Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТА СВЕТСКОГО НАЧАЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДУХОВНОМУ В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ'

ФЕНОМЕН КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТА СВЕТСКОГО НАЧАЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДУХОВНОМУ В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / БОГОСЛОВСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / СВЕТСКОЕ НАЧАЛО / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА / THE PHENOMENON OF CATHOLIC UNIVERSITIES / THEOLOGICAL COMPONENT / THE SECULAR PRINCIPLE / OUTLOOK OF EUROPEAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нифонтова О.И.

В статье рассматриваются католические университеты как уникальный феномен в мировом образовании, в котором, вопреки ожиданиям многих, богословская составляющая носит прикладной характер, а иногда и вообще отсутствует. Обращается внимание на связь данного феномена с социальными и духовными процессами, которые происходят в мировоззрении европейского общества. Делается попытка исследовать эту проблему в контексте византийской и российской систем образования. Цель работы- привлечь внимание к изучению данного феномена католических университетов.The article deals with Catholic universities as a unique phenomenon in the global education in which, contrary to the expectations of many theological component is applied in nature, and sometimes non-existent. Attention is paid to the connection of this phenomenon with social and spiritual processes that take place in the outlook of European society. An attempt is made to investigate this issue in the context of Byzantine and Russian education systems. The purpose work- draw attention to the study of the phenomenon of Catholic Universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТА СВЕТСКОГО НАЧАЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДУХОВНОМУ В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

компьютерная автоматизированная система, поможет сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни миллионам людей.

Разработка запатентована как компьютерный автоматизированный метод расчёта; способ и промышленная модель; блок - схема рабочего алгоритма.

Использованные источники:

1. Мананков А.Ю. Моторин В.Н.- журнал «Техника молодёжи» №04 за 2015, статья: «Ни капли крови диабету!»

2. Мананков А.Ю. Моторин В.Н.- Журнал «Теория и практика в современной науке», №6 (12) 2016, статья: «К вопросу о построении автоматизированной системы измерения содержания глюкозы в крови человека по его голосу»

3. Блудов А.А.- Патент РФ №2325111, от 2008 г. «Способ релаксации голосовых складок при резонансном речеобразовании.

4. http://chem21.info/info/56747/ Релаксационные процессы - справочник химика 21.

Нифонтова О.И. преподаватель английского языка, студент

кафедра теологии

Липецкий государственный педагогический университет имени

П.П. Семенова -Тян-Шанского Россия, г. Липецк

ФЕНОМЕН КАТОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЕВРОПЕ КАК

ОТРАЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТА СВЕТСКОГО НАЧАЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДУХОВНОМУ В ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Аннотация:

В статье рассматриваются католические университеты как уникальный феномен в мировом образовании, в котором, вопреки ожиданиям многих, богословская составляющая носит прикладной характер, а иногда и вообще отсутствует. Обращается внимание на связь данного феномена с социальными и духовными процессами, которые происходят в мировоззрении европейского общества. Делается попытка исследовать эту проблему в контексте византийской и российской систем образования. Цель работы- привлечь внимание к изучению данного феномена католических университетов.

Ключевые слова: феномен католических университетов, богословская составляющая, светское начало, мировоззрение европейского общества.

THE PHENOMENON OF CATHOLIC UNIVERSITIES IN EUROPE AS A REFLECTION OF THE PRIORITY OF SECULAR PRINCIPLES IN RELATION TO THE SPIRITUEL IN THE WESTERN

CIVILIZATION. Annotation:

The article deals with Catholic universities as a unique phenomenon in the global education in which, contrary to the expectations of many theological component is applied in nature, and sometimes non-existent. Attention is paid to the connection of this phenomenon with social and spiritual processes that take place in the outlook of European society. An attempt is made to investigate this issue in the context of Byzantine and Russian education systems. The purpose work- draw attention to the study of the phenomenon of Catholic Universities.

Keywords: the phenomenon of Catholic universities, theological component, the secular principle, outlook of European society.

Когда незнакомый с данной проблемой обыватель слышит словосочетание «католический университет», ему представляется высшее учебное заведение, подобное российским семинариям, духовным академиям, богословским институтам и университетам, в которых можно получить непосредственно духовное образование. Однако на деле всё обстоит не совсем так. Католические университеты - это учреждения несколько иного порядка, отличного от наших стандартных представлений о социальных институтах, основанных Церковью. Феномен этих учебных заведений заключается в том, что в ни, вопреки ожиданиям и представлениям многих, духовное образование не только не является единственным определяющим направлением, но , более того, представляет собой в количественном отношении наименьшую часть изучаемых дисциплин. А светские науки в системе католических университетов Европы занимают лидирующее положение. Предположительно, частично это объясняется обмирщением христианства на Западе, победой светского, мирского начала над духовным в европейской цивилизации, в мировоззрении общества в целом. Однако это утверждение требует серьезного исследования. С другой стороны, это , видимо, отчасти и попытка католического духовенства внести некое религиозное зерно в необратимый процесс развития и преобладания светского начала в культуре и образовании.

