Научная статья на тему 'Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний'

Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВА ЛИДЕРА / ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / МАЙЕВТИКА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЙ БРЕНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихова И. С., Антипова Д. А.

В статье выявляется сущность и раскрывается социально-экономическое содержание категории «лидерский капитал», а также рассматриваются ключевые факторы, определяющие возрастание роли и значения лидера в современной экономике корпоративных знаний. Рассмотрены важнейшие элементы, представляющие собой онтологию лидерского капитала: инновационный менталитет, система созидательных смыслов, полноценное мышление, способность создавать неявные знания, быть экспертом и когнитологом. Выявлены психологические, социальные, познавательные, социокультурные, когнитивные, трансакционные и многие другие аспекты управленческого лидерского капитала, релевантного требованиям масштабных экономических инноваций. Показан процесс и алгоритм лидерской деятельности по расширенному воспроизводству и использованию новых знаний и воздействию на процесс создания добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний»

Вопросы экономики

УДК 330.16

феномен лидерского капитала

в экономике корпоративных знаний

И.С. САЛИХОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

E-mail: [email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте

Д.А. АНТИПОВА,

аспирантка Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии

и оценке соответствия E-mail: [email protected]

В статье выявляется сущность и раскрывается социально-экономическое содержание категории «лидерский капитал», а также рассматриваются ключевые факторы, определяющие возрастание роли и значения лидера в современной экономике корпоративных знаний. Рассмотрены важнейшие элементы, представляющие собой онтологию лидерского капитала: инновационный менталитет, система созидательных смыслов, полноценное мышление, способность создавать неявные знания, быть экспертом и когнитологом. Выявлены психологические, социальные, познавательные, социокультурные, когнитивные, трансакционные и многие другие аспекты управленческого лидерского капитала, релевантного требованиям масштабных экономических инноваций. Показан процесс и алгоритм лидерской деятельности по расширенному воспроизводству и использованию новых знаний и воздействию на процесс создания добавленной стоимости.

Ключевые слова: лидерский капитал, качества лидера, добавленная стоимость, майевтика, творческое мышление, управленческие инновации, корпоративные знания, корпоративное лидерство, лидерский бренд

В современных условиях аксиоматичным является положение о том, что экономическое благополучие предприятия либо любого другого субъекта конкурентно-рыночной экономики является функцией, в том числе и качества управления. Существенное возрастание спроса на различные продуктовые инновации, индивидуализация потребностей, актуализация «бизнеса со скоростью мысли» объективно обусловили необходимость разработки новых производственных и управленческих парадигм. Увеличение скорости протекания всех фаз воспроизводственного цикла, растущий динамизм хозяйственных взаимодействий, императивы гуманизации социально-экономических отношений все в большей степени предопределяют необходимость формирования и развития неординарных, пассионарных способов разработки и принятия управленческих решений [6, 13, 18]. В связи с этим именно лидерский тип управления становится все более действенным и самостоятельным фактором создания добавленной стоимости. Поэтому цель авторов заключается в выявлении и всесторонней

характеристики капиталообразующих свойств, присущих лидерской форме управления современными корпорациями и являющихся самостоятельным фактором создания добавленной стоимости продукта.

Очевидно, что важнейшим качеством личностного капитала корпоративного лидера становится так называемая генерализованная, или имманентная, креативность [10], предстающая как функция его естественного стремления к поиску неординарных форм и способов предпринимательства, требующего непрерывной генерации и производства новейших идей и знаний. При этом лидерская модель творчества предполагает наличие трех основных, усиливающих друг друга элементов:

а) внутренней мотивации к работе над задачей;

б) высокого уровня компетентности в области решаемой задачи;

в) творческого мышления и поведения.

Отмеченные качества формируют так называемое дивергентное мышление, которое характеризуется:

— высокой скоростью и гибкостью мыслительных процессов;

— новизной выдвигаемых идей;

— развитой способностью к синтезу и анализу информации, ее переименованию и переопределению;

— умением работать со сложными образами и понятиями, совершенствовать предлагаемые алгоритмы решения творческих задач [2, 6].

Исследователи обычно подчеркивают социальный, практический и эмоциональный ракурсы бытия интеллектуального капитала личности корпоративного лидера. Социальный аспект интеллектуального капитала лидерского качества заключается в способности лидера проявлять эмпатию и глубоко понимать сотрудников, что является основанием для формирования доверительных отношений и повышения эффективности всех форм социально-экономических взаимодействий. При этом эффективная работа предполагает труд группы людей, обладающих различными знаниями, навыками и умениями. Они призваны работать вместе добровольно, сообразуясь с логикой ситуации и в соответствии с требованиями задач, возникающих «здесь и сейчас».

