Научная статья на тему 'Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека'

Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / REFLEXION / CREATIVE POTENTIAL / IS REFLECTIVE-CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов И. Н.

Рассматривается роль рефлексии в развитии творческого потенциала человека. Показана актуальность психолого-акмеологического изучения рефлексивно-творческого потенциала современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS REFLECTIVE-ACMEOLOGICAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSON

The reflexion role in development of creative potential of the person is considered. The urgency psychological-acmeological studying of is reflective-creative potential of the modern expert is shown.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-акмеологические проблемы развития творческого потенциала человека»

И.Н. Семенов, Москва

РЕФЛЕКСИВНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: рефлексия, творческий потенциал, рефлексивно-творческий потенциал

Keywords: reflexion, creative potential, is reflective-creative potential

овременная бурно развивающаяся акмеология (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.С. Кар-

пенко, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Е.А. Яблокова и др.) возникла на стыке воз-

растной психологии (Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников), психологии труда (Е.А. Климов,

B.Д. Шадриков), педагогической (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина), социальной (К.А. Абуль-ханова, Р.Л. Кричевский) и организационной (А.А. Деркач, Е.А. Яблокова) психологии, интегрируя их знания и технологии применительно к разработке проблематики «достижения вершин профессионализма» (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1993). Комплексное изучение указанной акмеологической проблематики ведется в различных направлениях. Одним из таких направлений акмеологической науки является рефлексивная акмеология (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), где конструктивно изучаются фундаментальные и прикладные проблемы роли рефлексии в продуктивной организации профессиональной деятельности и креативном самоусовершенствовании личности управленца (Н.А. Алюшина, И.В. Байер, А.В. Балаева, И.М. Войтик, Е.Л. Емельянов, Н.Б. Ковалева, О.Д. Ковшуро,

C.В. Кузнецов, С.П. Маслов, Е.А. Миролюбова, Ю.А. Репецкий, О.А. Полищук и др.). Ибо творчество — не только одна из ведущих ценностей современной культуры, но и важнейший фактор научно-технического прогресса и инновационного развития социума в целом. Отсюда неизменный интерес к психолого-акмеологической проблематике взаимосвязи рефлексии и творчества, к методологии его изучения и технологии развития в социально-экономическом контексте современного социума.

Категория рефлексии так или иначе всегда учитывались в фундаментальных философских изысканиях (Дж. Локк, И. Фихте, Г. Гегель) и психологических исследованиях (Д. Дьюи, Ж. Пиаже, П.П. Блонский) в качестве одного из объяснительных принципов духовного бытия человека. Однако, выделение рефлексии в качестве специального предмета научного изучения происходит под влиянием прикладной проблематики, связанной как с проектно-методологическим (В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий) и социально-экономическим (В.Е. Лепский, Б.В. Сазонов) обеспечением менеджмента, так и с акмеолого-организационным (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) и психолого-педагогическим (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.Н. Семенов) обслуживанием разных сфер социальной практики — образования, науки, проектирования, управления.

Наиболее ярким выражением этого является практика, с одной стороны, рефлексивно-методологического консультирования решения научно-социальных и психолого-акмеологических проблем (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, И.С. Ладенко, Г.И. Марасанов, А.П. Ситников, Е.А. Яблокова) специалистами в области освоения и развития интеллектуально-коммуникационных систем, а с другой — рефлексивно-акмеологической экспертизы и развития творческого потенциала человека (И.В. Байер, И.Н. Семенов), а также организации игровых способов интенсивно-группового обсуждения и поиска решения прикладных проблем управления (Н.А. Алюшина, Р.Н. Васютин, Е.Л. Емельянов, Н.Б. Ковалева, О.Д. Ковшуро, С.В. Кузнецов, А.В. Лосев, С.П. Маслов, О.А. Полищук, Г.Ф. Похмелкина, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).

Важным достижением рефлексивной методологии является, например, категориально-понятийная технология анализа и построения концептуальных схем деятельности (Н.Г Алексеев, И.Н. Семенов), а рефлексивной психологии — выделение таких механизмов творчества, как интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, куль-

туральная рефлексия (И.Н. Семенов) и разработка содержательно-смысловых способов культивирования экзистенциальной, диалогической и игровой рефлексии (В.Г. Аникина, И.В. Байер, Г.И. Давыдова, Н.Б. Ковалева, Г.Ф. Похмелкина, И.В. Савенкова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).

Рефлексивность заключается как в осмысленности деяний человека в контексте его существования (путем замыкания всех актов поведения и деятельности на ценности целостного самовыражения и самореализации Я в культурно-символическом пространстве социального бытия), так и в осознанности действий и процедур путем размыкания человеком своего поведения и деятельности на их основания и средства, которые постоянно развиваются в ходе общественно-исторического прогресса, совершенствуются и создаются в процессе индивидуального и группового творчества.

Существенную роль в комплексном изучении творчества человека играет психолого-акмеологическое исследование проблемы развития и реализации творческого потенциала человека. Отправным пунктом методологического анализа этой проблемы может служить ее рассмотрение сквозь призму категориальной оппозиции «потенциальное — актуальное». Актуальное проявление творчества является моментом реализации уже накопленного потенциала наличных творческих способностей, который в свою очередь служит предпосылкой их дальнейшего развития. Тем самым, в общем виде творческий потенциал трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а раскрытие — симультанную реализацию. Психолого-акмеологический анализ специфики творческого потенциала предполагает использование категориальной оппозиции «естественное — искусственное». Причем оба процесса — сукцессивное развитие творческого потенциала и его симультанная реализация могут рассматриваться как в естественной модальности «стихийного», так и в искусственной модальности «управляемого, организуемого».

