Научная статья на тему 'Феномен лидерства и его психофизиологические корреляты'

Феномен лидерства и его психофизиологические корреляты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ТЕМПОРИТМОИНТОНИРОВАНИЕ РЕЧИ / LEADER / RATE / RHYTHM AND INTONATION OF SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харин Д. В., Фетисов Г. М., Чухрова М. Г., Гафаров В. В.

Исследованы физические характеристики голоса и речи у сформировавшихся лидеров, выявлены их психологические корреляты. Показано, что голосовые составляющие являются важным психофизиологическим маркером личности лидера. Особенности темпоритмоинтонирования речи лидера является психофизиологической характеристикой, которая на невербальном уровне отличает его от обычных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF LEADERSHIP AND ITS PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONNECTIONS

Psychological correlations between physical characteristics of a voice and speech at the generated leaders and their personal attributes are revealed. Psychological correlations between physical characteristics of a voice and speech at the generated leaders and their personal attributes are revealed. Voice characteristics are the important psychophysiological marker of the leader. Features of rate, rhythm and intonation of speech of the leader are his psychophysiological characteristic which distinguishes the leader from not-leader at the nonverbal level.

Текст научной работы на тему «Феномен лидерства и его психофизиологические корреляты»

Крылова. - Л., 1982. - Вып. 11.

15. Филимоненко, Ю.И. Цветовой тест М. Люшера / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. - СПб.: ГП «Иматон», 2000.

16. Бейли, Н. Статистические методы в биологии. - М.: Мир, 1963.

17. Солсо, Р. Экспериментальная психология / Р. Солсо, К. Маклин. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

18. Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

19. Наследов, А.Д. 8Р88: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках / А.Д. Наследов. - СПб.: Питер, 2007.

20. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 2005. - Т.2.

21. Зайцев, В.М. Прикладная медицинская статистика / В.М. Зайцев, В.Г. Лифляндский, В.И. Маринкин. - СПб.: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2003.

22. Сидоренко, Е. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2006.

23. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2008.

24. Резник, А.Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. - СПб.: Речь, 2007.

25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский [и др.]; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2004.

26. Алейникова, Т.В. Вопросы возрастной психофизиологии: учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: УНИИ ва-леологии РГУ, 2002.

27. Безруких, М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Академия, 2009.

28. Зверева, С.В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий. - СПБ: САГА, 2005.

29. Котляр, Б.И. Пластичность нервной системы: учебное пособие. - М.: МГУ, 1986.

30. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.

31. Мухина, В. С. Возрастная психология. - М.: ЛСЛБЕМЛ, 2003.

32. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: «Академия», 2005.

33. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 616.8

Д.В. Харин, аспирант КемГУ, г. Кемерово; Г.М. Фетисов, соискатель НГПУ; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ;

В.В. Гафаров, проф. МЛЭ ССЗ СО РАМН, ГУ НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА И ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ

Исследованы физические характеристики голоса и речи у сформировавшихся лидеров, выявлены их психологические корреляты. Показано, что голосовые составляющие являются важным психофизиологическим маркером личности лидера. Особенности темпоритмоинтонирования речи лидера является психофизиологической характеристикой, которая на невербальном уровне отличает его от обычных людей.

Ключевые слова: лидер, темпоритмоинтонирование речи.

Проблема лидерства, в том числе, политического лидерства, является одной из ключевых проблем, которая объединяет политологию, политическую и социальную психологию, психологию личности. Основателем психологического подхода к исследованию феномена лидерства считается Г. Д. Лас-суэлл, который вместе с Ч. Мирриамом, Б. Скиннером, У. Уайтом представлял чикагскую психологическую школу политики [1]. Хорошо известна и психологическая концепция лидерства франкфуртской школы - Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Х. Арендт и других исследователей [2]. В основе психологического подхода к изучению феномена лидерства лежит выявление качеств и свойств личности, свойственных идеальным лидерам-героям. Однако обширный материал, полученный при исследовании личностных качеств известных лидеров показал противоречивые результаты и позволил сделать обобщающий вывод о том, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных качеств [3]. По мнению А. Мене-гетти, лидера отличает от большинства способность быть

вектором функций, центром управления, что определяется не карьерой или количеством прожитых лет, а только природной предрасположенностью, усовершенствованной жизненным опытом [4]. М.В. Ломоносов считал: «Искусства о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об одной мнению ....требуется пять следующих сред-ствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье -подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук» [цит. по 5, с. 135].

