Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ'

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томчик В.С.

В статье представлен теоретический обзор основных подходов к изучению психологического времени личности. Обозначены ключевые составляющие данного феномена. Рассмотрены особенности психологического времени у людей в период кризиса середины жизни посредствам анализа современных исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Томчик В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ»

п

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

В.С. Томчик

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

В статье представлен теоретический обзор основных подходов к изучению психологического времени личности. Обозначены ключевые составляющие данного феномена. Рассмотрены особенности психологического времени у людей в период кризиса середины жизни посредствам анализа современных исследований в данном направлении.

Ключевые слова: Психологическое время личности, временная перспектива, психологический возраст, временная компетенция, кризис середины жизни.

Мир науки все чаще задается вопросом о значимости психологического времени в отношении психологического здоровья личности как основы сохранения здоровья личности в целом. Время в осознании и выражении поведенческих стереотипов человека обладает четким психологическим содержанием. Взятое в масштабе жизни, психологическое время выступает как осмысление человеком своего жизненного пути и отношений между основными событиями жизни.

© В.С. Томчик, 2022.

Научный руководитель: Забелина Екатерина Вячеславовна - доктор психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

Многие исследователи наделяли психологическое время личности существенным значением. По их мнению, оно имеет непосредственное влияние на разнообразные сферы и этапы жизненного пути. Психологическое время неоднородно, в его структуре можно выделить множество факторов, каждый из которых имеет свои механизмы влияния на жизнедеятельность человека.

Раскрытие проблемы «человек и время» в научных исследованиях происходит в контексте таких понятий, как: временная перспектива, временной фокус, психологическое время, личностные дезорганизаторы времени, персональная компетентность во времени и др.

Психологическое время по А.А. Кронику - это «отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути». Оно содержит в себе все нюансы представлений человека о времени: его характер течения, длительность, связи с жизнью индивида [9].

Термин временная перспектива ввел в научное поле К. Левин для определения представлений человека о его психологическом времени: прошлом и будущем. Дословно понятие временной перспективы отображает глубину жизненного пространства во времени [2].

Временной фокус - это доля внимания, которую люди уделяют размышлениям о прошлом настоящем и будущем. Эта величина влияет на то, как личность встраивает представления о прошлом, текущих жизненных ситуациях и ожиданиях от будущего в свои установки и убеждения.

Персональная компетентность во времени по Н.С. Кисилевой - это способность субъекта рационально управлять своим временем, распределять и использовать его с наименьшими потерями [8].

О.В. Кузьминой вводится понятие личностных дезорганизаторов времени, которые представляют собой психологические особенности личности, приводящие к неэффективному использованию времени и непродуктивной организации деятельности [10].

Понятие времени, его факторов, связи времени с сознанием личности интересовало мир, еще до формирования психологии, как науки. Современные психологи, социологи, физики и философы развивают и дополняют вопросы, которые своими корнями уходят к трудам древнегреческих философов. Колоссальный материал был собран о феномене психологического времени за столь обширный период. В своей статье «Современные подходы к изучению временной перспективы личности» Е.Ю. Мандриков систематизирует материал по данной проблеме. В своей классификации он выделяет 5 основных подходов к изучению психологического времени: мотивационный, событийный, типологический, прогностический и образовательный.

В «Мотивационном подходе к изучению временной» перспективы делается упор на значимость позитивного будущего, которое положительно влияет на настоящее время индивида. Временная перспектива рассматривается, как мотив к действию сегодня. К представителям данного подхода Е.Ю. Мандриков относит: К. Левина, Л.К. Франкла, П. Фресса, Ж. Нюттена, В. Ленса, Н. Фезера и З. Залески.

В изучении «Временной перспективы при событийном подходе» преуспели Е.И. Головаха и А.А. Кроник, которые разработали собственную причинно-целевую концепцию. Единицами анализа психологического времени в данной концепции служат межсобытийные связи, которые определяются тремя видами — реализованные, актуальные и потенциальные. Еще один значимый фактор психологического времени - психологический возраст личности, выражающийся в субъективной степени реализации жизненного пути.

