Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 11 (340).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 32. С. 141-147.
С. М. Бедюхова, М. В. Кондратов, А. А. Тараданов ФЕНОМЕН СЕМЬЕХОЗЯЙСТВА
Рассматривается соотношение понятий ‘хозяйство’, ‘домохозяйство’, ‘семья’. Обосновываются положительные стороны синергетирующего эффекта семьи и домохозяйства, на основании чего сформулировано определение ‘семьехозяйства’.
Ключевые слова: хозяйство; домохозяйство; семья; семьехозяйство; общественное воспроизводство; социализация.
1. Домохозяйство в семье
В социальной теории не выработано убедительного разграничения понятий ‘семьи’ и ‘домохозяйства’. Настоящая статья представляет собой попытку возможного решения данной проблемы.
Г. Беккер, исследуя «экономический подход к социальным вопросам»1, предлагает следующие принципы анализа отношений социального и экономического:
1. Максимизация функции полезности или богатства. Субъекты: семья, фирма, правительство, профсоюз.
2. Рыночное равновесие. Существуют явные или неявные рынки, которые координируют действия разных участников таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным.
3. Постоянство предпочтений. «Стабильность предпочтений предполагается по отношению не к рыночным товарам и услугам <...>, а к основополагающим объектам выбора, которые производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары и услуги, собственное время и прочие ресурсы. Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни, таким как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть. И отнюдь не всегда остаются стабильными, если иметь в виду рыночные товары и услуги»2.
Г. Беккер применил экономический подход к разным сферам жизнедеятельности семьи: разделение труда в семье, выбор брачного партнера, рождаемость, потребительское поведение. Последнее рассматривается Г. Беккером в рамках теории распределения времени между различными видами деятельности. Первоначально неоклассическая экономическая теория разделяла сферу производства, где агентом была фирма, и сферу по-
требления, где действовало домохозяйство. Г. Беккер предложил иной подход, объединяющий производственную и потребительскую функции домохозяйства. Центральное утверждение этой теории таково: «Домашние хозяйства являются как производителями, так и потребителями; они производят полезность (в виде конечных объектов потребления3), комбинируя затраты товаров (приобретаемых на рынке, которые служат сырьем для производства полезности3) и времени в соответствии с правилами минимизации издержек из традиционной теории фирм»4. Полная цена единицы полезности - сумма цен продуктов, выступающих в качестве сырья, и использованного времени на единицу полезности. Если стоимость времени по сравнению со стоимостью продуктов возрастет (повышается доход от продажи рабочей силы на рынке труда в единицу времени), то происходит уменьшение количества времени и возрастает количество продукции, используемых на единицу полезности. Отсюда вытекает два следствия.
Во-первых, домашним трудом (затратами времени) можно компенсировать ограниченность доходов, которых не хватает для приобретения на рынке конечных объектов потребления, а достаточно лишь для покупки товаров-сырья. Но физическая активность и, особенно, время - ресурсы, не поддающиеся увеличению подобно доходу, поэтому домашний труд не может вести к постоянному неограниченному росту уровня жизни семьи.
Во-вторых, домашним трудом как необходимостью занимаются те члены семьи, чей труд на рынке оплачивается ниже, то есть чье время дешевле. Эти различия в оплате труда могут усугубляться тем, что сложившееся внутрисемейное разделение труда заставляет членов домохозяйства специализироваться на накоплении человеческого капитала раз-
ного типа: одних - повышающих производительность на рынке, а других - повышающих производительность в домохозяйстве. Г. Беккер, как и Т. Парсонс, в качестве основополагающей предпосылки внутрисемейного разделения труда выдвигает биологические особенности полов, но вводит опосредующий элемент в виде накапливаемого человеческого капитала (развиваемых способностей). Г. Беккер не обсуждает, возможно ли накопление одним субъектом капиталов того и иного вида в таком количестве, чтобы успешно действовать в обеих сферах. Он придерживается мнения, что обязательно происходит специализация. Но накопление одних навыков ограничивает успех там, где нужен капитал иного рода. Таким образом, возникают дополнительные социальные предпосылки ограничения сфер активности. При таком объяснении, очевидно, что женщины специализируются на ведении домашнего хозяйства, а мужчины - на рыночной активности5.