Важнейшим элементом лидерского капитала, а также ключевым фактором повышения эффективности обмена знаниями является доверие, которое представляет собой уверенность в том, что субъект

будет действовать в интересах доверяющей стороны или (по крайней мере) не в ущерб ей, даже если заинтересованная сторона не может полностью проконтролировать определенный процесс. При этом большое значение имеют два основных вида доверия:

— вера в компетентность;

— вера в доброжелательность соответствующего субъекта.

Вера в компетентность опирается на предположение о том, что субъект хорошо разбирается в данной теме.

Вера в доброжелательность исходит из надежды на то, что субъект постарается помочь экономическому агенту, оказавшемуся в затруднительном положении [14].

Практический аспект бытия лидерского интеллектуального капитала состоит в способности «чувствовать» экономическую действительность в ее противоречивой целостности и определять вектор решений и действий не только «здесь и сейчас», но и на отдаленную перспективу. Концентрация на практическом вкладе позволяет устранить беспорядочность и хаос событий, из-за которых часто бывает сложно определить, какие из них действительно являются ключевыми, судьбоносными для корпорации. Практическая функция лидерства помогает руководителю, в первую очередь, создать команду единомышленников и обеспечить концентрацию творческой и трудовой энергии сотрудников на достижении высокой эффективности воспроизводства инноваций.

Эмоциональный аспект интеллектуального капитала лидера представляет собой способность данного субъекта ясно осознавать силу собственных эмоций и умело использовать их для повышения уровня творческой и трудовой мотивации сотрудников. Лидер всегда является пассионарием, т.е. человеком такого типа, который ломает сложившийся уклад жизни, формирует новейшие модели творческого и трудового поведения, мышления, из-за чего часто вступает в конфликт с обществом [3]. В более широком понимании пассионарии — это страстные, предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, готовые к лишениям и даже временному остракизму со стороны ближайшего окружения и партнеров по бизнесу.

Эмоциональный аспект интеллектуального капитала лидера характеризуется способностью правильного «обращения» с разногласиями, кото-

рые больше всего необходимы для стимулирования воображения. Возможно, чтобы найти правильное решение, например математической задачи, особого воображения не требуется, но это касается только задач именно такого типа. Однако все вопросы неустойчивого, не выверенного математически характера, с которыми постоянно приходится иметь дело каждому руководителю, независимо от сферы его деятельности, нуждаются в неординарных, творческих решениях. Все это говорит о том, что без воображения как нового особого метода познания мира эффективному руководителю, т.е. лидеру, не обойтись [4, 5]. К эмоциональному аспекту деятельности лидера также относится его способность прямо посмотреть в лицо критически настроенному подчиненному, что предполагает еще и умение выдержать не всегда приятный обмен мнениями. Именно эта способность помогает установлению эмоциональных отношений, которые жизненно необходимы корпоративным лидерам.

Добавим, что корпоративный лидер должен терпеливо переносить неопределенность и разочарования. Он обязан поднимать трудные вопросы, но при этом сам не имеет права впадать в панику, поскольку сотрудники, коллеги и клиенты внимательно следят за поведением лидера. Они всегда заметят различные сигналы, свидетельствующие об эмоциональном состоянии человека. Поэтому лидер, чтобы оставаться пассионарием, должен быть образцом уверенности, всем своим видом показывая, что не сомневается в способности компании справиться со всеми трудностями. Лидер, обнаруживая и примиряя все противоречивые позиции сотрудников, призван являть собой пример высокого духа и созидательных интенций [19].

В современной литературе существует понятие «личный капитал», под которым понимаются знания, существующие как убеждения, ценности, точки зрения и представления человека, интегрируемые в созидательные компетенции. В практическом плане эти компетенции проявляются как ноу-хау, отдельные приемы и технологические инструменты, практические умения и навыки. Личный интеллектуальный капитал, как известно, представляет собой систему востребованных, именно созидательно ориентированных новейших знаний и компетенций личности, используемых для воспроизводства не просто экономических, но жизненно важных благ.

