Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 2 (68). № 3. 2016 г. С. 101-101.
УДК378.012: [338.48+392.72]
ФЕНОМЕН ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ
Лукьянова Л. Г.
«Киевский университет туризма, экономики и права», г. Киев, Украина
E-mail: [email protected].
В статье рассматривается феномен проблемы образования в туризме и гостеприимстве как противоречие между наличием высшего образования и отсутствием науки и необходимость формирования профессионального мышления через внедрение в учебный процесс новой дисциплины «Проблемология образования в туризме и гостеприимстве». Раскрывается проблема профессионализма преподавательских кадров, проблема содержания образования в туризме и гостеприимстве, определяемая формированием профессионального мышления «гостеприимство» специалистов туристских, гостиничных, гастрономических и рекреационных услуг; концептуализацией, систематизацией и стандартизацией модульного профессионального содержания «рекреация-Технология-Организация»; систематизацией понятийного аппарата по категориям (форма, вид, тип туризма, туристской деятельности, тура, гостеприимства).
Ключевые слова: феномен, проблемология, формирование мышления «гостеприимство», профессиональное модульное содержание образования - «рекреация-технология-организация»; систематизация понятийного аппарата по категориям - форма, вид, тип; научная школа образования в туризме и гостеприимстве.
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях образование выступает стратегическим фактором, условием выживания и общественного развития.
Поэтому возникает необходимость научных исследований в сфере туризма и гостеприимства не только в отраслях знаний (экономических, географических, исторических, философских, социологических), но и в адекватности содержания образования (особенно высшего).
Так, не были выявлены и освещены методологические основы образовательных проблем профессиональной подготовки в туризме и гостеприимстве: проблема моделирования профессионального мышления специалиста туризма и гостеприимства, проблема проектирования дидактического содержания образования в сфере услуг, проблема терминологического аппарата, - что отрицательно сказалось на профессионализме преподавателей вузов туристских и гостиничных специальностей и некорректно отразилось в нормативно-правовых актах и статистических данных.
На сегодняшний проблематичность образования только усложняется и становится специфической задачей новой науки о проблемах и процессах их решения - проблемологии [1 ].
Проблемология как особая область знаний возникла сравнительно недавно, термин появился в 1971 году в книге академика Глушкова В. М. и др. «Человек и
101
вычислительная техника» и в тезисах румынских ученых как «теория проблем». Исследования по вопросам проблемологии начались с 2000-х гг.
В проблемологии выделяются следующие вопросы: феномен проблемы, решение проблемы, оперирование проблемами, создание проблем, предотвращение проблем. Возникающее противоречие между появлением учреждений высшего уровня образования и отсутствием самой науки в туризме и гостеприимстве, определяет феномен проблемы образования в туризме и гостеприимстве и фиксируется в проблемной ситуации, преодоление которой определяется точностью представление объекта понятийным образом с процедурой обоснования понятий, их смыслового и терминологического совпадения [2].
Кроме того, образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории, на которой происходит встреча индивида с наукой».
Проблемология образования в туризме и гостеприимстве - наука о проблемах, определяется также как «специальная дисциплина в рамках общенаучной теории, призванная системно описать, объяснить сущность проблем, выявить закономерности и тенденции возникновения, функционирования, развития и разрешения их многообразных видов» [3, с.170].
Целью данной статьи является репрезентация учебно-методического пособия «Проблемология образования в туризме и гостеприимстве» как учебной дисциплины для высшего образования [4].
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Анализ проблем образования как результат обострения противоречий между массой накопленной информации и существующими системами освоения и передачи знаний осуществлялся многими исследователями, начиная с середины 20 века. Современная «реформированная» система профессионального образования, определенная «Болонским процессом», подкрепленная образовательными «Псевдоинновационными стандартами» не готовит ни профессионала, ни «функционера», ни даже просто «знающего» специалиста [5].
