Научная статья на тему 'Феномен road rage как проявление вербального и невербального деструктивного поведения (на материале английского языка)'

Феномен road rage как проявление вербального и невербального деструктивного поведения (на материале английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
road rage / агрессивное поведение на дорогах / деструктивное поведение / вербальные проявления / невербальные проявления / отклонение от стандартного поведения / road rage / destructive behaviour / verbal manifestations / non-verbal manifestations / deviant behaviour

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джанет Алиевна Бгуашева

Рассматривается генезис, причины и признаки одного из феноменов деструктивного поведения на дорогах – road rage в контексте возрастающей актуальности изучения данного явления в лингвистике. Описываются факторы, способствующие определению и описанию особенностей проявления коммуникативной агрессии участников движения на дороге как водителей, так и пешеходов. Исследуется понятийная составляющая данной концептуальной области. Подчеркивается амбивалентный характер описываемого явления, обусловленный высокой степенью модальности данного феномена. Приводится классификация агрессивного поведения на дорогах по степени проявляемой жестокости. Рассматриваются вербальные и невербальные особенности проявления агрессии; приводятся данные об их соотношении при проявлении деструктивного коммуникативного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Road rage phenomenon as a sign of verbal and non-verbal destructive behaviour

The article considers the genesis, causes and signs of one of the phenomena of destructive behaviour on the roads – road rage – in the context of the increasing relevance of this phenomenon. The study describes the factors contributing to the manifestation of verbal/communicative aggression on the roads. The author investigates the conceptual component of this phenomenon and focuses on the ambivalent nature of the described phenomenon due to its high degree of modality. Verbal and non-verbal manifestations of aggression are considered; the author provides data on their relationship in destructive communicative behaviour. The classification of aggressive behaviour on the roads according to the level of cruelty is given.

Текст научной работы на тему «Феномен road rage как проявление вербального и невербального деструктивного поведения (на материале английского языка)»

Научная статья

УДК 811.11Г27

ББК 81.432.1-006

Б 34

DOI: 10.53598/2410-3489-2023-3-322-82-89

Феномен road rage как проявление вербального и невербального деструктивного поведения (на материале английского языка)

(Рецензирована)

Джанет Алиевна Бгуашева

Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия,

bishtova98@mail.ru

Аннотация.

Рассматривается генезис, причины и признаки одного из феноменов деструктивного поведения на дорогах - road rage в контексте возрастающей актуальности изучения данного явления в лингвистике. Описываются факторы, способствующие определению и описанию особенностей проявления коммуникативной агрессии участников движения на дороге как водителей, так и пешеходов. Исследуется понятийная составляющая данной концептуальной области. Подчеркивается амбивалентный характер описываемого явления, обусловленный высокой степенью модальности данного феномена. Приводится классификация агрессивного поведения на дорогах по степени проявляемой жестокости. Рассматриваются вербальные и невербальные особенности проявления агрессии; приводятся данные об их соотношении при проявлении деструктивного коммуникативного поведения.

Ключевые слова: road rage, агрессивное поведение на дорогах, деструктивное поведение, вербальные проявления, невербальные проявления, отклонение от стандартного поведения.

Для цитирования: Бгуашева Д.А. «Феномен road rage как проявление вербального и невербального деструктивного поведения (на материале английского зыка) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение, 2023. Вып. 3 (322). С. 82-89. DOI: 10.53598/2410-3489-2023-3-322-82-89.

Original Research Paper

Road rage phenomenon as a sign of verbal and non-verbal destructive behaviour

Dzhanet A. Bguasheva

Adyghe State University, Maykop, Russia, bishtova98@mail.ru

Abstract.

The article considers the genesis, causes and signs of one of the phenomena of destructive behaviour on the roads - road rage - in the context of the increasing relevance of this phenomenon. The study describes the factors contributing to

the manifestation of verbal/communicative aggression on the roads. The author investigates the conceptual component of this phenomenon and focuses on the ambivalent nature of the described phenomenon due to its high degree of modality. Verbal and non-verbal manifestations of aggression are considered; the author provides data on their relationship in destructive communicative behaviour. The classification of aggressive behaviour on the roads according to the level of cruelty is given.

Keywords: road rage, destructive behaviour, verbal manifestations, non-verbal manifestations, deviant behaviour.

