Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН МЕГАПРОЕКТОВ В МОДЕЛИ МНОГОКОНТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФЕНОМЕН МЕГАПРОЕКТОВ В МОДЕЛИ МНОГОКОНТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / МЕГАПРОЕКТЫ / АГЕНТСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОРУМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балацкий Евгений Всеволодович, Екимова Наталья Александровна

В статье рассматривается феномен мегапроектов в качестве разновидности институтов регионального развития. Показано, что мегапроекты дополняют существующие в России и других странах корпорации регионального развития и региональные инвестиционные форумы. Продемонстрировано, что мегапроекты являются крайне противоречивым явлением, для которого характерны не только огромные суммы инвестиций, но и сильные нарушения плановых величин сроков, финансовых затрат и технико-экономических результатов после ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, в настоящее время экологический ущерб от реализации мегапроектов бывает как положительным, так и отрицательным, что не позволяет учесть его влияние в общей схеме анализа. В статье делается вывод об информационной закрытости мегапроектов, в связи с чем собрать о них исчерпывающую информацию практически невозможно. По мнению авторов, это связано с желанием инвесторов мегапроектов стать «невидимыми» для статистических и надзорных органов власти; в противном случае многие проекты могут стать менее привлекательными с вытекающими отсюда рисками консервации регионов в состояние низкой экономической активности. Предложены подходы для оценки целевой эффективности мегапроектов, а также их косвенной экономической эффективности. Последняя основана на использовании методологии инвестиционного мультипликатора. Намечены перспективные направления дальнейших исследований тематики мегапроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балацкий Евгений Всеволодович, Екимова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF MEGAPROJECTS IN MULTI-CONTOUR ECONOMY MODEL

The article considers the phenomenon of megaprojects as a type of regional development institutions. It shows that megaprojects complement existing regional development corporations and regional investment forums in Russia and other countries. It is demonstrated that megaprojects are a highly controversial phenomenon, characterised not only by huge amounts of investment but also by severe violations of the planned values of time, fi nancial costs, technical and economic results after the commissioning of the facility. In addition, the current environmental damage from megaprojects is both positive and negative, which makes it impossible to account for its impact in the overall scheme of analysis. The article concludes that megaprojects are informationally closed; therefore, it is almost impossible to collect comprehensive information on them. According to the authors, this is due to the desire of megaproject investors to become "invisible" to statistical and supervisory authorities. Otherwise, many projects may become less attractive with the ensuing risks of conservation of regions in a state of low economic activity. Approaches to assess the target effi ciency of megaprojects, as well as their indirect economic effi ciency, which is based on the use of the investment multiplier methodology, are proposed. Promising directions for further research on megaprojects are outlined.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН МЕГАПРОЕКТОВ В МОДЕЛИ МНОГОКОНТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ»

www.hjournal.ru

Journal of Economic Regulation, 2021, 12(4): 25-39 DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.4.025-039

ФЕНОМЕН МЕГАПРОЕКТОВ В МОДЕЛИ МНОГОКОНТУРНОЙ ЭКОНОМИКИ

БАЛАЦКИЙ ЕВГЕНИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Центральный экономико-математический институт РАН,

Москва, Россия, e-mail: evbalatsky@inbox.ru;

ЕКИМОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Москва, Россия,

■н

e-mail: n.ekimova@bk.ru

Цитирование: Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2021). Феномен мегапроектов в модели многоконтурной экономики // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики) 12(4): 25-39 DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.4.025-039

o n

сч ■н

£

В статье рассматривается феномен мегапроектов в качестве разновидности институтов регионального развития. Показано, что мегапроекты дополняют существующие в России и других странах корпорации регионального развития и региональные инвестиционные форумы. Продемонстрировано, что мегапроекты являются крайне противоречивым явлением, для которого характерны не только огромные суммы инвестиций, но и сильные нарушения плановых величин сроков, финансовых затрат и технико-экономических т результатов после ввода объекта в эксплуатацию. Кроме того, в настоящее время экологический ущерб от реализации мегапроектов бывает как положительным, так и отрицательным, что не позволяет учесть его влияние в общей схеме анализа. В статье делается вывод об информационной закрытости мегапроектов, в связи с чем собрать о них

о

<

исчерпывающую информацию практически невозможно. По мнению авторов, это связано с ££

желанием инвесторов мегапроектов стать «невидимыми» для статистических и надзорных 3

органов власти; в противном случае многие проекты могут стать менее привлекательными о.

с вытекающими отсюда рисками консервации регионов в состояние низкой экономической о активности. Предложены подходы для оценки целевой эффективности мегапроектов, а

также их косвенной экономической эффективности. Последняя основана на использовании О

методологии инвестиционного мультипликатора. Намечены перспективные направления ^

дальнейших исследований тематики мегапроектов. ^

Ключевые слова: институты регионального развития; мегапроекты; агентства сс

регионального развития: региональные инвестиционные форумы. —

Благодарность: Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда о

фундаментальных исследований (проект № 20-010-00712-А). О

LU Ll_

О _|

<

--ее

3

© Балацкий Е.В., Екимова Н.А., 2021 о

PHENOMENON OF MEGAPROJECTS IN MULTI-CONTOUR ECONOMY MODEL

EVGENY V. BALATSKY,

Financial University under the Government of the Russian Federation, RAS Central Economics and Mathematics Institute,

Moscow, Russia, e-mail: evbalatsky@inbox.ru;

NATALIA A. EKIMOVA,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, e-mail: n.ekimova@bk.ru

ш

Citation: Balatsky E.V., Ekimova N.A. (2021). Phenomenon of megaprojects in multi-contour economy model. Journal of Economic Regulation 12(4): 25-39 DOI: 10.17835/2078-5429.2021.12.4.025-039

The article considers the phenomenon of megaprojects as a type of regional development

^t institutions. It shows that megaprojects complement existing regional development corporations and

z: regional investment forums in Russia and other countries. It is demonstrated that megaprojects are a

^ highly controversial phenomenon, characterised not only by huge amounts of investment but also by

5 severe violations of the planned values of time, financial costs, technical and economic results after

the commissioning of the facility. In addition, the current environmental damage from megaprojects is

% both positive and negative, which makes it impossible to account for its impact in the overall scheme

of analysis. The article concludes that megaprojects are informationally closed; therefore, it is almost

s impossible to collect comprehensive information on them. According to the authors, this is due to

o the desire of megaproject investors to become "invisible" to statistical and supervisory authorities.

§ Otherwise, many projects may become less attractive with the ensuing risks of conservation of regions

in a state of low economic activity. Approaches to assess the target efficiency of megaprojects, as well as

^ their indirect economic efficiency, which is based on the use of the investment multiplier methodology,

o are proposed. Promising directions for further research on megaprojects are outlined. i—i

Keywords: regional development institutes; megaprojects; regional development agencies; regional

<

investment forums

5 JEL: Rll, R58

о

с

о m

Введение

В настоящее время все страны мира активно стараются повысить свою конкурентоспособность, для чего им необходимо наращивать экономическую активность каждого их территориального образования, даже если таковые имеют множество объективных и недостатков. В этих целях используются так называемые институты регионального развития

сс (ИРР), среди которых в России наиболее интересными и популярными некоторое время были || региональные инвестиционные форумы (РИФ), корпорации (агентства) регионального о развития (КРР, АРР) и мегапроекты (МГП). В последние годы стало ясно, что институты о РИФ и КРР (АРР) в России не приживаются и стагнируют, не оправдав возлагавшихся на них надежд. Последний институт в настоящее время наиболее популярен в СМИ, однако крайне фрагментарно рассмотрен в академической литературе, в связи с чем именно ему и будет уделено особое внимание в данной статье.

