КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
vnK(»a.001:fl1-11
Едошина Ирина Анатольевна
даапор лул*1тур&Ю£ии Коспухшоаы KjcyüapciiiaeteaMj умийереигпйт им. ПЛ. Некрасова
entaM*a@¡ksu ethi/u
ФЕНОМЕН СЛОВА: ФИЛОСОФСКИЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
В стать* npez)cn*ia.icn <Mfflútü.wnai¿ jkxíxtní ж яапимапию сущности слота как ярп!ипш ruн. ik>jkvjглпjk>-.(o.wc«oii pr^i/tmu. Xmoiи noóxoó йотссшимкз на осноле puf ют слмщ. 11-4 Ф.кзрсмоил). С. И. Труткгцхлго, В Ф. Эрыа, кхжучагыми скмшиь л которых ллляхлтся т.иобольы. *.uyópocmh», *loga.\u л алз историческом равлитии В pcjt'JMRcuw снуло ммишппгл лик акт сынапия. Ичоло расс.матрилается л трех аспектах слос."о йытиистлопа-ним; *п-Аамии /Aicordúucmuf. м)Ш«п оболочка) г'/ухлеънам /историософия алфавита, npeócmoAienna* а 0ре*мих Я1ыкал и С.А. ticenиным). целостном (слоларные и нонтскстпые смыслы} В ялы к* (аедолатаьно, и «г с.юле) пере» íkfcmcM процесс потаи им мира, с.•о телесность В ."раммати nn uu формах екм, их семантическим ясных отралаа» егшя история разлития чекмг читкою аг'щгстла И ¡то ражими* маркировано стрсмчепием к упрощению. Гак. .ш* mtoiCKXLM Гкмпи я amor» па.'лощаяутси .-рейсе кие mpkt/ia». лгтч». л ágape», torge». Слому улющаетгм. MncaJunrj iki o .w> toa и utnieunNtiiM» фу нкции JnaU)' процессу противостоит кмссическая литература. что поменяется па примере амашъа i пита) a ш романа Ф t*acue л/ ар.*аптж*а и /1анти.*рюл1ъы (koitoe места а май процессе ianwua* ют поэтические тексты На ос поле a ruí tu mí стихов С. Есенина. N. /сшигш рассылается зпер.'иинам пирихжь слота. CnnfuaihHoe анимапие ут)елено слолу как иифу а мифпло.'имсскаму стпаншо. На осноле анализа -япизода их butiii/u рассматрмлается лщиошь сакртинаго слала и формы с.и йытиистлснитиж. В urnas* лымлляетсм нам npupoda слота. котором сахрипмется ло всех см формах. Нашюлес мжтленпо - л именовании. В пространстве Логоса мир окагылаетсм ралпыи rauatn eró* и оптожкически укреплен л Слоя*.
Каочелые с.шла: слало, josoc. миф. шпачение, сущность. XHep.tot. форма, суиахтлоланис.
В философском подхдде к слову соединяются философия Н C.tCMtn. Оба — Греческого ГТрОИ С ХЛЖДС ПИЯ. Фшософия СОСТОИТ
hi двух корневых основ: philia 'любовь', оттлаголь-нос существительное, от глагола phi lei о. в тначенни которого содержится OTICHOk 'внутреннеЛ СКЛОНности н удовлетворения тем. нто есть"; sophia есть 'осуществленная мудрость'. Значение "»тих слов замечательно раскрыл отец Павел Флоренский в «Одиннадцатой письме: Дружба» и «Десятом письме: София» в книге «Столп и утверждение Истины» (1914). Замечу, у отца Павла «софия» предшествует «любви», ибо она есть Мудрость Еожия. По слово «философия» составлено людьми. и корни поменялись местами. А началась философия с удивления. то есть с личностного (моего, человеческого) отношения к мир)'. Теперь обратимся ю второй части словосочетания «философия слова» - к собственно аову. logos - 'мысль и упорядочение', у греческих философов - свойство чувственного Космоса, "включающееся в упорядочивании Хаоса. В «Библии» отражено именно "»то 1начение во фразе **В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Боги (Иоанн, 1: 1). Слово есть замысел мироустроения. Бог создаст мир по сказанному Слову: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1: 3). Подробно исследовал историю Логоса С.Н. ТрубеииоЛ в работе «Учение о Логосе и его истории»* (1900). а также Н Ф. Эрн в работе «Борьба за Логос» (1911). Таким образом, философское понимание слова полагает развитие мудрой склонности к постижению мысли. Как заметил A.A. По-тебня. «в слове совершается акт познания»» |9, с. 5].
Древней шей основой слова является твук, позаимствованный человеком, по мысли Вильгельма фон Гумбольдта, у птиц. Далее человек наполнил звук смыслом. В частности, Гумбольдт писал: «Как мысль, подобно молнии или улару грома, сосредоточивает всю силу представления в одном мгновении своей вспышки, так и звук возникает как четко выраженное единство. Как мысль завладевает всей лушоА. так и звук своей внезапной силой потрясает всего человека. Эта особенность звука, отличающая его от любых других чувственных восприятий, покоится явно на том, что ухо (в отличие от других органов чувств) через посредство звучащего полоса получает впечатление настоящего действия, возникающего в глубине живого существа, причем в членораздельном звуке проваляет себя мыслящая сущность, а в нечленораздельном — чувствующая» [2, с. 75—76].
