сегодняшних острейших социально-политических, экономических, морально-нравственных и даже религиозных коллизий, в обстановке нарастания процессов глобализации и стремительного подъема научно-технологической оснащенности обретает особую актуальность, заставляя переосмысливать многие шедевры прошлого.
В данном очерке нами ставилась задача показать, что визуальная интерпретация музыкального шедевра открывает новые возможности выявления его смыслов. Основой метода анализа подобных оригинальных версий является рассмотрение визуально-экранного и звуко-музыкального текстов в их взаимосвязи и взаимосоотнесенности. А поскольку каждый персонаж, ситуация, действие или жест, деталь костюма, декораций и т.д. наделены в фильме семантической функцией, были использованы следующие методы анализа: элементы герменевтической интерпретации с контекстным истолкованием символов, метафор, аллегорий; метод свободных ассоциаций и смысловых аллюзий; метод интертекстуальных связей, дополненный необходимой процедурой «перевода» системы языковых средств одного вида искусства в другой, смежный.
Литература
1. Бакши Л. Природа звукозрительных образов. Музыка и театр в ХХ1 веке // Музыкальная академия (МА). № 1. 2011. С. 48.
2. Волков Ю., Поликарпов В. Энциклопедический словарь «Человек». М., 2000. С. 471.
3. Энциклопедия. Символы. Знаки. Эмблемы / авт.-сост. В. Андреева, В. Куклов, А. Ровнер. М., 2006.
4. Бранский В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. Калининград, 1999.
5. Апчинская Н. Образы цирка в творчестве Марка Шагала // Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. С. 61-65.
6. Денисов А. Отражения «Фауста» // МА. 2002. № 4. С. 24-31.
7. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. М.; СПб.,2007.
8. Гамельнский: крысолов. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki
9. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. М, 1997. С. 233.
10. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып 1. От древнейших времен до 16 века. М., 1988.
11. Сокурова О. Б. Слово в истории русской духовности и культуры. СПб, 2013.
12. Там же. С. 246.
13. Тараева Г. Музыкальная коммуникация в информационном обществе и теоретическая концепция языка музыки // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2003. С. 104.
14. Сокурова О. Б. Слово в истории русской духовности и культуры ... С. 334.
15. Равель в зеркале своих писем / сост. М. Же-рар, Р. Шалю. М., 1962. С. 203.
16. Кобекин В. Кое-что об опере: Заметки композитора // МА 2013 (1). С. 99-102.
17. Сокурова О. Б. Гоголь и город: опыт духовного путеводителя. URL: http://www.portal-slovo. ru/philology/37068.php
E. V. VYBYVANETS. THE PHENOMENON OF AUDIO-VISUALIZATION IN SPACE OF THE MUSIC CULTURE:
EXPERIENCE OF THE COMPREHENSION
This paper presents the experience of analyzing the visual interpretation of «Bolero» by Maurice Ravel. A visual interpretation of a musical masterpiece opens new possibilities of identification of its meanings. Key words: music, visuality, composition, reconsideration, circus performance.
Е. С. КОВАЛЬ, Н. И. ЛУБАШОВА
ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Статья рассказывает о культуре чайных традиций, их значимости в культуре социума и важности сохранении в настоящем времени.
Ключевые слова: культурные традиции, чайная субкультура, культура Японии.
В настоящее время в мире существует множество школ чайной церемонии, где некоторые вещи истолковываются по-разному, но четыре основных принципа чайной церемонии: Гармония, Почтительность, Чистота и Спокойствие - сохранились в Японии и до настоящего времени.
Сегодня очевидно, что смысл чайной церемонии не только в том, чтобы угостить гостей вкусным
чаем, совместно отдохнуть или насладиться красотой окружающего мира. Помочь людям отрешиться от суеты, достичь внутреннего равновесия, ощутить взаимосвязь себя и всего существующего во Вселенной - вот современная задача сохранения преемственности культуры чайной церемонии. Для японца чайная церемония - это культ, который выполняется в каждом доме [1]. Тем не менее, в Токио,
"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014
который является международным культурным центром, открыто множество заведений, для того, чтобы познакомить западных людей с национальными традициями культуры чайной церемонии.