Указанное противоречие с восприятием МГП связано, на наш взгляд, с двумя обстоятельствами. Первое — МГП как явление содержит в себе некие организационные

особенности, которые не попадают в фокус внимания академических экономистов; модели, теории и концепции в данной проблематике не востребованы, чем и обусловлен низкий интерес к ней со стороны представителей мейнстрима. Второе обстоятельство — сугубо практическая ориентация института МГП, следовательно, его успех в конкретных случаях ведет не к его пропаганде и тиражированию, а наоборот, к закрытию информации, имеющей стратегическое значение в конкурентной борьбе.

Цель статьи состоит в рассмотрении института МГП и его особенностей, а также в выработке подхода к оценке его эффективности в условиях дефицита эмпирической информации.

Феномен мегапроектов как разновидность института регионального развития

Анализу таких специфических ИРР, как РИФ, АРР и КРР в отечественной и зарубежной

литературе посвящено достаточно много работ. В целом ряде исследований проанализированы

правовые особенности функционирования АРР (Eroglu et al., 2014), выделены их типовые

характеристики, к числу которых относятся: полуавтономное положение по отношению

к центральным органам власти; использование «мягких» инструментов политики для

поддержки местных фирм; наличие таких факторов успеха деятельности АРР, как консенсус

между бизнесом и властью, предпринимательский потенциал региона, большое население и

наличие квалифицированной рабочей силы (Halkier, Danson, 1998; Toktas, Sevinc, Bozkurt, 2013;

Toktas et al., 2018). В литературе осуществлена классификация АРР по различным признакам, °

например, по функционалу (Татаркин, Котлярова, 2013), по уровню развития и зрелости ^t

(Полтерович, 2016), по учредительному принципу (Балацкий, Екимова, Юревич, 2019). °

Другая серия исследований связана с анализом деятельности АРР в зависимости с^

■н

от решаемых задач, среди которых принято выделять три ключевых направления:

выравнивание регионального неравенства внутри страны, устранение дисбалансов :>

в рамках объединения стран, обеспечение догоняющего развития (Балацкий, ф Екимова, 2020). Так, деятельность АРР в качестве посредника между центральным

правительством и региональной властью в таких странах, как Австралия, Австрия, ^

Дании, Великобритания и Нидерланды исследована в работах (Halkier, 1992; о

Балацкий, 2012; Maude, Beer, 2000). Функционирование АРР как инструмента §

выравнивания экономических дисбалансов внутри международного объединения £

стран проанализировано в статьях (Salvador, Juliao, 2000; Hughes, Sasse, Gordon, 2004; I

Ozen, 2005). Функционал генеральных агентств развития, широко распространённых в g

странах «экономического чуда», изучен в работах (Полтерович, 2016; Полтерович, 2018). ^

Большой пласт работ связан с анализом практического опыта построения АРР с?

в отдельных странах, например, в Австралии (Maude, Beer, 2000), Великобритании ^

(Екимова, 2020), Румынии (Benedek, Horvath, 2008), Турции (Toktas, Sevinc, Bozkurt, о

2013), а также с оценкой эффективности их деятельности (Гусев, Юревич, 2021). ^

Российский и зарубежный опыт функционирования РИФ является ещё одним аз

аспектом изучения эффективности деятельности ИРР (Jasimuddin, 1994; Балацкий, 2011; z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балацкий, 2013; Моисеев, Ницевич, Ницевич, 2013; Юревич, 2020). В ходе проведения р исследований было установлено, что РИФ являются важным элементом регионального

развития и обеспечивают максимальную отдачу при эффективном взаимодействии с о

АРР (Fuller, Bennett, Ramsden, 2003) и бизнес-структурами (Lange, Leleux, Surlemont, ^

2003), а также способствуют аккумулированию капитала на реализацию социально ^

значимых проектов (Randjelovic, O'Rourke, Orsato, 2003; Mitchell, 2017). °

Параллельно с указанными выше ИРР уже давно развивается такой инструмент о

регионального развития, как мегапроекты, вызывая соответствующий интерес ив ^

научной среде. В зарубежных исследованиях феномена МГП широко обсуждаются яркие °

примеры успеха и неудач крупных инвестиционных проектов (Wegrich, Hammerschmid, < Kostka, 2017; Osei-Kyei, Chan, 2017), вопросы доверия к мегапроектам (Ceric et al., 2021), Q^ а также методы оценки их эффективности (Vickerman, 2017; Odeck, Kjerkreit, 2019). 5

Примером «плохих» мегапроектов считается строительство Суэцкого канала в Египте, Панамского канала в Панаме, моста Окленд-Бей в Сан-Франциско, моста Грейт-Белт в Дании и ряд других (ДоШе^айег, 2019). Например, в исследовании (Ап§;иега, 2006) оценка затрат и отдачи от деятельности туннеля под Ла-Маншем показала, что общая стоимость ресурсов значительно превышает получаемые выгоды, что позволило автору предположить, что для британской экономики было бы лучше, если бы туннель вообще не был построен. К успешным мегапроектам относят строительство Эресуннского моста, соединившего Данию и Швецию, Готардского базисного туннеля в Швейцарии, Виадука Мийо во Франции и другие МГП (БюШе^айег, 2019). Их успешность в основном связывается с отсутствием перерасхода денежных средств при строительстве и соблюдением проектных сроков (Г1ууЬ)ещ, ВгигеНш, Rothengatter, 2003). Однако многие авторы признают, что подобного рода критерии слишком узки, чтобы оценивать успешность МГП, поскольку многие проекты, реализация которых сопряжена с существенным перерасходом денежных средств, со временем доказали свою эффективность (например, Суэцкий канал) (БоШе^аМег, 2019).

Одним из наиболее часто обсуждаемых МГП в российской среде исследователей является проект подготовки и проведения Олимпиады в Сочи, на реализацию которого с учётом инфраструктурных вложений было потрачено порядка 1,5 трлн рублей1. Оценке эффективности этого крупнейшего для страны МГП посвящено немало исследовательских ^ работ (Митрофанова и др., 2014; Прыткова и др., 2016), однако наиболее полный анализ ° проведён в статье (Жук, Колесникова, 2018), где оценка результативности данного ^ мероприятия осуществлена по трём направлениям: непосредственно по итогу проведения 2 Олимпиады, с точки зрения возможностей эксплуатации возведённых спортивных и ^ культурно-досуговых сооружений и в разрезе повышения привлекательности региона, 5 связанного с улучшением инфраструктуры в ходе подготовки к мероприятию.

Несмотря на то, что итоговые сборы Олимпиады окупили только 26,3% затрат, а # сроки окупаемости разных спортивных объектов, согласно проведённым расчётам, варьируются от 19 лет (дворец «Большой») до 198 лет (стадион «Фишт»), общее оздоровление ^ инфраструктуры региона способствовало повышению его туристической и рекреационной о привлекательности, что привело к росту потока туристов, который только за период 2014— § 2016 гг. увеличился на 40% (с 4,65 млн человек в 2014 г., до 6,5 млн человек в 2016 г.) (Жук, к Колесникова, 2018). Очевидно, что сложившаяся в мире ситуация с пандемией коронавируса, ^ поспособствовавшая увеличению туристического потока на курорты Краснодарского края, о скорее всего отразилась и на рассчитанных авторами показателях в сторону их улучшения. ^ Так, по итогам первых 10 месяцев 2021 г. регион посетило порядка 16 млн человек, что с? только на 4% ниже допандемийного 2019 г., когда турпоток составил рекордные 17,3 млн

человек, и соответствует показателям крупных мировых курортных центров Европы и Азии2. Таким образом, вопрос эффективности вложений в МГП, связанный с проведением в Сочи Зимних Олимпийских игр в 2014 г., остаётся открытым.