Однако если Т. Парсонс жестко закрепляет роли экспрессивного и инструментального лидеров за женщиной и мужчиной соответственно, то Г. Беккер считает такое разделение труда более вероятным, но не обязательным. Единая функция благосостояния семьи максимизируется исходя из ограничений в виде дохода и времени, которые, в свою очередь, зависят от накопленного каждым супругом капитала. В построениях Г. Беккера женщина вносит свой вклад в благосостояние семьи через использование своего времени, а мужчина - через обеспечение семьи доходом. Но постулирование единой функции благосостояния семьи допускает, что такое разделение ролей - нежесткое, то есть функция не чувствительна к тому, кто из супругов участвует в формировании благосостояния семьи тем или иным способом. Если продолжить цепь рассуждений, наличие единой функции благосостояния семьи подразумевает, что стабильность брака не зависит от того, муж или жена вносят больший вклад в семейный бюджет. Г. Беккер связывает рост разводов с сужением спектра семейных функций, ростом индивидуализма и рационализмом индивидуальных действий: мужчины и женщины разводятся, если ожидают, что их благосостояние от этого возрастет6.
В концепции Г. Беккера принцип максимизации подразумевает рациональность субъектов действия, но, по мнению ученого,
экономический подход не требует от агентов непременного осознания стремления к максимизации или объяснения поведенческих стереотипов. Существует оптимальная степень обладания каким-либо благом (баланс между издержками и выгодой), к которой стремятся субъекты. И не обязательно, что общий результат оптимизирующих действий отдельных факторов выльется в социально оптимальный для общества результат (в этом отличие данного подхода от функциональной теории, которая исходит из полезности явления для всего социума или значительной его части)7. Г. Беккер широко трактует издержки: они могут быть как материального, так и нематериального плана. Когда явно выгодные возможности упускаются субъектом, «экономический подход не ищет убежища в предположениях об их иррациональности, довольстве уже имеющимся богатством или удобных сдвигах ad hoc в системе ценностей (то есть предпочтениях). Напротив, он постулирует существование издержек, которые сводят на нет предполагаемые выгоды и которые не так легко “увидеть” сторонним наблюдателям»8.
Экономический момент присутствует во всей жизнедеятельности семьи, он проявился более отчетливо в жизни российских домохозяйств в последнее десятилетие ХХ века, но его нельзя абсолютизировать, и надо понимать, что вне рассмотрения остается символический аспект супружеских отношений, личностные черты супругов как предпосылки функционирования семьи9.
К функциям домохозяйства относятся оптимизация и разделение труда внутри домохозяйства.
Оптимизация - процесс придания чему-либо оптимальных, наиболее благоприятных, свойств, показателей, выбор наилучшего из возможных вариантов10.
В случае домохозяйства оптимизация проявляется в виде поиска наиболее эффективного его функционирования.
Разделение труда внутри домохозяйства позволяет специализироваться отдельным его членам на конкретных видах деятельности, что позволяет увеличить эффективность деятельности домохозяйства.
2. Семья в домохозяйстве
Несмотря на возникновение и распространение в современном обществе новых форм
организации частной жизни, именно семья остается основным структурообразующим элементом домохозяйства, а домохозяйства этого типа доминируют как социальный институт, представляющий сферу частной жизни11.
A. Тараданов исходит из того, что «...поскольку никакое другое социальное образование, кроме семьи, не способно к самосохранению и воспроизводству социального, искомым рабочим монистическим определением семьи является следующее: семья есть уникальная общность, воспроизводящая общество в процессе удовлетворения основных потребностей субъектов социального действия»12.
