Научная статья на тему 'Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях'

Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1804
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПАССИОНАРНОСТЬ / СУБПАССИОНАРНОСТЬ / THE TEENAGER / MODERN SOCIETY / SOCIALIZATION / THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY SELF-DESTROYING BEHAVIOR / DISADAPTATION / A PASSIONARITY / A SUBPASSIONARITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алёхин Анатолий Николаевич, Королёва Наталья Николаевна

В статье рассматривается проблема методологического анализа феномена саморазрушающего поведения подростков в современном обществе. Пред-расположеннсть к саморазрушающему поведению раскрывается с позиций концепции пассионарности Л.Н. Гумилева. Пассионарность понимается как энергетическое свойство, определяющее характер взаимодействия подростков с социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of self-destructive behavior of adolescents in modern Russia

In article the problem of the methodological analysis of a phenomenon of self-destroying behavior of teenagers in modern society is considered. The problem of self-destroying behavior reveals from positions of the concept of a passionarity of L.N. Gumilev. The passionarity is understood as the power property defining nature of interaction of teenagers with the social environment.

Текст научной работы на тему «Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях»

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

УДК 316.624 : 316.346.32 - 053.6

А. Н. Алёхин, Н. Н. Королёва

Феномен саморазрушающего поведения подростков в современных российских условиях

В статье рассматривается проблема методологического анализа феномена саморазрушающего поведения подростков в современном обществе. Пред-расположеннсть к саморазрушающему поведению раскрывается с позиций концепции пассионарности Л.Н. Гумилева. Пассионарность понимается как энергетическое свойство, определяющее характер взаимодействия подростков с социальной средой.

In article the problem of the methodological analysis of a phenomenon of self-destroying behavior of teenagers in modern society is considered. The problem of self-destroying behavior reveals from positions of the concept of a passionarity of L.N. Gumilev. The passionarity is understood as the power property defining nature of interaction of teenagers with the social environment.

Ключевые слова: подросток, современное общество, социализация, развитие личности, саморазрушающее поведение, дезадаптация, пассионарность, субпассионарность.

Key words: The teenager, modern society, socialization, the development of the personality self-destroying behavior, disadaptation, a passionarity, a subpassionarity.

Личность современного подростка формируется в условиях перманентных социально-экономических трансформаций. Основные тенденции развития социума постиндустриального типа - мульти-культурализм, сосуществование множества принципиально различных ценностно-смысловых организованностей, возрастание роли мультимедийной среды и электронных СМИ в деятельности и коммуникациях вносят собственный, малоизученный вклад в условия формирования личности. Кроме того, внешние и внутренние вызовы новейшего периода развития российского общества, такие как фи-

© Алёхин А. Н., Королёва Н. Н., 2013

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00270).

83

нансовая нестабильность, социально-экономические процессы, связанные с глобализацией, массовые потоки миграции населения, несоответствие традиционных общественных институтов складывающимся условиям, ценностный «разрыв поколений» в постсоветском пространстве, снижение роли семьи как института социализации, затронули практически все сферы личностного развития детей и подростков.

Можно констатировать, что условия становления личности современного человека изменились принципиально, соответственно, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. По сути, подросток начала XXI столетия обладает качественно иными структурами мировосприятия по сравнению со своими сверстниками середины и конца прошлого века [8; 11]. Современных российских подростков отличает формирование личностно-смысловых структур, не присущих их сверстникам прошлых лет, которые служат «инструментами» для ориентации в окружающей действительности и себе самом, в собственных возможностях, для построения своей жизненной перспективы и образа будущего, социального и личностного самоопределения [9; 10].

Уже есть свидетельства глубинных трансформаций психического онтогенеза, в частности, показано принципиальное отличие психической организации современных подростков. По результатам сравнительного исследования ведущие специалисты в области возрастной психологии А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых делают следующий вывод: «...отметим тенденцию последовательного снижения рефлексивности у российских подростков. Если школьники конца 50-х обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, то у подростков 80-х она оказывается слабо выраженной, а у современных подростков практически не выявляется» [8, с. 22]. В ряде работ отмечены отчетливые сдвиги в ценностных ориентациях современных подростков по сравнению с их сверстниками 1980-х гг.