15 о о с^ а

ш Помимо экономических аспектов реализации крупнейших МГП в научных работах

2 уделяется внимание и другим составляющим их реализации. В частности, в статье р (Глушкова, Данелюс, 2016) рассматривается влияние российского чемпионата мира ^ по футболу в 2018 г. на социальные практики и внутригосударственные настроения, делается вывод об имиджевой эффективности МГП как внутри страны, так и за её ^ пределами. В исследовании (Дементьева и др., 2013) оценивается экологическая составляющая мегапроекта «Ямал». В работе (Фридман, 2014) анализируются возможные § глобальные последствия от реализации крупнейших МГП.

§ Институт МГП продолжает развиваться в России. Например, запускается еще

более грандиозный и продуктивный проект по сравнению со всеми предыдущими по строительству приливных электростанций (ПЭС) совокупной мощностью около 130 ГВт. Идет проектирование сразу нескольких ПЭС гигаваттных мощностей: Мезенская ПЭС мощностью

1 См.: https://www.rbc.ru/economics/10/04/2015/5527dc9b9a79474638bba371

2 См.: https://tass.ru/interviews/13025825

от 8,0 до 19,7 гигаватта в Белом море с плотиной протяжённостью 50 км; Тугурская ПЭС — 8—12 гигаватт; Пенжинская ПЭС — более 100 гигаватт. На сегодняшний день Мезенская ПЭС является самым близким к реализации проектом такого нового типа электростанций3.

Таким образом, в отношении института МГП сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, он не только развивается, но явно набирает обороты и претендует на роль наиболее перспективного ИРР, с другой — он непропорционально слабо представлен как в официальной отчетной статистике, так и в академических исследованиях. Данная статья призвана сократить возникший разрыв между широкой хозяйственной практикой и скудной аналитикой в проблематике МГП.

Характеристики мегапроектов: эмпирические данные

Можно смело утверждать, что в отношении комплексной характеристики МГП вопросов больше, чем ответов, статистических пробелов больше, чем реальных фактов. В связи с этим для иллюстрации возникающих проблем рассмотрим табл. 1, в которой приведены выборочные данные о некоторых известных МГП.

Главный вывод, который вытекает из табл. 1 состоит в том, что достоверность данных о доходах, получаемых от МГП после введения их в строй, весьма невысока. Во-первых, они сильно колеблются по годам, во-вторых, они учитывают только прямой экономический эффект даже не от всего МГП, а только от его «части» (например, помимо посещения собственно Сиднейского оперного театра в зону внимания туристов попадает огромное число дополнительных объектов, не говоря о ресторанах, кафе, гостиницах и т.п.).

Таблица 1

Выборочные экономические характеристики культовых МГП

Проект Сроки Бюджет Результат Финансовый результат

План / Факт План / Факт

Сиднейский оперный театр годы млн АОТ Посещаемость Доход / Расход, млрд AUD в год

4/14 7,0 / 102,0 2,0 млн чел. в год 2,7 / 7,5

Мост Большой Бельт 10 млрд датских крон, в ценах 1988 года 27,6 тыс. автомобилей ежедневно 2020 г.: стоимость проезда на легковом автомобиле по Мосту Большой Бельт — 33 €. В зависимости от транспорта — 18-135 €

13,9 / 21,4

Туннель под Ла-Маншем 7 млрд £, в ценах 1985 г. Пассажиропоток, млн чел. (1995/2003) Чистая прибыль: 2007 г. (первый год получения прибыли) — 1,0 млн евро, 2019 г. — 159 млн €

2,6 / 4,7 7,1/14,7

Суэцкий канал 6/10 млн франков В среднем в год — 19 тыс. судов, 1,2 млрд тонн груза 2020-2021 финансовый год — доход 5,84 млрд $

200 / 579

Роза Хутор 6 млрд руб. Посещаемость 2017 2018 2019 Выручка : 5,4 млрд руб. : 6,1 млрд руб. : 6,5 млрд руб.

54 / 69 2020: 1,7 млн чел. Чис 2017: 2018: 2019: тая прибыль —1,7 млрд руб. —4,4 млрд руб. —3,7 млрд руб.

■н см о см

о с

см" ■н

§ т

х пз ш

о <

Ф

15 о О

С

О

m

о §

з О ш ее о

о о ш

Ll_

о <

ее

3

о

Источники: составлено авторами по данным (Anguera, 2006; Flyvbjerg, Bruzelius, Rothengatter, 2003; https://australia-news.ru/turistu/stati-ob-avstralii/opernyj-teatr/; https://ru.wikipedia.org/wiki/Мост_ БольшойБельт; https://1prime.ru/business/20191117/830559340. html; https://life.ru/p/1409021; https://www.testfirm.ru/result/7702347870_ooo-kompaniya-po-developmentu-gornolyzhnogo-kurorta-roza-khutor; https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/04/ 08/865252-interros-vebrf).

3 См.: https://www.eprussia.ru/epr/7799.htm

■н

Тем самым величина прямого экономического дохода явно не отражает всего масштаба экономического влияния МГП на экономику территории, на которой он реализован. Помимо этого, и эта оценка, скорее всего, является кратно заниженной.

Примечательно, что главной характеристикой МГП является их неэффективное проектирование и планирование. Например, фактические сроки строительства Сиднейского оперного театра были превышены в 3,5 раза, а для финансовых затрат указанное расхождение составило 14,6 раза. Однако даже из табл. 1 просматривается тот факт, что колоссальные нестыковки в плановых и фактических показателях характерны для более ранних МГП, тогда как «молодые» проекты, осуществляемые в XXI в., постепенно избавляются от этого недостатка.

Особого внимания заслуживает еще один фактор МГП — экологический ущерб от его реализации, величина которого почти не поддается адекватной оцифровке. Для иллюстрации встраивания экологического фактора в судьбу МГП рассмотрим два примера.

Первый из них связан с легендарным индийским храмом Тадж-Махал, который последние годы угрожающе быстро меняет свой цвет, превращаясь из ослепительно белого в коричневато-жёлтый с зеленоватым отливом. Подобного рода трансформация напрямую связана с пагубным воздействием на памятник неблагоприятной окружающей сч среды. Чтобы спасти всемирное достояние индийские власти уже предприняли такие <м нетрадиционные меры, как закрытие сотен заводов и крематориев недалеко от Тадж-^ Махала, пепел и дым от которых наносят вред историческому памятнику, а также запрет движения вблизи храма транспортных средств с дизельными двигателями. ■н Однако данные меры пока не принесли ожидаемого успеха, поскольку степень о загрязнения окружающей среды в Индии настолько велика, что она является одним из мировых лидеров в этом неприглядном рейтинге. На её территории расположено 14 ® из 15 наиболее загрязнённых городов мира, причём некоторые из них расположены в ^ непосредственной близости от Агры4. Однако помимо загрязнения окружающей среды | промышленными предприятиями и выхлопами автомобильных газов, население ^ страны также активно способствует развитию экологической катастрофы, сливая т сточные воды и грязь в индийские водоёмы. Подобная практика привела к тому, § что протекающая вблизи Тадж-Махала река Ямуна (Джамна) уже настолько сильно загрязнена, что в ней вымерла существенная часть рыбы, которая ранее естественным & образом регулировала интенсивно размножающихся в грязевых потоках насекомых. ^ В отсутствии необходимого регулирования их количество достигло катастрофических ££ объёмов, в результате чего насекомые роятся на мраморных стенах Тадж-Махала, оставляя следы своих экскрементов, превращая дворец из белого в зелёный5.