В первом случае оба процесса осуществляются естественным, спонтанным образом, как бы сами по себе: развитие творческого потенциала носит стихийный характер, а его реализация осуществляется спонтанно. Во втором — напротив, велика роль специальных внутренних усилий субъекта и целенаправленных внешних организующих и управляющих воздействий. В силу этого искусственного вмешательства в естественное осуществление творческого потенциала обеспечивается управление обоими процессами. Стихийное развитие творческого потенциала приобретает более оптимальные формы и виды, а его спонтанная реализация осуществляется более эффективными путями и способами, определяемыми состоянием как психологических знаний о творческом потенциале, так и базирующимися на них педагогическими технологиями и рекомендациями, которые направлены на креативизацию развития человека и на оптимизацию реализации его творческого потенциала.

В онтологическом плане анализ проблемы творческого потенциала человека предполагает выделение ее собственно психологической специфики на фоне рассмотрения его биологических и социальных предпосылок. Если в социальном аспекте внешние предпосылки творческого потенциала связаны с социально-экономическими условиями жизни и труда человека, а внутренние — с характером его профессии и особенностями работоспособности, то в биологическом аспекте внешние предпосылки определяются здоровьем человека, а внутренние — психофизиологическими резервами его организма. Хотя эти биосоциальные предпосылки служат важными детерминантами естественного, стихийного развития творческого потенциала, однако они оказывают все же меньшее влияние на процесс его спонтанной реализации по сравнению с факторами, определяемыми собственными усилиями субъекта творчества или производными от психолого-педагогических воздействий на него как на объект стимуляции и управления.

Биосоциальная детерминация творческого потенциала должна быть рассмотрена не только в исходном плане его предпосылок, но и в результирующем плане — в связи с обратным влиянием успешного или безуспешного характера реализации творческого потенциала человека на биологические по своей природе параметры жизни и на параметры его социального статуса. Если социально-адекватная реализация творческого потенциала ведет к профессиональному признанию и продвижению (принося соответствующее духовное и материальное

удовлетворение творческих ожиданий субъекта), то внешняя их социально-негативная оценка (независимо от позитивного или негативного характера внутренней самооценки индивидом результатов своих творческих усилий) чревата снижением профессионального статуса и продвижения.

Итоговая же валентность реализации творческого потенциала человека — в виде положительной или отрицательной социальной оценки его творческих усилий и достижений (как раз и определяемых именно психологическими механизмами при наличии нормальных биосоциальных предпосылок их функционирования) — оказывает соответствующее влияние на биологические параметры жизнедеятельности человека. Творчество мобилизует его жизненные силы, гармонизируя функционирование психических процессов в уникальный ансамбль и раскрывая психофизиологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные резервы. Отсюда присущий творцам особый рефлексивно-интенсивный, интуитивно-обостренный стиль мышления и деятельности, характеризующийся углубленными, «мировоззренческими чувствами», в которых проявляется рефлексия (С.Л. Рубинштейн, 1973).

Собственно психолого-акмеологический аспект проблемы развития и реализации творческого потенциала человека заключается в раскрытии природы этого креативного стиля бытия человека-творца, изучение интуитивно-рефлексивных механизмов функционирования его психических процессов и определении условий, путей и способов управления ими в целях обеспечения социально-значимых достижений и культурно-прогрессивных инноваций.

В нынешних социально-экономических условиях глобализацирующегося социума важное практическое значение приобретает психолого-акмеологическое изучение рефлексивно-творческого потенциала современного специалиста как системообразующего фактора его человеческого капитала (И.Н. Семенов, 2009). Рефлексивно-творческий потенциал реализуется в профессиональной деятельности личности посредством оптимального взаимодействия ее психологических ресурсов и акмеологических компетенций, обеспечивая социальную успешность и экономическую конкурентоспособность человеческого капитала.

В.Н. Маркин, Москва

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В АКМЕОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: человековедческая компетентность, человеческий капитал, человековедческое профессиональное мышление руководителя Keywords: humanitycal competence, the human capital, humanitycal professional thinking of the head

Л Первое, что следует подчеркнуть в раскрытии обозначенной темы — это возрастание I роли человека в механизме функционирования и развития современного социума, в • том числе общественного производства. Причем возрастание человека именно как индивидуальной, творческой личности (авторский субъект).

Данное положение определяется развитием информационного, постиндустриального общества, массовым внедрением в производственный процесс наукоемких технологий («ноу-хау»), то есть социальным запросом, потребностью общественного развития.

Это совпадает и с высоким смыслом человеческой культуры, с логикой развития сознания, духовной культуры в XXI веке.

2. В итоге увеличивается значимость психологических знаний и умений в работе с персоналом; значимость человековедческой, психолого-акмеологической компетентности руководителя.

3. К человеку (к персоналу в целом) можно относиться как к издержкам (человек — придаток машины: технической и социальной); как к ресурсу наряду с другими ресурсами (шаг вперед, но может восторжествовать искушение «дешевой экономики», «дешевой рабочей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.