Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ «ПОЛУУРБАНИЗАЦИИ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ «ПОЛУУРБАНИЗАЦИИ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / ПОЛУУРБАНИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Цзе

Особенности урбанизации в Китае обусловлены ее поздним началом и стремительным развитием, что привело к появлению феномена «полуурбанизации». В рамках статьи рассмотрена национальная специфика китайской «полуурбанизации», выявлено ее влияние на сельское образование. Эмпирическое исследование основано на применении метода социального опроса, участие в котором приняли сельские китайские жители. В статье делается вывод о том, что урбанизация играет важную роль в формировании образовательной среды. Она ведет к потоку обучающихся от периферии к основной городской культуре, в результате чего учениками осваиваются ее ценности, что обладает определенной полезностью для дальнейшего развития урбанизации в стране, помогая более легко адаптироваться к условиям городской среды. Тем не менее, происходит утрата детьми сельскохозяйственных навыков и опыта их родителей, что приводит к социальной трансформации современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE SEMI-URBANIZATION’S PHENOMENON AND ITS IMPACT ON RURAL EDUCATION

Features of urbanization in China are due to its late onset and rapid development, which led to the emergence of the phenomenon of “semi-urbanization”. Within the framework of the article, the national specificity of the Chinese “half-urbanization” is considered, its influence on rural education is revealed. The empirical study is based on a social survey method, in which rural Chinese people participated. The article concludes that urbanization plays an important role in the formation of the educational environment. It leads to a flow of students from the periphery to the main urban culture, as a result of which students master its values, which has a certain usefulness for the further development of urbanization in the country, helping to more easily adapt to the conditions of the urban environment. Nevertheless, children are losing agricultural skills and the experience of their parents, which leads to the social transformation of modern society.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КИТАЙСКОЙ «ПОЛУУРБАНИЗАЦИИ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Феномен китайской «полуурбанизации» и его влияние на сельское образование

Чжан Цзе,

аспирант, кафедра экономической социологии и менеджмента, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова E-mail: galya66888@mail.ru

Особенности урбанизации в Китае обусловлены ее поздним началом и стремительным развитием, что привело к появлению феномена «полуурбанизации». В рамках статьи рассмотрена национальная специфика китайской «полуурбанизации», выявлено ее влияние на сельское образование. Эмпирическое исследование основано на применении метода социального опроса, участие в котором приняли сельские китайские жители. В статье делается вывод о том, что урбанизация играет важную роль в формировании образовательной среды. Она ведет к потоку обучающихся от периферии к основной городской культуре, в результате чего учениками осваиваются ее ценности, что обладает определенной полезностью для дальнейшего развития урбанизации в стране, помогая более легко адаптироваться к условиям городской среды. Тем не менее, происходит утрата детьми сельскохозяйственных навыков и опыта их родителей, что приводит к социальной трансформации современного общества.

Ключевые слова: урбанизация, полуурбанизация, проблемы, сельское образование, Китай.

Нобелевский лауреат по экономике Стиглиц однажды сказал, что «в XXI веке произойдут два основных события, которые повлияют на прогресс человечества: одно - это новая технологическая революция, а другое - урбанизация Китая» [11, с. 36]. Урбанизацион-ные процессы в Китае начались поздно, развивались стремительными темпами и, помимо положительного эффекта, также принесли множество проблем, которые в значительной степени отличаются от проблем урбанизации развитых стран.

Урбанизация Китая привлекает внимание исследователей всего мира, оказывая влияние на человеческий прогресс, по двум основным причинам -ее высокая скорость и масштабность. С 1949 по 1978 гг. темпы урбанизации в Китае росли очень медленно, увеличившись всего с 10,6% до 17,9%. Затем страна вступила на путь реформ и открытости. Правительство осознало необходимость развития урбанизации в стране, что привело к мгновенному увеличению темпов ее роста. По состоянию на начало 2020 г., уровень урбанизации в Китае составлял 60,6%. Данные исследования Глобального института МсК^еу [10] показывают, что к 2025 г. около 1 млрд китайцев будут жить в городах. К тому времени в Китае будет около 221 крупных городов с населением более 1 млн чел., в том числе 23 крупных города с населением более 5 млн чел. В настоящее время в Европе всего 35 городов аналогичного размера. Эксперты предсказывают, что Китай вступил в золотой период ускорения процесса урбанизации, отмечая, что к 2030 г. сельское население Китая сократится более чем на треть, а уровень урбанизации достигнет 70% [4].

