DOI: 10.24412/1994-3776-2023-4-41-44 УДК: 339.13
Е.И. Гречкин, Т.С. Попова
ФЕНОМЕН ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
E. Grechkin, T. Popova. Phenomenon of artificial intelligence in production
and trade
Аннотация. В рамках данной работы будет рассмотрено понятие искусственного интеллекта (ИИ); приведены примеры его использования на практике; описано влияние ИИ на производство и торговлю; проанализированы данные
консалтинговых компаний, изучающих влияние ИИ на экономические показатели деятельности компаний; представлены выводы на основе проведённых исследований. Ключевые слова: искусственный интеллект, производство, торговля, развитие ИИ, экономика, цифровизация экономики.
Контактная информация: 347360, Волгодонск; e-mail: grkcuinz@gmail.com
Abstract. In this work the concept of artificial intelligence (AI) will be considered; examples of its use in practice will be given; the impact of AI on production and trade will be described; the data of consulting companies will be analyzed, studying the influence of AI on the economic performance of companies; conclusions based on the conducted studies are presented.
Keywords: artificial intelligence, production, trade, AI development, economics, digitalization of the economy.
Contact information: 347360, Volgodonsk e-mail: grkcuinz@gmail.com
Искусственный интеллект (ИИ) все чаще выступает стимулом прогресса в технике и бизнесе. Он находит широкое применение в самых разных отраслях и оказывает влияние почти на все аспекты творчества. Развитию ИИ способствует наличие больших объемов данных для обучения и повышение доступных вычислительных мощностей. Целью данной научно-исследовательской работы является выявление перспектив развития ИИ и его влияние на производство и торговлю.
Сегодня искусственный интеллект находится на ранних стадиях его повсеместного внедрения, а все мы, в соответствии с кривой Роджерса (которая показывает скорость и стадии распространения инновации в сообществе), относимся к «ранним пользователям».
Тем не менее ИИ активно используется практически во всех областях жизнедеятельности: медицине, торговле, образовании, производстве и многих других отраслях народного хозяйства. Люди пользуются его возможностями ежедневно. Используют всевозможные браузеры, видеохостингы и маркетплейсы, работа которых также основана на ИИ.
Искусственный интеллект - это отдельное направление компьютерных наук, суть которого заключается в создании системы, способной анализировать огромные массивы
Гречкин Евгений Иванович - студент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Волгодонского-инженерно-технического института НИЯУ МИФИ.
Попова Татьяна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Волгодонского-инженерно-технического института НИЯУ МИФИ E. Grechkin - student of the Department of Economics and Social and Humanitarian Disciplines of the Volgodonsk Engineering and Technical Institute, National Research Nuclear University MEPhI.
T. Popova - PhD in Economic, Associate Professor of the Department of Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Volgodonsk Engineering and Technical Institute, National Research Nuclear University MEPhI © Гречкин Е. И., Попова Т. С., 2023.
информации, находить в них закономерности, делать на их основании выводы и решать различные задачи подобно человеку.
Рисунок 1. Диффузия инноваций
Начнём с того, какое влияние ИИ оказывает на процесс производства.
Во-первых, происходит автоматизация производства. ИИ может контролировать и управлять множеством операций, что способствует ускорению процесса производства, сокращению числа ошибок и оптимизации рабочих процессов. Это приводит к увеличению производительности труда, снижению количества брака и, как следствие, затрат на его устранение, а также повышению эффективности использования ресурсов.
Во-вторых, ИИ позволяет сократить логистические затраты путём оптимизации маршрутов. За счет анализа карт он рассчитывает наиболее оптимальные маршруты для грузовых автомобилей и доставочных служб.
В-третьих, происходит анализ рынка, который позволяет спланировать производство, определить необходимое количество запасов на прогнозируемый период времени.
Искусственный интеллект в продажах - это использование его возможностей для оценки потенциальных клиентов, расстановки рыночных приоритетов, охвата аудитории, прогнозирования спроса и уровня конкуренции и многого другого.
Благодаря развитию искусственного интеллекта новые краски приобрёл персонализированный маркетинг.
Во-первых, упростился сбор и анализ данных для генерирования информации, исходя из потребностей и предпочтений каждого клиента. Это позволило более точно сегментировать рынок.