При этом обычно не разграничиваются понятия «индивидуальный интеллектуальный капитал» и

«личностный интеллектуальный капитал». Однако представляется, что наибольшим креативным и прикладным потенциалом обладает последнее понятие, поскольку личность есть определенная система социально значимых черт, и именно личностные характеристики конкретного человека наиболее релевантны современной ситуации, поскольку подчеркивают его включенность в различные сетевые социально-экономические взаимодействия. Индивид как единичный представитель человеческого рода как такового не актуален для современной экономики. Актуальной является личность, выступающая в качестве индивида, императивно включенного в систему социально-экономических и в целом общественных отношений и взаимодействий.

Очевидно, есть необходимость в детализации характеристики личностно-лидерского или просто лидерского интеллектуального капитала, под которым следует понимать, прежде всего, систему пассионарных знаний, способствующих поиску и обнаружению неординарных управленческих и в целом экономических решений, а также осуществлению действий, обеспечивающих устойчивое развитие данного субъекта и соответствующей организации. Пассионарные знания — это:

— неявные знания о том, как организовывать и осуществлять модификацию и даже слом старых, традиционных исследовательских парадигм и различных научно-практических методик;

— знания о том, как осуществить «взгляд из будущего» на сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в деятельности корпорации и экономического сообщества в целом;

— знания о том, как обоснованно рисковать, разрабатывать и принимать творческие решения и меры, обеспечивающие неуклонное выполнение поставленных созидательных задач в сфере развития персонала, самой корпорации и социума в целом.

Очевидно, что пассионарные знания — есть сложнейший «клубок», прежде всего, неявных знаний, которые едва ли являются передаваемыми либо легко формализуемыми. Эти знания трудно как формализовать, так и формировать, поскольку здесь априори предполагается наличие определенных психических свойств и характеристик личности, непосредственно связанных с чертами характера, волевыми качествами, темпераментом, врожденными задатками и т.д. Между тем развивающаяся система интенсивных форм социально-экономических

взаимодействий делает возможным не просто взаимный обмен новыми знаниями, но и взаимообмен ментальными моделями, ценностно-смысловыми установками, интенциональными схемами мышления и поведения. Поэтому анализ литературных источников, а также материалов, касающихся практики воспроизводства корпоративных знаний, позволяет выразить лидерский процесс создания и использования новых знаний следующим образом.

Во-первых, лидер-пассионарий, основываясь на осмысленности и непрерывном совершенствовании своих творчески-трудовых предпочтений, а также на развитой системе мотивации, осуществляет поиск неочевидных производственных, институциональных, маркетинговых, технологических и других возможностей и направлений создания новых знаний и продуктов. На данном этапе энергетический потенциал лидера, его духовно-психические силы осуществляют поиск альтернатив своего применения [22]. Результаты такого поиска определяются как минимум двумя обстоятельствами:

— с одной стороны, интенция поиска задается наличием реальных внешних возможностей и потребностей в рамках общего вектора деятельности лидера и организации;

— с другой стороны, выбор вектора деятельности в решающей степени зависит от ментальных и ценностно-смысловых конструктов познающего субъекта [11, 19].

По отношению к экономическим задачам лидеры действуют не рефлекторно, а осознанно, т.е. сами генерируют идеи, а не реагируют только на внешние раздражители. По отношению к своим задачам лидеры занимают не отстраненную, а вполне эмоциональную, деятельную и созидательную позицию. Их влияние на настроение окружающих, способность пробуждать в людях мысленные образы и ожидания, вызывать в них конкретные желания и стремления, нацеливать на «перезагрузку» ценностей и многое другое определюет направление развития корпорации. В итоге деятельность лидера меняет представления людей об их желаниях, возможностях, творческих и трудовых предпочтениях и потребностях [9].

Таким образом, «пассионарное качество» лидера есть глубинное субъективное основание, на котором только и возможно выстраивать новые алгоритмы познавательного процесса. При этом пассионарные качества лидера в существенной мере определяются качеством его ментального

и ценностно-культурного капитала. Именно эти виды капитала лежат в основании так называемых «психических интенсивностей» лидера, определяющих скорость, диапазон и формы творческой деятельности. Психические интенсивности следует также характеризовать и как психическую энергию личности, используемую в той или иной форме, включая познавательный процесс [22].

Можно констатировать, что пассионарное качество лидера (ПКЛ) есть функция его психической энергии (ПЭ), которая, в свою очередь, есть продукт его ментальных и ценностно-смысловых конструктов (МЦСК). Другими словами, имеют место следующие функциональные зависимости:

ПКЛ = / (ПЭ); ПЭ = / (МЦСК).