В декабре 2013 г. прошла Центральная рабочая конференция по вопросам урбанизации, и построение «ориентированной на человека урбанизации»

263

было преобразовано в национальную стратегию развития [1]. Данное решение можно считать началом нового периода развития урбанизации в Китае. В этих условиях решение проблем негативного влияния урбанизации на состояние социальной среды городов и сел стало еще более актуальным.

Многие исследователи отмечают значительное влияние урбанизации на образование. Так, по мнению Ху Цзюньшэна и Ли Ци, урбанизация оказывает двойственное влияние на образование в сельских населенных пунктах. С одной стороны, она нарушает существующий порядок образования в сельской местности, а с другой стороны, создает возможности для корректировки давно несбалансированной структуры образования между городом и деревней [6, с. 33].

Анализ научной литературы и статистических данных урбанизации в Китае позволяет обнаружить, что для нее характерно развитие феномена «полуурбанизации». Еще в 2006 г. социолог Ван Чунгуан попытался использовать концепцию «полуурбанизации» для анализа социальной интеграции сельских мигрантов в городах. По его мнению, «полуурбанизация» - это промежуточное состояние урбанизации между возвращением в сельскую местность и полной урбанизацией. Оно проявляется в дезинтеграции социальной жизни [3].

Многие исследователи считают, что концепция «полуурбанизации» лучше всего описывает и резюмирует истинное состояние урбанизации в Китае. Для рассмотрения сущности процессов «полуурбанизации» необходимо обратиться к исследованию, проведенному известным социологом К. Поланьи во второй половине прошлого столетия. Согласно его результатам, в истории человечества имеет место две наиболее важные трансформации - от традиционного общества к чистому рыночному, от чистого рыночного общества к регулируемому. В Китае чистое рыночное общество пережило два процесса отделения и внедрения, при этом продолжительность данного процесса была бес-

прецедентно короткой за всю историю человечества. По мнению К. Поланьи, большую часть исторического времени «либо экономика встроена в социальные отношения, либо социальные отношения встроены в экономическую систему» (Цит. по [5]). Независимое существование чистого рынка неизбежно нанесет определенный ущерб социальной системе и даже культурной системе, а также нанесет ущерб социальной и системной интеграции.

Размышляя о процессе экономической реформы и социальной трансформации Китая, а также об отношениях между сельскими мигрантами и городским обществом на основе теории По-ланьи, можно обнаружить, что за последние 40 лет реформ и открытости сельское население Китая, въезжающее в город, всегда считалось чистым трудовым ресурсом, рабочие могли получить неформальную занятость на городском вторичном рынке труда и имели ограниченное участие в городском разделении труда. Существовали определенные трудности с выходом на основной рынок труда, что было обусловлено сложностью подключения к городским социальным, институциональным и культурным системам и интеграции с ними. Исходя из этой идеи, Ван Чунгуан объяснил три составляющих концепции «полуурбанизации»: первое -это несоответствие между различными системами города, которое в основном проявляется в несоответствии между рыночной системой и обществом в Китае; второе - отсутствие баланса между ними, то есть социальное несоответствие проявляется в несовместимости, изолированности и отчужденности между людьми в разных городах на практическом уровне; третье - психологическая изоляция и дискриминация [3]. Это понимание эквивалентно теории Поланьи.

Состояние «полуурбанизации» - это урбанизации, которая не является нормой для развития страны, и его негативное влияние на трансформацию и изменения китайского общества многогранно [7, с. 105]. Из-за разделения домохо-

264

зяйств и неоднозначности трудящихся-мигрантов в городах трудно гарантировать соблюдение основных прав граждан, права граждан не могут быть разделены: дети трудящихся-мигрантов подвергаются географической дискриминации, а также институциональным барьерам при поступлении в школу [2, с. 86]. По этой причине эта «полуурбанизация» препятствует здоровому развитию урбанизации в стране, оказывая негативное влияние на состояние образования в стране.