Сегодня не только в Японии, но во всем мире, в частности, в Европе и России, открывается множество чайных клубов, имеющих огромную популярность. Они очень изысканно оформлены и имеют несколько комнат. Любой чайный клуб начинается со входа в длинный коридор, в котором стоит гардероб, где снимают обувь. Это еще одна традиция Японии - в дом входят всегда без обуви. В клубе, или как его еще называют - просто чайной, может находиться магазин, где продают различные сорта чая, чайные принадлежности и так далее. Основу составляют два зала - малый и большой. Малый зал размещает в себе до пяти человек. В нем находятся традиционные низкие столики, выполненные из корней дерева. Обычно посетителями малого зала становятся деловые люди или семейные пары.
Большой зал вмещает в себя шесть деревянных столиков, которые расположены в особом порядке: несколько расставлены по краям, а один - в центре зала. В чайном клубе строго соблюдаются традиции, как если бы чайную церемонию проводили в традиционном чайном домике. Тишина, покой, уют, приглушенный свет, обстановка чайного помещения соответствует всем канонам культуры чайной церемонии. Гостям, пришедшим на чайную церемонию, предлагается обрести умиротворение и спокойствие, насладится лучшим сортами чая.
В наше время искусством чайной церемонии активно занимаются женщины. Чайные церемонии проводят не только в специальных павильонах, но и в домах, в одной из комнат. Не раз послы Японии в России организовывали под руководством именитых мастеров чайных церемоний в своих резиденциях или в Главном ботаническом саду РАН в Москве.
Переходившее из поколения в поколение учение Сэн-но Рикю видоизменялось в деталях различными школами, которых достаточно много в современной Японии. В числе самых известных -школа Урасэнкэ в Киото.
Урасэнкэ - это название семьи, дома, расположенного в Киото, члены которого вот уже на протяжении пятнадцати поколений профессионально занимаются искусством чайной церемонии. Урасэнкэ является не только центром по изучению и преподаванию традиций «Пути Чая», но и общественной организацией, деятельность которой направлена на достижение глобального мира на земле, гармонии между человеком и природой. Урасэнкэ активно участвует в ряде программ ЮНЭСКО и других международных общественных организациях.
В Урасэнкэ, как и во всех чайных обществах, существует иерархия, во главе которых находится директор чайной школы. Сегодня это - Великий Мастер в шестнадцатом поколении Sen Genshitsu
2аЬо8а1 Ьешо1;о. Большое организаторское значение чайной церемонии придается его наследнику, обычно старшему сыну. Существуют «Наставники высшего ранга» (Оуо1е-8еи8е1), занимающиеся на протяжении всей своей жизни изучением и практической деятельностью продвижения культуры чайной церемонии. Они же первые помощники главы дома и хранители традиций.
Важную роль в распространении культуры чайной церемонии в Японии играют «мастера Чая» -чаджин. Чтобы достичь уровня мастера необходимо пройти весь курс обучения в центре Урасэнкэ либо учиться у мастеров и получить соответствующие знания. Специальные сертификаты гарантируют мастерам чайной церемонии высокий уровень полученных знаний и дают право присуждения «Чайного имени», что позволяет самостоятельно заниматься практической деятельностью в пространстве чайной церемонии и ее культуры.
Чайное искусство очень популярно в Японии, однако учиться, а тем более на практике заниматься может позволить себе не каждый японец. Обучаясь традициям чайной церемонии, ученик должен овладеть совершенными манерами культуры общения, знаниями не только чайных традиций, но и японской поэзии, литературы, изобразительного искусства, театра, т. к. беседы во время чаепития ведутся только о прекрасном. Еще ученик приобретает навыки дизайна: ниша токо-нома должна быть оформлена свитком с мудрым изречением, старинной картиной или икебаной. По мнению японцев, эти занятия способствуют развитию гармоничной личности. Проводник чайный традиции - это идеальный образ Мастера, к которому стремятся всю жизнь.
Обучение иностранцев чайным традициям Японии в Урасэнкэ началось после Второй мировой войны. А в 1973 году было открыто отделение с преподаванием основ чайного искусства на английском языке. Успешное прохождение полного курса позволяет иностранным студентам претендовать на получение титула «Мастер чайной церемонии». Для привлечения студентов из других стран, Ура-сэнкэ каждый год открывает новые представительства, центры практики и обучения. На сегодняшний день таковых насчитывается около 93 [2]. К самым старейшим из них относятся представительства США, Англии, Франции, России.