B. Тышкевич характеризует семейное домохозяйство как:
- потребительское сообщество для совместного удовлетворения основных потребностей;
- производящее сообщество, создающее в процессе домашнего труда продукты, в том числе выходящие впоследствии на рынок;
- жилищное сообщество, реализующее пространственную близость между лицами, его составляющими;
- сообщество для физического, психического, экономического, социокультурного, этнического самосохранения в данных экономических и экологических условиях;
- сообщество для обеспечения рождения и воспитания детей, передачи социального опыта в соответствии с ценностными ориентациями, нормами поведения и взаимоотношений, культурными и техническими возможностями общества или социальной страты для занятия ими определенных позиций в обществе;
- сообщество для организации культурной деятельности и проведения досуга;
- сообщество, с которым соотносится интимная сфера жизни индивидуума13.
Функции семейного домохозяйства, по
В. Тышкевич, «связаны не только с реализацией хозяйственно-экономических целей, но и с выполнением общественно значимых социальных и культурных функций. В домохозяйстве экономическая рациональность принимает иные формы, чем во внешней экономической сфере. Родственные связи, общность целей по удовлетворению потребностей человека и совместное выполнение функций для их достижения создают более сильное чувство солидарности и взаимопо-
нимания между членами домохозяйства по сравнению с несемейными домохозяйствами или другими субъектами общества. Фактором, способствующим стабильности семейных домохозяйств, является их высокая функциональная эластичность. В определенных обстоятельствах многие функции домохозяйства могут быть сведены до минимума выполняемой деятельности, а при изменении условий в кратчайшие сроки вновь активированы и в критических ситуациях доведены до требуемого уровня по числу функций и общему объему выполняемой работы. Динамика изменений в функциях и соответствующих им сферах деятельности и структурах домохозяйств отражает процессы их приспосабливания к требованиям общественного развития, что проявляется в общих изменениях домохозяйства как института»13.
Е. Бабосов пишет о том, что функции семьи органично связаны, с одной стороны, с интересами общества, а с другой - с интересами, запросами и ожиданиями личности, входящей в состав семейной группы. Семья, функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены семьи осуществляют функцию добывания средств к жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, то есть экономическую функцию. Успешное осуществление семьей данной функции позволяет ей непосредственно включиться в экономическую структуру общественного производства, благотворно влиять на нее и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального института. С ней тесно связана хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся в оказании хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворенность обоих супругов, как бытовой устроенностью семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряженности и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов14.
Е. Бабосов утверждает, что семейные функции действуют не отдельно друг от друга, а образуют динамичную и целостную систему, которая развивается в течение всех
жизненных циклов семьи, но развитие это протекает успешно и благотворно для всех только в том случае, если членов семьи связывают глубокие и сильные эмоциональные связи, прежде всего любовь15.
Семья функционирует как целостный организм благодаря институту (взаимо)по-мощи. Е. Коломасова определяет институт помощи как «.один из древнейших и важнейших социальных институтов, так же как и семья, существующих в любом обществе. Желание помочь ближнему человеку возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища - эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку, основанную, прежде всего, на кровно-родственых (семейных) отношениях. С момента рождения каждый человек, даже находящийся в самой благоприятной жизненной ситуации, может нуждаться в помощи, заботе и поддержке. И также каждый человек испытывал потребность или необходимость помогать другим людям (за исключением случаев полного эгоизма). Функционирование института помощи, помощь (получаемая и оказываемая) является для людей средством реализации смысложизненных, интеракцио-нистских, социализационных ценностей, таких как благополучие близких, воспитание детей, внуков, самореализация.»16.
Автор полагает также, что «.по отношению к миру каждое домохозяйство выступает как маленький коллектив, организованный на принципах альтруизма. Его члены взаимодействуют друг с другом на основе любви и альтруизма, не исчисляя баланс выгод и потерь. Эти принципы могут быть распространены на всю систему родства и даже на небольшие общины, которые могут быть менее эффективными по сравнению с более крупными объединениями, однако эта потеря эффективности перекрывается очевидными эмоциональными преимуществами.»17.
