Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ ОЙГЕНА ФИНКА'

ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ ОЙГЕНА ФИНКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / БЫТИЕ / СМЕРТНОСТЬ / ТЕЛЕСНОЕ БЫТИЕ / ДУХ / СТРАНА МЕРТВЫХ / DEATH / BEING / MORTALITY / BODILY BEING / SPIRIT / COUNTRY OF THE DEAD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рубизова А.А., Жданова Д.Р.

Евгений Финк рассуждает о том, что смерть принадлежит бытию, ее невозможно отделить от него. Людская жизнь обречена на смерть. Из перспективы смерти возможны существенные свидетельства о человеческом. Однако это не должно означать, что только лишь и исключительно с позиции смерти надлежит определять весь смысл бытия. Смертность есть составляющая человеческого бытия. Но «смертный» не характеризует постоянное поведение человека, так как будучи смертным, человек живет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF DEATH IN THE PHILOSOPHY OF OYGEN FINC

Eugene Fink argues that death belongs to being, it can not be separated from it. Human life is doomed to death. From the perspective of death, substantial evidence of the human is possible. However, this should not mean that only the sole meaning of the position of death should be determined from the position of death. Mortality is a component of human existence. But the "mortal" does not characterize the constant behavior of man, since being mortal, man lives.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ ОЙГЕНА ФИНКА»

УДК 128

Рубизова А.А. студент 3 курса факультет «Лечебное дело» Жданова Д.Р. студент 3 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ ОЙГЕНА ФИНКА

Аннотация: Евгений Финк рассуждает о том, что смерть принадлежит бытию, ее невозможно отделить от него. Людская жизнь обречена на смерть. Из перспективы смерти возможны существенные свидетельства о человеческом. Однако это не должно означать, что только лишь и исключительно с позиции смерти надлежит определять весь смысл бытия. Смертность есть составляющая человеческого бытия. Но «смертный» не характеризует постоянное поведение человека, так как будучи смертным, человек живет.

Ключевые слова: смерть, бытие, смертность, телесное бытие, дух, страна мертвых.

Rubizova A.A.

The 3d year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov Zhdanova D.R.

The 3d year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov PHENOMENON OF DEATH IN THE PHILOSOPHY OF OYGEN

FINC

Annotation: Eugene Fink argues that death belongs to being, it can not be separated from it. Human life is doomed to death. From the perspective of death, substantial evidence of the human is possible. However, this should not mean that only the sole meaning of the position of death should be determined from the position of death. Mortality is a component of human existence. But the "mortal" does not characterize the constant behavior of man, since being mortal, man lives.

Keywords: death, being, mortality, bodily being, spirit, country of the dead.

Немецкий философ Ойген Финк (Eugen Fink 1905-1975) в книге «Основные феномены человеческого бытия» выделил в качестве основных феноменов труд, игру, любовь, господство и смерть. «Человек, - писал он, -

в своей сущности есть работник, игрок, любящий, борец и смертное существо» [1,с.106].

Финк полагал, что пять названных им феноменов являются для всех людей универсальными, пронизывающими наиболее значимые формы жизнедеятельности человека. Однако мы легко можем убедиться, что имеются также другие феномены, столь же подходящие на роль «основных». Например, вера - обыденная, религиозная, научная, философская -пронизывает всю нашу жизнь. Да и сам Финк обстоятельно объяснил, что феномены человеческого бытия не могут быть предметом «объективного исследования».

В данной работе хотелось уделить особое внимание феномену смерти в представление Е.Финка. Потому что человека во все времена интересовал вопрос смерти. Смертен ли человек, бессмертна ли душа. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Глубина понимания нами понятия смерти заключается в нашем отношении к ней. Эти знания не означают, что человек постоянно думает о смерти и прибывает в плохом настроении от осознания ее неизбежности, но интересным является тот факт, что он всегда живет в тени смерти.

Иными словами: человек твердо знает, что смерть неминуема, но ему не известен точный час ее прихода.

Осознание неизбежности смерти отравляет человеку жизнь, каждое его желание, вносит горечь в наслаждение. Но знание человека о «спасительном учение о мире ином» смягчает боль потери и мысли об уходе из этого мира.

Смертность, как замечает Финк, является составляющей человеческого бытия. Но «смертный» не характеризует постоянное поведение человека, так как будучи смертным, человек живет. Мы обречены на смерть, но человек не подлежит смерти как жертвенное животное.