«Типологический подход» к изучению временной перспективы наиболее подробно отражен в концепции личностной организации времени. Данная концепция отражена в многочисленных исследованиях психологического времени и временной перспективы начала-середины 90х гг. ХХ в. под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Основу для исследований в этом направлении составили принципы изучения жизненного пути С.Л. Рубинштейна. В основе концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской лежит структура психологического времени: осознание, переживание, практическая организация времени, восприятие и планирование времени. В рамках концепции введены три определения, отражающих временной модус жизни личности: жизненная перспектива, жизненная позиция и жизненная линия. Жизненная перспектива делится на психологическую, личностную и жизненную перспективы, как три различных аспекта. Психологическая (когнитивная) перспектива осознанное структурирование будущего, планирование, представление образа себя в будущем. В личностной (мотивацион-ной) перспективе направленность в будущее обеспечивает мотивацией при отсутствии осознаваемого образа будущего. Жизненная перспектива отражает реальный потенциал, базирующийся на опыте прошлого, способностях личности и перспективах.

«В образовательной практике» развиваются идеи причинно-целевой концепции и концепции личностного времени. Упор делается на формировании жизненных целей, жизненной программы и планов, жизненной и временной перспективы. М.Р. Гинзбург выделяет два типа будущего — хронологическое и смысловое. Он разводит психологическое и хронологическое будущее на жизненный план и жизненную

программу, где последняя опирается на общие цели без жесткой фиксации на сроке реализации. Жизненные планы более конкретны и привязаны к конкретным временным рамкам. Основной характеристикой временной перспективы ученый видит протяженность: чем она больше — тем лучше.

«Прогностический подход» рассматривает готовность к неопределенности и способность к прогнозированию как обязательные условия для адекватного формирования и развития временной перспективы. По Бернштейну, деятельность подчинена цели, побуждается закодированным в мозге образом будущего и регулируется принципом целесообразности. Ученый вводит понятие «вероятностного прогнозирования» как механизма построения этой модели. Вероятностное прогнозирование определяется моделированием будущего, опирающимся на опыт прошлого и актуальную информацию. Механизм прогнозирования будущего содержит механизм его проектирования личностью, благодаря чему можно точнее определить поле действия личного будущего, которое человек может моделировать, что является важным механизмом регуляции жизнедеятельности [11].

Сегодня актуальные исследования о психологическом времени в большей степени ориентированы на личностный подход, который изучает отношение человека к своему жизненному пути. Данный подход рассматривает, как человек организует время собственной жизни. Решающую роль при организации времени играет влияние личности на ход своей жизни. Так, по мнению американских психологов Дж. Бойда и Ф. Зимбардо, организация времени жизни человека зависит не от типологии человека, а от временной перспективы личности. Именно временная перспектива отражает все аспекты жизнедеятельности человека, связанные со временем. [5]. Ф. Зимбардо рассматривает временную перспективу как основной критерий в построении психологического времени, которое формируется из когнитивных процессов, делящих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего или будущего [6].

Феномен возраста неотделим от понятия «время». Кризис середины жизни характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, пересмотром своих целей и смысложизненных ориентаций. Происходит переоценка человеком всей своей жизни и отдельных ее этапов. Кризис середины жизни оказывает безусловное влияние на восприятие времени, в частности на временную перспективу человека. Особенности временной перспективы людей в период кризиса, заключаются в выраженной ориентации на прошлое, негативном и фаталистическом отношении к настоящему и будущему. Также значимым фактором психологического времени является психологический возраст личности, выражающийся в субъективной степени реализации человеком своего жизненного пути.