Однако мало ощущать себя «вектором» (А. Менегетти) и иметь бессознательное стремление к авторитаризму (Т. Адорно), необходимо иметь свойства, позволяющие и окружающим людям почувствовать вожака. Эти процессы всегда бессознательны, и мы согласны с А. Менегетти, что лидерство

- это закон природы, а не социальный конструкт. Природа выдвигает лидера как функцию для большинства. Следовательно, определяющим качеством истинного лидера будут его психофизиологические качества, которые воспринимаются окружающими на бессознательном уровне. Например, особенности голосоречеобразования (тембра, темпа, ритма, пауз, дикции и т.д). Речь, позы и жесты лидера отличаются от речи подчиненных. Речь строится в форме приказов. Кроме того, она всегда имеет более медленный темп, чем речь подчиненных. В ней больше пауз и они длиннее. Культурные нормы предполагают, что лидер всегда говорит больше остальных. Также в экспериментах было показано, что люди, перебивающие собеседников, всегда воспринимаются окружающими как более успешные и управляющие, хотя и менее социально приемлемые, надёжные и компанейские [6]. На наш взгляд, мало внимания в отечественной политической психологии уделяется психофизиологическим коррелятам, сопутствующим феномену лидерства, в частности, голосовым характеристикам лидера.

Звучащее слово, которое слышит наше ухо и анализирует мозг, многогранно. В нем пересекаются лингвистические, акустические, эмоционально - психологические, эстетические параметры. Вся человеческая деятельность связано со словом и это правомерно, потому что «именно слово сделало нас людьми» (И.П. Павлов). Речевая деятельность структурно организованна, связана с процессами смыслообразования, смысловыражения и смысловосприятия. Важное значение в передаче смысла в устной речи имеет (невербальная) несловесная коммуникация. В.П. Морозовым выдвинута концепция двухканальной вербально-невербальной природы речевого общения (интонация, тембр, жест, поза). Звучащая речь всегда представлена интонационным рисунком акустического и просодического планов взаимодействия: сила, высота, тембр,

темпоритмические и мелодические составляющие [7]. Эти характеристики речи и составляют ее индивидуальное качественное своеобразие, делают узнаваемой, а лидеру позволяют использовать как инструмент воздействия на окружающих.

Цель исследования: изучение физических характеристик голоса и речи у сформировавшихся лидеров и их психологические корреляты.

Методы исследования. В качестве объектов исследования выступали люди, непосредственно участвующие в системе властных отношений, руководители крупных организаций и владельцы коммерческих фирм, всего 15 человек мужского пола. В качестве критериев отбора использовались такие признаки, как компетентность, род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт общественно-политической и коммерческой деятельности, успешность. Контрольную группу составили 15 человек аналогичной возрастной группы, работники тех же организаций и фирм. Производилась аудиозапись голоса при чтении стандартного текста и спектральный анализ полученной записи. При объективизации результатов обращалось внимание на перераспределение мощности в спектре исследуемого голосового сигнала в диапазоне 200 - 2000 Гц, смещение которого идет в сторону высокочастотных характеристик - высокой речевой форманты (ВРФ). Наличие высокой речевой форманты, в первую очередь обусловлено правильной постановкой гортани, которая позволяет задействовать резонаторы и обеспечить правильное голосоведение. Сначала осуществлялась запись голоса обследуемых испытуемых, частота дискретизации составляла 44,1 кГц, разрядность 16 бит. Затем к фрагментам записанного сигнала, выбранным в результате работы совместно с фониат-ром, применяли быстрое преобразование Фурье. В полученном спектре выделяли формантные области частот. Путем сравнения различных спектров выбирали параметры, необходимые для анализа. На первоначальном этапе, для определения корреляций между психологическими параметрами, визуально сравнивались трехмерные спектры. Параллельно проводилось психологическое обследование с помощью тестов САН (самочувствие, активность, настроение), Айзенка (экстраверсия - интроверсия, нейротизм - эмоциональная стабильность, неискренность), Тейлор (тревожность, эмоциональное напряжение - вегетативный и импрессивный компонент), шкала Ридера (уровень психосоциального стресса).

