Е.В. Белова
ФЕНОМЕН ЛОББИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Статья посвящена феномену лоббирования в российском здравоохранении. Представлены результаты авторского исследования, предложено собственное определение термина «лоббирование в здравоохранении» и обозначены подходы к анализу сущности этого феномена.
Ключевые слова: лоббирование, лоббирование в здравоохранении, продвижение интересов, законодательное регулирование.
Термин «лоббирование» не определен в отечественных нормативных актах, лоббистская деятельность не регламентируется. Лоббизм в здравоохранении остается неизученным, в связи с чем актуальными представляются результаты проведенного в январе-мае 2014 г. авторского исследования «Специфика процесса лоббирования на фармацевтическом рынке России» (семь интервью с экспертами фармацевтической отрасли, в ходе которых предлагалось раскрыть сущность термина «лоббирование»).
Были отобраны эксперты, представляющие различные стороны отечественного здравоохранения (госслужащие, представители общественных структур здравоохранения, консалтинговых компаний фармрынка, специализированных фармацевтических изданий, эксперты-практики).
Мнения экспертов относительно определения лоббирования в здравоохранении различаются. Врач, работающий в Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения г. Москвы, считает, что продвижение своих интересов фармацевтическими компаниями на рынке среди медицинских и фармацевтических работников называть «лоббированием» неправомерно: врачи не имеют возможности вести рекламу лекарства ввиду ограниченного времени приема, выгоды за назначение конкретного препарата доктор не получит. «Продвижение продукта ограничивается беседами о том, что есть такой препарат. Мы к этому относимся нормально, о новинках фармрынка нужно знать. А выберет или не выберет врач конкрет-
© Белова Е.В., 2015
ный препарат - тут никакого воздействия нет»1. Воздействие на россиян через СМИ не является лоббированием, так как фармкомпании просто оплачивают эфирное время, размещают рекламные баннеры, что разрешено законом о рекламе. «Лоббирование - это воздействие на какого-либо представителя исполнительной власти с целью продвижения своего товара на внутреннем рынке»2.
«...В нашей стране отсутствует правовое поле, юридическое понимание вопроса лоббирования, дефиниция "лоббирование" в нормативных актах... четко не определена»3, - отметил директор одного из независимых агентств, осуществляющих экспертизу в области здравоохранения и фармацевтики. С его точки зрения, «лоббирование -представление и защита своих интересов, продавливание их в политической сфере, взаимодействие с лицами, принимающими решение, формирование лояльности к компании и ее продуктам, информационный запрос в органы власти, инициатива, связанная с принятием резолюций, которые являются рычагами для оптимизации медицинских стандартов»4. Лоббированием нельзя назвать ситуацию, когда медицинский представитель навязывает врачу препарат. Лоббирование -это когда компания продавливает свои интересы через подключение «decision maker» (например, когда главный врач ЛПУ принимает решение в сторону того или иного препарата). «Лоббирование - это когда идет взаимодействие на уровне лиц, принимающих решение»5. Эксперт назвал ключевых стейкхолдеров: 1) бизнес-сообщество (фармацевтические компании); 2) представители законодательной и исполнительной власти; 3) KOLs (key opinion leaders - лидеры мнений): главные внештатные специалисты при Минздраве (федеральные и региональные), профессиональные ассоциации; 4) СМИ: TV-реклама, специализированные медицинские издания; 5) сообщества пациентов.
Генеральный директор консалтинговой компании считает, что термин «лоббизм» трактуется широко, а любая попытка защитить свое мнение или позицию воспринимается как лоббирование. «Лоббирование - это когда компания или субъект через свои связи в органах управления пытается улучшить свои перспективы (через введение новых нормативных актов, как правило)»6. Лоббирование в фармацевтической отрасли - «это переговорная позиция фармацевтического сообщества в общении с регулятором, которым является государство»1. Регулятор имеет много подразделений (Минздрав, Минпромторг, ФАС и т. д.), официально коммуницирующих с фармфирмами через ассоциации, предлагающие свои поправки к законам, которые готовят представители государственных органов. Эксперт выделяет два «уровня» лоббирования: 1) ассоциации (например, «Российская ассоциация фармпроизводителей»), которые работают с регулятором;
2) GR-менеджеры и руководство компаний, реализующие активность отдельных компаний. Эксперт не относит к лоббированию попытки компаний воздействовать на врачей, фармацевтов и KOLs: это - продвижение препаратов, конкурентная борьба, а не лоббирование.
Руководитель некоммерческого партнерства, занимающегося аналитикой социальной сферы, считает иначе: «лоббирование» и «продвижение» - синонимы. Он полагает, что традиционное понимание лоббирования как воздействия на госструктуры и чиновников является лишь отдельной частью лоббирования, которой занимаются особые специалисты (GR, Market Access менеджеры и др.). «...В странах, которые озабочены корректностью этого слова, есть соответствующие законы - о лоббизме»8. Эксперт отметил, что в России такого закона нет: он уже третий год обсуждается. Он считает, что фармкомпании занимаются лоббированием во всем мире и взаимодействуют с различными элементами здравоохранения: с врачебным сообществом, с чиновниками, с пациентами. «Лоббирование - это хорошо. Другой вопрос - кто за этим следит, как контролируют и как выполняют необходимые требования, предъявляемые к процедуре лоббирования»9. Пытаясь дать определение термину «лоббирование», эксперт говорит: «Я не рассматриваю лоббирование как некую функцию фармкомпании... Лоббирование - это просто некий процесс в маркетинге, его функция, а маркетинг - процесс извлечения прибыли»110. Отвечая на вопрос об «уровнях» лоббирования, он уточнил, что слово «уровни» подразумевает иерархию, применительно к лоббированию в здравоохранении стоит говорить о «плоскостях»: «Если в центре находится ядро в виде фармкомпаний, то на 360° от него идут те или иные "мосточки" к тем или иным стейкхолдерам»11.