При этом первичной проблемой всегда был профессионализм преподавательских кадров; центральной проблемой образования становится проблема формирования профессионального мышления «гостеприимство»; наиболее сложной проблемой в образовании («болевой точкой») определяется «неадекватной деятельностью» по разработке профессиональных стандартов образования и моделированию содержания обучения. Наиболее очевидной проблемой является некорректность терминологического аппарата вообще и в частности в образовательных и отраслевых стандартах, нормативно-правовых документах и статистике.
Первичная проблема - профессионализм преподавательских кадров.
Современный профессионализм, профессиональная компетентность преподавателя определяется интеллектуальной способностью понимать, оперировать, конструировать новые требуемые теории и знания, владеть
102
процедурами генерирования новых знаний в туризме и гостеприимстве. Новое знание, которое несет в себе контекстный опыт применения и в силу этого готово к практическому использованию в той или иной профессиональной сфере деятельности, может быть обозначено как инновационное знание. Современное общество и высшие учебные заведения требуют зарождения новых научных ценностей. И в то же время нуждаются в особого рода высококвалифицированных специалистах, обладающих способностью создавать новое знание, носящее опережающий характер. При этом овладение технологиями проектирования знаний в различных областях профессиональной деятельности [6].
Знания, возникающие на стыке наук, позволяют выходить на системный уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации и саморазвития явлений и процессов. Так появился фундаментальный курс «Рекреационные комплексы» ( как часть архитектурной науки), спецкурс (как метапредмет «Рекреационное моделирование») [7,8].
Центральная проблема образования - проблема формирования профессионального мышления. Необходимость формирования профессионального мышления определилась еще в 80-х годах прошлого столетия. Проблема формирования мышления специалистов сферы услуг представляет собой противоречие между известными способами (ЗУНы: знания, умения, навыки) формирования мышления специалистов и новыми способами (ППД: потребность, переживание, действие- "предложение акад. Разумного В. А. ", и неизвестными ситуациями их применения в сфере услуг [9].
Исходными представлениями при формировании мышления являются следующие: мышление поддается формированию в процессе обучения; мышление рассматривается как активный процесс взаимодействия между обучающимся и содержанием обучения; мыслительные процессы формируются по сложности: формирование понятий, интерпретация содержания обучения, применение правил и принципов [10].
Формирование понятий - это первая ступень формирования мышления.
Особенность профессионального мышления в сфере услуг определяется понятием «гостеприимство», которое является одним из фундаментальных понятий человеческой цивилизации как «Абсолют Культуры». Гостеприимство представляет собой многогранное явление, определяющее многие стороны человеческого бытия, и является сложным понятием, рассматриваемым как феномен моральный, связанны^ с процессом познания; как универсальная традиция повседневно -бытовой культуры; как профессиональный процесс, этапы которого развиваются во времени и пространстве.
Наиболее сложной проблемой профессионального образования является неадекватность содержания обучения в туризме и гостеприимстве.
Проблема содержания профессионального образования в сфере услуг требует системности, концептуальности, академичности содержания обучения, определяет формирование профессионального мышления, зависит от адекватности терминологического аппарата в туризме и гостеприимстве. Системность
103
содержания определяется общей (в сфере туристских, рекреационных, гостиничных и гастрономических услуг) профессиональной модульной триадой: «Рекреация-Технология-Организация». Такая блочно-модульная система отвечает критериям отбора содержания образования по условиям ценностной ориентации, творчества и научности и должна использоваться для подготовки специалистов туристской, гостиничной, гастрономической и рекреационной деятельности.
Научность обеспечивается как комплексом теоретических наук, так и обязательной научной составляющей содержания всех профессиональных учебных дисциплин высшего образования.
Творческая направленность содержания профессионального образования включается как составляющая дисциплин модуля «Организация деятельности»; в процессе научно-исследовательской и практической деятельности по моделированию деятельных процессов.
Ценностная ориентация содержания профессионального образования определяется гуманистической целью становления, развития личности и формированием мышления «гостеприимство» специалиста сферы услуг, его нравственной позицией, культурой, мировоззрением, образованностью, профессиональной компетентностью.
