В. А. Бачинин*
ФЕНОМЕН ИЗМЕНЫ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКОЙ АКСИОЛОГИИ
Тема измены (предательства) пребывает в средоточии сложнейших мировоззренческих и методологических коннотаций. Внутри её современного дискурса правит дух релятивизма, порождающий множество противоречий, парадоксов и откровенных нелепостей. И если не предпринять специальных мер по его преодолению, то выбраться из этой пучины идеологических несуразностей к свету истины окажется совершенно невозможно.
Единственным достойным средством подобного преодоления может считаться принцип абсолютности. Апелляция к абсолютным, а не относительным ценностям позволяет внести ясность в тему измены на уровне её мировоззренческих оснований.
В том дискурсе, который сложился в контексте цивилизаций, имеющих христианскую генеалогию, важнейшим средоточием абсолютных ценностей, норм и смыслов является Библия, а их источником выступает Сам Творец неба и земли — Бог Саваоф. И до сих пор человеческий рассудок не придумал сколько-нибудь убедительных опровержений этой истины.
Библия обращает наше внимание, прежде всего, на один тип измены — на измену Богу. Это важнейший и самый страшный вид предательства. Изменить Господу — значит нарушить завет (договор) с Ним, отвернуться от Него, перестать выполнять Его заповеди, начать поклоняться иным богам, идолам, обычным, тленным людям.
Все остальные измены, нарушающие договоренности с государствами, правительствами, отдельными людьми, должны непременно соотноситься с абсолютным требованием верности Богу. Если некий человек, социальная общность или отдельное государство идут против Бога и не желают выполнять Его заповеди, то неприятие их позиций, отказ следовать с ними или за ними вполне оправданы. Библия оправдывает поведение того, кто в первую очередь хранит верность Богу и не следует за отступившими от Него нечестивцами или за теми, кто не имеет представлений об истинном Боге. В этом отношении весьма характерна библейская история блудницы Раав, которая уверовала в могущество и величие Бога Саваофа и сочла необходимым быть верной Ему, а не своему родному городу Иерихону и населявшему его языческому народу. В ветхозаветной Книге Иисуса Навина мы читаем: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они
* Вячеслав Аркадьевич Бачинин — доктор социологический наук, профессор, главный научный сотрудник Социологического института РАН. © В. А. Бачинин, 2008
пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у неё на кровле. Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. Прежде, нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу; итак, поклянитесь мне Господом [Богом вашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестёр моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину. И спустила она их по верёвке чрез окно, ибо дом её был в городской стене, и она жила в стене; и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдёте в путь ваш. И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, если не сделаешь так: вот, когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоём] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснётся его; если же [кто нас обидит, или] ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червлёную верёвку. Они пошли и пришли на гору, и пробыли там три дня, доколе не возвратились гнавшиеся за ними. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли. Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему всё, что с ними случилось (Нав. 2, 1 — 23).
Когда город был захвачен израильтянами, по повелению Бога всё живое в нём было уничтожено. «И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [всё] истребили мечом. А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда её и всех, которые у неё, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца её, и мать её, и братьев её, и всех, которые у неё были, и всех
родственников её вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и всё, что в нём, сожгли огнём; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, [чтобы внести Господу] в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца её и всех, которые у неё были, Иисус оставил в живых, и она живёт среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона» (Нав., 6, 20 — 24).
В Библии поведение Раав не только не осуждается, но изображается как единственно верное. Человеку с секулярным мышлением это может показаться чем-то чудовищным. Но следует помнить, что Библия — это книга, в которой нет ни одного этически опрометчивого суждения, этически двусмысленного примера. В ней царит дух абсолютной этической достоверности, и в этом состоит секрет её многовековой воспитательной значимости, её способности по сей день служить лучшим учебником нравственности.