Следовательно,

ПКЛ = /(МЦСК).

Отмеченные простые функциональные зависимости означают, что формирование и развитие пассионарных качеств личности корпоративного лидера (в широком сетевом смысле) непосредственно увязываются с проблематикой формирования и развития адекватных «пассионарным требованиям» ментальных моделей и ценностно-смысловых конструктов. В управленческом плане можно отметить, что онтологическим основанием формирования пассионарных качеств лидера является формирование у него одноименного (пассионарного, инновационного) менталитета и созидательной формы ценностно-смыслового конструкта. Создание управленческих алгоритмов в сфере развития таких форм менталитета и ценностных смыслов требует специальных исследовательских усилий.

Во-вторых, корпоративный лидер демонстрирует, пропагандирует и внедряет исследовательский склад своего мышления, которое обеспечивает проникновение в сущность какой-либо новой проблемы, связанной с созданием нового знания, обеспечивающего «прорыв» в конкуренции и предоставлении потребителям новых высококачественных продуктов. Всякая «добыча» нового знания есть результат познавательной деятельности, которая, в свою очередь, есть функция определенного типа и склада мышления. В литературе бытует термин «полноценное мышление» [2, 16, 21], в рамках которого лидер-исследователь четко придерживается правил диалектической и формальной логики, постоянно стремится к выявлению внутренних противоречий и закономерностей развития того или иного процесса.

Рис. 1. Качества лидера-эксперта как источник нового знания

В-третьих, результат познавательной деятельности лидера, в ходе которого он использует полноценное экономическое мышление, всегда представляет собой новое актуальное, именно лидерское знание, нацеленное на конкретный высокий и неординарный социально-экономический результат. Лидерское новое знание — это всегда результативное знание, которое обеспечивает предпринимательский успех. В этом знании заключается немалая доля риска и высокая ответственность, содержится потенциал повышения эффективности хозяйствования и стимулирования творческой активности персонала. Данное лидерское знание, какую бы область корпоративных взаимодействий оно ни затрагивало, всегда относится к категории радикального либо «проторадикального» нового знания. Стало быть, новое знание, обеспечивающее всего лишь увеличение объема так называемых улучшающих инноваций и вызывающее лишь некоторые модификации качественной структуры продукта, не может считаться лидерским новым знанием.

Вполне понятным и ключевым признаком-критерием лидерского нового знания является конституирование лидера в качестве эксперта в данной области экономического знания как такового. Как известно, эксперт — это специалист, дающий адекватные суждения и умозаключения при исследовании и рассмотрении какого-нибудь вопроса или проблемы. Не каждый эксперт может быть пассионарием или лидером, но каждый лидер должен быть экспертом в сфере своих базовых и ключевых компетенций. Если речь идет о лидерских качествах эксперта, то имеются в виду, прежде

всего, сущностный уровень его профессионального знания, а также способность к генерации нового знания [3, 7]. Основные качества лидера как эксперта показаны на рис. 1.

Таким образом, лидерские качества эксперта корреспондируются с системой его уникальных личностных знаний, объем и качество которых позволяет лидеру не только быть всегда «на виду у всех», но и постоянно демонстрировать личный пример в непрерывном, «страстно» мотивированном познании, генерации новейших идей и воспроизводстве знаний. В факте непрерывного познания заключаются качества лидера как производителя нового знания, что предполагает обладание навыками одновременно специалиста-профессионала и эксперта.

В-четвертых, корпоративный лидер обладает способностью распространять новые знания, являясь харизматичным преподавателем, обеспечивающим тиражирование знаний внутри предприятия, используя соответствующие методы управления. В этом смысле корпоративный лидер является и аналитиком, и когнитологом, призванным формализовать свои личностные знания, делая их доступными для всего персонала фирмы. Если аналитик осуществляет анализ новых произведенных знаний, то когнитолог эти знания формализует, делая их доступными для сотрудников. Анализ и последующая формализация личностных знаний самого лидера, а также новых знаний, производимых другими сотрудниками и сетевыми группами организации, могут осуществляться специально созданными для этих целей структурами. Однако в любом случае корпоративный лидер обязан задавать вектор фун-

кционирования и развития этих структур, подбирая и обучая соответствующий персонал [7, 11, 14].