Данный пример показывает, что эффективность такого впечатляющего МГП, как

О О

о Тадж-Махал, катастрофически снижается из-за неадекватной экосистемы, в которой он " был в своё время реализован.

о Противоположный пример связан с реализацией в Китае проекта по запуску

крупнейшей в мире гидроэлектростанции «Три ущелья», строительство которой было сопряжено не только с положительными эффектами производства электроэнергии, но и с негативным влиянием на окружающую среду. В частности, отмечается негативное влияние ГЭС «Три ущелья» на гидрологический режим в прилегающих районах, таких о как усиление засухи на прилегающих территориях (Huang et al., 2021), сокращение о пищи для водоплавающих птиц (Li et al., 2020), качество воды и деградация наземных ш экосистем в районе водохранилища (Xu et al., 2020).

о Таким образом, приведённые примеры высвечивают ещё одну проблему при

< учёте экологического фактора — его двойственность и неоднозначность. Например, ос о

о ш ос о

1 См.: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/43023.html

4 <

5 См.: https://news.rambler.ru/asia/33727769-pochemu-tadzh-mahal-zeleneet-ili-pyat-ugroz-pamyatniku-lyubvi/

необходимость защиты индийского Тадж-Махала лишь обнажила общее экологическое неблагополучие региона и страны, в связи с чем принимаемые меры по ограничению загрязнения окружающей среды являются положительным вкладом указанного МГП в национальную экономику Индии. Случай с Китаем показал негативное влияние МГП на окружающую среду, высветив необходимость комплексного подхода к реализации мегапроектов, связанных в том числе и с проработкой экологических вопросов.

Сказанное со всей очевидностью ставит проблему оценки эффективности МГП с максимальным учётом всех сторон его реализации.

Эффективность мегапроектов с учётом инвестиционного мультипликатора

Для понимания роли МГП в национальной экономике следует исходить из того факта, что все они относятся к разряду инфраструктурных, тем самым попадая в инвестиционный сектор, а отнюдь не в сектор потребления. Это означает, что эффект от любого МГП носит инвестиционную природу, в связи с чем для решения проблемы его количественного измерения правомерно использовать методологию инвестиционного мультипликатора, развитую еще в 1936 г. в работе Дж.М. Кейнса (1978). Это означает, что инвестиции в МГП ведут к росту дохода не только за счет запуска данного МГП, но и дают импульс к развитию смежных видов хозяйственной деятельности. Данный g принцип радикально меняет представление об эффективности МГП, т.к. требует не банального учета прямого экономического эффекта в форме чистой прибыли или даже ^ валового дохода от него, а еще и косвенного эффекта в виде стимулирующих импульсов

сч

для смежных производств. ,н

Для иллюстрации предлагаемого подхода рассмотрим индийский МГП «Статуя [о

Единства», который был реализован в штате Гуджарат на территории заповедника

Шулпанешвар Уайлдлайф, на берегу реки Нармада. В настоящее время Статуя

Единства — самый высокий памятник на планете (240 м), изображающий известного i

государственного деятеля Индии Валлабхаи Пателя. Данный МГП был реализован |

по инициативе премьер-министра Индии Нарендры Дамодардаса Моди (Narendra

Damodardas Modi), который является выходцем из штата Гуджарат. Как это изначально m

и задумывалось, Статуя Единства стала важным туристическим объектом региона. s

Рассмотрим некоторые параметры проекта. ^

МГП был представлен правительству штата Гуджарат 07.10.2010; в 2013 г. построили о.

каменный постамент, а 31.10.2014 началось строительство памятника, закончившееся ^

31.10.2018; спроектирован монумент был инженерной фирмой Larsen & Toubro в Мумбаи. ^

Таким образом, период строительства Статуи Единства занял 4 года, а с момента g

презентации проекта, с учетом времени на сбор средств и предварительные работы до &

официального открытия монумента — 8 лет6. о

Суммарные финансовые затраты на сооружение Статуи Единства составили 430 ^

млн долл. США, из которых 41 млн долл. из своих личных средств пожертвовал сам о

Нарендра Моди, 85 млн долл. выделило правительство штата Гуджарат, а остальная ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

часть была собрана населением штата «бартерным» способом — 20 млн человек подписало ^

петицию о пожертвованиях «Движение Единства» и индийские фермеры собрали 5 тыс. се

тонн железа, отдавая для этого использованную сельхозтехнику7. —

Памятник вместе с его окрестностями занимает более 20 км2 и окружён о

искусственным озером площадью 12 км2. Для посетителей предусмотрена необходимая о

инфраструктура: от статуи к близлежащей дороге проложен мост, построены здания для ш

11

посетителей, мемориальный сад, гостиница, конференц-центр, музей. На смотровую о площадку, вмещающую одновременно 200 человек, туристов доставляют два лифта <

ее

3

о

о

6 См.: https://architectureguru.ru/statue-of-unity-in-india/

7 Там же

■н

грузоподъемностью по 26 человек каждый, время доставки — 3 секунды. По имеющимся сведениям, пропускная способность мемориала составляет 15 тыс. человек в день. По данным официального сайта Статуи Единства на 28.03.2019, стоимость стандартной экскурсии по территории мемориала составляет 500 рупий: 120—входной билет, 30—билет на автобус, 350 — смотровая галерея; есть в арсенале мемориала и услуга по экспресс-обслуживанию за 1 тыс. рупий. Кроме того, предусмотрены небольшие скидки детям за вход на смотровую площадку8. С учетом разных тарифов правомерно предположить, что имела место усредненная цена в 750 рупий, что по обменному курсу 69,2 рупии/долл.9 на ту же дату - 28.03.2019 - составляет 10,8 долл. США. При указанной пропускной способности мемориала (15 тыс. человек/день) и числа дней в году получим почти 60 млн долл. США в год. Даже если предположить, что после запуска МПР Статуя Единства на протяжении многих лет прибыль будет отсутствовать, а операционные затраты составят 2/3 оборота мемориала, то 1/3 его должна идти на амортизацию капиталовложений, что составит 20 млн долл. в год. Следовательно, для полного возмещения затрат на Статую Единства в 430 млн долл. потребуется 22 года, что вполне приемлемо для МГП. После этого речь может идти уже о чистой прибыли.