For citation: Bguasheva D. A. "Road rage phenomenon as a sign of verbal and non-verbal destructive behaviour" // Bulletin of Adyghe State University, Ser.: Philology and Art Criticisms, 2023. No.3 (322). P. 82-89. DOI: 10.53598/2410-3489-2023-3-322-82-89.

Введение.

Исследование выполнено в русле теории коммуникации и является попыткой рассмотрения различных подходов к исследованию сложного и полипарадигматичного явления road rage (агрессивное поведение на дороге) как частного проявления общего деструктивного коммуникативного поведения, т.е. агрессии [1].

Феномен road rage стал привлекать внимание исследователей в различных отраслях науки таких как социология, психология, криминология, урбанистика начиная с конца ХХ века в связи с активизацией концепта мобильности как одного из базовых концептов эпохи «текучей современности» [2].

Актуальность исследования данного феномена обусловлена онтологическими предпосылками текущего повсеместного распространения феномена и связана с тем, что в эпоху постмодерна два доминирующих концепта «доминирование» и «мобильность» совпали, и синергия их характеристик нашла яркое воплощение в новом проявлении - «автомобилемании» [3]. Возрастающую популярность вождения автомобиля психологи связывают с удовольствием от самовыражения, ощущением «защищенного пространства» во время перемещения, в котором водитель чувствует себя независимым от окружения и в котором он/а проявляют черты доминирования при проявлении таких психологических черт, как

желание продемонстрировать превосходство как в обладании более престижной моделью автомобиля, так и в умении более профессионально водить его.

С другой стороны, желание доминировать в агрессивной форме на дороге проявляется у некоторых водителей под влиянием таких факторов, как стрессы, нехватка времени, фрустрация, психические девиации, что проявляется в выражении агрессии и гнева, особенно в условиях плотного транспортного потока.

Опрос, проведенный в англоязычных странах, дает картину соотношения вербальных и невербальных проявлений деструктивного поведения. Исследование результатов опроса довольно репрезентативной группы (526 человек) показало, что число невербальных проявлений составляет около 75 процентов от выявленных случаев агрессивного поведения разной степени жестокости. Около 25 процентов по частоте применения исследователь отнес к вербальным формам агрессивного поведения [4].

При этом проявление агрессивного коммуникативного поведения на дорогах зависит в определенной степени от антропологических характеристик участников движения на дороге, как водителей, так и пешеходов, исследование которых представляется интересной перспективой. К ним мы относим возрастные и гендерные характеристики, а также психофизические

особенности деструктивной коммуникативной личности.

На наш взгляд, исследование особенностей актуализации речевой (вербального компонента) и коммуникативной (вербального и невербального компонентов) составляющих агрессии на дорогах представляется актуальным и перспективным при диагностике и прогнозировании состояния агрессии.

Обсуждение.

Рассмотрение сложного феномена агрессии вообще и агрессивного поведения на дорогах в частности невозможно в рамках какой-либо отдельной гуманитарной науки и ее исследование является наглядным примером современного мультидис-циплинарного подхода. К собственно лингвистическим исследованиям относится анализ устной и письменной формы речи как материала для интерпретации того или иного проявления состояния агрессии, т.е. классическое исследование текстов. В настоящем исследовании мы разделяем точку зрения М.М. Бахтина на расширенное понимание текста как на материал для нашего исследования: «За каждым текстом стоит система языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное, и повторимое, и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность)» [5].

Исследование невербальных проявлений состояния агрессии вместе с вербальными формами находятся в фокусе внимания общей теории коммуникации, главная особенность которой заключается в ее знаковом характере. М.М. Бахтин подчеркивает важность понимания и интерпретации вербальных (лингвистических) и невербальных (паралингвистических) его компонентов. «Человеческий поступок есть потенциальный текст и может быть понят (как человеческий поступок, а не физическое действие) только в диалогическом контексте своего времени (как реплика, как смысловая позиция, как система

мотивов. Физическое действие человека должно быть понято как поступок, но нельзя понять поступка вне его возможного (воссоздаваемого нами) знакового выражения (мотивы, цели, стимулы, степени осознанности и т. п.)» [4].