Сложность интегрирования научно-технических и творческих дисциплин в учебные планы профессионального образования увеличивает «риски негативного» результата псевдоинновационной деятельности в стандартизации содержания образования. Форма профессионального стандарта определяется контуром, границами которого являются: квалификационная характеристика (квалификация) и конечный результат обучения (дипломная работа-проект). Возникающие противоречия между формой и содержанием, квалификацией и содержанием дипломной проекта-работы, содержанием обучения и требованиями к формированию профессионального мышления, - приводит к новым образовательным проблемам и псевдоинновациям. Такая неадекватная деятельность по разработке профессиональных стандартов без учета специфики подготовки специалистов для сферы услуг приводит к «образовательному хаосу», дезориентации будущих специалистов и мистификации образования.
«Одной из наиболее очевидных проблем современной науки о туризме является неразработанность терминологии. Даже поверхностный анализ специализированной литературы обнаруживает много принципиальных разночтений при сравнении дефиниций, предлагаемых разными авторами» [11, с.4 ].
На необходимость упорядочения системы педагогических понятий указывает и педагог-теоретик Гмурман В. Е.: «Одна из тенденций развития современного знания состоит в том, чтобы свести число теоретических понятий в каждой из научных дисциплин к возможному минимуму».
Кроме того, современные интеграционные процессы в естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплинах повлияли на терминологический аппарат в туризме и гостеприимстве. Процесс проникновения понятий одной области науки в другую, в общем-то, спонтанный, построенный на «лингвистической диффузии»,
104
и практически не управляемый. Педагогики, психологи, философы, историки, социологи, географы, архитекторы, экономисты, внедряясь в новую сферу (туризм) , и опираясь на различные источники, содержание которых «запутывает и стесняет собственное мышление», «изобретают» свои термины и терминологические обороты и используют их в том значении, которые им сами приписывают. Отсюда возникла и неадекватность трактовки и противоречия в употреблении понятий и терминов, приводящих к запутанности изложения учебного материала, потере смысла или повторов, порождающих взаимное непонимание в среде ученых, преподавателей, руководителей и студентов.
Так, стремление использовать иностранный термин, не «осознавая» его истинного значения и без обоснования и необходимости включения в научный обиход, приводит к снижению уровня «теоретического осмысления практики». В зарубежной практике появился термин «hotelier» - готельер, означающий служащего, хозяина, владельца гостиницы. Использование этого термина в научных источниках в форме сленга - «готельерство» предлагается в одном ряду с научными терминами: логистика, рекреалогия, маркетинг, экономика. Появилось даже абсурдное словосочетание «предприятия готельерства» (предприятия служащих!) в одном из источников по «Педагогике туризма». Академичность названия должна определяться его научностью и объектностью. «Педагогика туризма» - еще одна педагогика, которые по выражению В.В.Краевского «плодятся как кролики, потом разбегаются, как тараканы. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность» [12; 29] .
Из этой же «серии неадекватности» (неакадемичности) названий - «психология туризма», т. е. «психология отрасли» или все-таки «психология деятельности», или «психология туристской деятельности»?
В последнее время в туристской литературе иностранные термины используются без перевода (формы тура: Inclusive - , Exclusive - , Insentive -) или русскими буквами: «аутгоинговые, инкаминговые, и инсайд-турооператоры» (виды тура: Outgoing - уходящий (выездной), Incoming -прибывающий (въездной), Inside -внутренний).
Имеет место неакадемичность названий учебников и учебных пособий («Организация туристского обслуживания», «Организация гостиничного обслуживания», «Организация гостиничного хозяйства»), Одновременно, используя иностранный термин (англ.^тсе - обслуживание, услуга от лат «servio» -«служить и используется», servitus - рабство, servus - раб), соединяют его с терминами славянскими - «услуга», «обслуживание» в «неудобоваримые» фразы: «Сервис послереализуемого обслуживания», «Сервис информационного обслуживания», или «Сервисизация услуг».