Все это позволяет подчеркнуть, что корпоративный лидер интегрирует в себе ключевые качества и свойства работников знания (knowledge workers). Это отнюдь не означает, что лидер должен осуществлять все функции «работников знания», но он призван обеспечить направленность и задать тональность их деятельности, имея ясное представление о содержании функциональных обязанностей и специфике творческой деятельности каждого работника знания. Таким образом, корпоративный лидер в системе воспроизводства нового знания занимает двоякое положение:

— с одной стороны, он является интегратором ключевых функций всех категорий работников знания, выступая как субъект познания;

— с другой стороны, он предстает в качестве организатора их высокоэффективной деятельности как субъект управления знаниями.

Воспроизводственный цикл нового знания под руководством лидера осуществляется следующим образом. Прежде всего, сам корпоративный лидер производит новые знания, в том числе и знания о том, как обеспечить высокое качество управления всеми категориями работников знания. Здесь воспроизводство происходит по «малому лидерскому кругу», поскольку основным результатом в данном случае является развитие личностного лидерского интеллектуального капитала. Смысл этого «малого круга» состоит в том, чтобы на личном лидерском примере показать, нацелить, мотивировать и энергетически вдохновить всех работников знания на творческие изыскания. Деятельность лидера по организации высокоэффективного функционирования работников знания представляет собой «большой лидерский круг» воспроизводства новых знаний. Взаимосвязь и взаимная обусловленность обоих названных лидерских кругов должны обеспечить непрерывность расширенного воспроизводства уникальных новейших знаний [8, 12, 20].

В-пятых, лидер современной корпорации должен быть отличным фасилитатором, роль и значение которого заключаются в том, чтобы создавать благоприятную атмосферу (психологическую, социокультурную, ментальную, творческую) в рамках как индивидуальных, так и групповых бесед и дискурсов, цель которых — расположить собеседника или целевую когнитивную аудиторию к искреннему общению и формализации скрытых

новых знаний. Лидер всегда проявляет реальный интерес к личности того или тех, кто является объектом познания и носителем нового знания. Фаси-литатор — это опытный психолог, обеспечивающий создание «каналов», по которым направляются потоки психической энергии собеседников либо участников группового дискурса. В содержании понятия «фасилитатор» умение управлять психическим состоянием собственника уникального неявного знания предстает как ключевое качество. Лишь вслед за этим актуализируется его способность анализировать новое знание и даже осуществлять функции преподавателя.

В-шестых, корпоративный лидер стремится не только к производственной актуализации новейших знаний, но и к разнообразию их коммерциализации. Рынок новых знаний в современных условиях становится все более насыщенным и диверсифицированным, охватывающим практически все сферы экономической действительности. Нацеленный на конечный результат в форме неуклонного роста корпорации и повышения ее прибыльности, лидер обеспечивает передовые позиции своей организации в сфере оказания консалтинговых услуг, в осуществлении аутсорсинга для других фирм и хозяйственных агентов. При этом усиливаются интенции и в деле развития традиционных форм торговли знаниями: продажа патентов, лицензий, готовых методик и новых продуктовых проектов и т.д. Очевидно, что лидерский стиль управления корпоративными знаниями должен включать формы и способы коммерческого применения не только явного, но и неявного знания.

При этом лидеры не могут идти на поводу у своих подчиненных и давать им готовые ответы. Более того, они должны научиться задавать своим сотрудникам трудные вопросы. Лидерам не следует защищать подчиненных от внешних угроз, создавая «стерильную» атмосферу мнимого благополучия, а делать так, чтобы сотрудники узнали реальность со всеми ее проблемами и непостоянством и сами сделали соответствующий творческий и трудовой выбор. Лидерам нужно не столько ориентировать людей на исполнение их обычных ролей, сколько дезориентировать и тем самым дать толчок к развитию качественно новых форм взаимоотношений [15, 17].

В-седьмых, корпоративный лидер всегда нацелен на объективацию нового знания в форме, в том числе капитализации данного знания, а также

рыночной коммерциализации конечного продукта. Нацеленность на конечный результат в форме реального вклада в развитие предприятия является важнейшим качеством лидерского типа управления знаниями. Другими словами, лидером является тот субъект корпоративного управления либо одноименной деятельности, который всем своим поведением, решениями и действиями постоянно вносит вклад в добавление стоимости, в реальную продуктивность корпорации.

Лидерские компетенции — это важнейший источник добавленной стоимости при создании продукции фирмы. Можно даже утверждать, что ключевым признаком (критерием, показателем) лидерского типа и стиля управления является факт соответствующего добавления стоимости. Общая характеристика корпоративного лидерского управленческого капитала в экономике корпоративных знаний показана на рис. 2.