Исходя из такой предпосылки, мы рассматриваем генезис, причины и проявления деструктивного поведения на примере частного случая его проявления - road rage (агрессия на дороге) через анализ реальных или потенциальных текстов. Для выделения вербальных и невербальных проявлений агрессивного (деструктивного) поведения на дорогах считаем необходимым дать определение этому феномену. Определение понятия «агрессивное поведение на дорогах» начнем с общегуманитарного толкования понятия агрессии, поскольку, при определенных отличиях, агрессия на дорогах есть частный случай проявления общей агрессии. Достаточно емкое современное толкование понятия «агрессия», соответствующее целям нашего исследования, находим в Политической энциклопедии, объединяющей сведения из различных областей социально-гуманитарных наук. В быту термином «агрессия» обозначают «напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств» [5: 7]. В связи с этим исследователи предлагают следующее определение. Агрессия - это «целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные

переживания, страха, подавленности и др.)» [6: 11].

В данном определении (одушевленным или неодушевленным), под неодушевленной агрессией мы понимаем невербальные (физические) проявления деструктивного поведения, под неодушевленными проявлениями агрессии понимаем вербальную агрессии с паравербальными компонентами, т.е., рассматривая феномен агрессии на дорогах, мы исходим из понимания, что наша цель состоит в получении обобщенного представления о совокупности форм его актуализации, основанных на знании общих свойств исследуемого явления в совокупности.

Компонентный анализ семантической структуры термина «агрессия» не противоречит, а уточняет содержание общегуманитарного понятия. Агрессия - это «...тип мотивированного субъектно-объектного антиобщественного поведения, направленный на причинение физического, психологического вреда или ущерба одушевленным или неодушевленным объектам нападения, представляемым в образе врага, включая и их уничтожение» [7: 19].

Таким образом, считаем, что исследование феномена агрессии в рамках лингвистического аспекта теории коммуникации будет более полным при анализе всех компонентов рассматриваемого по М.М. Бахтину «знакового выражения (мотивы, цели, стимулы, степени осознанности и т. п.)».

Под «дорогой» мы далее понимаем любую местность, где осуществляется взаимодействие участников дорожного движения, как водителей, так и иных индивидуумов.

Несмотря на то, что термин «road rage» является достаточно новой лексической единицей, возникшей в середине 90-х годов ХХ века, явление, которое он номинирует, имеет долгую историю. По словам психолога д-ра Дэвида Льюиса, самое раннее упоминание о проявлении road rage находим в письме лорда Байрона к

другу, где он пишет, что столкнулся с наглецом на дороге и пригрозил выпороть его кнутом [8].

В современный узус лексема вошла из масс-медиа для обозначения жестоких «разборок» между водителями. Официально полиция и юристы в англоязычных странах пользуются термином assault (нападение, часто с применением физического насилия). Явление попало под наблюдение ученых сначала в США, затем в Европе и Австралии, что логично, исходя из количества автомобилей на душу населения. Известный исследователь данного феномена социолог Э. Дебора Лап-тон из Университета Чарльза Стюарта, Австралия [9], определяет road rage как многогранное явление, трудно поддающееся точному определению, поскольку оно появляется в большом количестве ситуаций, каждая из которых имеет свои особенности. У этого явления, по ее мнению, есть одна общая черта: начиная от незначительных инцидентов и заканчивая тяжкими преступлениями феномен road rage есть продукт неконтролируемого агрессивного поведения в разных его формах. Проведя опрос большого количества респондентов, она приходит к выводу, что Road ragers are characterized by nearly all interviewees as individuals who had lost control of their emotions / Люди, проявляющие агрессию на дорогах, по мнению почти всех опрошенных, это те, кто потерял контроль над эмоциями (здесь и далее перевод наш - Д.Б).

Поскольку потеря контроля над эмоциями является отклонением от стандартного поведения, феномен road rage, по мнению врачей - психиатров Randy A. Sansone и Lori A. Sansone - это «a constellation of thoughts, emotions, and behaviors that occur in response to a perceived unjustified provocation while driving. Road rage may also be defined as those driving behaviors that endanger or potentially

endanger others and are accompanied by intentional acts of aggression toward others, negative emotions while driving, and risk-taking, <... > that is, "road rage disorder», т.е. совокупность мыслей, эмоций, поведения в ответ на воспринимаемую как несправедливой провокацию в процессе вождения автомобиля. Road rage также определяется как манера вождения, которая способствует возникновению опасной ситуации или представляет опасность для других и сопровождается намеренным появлением агрессии, негативными эмоциями и рискованными поступками и является определенным расстройством психики, проявляющейся в виде агрессии на дороге [10].

