человеком и с самим собой.

Выделяются идеологический и игровой аспекты социальной состязательности. К первому относятся соперничество научных гипотез и теорий, повседневный бытовой спор, конкуренция идеологий и религиозных догм, столкновение различных ценностей в душе человека, борьба человека с самим собой, своими комплексами и пороками. Второй аспект представлен войнами, спортивными поединками, драками, дуэлями, судебными тяжбами, бытовой состязательностью, конкурсами, тематическими играми, викторинами, игровыми шоу-программами, кинофестивалями, эстафетами, физически активными и интеллектуальными играми.

Особое значение в процессе социализации личности имеет игра. Игра - это деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащая для заполнения досуга, для развлечения. Играя, индивид осуществляет освоение и покорение своего жизненного пространства, преодолевает отчуждение от угрожающего мира. Игровая форма состязательности во многом предопределяет дальнейший путь развития личности, позволяя уже на ранних стадиях конкуренции в детском коллективе определить перспективы и варианты социальной коммуникации соперничающих меж собою детей во взрослой жизни.

Важно отметить следующий момент, связанный с состязательным моментом игровой деятельности: итогом диалектики игры является полноценная, социально оформленная личность, умеющая дисциплинировать свою деятельность в соответствии с общественными ожиданиями и нормами, с одной стороны, а с другой - способная органично игнорировать чрезмерный гнет социальных норм, уходя от излишней социальной ответственности, но не переходя дозволенного. Игровая деятельность является своего рода тезисом-утверждением свободы деятельности и творчества индивида.

Игра входит в круг вечных ценностей культуры и социальной практики. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством. Игры учат философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни. Особенно ценен имманентно присущий игре состязательный аспект, проявляющийся в диалектике «игра - труд». Данный аспект способствует вовлечению во взрослую жизнь подрастающего поколения и является актуальным на ранних стадиях социализации. В зрелый период жизнедеятельности для индивида актуальным становится такой тип социальной состязательности, как «социальный конфликт - социальный порядок».

Социализация как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта является важным и ответственным процессом, протекающим под влиянием множества факторов (природных, социальных, педагогических), среди которых особое, значимое место принадлежит игре. Как один из самых древних видов человеческой деятельности, игра проникает во все сферы человеческой жизни, сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В философии сложилось целое направление, представители которого считают, что игра «старше» самой культуры, ибо является ее предшественницей, - предаваясь играм, ритуалам, обрядам, человек «творит культуру». Процесс усвоения ценностей и норм культуры в человеческом сознании при помощи игры осуществляется наиболее естественно, так как игра

снимает чувство внутреннего самоконтроля, напряженности, снижая порог критичности восприятия окружающего мира. В процессе игры ребенок как бы «не замечает» обстоятельства своего бытия, абстрагируется от них, принимая вымысел за реальность, заменяя действительность иллюзией. Однако самое ценное - это чувства и эмоциональные состояния, которые личность испытывает в игре: они реальны, они точно отражают обретенный ею уровень культуры. Каждый раз игра принимает формы, которые реализуются по строгим правилам, нормам, утверждаемым самим ребенком, «соображения пользы здесь целиком оттесняются на задний план чисто игровым элементом: серьезное становится игрой» [4]. И хотя, как утверждает Й. Хейзинга, «игра преходяща, она минует и не имеет вне себя никакой собственной цели, она поддерживается сознанием радостного отдыха за рамками требований обыденной жизни» [4]. Игра дает возможность проигрывать перспективы завтрашней радости, создает условия для усвоения элементов культуры своего народа.

Игровая деятельность личности имеет большое значение с точки зрения усвоения личностью социальных норм взаимоотношений между людьми. Их соблюдение всегда зависит от того, как человек относится к понятиям чести, достоинства, долга, приличия, хорошего тона. В игре понятие чести равнозначно соблюдению правил и добросовестному выполнению ролевых обязанностей, доброжелательному отношению к участникам игры, умению действовать внутри условно принятых правил игры. Нарушение правил игры отрицательно сказывается не только на ходе игры, но и на отношениях между играющими.

Взаимодействие в игре предполагает восприятие и оценку различных социальных ценностей, соотнесение собственных субъективных оценок с оценкой участников группы. Естественно, что нет и не может быть полного совпадения таких оценок. Это обусловлено не только уровнем усвоения культурного опыта предшествующих поколений личностью, не только опытом взаимодействия с воспринимаемыми ценностями, но и внешними объективными обстоятельствами ее бытия. Процесс освоения ценностей культуры личностью происходит поэтапно, постепенно.

