Научная статья УДК 37.032
DOI: 10.18101/2307-3330-2022-1-25-31
ФЕНОМЕН «НЕОБХОДИМОСТИ СЕБЯ» В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
© Иванченко Евгений Сергеевич
доцент [email protected]
© Тимофеева Ангелина Анатольевна
курсант
angelina. [email protected]
Восточно-Сибирский институт МВД России Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
Аннотация. Изучение основных идей о феномене самоактуализации, самопознания и саморазвития становится актуальным в связи с влиянием на процессы демократизации и гуманизации образовательной политики на современном этапе развития общества. С учетом вышеизложенного целевая направленность статьи заключается в систематизации ключевых аспектов экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия на феномен «необходимости себя» в процессе обучения молодого поколения. В ходе анализа установлено, что экзистенциально-гуманистическая парадигма является методологической основой теории и практики воспитания, которая ориентирована на развитие личности обучающегося как субъекта самопознания, осознания им ценности собственного опыта и формирования гуманитарной культуры. Кроме того, в статье обозначена терминологическая сущность феномена «необходимости себя». Выделены принципы экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия, которыми должны руководствоваться преподаватели в процессе подготовки и обучения будущего поколения. Отдельное внимание уделено психолого-педагогическим подходам, позволяющим развивать и поддерживать установку «необходимости себя» в процессе обучения.
Ключевые слова: гуманизм, педагогика, обучение, экзистенциально -гуманистическое воздействие, личность.
Для цитирования
Иванченко Е. С., Тимофеева А. А. Феномен «необходимости себя» в условиях экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 25-31.
Введение. Современное состояние социального развития общества можно охарактеризовать как период постоянных изменений. Трансформации происходят как на общемировом уровне, так и на уровне отдельного государства, а также находят свое отражение в мировоззрении и особенностях организации жизни отдельно взятого человека [1]. Кроме того, современные социокультурные условия требуют от индивида самоидентификации, самоопределения, утвер-
ждения и совершенствования собственного естества, создания внутреннего, нравственного закона.
Очевидно, что такая ситуация существования индивида нуждается в концептуализации процессуально-динамических особенностей его бытия, разработке соответствующей методологии научного анализа и эффективных методических инструментов оценки и поддержания его психологического здоровья, личной целостности, особенностей самореализации и дальнейшего развития.
Весомость вопросов смысложизненной ориентации человека, осознание «необходимости себя» в условиях современных социально-экономических отношений являются бесспорными, поскольку это очерчивает не только круг проблем индивидуально-экзистенциального, общественно-культурного и универсально-духовного измерений, приемлемого и достойного обустройства человеческого бытия, но и позволяет сформулировать логически аргументированные обобщения относительно онтогенетических закономерностей развития человека как личности.
В данном контексте особое значение приобретают система образования и переход ее на позиции гуманистической педагогики и психологии. В целях развития общества образование должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, фактором формирования новых жизненных ориентиров личностиС учетом вышеизложенного не подлежит сомнению тот факт, что в современных условиях психолого-педагогическая наука играет существенную роль в формировании личности. Взаимодействие на границе педагогики и психологии позволяет под новым углом оценить возможности этих наук с гуманистической позиции развития человека.
Постановка проблемы. Образование — это та сфера становления личности, в рамках которой закладываются механизмы саморазвития, ведущие человека как субъекта собственной деятельности к духовному совершенствованию и осознанию «необходимости себя» в современном обществе. В то же время образовательная логика внешней обусловленности, которая выступает сегодня доминантой, игнорирует логику внутренней самодетерминации личности. В данном контексте целесообразно отметить положения, сформулированные еще Э. Эриксоном, о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует его психическому здоровью и самоопределению [2]. Поэтому в настоящее время можно формализовать как минимум две причины, которые обусловливают интерес к экзистенциально-гуманистическому педагогическому воздействию. Первая — стремление принять участие в движении, которое уже получило признание во всем мире. Вторая причина выражается мнением многих экспертов, которые считают, что доминирующее сегодня в психологии и психотерапии представление о человеке не адекватно и не дает исследователям того основания, в котором назрела потребность для развития прикладных педагогических методик и качественных (феноменологических) психологических практик в процессе усовершенствова-
1 MШenmum Development Goals (MDGs). URL: https://www.who.int/news-oom/fact-sheets/detail/mШennшm-development
ния образовательного процесса и подготовки молодого поколения на современном этапе.
Цель статьи заключается в изучении сущности феномена «необходимости себя», особенностей его формирования и развития в условиях экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия как фактора психологического благополучия личности.
Обзор научной литературы по проблеме. Гуманистические концепции развития личности являются предметом анализа таких представителей гуманистической психологии, как Г. Олпорт, К. Гольдштейн, Р. Мэй, Г. Мерфи, Д. Келли, Ш. Бюлер, О. Хаксли, Б. Бьюдженталь и др. Авторами наиболее известных гуманистических парадигм развития личности являются Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм.