Результаты.

Далее рассмотрим агрессивное поведение на дорогах как широкий спектр антисоциальных поступков, нацеленных на проявление жестокости как в форме вербального, так и невербального поведения. Трудность более четкого определения состоит в том, что коммуникация тесно связана с разносторонними проявлениями модальности поведения, анализ и квалификация которых индивидуальны. Приведенные ниже примеры заимствованы с электронного сайта https://www.you-tube.com/watch?v=fWRklJQT0Bo Mild Road Rage [11], а также извлечены методом сплошной выборки из авторитетных словарей Merriam-Webster dictionary[12], Urban dictionary[13], Educalingo dictionary[14] и категоризированы в рамках данной статьи по степени агрессивности от меньшей к более сильной.

Обширная терминология (далее выделена курсивом), номинирующая понятия «агрессия на дорогах» свидетельствует об актуальности данного феномена в социуме и отражает знаковую природу агрессии на дорогах, сформулированную в нормативных документах как

нарушение ППД (Правила дорожного движения).

Такие проявления могут выражаться различной степенью агрессивности:

-Mild road rage - «Умеренная агрессия на дорогах»;

Failing to give way - «нежелание уступить дорогу»;

Jumping a car park queue - «проезд без очереди на парковку»;

Tooting - «подача звуковых сигналов как выражение недовольства и раздражения»»;

Driving too slowly - «слишком медленная езда»;

Changing lanes - «резкое перестроение в рядах»;

Overtaking - «обгон»;

Yelling - «крики, вопли»;

Shouted abuse at them - «словесные оскорбления»;

Gesturing - «демонстрация неприличных или провоцирующих жестов»;

Looking at other driver while waiting at traffic lights - «разглядывание другого водителя при остановке на светофоре»;

Playing very loud music - «экстремально громкая музыка из динамиков, мешающая сосредоточиться другим водителям»;

Приведем причины агрессивного поведения, угрожающего жизни (conduct endangering life):

Severe "road rage" - «жесткая агрессия на дорогах»;

Iintentionally causing injury - «предумышленное нанесение повреждений»;

Recklessly causing injury - «непредумышленное нанесение повреждений»;

Inlawful assault - «противоправное посягательство»;

Assault with a weapon - «противоправное вооруженное нападение»;

Indecent language - «нецензурные выражения»;

Making a threat to kill - «угроза убийства»;

Wilful damage - «умышленное причинение ущерба»;

Criminal damage - «умышленное причинение ущерба, преследуемое по закону»;

Driving in a manner dangerous -«опасное вождение»;

Failing to stop after an accident -«покидание места аварии»;

Assault by kicking - «жестокое избиение»;

Honking - «звуковые сигналы»;

Tailgating - «несоблюдение дистанции, «прижимание» впереди идущего транспорта»;

Following the perceived wrongdoer - «преследование предполагаемого нарушителя»;

Blocking traffic or preventing drivers from changing lanes - «блокирование движения, помехи при перестраивании в полосе движения»;

Purposely cutting off other cars -«подрезание» машины;

Initiating confrontation outside of the car - «провоцирование скандалов вне машины»;

Intentionally ramming - «намеренный наезд на другую машину, таран»;

Speeding - «превышение разрешенной скорости»;

Weaving - «езда «шашечками», т.е. резкое и агрессивное перестроение в рядах, подрезая других участников»;

Driving on sidewalk or median -«проезд по тротуару или сплошной разделительной линии»;

Defiantly parking at a wrong site -«намеренная произвольная парковка в неположенном месте как демонстрация доминирования».

Следует отметить, что, по нашему мнению, агрессивное поведение имеет эффект отложенной реакции. Если в момент происшествия большую долю по частоте составляют невербальные проявления агрессии, то впоследствии эмоции «выливаются» в форумах и чатах автомобилистов в вербальной форме, анализ которых является интересным материалом для исследования.

Заключение.

Актуальность исследуемого феномена обусловлена социокультурными предпосылками и возрастает в виду увеличения мобильности людей и степени напряженности в обществе, что определяет причины данного явления. Выявление знаковой природы феномена road rage и определение основных областей актуализации агрессивного вербального и невербального проявления деструктивного поведения на дорогах является важной ступенью дальнейшего исследования - анализа вербальных форм проявления примеров агрессивного проявления в текстах различных жанров как со стороны виновной стороны, так и объектов агрессивного поведения на дорогах.