На первом этапе закладывается фундамент, который впоследствии становится основой формирующегося опыта личности. Важнейшей социальнопедагогической задачей на данном этапе выступает проблема воспитания культуры чувств. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин неоднократно указывали на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения индивидом социальных ценностей, требований, норм, идеалов и на определенном этапе развития личности интериоризируется ею, определяя содержание мотивов ее поведения. В результате этого индивид приобретает систему мер, эталонов ценностей, формируется способность сопоставлять с ними явления и оценивать их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. В процессе игровой деятельности у ребенка «формируются новые чувства, новые эмоциональные переживания, нравственные нормы, социальные требования и правила поведения» [3].

Когда ребенок включается в различные виды деятельности, у него возникают новые мотивы поведения, соответствующего эмоционального отношения к окружающему миру. Игра способствует обретению ребенком опыта общения, эффективность формирования которого обусловлена эмоциональным фоном жизнедеятельности коллектива, степенью включенности индивида в коллективные отношения, в выполнение определенной социальной роли.

На следующем этапе происходят преобразование взаимоотношений человека с внешним миром, переоценка сложившейся системы ценностей - это

обусловлено изменением внутренних условий развития: интериоризуются определенные значения, которые были зафиксированы в форме понятий, знаний, умений. На данном этапе они становятся личностно значимыми. Этот процесс затрагивает внутренний мир личности, ее волевую сферу, учит преодолевать трудности. Сформировавшееся чувство воли помогает человеку соотносить свое поведение с моральными убеждениями, возможными последствиями поступков, способствует выработке новых социальных установок. На основе развития эмоционально-волевой сферы происходит «ориентация индивида, выступающая как основа нравственной позиции и мотивов поведения формирующейся личности» [2, с. 57].

Формирование потребности молодого человека в участии в различных видах социально полезной игровой (и не только) деятельности характеризует содержание третьего этапа. Эта потребность определяется как состояние личности, включающее в себя стремления, желания, готовность реализовать общественно ценные потребности, интересы и склонности, направленные на удовлетворение нужд и запросов коллектива, способности на основе приобретенных знаний, умений выполнять общественные поручения и преодолевать встречающиеся трудности на пути к достижению общественно значимых целей.

Каждый из этапов освоения личностью ценностей культуры включает в себя неповторимые качественные изменения в личность, обогащает и совершенствует ее опыт. Этот процесс диалектичен, противоречив, требует постоянного учета всех влияющих на личность ребенка факторов. Особая роль среди них принадлежит игре, которая существенно обогащает процесс формирования социального опыта индивида, делает этот процесс более эффективным. Для индивидума игра является средством социализации, благодаря которому он входит в жизнь общества (П.Ф. Лесгафт, Г.В. Плеханов, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский); она «помогает личности понять смысл человеческого труда» [5, с. 107]; его социальный и созидательный характер. В коллективной игре у человека формируется потребность воздействовать на окружающую среду, он получает возможность выбора действия с учетом собственных интересов, внутреннего творческого потенциала, индивидуальности, так как выполняемые действия в игре являются новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В конечном счете игровая деятельность (особенно - коллективная) способствует развитию личности, подготовке ее к дальнейшей социальной деятельности, выполнению важнейших социальных функций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по всей земле на территории обитания раннего человеческого общества господствует комплекс совершенно однородных представлений и обычаев агонистического характера. По всей видимости, эти состязательные формы возникают независимо от особенностей представлений, свойственных тому или иному народу. Готовое объяснение этой однородности лежит в самой человеческой природе, всегда устремленной к высшему, будь это высшее земной славой и превосходством или же преодолением всего земного. Врожденной функцией человека, благодаря которой осуществляется это стремление, и была игра.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 349 с.

2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1976. № 6.

3. Фришман И.И. Игры без проигравших (результаты исследований особенностей игрового взаимодействия в детских объединениях): учеб. пособие / И.И. Фришман. Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003.

4. Хёйзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга; пер. с нидерл. и примеч. В.В. Ошиса; общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992. 458 с.

5. Эльконин Д Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Владос, 1999. 360 с.

МИХАЙЛОВА ЭЛЬВИРА РИФКАТЬЕВНА родилась в 1972 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт. Старший преподаватель кафедры теории и практики перевода, соискатель кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета. Основное направление научных исследований - социальная философия. Автор 4 опубликованных научных статей в области социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.