Научная статья на тему 'Феномен смерти в контексте взаимоотношений "я" и "Другого"'

Феномен смерти в контексте взаимоотношений "я" и "Другого" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДРУГОЙ" / "OTHER" / СМЕРТЬ / DEATH / ОДИНОЧЕСТВО / SOLITUDE / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / EMPATHY / ЛЮБОВЬ / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дегтярева Ольга Валентиновна

Проблема «Другого» рассматривается в контексте феномена смерти. Выявлены три онтологические роли «Другого» в феномене смерти: «Другой» в собственной смерти, которая не исключает его из внутренней реальности оставшихся в живых; «Другой» как бессмертный, способный обессмертить того, кто ему близок, в любви и близких взаимоотношениях; «Другой» как помогающий пережить скорбь, с одной стороны, и позволяющий переживать горе, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the “Other” is considered in the context of the phenomenon of death. Identified three ontological roles of the “Other” in the phenomenon of death: “the Other” in his own death, which does not exclude him from the inner reality of survivors; the “Other” as an immortal, is able to immortalize someone close to him, in love and close relationship; the “Other” as help you survive the tribulation, on the one hand, and allow them to experience grief, on the other hand.

Текст научной работы на тему «Феномен смерти в контексте взаимоотношений "я" и "Другого"»

человека. Что же касается разумности, рациональности, этичности - можно ли требовать и ожидать это от человека как коллективного субъекта? Ведь несобранность и раздробленность существования человека отнюдь не случайные его свойства, а неизменно сопутствующие. Человек как коллективное существо выстраивает свое существование между социальным и личным, чужим и своим, осознанием общих и индивидуальных особенностей, черт, потребностей и интересов. Современному человеку порой действительно сложно осознать самого себя, поскольку он сам по природе своей далеко неоднозначен, имея многообразные связи с окружающим миром.

Должен ли человек ограничивать себя только направленностью на разумность своих действий? Ведь гораздо большую часть его структуры занимают бессознательные и подсознательные явления? Скорее всего, важно учитывать всю сложность природы человека и развивать свою разумность в решении и достижении общих и индивидуальных целей сохранения жизни, мира, плодотворного сотрудничества, творческого саморазвития и самосовершенствования, решения глобальных проблем и т.п. Для решения таких задач очень важно развитие гражданского общества и коммуникативных качеств личностей.

Человек как существо творческое не может существовать без идеала - личного и социального, он должен стремить-

ся к вполне осознанной большой и значимой для него цели. Без идеала жизнь представляется человеку бессмысленной. Идеал всегда носит гуманистический характер и направлен на решение привлекательных и вдохновляющих задач, заряжающих духовной силой. Капиталистическая экономическая система не дает человеку так необходимый ему идеал, наполняющий оптимистической волей и надеждой. Только коммунистический экономический уклад нацелен на будущее, на развитие гуманистических отношений, гармоничного человека.

Важнейшей ценностью для человека, защищающей его от кризиса, является приверженность традициям, сохранение и развитие их. Традиции составляют ценностное ядро культуры народа, отражение его менталитета. Человек есть то, каким традициям он следует. Традиции обеспечивают единение с другими людьми и сплачивают весь народ. Традиции связаны с историей народа, с его стремлением построить свою общую жизнь и жизнь отдельного человека по законам правды, красоты и справедливости.

Список литературы:

1. Швейцер А. «Я родился в период духовного упадка человечества» // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. - С. 5-11.

ФЕНОМЕН СМЕРТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИИ

«Я» И «ДРУГОГО»

Дегтярева Ольга Валентиновна

Аспирантка кафедры онтологии и теории познания Российского Университета Дружбы Народов, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Проблема «Другого» рассматривается в контексте феномена смерти. Выявлены три онтологические роли «Другого» в феномене смерти: «Другой» в собственной смерти, которая не исключает его из внутренней реальности оставшихся в живых; «Другой» как бессмертный, способный обессмертить того, кто ему близок, в любви и близких взаимоотношениях; «Другой» как помогающий пережить скорбь, с одной стороны, и позволяющий переживать горе, с другой стороны.

ABSTRACT

The problem of the "Othef' is considered in the context of the phenomenon of death. Identified three ontological roles of the "Othef' in the phenomenon of death: "the Other" in his own death, which does not exclude him from the inner reality of survivors; the "Other" as an immortal, is able to immortalize someone close to him, in love and close relationship; the "Other" as help you survive the tribulation, on the one hand, and allow them to experience grief, on the other hand.

Ключевые слова: «Другой», смерть, одиночество, сопереживание, любовь.

Keywords: the "Other", death, solitude, empathy, love.

В основании человеческого бытия, согласно экзистенциальной философии, лежит осознание собственной смерти и в связи с этим боль, которую невозможно преодолеть, поскольку невозможно превзойти собственную смертность. Связать себя с «Другим», почувствовать, понять его, возможно лишь с помощью сострадания к той боли, которую испытывает каждый. Именно испытывание этой боли является тем фактором, который определяет глубину общения с другими людьми. «Другой» становится ближе, когда «Я» осознаёт, что и он испытывает ту же боль.

Через осознание смерти приходит желание любви. М. де Унамуно поэтично описывает взаимосвязь любви и смерти такими словами: «Вечность! Вот чего мы страстно желаем; жажда вечности это и есть то, что у людей зовётся любо-

вью; и если ты любишь другого человека, то это значит, что ты хочешь обрести в нём вечность» [2, с. 58]. Своеобразная интерпретация любви М. де Унамуно указывает на первичность чувства смертности по отношению к другим видам человеческих страстей.