Примечания:

1. Иванова К.А. Стратегии в речевой коммуникации: теоретический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2017. Вып. 1. С. 39-44.

2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

3. Хачмафова З.Р., Науменко И.В. Системно-структурные особенности терминов предметной области «Автомобиль» (на материале английского языка) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2019. Вып. 3. С. 73-78.

4. Faulk Ian. Bullying, intimidation, abuse and assault on the road. URL: https://www.academia.edu/21338491/Bullying_intimidation_abuse_and_assault_ on_the_road_Selected_Australasian_research_and_comment_on_road_rage_and_ aggres sive_driving

5. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философии анализа // Бахтин М.М.

Литературно-критические статьи. М., 1986. URL: http://nenuda.ru/м-м-бахтин-проблема-текста-в-лингвистике-филологии-и-други.html

6. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Полит. энциклопедия, 2014. 493 с.

7. Черкасова М.Н. Речевые формы агрессии в текстах СМИ: монография. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2011. 123 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lupton Deborah. Road rage. How can you cope? URL: https://wol.jw.org/en/ wol/d/r1/lp-e/101997847

9. Lupton Deborah. Road rage: drivers' understandings and experience. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/144078302128756660?journalCode=josb

10.Sansone Randy A., Sansone Lori A. Road Rage. What's Driving It? URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2922361/#:~:text=Antisocial%20 personality% 20disorder. ,driving% 20and% 20antisocial% 20personality%20disorder

11. Mild Road Rage. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fWRklJQT0Bo

12.Merriam-Webster dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ dictionary/road% 20rage

13.Urban dictionary. URL: https://www.urbandictionary.com/define. php?term=Road% 20Rage

14.Educalingo dictionary. URL: https://educalingo.com/en/dic-en/road-rage

References:

1. Ivanova K.A. Strategies in speech communication: theoretical aspect // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maykop, 2017. Iss. 1. P. 39-44.

2. Bauman Z. Liquid modernity. St. Petersburg: Piter, 2008. 240 pp.

3. Khachmafova Z.R., Naumenko I.V. System-structural features of terms of the "Car" subject area (based on the English language) // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maykop, 2019. Iss. 3. P. 73-78.

4. Faulk Ian. Bullying, intimidation, abuse and assault on the road. URL:https:// www.academia.edu/21338491/Bullying_intimidation_abuse_and_assault_on_ the_road_Selected_Australasian_research_and_comment_on_road_rage_and_ aggressive_driving

5. Bakhtin M.M. The problem of the text in Linguistics, Philology and the Human sciences: an experiment in philosophical analysis // Bakhtin M.M. Literary critical articles. M., 1986. URL: http://nenuda.ru/m-m-bakhtin-problem-of-text-in-linguistics-philology-and-others.html

6. Enikolopov S.N., Kuznetsova Yu.M., Chudova N.V. Aggression in everyday life. M.: Polit. encyclopedia, 2014. 493 pp.

7. Cherkasova M.N. Speech forms of aggression in media texts: monograph. Rostov-on- Don: Rostov State University of Transport, 2011. 123 pp.

8. Lupton Deborah. Road rage. How can you cope? URL: https://wol.jw.org/en/ wol/d/r1/lp-e/101997847

9. Lupton Deborah. Road rage: drivers' understandings and experience. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/144078302128756660?journalCode=josb

10.Sansone Randy A., Sansone Lori A. Road Rage. What's Driving It? URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2922361/#:~:text=Antisocial%20 personality% 20disorder.,driving% 20and% 20antisocial% 20personality%20disorder

11. Mild Road Rage.URL: https://www.youtube.com/watch?v=fWRklJQT0Bo

12.Merriam-Webster dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/ dictionary/road% 20rage

13.Urban dictionary. URL: https://www.urbandictionary.com/define. php?term=Road% 20Rage

14. Educationalingo dictionary. URL: https://educalingo.com/en/dic-en/road-rage

Статья поступила в редакцию 13.07.2023; одобрена после рецензирования 21.08.2023; принята к публикации 17. 09.2023.

The paper was submitted 13.07.2023; approved after reviewing 21.08.2023; accepted for publication 17.09.2023.

© Д. А. Бгуашева, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.