Научная статья на тему 'Феномен «Картины мира» в социологии'

Феномен «Картины мира» в социологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
820
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ НАУКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / "СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ" / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ЛЮДЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / "СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ" / "SENSE FIELD" / COGNITIVE SCIENCE / SOCIAL EXPERIENCE / SOCIAL INTEGRITY OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батурьян Маргарита Аветисовна

Данная статья посвящена решению актуальной проблемы изучения и исследования развивающейся терминологии социологии. В ней рассматривается феномен «картины мира», как одно из ключевых понятий социологии, науки описывающей общество, членов общества и отношений внутри его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Батурьян Маргарита Аветисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF WORLD PICTURE IN SOCIOLOGY

This article is devoted to the actual problem of studying and research of developing terminology of sociology. Phenomenon of world picture as one of the key meanings of sociology, science of describing society, members of society and relations between it is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Феномен «Картины мира» в социологии»

УДК 80/.81

ФЕНОМЕН «КАРТИНЫ МИРА» В СОЦИОЛОГИИ

Батурьян Маргарита Аветисовна преподаватель

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Данная статья посвящена решению актуальной проблемы изучения и исследования развивающейся терминологии социологии. В ней рассматривается феномен «картины мира», как одно из ключевых понятий социологии, науки описывающей общество, членов общества и отношений внутри его.

Ключевые слова: КОГНИТИВНАЯ НАУКА, СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ, «СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ», СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ ЛЮДЕЙ

UDC 80/.81

PHENOMENON OF “ WORLD PICTURE ”

IN SOCIOLOGY

Baturyan Margarita Avetisovna lecturer

Kuban State Agricultural University, Krasnodar, Russia

This article is devoted to the actual problem of studying and research of developing terminology of sociology. Phenomenon of “world picture” as one of the key meanings of sociology, science of describing society, members of society and relations between it is considered in this article.

Key works: COGNITIVE SCIENCE, SOCIAL EXPERIENCE, “SENSE FIELD”, SOCIAL INTEGRITY OF PEOPLE.

Развитие науки в целом предполагает изучение отдельных фрагментов действительности и их описание. Вся окружающая нас действительность предстает, говоря научным языком, в виде определенной картины мира (далее КМ), которую можно представить в виде ментальных блоков или фреймов, сценариев или схем и пр.

В числе современных подходов к изображению действительности особенно актуален когнитивный подход. Когнитивная наука, объединяя элементы различных наук (психологии, компьютерной науки, лингвистики, философии и нейробиологии) пытается объяснить работу человеческого разума. Анализ процесса порождения речи показал наличие реальной действительности, которая возникает в голове человека в процессе его освоения мира, а также лингвистической действительности, которая связана с языковым представлением мира человеком. Таким образом, изучение разных сфер человеческого опыта - язык, мораль, еда, социальные отношения, физический мир и т.д. - часто проводится в комплексе. Вследствие этого нельзя рассматривать язык в отрыве от

материальной и мыслительной действительности, поскольку его возникновение и функционирование обусловлено их взаимодействием.

При этом выявлено, что люди, принадлежащие к определенной группе, концептуализируют действительность подобным образом из-за генетического сходства и общности самой реальности. Только межличностные и культурные различия нарушают универсальность этого процесса (Дженкендорф 1983:30). Таким образом, картина мира может различаться, а вместе с ней и представления о самой действительности.

Развитие личности, ее поведения, когнитивных структур изучается науке различными способами, при этом социальная среда является доминирующим фактором. Именно поэтому в социальных дискурсах слова определяют мысли. Мысль о том, что в голове человека складывается модель окружающей внешней действительности, была положена в основу такого важного понятия человеческого бытия как картина мира.

Понятие «картина мира» неотрывно связано с процессом антропогенеза. В науке различается практическая и научная картины мира. Практическая КМ дает целостное представление человека об окружающем мире, которое вырабатывается им постепенно на основании жизненного опыта. Научная картина - это модель реального мира в абсолютном смысле, независимого от отдельных личностей и всего человеческого мышления. Всякая научная картина мира, по Планку, имеет лишь относительный характер (Планк 1966:50).

Создание картины мира является необходимым моментом жизнедеятельности человека. Наиболее адекватным пониманием картины мира представляется определение ее как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека (Рассел 1997:143). Картина мира предстает при такой трактовке как субъективный образ

объективной реальности и входит, следовательно, в класс идеального, которое, не переставая быть образом реальности, опредмечивается в знаковых формах, не запечатлеваясь полностью ни в одной из них.

Понятие картины мира (в том числе и языковой) строится на изучении представлений человека о мире. Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - это результат переработки информации о среде и человеке. Картина мира содержит представление человека о мире, запреты и установки, направленные на должное поведение человека в этом мире, что определяет ее регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Картина мира также создает некое единое «смысловое поле», благодаря которому обеспечивается взаимопонимание между представителями одной культуры (Там же, 28).

Одним из ключевых понятий социологии, науки, описывающей общество, членов общества и отношений внутри него, является «социальный опыт», понятие, которое формирует некоторым образом картину мира. Приведем полное ее определение из словаря «Культурология. ХХ век»:

«Социальный опыт - важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой селектированные и аккумулированные в общественном сознании членов сообществ формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности» (Словарь...: 435).

Среди культурных функций социального опыта - аккумулирование прямых и опосредованных способов поддержания социальной

интегрированности людей; аккумуляция локальных культурных черт; социальное воспроизводство способов и трансляция их культурных особенностей от поколения к поколению.

Социальный опыт включает набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе. Это значит, что социальный опыт играет важную роль в формировании картины мира. Поскольку познание мира человеком не свободно от ошибок и заблуждений, его концептуальная картина мира постоянно меняется, «перерисовывается», тогда как

языковая картина мира еще долгое время хранит следы этих ошибок и заблуждений.

Социология как наука выработала и закрепила основные понятия в специальной терминологии, т.е. языковых знаках, репрезентирующих «следы» социологической картины мира. Существование разветвленной терминологии социологии в английском и русском языках позволяет предполагать, что социологическая картина мира передается сходным образом в этих языках.

1. Дженкендорф, Р. Semantics and Cognition. Cambridge / R.Jackendoff. The MIT Press, 1983.

2. Планк, М. Единство физической картины мира /М.Планк. М., 1966

3. Рассел, Б. Человеческое познание: его сферы и границы /Б.Рассел. М., 1997.

4. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.