Сельское образование, развивающееся в процессе урбанизации, обычно состоит из трех элементов, которые нацелены на разные образовательные цели и категории учащихся:

- старшее поколение рабочих-мигрантов, которые принимают участие в основном в профессионально-техническом обучении для повторного трудоустройства;

- новое поколение рабочих-мигрантов, которые проходят обучение особенностям адаптации к городской жизни, приобретая новые трудовые навыки, а также осваивая стандарты этикета и поведения, принятые в городском обществе;

- третье - базовое образование для сельских учащихся. Фундаментальной проблемой социального развития является устранение разрыва между городской и сельской местностью. Урбанизация в действительности является революцией, направленной на устранение барьеров между городскими и сельскими районами с точки зрения культурных ценностей. По мнению Ли Цяна, для Китая самая большая проблема заключается в том, как включить сельские районы в процесс модернизации, а не позволить городской цивилизации быть поглощенной сельской культурой [5, с. 23]. Рассмотрим более подробно, какое влияние урбанизация оказывает на базовое образование в сельских районах.

Урбанизация дает возможность для равноправия в сельском и городском образовании. Тем не менее, на сегод-

няшний день проблема несбалансированности городского и сельского образования продолжает сохранятся, проявляясь в разнице учебного оборудования, среды обучения, качестве педагогического состава образовательных учреждений. По мнению исследователей, эта несправедливость в образовании городов и сельских территорий сформировала две модели - «локализацию» и «урбанизацию».

«Модель локализации» утверждает, что сельское образование должно быть основано на обслуживании сельского строительства. Учебная программа и все учебные процессы должны быть тесно связаны с сельской реальностью, основаны на местных производственных и жизненных потребностях и развивать практические таланты с последовательным обучением и применением в сельских предприятиях и агропро-мышленности. От Дао Синчжи, Лян Шу-мина, Янь Янчу до Мао Цзэдуна, а затем и до сегодняшних теоретических кругов образования [9], этот вид теории образования наследовался непрерывно и всегда занимал доминирующее положение. Среди этих революционеров, политиков и теоретиков образования сельские школы первыми развивают таланты для сельского строительства, что вполне оправдано. Поэтому большинство из них придерживаются идеала ведения хорошего сельского образования на базе деревни.

«Модель урбанизации» утверждает, что, исходя из принципа справедливости, сельское образование должно позволять учащимся получать такие же знания, как и получают городские дети, принимать более развитую городскую культуру и воплощать недискриминацию. В контексте урбанизации необходимо делать упор на «сельскохозяйственное образование», а не на местное образование, чтобы помочь учащимся адаптироваться к будущей городской жизни.

В практике общеобразовательных учреждений Китая можно наблюдать, что стремительно развивающийся процесс урбанизации нарушил существу-

265

ющий порядок сельского образования. В нем произошли беспрецедентные изменения, которые заключаются в потере большого числа учащихся и студентов. Главное противоречие заключается не в том, чему учить и как учить, а в том, кого учат и есть ли ученики, которых нужно учить. В настоящее время большинство учеников направляются в школы в округах и городах, поэтому многие сельские школы опустели. Поэтому согласно «модели урбанизации» основной фронт сельского образования должен постепенно перемещаться из отдаленных и отсталых деревень в центральные или уездные города. Такая «урбанизация» в первую очередь касается въезда в город сельских школьников.

На наш взгляд, «модель урбанизации» соответствует общему пути и потоку сельского населения в город в процессе урбанизации, поэтому она может быть полезна для содействия сбалансированному развитию городского и сельского образования и достижению их баланса.