Степень достаточности принципа верности Богу такова, что в Библии практически отсутствует идея патриотизма в том виде, в каком она трактуется сегодня. То обстоятельство, что Русская православная церковь настоятельно акцентирует своё внимание на ней, говорит, во-первых, о том, что она в своей социальной доктрине отдаляется от следования библейским принципам, а во-вторых, что она оказалась в слишком плотных объятиях российского н правового (самодержавного, тоталитарного, автократического) государства и выполняет его социальные заказы. Это оборачивается для неё периодически обнаруживающимися «конфузиями». Сегодня былые декларации её иерархов о верности сталинскому или брежневскому режимам, их «патриотический» сервилизм, вдохновляемый органами ГБ, смотрятся как грязные, позорные пятна на белых священнических одеждах. Позиции же противников режима, «изменников» воспринимаются как безупречные в свете религиозно-нравственных критериев.
Для истинно верующего христианина выбор между верностью Богу и верностью государству не составляет труда. Если государство и его правительство в своих главных предприятиях следуют заповедям Бога, то христианин с готовностью выполняет их требования. Если же государство демонстрирует позицию богоотступничества или тем более, богоборчества, то христианин, хранящий верность Богу, не может следовать за таким правительством. Библия требует не участвовать в делах тьмы.
Мы сегодня существуем в атмосфере секуляризма и релятивизма. Пренебрежение библейскими абсолютными нормативами оборачивается апологиями гоомосексуализма, однополых браков, проституции и множеством других девиаций, относительно которых в Библии существуют категорические запреты. Попытки теоретического сознания разобраться в проблеме измены (предательства) не могут быть успешными до тех пор, пока оно будет пренебрегать методологическим принципом единства абсолютного и относительного. В подобном утверждении нет и намёка на попытку осуществить что-то вроде клерикальной экспансии и тем самым нарушить «чистоту» академического подхода к этой и другим социально-правовым и морально-политическим проблема. Суть дела заключается в совершенно ином. Современный академи-
ческий гуманитарный дискурс, как на Западе, так и в России, — это продукт двух последних столетий безбрежного разлива духа секуляризма, начавшегося вместе с эпохой Просвещения. Однако обретённый за это время духовный, интеллектуальный опыт, актуализация накопившихся внутри его пространства сомнений, принявшая вид мощного и всё более расширяющегося энергетического поля постмодерна, заставляют нас сегодня усомниться в верности тех постулатов, за которые упорно цепляются апологеты академизма-секуляриз-ма-релятивизма. В этих условиях наиболее продуктивной выглядит перспектива преодоления инерции неовольтерьянского богоборчества и выход на новый дискурсивный уровень, где бы перед теоретическим сознанием открылся мир высших абсолютов.
А. П. Данилов *
ПОЛИТИКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗМЕНЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕжДУ БЮРОКРАТИЧЕСКИМИ И ОЛИГАРхИЧЕСКИМИ СИЛАМИ В ПРИЧИННОМ КОМПЛЕКСЕ УБИЙСТВ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ. (ПОСТАНОВКА ВОПРОСА)
В сложном причинном комплексе убийств по политическим мотивам постсоветской России наиболее значимы противоречия между постепенно укрепляющимися бюрократическими, с одной стороны, и олигархическими силами, определявшими политику в 1990-е — начале 2000-х годов, с другой стороны. При этом внутри России наиболее криминогенна социальная группа олигархов, преступным путём захвативших значительную часть национального достояния России.344 Их мотивированная собственным сверхобогащением экономическая и политическая деятельность направляется организованной мировой, прежде всего, американской олигархией в целях ослабления военной мощи и политической власти России, создания её зависимости от экономики Запада.
Данные противоречия нашли своё выражение в том, что бюрократическая машина целенаправленно провела комплекс мер по частичному отстранению группы олигархов от источников экономического развития, не допуская политизации бизнеса экономической элитой. В результате этого крупные финансовые потоки, добыча природных ресурсов, медиаструктуры, находящиеся под контролем олигархической элиты, всё больше контролируются государством в лице государственных чиновников. Там, где это удалось осуществить, за
* Андрей Петрович Данилов — соискатель кафедры Криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Санкт-Петербургского криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия).
© А. П. Данилов, 2008
344 Шестаков Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: Учебник. — СПб., 2006. — С.214.