Предположим, что после срока окупаемости в 22 года сумма амортизации идет в качестве прибыли инвесторам проекта на протяжении 13 лет. Тогда за прошедшие 35 см лет существования МГП годовой процент на капитал составит лишь 1,4%, что конечно не см является серьезным стимулом для держателей капитала. Если же период эксплуатации ^ объекта будет равен двукратному периоду окупаемости — 44 года, то годовой процент на

капитал будет по-прежнему крайне мал — 2,0%, что не меняет ситуации. ■н Разумеется, приведенные расчеты являются крайне упрощенными и носят лишь

0 иллюстративный характер. На самом деле ситуация может довольно сильно качнуться в любую сторону. Например, поток туристов со временем может возрастать, равно как

® и цена за посещение мемориала; кроме того, можно предположить, что появятся новые ^ виды платных услуг — например, катание на лодках по искусственному озеру, прогулки

1 по долине цветов, полеты на воздушном шаре, увеличение числа ресторанов и кафе, и ^ т.п. В качестве реального примера фактора ухудшения финансовых параметров может со служить эпидемия СОШБ-19, надолго блокировавшая массовое посещение Статуи § Единства.

-г ^

Проделанные выкладки подтверждают традиционное мнение о том, что институт МГП не представляет большого интереса с точки зрения прибыльности вложений капитала. Однако за бортом рассмотрения остался общественный эффект мегапроекта, ^ который рассмотрим подробнее.

Согласно имеющимся данным, ВВП Индии в 2019 г. составил 2891,6 млрд долл. США, внутренние инвестиции — 828,0 млрд долл., что с учетом прочих инвестиций, включая

о о с^

о прямые иностранные в размере 47,6 млрд долл.10, соответствует норме накопления в "" 32%11. В штате Гуджарат в 2019 финансовом году ВРП составил 234 млрд долл.12 Тогда о сумма всех инвестиций в основной капитал Индии в 2019 г. составила 925,3 млрд долл., а инвестиции в МГП Статуя Единства — почти половину от нее (46,5%), что подтверждает грандиозность предпринятого мероприятия. ее Теперь оценим общий результат от столь масштабного проекта. Для этого будем

— полагать, что сам МГП имел точечный характер, т.е. его результаты внедрялись о не постепенно по мере реализации проекта, а залпом — только после его полного о завершения в 2018 г. Сам же проект, как и абсолютное большинство МГП, носит

ш о

8 См.: https://web.archive.Org/web/20190328215241/https://soutickets.in/

9 См.: https://pokur.sU/usd/inr/1/

<С 10 См.: https://dpiit.gov.in/sites/default/files/Chapter_1.3_A_i.pdf

11 См.: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/in/Documents/finance/in-fa-India's-FDI-Opportunity-Deloitte-survey-report-noexp.pdf

12 См.: https://www.investindia.gov.in/states

О

инфраструктурный характер, т.е. входит в инвестиционный сектор национальной экономики. При этом инвестиционный мультипликатор индийской экономики к=1^ составляет 3,13. Это означает, что вливание в экономику страны инвестиционных затрат (Д1) в форме проекта Статуя Единства означает прирост ее ВВП (ДХ=к*Д1) на сумму в 1345,9 млрд долл., что эквивалентно почти половине (46,5%) ВВП 2019 г. и в 5,75 раза больше годового ВРП штата Гуджарат. Разумеется, обозначенный огромный эффект «растекался» по территории всей Индии, но в Гуджарате он в гораздо большей степени локализовался. Столь же очевидно, что указанный эффект мог реализоваться не мгновенно, а растянуться по времени, неравномерно распределяясь по годам, но наибольшая его часть сосредоточена в первые год-два после завершения проекта. Таким образом, мегапроект Статуя Единства должен учитывать еще два измерения эффективности — влияние на национальную экономику и на экономику региона, которое задается соответствующими коэффициентами. И, наконец, нельзя не отметить тот факт, что после реализации МГП Статуя Единства штат Гуджарат качественно изменился раз и навсегда — он приобрел совершенную иную известность и узнаваемость, он стал местом притяжения для туристов со всего мира, он дал работу огромному числу людей, он стимулировал выселение с территории проекта определенного числа семей, для которых было построено жилье и т.д. и т.п. В этом смысле трудно переоценить значение МГП Статуя Единства. ™

см

цэ =

П\ ^ФАКТсрок\ /1\ /ФАКТзатратьЛ /14 (ФАКТ, 1.зДпЛАНсрок; \3/ \ПЛАНзатраты/

срок/ \3/ \ПЛАНзаТраты/ \3/ \ПЛАНрезультаты/_

* результаты 1

* 100%, (1)

Интегральная эффективность мегапроектов: общая схема

Из сказанного выше совершенно очевидно, что оценка эффективности МГП не может быть скалярной — на основе одного показателя. Очевидно, что, как и в большинстве случаев, методика подобной оценки должна учитывать разные стороны реализации МГП, которые должны интегрироваться в некую общую величину. Совершенно очевидно, что никаких однозначных подходов здесь не может быть, в связи с чем мы можем лишь предложить свое видение решения столь специфической методической проблемы. Суть его сводится к следующему.

Для оценки степени реализованных ожиданий от МГП введем показатель целевой эффективности (ЦЭ), которая складывается из соотношения фактических и плановых т величин в отношении срока реализации проекта, затрат на него и результатов от его внедрения. Для наглядности данная иерархия в структурной форме представлена на рис. 1. Для количественной оценки ЦЭ можно воспользоваться следующей процедурой интеграции всех её составляющих:

о

<

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

где ФАКТ и ПЛАН — фактический и плановый срок реализации проекта; ФАКТ

' 1 срок срок -1 1 1 117 затраты ^

и ПЛАН — фактические и плановые инвестиции (затраты) в проект; ФАКТ о

затраты -1 х 1 7 1 7 результаты

и ПЛАН — фактические и плановые результаты (технические и физические ^

результаты -1 1 ^ х -1 —I

параметры) проекта. ^з

Весовые коэффициенты в формуле (1) взяты равными, а общий результат выражен сс

в процентах. Итоговая величина ЦЭ колеблется вокруг отметки в 100%: значения ниже —

этой границы могут считаться «плохими», а выше — «хорошими». о

Для иллюстрации подхода, заложенного в схеме (1), рассмотрим параметры МГП о

Тоннель под Ла-Маншем. Плановые и фактически сроки его строительства и запуска ш

совпадают (7 лет), следовательно, соответствующий целевой коэффициент составил 1,0; о

плановые капиталовложения составили 2,6 млрд.фунтов, тогда как фактические — 4,7 < (в сопоставимых ценах 1985 г.), что дает второй частный целевой коэффициент в 0,553.

Транспортное движение по тоннелю было открыто в 1994 г., а в следующем году плановый о

пассажирооборот в 35,8 млн чел. был несопоставим с фактическим, составившим лишь 16,3 млн чел., в связи с чем планы на будущие годы были скорректированы до более скромного уровня в 14,7 млн чел., который в 2003 г. оказался равен всего лишь 7,1 млн чел. Отталкиваясь от последнего замера 2003 г. (табл. 1), получим величину третьего целевого коэффициента 0,482. Тогда общая ЦЭ составит только 67,8%, что заметно ниже приемлемого уровня в 100%. Тем самым можно констатировать, что планирование МГП Тоннель под Ла-Маншем было неудовлетворительным и с этой точки зрения проект можно признать низкоэффективным.

■н см о см

см ■н

о

X

§

т

го ш

о ^

<

Ь ф с^

15 о О с^ с О

т

Рис. 1. Структура целевой эффективности мегапроекта

Однако, как было показано в предыдущем разделе, помимо ЦЭ необходимо оценивать и экономическую эффективность, причем в форме не прямого, а косвенного эффекта. В связи с этим введем понятие косвенной экономической эффективности (КЭЭ), под которой понимается вклад МГП в рост национальной и региональной экономики.