Для выявления влияния урбанизации на сельское образование, в рамках статьи было проведено эмпирическое исследование, основанное на использовании метода социологического опроса, инструментом которого стала структурированная анкета. Генеральная совокупность исследования представлена сельским населением Китая в возрасте 15-64 лет, и составила 599,39 млн. Выборка была рассчитана как отношение доверительного интервала, взятого в квадрате, умноженного на процент интересующих ответов и на разность единицы и процента, к квадрату доверительного интервала. С учетом доверительной вероятности 95% и доверительного интервала 5%, размер выборки составил 384 чел. Опрос проходил в период с 10 марта по 10 апреля 2021 г. на платформе wjx.com. В ходе опроса были получены следующие основные результаты:

- 55,7% респондентов полагают, что

урбанизация способствует сокраще-

нию образовательных учреждений в селах;

- 75,3% опрошенных отметили, что урбанизация оказала влияние на образование членов их семей;

- по мнению 24,2% респондентов это влияние является негативным, 71,9% полагают, что влияние урбанизации положительное;

- в 79,2% семей, дети которых получили образование в школах соседних городов и округов, род занятий детей отличается от профессии родителей;

- 6,8% респондентов ответили, что их дети, после обучения в городской школе, вернулись в деревню и занялись делом их родителей. Эмпирическое исследование показало, что сельское население видит положительным влияние урбанизации на развитие образования в селах, несмотря на то, что более половины опрошенных отметили сокращение образовательных учреждений в деревнях. Опыт китайских семей позволяет выявить, что в 8 из 10 семей профессия детей, обучившихся в городских и окружных школах, отличается от профессии родителей. Лишь незначительная часть учеников возвращается в села и продолжает заниматься занятием своих родителей.

Таким образом, значимость образовательной урбанизации заключается в том, что она не может изменить прошлое, но с ее помощью можно изменить будущее, изменив образовательную среду. Поток студентов из сельской местности в город означает движение от периферии к основной городской культуре, обществу и образованию. Результатом станет революционный сдвиг в способе передачи образования от поколения к поколению - это переход от традиции к современности. Его возможная отрицательная сторона заключается в том, что отъезд детей сельчан приводит к утрате их родителями сельскохозяйственных навыков, опыта, ценностей и другого содержания сельскохозяйственного образования при передаче

266

из поколения в поколение; но его самым большим преимуществом является то, что социальные изменения в культуре воспроизводства, будущая профессиональная идентичность и социальная принадлежность детей сельчан полностью воспроизводятся из поколения в поколение, независимо от «чужого» имени и «семейного происхождения».

В целом, ожидается, что урбанизация образования приведет к перемещению социальных профессий и классов. В определенной степени это может объяснить причину, по которой у сельчан больше терпимости и одобрения по отношению к феномену упадка сельских школ и процветающему потоку учеников из сельских школ в город, меньше жалоб и сопротивления. Одна из возможных логических гипотез состоит в том, что социальная мобильность может увеличить культурный и социальный капитал сельских детей, тем самым изменив условия их выживания и развития и внеся вклад в совершенствование социальной среды в Китае. В связи с этим, перспективы исследования влияния урбанизации на образования в Китае связаны с выявлением степени значимости фактора урбанизации для качества образовательной среды, а также поиска направлений преодоления негативного его влияния для достижения баланса городского и сельского образования.

Литература

1. В Пекине прошла конференция по вопросам центральной урбанизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// news.12371.cn/2013/12/15/AR-TI1387057117696375.shtml (дата обращения 07.04.2021).

2. Ван Жунмин. Бедственное положение и меры противодействия «полуурбанизации» трудовых мигрантов в новой экономической ситуации // Реформы и открытость. -2019. - № 4. - С. 85-86.

3. Ван Чунгуан. Эмпирический анализ проблемы «полуурбанизации»,

с которой сталкивается мигрирующее сельское население в Китае [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sociology2010. cass.cn/cate/1304.htm (дата обращения 12.04. .2021).

4. Ли Цзиньлей. Инвестиционная синяя книга: население малых и крупных городов Китая к 2030 году превысит 1 миллиард [Электронный ресурс] // China News Network. - Режим доступа: http://www.chinanews. com/gn./2013-04-244759316.shtml (дата обращения 01.04.2021).

5. Ли Цян. Активная и пассивная урбанизация // Дайджест Синьхуа. -2014. - № 4. - С. 23-24.

6. Ху Цзюньшэн, Ли Ци. «Полуурбанизация» с китайскими особенностями и ее влияние на сельское образование // Журнал Университета Яньань (издание по общественным наукам). - 2020. - № 4. - С. 33-41.