В зарубежной психологии проблема особенностей представлений о жизненных перспективах личности, переживающей кризис середины жизни, рассматривается в первую очередь с позиции восприятия и переживания времени. А. Камфорт и Р. Кулен отмечают необходимость конструирования и преобразования жизненной перспективы в период кризиса среднего возраста в условиях объективного сокращения будущего времени жизни человека.

Отечественные исследователи (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Е.Е. Сапогова) выявили, что временная перспектива, которая включает в себя протяженное психологическое прошлое наряду с еще более протяженной временной перспективой будущего, способствует гармоничному развитию личности в возрасте 35-45 лет [13].

Изучение особенностей жизненных перспектив личности в возрасте 35-45 лет в контексте субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии было заложено в работах Е.И. Головахи и А.А. Кроника. По мнению авторов, кризис среднего возраста сопровождается обретением человеком нового чувства времени в масштабе субъективной картины жизненного пути. Будущее приобретает видимую границу, время ускоряет ход, а прошлое с каждым годом разрастается. В этот период прошлое и будущее, ретроспектива и перспектива уравновешиваются в субъективной картине жизненного пути. Соотношение психологического возраста с хронологическим обозначено учеными как возможный индикатор личностных кризисов, характеризующийся чувством нереализованности и утратой смысла жизни. На кризис может указывать слишком низкое значение психологического возраста по сравнению с хронологическим. О кризисе утраты смысла жизни может говорить завышение психологического возраста. Опираясь на взгляды данных исследователей, Р.А. Ахмеров установил, что кризис середины жизни часто сопровождается деформацией субъективной картины жизненного пути личности [12].

К.А. Абульханова-Славская в своей научной работе говорит о значимости жизненной перспективы в контексте личностного кризиса. Ситуация кризиса, по мнению автора, депривирует личностную потребность в выстраивании жизненной перспективы, время - пространство жизни ограничивается настоящим, тем самым сужается личностное смысловое пространство и время. В свою очередь, наличие горизонта будущего играет важную роль в преобразовании жизни в настоящем, изменение ее к лучшему. К.А. Абуль-ханова-Славская отмечает, что в проекции будущего для личности всегда был заключен смысл открытой возможности совершенствования. Будущее отвечает потребности личности в самоактуализации, в самосовершенствовании [1].

В работах Г.Г. Гореловой продемонстрировано, что удовлетворенность самореализацией в важнейших сферах жизни в возрасте 40 лет определяется способностью человека в своей деятельности ориентироваться на настоящее и выстраивать жизненные перспективы на длительные периоды [4].

0.В. Хухлаева отмечает значимость позитивного эмоционального отношения к предстоящему периоду жизни, выявляя необходимость перестройки жизненного стиля в 35-45 лет [14].

Среди исследований последних лет на тему влияния психологического возраста на течение кризиса середины жизни можно отметить работы Е.Н. Ипполитовой, А. Д. Тимофеева и Е.М. Вечкановой.

Е.Н. Ипполитова, исследуя представления о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни, выявила взаимосвязь изменений ценностно-смысловой, когнитивной и эмоциональной сфер с содержанием представлений о жизненных перспективах. Автор отмечает, что в связи с переживанием внутриличностного конфликта, в системе ценностных ориентаций человека появляются противоречия в его эмоциональном отношении к будущему: количество планируемых событий снижается, проявляются неадекватные реальной ситуации стили поведения, что требует изменений жизненного стиля. Исследование выявило, что в основе негативного эмоционального отношения к более отдаленному будущему и недостаточного продумывания жизненных планов на длительные сроки лежит важность здоровья, материального благосостояния и уверенности в себе. Специфика планирования ближней, средней и дальней перспективы в период кризиса середины жизни опосредуется особенностями системы ценностной ориентации личности и отражает оптимистичный настрой человека на ближайший год, в котором планируется самореализация в легкодостижимых сферах жизнедеятельности, ожидание жизненных сложностей в предстоящем пятилетии и неопределенность отдаленного будущего [7].