Рис. 2. Структура косвенной экономической эффективности мегапроекта

Для наглядности составляющие КЭЭ в структурной форме представлены на рис. 2. Для количественной оценки КЭЭ с учетом больших перепадов в национальном и региональном эффектах можно воспользоваться следующей мультипликативной процедурой свертки ее элементов:

о ш ее о

о о

ш ц_

о <

СИ 3

о

кээ^ I /адоходмгп \ /¿дохоДмакрЛ |: 100% \ V ВВПиакро / \ ВРПрегион )

(2)

где АДОХОДмгп — прирост дохода за счет инвестиционного мультипликатора проекта; ВВП и ВРП — ВВП страны и ВРП региона, в котором реализован проект.

макро регион А А ' А А А

Как и в формуле (1), величина КЭЭ в (2) колеблется вокруг отметки в 100%: значения ниже этой границы могут считаться «плохими», а выше — «хорошими».

Для иллюстрации метода (2) рассмотрим параметры МГП Статуя Единства. Ранее мы рассчитали величину АДОХОД =АХ=к*А1=АХ=(1^)*А1, где s — средняя норма накопления индийской экономики; к — инвестиционный мультипликатор; А1 — стоимость проекта или, что то же самое, суммарные инвестиции в проект. Показатели ВВП и ВРП, как правило, учитываются за год, следующий за годом запуска МГП. Полученные

цифры таковы: ДДОХОДмгп = 1345,9 млрд долл.; прирост дохода за счет инвестиционного мультипликатора проекта; ВВПма о=2891,6 млрд долл.; ВРП егион=234 млрд долл. Тогда первый сомножитель в правой части формулы (2), учитывающий КЭЭ для всей Индии, составит 0,465, а второй, оценивающий тот же эффект для штата Гуджарат, — 5,752. Итоговая величина КЭЭ для МГП Статуя Единства составит 163,5%. Эта величина значимо больше критической границы в 100%, что позволяет говорить о значительной косвенной экономической эффективности проекта.

На этом остановимся, однако совершенно очевидно, что ЦЭ и КЭЭ, равно как и экологическое влияние, также должны быть соизмерены и интегрированы в единую схему оценки эффективности МГП. Однако это тема отдельного исследования.

Мегапроекты в модели многоконтурной экономики

В настоящее время происходит активное переформатирование старой экономической

модели национальной экономики. На наш взгляд, этот процесс происходит путем

формирования многоконтурной экономики, в которой есть, по крайней мере, три

весьма автономных сектора. Первый — традиционный, как правило, бюджетный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сектор, который прозрачен для статистических и налоговых служб; это звено экономики

носит вспомогательный характер, не является определяющим, крайне слабо встроено

в рыночные потребности и зачастую носит имитационный характер. Второй сектор —

теневой, который осуществляет важные и нужные хозяйственные операции, имеющие

рыночный характер и пользующиеся спросом, но при этом старается выйти из-под надзора

статистических и налоговых органов. Третий сектор — корпоративный (невидимый),

„ см

который состоит из мощнейших корпораций, которые являются монополистами в ,н

своей сфере, а иногда и в нескольких одновременно; эти структуры являются несущей

конструкцией национальной экономики, но фактически уже выведены из-под обычной

правовой юрисдикции.

В России традиционный контур экономики состоит из непроизводительных структур типа государственных вузов, научных институтов, фондов, СМИ и т.п. Второй контур включает частные медицинские клиники, включая стоматологические, торговые, строительные и транспортные компании и проч. Третий контур включает в свой состав таких гигантов, как Роснефть, Газпром, Росатом, Роскосмос и т.д. Последняя группа аккумулирует в своей среде самые лучшие кадры, гигантские финансы и передовые

наблюдений официальных надзорных структур. Именно для таких невидимых суперкомпаний предназначен институт МГП, который с одной стороны направлен на аккумулирование огромных денежных средств и запуск жизненно необходимых инициатив, а с другой — за счет низкой прозрачности обеспечивает себе приемлемую

■н см о см

о с

£

§ т

х го ш

технологии; как правило, деятельность этих компаний находится за пределами о.

<

Ь ф

о о с^

эффективность инвестиционных вложений в разных формах (финансовая отдача, о

политические интересы, технологические прорывы и т.п.). ^

При этом сразу оговоримся, что в России сформировавшаяся модель трехконтурной о

ь

экономики достаточно хорошо видна и, можно сказать, даже отчасти визуализирована. ^

Однако аналогичные процессы разворачиваются во всех крупных странах мира, где ^^

имеются крупные корпорации — в США, Китае, Японии, Южной Корее, Великобритании сс

и т.д. Тем самым институт МГП тесно сопрягается с самым важным и передовым —

контуром национальной экономики, состоящим из глобальных компаний-игроков, о

которым необходимы специальные методы для реализации своих стратегических целей. о

Институт МГП соответствует этой задаче. ш

Не менее характерным является и тот факт, что практически все современные ИРР о

в России характеризуются крайне низкой информационной прозрачностью. Об этом < говорит ущербная отчётность КРР (Балацкий, Екимова, 2021), а также почти полное

отсутствие данных по реальной финансовой стороне дела РИФ. За рубежом имеются о

и еще более яркие примеры «исчезновения» данных о серьезных проектах. Например, с 1965 по 2010 гг. в Англии активно развивались АРР (Балацкий, 2012), однако после очередного прихода к власти консервативного правительства в 2012 г. они были расформированы, а их официальные сайты, где аккумулировалась вся информация об их деятельности и реализованных инициативах, ликвидированы (Екимова, 2020).

Сказанное позволяет высказать гипотезу о том, что ИРР преимущественно выступают в качестве специальных институтов для помощи конкретным компаниям и регионам в осуществлении важных проектов с минимальным выходом сведений о них в общественное информационное пространство. По всей видимости, такой подход во многом оправдан тем фактом, что слишком пристальный финансовый контроль со стороны государства может сделать даже изначально привлекательный проект не слишком интересным. В свою очередь это может поставить крест на развитии региона, чем и оправдывается информационная закрытость и «невидимость» МГП и других ИРР.

Заключение

Рассмотренный выше феномен МГП позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, существующие в мире МГП являются крайне неоднородными во

всех отношениях. Некоторые могут выступать в качестве образца для подражания,

см демонстрируя эффективное планирование и проектирование, давая мощный импульс

<м развитию региональной и национальной экономике и не нанося ущерба окружающей

^ среде. Другие МГП, наоборот, по всем указанным направлениям имеют негативные

2 характеристики, что ставит вопрос об их целесообразности. см „

■н Во-вторых, в настоящее время отсутствует попытка всесторонней оценки

0 эффективности МГП. Отдельные стороны явления или плохо оцифрованы, или вообще не снабжены какой-либо информацией. Не предпринимается и попыток свести к

® единому знаменателю разные аспекты МГП, чтобы можно было дать обоснованную ^ консолидированную оценку их эффективности.

1 В-третьих, информационное обеспечения МГП на сегодняшний день является о

^ откровенно «лоскутным», в связи с чем нет никакой возможности сравнить разные проекты со на основе единого методологического подхода и единой информационной основы. § Сказанное позволяет определить задачи на будущее. Они вытекают из сказанного

выше. Во-первых, необходимо разработать методику учета основных сторон МГП и их интеграции в единый показатель. Во-вторых, создать своеобразную базу данных по наиболее репрезентативным МГП по единому информационному шаблону. В-третьих, осуществить сравнительное исследование хотя бы 10—15 МГП для уяснения их роли и места в экономике разных стран и их отдельных регионов.