Корпоративный лидер обеспечивает непрерывность отмеченных потоков ценностей, для того чтобы внести реальный вклад в формирование добавленной стоимости продукта. Добавление сто-

имости есть возрастание общественной ценности блага, что внешне выражается в росте рыночной цены определенного товара или услуги. Конкретное участие корпоративного лидера в добавлении стоимости проявляется как минимум в следующих формах.

Первое — это личная настойчивость в «добыче» уникального, неординарного продуктового знания, что возможно исключительно в рамках лидерского стиля управления и обеспечивает корпорации устойчивый успех в конкуренции. Высокая цена и длительность нахождения нового продукта в соответствующей рыночной нише и есть результат собственно лидерского фактора в повышении добавленной стоимости. Если сюда еще прибавить большой «клубок» положительных экстерналий, возникающих в процессе создания радикальных когнитивных и продуктовых инноваций, то роль лидерского фактора в создании добавленной стоимости в форме нового продукта становится еще более очевидной и внушительной.

Второе — это огромный «энергетический вклад» в тиражирование новейших знаний и ор-

Рис. 2. Элементы структуры лидерского капитала в экономике корпоративных знаний

>

>

>

>

ганизацию множества сетевых дискурсов, в ходе которых расширенно воспроизводятся новейшие продуктовые знания и создаются их рыночные объективные формы. Персонал корпорации, движимый энергией лидера, способен катализировать свои творческие и трудовые усилия, обеспечивая тем самым потоки потребительных стоимостей, заключающих в себе потенциал новой добавленной стоимости в целом.

Третье — это добавление стоимости в результате превращения лидерского интеллектуального капитала в лидерский интеллектуальный актив, т.е. в результате социализации определенных лидерских качеств субъекта. Суть этого превращения состоит в том, что рыночное сообщество начинает воспринимать данную корпорацию и ее продукцию как «флагманскую» в сфере или в регионе. Лидерский стиль управления знаниями обеспечивает и лидерский тип корпоративного воспроизводства в целом, а это, в свою очередь, приводит к формированию и развитию корпорации лидерского типа, выпускающей лучшие («лидерские») товары и услуги. Товарная марка, товарный знак, высокий уровень деловой репутации, межфирменное доверие, положительный имидж и многие другие невещественные активы предприятия не могут не иметь в своем основании лидерских качеств субъектов управления и других сотрудников организации [1, 8].

По мере того как лидерский интеллектуальный капитал превращается в лидерский интеллектуальный актив, обеспечивающий новые потоки добавленной стоимости, сама интеллектуальная корпорация трансформируется в одноименную корпорацию лидерского типа. В этом случае лидерский интеллектуальный актив становится брендом корпоративного лидерства — предприятие приобретает лидерский бренд. Очевидно, что данный бренд является важнейшим фактором доходности, причем не только ex-ante, но еще и ex-post. В последнем случае речь идет о том, что доходность деятельности предприятия определяется уже сложившимися представлениями покупателей и партнеров о качестве именно лидерских трансакций.

Таким образом, управленческий лидерский капитал — это система пассионарных знаний и компетенций лидера, используемых прежде всего в сфере управления воспроизводством новых знаний и продуктовых инноваций. Основные потоки цен-

ностей лидерского капиталообразующего знания включают:

а) ценностно-экономический аспект: высокий уровень духовно-нравственных и «психических интенсивностей» как функция пассионарных ценностно-смысловых и ментальных моделей;

б) экономико-социологический аспект: эмпати-ческие компетенции как источник внутрифирменного доверия и развития различных форм и способов корпоративного развивающего обмена-общения;

в) экономико-психологический аспект: осознание силы собственных волевых интенций, эмоций и умение работать с внутренними и внешними разногласиями; ясное понимание того, что трудности — это источник духовного здоровья;

г) экономико-педагогический аспект: лидер характеризуется как харизматичный преподаватель, когнитолог, аналитик, эксперт и компетентный специалист в области воспроизводства новых знаний и продуктов;

д) экономико-когнитивный аспект: обладание искусством майевтики или способностью не только самостоятельно создавать, но и выявлять неявные знания сотрудников с последующей их формализацией;

е) экономико-праксиологический аспект: наличие развитого чувства действительности «здесь и сейчас»; концентрация творчески-трудовой энергии и воли на конкретном вкладе в достижение высокого социально-экономического и финансового результата.