Начнем с последнего, югда в нечленораздельном звуке передаются чувства, ощущения. Этот нечленораздельный звук в грамматике именуется ис^юМистя^с.н. Для у к нения сущности междометия необходимо сделать небольшой зкскурс в область истории грамматики. Статус самостоятельной части речи междометия приобрели в латинском языке. Римляне переняли у греков восьмнчлснную морфологическую классификацию словарного состава языка. Но в грамматику дрсвнсгрсчссюго языка наряд)- с другими частями речи входит артикль. которого нет в латинском языке. И тогда, чтобы уравнять количество частей речи с греческой грамматикой, римляне ввели новую часть речи - междометие, передающее змоции посред-
Ulld ЬТУ ди MA I Ы.А ?nii
С baiiniD H.A. 2014
Февом<в слова: фвлософсквй, лвпгевстяческвв. к-ультурологичелсяй аспекты
ством неоформленных слов Для отлитая междо метни от других неизменяемых слов указывается их формальный признак - -.u-.piratBO. то есть произношение с придыханием (опять же взято у грехов) Это свойство междометии позднее ушло на второй плав, акцент перенесен на функциональный признак - выражение эмопнй Русский термин «междометие» происходит от латинского winter] ее О о», то есть 'орошенное между'
Вот несколько примеров чисто звуковых междометии. в которых передается, по определению Гумбольдта, «чувствующая сущность». Междометие перелает стон от боли «М-м», - стонал тот лежа, уткнувшись в подушку (В Маканин Неадекватен)
Междометие перелает возглас разочарования I Ммм - проговорила барышня разочарованно спуская руки - Начали хорошо, а кончили Бог знает как ..» (А Чехов То была она)
Междометие в речевой ситуации Например кона уехали
- О! (это интересно).
- А! (понятно)
- Э (разочарованно).
Но слово обладает способностью проявлять себя как •■ мыслящая сущность» лаже в звуке. В поэзии звук преображается, организует словес ную ткань В поэтическом тексте слово выходит за пределы словарной семантики. поэтому звучание слова насыщается смыслом Обратимся к тексту А.С Пушкина
Юношу горько рыдая ревнивая дева бранила:
К bed на яле~о прекловея. юноша взруг залреэсзл Дева тотчас умолкла, сон ето легкий лелея И улыбалась ему. тихие слеты лия
(1835)
'Звук «р» передает чувство ревности нестроения. дисгармонии, вокруг этого звука выстраивается мир первых двух строк А далее звук «л» как обраа любви гармонизирует ситуацию делая слезы тихими светлыми
В поэзии XX века звухопись станет приемом когда звук словно прорастает сквозь ткань слова У Велимира Хлебникова читаем Крылышкуз юлотописьмом Тончанших жил. Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер
Пут, шла ттетнъ >> — тзрарэлгуз зинзнвер О лебедиво? О. озари'
(1908-1909)
Особую пластику звука описал Андреи Белый в «Глоссолалии Поэме о звуке» (1922): «Все движение языка в нашей полости рта - жест безрука-вой танцовщицы завивающей воздух, как газовый пляшущий шарф, разлетаясь в стороны, концы шарфа щекочут гортань; и - разлается сухое, воздушное быстрое Ъ". произносимое, как русское ха~: жест раскинутых рук (вверх и в сторону) -
Ь" . звуки ведают тайны древнейших душевных движении, так. как мы произносим звучащие смыслы словес так творили нас некогда произносили со смыслом: наши звуки - слова - станут миром творим человека из слов: и слова суть поступки Звуки - древние жесты в тысячелетьях смысла» [1. с 9. 10] Звук в восприятии Белого оживает и словно возвращается к своим древним корням, потому и весь текст оставляет впечатление заклинания Звучание древнее письменности древнее буквы
А теперь перейдем к букве Все буквы языка собраны в алфавит истоки которого уводят нас в глубокую древность Письменность восходит к удивительной культуре шумеров, «все видавших и все слыхавших» Письменность возникает в конце IV тысячелетия ло Р.Х.. изобрели ее шумеры Это были выполненные на глине пиктограммы - знаки рисуночного письма Они разделили письменный знак на знак обозначающий образ понятия и знак, обозначающий его звучание Так возникла словесно-слоговое письмо Звуки стали тесно ассоциироваться с образами В языке шумеров «разум» и «ухо» - одно слово. На основании шумерской письменности был создан финикийский язык и появился первый алфавит где каждой букве соответствовал образ. Так по Каббале (трактат Сефер Епира). алфавит - творение Бога предшествующее миротворенню Двадцатью двумя буквами еврейского алфавита и был создан мир Каждая буква еврейского алфавита не только не условна, а. наоборот. безусловна, она закономерно воплощает мировую энергетическую сущность и связана с одной из ипостасей Бога.
Начинался алфавит с буквы, начертание которой напоминало голову быка как символа начала жизни В древнееврейском языке первая буква алфавита так и называется «алеф» - 'бык Угадывается сходство и с греческой «альфой Замечу что все языки Европы начинаются с этой буквы словно напоминая о древнем языковом единстве народов Именование же букв алфавиты сохраняли долгое время Напомню азъ. буен глаголь, добро веди и т.д. И назывался алфавит на Руси азбукой по именованию первых двух букв. По аналогии с греческим языьюм. где латинизированное слово «алфавит» изначально тоже обозначало первые две буквы - альфу и бету Напомню, в греческом языке нет буквы «в».