В современных исследованиях семьи вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих сплоченность, солидарность семейного коллектива: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный
«удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинают играть степень и характер кооперации, то есть на первый план выступают отношения взаимопомощи: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традициона-лизацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает вся структура семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия (взаимопонимания)20.
Семья как устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни, является вместе с тем и сильнейшим источником эмоциональных реакций, обеспечивающих человеку в благоприятном случае помощь, поддержку, рекреацию. В связи с чем немаловажное значение в семье имеет эмоционально-психологическая составляющая отношений взаимопомощи. Большое удовлетворение человеку приносит сознание проявляемой по отношению к нему другими членами семьи заботы19. Без этого чувства взаимопомощи человеку трудно работать на благо семьи и домохозяйства. Но при ощущении своей необходимости, а также ощущении взаимопомощи работать на благо семьи и домохозяйства становится легче, появляется общая цель, к которой хочется стремиться. Если у человека есть цель и ощущение того, что он не один и ему всегда помогут, то исполнение этой цели становится более осуществимым.
Т. Черкашина считает, что «.кооперация, разделение труда между полами дают членам семьи определенные преимущества. С помощью концентрации на выполнении определенных задач и практического опыта их исполнения каждый из участников этого вида кооперации приобретает особые навыки и умения. При этом для выполнения задач, требующих совместных усилий, каждая из сторон может отработать исполнение собственной функции. Работа каждого из партнеров служит словно страховкой для другого. Опыт такого эффективного взаимодействия, взаимопомощи, повторяемый изо дня в день, является достаточным, чтобы укрепить союз между мужчиной и женщиной. Таким образом, развитая система
взаимной помощи и поддержки, хозяйственная кооперация являются важными факторами стабильности семьи.»20.
Помощь - один из основных институтов, благодаря которому семья может функционировать как домохозяйство. Именно внутрисемейные отношения, построенные на взаимном уважении, поддержке, помощи и взаимопомощи, позволяют домохозяйству слаженно выполнять свою деятельность.
3. Семьехозяйство как феномен
Итак, основные функции семьи и домохозяйства не совпадают. Домохозяйство обеспечивает производственно экономическую бытовую функцию, а семья - воспроизводство и социализацию населения.
Почему мы в основном имеем семью, обладающую домохозяйством, или домохозяйство, поддерживаемое семьей? Потому что существует эффект синергии. По отдельности семья и домохозяйство функционируют менее эффективно, чем совместно.
Итак, в сфере взаимоотношений семьи и домохозяйства возникает третий феномен -‘семьехозяйство’, ранее в литературе не определенный и не исследованный. В литературе встречается термин ‘семейное домохозяйство’, но в нем не выделено ядро (стержень) семьехозяйства. Сущность семьехозяйства как синергетического центра элементарной соци-оэкономической общности нигде не показана. Часто, рассуждая о семье, исследователи «съезжают» на домохозяйство, и наоборот.
Рассмотрим по отдельности функции семьи и домохозяйства.
Функции семьи: воспроизводство невозможно без питания и обслуживания, социализация невозможна без совместной деятельности и общения.
Функции домохозяйства: производит питание, одежду, жилье.
Семейные функции социализации: совместная деятельность, отношения, способность учитывать первичные навыки трудовой деятельности.
Семья дает домохозяйству: воспроизводство рабочей силы, близость отношений, позволяющую оптимизировать внутрихозяйственные процессы. Семья дает домохозяйству преемственность.
Таким образом, вышеуказанные синерги-тирующие функции дают возможность определить, выявить сущность семьехозяйства.
Основными функциями семьи являются воспроизводство и социализация. Основными функциями домохозяйства являются оптимизация и внутрихозяйственное разделение труда.
Семья и домохозяйство, как показано выше, имеют совпадающие и несовпадающие составляющие. Совпадают совместное проживание, общность быта и бюджета, социально-психологическое взаимоотношение совместно-проживающих лиц. И семья и домохозяйство являются уникальными социальными общностями.