Терминологические проблемы образования отразились одновременно в правовых и статистических документах. Особенно «опасна» законодательная некорректность терминов (ст.4 Организационные формы и виды туризма в Законе «О туризме»). В Законе для выявления видов туризма «намешаны» разнородные признаки (демографический состав, природная среда, средства передвижения и др.),
105
которые имеют отношение, но только не к формам и видам скорее к классификации туров и типов туризма. В Законе (ст.22) не заложено понимание разницы в терминах «временное проживание» и «временное размещение» и их содержании. Ну, а сочетания слов: «обслуживание услуг» и «услуги по обслуживанию» отражают одинаковый смысл. И как «к услугам по временному размещению» (т. е. предоставления места, кровати для ночлега) относятся «услуги питания»?
Неадекватность терминологического аппарата в статистике не только не отражает реального состояния туристской деятельности, а еще больше запутывает.
В статистике, используя терминологический аппарат ВТО (аналогичные и специализированные средства размещения), в понятия «гостиницы и аналогичные средства размещения» включают «общежития для приезжих», которые являются «негостиничным типом» (non type hotel), а в «специализированные средства размещения» включают бальнеологические лечебницы и грязелечебницы, которые не являются средствами размещения по определению. При этом ЮН ВТО, разрабатывая рекомендации по классификации средств размещения и вводя терминологическое словосочетание «аналогичные средства размещения», предлагает учитывать терминологическую и типологическую особенность средств размещения, исторически сложившуюся в определенном регионе. Такая исторически сложившаяся типология средств размещения определялась архитектурным проектированием с учетом как дополнительных функций, так и наличием природных ресурсов: туристские комплексы, санаторные комплексы, комплексы отдыха. А термином «специализированные» исторически определяли туберкулезные санаторные учреждения.
Также терминологически некорректно определены цели туристского путешествия в статистических отчетах по въездному и выездному туризму: «организованный туризм, приватное путешествие, служебная поездка» «Организованный туризм, приватное путешествие» терминологически и по сути не являются целью поездки и определяются как «форма организации поездки». Кроме того, статистические данные по «приватному путешествию» включают «прикордонный обмен, обслуживающий персонал, военнослужащих», в которых мигранты по ВТО не являются туристами. А «служебная поездка» (поездка по службе - командировка на средства отправляющей организации) вообще не имеет никакого отношения к туризму, также по определению ВТО.
Неоднократно обращалось внимание на неадекватность понятийного аппарата в названиях различных организационных структур, документов («Программы», «Стратегии», «Положения», «Туризм и курорты», «Туризм и рекреация»), соединяющих разное содержание понятий (по признакам, характеристикам, направленности, научности и деятельности).
Наука в туризме еще только формируется в понятии «туризмология» как области туристского путешествия. Наука «курортология» является областью медицины, науки, исследующей воздействие природных лечебных ресурсов на человеческий организм и методы их использования в лечебно-профилактической деятельности. Наука «Рекреалогия» является областью человековедения и среды
106
обитания человека, т.е является наиболее общим понятием. Поэтому понятие «Рекреация» как восстановление жизнедеятельных сил человека и природной среды определяется деятельностью: лечение-профилактика, отдых, туризм и физическая рекреация. Кроме того, сегодня наиболее необходим для рекреационных территорий новый специалист - «рекреолог» [4; 7; 8].
Практически все авторы недавно изданных учебников или учебных пособий по туризму стремятся разработать свою классификацию на основе различных признаков, но без научного обоснования. В одном только учебном пособии под названием «Современные разновидности туризма» предложили более 150 не то видов, не то форм по десяти критериям.
«Между тем четкость и однозначность терминологии - непременное требование методологии науки, и для нее вовсе не безразлично, какие слова употребляются, из какой понятийной и лексической среды они взяты» [12, с.53].
Отсутствие единой специальной предметной терминологии приводит к «терминологическому хаосу». Так, ставя знак равенства между терминами «туризм, туристская деятельность и туры», исследователи туризма из разных отраслей знаний трактуют их неадекватно, пытаясь создать «Классификацию видов туризма» на основе разноплановых критериев.
«Терминологическое изобретательство» возможно только потому, что нет науки. Там, где есть наука, особенно имеющая многовековую историю, термины обновляются очень медленно, несмотря на интеграционные процессы.