Очевидно, что лидерские генетические формы создания добавленной стоимости связаны с корпоративными подсистемами соответствующего интеллектуального капитала, что и предопределяет следующие формы:

— лидерский менталитет: стоимость добавляется за счет «пропуска» информации, релевантной требованиям развития инноваций;

— лидерские ценностные смыслы: стоимость добавляется за счет формирования ценностных стратегических ориентиров деятельности;

— лидерские социальные знания: добавление стоимости осуществляется за счет повышение качества соответствующих взаимодействий и новых сетевых форм;

— лидерский институциональный капитал: добавление стоимости происходит посредством повышения эффективности внутренних и внешних трансакций;

— лидерские проектно-продуктовые знания: стоимость создается путем разработки проекта реально востребованного инновационного продукта;

— лидерские процессно-технологические знания: стоимость формируется путем разработки и внедрения новейших технологий создания экономической инновации;

— лидерские маркетинговые отношения обеспечивают успешное продвижение товара на рынки, формирование и расширение клиентской базы, создание товарного знака и бренда продукта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— экономическая история лидерских трансакций формирует добавленную стоимость посредством доходности, порождаемой «добрым именем» корпорации, в которой преобладает или господствует система лидерских взаимодействий.

Лидерские функциональные формы создания добавленной стоимости включают следующие потоки «психических интенсивностей» и компетенций, которые объективируются в полезные свойства конечных продуктов, востребованных в системе личного и производительного потребления:

1) фактором создания добавленной стоимости является личная творческая и трудовая деятельность собственника лидерского управленческого капитала по «добыче» нового знания;

2) это большой и постоянно растущий «энергетический» вклад лидера в развитие всех форм дискурса, обеспечивающего высокий уровень самоактуализации сотрудников и их наивысшую творчески-трудовую эффективность;

3) созданию добавленной стоимости способствует деятельность лидера-управленца по сокращению всех видов издержек: трансформационных, трансакционных, социальных, коммуникативных, интеллектуальных и др. Сюда же следует отнести целенаправленную деятельность по экономии времени всех участников социально-экономических взаимодействий в рамках корпорации, что обеспечивает рост эффективности создания новейших знаний и продуктов;

4) фактором добавления стоимости является превращение лидерского интеллектуального капитала субъекта управления в лидерский интеллектуальный актив, обеспечивающий поток доходов ex-post. В данном случае формируется лидерский бренд корпорации, который непосредственно участвует в создании добавленной стоимости.

Очевидно, что в условиях неуклонного роста спроса на инновации именно лидерский капитал становится важнейшим фактором, обеспечивающим синергию творческой и трудовой активности членов корпоративного сообщества. Именно лидерская форма управления призвана обеспечить «ноосферный», созидательный вектор современного хозяйственного развития при неуклонном стремлении к личностной и корпоративной экологии в целях обеспечения наивысшей социально-экономической эффективности всех видов взаимодействий.

Список литературы

1. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо. 2008.

2. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке. Балашиха: Де-По. 2011.

3. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: КноРус. 2008.

4. Друкер, Питер Ф. Эффективный руководитель: пер. с англ. М.: И.Д. Вильямс. 2010.

5. Залезник А. Менеджеры и лидеры: есть ли разница?: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

6. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М. 2010.

7. Коттер Джон П. Истинная роль лидера: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Статут. 2007.

9. Лидерство: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

10. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Питер. 2010.

11. Менегетти А. Психология лидера. М.: Он-топсихология. 2002.

12. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В. Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / под ред. Б.З. Мильнера. М.: Дело. 2006.

13. Миронов В., Канофьев В. Грозящая рецессия и как с ней бороться: эмпирический анализ российских реалий и мирового опыта // Вопросы экономики. 2014. № 1.

14. Нестик Т.А. Психологические аспекты управления знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М. 2010.

15 . Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер. 2013.

16 . Семенов А.В., Салихов Б.В., Салихова И.С. Инновационные аспекты управления корпоративными знаниями. М.: Дашков и К. 2013.

17 . СмитЭ. Ф. Табу лидерства. М.: Вершина. 2007. 18. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: АСТ: АСТ

Москва. 2008.

19.ХейфецР.А., Лаури Д.Л. Работа лидера: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

20. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. М.: СОЛОН-ПРЕСС. 2008.

21. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее. М.: Крафт+. 2009.

22 . Юнг К.Г. Об энергетике души: пер. с нем. В. Бакусева. М.: Академический проект. 2010.