Московское представительство было открыто в 1991 г., и оно является одним из самых больших филиалов Урасэнкэ в Восточной Европе. В 1995 г. в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова была построена чайная комната, спроектированная личными архитекторами чайного мастера в пятнадцатом поколении. Также московскому представительству для всестороннего изучения чайного искусства была передана большая библиотека специализированных книг и журналов, а для практической работы - коллекция японской ценной утвари.
Главой московского филиала с самого начала открытия и до октября 2002 года был профессор Нисикава Сотоку, начавший свою просветительскую деятельность в сфере культуры чайной церемонии в России более двадцати лет назад. Усилия Нисикава Сотоку в первую очередь были направлены на создание реально действующего центра чайной культуры, на воспитание настоящих мастеров тяною - грамотных и широко образованных специалистов из числа россиян. Сегодня в Москве существует уникальная возможность - учиться и практиковаться в искусстве «Ча до» (путь чая), а в результате сейчас, по данным официального сайта Чайные церемонии мира, более 90% учеников чайного центра «Тяною» - россияне [3].
Второй в России образовательный центр чайной культуры был открыт в 2006 году в Екатеринбурге, куда приезжают с публичными лекциями, семинарами, практическими занятиями представители московского отделения, которые прошли курс обучения в международном центре Урасэнкэ в Киото и получили разрешение на ведение преподавательской деятельности.
Также благодаря усилиям Нисикава Сотоку и его учеников и был открыт клуб чайной культуры, что позволило всем интересующимся древним ритуалом знакомится с этим удивительным явлением культуры японской чайной тарции. В клубе ведется активная деятельность по изучению, практике и распространению «ча до». Ежедневно проходят практические занятия - кэйко, раз в неделю преподается каллиграфия, два раза в месяц проводятся занятия по изготовлению чайных сладостей и традиционной японской кулинарии - кайсэки [4]. А также специально проводится мастер-класс по одеванию классического японского костюма - кимоно.
Все эти практические знания и навыки ученики применяют на ежемесячных клубных чайных встречах - «тякаях». Особыми событиями в жизни клуба являются «летние чайные встречи» -
«Нацу-тякаи». Также московское представительство раз в год проводит официальную презентацию, посвященную японской чайной культуре, которая проходит в Японском саду Ботанического сада Москвы и все члены клуба принимают активное участие в этом мероприятии.
Это очень важное событие не только в политике, но и культуре двух стран. Среди гостей мероприятия можно видеть представителей Московского правительства, Государственной Думы, приглашаются почетные гости из Московской Патриархии, которых объединяет искренние любовь и интерес к чайным традициям и культуре.
Сегодня на Кубани, как и по всей России, культура, история и современность Японии представлены весьма разнообразно: от спортклубов боевых искусств до искусства одевания кимоно, от успешных бизнес-проектов до стажировок в Японии. В контексте нашей статьи нам важны те частички культуры японской чайной церемонии, которые дали плодотворные всходы. В частности, большой популярностью в краевом центре пользуется чайный клуб «Ча Дао», сертификат которого включает в себя полную чайную церемонию, проводимую японским Мастером и выбор понравившегося натурального японского вида чая со значительной скидкой. Интерес к культуре страны Восходящего Солнца привлекает многих жителей и гостей Юга России и мы надеемся, что он найдет свое продолжение в культурных практиках, в том числе и уж давно назревшем проведении кубанских чайных фестивалей.
Литература
1. Леви-Стросс К. Обратная сторона Луны: Заметки о Японии. М., 2013.
2. Чайные церемонии мира. URL: http//www. tea.ru>d-1236.html
3. Там же.
4. Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1997.
В. А. РАДЗИЕВСКИИ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ БАЗОВЫХ СУБКУЛЬТУР НА УКРАИНЕ
В статье анализируется феномен субкультур. Автор описывает основные аксиологические концепции, культурные коды и специфику ментальной парадигмы субкультур в контексте базовых социокультурных рефлексий в современном культурно-историческом дискурсе Украины.
Ключевые слова: субкультуры, базовые субкультуры на Украине, культурология.
YE. S. KOVAL, N. I. LOBASHOVA. PHENOMENON OF TEA CEREMONY' CULTURE CONTINUITY:
EDUCATIONAL MECHANISMS
The article talks about the culture of tea traditions, their importance in the culture of the society and the importance of maintaining the present time. Key words: cultural traditions, tea subculture, culture of Japan.
На Украине вопрос субкультур вызывает ин- годы появляются новые теоретические разра-терес уже три десятилетия, при этом в последние ботки. Давно преодолена негативная окраска