Во-вторых, в режиме реального времени происходит персонализация контента в пределах всевозможных маркетплейсов, что позволяет привлечь внимание потребителя к интересующим его товарам и стимулировать продажи. Каждый маркетплейс сегодня включает раздел с «возможно интересными вам товарами», который формируется ИИ на основе недавних запросов.
В-третьих, ИИ помогает ритейлерам оптимизировать планирование товарных запасов на основе анализа и планирования уровня спроса, что приводит к сокращению издержек на хранение. Так, по данным МсК^еу, предприятия розничной торговли, внедрившие инструменты автоматизации рабочих процессов и прогнозирования спроса на основе ИИ, добились:
- сокращения логистических затрат на 15% при учёте, что в среднем они составляют 1015% от бюджета компании;
- сокращения административных расходов на 25-40%;
- сокращения дефицита товаров на 65%;
- улучшения качества обслуживания на 65% [1].
Немаловажную роль ИИ играет и в создании рекламы. Он занимается генерацией информативного и полезного текста, изображения или видео, а также обслуживанием клиентов. ИИ привлекает потребителей персональными скидками и условиями, исходя из их активности, чтобы повысить уровень удовлетворённости и количество конверсий.
PricewaterhouseCoopers (PwC) уже проанализировала перспективы развития ИИ и предположила, какое влияние искусственный интеллект окажет на экономическое развитие стран. На рисунке 2 отражены данные, предоставленные PwC.
Рисунок 2. Влияние ИИ на ВВП [2]
Исходя из данных, представленных на рисунке 2, можно отметить значительный рост ВВП в особо развитых регионах: Китае, Северной Америке и Южной Европе. В остальных регионах отмечается не столь значительный рост по причине недостаточной степени внедрения инноваций, связанных с ранее упомянутой диффузией инноваций.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что ИИ становится неотъемлемой частью бизнеса, что также подтверждается вовлеченностью в процесс исследования таких компаний, как: Amazon, Google, Apple, Яндекс и т.д.
Касаемо перспектив ИИ особое внимание сейчас уделяется развитию и совершенствованию «разговорного ИИ». Он представляет собой форму искусственного интеллекта, позволяющую вести диалог, подобный разговору человека с человеком. Это сократит время ожидания ответа и позволит посетителю самостоятельно решить возникшую проблему, получить персональное предложение или записаться на консультацию в любой момент времени. Всевозможные голосовые ассистенты и чат-боты, которые работают скорее по строго определённому сценарию, являются следствием развития разговорного ИИ.
Президент России Владимир Путин обозначил меры поддержки отечественных разработок в области искусственного интеллекта (рис. 3):
Г
Важно обеспечить до 2030 года господдержку исследовательских центров в области искусственного интеллекта. В федеральном бюджете на 2024-2026 годы должны быть заложены средства на финансирование таких центров.
С ^
Необходимо расширить охват компаний с государственным участием, которые используют или планируют задействовать механизмы искусственного интеллекта в своей работе.
Ключевой элемент ИИ - обработка больших массивов данных. Сведения, которые касаются наших граждан, должны быть обезличены и надёжно защищены. С учётом этих требований нужно организовать доступ к данным со стороны участников рынка.
--Л
Запущены экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций. Нужно упростить доступ к таким режимам на законодательном уровне, ввести страхование ответственности за возможный ущерб, причинённый при использовании ИИ.
' Л
Нужно включить требования об обязательном использовании искусственного интеллекта для компаний, которые планируют получить субсидии из федерального бюджета.
Важнейший вопрос - это подготовка специалистов, которые работают с цифровыми технологиями. Всем вузам страны уже направлен обновлённый образовательный модуль системы искусственного интеллекта. Нужно объявить его обязательным.
Рисунок 3. Меры поддержки отечественных разработок
Резюмируя, стоит отметить, что ИИ - это уже не научная фантастика, а наступившая реальность. На наших глазах разворачивается новая эра. Технология искусственного интеллекта является такой же революционной, какими в свое время были электричество и Интернет. Она способна кардинально поменять уклад жизни человека, автоматизировать многие рабочие процессы и создать значительную по своим масштабам экономическую ценность.
Литература
1. PwC's Global Artificial Intelligence Study: Exploiting the AI Revolution // PwC URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/data-and-analytics/publications/artificial-intelligence-study.html
2. The state of AI in 2023: Generative AI's breakout year // QuantumBlack: Al by McKinsey URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/quantumblack/our-insights/the-state-of-ai-in-2023-generative-ais-breakout-year#/