Негативным фактором формирования сознания и самосознания подростков выступает возрастающий в настоящее время дефицит воздействия различных институтов социализации - семьи, образовательно-воспитательных учреждений и т. п., что создает риск вовлечения детей в различного рода девиантные субкультуры. Присвоение подростками неадекватных моделей поведения, в том числе транслируемых рекламой и СМИ, отсутствие определенных ценностных ориентиров, формирование неконструктивных смысло-

вых систем могут стать внутренними предпосылками нарушений идентичности и эмоционально-когнитивных искажений в восприятии себя, других людей, социокультурной действительности. Подростки зачастую испытывают трудности в понимании сложного многополярного и внутренне противоречивого мира и своих социальных ролей, не находят возможности для удовлетворения потребностей, реализации мотивов, раскрытия собственных личностных ресурсов. Мир нередко воспринимается как неопределенный и непредсказуемый, что нередко блокирует способность к прогнозированию, планированию жизненных перспектив. Это, по сути, приводит к расстройствам адаптации и проявлениям различных форм само-разрушающего поведения, таких как суициды, химические и информационные зависимости, алкоголизация и т. п. [1; 2; 5 и др.].

Факторы и предпосылки различных форм отклоняющегося поведения у подростков становятся предметом междисциплинарных

V V п

исследований психологов, врачей, социологов, юристов. В то же время методологические основы психологического исследования, сформулированные в принципиально иных социокультурных условиях, оказываются несостоятельными при анализе факторов и проявлений отклоняющегося поведения, нарушений адаптации и личностного развития в современном обществе.

Следует согласиться с тем, что все разнообразие поведения современных подростков можно рассматривать в качестве своеобразных способов адаптации формирующейся личности к интенсивно меняющимся социокультурным условиям. В таком аспекте самораз-рушающее поведение - это попытка ситуативного совладания подростка со стрессом в условиях отсутствия конструктивных способов преодоления жизненных трудностей. Вместе с тем временно достигаемая посредством девиантных поведенческих актов внутренняя адаптация может приобретать устойчивый характер. В свою очередь, фиксация неадекватных копинг-стратегий, связанных с отклоняющимся поведением, которое наносит ущерб организму и личности, ведет к нарушению формирования личности и усугубляет социально-психологическую дезадаптацию, а в крайних случаях создает угрозу существованию. Саморазрушающее поведение при всём разнообразии форм (пьянство, злоупотребление психоактивными веществами, суицид) является способом прерывания взаимодействия человека со средой жизнедеятельности. Такое поведение может восприниматься подростком как возможность проявления своей активности, утверждения собственного «Я» в кризисном мире,

способ ухода от внутреннего конфликта или травмирующей ситуации, но в перспективе приводит к деформации сформированных в онтогенезе психических образований или - в пределе - уходу из жизни.

Таким образом, становление личностно-смысловых детерминант адаптации / дезадаптации подростков на современном этапе развития общества имеет качественно иной характер, в связи с этим методологические основания психологических исследований прошлых лет, сформулированные в принципиально иных социокультурных условиях, оказываются не вполне адекватными для анализа новых феноменов формирования личности. Зарубежный опыт теоретических обобщений по данной проблеме не может быть перенесён на отечественные реалии, поскольку российское общество претерпевает тотальную трансформацию социальноэкономического и общественного уклада жизни в несопоставимые с опытом иных стран сроки. Решение данных вопросов требует разработки принципиально новых моделей формирования сознания и самосознания, взаимодействия подростков с жизненной средой в современной социокультурной ситуации, что позволит определить оптимальные психолого-педагогические условия их личностного формирования, самоопределения и социальной адаптации.

В связи с этим поиск оснований для концептуального осмысления феноменов отклонений в поведении подростков в современном постоянно усложняющемся многополярном обществе выступает одной из актуальных проблем гуманитарного знания. Вероятно, феномен девиантности поведения отражает, по существу, многообразие способов психической и социальной адаптации и формирования личности в современной социо-культурной ситуации. Теоретический анализ проблемы отклоняющегося поведения в широком историческом и этнокультурном контексте, анализ феноменов человеческого поведения, вступающего в противоречие с общепринятыми традициями, выходящего за границы привычного уклада жизни сообщества, зачастую угрожающего здоровью и жизни самого индивида, обращает исследователей к концепции пассионарности Л.Н. Гумилева. Эта концепция воплощает в себе интеграцию опыта различных наук о человеке, природе и обществе и означению роли личности в процессах зарождения развития и распада этнических систем как биосоциальных целостностей [3]. Неслучайно концепт «пассионарность» используется и развивается в различных контекстах современного социогуманитарного знания: историческом, этно-