Древнейший (мистический) смысл букв заново открыл CA Есенин в «Ключах Марин» (191S). Мария в данном случае как указывает Есешш. ООО -значает душу Начальная буква в алфавите а есть не что иное как образ человека ощупывающего на коленях землю Опершись на руки и устремив на землю глаза, он как бы читает знаки ее существа (Следует рисунок - НЕ.) Буква б представляет нз себя ощупывание этим человеком воздуха Движение его уже влет от а обратно. (Ибо воздух и земля
R*rmn УГУ иу НА Чятмгпв.1 '«.Л ЭД1Д ЮН
юпьптаюгпя нск-усствоведешпе
по отношению друг к лруту опрокинуто сть.) Знак сидения на коленях означает то, что между землей и небом он почувствовал мир пространства Поднятые руки рисуют как оы небесный свод а согнутые колени на которые он присел — землю (Следует рисунок - IIЕ) Прочитав сущность земли и почувствовав над нею прикрытое синим сводам пространство человек протянул руки и к своей сущности Пуп (курсив Есенина - НЕ) есть узел человеческого сушес-гал и поэтому определяя себя или опгупывая человек как-то невольно опустил свои руки на эту завязь, н получилась буква в (следует рисунок - НЕ.) дальнейшее следование букв идет с светом мысли от осознания в мире сущности Почувствовав себя, человек поднимается с колея и. выпрямившись протягивает руки снова в воздух Азесь его движения через символы знаков, тех знаков, которыми он шлет своего примирения с воздухом и землею рождают весь дальнейший порядок алфавита, который так м)цро заканчивается фигурою бух вы я Эта буква рисует человека. опустившего руки на пуп (звав самопознания], шагающим по земле Линии идущие от середины туловища буквы, есть не что иное, как занесенная для шага правая нога и подпирающая корпус левая (следует рисунок - 7/_Е). Через этот мудро занесенный шаг. шаг который оканчивает обретение знаков нашей грамоты, мы видим, что человек еше окончательно себя не нашел Ов муаро благословил своя, с скарбом открытых ему сущностей на вечную дорогу, которая означает движение, движение и только движение вперед» [3, с. 199-200].
Есенин связывает напрямую буквы с постижением человеком мира и Космоса, сель которого - постижение самим себя самого себя Таге» образом, мир стягивается к человек)-, который не становится тем не менее, мерой миру Человек связан с миром через пуп (сравни: Пуп земли, понимаемый как место соединения первочеловека и вселенной)
И. наконец собственно слово Слово входит в повседневный обиход человека с самого детства, когда идет процесс 1 -наеания слов, а через них -постижение предметного мирз, этими славами называемого Телесность мира пробуется на язык, ощупывается, разбирается на части обнюхивается, чтобы в итоге обрести обобщенный образ в слове. В этой связи замечу, что язык отражает историю человеческого развития не как прогресс (от простого к более сложному), а как систему утрат, то есть прио противоположный процесс Примеры У римлян для обозначения любви есть только одно слово - «атог» У грехов: «рЬз1за» 'любовь-дружба . суш х р.: ««газ» 'любовь нежная . суш м р. «агоре» 'любовь братская', суш ж р.; «'Лог^е» любовь родительская' суш ж.р Обратим внимание только слово ывпк» является существительным мужского пола, что отражает его функцию свя-
занную с оплодотворением В русском языке утрачено давнопрошедшее время, свидетельствующее о случившемся как настоящем, вечном и тьма абне оысть 'и пала тьма которая есть', та самая тьма кромешная - ад. Ушли из алфавита большой и малый юсы ер и ерь ять и т.д. Поэтом)', например. мы неправильно понимаем название романа Л Н Толстого «Воина и мир», где слово «мнр» писалось через «я восьмеричную», то есть «и с точкой» что обозначало 'мир как сообщество в отличие от написания через «и десятиричную - 'мир как состояние без войны'
Как видим в процессе жизни человек забывает истинный смысл слов, их энергий нузо сущность Слова превращаются в некую обыденную реальность. уплощаются, низводятся до сугубо коммуникативной функции которая, в свою очередь, неизменно приводит слова к предельной простоте, что и наблюдается сегодня повсеместно Кто сегодня способен рассказать на трех листах, что он почувствовал, увидев любимого человезса как это делал, например герой Руссо - простой бедный учитель Сен Пре? Кто сегодня чувствует слово как живой организм как это чувствовали и описывали отец Павел Флоренский отел Сергий Булгаков. А.Ф Лосев'' Все вопросы риторические, понятно чю редкие еджп^тш
Между тем. например, в романе Франсуа Рабле «Повесть о преужасной жизни великого Гаргав-тюа. отца Пантагрюэля, некогда сочиненное магистром Алькофрибасом Назье извлекателем квинтэссенции Книга, полная пантагрюэлнзма» (полный вариант - 1564. книгу Рабле писал двадцать лет. но так и не успел завершить пятую книгу) есть удивительные для ваших размышлении эпизоды В тридцать второй главе («Нрав и обычай Постника») четвертой книги читаем «...А не тот алый шелк, из которого Парнсатида изъявила в свое время желание выткать слова обращенные к ее сын)-, парю персидскому Киру» А этот эпизод находится в пятой книге В главе двадцатой «О том. как Квинтэссенция лечила болезни музыкой» в своем королевстве Энтелехия В частности. Квинтэссенция «обратилась с шелковыми словами. с такими, с какими, по мнению Парнсзгнды. надлежало обращаться к сыну Парисагилы - Киру, или уж во всяком случае со словами аз алой тафты: Благородство, излучаемое пиркумференцией нашжг. особ, дают мве по.твое представлевие о добродетели. сокрытой у вас в душе: ощущая же медоточивую сладость ваших смиренных изъявлений преданности, я легко убеждаюсь в том. что сердца ваши свободны от зловредного и напыщенного суемудрия и вольнодумства что они впитали в себя редкостные иноземные учения да не так-то легко к ним пробиться"» ¡10, с. 313. 643].