Результаты. По большинству изучаемых параметров «лидеры» и «подчиненные» существенно отличались друг от друга. У подчиненных, в отличие от лидеров, существенно чаще встречалась речь, лишенная богатства эмоциональных оттенков, интонационной выразительности, «смазанная» дикция, нарушение индивидуального тембра (голоса глухие или неестественно визгливые). Глухой голос характеризует состояние подавленности, снижение жизненной активности, что подтверждалось с помощью теста САН. Встречалась, особенно у молодых людей, интонация «раскачивания» (резкое повышение и понижение тона), ничего общего не имеющая с традиционными нормативными мелодическими рисунками русского языка, чего ни в одном случае не наблюдалось у лидеров.

Исследование голосоречевых составляющих лидеров выявило особенности во всех невербальных параметрах голоса. Наиболее яркие отличия обнаружены в ритмической организации слова и темпоритмической организации фразы, наименьшие отличия - в дикции (рис. 1). Выявлены корреляции показателей темпоритмоинтонирования с некоторыми психологическими параметрами. Наибольшая корреляционная взаимосвязь (положительная) выявлена между показателями самооценки (уровни самочувствия, активности, настроения) и высокой речевой формантой (рис. 2).

Особенность темпоритмоинтонирования речи лидера является психофизиологической характеристикой, которая на невербальном уровне отличает его от обычных людей. ВРФ очень чутко реагирует на психоэмоциональный тонус, настроение, активность, общее самочувствие (рис. 2), и тесно связана с конституционально-личностными качествами, та-

кими, как нейротизм, экстраверсия, интроверсия, а также зависит от уровня стресса (рис. 3).

По ВРФ можно судить об уровне тревожности или депрессии человека, уровне его психосоциального стресса, об его коммуникативных свойствах. Высокоречевая форманта в некоторой степени поддается тренировке, и в процессе усиления ВРФ наблюдалось достоверное снижение уровня депрессии, снижение уровня тревожности, причем не только им-прессивного, но и вегетативного ее компонента.

Голосовые составляющие являются важным психофизиологическим маркером не только личности пациента, но и уровня его соматического здоровья. Правильно с физиологической точки зрения организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и

хорошей адаптации в социуме. Такая речь будет способствовать большей уверенности в себе, высокой самооценке, что немаловажно при наличии лидерских качеств. Хотя А. Мене-гетти считает, что для лидера не имеют значения ни физическая конституция, ни возраст (эти параметры оказывают влияние на голосовые хараетристики) [4], тем не менее, большинство известных харизматичных лидеров, в большей степени политических, имели хорошо поставленные голоса с выраженной высокой речевой формантой, которые являлись одним из средств достижения успешного действия.

ГГц

б)

Рис. 1. Сравнение кумулятивных спектров: а) лидеры, б) подчиненные

Рис. 2. Корреляционная взаимосвязь между высокой речевой формантой и данными теста САН (самочувствие, активность, настроение)

формантой и некоторыми психологическими параметрами

Заключение. Голосовые составляющие являются важным психофизиологическим маркером личности лидера. Особенности темпоритмоинтонирования речи лидера является психофизиологической характеристикой, которая на невербальном уровне отличает его от обычных людей. Кроме того, правильно с физиологической точки зрения организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и хорошей адаптации в социуме.

Рис. 3. Корреляционная взаимосвязь между высокой речевой

Библиографический список

1. Lasswell H.D. Psychopathology and politics. - N.Y., 1930.

2. Адорно Т. Авторитарная личность // Социс, 1993, № 3.

