Научная статья на тему 'Феномен рефлексии: механизм развития личности'

Феномен рефлексии: механизм развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
775
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / личность / развитие личности / поведение / reflection / personality / personality development / behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябышева Е.Н.

Аннотация: в работе рассмотрен феномен рефлексии, раскрыты основные особенности, принципы и механизмы развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: In this paper we consider the phenomenon of reflection, disclosed the basic features, principles and mechanisms of personality development.

Текст научной работы на тему «Феномен рефлексии: механизм развития личности»

6. Флэйк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин; Пер. с англ., общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511 с.

Рябышева Е.Н.

ФЕНОМЕН РЕФЛЕКСИИ: МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: рефлексия, личность, развитие личности, поведение.

Аннотация: в работе рассмотрен феномен рефлексии, раскрыты основные особенности, принципы и механизмы развития личности.

Keywords: reflection, personality, personality development, behavior.

Abstract: In this paper we consider the phenomenon of reflection, disclosed the basic features, principles and mechanisms of personality development.

Проблема рефлексии уникальна в такой же степени, как и сама рефлексия. Действительно, благодаря свойству рефлексивности как «данности сознания самому себе» человек понимает, что наделен таким уникальным качеством, которого нет ни у одного из иных живых существ,- самой способностью сознавать, произвольно регулировать свою деятельность, что является высшей формой управления поведением . Изучение опосредованности человеческого поведения, осознанности и системности высших психических функций включает в себя обязательное рассмотрение феномена рефлексии, с которой теснейшим образом связаны базисные категории психологической науки: формирование теоретического мышления, самосознание, развитие способностей и личности. И, наконец, что особенно важно, рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. Рефлексия является многоаспектной, междисциплинарной категорией, выступая предметом изучения философии, психологии, педагогики, социологии, научных областей, связанных с управлением, кибернетикой и т.д. Наиболее развернутая классификация рефлексивных процессов и феноменов, учитывающая большинство

основных подходов к их изучению, была предложена И.Н. Степановым и СЮ. Семеновым .

Исследователями отмечается, что рефлексия - это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов) содержит тезаурус, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром. Специфика рефлексии заключается в том, что сначала рефлексия является способом посмотреть на себя как бы со стороны. Модели такого наблюдения за собой могут быть весьма разными, например, можно направить свой мысленный взор на себя и попытаться наблюдать за собой, как за неким объектом. Такая рефлексия близка интроспекции, что иногда вводит в заблуждение при попытках понять специфику рефлексии или отличить ее от интроспекции. Рефлексия может быть способом понимания себя через другого. Пытаясь понять другого человека через его отношение к нам, через его поступки и поведение, мы моделируем его видение нас в своем сознании. Каждая новая модель в определенном смысле и есть то «зеркало»,1 в котором мы видим и свое отражение, получаем информацию о себе и своих отношениях с миром в форме отраженных в нашем сознании моделей .

С точки зрения авторов, целью рефлексивной деятельности является не получение максимально исчерпывающей и объективированной информации, а создание «рефлексивного зеркала» для участников исследования с тем, чтобы наиболее полно осмыслить и переосмыслить экзистенциональную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворческих отношений с ней. По мнению И.И. Семенова, рефлексия - это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику. Рефлексия - мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности (И.Н. Семенов, СЮ. Степанов). Кроме того, многие авторы отмечают, что рефлексия -это теоретическая деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Рефлексия, в конечном счете, есть осознание практики (В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов и др.). Развитие рефлексии все чаще выступает предметом изучения, так как разработка средств ее формирования приближает решение проблемы стимуляции саморазвития личности, возможность управления

развитием субъекта и совершенствования его деятельности. Многие авторы, так или иначе, прикасаются к данной проблеме в связи с тем, что особенности развития рефлексии выражают специфику становления личности как субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, И.Н. Семенов и

др.).

Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании, рефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления через определение направленности познавательной активности субъекта; рефлексия рассматривается как возможность «выхода» из процесса осуществления деятельности и как возможность дальнейшего проектирования на основе рефлексии будущего шага развития деятельности . К рефлексии относят осознание человеком своих действий, своего «Я», а также внутреннего мира людей, совместно с которыми он осуществляет групповую деятельность . Рефлексию следует рассматривать как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу сознания.

Изучение феномена личностной рефлексии личности предполагает необходимость определения теоретико-методологических основ исследования. Современное психолого-акмеологическое знание характеризуют

поликонцептуальность, теоретическая нежесткость (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др.). Это разнообразие органически предполагает взаимодополняемость теоретических концепций. В рамках только одной методологической концепции невозможно отразить процесс развития личностной рефлексии. С нашей точки зрения, в исследовании данного феномена надо исходить из принципа конструктивного альтернативизма (Дж. Келли), согласно которому никакая точка зрения не имеет преимуществ перед другими; различные методологические подходы к изучению психологического феномена могут успешно сосуществовать, не противореча друг другу, а взаимодополняя, корректируя и расширяя друг друга, выделяя в качестве предмета исследования разные стороны рассматриваемого феномена. На основании данного положения, с целью формирования наиболее целостного представления о сущности личностной рефлексии, ее компонентах, критериях, показателях и уровнях, а также о закономерностях ее развития у личности нами были систематизированы следующие методологические подходы к ее

исследованию: системный, акмеологический, субъектно-деятельностный.

Реализуемый в нашем исследовании системный подход позволяет представить личностную рефлексию в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурно-функциональных компонентов,

представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели (Л.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.). Основные идеи системного похода отражают ряд признаков, характеризующих личностную рефлексию как систему в виде целостного образования: совокупность элементов, каждый из которых представляет минимальную единицу, имеющую предел делимости в рамках конкретной системы (элемент в составе системы выполняет только ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами); определенные отношения между элементами, способ взаимодействия которых определяет системное построение личностной рефлексии; иерархичность, заключающуюся в том, что каждый элемент системы одновременно может быть элементом данной системы и сам включать в себя другую систему; интегративные качества, т. е. такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов. Система не сводится к сумме образующих ее частей, и из какой-либо части нельзя вывести ее свойства как целого; взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и структуру) или «открытый» (преобразующий среду и структуру) характер.

Субъектно-деятельностный подход (Г.И. Аксенова, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, М.В. Ермолаева, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) позволил рассмотреть личность как субъект деятельности, характеризующийся потребностью в самореализации. Мы разделяем точку зрения представителей данного подхода о том, что рефлексия играет ведущую роль в самодетерминации человека. Выделяя два способа жизнедеятельности человека: «слитный» и «отстраненный» (рефлексивный), С.Л. Рубинштейн подчеркивает преимущества второго способа, который, по его мнению, является субъектным, так как дает возможность самостоятельно, инициативно выбирать свой жизненный путь и управлять им. Его развитие приурочено к развитию механизмов рефлексии жизненного пути и формированию смысла жизни.

В качестве интегрирующего по отношению к остальным методологическим подходам выступает акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.), в основе

которого лежит идея созидания или восстановления целостности человека и который даёт стратегию преобразования наличного уровня личностной рефлексии в высший, оптимальный.

Само понятие «личностная рефлексия» разработано в русле рефлексивно-гуманистического направления психолого-

акмеологических исследований (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, СЮ. Степанов, И.Н. Семенов и др.). Согласно точке зрения представителей данного направления, личностная рефлексия определяет особенности и качество способов самореализации личности в обществе, возможность творческого отношения к своему становлению и развитию, к себе как индивидуальности, к способам своего общения с другими, к культуре в целом.

Список литературы

1. Головин А.А.Роль рефлексии творческой деятельности// Территория науки. 2013. № 2. С. 78-80

2. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности// Территория науки. 2013. №1. С. 46-49.

3. Ларина А.А. Процесс формирования личностно-профессионального самоопределения подростка// Территория науки. 2013. №1. С. 49-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.