Отличия понятий заключается в том, что в семье необходимым условием является отношение родства между ее членами, а в домохозяйстве это условие не является обязательным. Также в семье нет наемных рабочих, а в домохозяйстве они могут быть.
Выполнение воспроизводственной функции и функции социализации присущи только семье и никак не относятся к домохозяйству.
По принципу занятости в общественном производстве: и семья и домохозяйство могут участвовать и не участвовать.
В работе А. Тараданова и М. Кутепова «О предмете социологии хозяйства (и не толь-ко)»21 приводится анализ понятия ‘хозяйство’. Из данного анализа делается вывод о том, что «.в качестве объекта хозяйственной науки обосновывается хозяйство как обособленное общественное воспроизводство.».
В исследованиях по социологии при изучении семьи используется понятие ‘домохозяйство’, хотя, по сути, они не сходны.
Понятия ‘домохозяйство’ и ‘семья’ раскрывают разные стороны бытия.
Поскольку ключевое отличие домохозяйства от семьи в том, что домохозяйство носит исключительно экономическо-бытовой характер деятельности, то домохозяйство есть обособленное общественное воспроизводство, сущность обособления которого состоит в обеспечении бытовых условий (условий бытия) кровнородственной группы (или одного человека как временное исключение).
Ключевое отличие семьи от домохозяйства в том, что семья представляет собой чисто социальный процесс воспроизводства и первичной социализации населения. Бытовые функции теоретически относятся к хозяйственным
- но не к семейным отношениям.
Все вышеизложенное позволяет осуществить следующие рассуждения и получить итоговые выводы касательно соотношения хозяйства, семьи, домохозяйства и определения семьехозяйства:
Общественное воспроизводство являет две формы обособленности: 1) материальное воспроизводство (хозяйство); 2)воспроиз-водство населения (семью).
Хозяйство также являет две формы обособленности: 1) общественное хозяйство
(отраслевое, территориальное, муниципальное, коллективное..); 2) личное хозяйство (быт).
Быт также являет две формы обособленности: 1) домохозяйство; 2) семьехозяйство.
Домохозяйство имеет содержанием деятельность жителей ДОМА по обеспечению своего быта. Состав жителей дома - это либо: 1) семья (кровнородственная группа в разных формах); 2) бобыль (один человек, проживающий в доме); 3) поместье (семья и не члены семьи: приживалы, дворня); 4) коммуна (несколько семей; или семьи и одинокие; или несколько одиноких.).
Семьехозяйство имеет содержанием обеспечение быта только членов семьи. Как правило, в современном обществе они (члены семьи) также и жители дома, но часто семье-хозяйство может и не иметь дома (периодически сменяемое съемное жилье с уже имеющимся набором хозяйственных принадлежностей; табор; бомжи.), то есть - не быть ДОМОхозяйством.
Итак, рассмотренное со стороны хозяйства семьехозяйство есть вынужденная, то есть стимулируемая нуждой, деятельность членов семьи по обеспечению своего быта. Бытовая сторона обща и для домохозяйства, и для семьехозяйства. Однако последнее имеет некоторые существенные отличия.
Семья также являет две формы обособленности: 1) органическое воспроизводство (рождаемость); 2) социализацию (социальное воспроизводство, воспроизводство социальных норм и отношений).
Социализация также являет две формы обособленности: 1) воспроизводство супружества; 2) воспроизводство родительства.
Воспроизводство супружества также являет две формы обособленности: 1) секс (лично-интимная сфера); 2) гендер (социальные нормативы мужественности и женственности).
Мужественность имеет содержанием внимательное и уважительное отношение к женщине, ее защиту и поддержку.
Женственность имеет содержанием эмоциональное обогащение мира мужчины, моральную поддержку его деятельности.
Соответственно воспроизводство родительства также являет две формы обособленности: отцовство и материнство.
Отцовство имеет содержанием воспитание сына мужчиной и будущим отцом; дочери - девушкой и женщиной, уважительно относящейся к мужчине.