■н

О О

С

О

m

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ /REFERENCES

^ Балацкий Е.В. (2011). Региональные инвестиционные форумы России: оценка

Q привлекательности // Мир измерений (11): 42—50. [Balatsky E.V. (2011). Regional investment

forums in Russia: Attractiveness assessment. Measurements World (11): 42—50. (In Russian).]

О Балацкий Е.В. (2012). Агентства регионального развития и их особенности: международный опыт ш

СС // Капитал страны, 04.04.2012. (http://kapital-rus.ru/articles/artide/agentstva_regionalnogo_

|| razvitiya_i_ih_osobennosti_mezhdunarodnyj_opyt/ — Дата обращения: 26.11.2021). [Balatsky E.V.

О (2012). Regional development agencies and their features: International experience. Capital of the

О Country (http://kapital-rus.ru/articles/article/agentstva_regionalnogo_raz;vitiya_i_ih_osobennosti_

^ mezhdunarodnyj_opyt/ — Access data: 18.04.2020). (In Russian)]

^ Балацкий Е.В. (2013). Инвестиционные форумы России как институт регионального развития

Sj // Журнал новой экономической ассоциации (2): 101—128. [Balatsky E.V. (2013). Russian investment forums as the regional development institute. Journal of the New Economic

° Association (2): 101-128. (In Russian).]

Балацкий Е.В., Екимова Н.А., Юревич М.А. (2019). Становление в России институтов регионального развития // Муниципальная академия (3): 95—100. [Balatsky E.V., Ekimova N.A., Yurevich M.A. (2019). Formation of regional development institutes in Russia. Municipal Academy (3): 95—100. (In Russian).] Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2020). Современные формы активизации экономического роста в регионах // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз 13(3): 74-92. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.6. [Balatsky E.V., Ekimova N.A. (2020). Modern ways to boost economic growth in regions. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast 13(3): 74-92. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.6. (In Russian).] Балацкий Е.В., Екимова Н.А. (2021). Информационная открытость региональных корпораций развития: тренды и прогнозы // Экономическая наука современной России (1): 23-39. DOI: 10.33293/1609-1442-2021-1(92)-23-39. [Balatsky E.V., Ekimova N.A. (2021). Information openness of regional development agencies in Russia: trends and forecasts. Economics of contemporary Russia (1): 23-39. DOI: 10.33293/1609-1442-2021-1(92)-23-39. (In Russian).] Глушкова С.А., Данелюс Д.В. (2016). Чемпионат мира по футболу — 2018 как спортивный мегапроект: вопрос социализации молодёжи в современных условиях // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология 2(1): 21—28. [Glushkova S.A., Danelyus D.V. (2016). Fifa World Cup-2018 as sports megaproject: a problem of youth socialisation in a modern condition. g Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya 2(1): 21—28. (In Russian).] Гусев А.Б., Юревич М.А. (2021). Региональные корпорации развития: зарубежный опыт и российская практика // Journal of Institutional Studies 13(3): 69—80. DOI: 10.17835/20766297.2021.13.3.069-080. [Gousev A.B., Yurevich M.A. (2021). Regional development corporations: Foreign experience and Russian practice. Journal of Institutional Studies 13(3): 69—80. DOI: 10.17835/2076- 6297.2021.13.3.069-080. (In Russian).] •

Дементьева Н.И., Голубчиков С.Н., Кошурников А.В., Голубчиков М.Ю., Березенко С.И. § (2013). Мегапроект «Ямал» и изменение климата // Энергия: экономика, техника, | экология (7): 29—37. [Dement'eva N.I., Golubchikov S.N., Koshurnikov A.V., Golubchikov x M.Yu., Berezenko S.I. (2013). Megaproekt «Yamal» i izmenenie klimata. Energiy: ekonomika, m tekhnika, ekologiy (7): 29—37. (In Russian). ] Екимова Н.А. (2020). Институты регионального развития: опыт Великобритании // Journal ^ of Institutional Studies 12(3): 42—59. DOI: 10.17835/2076- 6297.2020.12.3.042-059. [Ekimova g. N.A. (2020). Regional development agencies of the United Kingdom. Journal of Institutional ^ Studies 12(3): 42—59. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.042-059. (In Russian).] £

Жук А.А., Колесникова И.В. (2018). Крупные инфраструктурные объекты в России: опыт g создания и результаты // Экономическая наука современной России (1): 96-107. [Zhuk q. A.A., Kolesnikova I.V. (2018). Major infrastructural projects in Russia: experience and о results. Economics of contemporary Russia (1): 96—107. (In Russian).] "

Кейнс Дж.М. (1978). Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 494 с. [Keynes О J.M. (1978). The General Theory of Employment, Interest and Money. Moscow: Progress, 494 ^ p. (In Russian).]

Митрофанова И.В., Митрофанова И.А., Жуков А.Н., Старокожева Г.Н. (2014). О драйверах q; регионального развития и «белых слонах» российского олимпийского мегапроекта ^ «Сочи 2014» // Региональная экономика: теория и практика (31): 32—39. [Mitrofanova о I.V., Mitrofanova I.A., Zhukov A.N., Starokozheva G.N. (2014). O draiverakh regional'nogo о razvitiya i «belykh slonakh» rossiiskogo olimpiiskogo megaproekta «Sochi 2014». Regional ш

LL

Economics: Theory and Practice (31): 32—39. (In Russian).] О

Моисеев В.В., Ницевич В.В., Ницевич В.Ф. (2013). Власть и бизнес на пути решения проблемы < инвестиций в России и регионах // Известия Тульского государственного университета. сс Гуманитарные науки (4): 330—340. [Moiseev V.V., Nitsevich V.V., Nitsevich V.F. (2013). О

X

Power and business solutions to the problems of investments in Russia and the regions. Bulletin of Tula State University. Humanities (4): 330—340. (In Russian).] Полтерович В.М. (2016). Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз (5): 3456. DOI: 10.15838/esc.2016.5.47.2. [Polterovich V.M. (2016). Institutions of catching-up development (on the project of a new model for economic development of Russia). Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast (5): 34-56. DOI: 10.15838/esc.2016.5.47.2. (In Russian).] Полтерович В.М. (2018). Федеральное агентство развития: оно необходимо для разработки и реализации успешных стратегий // Проблемы теории и практики управления (3): 35-41. [Polterovich V.M. (2018). Federal development agency: It is necessary to design and implement successful strategies. Management of Theory and Practice (3): 35-41. (In Russian).] Прыткова Е.Г., Пак Е.А., Попова С.С., Сурнина С.В. (2016). Олимпийские объекты: проблемы финансирования и содержания // Международный журнал гуманитарных и естественных наук (1-7): 219-222. [Prytkova E.T., Pak E.A., Popov S.S., Surnina S.V. (2016). Olympic venues: problems of financing and contents. International Journal of Humanities and Natural Sciences (1-7): 219-222. (In Russian).] Татаркин А.И., Котлярова С.Н. (2013). Региональные институты развития как фактор экономического роста // Экономика региона (3): 18-26. DOI: 10.17059/2013-3-1. [Tatarkin ■н A.I., Kotlyarova S.N. (2013). Regional development institutions as an economic growth

0 factors. Economy of Region (3): 18-26. DOI: 10.17059/2013-3-1. (In Russian).]