Прокомментирую приведенные эпизоды Постник в русском представлении - аскет, тот. кто от-
КГУ ия Н А Нёцлсовз ^йв. 301-)
Феномен слова: философский, лингвистический, культурологический аспекты
казался от благ земных во имя спасения человечества. погрязшего в грехах Аскет пребывает в непрестанной молитве не имеет никакого имущества Рабле в тр.тлипни Ренессанса дает изображение Постника в ироническом облике хотя сам в довольно молодом возрасте принял постриг хил в монастыре но в итоге расстался с иноческой жизнью стал врачом Отсюда - ирония в адрес Церкви, представителем которой является Постник Потому он не может соткать слов из алого щели Далее следует ссылка на историю персидского паря Кира Рабле называет мать Кира на греческий лад Парисаггидой. то есть «устойчивой» Ее слова предрекут блестящее будущее сыну, хотя ему и придется пройти через многие превратности сузьбы В другом случае речь идет о словах из алой тафты В отличие от шелка тафта тяжелый материал. обременительный Так. определяется тяжесть ношения звания главы государства Если, конечно он таковым является по сути своих образа мыслей и поступков Слово Энтелехия составлено было eme Аристотелем для определения органичности развития чего-либо. Бабочка есть энтелехия гусеницы В таком случае перед нами идеальное государство. органичное, устроенное в полной гармонии всех слоев населения между собой и властью Имя правительницы - Парисагидл («устойчивая»), стиль ее речи выдает человека образованного блестяще владеющего словом, почему оно и со-прнродно алой тафте Фрагмент из романа Рабле дает блестящий образец высокого стиля словесной ткани в блестящем переводе Николая Любимова Двадпатъ лет жизни ушло на перевод романа написанного на нескольких диалектах поскольку процесс становления литературного языка еще только шел Внимательное отношение к слову, тончайшая работа с ним отличают роман Рабле, что старался сохранить переводчик
Современное человечество есть людская масса, где поиски личности вполне сопоставимы с поиском иголки в стоге сена Хотите стать личностью, постигайте язык, его мудрость его систему устроения. и вам откроется такой богатый мир. что. окунувшись в него, вы выйдете преображенными, как герои русских сказок. Покл народ не утратил говоры. поговорки, присказки, байки, сказки, он имел .типе Утрата языкового мира в его богатстве неизбежно ведет к утрате и самого народа
Потому, как заметил Гёльдерлин. «опаснейшее благо — язык дан человеку чтоб показал он. что он есть такое» (Darum ist der Guter Gefahr liebstes, die Sprache dem Menschen gesehen damit er zeuge, was er ist) [пит по: 11, с. 64—£5]. Однако в результате овладения словом человек познал не только мир но и самого себя Высшим итогом владения словом, по Хайдеггеру. является поэзия «Поэт не только именует богов, но именованием возводит все вещи в то, что они суть Это именование
состоит не в том. что нечто уже и перед тем известное. просто снабжается каким-то именем нет когда поэт произносит существенное слово, су-шее этим именованием впервые слово полагается в то. что оно есть. Так оно становится известным вкачестве сущего. Поэзия есть словесное учреждение бытия» [11, с. 81].