Материнство имеет содержанием воспитание дочери женщиной и будущей матерью, сына - юношей и мужчиной, уважительно относящимся к женщине.
То есть, и мужественность, и женственность, и отцовство, и материнство изначально предполагают проявление внимания членов семьи друг к другу - чего совершенно не требует домохозяйство. Это внимание выражается в добровольном проявлении соответствующих знаков внимания, взаимопомощи, бескорыстном оказании бытовых услуг.
И тогда рассмотренное со стороны семьи семьехозяйство есть добровольная, то есть стимулируемая желанием помочь, деятельность членов семьи по обеспечению своего быта.
Соответственно, завершающими анализ теоретическими определениями исследуемых феноменов являются:
- домохозяйство есть вынужденная деятельность жителей дома по обеспечению своего личного быта;
- семьехозяйство есть добровольная деятельность членов семьи по обеспечению семейного быта.
Разумеется, на практике не существует «чистого» домохозяйства, не имеющего никакой взаимопомощи (всегда есть предпочтительное отношение и симпатии одних жителей к другим, хотя, например, бобыль - представитель как раз «чистого» домохозяйства). Не существует и «чистого» семьехозяйства, не имеющего нужды и невнимания друг к другу (всегда есть те или иные неудовлетворенные материальные потребности и недовольства членов семьи друг другом), но полученный теоретический результат теперь позволяет конкретно определить и выделить феномен семьехозяйства, разработать социологическую методику и провести эмпириче-
ское исследование проявлений внимания и взаимопомощи в семьехозяйстве.
Примечания
1 Капелюшников, Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США : экономика, политика, идеология. 1993. № 3. С. 17-32.
2 Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М. : THESIS 1993. Т. 1, вып. 1. С. 24-40.
3 Черкашина, Т. Ю. Экономические статусы супругов : внутрисемейная иерархия / под ред. Т. Ю. Богомоловой. Новосибирск : ИЭ-ОПП СО РАН, 2005. С. 13.
4 Becker, G. S. A Theory of the Allocation of Time // The Economic Journ. 1965. Vol. LXXXV, № 299 (Sept.: 493-517). P. 495.
5 Черкашина, Т. Ю. Экономические статусы супругов. С. 14.
6 Беккер, Г. Эволюция семьи // Беккер, Г. Человеческое поведение : экономический подход. Избранные труды по экономической теории : пер. с англ. / под ред. Р. И. Капелюшни-кова. М. : ГУ ВШЭ, 2003. С. 413-436.
7 Черкашина, Т. Ю. Экономические статусы супругов. С. 15.
8 Беккер, Г. Экономический анализ и человеческое поведение. С. 24-40.
9 Черкашина, Т. Ю. Экономические статусы супругов. С. 15.
10 Универсальный словарь по русскому языку / под ред. М. М. Бароновой. СПб. : Весь, 2009.
С. 892.
11 Тышкевич, В. П. Основные направления исследований семейного домохозяйства в современной социальной рыночной экономике (на примере Германии) : автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2006. С. 10.
12 Тараданов, А. А. Семейное благополучие в современной России : генезис и практика : автореф. дис. . д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2004. С. 18.
13 Тышкевич, В. П. Основные направления исследований. С. 10.
14 Бабосов, Е. М. Социология : энцикл. слов. / предисл. Г. В. Осипова. М. : Книж. дом «ЛИ-БРОКОМ», 2009. С. 340.
15 Там же. С. 341.
16 Коломасова, Е. Н. Институт помощи в системе семейно-родственных отношений : дис. . канд. социол. наук. Саранск, 2005. С. 4344.
17 Там же. С. 65-66.
18 Там же. С. 66-67.
19 Там же. С. 67.
20 Черкашина, Т. Ю. Экономические статусы супругов. С. 68.
21 Тараданов, А. А. О предмете социологии хозяйства (и не только) / А. А. Тараданов, М. В. Кутепов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 13. Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 159-163.