культурологическом, социологическом, педагогическом, социальнопсихологическом и др. Изначально в работах Л.Н. Гумилева этот концепт возник применительно к объяснению происхождения и развития этносов. Пассионарность представляет собой «энергетический заряд», идущий от живого вещества биосферы, которым в разной степени могут быть наделены отдельные личности, а также способность людей принимать, «поглощать» эту энергию, являющуюся избыточной для поддержания гомеостаза человека со средой. Зарождение новых этнических систем и активность этноса зависят от количества существующих в ней людей пассионарного типа. Сам Гумилев характеризовал пассионарность как «свойство подсознания человека», имеющее биологическую природу и определяющееся конституциональными и нейродинамическими особенностями человека. Данное свойство проявляется в способности человека к кардинальным преобразованиям социального уклада, ломке традиций и стереотипов, непреодолимое стремление совершать поступки, приводящие к нарушениям гомеостаза и появлению новых структур. Иными словами, пассионарность в концепции Л.Н. Гумилева может пониматься как интегративное свойство людей, воплощающие их энергетический потенциал, составляющие ядро и одновременно движущую силу активности, выходящей за рамки нормативной адаптации к географическим и социальным средовым условиям. При этом пассионарность может иметь различную выраженность в популяции, что и является основанием для выделения трех типов людей.

Первый тип - «гармоничные люди» - обладают энергией пас-сионарности, достаточной для того, чтобы реализовывать инстинкт самосохранения, удовлетворять потребности, направленные на поддержание жизни в определенных условиях, сохранение равновесия со средой и обеспечивают тем самым гомеостаз этнической системы. Второй тип - «субпассионарии» - люди энергодефицитар-ного типа, не обладающие достаточным потенциалом для того, чтобы успешно адаптироваться к среде. Они неспособны контролировать или сдерживать инстинктивные проявления, стремятся к получению сиюминутного удовольствия, удовлетворяют свои потребности за счет других людей. Третий тип - «пассионарии» - люди с избыточной энергией. Их отличает выраженная творческая активность, импульсивность, постоянное и фактически ничем не сдерживаемое стремление к преобразованиям, к достижению целей масштабного характера, трансформирующих систему и ме-

няющих цели развития всего этноса. Реализация цели является доминантой, полностью подчиняющей поведение и деятельность пассионариев, даже если ценой результата станет собственная жизнь, жизни и благополучие других людей, общества в целом.

Пассионарии обладают способностью «заражать» людей своей целеустремленностью, изменять поведение «гармоничных» людей в сторону повышенной активности. Пассионарность представляет собой интегративную характеристику личности, не связанную напрямую со способностями, ценностями и идеалами. Она не зависит от внешних воздействий и средовых влияний, и не соотносится с этическими принципами. Пассионарий может творить поступки, оцениваемые как «благо» либо как «зло», способен создавать новое и причинять ущерб. Его поведение может быть расценено обществом как героизм или преступление. Главной характеристикой пассионариев является неравнодушие, активность, имеющая неадаптивный или сверхадаптивный характер, побуждение к расходованию избыточной энергии, которое с равной вероятностью может превращаться в разрушение и созидание [6; 7]. В этом плане поведение людей с энергетическим потенциалом, недостаточным или избыточным для поддержания устойчивого равновесия, т. е. пассионариев и субпассионариев, может интерпретироваться как «саморазрушающее», т. е. отклоняющееся от «гармоничного» поведения, поддерживающего гомеостаз [4]. В соответствии с этим девиация может рассматриваться как дисбаланс между устойчивостью и изменчивостью, организацией и самоорганизацией, упорядоченностью и хаотичностью; поведение, создающее энтропию, разрушающее установленный порядок. Отклонения в поведении могут носить позитивный и негативный характер, быть как прогрессивными, так и регрессивными для общества и этносистемы. В таком понимании девиации являются неотъемлемой составляющей развития общества. Они возрастают в периоды нестабильности, кризисов и, возможно, способствуют переходу социокультуры в новое качество. Интерпретация девиантного, и в первую очередь саморазрушающего поведения подростков в условиях резких социокультурных изменений в российском обществе с позиций теории пассионарности дает возможность определить его основные размерности - континуумы проявлений личности в условиях кризиса, характеризующегося неопределенностью, противоречивостью, плюрализмом ценностей, укладов жизни, традиций, социальных систем, типов культур, взаи-мопроницаемостью их границ. Так, размерностью, определяющей