Научный подход выявления ранга термина, дефиниции и понятия в классификации позволяет определить систему соподчиненных понятий (форма, вид, тип), устанавливающих связи между внешним и внутренним содержанием явления. Форма - внешнее выражение сущности явления или предмета через условия его внешнего очертания, контура. Вид - внешний признак внутреннего выражения сущности явления или предмета через его таксономический статус. Тип -внутреннее выражение признака явления или предмета по условиям его таксономической зависимости. В соответствии с таким пониманием классификации предложена «Графическая модель формы, видов и типов туризма».
Критерием истинности понятийного аппарата в условиях его научно-теоретического развития является синтаксическая простата: оптимальность, удобство применения, способов выражения и трансляции [2].
«Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, статуса, расы, титулов и званий тех, кто их выражает». Проблема заключается в том, будут ли эти утверждения «актуализироваться в этико-теоретическом дискурсе, проговариваться на уровне проблемных ситуаций» науки [13].
ВЫВОДЫ
Наиболее полное и глубокое раскрытие образовательных проблем содержит новая дисциплина «Проблемология образования в туризме и гостеприимстве»: разработкой условий формирования мышления «гостеприимство» для специалистов
107
сферы услуг; выявлением многовекторности образовательных проблем; моделированием инновационного содержания и проектированием новых знаний в туризме и гостеприимстве; структурированием образовательного процесса и содержания образования по уровням (училище, техникум, институт, университет) и квалификациям; внедрением в учебный процесс системного профессионального модуля обучения и его содержания; разработкой инновационных моделей специалистов и магистров: «рекреолог», «туризмолог», «сервисолог», «диетолог»; разработкой и унификацией «технологии гостеприимства» и стандарта компетентности «гостеприимство сферы услуг» (проект); систематизацией понятийного аппарата, таксономической классификацией понятий по признакам: форма, вид, тип, - и созданием графической модели «Формы, виды, типы туризма».
Для разрешения образовательной проблемы профессиональной подготовки специалистов туризма и гостеприимства необходимым и достаточным условием является формирование Научной школы образования в туризме и гостеприимстве.
Разрешение проблемы образования в туризме и гостеприимстве необходимо, несмотря на «методологический плюрализм» и неограниченную толерантность мнений (вплоть до откровенного незнания сущности явлений «туризм и гостеприимство» и беззастенчивого плагиата).
Список литературы
1. Фридман Л. М. Основы проблемологии. М.: Либроком, 2009. 244 с.
2. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 448 с.
3. Пазенок В. С. Туризмология. Теоретический образ туризма. К.: Альтерпрес, 2012. 277 с.
4. Лукьянова Л. Г. Проблемология образования в туризме и гостеприимстве. К.: КУТЕП, 2013. 231 с.
5. Кочергин А. Н. Университет и глобализация. Интеграция вызовов современности или «руинизация»? //Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 22-26.
6. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. 2004. № 6. С. 31-38.
7. Лукьянова Л. Г., Цыбух В. И. Рекреационные комплексы. К.: Вища школа, 2004. 346 с.
8. Лукьянова Л. Г. Рекреационное моделирование (Спецкурс). К.: КУТЭП, 2013.
9. Волынкин В. И. Педагогика в схемах. Ростов-н\Д.: Феникс, 2008. 282 с.
10. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, НПЦ «Эксперимент»,1998. 176 с.
11. География туризма / под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2009. 592 с.
12. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
13. Суходуб Т. Етика вченого: розв'язана проблема? // Освгга i управлшня. 2003. Т. 6. № 2. С. 37-43.
PHENOMENON OF PROBLEM OF EDUCATION IN TOURISM AND
HOSPITALITY
Lukyanova L. G.
Kiev University of Tourism, Economics and Law, assistantprofessor KUTEL, Kiev, Ukraine E-mail: [email protected].
108
This article presents a phenomenon of problem in tourism and hospitality education as a contradiction between existence of higher education and deficiency of science in tourism and hospitality.