Эксперт отмечает, что стейкхолдеров в России очень много, это разные участники системы здравоохранения: 1) пациенты; 2) врачи;
3) организаторы здравоохранения; 4) чиновники; 5) специалисты, занимающиеся промышленной политикой; 6) специалисты, занимающиеся социальным блоком; 7) политики (представители Госдумы, Совета Федерации, аппарата Президента и т. д.); 8) конкуренты (могут являться как помощниками, так и противодействующими стейкхол-дерами в системе лоббирования). Он полагает, что следует разделять стейкхолдеров «в здравоохранении» и «за пределами здравоохранения». К первым можно отнести: Минздрав РФ, Росздравнадзор РФ, Моспотребнадзор, минздравы субъектов Федерации, росздравнадзо-ры субъектов Федерации, федеральные и территориальные фонды ОМС, главных внештатных специалистов по отдельным нозологиям и т. д. «За пределами здравоохранения» находятся Министерство промышленности, Министерство экономики, Министерство торговли,
Министерство финансов, ФАС, Министерство образования и т. д. Эксперт обратил внимание на то, что есть такое понятие, как «Market Access»: «"Market Access" - это некие технологии доступа крынку. Этими технологиями занимаются GR-менеджеры, Market Access менеджеры, топ-менеджеры, руководители департаментов, бизнес-юниты. те, кто пытается заниматься лоббированием в фармкомпаниях»12.
Стоит отметить, что механизмы лоббирования зависят от того, на кого направлено воздействие. «Фармкомпании разрабатывают под каждого стейкхолдера индивидуальную программу взаимодействия, и этих технологий больше, чем самих стейкхолдеров»13. Выделяются основные технологии воздействия: помощь пациентским ассоциациям (информирование о препаратах и их социальной значимости, обучение.); взаимодействие с врачами (визиты медицинских представителей, обучающие мероприятия, совместная научная работа, написание и размещение статей в изданиях); взаимодействие с чиновниками (обучение, создание и расчет программ по формированию лояльности регуляторов в здравоохранении).
Директор по маркетинговым исследованиям компании, специализирующейся на фармацевтическом рынке, также считает, что «лоббирование - это продвижение интересов. Но, в отличие от рекламы и медийной промоции, это связано с личным контактированием с представителями фармацевтического сообщества»14.
Главный редактор информационно-аналитического издания для специалистов фармацевтического рынка полагает, что лоббированию подвержены все уровни здравоохранения начиная с чиновников и ассоциаций, отстаивающих интересы фармкомпаний, и кончая работниками аптек и врачами. Назвать лоббированием воздействие на россиян через СМИ (реклама безрецептурных препаратов) сложно: это - инструмент рекламы, механизм, которым пользуются производители любой продукции в целях продать свой товар. «Нечестные вещи начинаются, когда нужно каким-то образом добиться запрета группы, которая явJляется конкурентом»15, - считает эксперт и выделяет три «уровня» лоббирования: 1) ассоциации пациентов, финансируемые фармкомпаниями, в сфере интересов которых они находятся («Всероссийская ассоциация больных муковисцидозом»); 2) общественные организации, объединяющие фармкомпании по признакам рынка («Российская ассоциация аптечных сетей», «Ассоциация производителей фармпродукции») или происхождения («Российская ассоциация фармпроизводителей», «Ассоциация международных фармпроизводителей»). Как правило, влияние компаний на чиновников происходит через ассоциации, которые организуют мероприятия (симпозиумы, круглые столы), куда пригла-
шаются представители ведомств и государственных структур. Ассоциации предпринимают попытки законодательных инициатив, чтобы компания, чьи интересы они представляют, оказалась в чуть более выгодном положении; 3) договоренности отдельных лиц с чиновниками.
Директор независимого агентства выделяет следующие способы лоббирования фармфирм: 1) финансирование обучающих программ:
1.1) оплата стажировок и семинаров студентам медицинских вузов;
1.2) оплата поездок на зарубежные конгрессы профессорам; 2) получение доказательной базы с точки зрения фармакоэкономики: помимо клинических исследований требуются фармако- и макроэкономические доказательства эффективности препаратов, медицинских технологий, диагностических методов; 3) организация мероприятий для KOLs, Госдумы и Совета Федерации (конференции, круглые столы, симпозиумы и т. д.) с помощью «Market Access» и «GR»; 4) личные контакты с «decision makers»; 5) помощь представителям власти: оплата мероприятий, бесплатная поставка оборудования, организация дорогостоящих исследований (например, эпидемиологических); 6) личные встречи с министрами, губернаторами и пр. с помощью «GR».
На основе рассмотренных трактовок термина «лоббирование» в экспертном сообществе отечественного здравоохранения автором предложено собственное определение данного термина: «Лоббирование в здравоохранении - это борьба компаний-производителей лекарственных средств на всех уровнях (или во всех плоскостях) системы здравоохранения с целью представления, защиты и продвижения своих интересовJ на фармацевтическом рынке».
Примечания
1 И5. С. 3. Архив автора.
2 И5. С. 4. Архив автора.
3 Цит. по: И2. С. 2. Архив автора.
4 И2. С. 3-4. Архив автора.
5 И2. С. 21. Архив автора.
6 Цит. по: И3. С. 2. Архив автора.
7 И3. С. 3. Архив автора.
8 Цит. по: И6. С. 1. Архив автора.
9 И6. С. 2. Архив автора.
10 Там же.
11 И6. С. 3. Архив автора.
12 И6. С. 9. Архив автора.
13 И6. С. 5. Архив автора.
14 Цит. по: И7. С. 2. Архив автора.
15 Там же.