Из числа современных ученых основные труды по экзистенциальной психологии принадлежат Л. Хоффману, М. Янгу, Фрэнсису Дж. Каклаускасу, А. Камю, Д. Гринбергу, Т. Пшински.
Результаты исследования проблем саморазвития, самоактуализации и самореализации личности в процессе обучения отражены в публикациях И. В. Иванова, Е. Н. Буслаева, Л. Г. Астахова, И. В. Ульянова, Ю. В. Чуманова, А. Г. Ширшова, Д. В. Вилисова.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что на современном этапе проработки проблемы феномена «необходимости себя» учеными выделена определенная совокупность качеств самоактуализированной личности, обеспечивающих ее рост и развитие. В то же время эти исследования являются фрагментарными, отсутствует комплексное, целостное представление о методах и формах педагогического воздействия, позволяющих сформировать интегральные характеристики целостной, самоактуализированной личности.
Кроме того, в современных работах рассматриваются отдельные аспекты феномена «необходимости себя», его специфические особенности, однако возникает объективная необходимость в изучении данного феномена как интегра-тивного личностного образования, которое представлено определенными личностными свойствами, имеет четкую структуру и свои особенности проявления в учебно-образовательной, профессиональной деятельности.
Методология и методы исследования. Взаимодополняющие теоретические и научные методы познания: анализ, синтез, систематизация, обобщение, сравнение, классификация.
Результаты исследования. В современной педагогике и психологии феномен «необходимости себя» определяют как наиболее полную и свободную категорию реализации личностью своих возможностей [3].
Активное использование данного феномена в процессе педагогического воздействия предполагает учет интересов, психики, индивидуальных особенностей, а также акцентирует внимание на бережном отношении к личности обучающегося, который становится участником педагогического процесса. В данном случае признается значимость воспитания, основанного на сотрудничестве педагога и обучающегося, поэтому особое внимание придается формированию нового понимания педагогической культуры педагога. Преподавателю необходимо не только знать методы и приемы педагогического воздействия и взаимо-
действия, но и уметь их применять с пониманием смысла, ценности, внутреннего содержания, связи с опытом обучающегося.
С учетом вышеизложенного можно выделить принципы экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия, которыми должны руководствоваться педагоги в процессе подготовки и обучения будущего поколения:
- позитивный взгляд на личность обучающегося, который самореализуется;
- эмпатия как фактор повышения качества личностного опыта;
- уверенность в том, что личность способна активно, руководствуясь ценностями и интересами, привносить преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности;
- осознание того, что человек имеет свободу, право и способность выбирать жизнеутверждающие цели и пути их достижения;
- вера в достоинство каждого человека.
Процесс развития феномена «необходимости себя» в целом и образовательной системы в частности очень сложный и заключается в развитии внутреннего самосознания, которое модифицирует собственные структуры восприятия, меняет конструкт «Я» и внешний мир. На этом пути достаточно часто встречается сопротивление обучающихся, поскольку они еще ограничены в доступе к своим внутренним возможностям. В данном случае особую значимость приобретает профессиональная педагогическая креативность, которая должна быть интерактивной, т. к. любая ситуация (а большинство из них являются незапланированными) требует максимальной мобилизации интеллекта, знаний, доброты и творчества. Процесс преподавания является симбиозом ощущений, вдохновения, познания и удовольствия [4]. Таким образом, креативность для педагогической профессии в рамках развития экзистенциально-гуманистической парадигмы имеет наивысшее значение и является неотъемлемой ее характеристикой.
Обсуждение. Феномен «необходимости себя» в условиях экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия определяет главной ценностью современной системы образования личность обучающегося с его способностями и интересами, реализация которых в итоге направлена на прагматические потребности развития современного общества. Основополагающий концепт экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия как методологической основы современной системы образования заключается в его гуманистической направленности и одновременно практической полезности, что в целом ведет к саморазвитию человека и удовлетворению его интересов. В связи с этим в процессе обучения необходимо отчетливо выделять установку на самоактуализацию личности, которая направлена на осознание ею собственной значимости, раскрытие способностей, признание собственной неповторимости и уникальности, а также реализацию творческого потенциала.
В данном случае преподавателю в процессе работы с обучающимися целесообразно использовать следующие подходы, которые позволяют развивать и поддерживать установку «необходимости себя».
Первый подход — акцент на развитие самосознания, которое даст возможность обучающемуся осознать собственные мотивы, причины выбора тех или иных предпочтений, формируемую систему ценностей, целей и содержание существования. В контексте экзистенциально-гуманистической парадигмы вни-
28
мание акцентируется на функции самосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному сознанию, а ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира.
