2. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика / Ю. В. Громыко // Теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. — Минск, 2000. - С. 4-6.
3. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования / А. В. Хуторской // Современная дидактика : учеб. пособие. — 2-е изд, перераб. — М. : Высшая школа, 2007. — С. 159— 182.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя /
А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Логинова, О. Б. Достижение планируемых результатов /
О. Б. Логинова // Начальная школа : метод. журн. для учителей
начальной школы ; учредитель ООО «Чистые пруды». — М. Первое сентября, 2012. — Август. — С. 4—12.
БОЛТАЕВА Галина Сергеевна, аспирантка кафедры педагогики, учитель начальных классов БОУ «СОШ № 97 им. Л. Г. Полищук».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2013 г.
© Г. С. Болтаева
УДК 378 14 И. В. БОРИСОВА
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан
ФЕНОМЕН
«НОВАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА»
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной работе раскрыты предпосылки возникновения и признаки феномена «новая учебная дисциплина» в профессиональном образовании, использован контент-анализ содержания текстов. Сформулировано определение педагогического понятия «новая учебная дисциплина».
Ключевые слова: феномен, учебная дисциплина, новая учебная дисциплина.
В условиях реформирования профессионального образования актуальным становится процесс внедрения учебной дисциплины для формирования и развития компетенций студентов. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для всех учебных дисциплин должны быть разработаны учебно-методические комплексы. К тому же в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, п. 7) указано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы.
Следовательно, на педагога высшего учебного заведения (вуза) ложится ответственность за качество разработанной им уже новой учебной дисциплины или модуля. Целью статьи является научное обоснование феномена «новая учебная дисциплина» для профессионального образования.
Сначала сформулируем определение педагогического термина «новая учебная дисциплина».
С одной стороны, в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова [1] понятие «новый» интерпретируется как «который не существовал раньше, впервые создан, открыт или только что, недавно появился». В. И. Даль в «Толковом словаре русского языка» [2] понятие «новый» трактует как «недавно созданный, сделанный, явленный; незадолго конченный, происшедший; нашего века, этого года, месяца, дня; другой, иной, не тот, что был прежде; доселе неведомый или не бывший; недержаный, неношеный».
С другой стороны, под педагогическим термином «учебная дисциплина» понимается система знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности, определяющая основу социального заказа на содержание подготовки будущих специалистов с учетом направления, специализации и периода обучения и предназначенная для изучения и реализации технологии такой подготовки в образовательном учреждении [3].
Синтез формулировок понятия «новый» источника [1] и педагогического термина «учебная дисциплина» позволяют понимать под педагогическим понятием «новая учебная дисциплина» такую учебную дисциплину, которую преподаватель впервые разработал или недавно апробировал в данном образовательном учреждении.
Далее, рассмотрим феномен «новая учебная дисциплина» с разных точек зрения отечественных педагогов. Для получения научно обоснованного описания указанного феномена использована методика контент-анализа содержания текстов. Разновидностью контент-анализа является публикационный метод, основанный на изучении высказываний в печатных изданиях об объекте исследования и позволяющий получить необходимую информацию, не обращаясь непосредственно к экспертам.
Новые учебные дисциплины, как подчеркивает П. И. Пидкасистый, отражают прогресс науки, техники и изменения в общественной жизни [4].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013
Рис. 1. Схема реализации множества вариантов учебных дисциплин
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
МСО
Содержание обучения
Методы обучения Формы обучения Средства обучения
Выбранный вариант реализации учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Методы обучения в учебной дисциплине Формы обучения в учебной дисциплине Средства обучения в учебной дисциплине
Рис. 2. Взаимосвязь учебной дисциплины и МСО Условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза
Таблица 1
№ п/п Условие деятельности А Низкий уровень В Средний уровень С Высокий уровень
1 Осознание студентами цели обучения и места учебного занятия в учебной дисциплине Преподаватель обучает содержанию обучения Преподаватель обучает: — описанию фактов в системе понятий; — ориентации в наглядных пособиях. Преподаватель обучает методам добывания фактов и их систематизации
2 Культура определения понятий и терминов Преподаватель сразу трактует определение понятия или термина Преподаватель объясняет: — истоки происхожения понятий; — практическое приложение понятий; — филосовское истолкование понятия (по возможности). Преподаватель объясняет использование понятий в других учебных дисциплинах
3 Подход к решению задач разных типов Интуитивный Упрощение и последующее усложнение задачи Исследование явных и скрытых условий, взаимосвязей между данными
4 Характер замечания студенту Критика «Уместные подсказки» — как студентам проверить себя в решении задачи Наводящие вопросы
По мнению Б. Т. Лихачёва, возрастание объема научной информации влечет необходимость обобщения научных знаний и, как следствие, создание новых учебных курсов [5].
С точки зрения Ю. К. Бабанского, изложенной в учебном пособии «Педагогика», внедрение учебной дисциплины определяется её функциями в содержании образования и соответствием социальному заказу общества. Причем в новом учебном плане устанавливается рациональное соотношение учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.
В. С. Леднев утверждает, что процесс внедрения нового учебного курса должен сочетаться с сокращением других, но не путём их изъятия из образования, а путём объединения прежних компонентов на основе их содержательной интеграции [6].