^ Фридман В. (2014). Мегапроект века - это только начало // В мире науки (6): 60-69. [Fridman V.

2 (2014). Megaproekt veka - eto tol'ko nachalo. V mire nauki (6): 60-69. (In Russian).]

cn Юревич М.А. (2020). Институт инвестиционных форумов: передовой зарубежный опыт // 5 Вопросы регулирования экономики 11(2): 73-82. DOI: 10.17835/2078-5429.2020.11.2.073-

£ 082. [Yurevich M.A. (2020). Institute of investment forums: advanced foreign experience.

ф Journal of Economic Regulation 11(2) 73-82. DOI: 10.17835/2078-5429.2020.11.2.073-082.

(In Russian).]

^ Anguera R. (2006). The Channel Tunnel—an ex post economic evaluation // Transportation

1 Research Part A: Policy and Practice 40(4): 291-315. DOI: 10.1016/j.tra.2005.08.009.

g Benedek J., Horvath R. (2008). Regional Development in Romania. In: Baun M., Marek D. £ EU regional policy after enlargement. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. 226-247 p.

x (https://www.regionalstudies.org/wp-content/uploads/2018/07/countryreps-romania.pdf -

g Дата обращения: 28.11.2021).

^ Ceric A., Vukomanovic M., Ivic I., Kolaric S. (2021). Trust in megaprojects: A comprehensive literature c? review of research trends. International Journal of Project Management 39(4): 325-338. DOI:

a. 10.1016/j.ijproman.2020.10.007.

о Eroglu N., Eroglu I., Ozturk M., Aydin H.I. (2014). Development Agencies on the Way g- to Regional Development: Romania-Turkey Comparison. Procedia of Economics

ш and Business Administration 1(1): 214-221. (https://icesba.eu/RePEc/icb/wpaper/

IT ICESBA2014_26EROGLU_P214-221.pdf - Дата обращения: 28.11.2021).

p Flyvbjerg B., Bruzelius N., Rothengatter W. (2003). Megaprojects and Risk: An Anatomy of

3 Ambition. UK: Cambridge University Press. 189 p. DOI: 10.1017/CBO9781107050891.

Cj Fuller C., Bennett R.J., Ramsden M. (2003). Organised for inward investment? Development CC agencies, local government, and firms in the inward investment process. Environment and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Planning A (35): 2025-2051. DOI: 10.1068/a35296.

O Halkier H. (1992). Development Agencies and Regional Policy: The Case of the Scottish Development O Agency. Regional Politics and Policy 2(3): 1-26. D01:10.1080/13597569208420846.

w Halkier H., Danson M., Dambor C. (1998). Regional development agencies in Europe. London: O Jessica Kingsley. 374 p. D01:10.4324/9781315000206.

< Hughes J., Sasse G., Gordon C. (2004). Europeanization and regionalization in the EU's Ct enlargement to Central and Eastern Europe. London: Palgrave Macmillan. 231 p. O D0I:10.1057/9780230503182.

Huang S., Zhang X., Chen N., Li B., Ma H., Xu L., Li R., Niyogi D. (2021). Drought propagation modification after the construction of the Three Gorges Dam in the Yangtze River Basin // Journal of Hydrology 603(C): 127138. DOI: 10.1016/j.jhydrol.2021.127138. Jasimuddin S. (1994). Foreign investment in Bangladesh: character and perspective. Asian

Affairs 25: 163-168. DOI:10.1080/738552619. Lange J., Leleux B., Surlemont B. (2003). Angel Networks for the 21st Century: An Examination of Practices of Leading Networks in Europe and the U.S. The Journal of Private Equity (6): 18-28. DOI: 10.3905/jpe.2003.320036. Li Y., Zhong Y., Shao R., Yan Ch., Jin J., Shan J., Li F., Ji W., Bin L., Zhang X., Cao K., Shen J. (2020). Modified hydrological regime from the Three Gorges Dam increases the risk of food shortages for wintering waterbirds in Poyang Lake. Global Ecology and Conservation 24(e01286). DOI: 10.1016/j.gecco.2020.e01286. Maude A., Beer A. (2000). Regional Development Agencies in Australia: A Comparative Evaluation of Institutional Strengths and Weaknesses. The Town Planning Review 71(1): 1-24. DOI:10.3828/tpr.71.1.y7227415l8171674. Mitchell K. (2017). Metrics millennium: Social impact investment and the measurement of value.

Comparative European Politics (5): 751-770. DOI: 10.1057/s41295-016-0081-7. Odeck J., Kjerkreit A. (2019). The accuracy of benefit-cost analyses (BCAs) in transportation: An ex-post evaluation of road projects. Transportation Research. Part A: Policy and Practice 120: 277-294. DOI: 10.1016/j.tra.2018.12.023. ^

Osei-Kyei R., Chan A.P.C. (2017). Risk assessment in public-private partnership infrastructure ^t projects: empirical Comparison between Ghana and Hongkong. Construction Innovation ° 17(2): 204-223. DOI: 10.1108/CI-08-2016-0043. cn

Ozen P. (2005). Bolge kalkinma ajanslari // TEPAV. (https://www.tepav.org.tr/upload/

filesZ1271245092r8246.Bolgesel_Kalkinma_Ajanslari.pdf - Дата обращения: 28.11.2021). :>

Randjelovic J., O'Rourke A.R., Orsato R.J. (2003). The emergence of green venture capital. ф Business strategy and the environment 12(4): 240-253. DOI: 10.1002/bse.361. —•

Rothengatter W. (2019). Megaprojects in transportation networks. Transport Policy 75: A1-A15. ^ DOI: 10.1016/j.tranpol.2018.08.002. о

Salvador R., Juliao R.P. (2000). Regional Development Agencies in Portugal. In: 40th Congress g of the European Regional Science Association "European Monetary Union and Regional ££ Policy" (http://www-sre.wu-wien.ac.at/ersa/ersaconfs/ersa00/pdf-ersa/pdf/187.pdf - Дата i обращения: 28.11.2020). g

Toktas Y., Sevinc H., Bozkurt E. (2013). The Evolution of Regional Development Agencies: Turkey

<

Case. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica 15(2): 670-681. DOI: 10.29302/ E?

(D

oeconomica.2013.15.2.31. ^

с

о m

Toktas Y., Botoc C., Kunu S., Prozan R. (2018). The Regional Development Agency Experiences of o Turkey and Romania. Business and Economics Research Journal 9(2): 253—270. D01:10.20409/

berj.2018.103. _

Vickerman R. (2017). Beyond cost-benefit analysis: the search for a comprehensive evaluation z

of transport investment. Research in Transportation Economics 63: 5—12. DOI: 10.1016/j. p

retrec.2017.04.003. 3

Wegrich K., Hammerschmid G., Kostka G. (2017). The Challenges of Infrastructure: Complexity, u

(Ir)Rationalities, and the Search for Better Governance. In: Wegrich K., Hammerschmid G., Ct

Kostka G. (eds.). The Governance of Infrastructure, Oxford University Press, pp. 1—18. DOI: ^

D0I:10.1093/acprof:oso/9780198787310.003.0001. O

Xu X., Yang G., Tan Y., Liu J., Zhang S., Bryan B. (2020). Unravelling the effects of large-scale O

ecological programs on ecological rehabilitation of China's Three Gorges Dam. Journal of ^

Cleaner Production 256: 120446. DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.120446. °

<

cc

3

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.