источники, движущие силы саморазрушающего поведения, выступает пассионарность - интегративная характеристика энергетического потенциала формирующейся личности подростка, которая может выражаться в дефиците энергии (субпассионарность), достаточности энергии для адаптации (гармоничность), энергетической избыточности (пассионарность). Направленность поведения, его прогрессивный или регрессивный, деструктивный характер для личности может быть представлена как ценностно-смысловая размерность, отражающая цели, ценности, смыслы подростка, его актуальные потребности и мотивы, стратегии самоутверждения и присоединения к группе, пути преодоления трудностей, способы идентификации и обособления от других. Результат поведения, его влияние на характер взаимоотношений со средой может быть описан как «гомеостаз - гетеростаз», стремление к разрушению существующего внутреннего равновесия либо к его поддержанию. Конструктивный либо деструктивный характер поведения подростка, его адаптивный или дезадаптивный смысл может быть определен как единство энергетического потенциала, ценностно-смысловой направленности личности и характера взаимодействия со средой.

В итоге в качестве внутренней причины саморазрушающего поведения современных подростков может выступать как субпасссио-нарность, так и пассионарность, проявляющиеся, в соответствии концепцией Л. Н. Гумилева, на неосознаваемом уровне. В отличие от взрослого человека, подросток еще не обладает устойчивыми структурами самосознания, мотивационно-смысловых установок и ценностных ориентаций, выступающих механизмами социализации природных энергетических характеристик. В связи с этим как недостаток, так и избыток энергии в сочетании с размытой или деструктивной ценностно-смысловой направленностью может приводить к поведению, разрушающему энергоинформационный обмен со средой, вплоть до разрушения своего физического существования. Субпассионарность может проявляться в таких формах саморазру-шающего поведения, как алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, направленных на удовлетворение собственных потребностей за счет внешних, легкодоступных средств или других людей и т. п.

Пассионарность, сопровождающаяся необходимостью реализовать внутреннюю энергию, при отсутствии или асоциальном характере целей может трансформироваться в экстремальное поведение, аутоагрессию, а при переживании субъективной невозможности проявить свои творческие импульсы, в ситуациях блоки-

рования энергии - приводить к крайнему выражению саморазру-шающего поведения - к суицидам. Такое понимание подростковых девиаций содержит новые направления их профилактики и коррекции в современном российском обществе, выражающиеся в конструировании социальных и психолого-педагогических условий, соответствующих энергетическим характеристикам формирующейся личности и позволяющих подросткам определить те цели и смыслы, которые не создают чрезмерного напряжения во взаимодействии со средой, предполагают социальную поддержку и освоение способов восполнения внутренних ресурсов либо способствуют реализации потенциала избыточной активности в созидающей творческой деятельности.

Список литературы

1. Алёхин А.Н. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. - 2012. - № 2. -С. 191-198.

2. Алехин А.Н., Вертячих H.H. Социальный компонент патогенеза нарушений адаптации // Психическое здоровье. - 2010. - № 6. - С. 46-48.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

4. Давыдов Д.Г. Пассионарность как фактор отклоняющегося поведения // Материалы междисциплинарной науч.-практ. конф. «Здоровьесберегающие образовательные технологии». - М., СГА, 2007.

5. Змановская Е.В. Теоретико-методологическое обоснование общей теории девиантности и девиантного поведения // Уч. зап. Санкт-Петерб. гос. ин-та психологии и соц. работы. - 2008. - Т. 9. - № 1. - С. 133-138.

6. Коркмазов А. Ю. Идея пассионарности в творческой деятельности Л.Н. Гумилева // СевКавГТУ: сб. науч. тр. Сер. «Гуманитарные науки». - Вып. № 10. - Ставрополь, 2003.

7. Пестрецов А. Ф., Краева О. Л. Пассионарность как интегрирующий фактор национальной общности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». - Н. Новгород, 2006. - Вып. 1 (5). - С. 506512.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. ст. - М.: МГППУ, 2011. -С. 14-22.

9. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. - 2007. - №4. - С. 3-10.

10. Силкина И.А., Кирьякова А.В. Становление целостного и ценностного образа Мира подростков: интеграция и преемственность: учеб.-метод. пособие для учителей инновационных школ. - Оренбург: ООО «НикОс», 2011. - 139 с.

11. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. - М.: МПСУ, 2011. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.