Finance and credit Issues on economics

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

THE PHENOMENON OF LEADERSHIP CAPITAL IN THE ECONOMY OF CORPORATE KNOWLEDGE

Irina S. SALIKHOVA, Dina A. ANTIPOVA

Abstract

The article reveals the main points and the socio-economic content of the "leadership capital" category and discusses the key factors, which determine the role and value of a leader in the modern corporate knowledge economy The authors dwell upon the essential elements of leadership capital ontology: innovation mentality, system of creative meanings, full-fledged thinking, ability to create implicit knowledge, ability to be an expert and a knowledge engineer The paper identifies psychological, social, educational, socio-cultural, cognitive, transactional, and many other aspects of management leadership capital, which is relevant to the requirements of large-scale economic innovation The authors demonstrate the process and the algorithm of the leadership of expanded reproduction, the use of new knowledge, and the impact on the process of added value creation

Keywords: leadership capital, qualities, added value, maieutics, creative thinking, innovation, corporate, knowledge, leader, brand

References

1. Gaponenko A.L., Orlova T.M. Upravlenie znaniyami. Kakprevratit' znaniya v capital [Knowledge management. How to turn knowledge into capital]. Moscow, Eksmo Publ., 2008.

2 . Deliya V. P. Innovatsionnoe myshlenie v 21 veke [Innovation thinking in the 21st century]. Balashikha, De-Po Publ., 2011.

3 . Dresvyannikov V. A . Postroenie sistemy uprav-leniya znaniyami na predpriyatii [Building the system of knowledge management at an enterprise]. Moscow, KnoRus Publ., 2008.

4 . Drucker Peter F. Effektivnyi rukovoditel' [The Effective Executive]. Moscow, I.D. Vil'yams Publ., 2010.

5 . Zaleznik Abraham . Menedzhery i lidery: est'li raznitsa? [Managers and Leaders. Are They Different?]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006.

6 . Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intel-lektual'nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovation development: economy, intellectual resources, knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010.

7. Kotter John P. Istinnaya rol'lidera [What Leaders Really Do]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006.

8. Krichevskii R.L. Psikhologiya liderstva [Leadership psychology]. Moscow, Statut Publ., 2007.

9. Liderstvo [Leadership]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006.

10. Maslow Abraham. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2010.

11. Meneghetti A. Psikhologiya lidera [The Psychology of the Leader]. Moscow, Ontopsikhologiya Publ., 2002.

12. Mil'ner B.Z., Rumyantseva Z.P., Smirnova V.G., Blinnikova A.V. Upravlenie znaniyami v korpo-ratsiyakh [Knowledge management in corporations]. Moscow, Delo Publ., 2006.

13. Mironov V., Kanof'ev V. Grozyashchaya retsessiya i kak s nei borot'sya: empiricheskii analiz rossiiskikh realii i mirovogo opyta [On the verge of recession and how to fight it: an empirical analysis of the Russian reality and global experience]. Voprosy Economiki, 2014, no. 1.

14 . Nestik T.A . Psikhologicheskie aspekty uprav-leniya znaniyami [Psychological aspects of knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010.

15 . Sutton R. Okhota za ideyami: Kak otorvat'sya ot konkurentov, narushaya vse pravila [Weird Ideas That Work: How to Build a Creative Company]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2013.

16. Semenov A.V., Salikhov B.V., Salikhova I .S . Innovatsionnye aspekty upravleniya korpora-tivnymi znaniyami [Innovation aspects of corporate knowledge management]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2013.

17 . Smith A . F. Tabu liderstva [The Taboos of Leadership]. Moscow, Vershina Publ., 2007.

18. Fukuyama Francis. Velikii razryv [The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order]. Moscow, AST Publ., 2008.

19. Heifetz R.A., Laurie D.L. Rabota lidera [The Work of Leadership]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006.

20. Khomutskii D.Yu. Upravlenie innovatsiyami v kompanii [Innovation management in a company]. Moscow, SOLON-PRESS Publ., 2008.

21. Tsaplin V. S . Razumnoe, no ne myslyashchee [Intelligent but not intellectual]. Moscow, Kraft+ Publ., 2009.

22 . Jung Carl . G . Ob energetike dushi [The Soul and Death]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2010.

Irina S. SALIKHOVA

Moscow Witte University,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

Dina A. ANTIPOVA

Russian Scientific and Technical Center

of Information on Standardization,

Metrology and Compliance Assessment,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.