Обратимся к стихотворению Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный »(1914): Край ты мой заброшенный Край ты мой пустырь Сенокос некошеный Лес да монастырь
Избы ззбочеяились А и всех-то пять Крыши их запенились В заревую гэть
Под соломой-ризою Выстругн стропил Ветер плесень сизую Солнцем окропил
В окна бьют без промаха Вороны крылом Как метель, черемуха Машет рукавом
Уж не сиз ли в ярутнике Жисть твоя и быль Что под вечер путнику Нашептал ковыль^ К В. Мочупъский. размышляя над пейзажными зарисовками в поэзии Есенина замечает <Русский пейзаж становится храмом крестьянский быт -богослужением в нем Подмена живописи иконописью. растворение крестьянского быта в "литургии определяют собой всю систему образов Контуры Христова Лика слагаются из линий полей, оврагов. лесов Поэт считает себя обязанным каждую березу, каждую поросшую мхом кочку интерпретировать мистически Приемы чисто словесные кропотливо записывается " земной вид деревня гумно поле, но он весь сквозной: через метафоры просвечивает небо» [7, с. 7]
В контексте наших размышлений следует обратить внимание на финальную строф)', а в ней на две лексемы: «сказ» н «нашептал» В пространство лексемы «сиз» стянуты «жясть» и «быль», которые нашептаны природой Креативная природа слова открывается не всякому, но никогда не утрачивает своей оытннственности
И еше пример но уже из Николая Гумилева Я верил я думал а свет мне блеснул наконец: Создав навсегда уступил меня року Соиэтель: Я продан' Я больше не божий' Ушел продавец И с явной насмешкой глядит на меня покупатель
Летящей горою за мною несется Вчера. А "Азвтрз меня впереди ожидает как безляа
Вестник КГУ км НА Некрасова ¿> №6. »14 ED
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Илу Но когда-нибудь в бездну сорвется Гора Я таю i знаю. дорога моя бесполезна
И если i волей себе покоряю людей. И если слетает ко мне по ночам вдохновенье. И если i ведаю тайны - поэт, чародеи Властитель вселенное - тем булет страшнее паденье
И вот мне приснилось что сердце мое не болит Ово - колокольчик фарфоровый в желтом Китае На пагоде пестрой Висит и приветно звенит В шалевом вебе дразня журавлиные стаи
А тихая девушка в платье из красных шелков. Где золотом вышиты осы цвети и драконы С поджатыми ножками смотрит без мыслей и снов. Внимательно слушая легкие легкие звоны
(1912)
В поэтическом слове возникает образ челове-чесзсой судьбы оставленной Богом и оказавшейся во власти рока Гумилев, «поэт чародеи», словно предчувствует свое будущее. до которого оставалось менее десяти лет «тем будет страшнее паденье». Словесной вязью создается пронзительной чистоты и грусти бестелесный образ поэта, от которого осталось только серале превратившееся в «колокольчик фарфоровый в желтом Китае на пагоде пестрой» И слова заменили звоны Но тронь колокольчик - и звон его обернется словом Двойное посвяшение к этому стихотворению - Ахматовой и Маковскому - амбивалентно развернуто к неразрывному- единству жизнетворчества
Эта глубинная сущностная связь мира со словом была известна людям еше в древнейшие времена и воспринималась ими как великое таинство мира, о чем свидетельствует слово <миф». Слово греческого происхождения muthos - речь слово, разговор беседа: совет указание: предмет, обсуждение. вопрос, замысел план: изречение поговорка: толки, слухи: весть, известие: сказание предание. миф: сказка, басня: сюжет, фабула.
Миф - одна из форм освоения мира \1иф призван одушевить весь мир. создавая целое, единое, живое тело Космоса В атом проявляется одна из характерных сторон доисторического сознания -анпмпзм Потому животворящее слово предстает таинственным н всемогущим Миф объясняет и санкционирует устроение мира и место человезса в нем Главная черта мифа - сведение сущности веши к ее генезису (происхождению возникновению но одновременно н развитию). Описать что-либо означает рассказать историю его создания появления
Рождение мифа связано с другой чертой доисторического сознания - ритуалом, миф вырос нз ритуала и первоначально был бессловесен Ритуал строился на движении жесте ритме, но не на слове Через ритуал человек вписывался в общее устроение мира Наконец, третья характеристика доисторического сознания - тотемизм Каждое племя имело свой тотем к которому приобщалось
НИ йтг—к iTV им НА Ниаудц i.. У> 6 2014
через поедание образа тотема, персонифицированного в животном, цтице растении Далее, чтобы душа убитого ие страдала, делали их изображения-копии. в которые и поселялась дулпа Самое радостное событие в жизни полной бед н несчастий. - смерть Петому во всех мифологиях цвет смерти - белый В Хлебников сумел удивительным образом передать (реконструировать) это состояние
Когда умирают кони - дышат Когда умирают травы - сохнут Когда умирают солнца - они гаснут Когда умирают люди - поют песни Анимизм ритуал тотемизм сформировали еннкретпческое сознание доисторического человека: отсутствие деления на левое и правое полушарие человек не выделял себя из природы Лес. поле, собака, змея цветок, человек камень, река Человек вписан в зтог ряд Потому так важно найти родственников в природе которая всегда старше человека Ведь найти родню - значит объяснить себя и мир
В познании мира доисторический человек опирался на зрительное (визуальное) восприятие мира, в который он внимательно вглядывался, всматривался Он не знал опыта, который всегда есть насилие над природой Чтобы узнать, сколько лет дереву, его надо спилить Сколько лет - узнаете. но этого дерева уже не будет никогда Чтобы узнать, как выглядит кровообращение у лягушки, ее живой кладут на спину, прикалывают л лики и делают разрез Вы узнаете о ее кровообращении, но лягутпка умрет Не случайно Ф Бэкон определял опытное познание природы как ее распятие