3. Stogdill R. Leadership, membership and organization // Psychological bulletin. - 1950.

4. Менегетти А. Психология лидера. / Пер. С итальянского А. Николаева. Изд. 2-е исправленное и дополненное. - М.: МГУП, 1999.

5. Ольшанский Д. В. Психология современной российской политики. - Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический проект, 2001.

6. Шейнов В.П. Психология лидерства и власти. - М.: Ось-89, 2008.

7. Василенко Ю. С. Голос, фониатрические аспекты. - М.: Энергоиздат, 2002.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 376

В.С. Шаромова, аспирант НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье рассматриваются особенности мотивации к обучению чтению детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Нами было доказано, что если организация учебной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, будет включать в себя систему средств мотивации, то это позволит сделать более эффективным процесс обучения чтению у данной категории детей.

Ключевые слова: мотивация к обучению, нарушение речи у детей.

Мотивационная готовность рассматривается как неотъемлемая часть психологической готовности ребенка к обучению. Подход к изучению учебной деятельности детей с нарушением речи как к целостной деятельности ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонентов являются мотивы. Проблема мотивов деятельности дошкольников с нарушением речи относится к числу малоразработанных [1]. Теоретический анализ процесса чтения в контексте деятельностного подхода предусматривает выделение и понимание его основных компонентов. На основе работ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, посвящённых теории деятельности, психологи выделяют в структуре чтения несколько взаимосвязанных составляющих: мотивационно-целевую,

исполнительскую и контрольную [2-4]. Это создаёт условия для комплексного изучения чтения в единстве личностного и процессуального его аспектов [5-7].

Целью нашей работы является развитие средств мотивации по методике Н.А. Зайцева к обучению чтению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня.

Материал и методы исследования. В эксперименте приняли участие 24 ребенка МДОУ ЦРР детского сада № 504 Октябрьского района города Новосибирска (в период с сентября 2008 года по май 2009 года). Две группы детей от 4,5 до 6 лет по двенадцать человек. Одна группа была экспериментальной (дети, с ОНР III уровня), другая - контрольной (дети с ОНР III уровня). В работе с детьми мы уделяли основное внимание обогащению словарного запаса, развитию сенсорики, воспитанию разных форм анализа явлений внешней среды: зрительного, слухового, зрительно-пространственного.

При обучении чтению детей с ОНР III уровня (экспериментальной группы) на начальном этапе мы использовали методику Н.А. Зайцева, более известная как «кубики Зайцева», данная методика позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются логопеды при обучении чтению детей с нарушением речи [6].

Основной единицей языка у Зайцева является не звук,

буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Например, КО-Ш-КА, МО-ЛО-КО, А-И-С-Т и т.д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Склады ребенок видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Почему кубики? Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.

Методика Н. А. Зайцева предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку. Кубики с названиями предметов или имен ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово ребенок запоминает целиком, как единый графический образ.

Первые слова, которые учились читать дети с нарушениями речи, относились лично к ним, к их семье, знакомым животным и т.д. Весь дальнейший процесс обучения мы стремились максимально связать с личным опытом ребенка, с ним самим, его семьей, с тем, что происходит в его жизни.

Обучение чтению начиналось с темы «Моя семья»:

По кубикам составляли имя ребенка, имена родителей или просто слова «мама», «папа», «баба», «деда», «тётя», «дядя». Затем прочитывали вместе с педагогом данные слова, далее ребенок выбирал из ряда картинок (фотографий) ту, которую называл взрослый, правильно указывал к картинке обозначающее слово, прочитывал его. На этом этапе занятия ребенок не только учился читать слова и понимать, что они обозначают, но и планировать свои действия.

Например, Диме М. 4,5л. (7гр. ОНР II ур.) педагог предложила разложить фотографии на обозначающие их слова (фотография с изображением самого Димы). Педагог: как зовут этого мальчика?

- Ди-ма. Всего два кубика. Теперь кубики перевернули-переставили. Где твое имя? Давай напишем. Вот оно: Дима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.