Исследование А. Д. Тимофеева демонстрирует, что в период середины жизни кризис переживается как конфликт самоотношения, что оказывает негативное влияние на субъективное ощущение времени. Время воспринимается как замедленное, ограниченное, прерывистое. Если же изменить данные параметры, то меняется и картина протекания личностного кризиса в сторону снижения его остроты и качества. Самоотношение и восприятие времени в ситуации переживания кризиса, являются взаимозависимыми переменными, что говорит о наличии функциональной психической системы. Элементами данной системы являются различные аспекты самоотношения и восприятия времени [13].

Е.М. Вечканова, исследуя ценностно-смысловые детерминанты временной перспективы личности в период кризиса, говорит о том, что временную перспектива, представленная соотношением типов временных ориентаций (протяженность временной перспективы будущего, пространственные представления, отражающие значимость и связанность временных зон) трансформируется при переживании кризиса. Профиль временной перспективы смещается в сторону большей выраженности ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее. Временная перспектива будущего характеризуется меньшей протяженностью, при этом наблюдается меньшая связанность между зонами настоящего и будущего. Автор считает, что ориентация на негативное прошлое выступает в данном случае в качестве ресурсного источника для построения будущих жизненных планов. В качестве индикаторов кризиса могут выступать показатели временной перспективы личности (установки по отношению ко времени, связанность временных зон, субъективную значимость настоящего и будущего). Таким образом, чем более выражено негативное отношение к прошлому, выше показатели фаталистического настоящего и ниже значения гедонистического настоящего к временной перспективе будущего, тем выше вероятность отнесения субъекта к группе лиц, переживающих кризис [3].

В настоящий момент времени в научном поле не так много исследований, касающихся особенностей восприятия психологического времени личностью в период кризиса середины жизни, что подчеркивает актуальность данной темы. Имеющиеся исследования в основном сконцентрированы вокруг структурных, диагностических, функциональных, динамических и других особенностей временной перспективы личности.

Представление о психологическом времени личности и его факторах, в контексте кризиса середины жизни, может значительно расширить наше понимание структуры жизненного пути человека. Понимание многих психологических проблем, связанных с высокой степенью выраженности кризиса середины жизни, невозможно без осмысления своеобразия, содержания и влияния на них факторов времени. Можно сделать вывод, что изучение психологического времени в личностном онтогенезе играет важную роль при выявлении личностных особенностей человека.

Библиографический список:

1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т. Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.

- 184 с.

2. Большой психологический словарь / В.П. Зинченко; сост. Б.Г. Мещеряков. СПб.: Олма-Пресс; М.: Прайм-еврознак. - 2004. - 666 с.

3. Вечканова Е.М. Ценностно-смысловые детерминанты временной перспективы личности в период кризиса идентичности: автореф. дис. .. .канд. психол. наук: 19.00.01. - Томск, 2015. - 21-22 с.

4. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие // М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова, - Москва, 2003. - 176 с.

5. Горбунова Г.П. Психологическое время в структуре самосознания взрослого человека / Г.П. Горбунов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2005. - № 2(22), С.102.

6. Зимбардо Ф. Социальное влияние / СПб.: Питер, 2000. - 444 с.

7. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. - Барнаул, 2005. - 196 с.

8. Кисилева Н.С. Тайм-менеджмент как метод, способствующий

9. Кроник А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики, и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003.-306 с.

10. Кузьмина О.В. Разработка и стандартизация методики "Временная компетентность личности" / О. В. Кузьмина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. -2011. - № 2 (89). - С. 186-196.

11. Мандриков Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности / Е.Ю. Мандриков // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, №4. С. 54-65.

12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Учеб. пособие. М.: Педагогика, 2001. - 311

с.

13. Тимофеев А.Д. Восприятие времени в период личностного роста (на материале кризиса среднего возраста): автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. - Москва, 2013. - 27 с.

14. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.

ТОМЧИК ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.