Наконец, на основании указанных характеристик рождался образ Доисторический мир соткан из образов, на мир славно наброшена сеть из образов. Вот эти образы затем получат именования и будут вербализованы Но позднее А пока доисторический человек знал, что у дерева есть дулпа эта душа представала в образе нимфы, которая рождалась н умирала вместе с деревом Позднее она получит именование гамадриада (gama - «вместе», dnis - «дуб») Когда мифы воплотятся в сюжеты родится понятие epos - звучашее слово, и это «Илиада» Гомера
Все древнейшие мифы начинаются с космогонии. с того, как возник мир
В египетской мифологии в мемфнеекпм варианте сказания о сотворении мира читаем «Зародилась в сердце мысль в образе Атума. возникла она на языке в этом образе Велик и огромен также Пта. унаследовавший свою сил?, от всех богов и их духов через зто сердце, через этот язык И стало так. что сердце и язык поучили власть над всеми членами. ибо познали они. что Пта в каждом теле, во рту каждого нз богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего ибо он мыслит и повелевает всеми вешамн какими хочет» [8. с. 77]. Атум -
Феномен (лова: фнлософсквн, лвнгвнстнчесьян. культурологический аспекты
Солнце, возникшее нз вол Нуна: Пта - бог Мемфиса. греки отождествляли с Гефестом, покровителем ремесел В египетском варианте мысль отождествляется с Солнцем следовательно, с теплом н светом Эта с вето-тепловая природа мысли является основанием ее креативных возможностей, которые могут быть реализованы (н реализуются) через соединение языка с сердцем Именно такого рода синтез и воплощает Пта. В результате мысль обретает реальную возможность осуществить самое себя в творении через персонификацию, которая, в свою очередь, через сердце делает язык-слово живым могущим сопереживать, вообще чувствовать в силу чего и наполняется энергийностыо
В ассиро-вавилонской поэме «Энума элшп» (Когда вверху »), созданной в третьем тысячелетии до Р.Х.. читаем Копа вверху еще не оыло названо небо и внизу не было дано и.ия земле, тогда не было никаких богов, никого не существовало вообще ив было мира» [Й. с. 7]. Креативная функция слова представленная в этом фрагменте не требует никаких комментариев, ясно указывая на небьггие того, что не получило вербализации
Если мы обратимся, например к истории творения мира в греческой мифологии то увидим, что мир создается нз недифференцированного Хаоса - зияющей бездны, которую пронзает мощная стихийная сила страсти - Эрос. В результате появляются не охватываемые человеческим глазом первосушности но помещаемые в оболочку слова, которая придает этим сущностям некий облик: Гея (Земля). Тартар (Великое пространство, залегающее в недрах земли обладающее шеей которую в три ряда окружает ночь и одновременно живое существо), Нюкта (Ночь) и Эреб (Мрак) Здесь еще нет имен только именования отдельных частей будущего Космоса. Мир словно опирается на Слово, и Слово выдерживает этот натиск активно участвуя в гармонизации мира
В эпоху греческой классики (V в до РХ.) слово «logas» будет восприниматься в его дифференцирующей и энергиинои сущности.
Думается, что эта древняя традипия уже в христианские времена была усвоена Новым Заветом, в котором Евангелие от Иоанна начинается с утверждения «В начале было Слово, н Слово было у Бога, н Слово было Бог Оно было в начале у Бога Все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков И свет во тьме светил. и тьма не объяла его» (Ин. I 1—5). Попробуем прочитать (понять) этот текст
Слово напрямую связано с происхождением -началом мира которому Слово предшествует Однако это Слово ничего общего со словом в нашем обыденном понимании не имеет ибо Слово принадлежит Богу и воплощает одну из Его ипостасей По отношению к Слову Бог первоначален
Как замечает Иоанн Златоуст, «имея намерение вразумить (людей), что зто Слово есть Единородный Сын Божий евангелист чтобы кто-шгоу^ъ не предположил здесь страстного рождения предварительна наименованием Сына Словам уничтожает всякое злое подозрение, показывая и то. что Он есть от Отца сын. и то, что Он (рожден) безстраст-но» [4, с. 17] Далее Слово как бы растворяется в Боге, который, как указывает Иоанн Златоуст является не в качестве сущности (явления) но в действии: «Так видим что это Слово немного после называется у него светом, н опять свет этот именуется жизнью Называет же его вместе н светом и жизнью потому, что Он даровал нам свет ведения. а отсюда - жизнь Вообще же нет ни одного такого имени нет таких ни двух, ни трех и более имен которые были бы достаточны для выражения того, что касается Божества» [4. с. 17-18] Оставляя за пределами наших размышлений проблему именования Бога, обратим внимание на предложение (Все чрез Него начало быть, н без Него ни что не начало быть, что начало бьгть» Здесь указывается что Бог через Слово («В начале было Слово»' творит мир. рождение которого полностью определяется Словом Отсюда трижды повторяется сказуемое «начало быть», которое есть живое свидетельство креативной функции Слова Жизнь и свет, побеждающие тьму. - наглядный пример воплощенной энергии Слова