По мнению Т. А. Бороненко, необходимо спроектировать методическую систему обучения (МСО), а затем уже проектировать учебную дисциплину. Таким образом, из одной МСО можно построить множество вариантов учебных дисциплин (рис. 1). Ав-
тор утверждает, что структура учебной дисциплины взаимосвязана со структурой МСО (рис. 2).
Остановим внимание на высказывании Т.А. Бороненко о том, что если одна и та же система знаний будет изучаться в различных условиях деятельности, то мы вправе говорить о разных учебных дисциплинах, хотя их названия будут совпадать [7].
Анализ и обобщение различных условий учебно-познавательной деятельности студентов вуза даёт возможность структурировать их по уровням (табл. 1). Условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза пронумерованы от 1 до 4. Обозначим низкий уровень данных условий за А, средний уровень — В и высокий — С. Пересечение строки условия деятельности со столбцом конкретного уровня даёт интерпретацию рассматриваемого условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза. Считаем, что если изменение уровня любого условия такой деятельности значимо, то преобразовывается и сама учебная дисциплина.
Рассмотрим, например, 1-е условие деятельности «Осознание студентами цели обучения и ме-
ста учебного занятия в учебной дисциплине». Если изучается не только содержание обучения (А1 — низкий уровень условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза), но и методы добывания фактов (С1 — высокий уровень условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза), то коренным образом меняются методы обучения и, как следствие, модифицируется структура самой учебной дисциплины. Таким образом появляется новая учебная дисциплина, но с прежним названием.
Следовательно, условия учебно-познавательной деятельности студентов вуза можно принять за предпосылки возникновения новой учебной дисциплины.
По мере появления новых учебных дисциплин отечественные педагоги обсуждали проблему внедрения новых компонентов содержания образования [8—10]. Недостаточное обоснование в аспекте педагогической науки феномена «новая учебная дисциплина» не позволяет принять их идеи за основу в осмыслении данного феномена. Однако рассмотренное выше исследование Т. А. Бороненко можно взять за основу в осмыслении рассматриваемого феномена.
Таким образом, признаками новой учебной дисциплины можно считать нижеследующие положения:
— одна и та же система знаний изучается в других условиях учебно-познавательной деятельности преподавателя и студентов вуза, причём изменение хотя бы одного уровня условия такой деятельности значимо (существенно);
— учебная дисциплина преподавателем впервые разработана;
— учебная дисциплина не разрабатывалась ранее для профессионального образования;
— учебная дисциплина недавно внедрена в данное образовательное учреждение.
Если выполняется хотя бы один признак, то рассматриваемую учебную дисциплину можно считать новой учебной дисциплиной, а не традиционной.
Таким образом, результатами научного исследования являются определение педагогического понятия «новая учебная дисциплина» и совокупность признаков новой учебной дисциплины. В этом заключается авторское обоснование феномена «новая учебная дисциплина» для профессионального образования.
Результаты проведённой работы способствуют, по нашему мнению, осмыслению преподавателями
вузов сущности и перспективы учебных дисциплин или модулей согласно ФГОС ВПО, в котором не приводится содержание обучения.
Библиографический список
1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 2002. — 1536 с.
2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка /
B. И. Даль. — М. : Эксмо, 2010. — 688 с.
3. Борисова И. В. Педагогические понятия и связи между ними / И. В. Борисова // Омский научный вестник. — 2012. — № 3. — С. 187— 190.
4. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М. : Российское педагогическое агентство, 1996. — 603 с.
5. Лихачёв, Б. Т. Педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачёв. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт-М, 2001. — 607 с.
6. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 1991. — 224 с.
7. Бороненко, Т. А. Методика обучения информатике (теоретические основы) : учебное пособие / Т. А. Бороненко. — СПб. : Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 1997. — 100 с.
8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. — М. : Академия, 2000. — 192 с.
9. Назарова, Т. С. Образовательная среда в контексте проектирования материально-технического обеспечения новой школы / Т. С. Назарова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. — 2012. — № 4. —
C. 9 — 33.
10. О необходимости нового направления в геодезическом образовании / В. А. Малинников [и др.] // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2010. — № 3. — С. 14 — 22.
БОРИСОВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2013 г.
© И. В. Борисова
Книжная полка
ББК 74.580.25/Д73
Дрейвс, Вильям А. Педагогика 21-го века / Вильям А. Дрейвс, Джули Коутс. - М. : [б. и.], 2011. - 206 с. - ISBN 1-57722-040.
Коутс и Дрейвс — ведущие специалисты в области образования, консультируют образовательные организации, проводят семинары повышения квалификации преподавателей вузов, им перу принадлежат девять книг по педагогике. Книга начинается с главы «Девять изменений», в которой описаны происходящие фундаментальные изменения в 21-м веке. В книге подробно рассматривается понятие «андрагогика» — искусство учебы, термин, введенный в США Малколом Ноулзом. Приведено мнение авторов о миссии образования, учебных программах 21-го века, аттестации и оценки знаний. В приложении даны практические советы преподавателям и педагогические предсказания.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