The author analyses the need in forming a professional thinking through academic process of a new discipline of Problemology of Education in Tourism and Hospitality. The author zooms into the issues of teaching personnel's professionalism, the issue of academic content in tourism and hospitality determined by formation of professional Hospitality thinking with specialists rendering tourism, hotel, food and recreational services; by conceptualisation, classification and standardization of modular professional content of Recreation-Technology-Organization. Such modular system meets the criteria of selecting academic content by the following conditions: value guidelines, creativity and scientific character; it should be used for preparing professionals of tourism, hospitality, food and recreational sectors, and for developing innovative patterns of specialists and masters in Recreology, Serviceology and Nutrition.
Conceptual framework used for identifying the problem during its challenging and solving has been determined in the article. Textual, conceptual benchmarking well formedness of the problem determines its translation as evident knowledge expressed in concepts and categories (term, definition, notion). The necessity of systematization of conceptual framework in categories (form, kind, type of tourism, tourism operations, tour, hospitality) and their classification has been substantiated in the article. The author suggests the structure of education problemology in tourism and hospitality: primary problem - professionalism of teaching personnel; central problem - formation of professional Hospitality thinking; the most complicated problem in education (pressure point) - inadequate development of professional standards of education and modelling academic content; the most obvious problem - incorrectness of definitions in general and specifically in educational and industrial standards, legal regulations and statistics. Settlement of the problem in tourism and hospitality education is necessary despite «methodological pluralism» and unlimited tolerance of opinions (up to explicit ignorance of subjects of tourism and hospitality and impertinent plagiarism). Keywords: phenomenon, problemology of education, forming Hospitality thinking, professional modular content of education - Recreation-Technology-Organization; classification of conceptual framework in categories - form, kind, type, scientific school of education in tourism and hospitality.
References
1. Fridman L. M. Osnovy problemologi (Problemologiya bases). M.: Librokom, 2009. 244 s.
2. Filosofiya nauki: ucheb. posobie dlya aspirantov i soiskateley (Science philosophy: studies. benefit for graduate students and job seekers). Rostov n/D: Feniks, 2006.
3. Pazenok V. S. Turizmologiya. Teoreticheskiy obraz turizma (Turizmologiya. Theoretical image of tourism). K.: Al'terpres, 2012. 277 s.
4. Luk'yanova L. G.Problemologiya obrazovaniya v turizme i gostepriimstve (Problemologiya of education in tourism and hospitality). K.: KUTEP, 2013.
109
5. Kochergin A. N. Universitet i globalizaciya. Integraciya vyzovov sovremennosti ili «ruinizaciya»? (University and globalization. Integration of challenges of the present or "ruinization"?) //Alma mater. (Vestnik vysshey shkoly). 2012. №11. S.22-26.
6. Oleshkov M. YU. Soderzhanie obrazovaniya: problemy formirovaniya i proektirovaniya (Education content: problems of forming and designing) // Pedagogika. 2004. №6. S. 31-38.
7. Luk'yanova L. G., Cybuh V. I. Rekreacionnye kompleksy (Recreational complexes). K.: Vishcha shkola, 2004. 346 s.
8. Luk'yanova L. G. Rekreacionnoe modelirovanie (Speckurs) Ucheb.-metod. Posobie (Recreational modeling (Special course) of Studies). K.: KUTEP, 2013.
9. Volynkin V. I. Pedagogika v skhemah (Pedagogics in schemes). Rostov-n\D.: Feniks, 2008.
10. Klarin M. V. Innovacii v mirovoy pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta) (Innovations in world pedagogics: training at a basis of a research, game and discussion. (Analysis of foreign experience)). Riga, NPC «Eksperiment»,1998.
11. Geografiya turizma (Tourism geography ) / pod red. A. YU. Aleksandrovoy. M.: KNORUS, 2009. 592 s.
12. Kraevskiy V. V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya (Problems of scientific reasons for training)Problems of scientific reasons for training. (Metodologicheskiy analiz). M.: Pedagogika, 1977.
13. Suhodub T. Etika vchenogo: rozv'yazana problema? (Etika of vcheny: rozv'yazana problem?)//Osvita i upravlinnya. 2003. T.6. №2. S.37-43.
nocmynuna epedaKU,uK> 29.07.2016 г.
110