7. Хуан Пэнцзинь. «Полуурбанизация» и сельская модель «ближайшей урбанизации» // Управленческие исследования. - 2019. - № 5. -С.105-113.

8. Чжан Цзе. Влияние урбанизации на социально-экономическое развитие Китая: корреляционно-регрессионный анализ // Социология. - 2020. - № 5. - С. 344-349.

9. Чэнь Минсин, Е Чао, Лу Дадао. Изучение и построение теоретической коннотации новой урбанизации с китайской спецификой // Acta Geographica Sinica. - 2019. - № 4. -С.19-33.

10. China and the world Full report June 2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mckinsey. com/~/media/mckinsey/featured%20 insights/china/china%20and%20 the%20world%20inside%20the%20 dynamics%20of%20a%20chang-ing%20relationship/mgi-china-and-the-world-full-report-june-2019-vf. ashx (дата обращения 07.04.2021)

11. Stiglitz J. Globalization and its discontents / J. Stiglitz. - Great Britain: Allen Lane The Penguin Press, 2000. -320 p.

267

CHINESE SEMI-URBANIZATION'S PHENOMENON AND ITS IMPACT ON RURAL EDUCATION

Zhang Jie

Moscow State University M.V. Lomonosov

Features of urbanization in China are due to its late onset and rapid development, which led to the emergence of the phenomenon of "semi-urbanization". Within the framework of the article, the national specificity of the Chinese "half-urbanization" is considered, its influence on rural education is revealed. The empirical study is based on a social survey method, in which rural Chinese people participated. The article concludes that urbanization plays an important role in the formation of the educational environment. It leads to a flow of students from the periphery to the main urban culture, as a result of which students master its values, which has a certain usefulness for the further development of urbanization in the country, helping to more easily adapt to the conditions of the urban environment. Nevertheless, children are losing agricultural skills and the experience of their parents, which leads to the social transformation of modern society.

Keywords: urbanization, semi-urbanization, problems, rural education, China.

References

1. The Central Urbanization Work Conference was held in Beijing [Electronic source]. - Access mode: http://news.12371. cn/2013/12/15/ARTI1387057117696375. shtml (date of access 07.04.2021).

2. Wang Rongming. The plight and counter-measures of migrant workers' "semi-urbanization" under the new economic situation // Reform and opening up. - 2019. - No. 4. -P. 85-86.

3. Wang Chunguang. An Empirical Analysis of the "Semi-Urbanization" Problem Faced by the Floating Rural Population in China [Electronic source]. - Access mode: http://www. sociology2010.cass.cn/cate/1304.htm (date of access 12.04.2021).

4. Li Jinlei. Investment Blue Book: China's urban and urban population will exceed 1 billion by 2030 [Electronic source] // China News Network. - Access mode: http://www. chinanews.com/gn./2013-04-244759316. shtml (date of access 01.04.2021).

5. Li Qiang. Active Urbanization and Passive Urbanization // Xinhua Digest. - 2014. -No. 4. P. 23-24.

6. Hu Junsheng, Li Qi. "Semi-urbanization" with Chinese characteristics and its impact on rural education // Journal of Yan'an University (Social Science Edition). - 2020. -No. 4. - P. 33-41.

7. Huang Pengjin. "Half City, Half Country" and Farmers' Nearby Urbanization Model // Governance Research. - 2019. - No. 5. -P. 105-113.

8. Zhang Jie. The impact of urbanization on the socio-economic development of China: correlation and regression analysis // Sociology. - 2020. - No. 5. - P. 344-349.

9. Chen Mingxing, Ye Chao, Lu Dadao, et al. Cognition and construction of the theoretical connotation of new urbanization with Chinese characteristics // Acta Geographica Sinica. - 2019. - No. 4. P. 19-33.

10. China and the world Full report June 2019 [Electronic source] // Access mode: https:// www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/fea-tured%20insights/china/china%20and%20 the%20world%20inside%20the%20dy-namics%20of%20a%20changing%20re-lationship/mgi-china-and-the-world-full-re-port-june-2019-vf.ashx (date of access 07.04.2021)

11. Stiglitz J. Globalization and its discontents / J. Stiglitz. - Great Britain: Allen Lane The Penguin Press, 2000. - 320 p.

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.