Мартин Хайдеггер в работе «Бытие и время» также не обходит вниманием вопрос о смерти. Он раскрывает тему смерти в контексте со-бытия «Я» и «Другого». Феномен смерти, помимо всего прочего, ставит человека перед осознанием своего бытия: «В бытии к смерти присутствие отнесено к себе самому как отличительной способности быть» [3, с. 252].

Тема смерти перекликается с темой одиночества. В смерти ни «Я», ни «Другой» не могут сопровождать друг друга.

Это онтологическое событие, которое, как и рождение, разъединяет людей. Рождаясь, человек более не защищён организмом матери, ему надо учиться быть отдельным существом. Так же и умирая, человек остаётся наедине с собой. Смерть - послание одинокому. «Смерть не индифферентно лишь "принадлежит" своему присутствию, но обращена к нему как одинокому» [3, с. 252]. Для М. Хайдеггера смерть - вовсе не то, что может объединить «Я» и «Другого», но напротив, это то, что делает со-бытие невозможным в ситуации умирания одного из них: «Это одиночество есть способ размыкания "вот" для экзистенции. Оно обнаруживает, что всякое бытие при озаботившем и всякое со-бытие с другими отказывает, когда речь идёт о самой своей способности быть» [3, с. 263]. Если же смерть остаётся всего лишь возможностью для «Я» и «Другого», которые не могут быть полностью до конца в ней уверены, она позволяет им проявлять заботу друг о друге.

Итак, смерть не уничтожает бытие «Другого», но является метафизиче-ским местом встречи «Я» и «Другого».

Только смерть близкого или значимого «Другого» может быть неподдельной скорбью для «Я», в то же время только смерть значимого «Другого» не прекратит его со-бытие с «Я», поскольку значимый «Другой» остаётся в экзистенции «Я». Смерть «Другого» всегда должна иметь оформление, она должна быть ритуализована, иначе сознание «Я» не сможет зафиксировать память о смерти «Другого».

Итак, смерть «Другого» не является проблемой «Я», но она является от-ношением, возникающим между «Я» и «Другим». Умерший продолжает в оставшемся жить. Один из родоначальников экзистенциализма Жан-Поль Сартр говорит: «В настоящем, когда он мёртв, только память Другого может помешать, чтобы его жизнь свернулась в полноту в себе, оборвав все связи с настоящим. Жизнь ушедшего характеризует то, что Другой становится её хранителем» [1, с. 546]. «Я» и «Другой», составлявшие при жизни «Мы-отно-шения», продолжают эти отношения и после смерти одного из них.

Именно смерть, даже не любовь и не одиночество, хотя всё это взаимосвязанные феномены, раскрывает бытие «Я», выражаясь словами Сартра, как «бытие-для-другого». Из осознания своей смерти человек приходит к двум фундаментальным составляющим его экзистенции - чувству любви и чувству одиночества. Через любовь «Я» стремится продлить себя в «Другом», в свою очередь уверяя, что «Другой» не умрёт. Чувство одиночество также обостряется только исходя из реальности феномена смерти, так как пока человек жив, существует надежда на единение с «Другим», в смерти же эта надежда иссякает.

Смерть «Я» - окончательная точка экзистенции для самого «Я», в то время как смерть «Другого» не является его концом, поскольку «Другой» продолжает бытийствовать в памяти «Я». Смерть приближает «Другого» к «Я». «Я» встречает «Другого» в смерти «Другого» в восприятии его свершившейся жизни, которую только теперь, когда она завершена, можно воспринимать как целостную картину. В смерти жизнь «Другого» обретает завершённость, а сам «Другой» свою окончательную форму для «Я».

Феномен смерти в контексте проблемы «Другого» представлен двумя уровнями её восприятия: рациональным и эмоциональным. Во-первых, целостное понимание жизни «Другого» возможно только в том случае, если жизнь завершилась и появилась возможность умозрительно охватить её целиком. Во-вторых, в осознании смертности «Другого» содержится глубина духовных отношений, возможных между «Я» и «Другим». Смерть, являясь проявлением лишь одного субъекта, полностью принадлежит другому, тому, кто об этой смерти может знать.

Так же следует обозначить важность «Другого» в процессе переживания скорби, так как он, во-первых, удовлетворяет определённые жизненные по-требности, во-вторых, сопереживает, разделяет горе, в-третьих, позволяет печальным чувствам находить внешнее выражение. Погребальный ритуал - акт, направленный от «Я» к «Другому», когда «Другой» уже не присутствует в мире, самый бескорыстный акт из возможных. Даже любовь уступает ему по своей отдаче. В-четвёртых, смерть и смертность - объединяющие «Я» и «Другого» звенья. Через боль недолговечности человеческого бытия открывается возможность продлить своё бытие друг в друге и в детях. Смерть «Другого» позволяет полностью увидеть вот-бытие «Другого», что невозможно по отношению к вот-бытию собственного «Я». Смерть «Другого» - единственное, что исходя от «Другого», ему не принадлежит, но принадлежит «Я», поскольку только «Я» может знать о ней. Через скорбь о смерти близкого «Другой» раскрывается иначе, утрачиваются маски. Это состояние, называемое в экзистенциализме по-граничным, выводит общение «Я» и «Другого» на новый уровень.

Список литературы:

1. Сартр. Бытие и ничто. М.: Республика, 2004. - 639 с.

2. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Киев: Символ, 1997. - 414 с.

3. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Академический проект, 2011. - 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.