Как бы то ни было, представляется важным изучение данного феномена в контексте исторического развития системы образования. Цель статьи -привлечь внимание исследователей к данному феномену, обозначить некоторые связанные с ним проблемы и возникающие вопросы, обратить внимание на то, как соотносится мировоззрение того или иного народа с количественным соотношением духовного и светского начал в образовании.

Известно, что в Византии наблюдался несколько иной, даже обратный процесс. Византийское образование начиналось с изучения чисто светских наук. В их число входили орфография , грамматика , риторика, математические дисциплины, астрономия, астрология; присутствовали физика, биология, география; наконец,- философия, которую считали «наукой наук» и «искусством искусств». Только с течением времени церковная составляющая- духовная литература - проникла в программы византийских светских учебных заведений и заняла в них равноценное с классическими

науками положение. В программах учебных заведений начался синтез светских и духовных элементов. Если вначале главными были произведения языческого наследия, то затем на первый план выдвинулись книги Священного писания, наследие отцов Церкви. Такая ситуация конечно являлась отражением сменившегося в византийском обществе мировоззрения, установившимся приоритетом духовного начала над светским.

В современных же католических университетах наблюдается обратный процесс: главенство светских дисциплин по отношению к духовным. Если следовать логике, то это свидетельствует о приоритете светского рационального , зачастую безрелигиозного мировоззрения по отношению к духовному в современном европейском обществе, усилении потребительских ориентаций, смещении интересов общества в сторону достижения лишь земного благополучия .

В целом ,современные католические университеты пытаются сочетать статус конфессионального учебного заведения с определённой

независимостью от церковной иерархии. Главным их принципом является академическая свобода, которая реализуется в административном отношении, в отношениях с церковной иерархией, в принципах преподавания, и в структуре образования, то есть, в составе дисциплин. Характерная черта этих учреждений - полное отсутствие богословской составляющей на небогословских факультетах. Это, однако, не означает, что студенты небогословских специальностей совсем не имеют возможности изучать богословские дисциплины. Они могут при желании ознакомиться с ними в разряде дисциплин по выбору, специальных разработанных для небогословских факультетов курсах, программах максимум-минимум, где максимум- основная специализация, а минимум- богословская составляющая. Из всего этого понятно, что в католических университетах духовные дисциплины носят , за исключением пожалуй теологических и богословских факультетов, прикладной характер. Показателен в этом отношении один из крупнейших современных католических университетов - университет Святого Сердца в Милане. Среди 14 существующих в нём факультетов нет ни одного богословского или теологического. Другие ,такие как католические университеты Лиля, Лиона, Парижа включают в себя по одному богословскому или теологическому факультету . Основную же часть составляют светские специальности, наиболее востребованные в европейском культурном пространстве.

В последние десятилетия в России стала наблюдаться ситуация, внешне похожая на существующее положение католических университетов Европы: в ряде российских учебных заведений стали открываться теологические факультеты, и их количество по отношению к факультетам светских наук, является наименьшим. Однако, на самом деле, при всей внешней схожести, это две прямо противоположные тенденции. В России теологические факультеты вводятся в изначально светские вузы, и при таком положении их

количественное меньшинство понятно, тогда как на Западе казалось бы ориентированные на католицизм учебные заведения вынуждены мириться с засильем светских специальностей.

В свете всего вышесказанного католические университеты представляются неким уникальным неизученным европейским феноменом, которому нет мировых аналогов . В России, например, православные и богословские социальные институты - это именно ориентированные прежде всего на духовную составляющую учебные заведения, в которых светские науки если и изучаются, то лишь как прикладные дисциплины, а богословские имеют первостепенное значение. Хотелось бы надеяться, что такое положение вещей свидетельствует о гораздо большей духовности и религиозности российского населения и о продолжающемся росте данных тенденций по сравнению с Западом. В последние десятилетия в России открылось 10 православных духовных университетов и институтов, возобновили свою деятельность 5 духовных академий. Все они ориентированы именно на религиозное образование, включающее в себя множество богословских дисциплин. При этом теологические факультеты появились во многих светских вузах. В условиях пропаганды со стороны Запада идей гендерной революции, такое развитие религиозно ориентированных учебных заведений в России вселяет надежду на воспитание поколения, способного противостоять этим разрушающим человеческую личность тенденциям.

В целом, феномен католических университетов в Европе бесспорно является отражением тех социальных и духовных процессов, которые происходят в мировоззрении европейского общества. Но данная проблема требует на сегодняшний день более серьезного ее изучения.

Использованные источники:

1. Католическое богословское образование до наших дней[Электронный ресурс]// URL : http: //rpp .nashaucheba.ru

2. Понкин И.В. Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2006. - 212 с.

Патракова Д. И. студент 3 курса Яценко О. Ю., к.пед.н. научный руководитель, доцент кафедра «маркетинга» ФГФОУВО «УрФУ им. Б. Н. Ельцина» Россия, г. Екатеринбург ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «STARLIGHT CASH&CARRY» В Г. ЕКАТЕРИНБУРГ Аннотация. Статья посвящена теоретическим основам оценки стратегического положения фирмы, практическому применению SWOT-анализа. Рассматриваются сильные и слабые стороны, возможности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.