При этом Е. Финк говорит о том, что человек помимо того что сам является смертным, может приговаривать других людей к смерти, а так же выступить в качестве самоубийцы и исполнить подобный приговор над собой. Следует отметить, что возможность обращения с собственной и чужой жизнью стали моделями для мифологического истолкования смерти. Некоторые считают смерть божьей карой, наложенным проклятьем или «расплатой за грехи»[1,с.102].

Но, тем не менее, смерть остается на втором плане и является вторичным явлением.

Если посмотреть на феномен смерти более широко, то можно увидеть что в мире смертно, все вещи склонны разрушаться и на всех лежит клеймо гибели, то есть получается что не только человек смертен, но и все живое погибает.

Финк приводит пример с цветком: вырванный из земли цветок, или убитое на охоте животное.

Следует обратить внимание на то, что Финк говорит о том, что все живое, что было рождено, возвращается к земле. Так и человек является

конечным существом среди множества конечных вещей.

Интересным является и то, что Финк говорит не только о смерти тела, он описывает человеческий дух, который является смертным духом, который уверен в неотвратимости своего конца, пронизанный временем и знающий время как таковое. Финк говорит о том, что человек как существо духовное ограничен и втиснут в рамки, не только потому, что к его интеллекту примешана чувственность, но и потому что его разум затуманен чувствами.

Отсюда напрашивается вывод: смерть существует с нами не только потому, что мы имеем «тело», но и потому, что смертность определяет способ нашего телесного бытия. Дух человека всецело окрашен смертностью, и этот смертный человеческий дух особым, неповторимым образом действует в теле[1,с.105].

Интересным является параллель, которую проводит Финк между околеванием животного и смертью человека.

В процессе угасания растительной или природной жизни остается «ничто», потому что «ничто», по мнению Финка, уже заложено в бытие живых существ.

Человек кончается также, в соответствии с законом бытия, а не просто как случайная жертва злого рока. Но если сравнивать смерть человека и животного, то у человека умирание приобретает другой характер. Мы называем это «его «кончиной». Хотя, по мнению Финка, значительных отличий человека от животного и растения нет. Но различия существуют между живым существом и неорганическим образованием.

Финк интересно отзывается о стране мертвых.

Финк говорит о том, что человек имеет право придумать некий потусторонний мир, но нельзя торопиться делать выводы о содержание определения страны мертвых.

Наша земная жизнь является ничем иным, как нашими размышлениями о смерти. Мы знакомимся со смертью, будучи живыми, пытаемся смириться с тем, что смерть неизбежно, но при этом всячески стараемся убежать от нее.

Мы чтим память усопших, пытаемся наметить понятие «потустороннего мира». Отсюда можно сделать вывод, что умерший как бы вовлечен в царство живых, но при этом не помещен сюда полностью.

При этом усопший остается мрачной фигурой, которая не позволяет живым достичь полного понимания бытия.

Интересным является и то, что Финк пишет о том, что власть мертвого скрывшегося из царства живых огромна. Причина этого заключается в том, что усопший остается в памяти живых, но именно это мнимое иллюзорное бессилие живых перед умершим и есть не что иное как власть «нечистая» власть. Странность и непостижимость которой сбивает с толку, до глубины души тревожит живых и расшатывает их уверенность в безопасности и достоверности бытия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, по мнению Евгения Финка смерть принадлежит бытию, ее невозможно отделить от него. Людская жизнь обречена на смерть. Из перспективы смерти возможны существенные свидетельства о человеческом. Однако это не должно означать, что только лишь и исключительно с позиции смерти надлежит определять весь смысл бытия.

Смертность, как замечает Финк, является составляющей человеческого бытия. Но «смертный» не характеризует постоянное поведение человека, так как будучи смертным, человек живет. Мы обречены на смерть, но человек не подлежит смерти как жертвенное животное.

Отсюда напрашивается вывод: смерть существует с нами не только потому, что мы имеем «тело», но и потому, что смертность определяет способ нашего телесного бытия. Дух человека всецело окрашен смертностью, и этот смертный человеческий дух особым, неповторимым образом действует в теле.

Использованные источники:

1. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия/ пер.с нем. А.В. Гараджа, Л.Ю. Фуксон. М., Из-во «Канон+» 2017.

2. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.