Второй подход — помощь или открытие в создании своего внутреннего содержания. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на содержании, предложенная Ю. Джендлин. Смысл ее заключается в телесных ощущениях в процессе любых действий. Педагог учит обучающихся понять свои истинные переживания, их значимость для них [5]. Важным моментом в применении этого психолого-педагогического подхода является компенсация экзистенциального вакуума, то есть наполнение смысла существования и облегчение возможных переживаний в связи с этим. Ключевая особенность данного подхода заключается в том, что педагог не указывает, в чем смысл жизни, а лишь создает условия для открытия обучающимися феномена «необходимости себя» или создания своих собственных условий ими самими.
Третий подход — уникальность и идентичность. Ключ к реализации феномена «необходимости себя» в условиях экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия в соответствии с данным подходом заключается в поощрении обучающихся открыто выражать свои чувства и создавать четкие дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными [6]. Основная линия реализации данной предпосылки — открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» ненастоящего, когда обучающийся говорит, делает и чувствует не то, что свойственно ему, и не то, что хочется, а то, что связано с имитацией жизни, играми, а не настоящими отношениями. Собственная идентичность, где «Я», «Мое», а где «Не Я», «Не Мое», и переживание своей идентичности, своего «Я» как неповторимого уникального жизненного мира — таков основной ориентир данного психолого-педагогического подхода.
Заключение. Феномен «необходимости себя» в условиях экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия является необходимой и целесообразной методологической основой теории и практики воспитания на современном этапе, что определяет качественно новый уровень обучения путем развития личности как субъекта самопознания, обоснования ценности собственного опыта и формирования гуманитарной культуры. Учитывая современные реалии развития общества, данный подход обеспечивает формирование у молодого поколения способности успешно решать проблемы во всех сферах своей жизнедеятельности, самосовершенствоваться, адекватно определяя перспективы и темпы собственного саморазвития.
В процессе исследования обозначена терминологическая сущность феномена «необходимости себя». Выделены принципы экзистенциально-гуманистического педагогического воздействия, которыми могут руководствоваться педагоги в процессе подготовки и обучения будущего поколения. Отдельное внимание уделено психолого-педагогическим подходам, позволяющим развивать и поддерживать установку «необходимости себя» в процессе обучения.
Литература
1. Осипова Н. Г. Концептуализация категории общества в истории социологии: ключевые дискуссии // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2020. Т. 26, № 2. С. 7-34. Текст: непосредственный.
2. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968. P. 336.
3. Ratner, Juanita Rollo May and the Search for Being: Implications of May's Thought for Contemporary Existential-Humanistic Psychotherapy // The journal of humanistic psychology. 2019. Vol. 59: Number 2. P. 252-268.
4. Correia, Edgar A. Existential Psychotherapies: Similarities and Differences Among the Main Branches // The journal of humanistic psychology. 2018. Vol. 58. Number 2. P. 119-143.
5. Wolfe, Barry E. Existential-Humanistic Therapy and Psychotherapy Integration: A Commentary // Journal of psychotherapy integration. 2016. Vol. 26: Number 1. P. 56-60.
6. Eugene Mario DeRobertis The phenomenology of learning and becoming: enthusiasm, creativity, and self-development. New York: Palgrave Macmillan US, 2017. P. 236.
Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 19.01.2022.
PHENOMENON OF "SELF's NECESSITY" UNDER THE EXISTENTIAL AND HUMANISTIC EDUCATIONAL IMPACT
Evgeny S. Ivanchenko A/Prof.
Angelina A. Timofeyeva Cadet
angelina. [email protected]
East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia 110 Lermontova St., Irkutsk 664074, Russia
Abstract.The relevance of studying the phenomena of self-actualization, self-understanding and self-development is determined by their influence on the processes of democratization and humanization of educational policy at the current stage of social development. Taking into account the above, we have systematized the key aspects of the existential and humanistic educational impact on the phenomenon of "self's necessity" in the process of teaching youth. In the process of analysis, we have established that the existential and humanistic paradigm is a methodological basis for the theory and practice of education, which is focused on the development of the personality of student as a subject of self-understanding, awareness of the value of his own experience and development of humanitarian culture. The article also reveals the terminological essence of the phenomenon of "self's necessity", and the principles of existential and humanistic educational impact, which should guide teachers in the process of teaching the future generation. Special attention is paid to the psychological and pedagogical approaches that allow developing "the self's necessity" of students in the learning process.
Keywords: humanism, pedagogy, education, existential and humanistic impact, personality.
For citation
Ivanchenko E. S., Timofeyeva A. A. Phenomenon of "Self's Necessity" under the Existential and Humanistic Educational Impact. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 1: 25-31 (In Russ.).
The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 19.01.2022.