В христианской традиции Слово часто обозначается как Логос и обозначаетустное (произносимое звучащее, действующее) Слово - речь изречение. беседа, рассказ, учение послание, молитва вопрос и тд. [5. с 78] Иными славами в Слове актуализируется энергнйное начало Бога, творящее и провоцирующее мир к действию становлению Через Слово и Словом творится жизнь По Филону Александрнйскскму (Филон Иудей), все соматические образы (антропоморфные в том числе) относятся к силам Божества Высшей формой этих сил является Слово - Логос Отсюда Слово есть бесса-мостная энергия Божества, дулпа и связь мира (стоический Логос), а также тв ар но- личный посредник между Богом и миром Слово есть разум Божий идея всех идей, образ Божества, первородный Сын Божий своеобразный второй бог Слово есть первообраз вселенной з«ирозиждительная сила, душа облекающаяся телом мира Слово - посредник верховный ангел, наместник Бога, царственный первосвященник [13. с. 121-122]. Слово является элементом познания мира, обладая в то же время реальной силой Обратим внимание на то. что Христос проповедует (говорит) о супгностн бытия то есть действует Словом
Евангелие от Луки, глава S. стихи 1-11: Однажды когда народ теснился к Нему чтобы слышать слово Божие а Он стоял у озера Гениса-ретского. увидел Он две лодки стоящие на озере:
Вестник ЮТ им НА Некрасова .(.у № 6. »14
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВО ВЕЛЕНИЕ
а рыбаки. вьгшедши нз них вымывали сети Ваши в олну лодку. которая была Симонова. Он просил его отплыть несколько от берега в сев учил народ на лодки Когда же перестал учить, сказал Симону отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова Симон сказал Ему в ответ Наставник:! мы трубились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть Сделавши это. они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась И дали знак товарищам находящимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им. и пришли и наполнили обе лодки так <гго они начинали тонуть Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: вьгйди от меня. Господи! потому что я человек грешный Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним. от этого лова рыб. ими пойманных: также и Иакова и Иоанна сыновей 'Зеведеевых. бывших товарищами Симону И сказал Симону Ивсус не бойся: отныне будешь ловить человеков И выгативши обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним
Событийн ыи уровень (нсторическии уровень, который можно назвать еше н преданием) этой притчи заключается в следующем множество людей собралось вокруг Христа который стоял у Ге-нисаретского озера Чтобы веем Его бы.то видно и слышно Он просит Симона отвезти Его от берега на лодке и оттуда начал учить
Обратим внимание говорить, произносить слова. которые из Его уст получали особый смысл, в чем мы и пытаемся сейчас разобраться
Перестав учить. Христос предлагает Симону забросить сети в озеро. Сомневающийся в надобности этого действия. Симон все-таки - по Слову Божьему - забрасывает сети При этом сам-то он заранее уверен в бесполезности предприятия Но рыбы оказалось такое множество, что и лодка Симона. н призванная на помощь вторая лодка начали тонуть Ужас охватывает Симона Петра Иакова и Иоанна сыновей Зеведеевых Симон раскаивается. называет себя грешником и недостойным находиться рядом с Христом Но Христос успокаивает Симона предсказывая ему супьбу ловпа «человеков». то есть проповедника христианства
Обратим внимание ключевым словом в этой притче является глагол «сказал», который четы режлы появляется в тексте, всякий раз акцентируя новые нюансы в сюжете Таким образом, через Слово Божне выстраиваются события земные.
Трспола?ичвсхий уровень (образный) этой притчи заключается в следующем центральным образом притчи являются образы сетей и рыб Последние из реальных морских обитателей превращаются в символы душ человеческих Напомню что в те времена знаком приобщения к христианству было изображение именно рыбы
Обратим внимание рыоа - символ Христа возникший из криптограммы кЬи-. - 'рыба' Эта крип-
тограмма расшифровывалась как Иисус Христос Сын Еожий Спаситель в соответствии с начальными буквами в древнегреческом написании
Крест как символ страданий Христа и крепости веры появился позже, когда христианство уже обрело черты повсеместной ортодоксии
Аналогический уровень (мистический) этой цршчи обрашен к религиозном)' опыту человека: вера не предполагает сомнений, поскольку вся сила веры исходит из самого Христа Любое колебание веры есть свидетельство отпадения от Христа
Таким образом приведенная притча через произнесенное. то есть по.тутившее реальное бытие Слово утверждает его сущность в человеческих душах, а через них - в мире
В Библии Слово (Logos) есть Живое Слово Бога, которое обладает энергийной силой, способной к творческой деятельности Слово существует до момента творения мира, представляя его замысел, его идею Потому Слово Божне равно С лову как элементу познания В сил)' своей ипостасвой природы Слово обладает реальной экзистенцией при всей кажущейся эфемерности своего бытия Подобное понимание сути природы Слова неизбежно выводит к Миру-в-Боге. что является основанием для выделения особого типа онтологии, по определению С.С Хоружего энергийно-эссенпиального дискурса» [12, с. 290] Смысл обозначенного типа онтологии заключается в тем что мир как Идея и мир как Энергия соединяются в именовании Такое именование в своей исходной точке располагается в Имени Божнем а кроме того, в актах его произнесения в молитвах и внемолитвенного пространства
Если Бог творит мир через Слово, следовательно. Слово обладает креативной энергией, сохраняя ее во всех формах бытийствования (в том числе и за пределами сакрального локуса) В пространстве Логоса мир равен самому себе н онтологически укреплен в Слове
Епб.шогрэфпческпи сппсок
1. Еелыи А Глоссолалия Поэма о звуке по-слесл К Свасьяна - N1 Eyidenhi. 2002 - 143 с
2. ¿у.мздоьдги В фон Избранные труды по языкознанию пер. с нем под ред и с предисл проф Г.В Рамитвили 2-е изд - М. ОАО ИГ «Прогресс». 2001.-400 с.
3. Есенин СЛ. Ключи Марии И Есенин СЛ. Подн. собр. соч в 7 т. - Т. 5 / гл. ред Ю Л. Проку-шев -М. Наука - Логос. 1995 - С IS6-213.
4. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского Златоустого Избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: в 2 т. - Т. 1. - М Издательский отдел Московского патриархата 1993.- 387 с.
5. Краткий греческо-русский словарь Нового "Завета - СПб Христианский университет. 1995. — 139 с.
Я.ГПИД ЬТУ « НА H«»ai ... УД MU
Проблема хронотопа в философской мыслн рубежа Ш-Н веков (ПА Флоренский)
6. Мифы древнего мира сост. М Б Бурдьхки-на - СПб : Каравелла 1995 -496 с.
7. Манулы-кий К О поэзии Сергея Есенина /.' Звено - Париж. 1923.-N»31 (3 сентябрях - С 7-8.
8. Намироеский ЛЛ Мифы и легенды Древнего Востока - М.: Просвещение 1994. - 368 с.
9. Потвоня Л-4. Слово и предложение введение в теорию -М КРАСАНД. 2010. - 128 с.
10. Робче Ф Гаргантюэ и Пантагрюэль ' пер с фра ни Н Любимова - М Художественная литература. 1966 -803 е.
11. Хайдеггер Л/ Разъяснения к поэзии Гёль-дерлина пер. с нем Г.Б Ноткииа - СПб Академический проект. 2003. - 320 с.
12. Хоружий С С Опыты из русской духов-нон традиции - М Издательский дом «Парад». 2005.-340 с.
13. Христианство Чипииппттот"'"'"" словарь: в 3 т. - Т 3 / ред кол С.С Аверинпев А Н Мешков. Ю Н Попов - М Большая российская энциклопедия 1995 —782 с.
УДК 1(470)
Громова Анастасия Евгеньевна
кандидат культурологии Костроискои государствен**! трхно/югичсскии университет
йгопхи»а130176®уэпйех ги
ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ
(П.А. ФЛОРЕНСКИЙ)
В статы раскрывается проблема соотношения двух ключевых философских и х^льщурологических понятий времени и пространства - и их осмысления в наследии рубежаXIX- XXее Анализируя пробле.цз соотношения времени и пространства, автор усматривает ее и стоки в наследии ¿ттичной и средневековое мысли и. ссылаясь на работы С.С Аверинцева, проводит napane.ru в понимании данных категорий в кугтьтцуре Античности и Средневековья Особо выделяется средневековая кульщура как наиболее бзизкая к плоре Серебряного века
Анализируя средневековые представления, автор обращается к двум источникам <г Исповеди» Ел Августина. *0 таинственном Богословии Псевдо-Дионисия Ареопагита Подчеркивается ратная направленность двух философских текстов в отношении времени и пространства Блаженный Августин выделяет временную координату, а Псевдо-Дионисий Ареопагит - пространственную Авторам статьи выделяется мысль о таи. что именно в фи лософскпм слиянии двух линий богословия восточного и западного, представленного текстами Августина иДиони-сия. - и следу ет искать истоки соотношения времени и пространства в философсхам дискурсе рубежа ХП'-ХХве в частности на примере текстов ПА. Флоренского
В процессе анализа текстов Флоренского в контексте идеи хронотопа выдегямтся следующие смысловые моменты телесность духовность, внешнее внутреннее, движение покой, множественность единство Автор пытается подойти х обознтенным темам с точки зрения категорий времени и пространства и выявить новые аспекты в их отношении Подчеркивается значимость слияния капегорий времени и пространства что обеспечивает целостный образ мира в интерпретации ПА Флоренского
ключевые слова: хронотоп, время, пространство. Средневековье. .Античность, протяженность, иерархия, строение
Впервые понятие «время-пространство», или «хронотоп», было введено A.A. Ухтомским в 1925 году в докладе, в котором были затронуты вопросы хронотопа в биологии В культурологическом аспекте термин «хронотоп» актуализирует М.М. Бахтин в работе Формы времени и хронотопа в романе» «Хронотоп» означает «взаимосвязь временных и пространственных отношений художественно освоенных в литературе». в дословном переводе - «времяпростран-ство» [5, с. 121] Бахтин подчеркивает что «термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна)» [5. с. 121]
Время, приобретая пространственные характеристики является основополагающей категорией в культурном наследии рубежа XIX—XX вв. Флоренский и многие мыслители того периода обращались к проблеме соотношения времени и пространства Причем новое осмысление временных и пространных категорий и возможность
их слияния в термине «хронотоп» определялись онтологическим толкованием мира, актуальным в культурном пространстве Серебряного века Относительно художественного пространства стоит отметить превалирование внутреннего содержания образа над его внешней формой Так. по замечанию И.А. Едошиной. именно в онтологическом понимании кроется интерес художественного пространства как западного, так и русского искусства с «древнейшим формам общения человека с богами - ритуалу и ритуальным предметам» [7. с. 13] Что важно, художники древние формы искусства не просто реконструировали, а пытались с их помощью создать новую реальность Е до шин л анализируя творчество П. Пикассо отмечает что «в картине формы разрушаются для того, чтобы сочетание прямоугольников и наклонных плоскостей создавало художественный мир принципиально противостоят ей натурализму Вовлеченные в "сферу сознания' древние формы осмысливались художником в качестве основы современного
С Гримом AI . 2014 Вестник ЮТ км НА Некрасова А> № ti. 2014